Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: важнейший документ недели Выпуск от


Информационный Канал Subscribe.Ru

Аналитический обзор: важнейшая правовая информация

    АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР: ВАЖНЕЙШАЯ ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ

                                Выпуск 23 cентября 2002 года

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

    О Порядке учета
    доходов и расходов и хозяйственных операций
    для индивидуальных предпринимателей

    11 сентября 2002 года вступил в силу совместный Приказ Минфина
России  N 86н и МНС РФ N БГ-3-04/430 от 13.08.2002 "Об утверждении
Порядка  учета  доходов  и расходов  и хозяйственных  операций для
индивидуальных  предпринимателей" (зарегистрирован в Минюсте РФ 29
августа 2002 г. N 3756).
    Новый  Порядок  утвержден в связи с введением в действие главы
25  "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса
РФ (далее - НК РФ) и распространяется на правоотношения, возникшие
с 1 января 2002 года.
    Ранее действующий Порядок,  утвержденный Приказом  Минфина  РФ
N  24н,  МНС  РФ  N БГ-3-08/419 от 21.03.2001,  признан утратившим
силу.
    Общие  положения  и основные  правила  учета  в новом  Порядке
(Главы  I -  II)  практически  не  изменились по сравнению с ранее
действовавшим  документом.  Так,  в  новом Порядке воспроизводится
норма   о  том,    что   индивидуальные   предприниматели   должны
обеспечивать  полноту,  непрерывность  и достоверность  учета всех
полученных   доходов,   произведенных   расходов   и хозяйственных
операций  при  осуществлении  предпринимательской  деятельности  и
деятельности, осуществляемой частными нотариусами.
    Данные   учета  доходов  и расходов  и хозяйственных  операций
используются  для  исчисления  налоговой  базы по налогу на доходы
физических лиц, уплачиваемому индивидуальными предпринимателями на
основании главы 23 части второй НК РФ.
    Новый  Порядок  не  распространяется  на доходы индивидуальных
предпринимателей,   по   которым  применяется  упрощенная  система
налогообложения, учета и отчетности, предусмотренная для субъектов
малого  предпринимательства,   а  также  на  доходы,   по  которым
уплачиваются   единый   налог   на   вмененный   доход   и  единый
сельскохозяйственный налог.
    В  новом  Порядке сохранилась норма,  в соответствии с которой
при  необходимости,  с  учетом  конкретной  специфики тех или иных
видов   деятельности,   а  также  в случае,   если  индивидуальные
предприниматели    освобождены    от    исполнения    обязанностей
налогоплательщика,  связанных  с исчислением  и уплатой  налога на
добавленную   стоимость,   налогоплательщик   по   согласованию  с
налоговым  органом  вправе  разработать  иную  форму  Книги учета,
оставив  в ней  показатели,  необходимые  для исчисления налоговой
базы,  и  (или)  включив  в нее  иные  показатели,   связанные  со
спецификой  осуществляемой  им  деятельности.  При  этом добавлено
следующее  условие  - если индивидуальным предпринимателем принято
решение  о разработке  новой  формы  Книги  учета,  то  учет в ней
товарно  - материальных  ценностей  (имущества)  и его  реализация
ведется  как  в количественном,  так  и стоимостном  выражении  по
каждому виду товаров (работ, услуг).
    Как  и прежде,   доходы  и расходы  отражаются  в Книге  учета
кассовым  методом,  то  есть после фактического получения дохода и
совершения  расхода,   за  исключением  случаев,   предусмотренных
Порядком.
    Расходы,  непосредственно  связанные  с извлечением доходов от
предпринимательской  деятельности,  подразделяются  не  на 3,  как
раньше,  а  на 4 группы:  материальные расходы;  расходы на оплату
труда; амортизационные отчисления; прочие расходы.
    К   материальным   расходам   индивидуального  предпринимателя
(раздел I Книги учета), в частности, относятся следующие затраты:
    -  на  приобретение  сырья и (или) материалов,  используемых в
предпринимательской    деятельности   при   изготовлении   товаров
(выполнении  работ,  оказании  услуг) и (или) образующих их основу
либо  являющихся  необходимым компонентом при изготовлении товаров
(выполнении  работ,  оказании  услуг),  а  также  для  обеспечения
технологического   процесса,   для   упаковки   и иной  подготовки
изготовленных и (или) реализуемых товаров;
    -  на  приобретение инструментов,  приспособлений,  инвентаря,
приборов   и другого  имущества,   не  являющегося  амортизируемым
имуществом.   Стоимость   такого   имущества  включается  в состав
материальных   расходов   в полной  сумме  по  мере  ввода  его  в
эксплуатацию;
    -   на  приобретение  комплектующих  изделий,   подвергающихся
монтажу,  и  (или)  полуфабрикатов,  подвергающихся дополнительной
обработке у налогоплательщика;
    -   на  приобретение  топлива,   воды  и энергии  всех  видов,
расходуемых на технологические цели, отопление зданий;
    -  на  приобретение  работ  и услуг,   выполняемых  сторонними
организациями  или индивидуальными предпринимателями,  связанных с
осуществлением предпринимательской деятельности.
    Стоимость   товарно  - материальных  ценностей,   относимых  к
материальным   расходам,   включая   комиссионные  вознаграждения,
уплачиваемые  посредникам,  ввозные  таможенные  пошлины  и сборы,
расходы   на   транспортировку   и  иные   затраты,   связанные  с
приобретением   товарно  - материальных  ценностей,   определяется
исходя   из   цен  их  приобретения  без  учета  суммы  налога  на
добавленную   стоимость   (НДС),   за  исключением  операций,   не
облагаемых НДС,  и налогов,  включаемых в расходы в соответствии с
НК РФ.
    К  числу  операций,  не  облагаемых  НДС,  относятся операции,
которые  не  являются  объектами налогообложения согласно пункту 2
статьи   146  НК  РФ  и (или)  освобождены  от  налогообложения  в
соответствии  со  статьей  149  НК  РФ,  работы  и услуги,  местом
реализации  которых  не  является  территория Российской Федерации
согласно  статье  148  НК  РФ,   а  также  в тех  случаях,   когда
индивидуальные предприниматели получили освобождение от исполнения
обязанностей  налогоплательщика  по  НДС в соответствии со статьей
145 НК РФ.
    Если  стоимость  возвратной  тары,  принятой  от  поставщика с
товарно   -  материальными   ценностями,   включена   в цену  этих
ценностей,  из общей суммы расходов на их приобретение исключается
стоимость  возвратной тары по цене ее возможного использования или
реализации.  Стоимость  невозвратной тары и упаковки,  принятых от
поставщика  с товарно  - материальными  ценностями,  включается  в
сумму расходов на их приобретение.
    Отнесение  тары  к возвратной  или  невозвратной  определяется
условиями   договора   (контракта)   на   приобретение  товарно  -
материальных ценностей.
    Сумма   материальных   расходов   уменьшается   на   стоимость
возвратных  отходов.  Под  возвратными отходами понимаются остатки
сырья  (материалов),  полуфабрикатов  и других  видов материальных
ресурсов,    образовавшиеся   в  процессе   изготовления   товаров
(выполнения   работ,    оказания   услуг),   частично   утратившие
потребительские   качества   исходных   ресурсов  (химические  или
физические  свойства)  и в  силу  этого используемые с повышенными
расходами  (пониженным  выходом  продукции) или не используемые по
прямому назначению.
    Не   относятся   к  возвратным   отходам   остатки  товарно  -
материальных  ценностей,  которые в соответствии с технологическим
процессом  направляются в качестве полноценного сырья (материалов)
для  изготовления  других  видов товаров (работ,  услуг),  а также
попутная   (сопряженная)   продукция,   получаемая   в  результате
осуществления технологического процесса.
    К  материальным  расходам приравниваются потери от недостачи и
(или)  порчи при хранении и транспортировке товарно - материальных
ценностей  в пределах  норм  естественной  убыли,  утвержденных  в
порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
    В   расходы   на  оплату  труда  включаются  любые  начисления
(выплаты)  работникам  в денежной  и (или) натуральной формах,  за
исключением расходов на любые виды вознаграждений, предоставляемых
работникам,  помимо  вознаграждений,  выплачиваемых  на  основании
трудовых договоров.
    Для  учета  основных  средств  индивидуальным предпринимателям
рекомендуется   использовать   формы   и краткие  указания  по  их
заполнению,  утвержденные Постановлением Государственного комитета
Российской Федерации по статистике от 30 октября 1997 г. N 71а "Об
утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по
учету  труда  и его  оплаты,   основных  средств  и нематериальных
активов,  материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов,
работ в капитальном строительстве".
    Начисление  амортизации  по объектам амортизируемого имущества
(основные  средства,  малоценные  и быстроизнашивающиеся предметы,
нематериальные  активы),  приобретенного  до  1 января 2002 года и
используемого  для осуществления предпринимательской деятельности,
производится в порядке, действовавшем на момент их приобретения.
    Амортизация  основных средств,  приобретенных до 1 января 2002
года   и  используемых   для   осуществления   предпринимательской
деятельности,  продолжает  начисляться линейным способом в течение
срока их полезного использования.
    Индивидуальные  предприниматели  вправе  продолжать  применять
механизм    ускоренной    амортизации   по   основным   средствам,
приобретенным   до   1  января   2002   года   и используемым  для
осуществления    предпринимательской    деятельности,  в  порядке,
установленном  законодательством  Российской  Федерации.  Действие
механизма   ускоренной   амортизации   не   применяется   частными
нотариусами.
    Стоимость   используемых   малоценных   и быстроизнашивающихся
предметов,  приобретенных до 1 января 2002 года и используемых для
осуществления    предпринимательской   деятельности,    продолжает
амортизироваться процентным способом.  Процентный способ - способ,
при   котором  начисление  амортизации  осуществляется  исходя  из
первоначальной стоимости предмета и ставки в 50 процентов в начале
его  использования,  а  оставшиеся  50  процентов  начисляются при
выбытии  предмета  из-за  невозможности  использования  вследствие
непригодности.
    Сумма амортизации определяется индивидуальным предпринимателем
ежемесячно отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества.
    В   сезонных   производствах  сумма  амортизации  по  основным
средствам начисляется равномерно в течение налогового периода.
    Перечень  прочих  расходов в новом Порядке является открытым и
состоит из 19 пунктов. В частности, к прочим расходам, связанным с
осуществлением предпринимательской деятельности, относятся расходы
на   оплату  информационных  услуг,   например,   на  приобретение
специальной   литературы,   периодических   изданий  по  вопросам,
связанным  с профессиональной  деятельностью  предпринимателя,   а
также информационных систем (например, справочных правовых систем)
при наличии подтверждающих документов об их использовании.

    О погашении сумм пеней по
    налоговым обязательствам перед федеральным бюджетом

    1  июля  2002  года  был  издан Приказ Министерства Российской
Федерации   по  налогам  и сборам  N БГ-3-29/332  "Об  утверждении
Порядка  погашения  сумм  пеней,  начисленных  на задолженность по
налогам   перед   федеральным   бюджетом,   уплата   которых  была
приостановлена   в  соответствии  с пунктом  11  Указа  Президента
Российской Федерации от 08.05.1996 N 685 "Об основных направлениях
налоговой  реформы  в Российской  Федерации  и мерах по укреплению
налоговой и платежной дисциплины".
    Наименование   Приказа   вполне  точно  и полно  характеризует
предмет  правового регулирования данного документа.  Остается лишь
напомнить,  что  пункт  11 упомянутого Указа приостановил с 20 мая
1996  года  взимание  пеней  по  задолженности  по  налогам  перед
федеральным  бюджетом,  возникшей  на  этот момент у предприятий и
организаций.   Пени,   исчисленные  на  20  мая  1996  года,  были
зафиксированы  в специальной  отчетности,  и  проценты  на  них не
начислялись.
    В  соответствии  с рассматриваемым  Приказом  уплате  подлежат
суммы  пеней,  числящиеся  за  хозяйствующими субъектами по данным
учета налоговых органов по состоянию на 01.01.2002.
    В  развитие  статьи  139  Федерального  закона  от  30.12.2001
N  194-ФЗ  "О  федеральном бюджете на 2002 год" Порядок установил,
что  суммы  пеней  подлежат  уплате в федеральный бюджет в течение
двух  лет  ежемесячно  равными долями.  Подчеркивается,  что сумма
пеней,  подлежащая  уплате  ежемесячно,  должна  равняться 1/24 от
общей суммы пеней.
    Впрочем,  налоговый  орган  должен  сам рассчитать и направить
организациям письменные уведомления о необходимости погашения сумм
пеней с указанием ежемесячных сумм платежей и сроков их уплаты,  а
также   разъяснить  порядок  заполнения  платежных  документов  на
перечисление сумм пеней. Но уже сейчас обратим внимание на то, что
в  соответствии с положениями совместного Приказа МНС России,  ГТК
России и Минфина России от 01.10.2001 N БГ-3-10/373/961/80н в поле
"Назначение   платежа"   в  показателе  "Примечание"  должно  быть
указано: "Пени по Указу N 685".
    В случае неуплаты, неполной уплаты или нарушения установленных
сроков  уплаты  сумм  пеней  налоговый  орган  принимает  меры  по
принудительному взысканию указанных сумм.
    Порядок  принудительного  взыскания  сумм пеней,  в частности,
установлен статьями 75,  46, 47 и 48 Налогового кодекса Российской
Федерации.
    Принудительное  взыскание  пеней  с организаций производится в
бесспорном порядке, а с физических лиц - в судебном.
    Взыскание  сумм пеней с организации - должника производится по
решению  налогового  органа  путем  направления в банк,  в котором
открыты счета этого хозяйствующего субъекта, инкассового поручения
(распоряжения)   на   списание   и перечисление  в соответствующие
бюджеты необходимых денежных средств.
    Взыскание  сумм пеней за счет имущества должника - физического
лица производится на основании вступившего в законную силу решения
суда  Службой  судебных  приставов Минюста России в соответствии с
Федеральным  законом  от  21.07.1997  N 119-ФЗ  "Об исполнительном
производстве".
    При  недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах
должника  - физического  лица  либо  юридического лица,  а равно в
случае  отсутствия  информации  о счетах,  взыскание обращается на
иное имущество.
    При   этом  соответствующее  постановление  налогового  органа
направляется в Службу судебных приставов Минюста России.
    Дальнейшее  обращение  взыскания  на  имущество  физических  и
юридических лиц в целом производится по общей схеме. Сначала арест
налагается   на   наличные   денежные  средства  и имущество,   не
участвующее   непосредственно   в  производстве   (ценные  бумаги,
валютные   ценности,    непроизводственные   помещения,   легковой
автотранспорт  и т.п.).  Затем  аресту подлежит готовая продукция,
иные    материальные    ценности,     не    предназначенные    для
непосредственного   участия  в производстве;   сырье  и материалы,
предназначенные  для  непосредственного участия в производстве,  а
также станки,  оборудование,  здания, сооружения и другие основные
средства.  Если  и этого  оказалось  недостаточно  - на имущество,
переданное  по  договору  другим  лицам  без  перехода к ним права
собственности  на  это имущество,  если для обеспечения исполнения
обязанности   по  уплате  пеней  такие  договоры  расторгнуты  или
признаны недействительными в установленном порядке.
    Согласно  статье  74  Налогового  кодекса Российской Федерации
принудительное взыскание пеней с поручителя производится налоговым
органом в судебном порядке.

    О выплате единовременного пособия
    при рождении ребенка

    9   сентября   2002   года   было   издано  совместное  Письмо
Министерства  труда  и социального развития  Российской  Федерации
N 6088-ГК и Фонда  социального  страхования  Российской  Федерации
N 02-08/05-2283П "О выплате единовременного пособия  при  рождении
ребенка".
    Данный  документ  разъясняет  порядок  выплаты единовременного
пособия  при  рождении  ребенка  индивидуальным  предпринимателям,
адвокатам,    нотариусам    и   другим    лицам,    самостоятельно
обеспечивающим себя работой.
    Как отмечается в Письме,  у лиц, самостоятельно обеспечивающих
себя работой,  и иных категорий граждан отношения по обязательному
социальному  страхованию возникают с момента уплаты ими или за них
страховых взносов на обязательное социальное страхование.
    В  связи  с введением в действие с 1 января 2001 года главы 24
части  второй  Налогового  кодекса  Российской  Федерации взносы в
государственные   внебюджетные   фонды,   в  том  числе  и в  Фонд
социального  страхования  Российской  Федерации  (кроме  страховых
взносов  на  обязательное  социальное  страхование  от  несчастных
случаев    на   производстве   и  профессиональных   заболеваний),
уплачиваются в составе единого социального налога.
    Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 235 и пункту 1 статьи 245
Налогового    кодекса    Российской    Федерации    индивидуальные
предприниматели  (адвокаты,  нотариусы)  не являются плательщиками
единого  социального  налога  в части  суммы,  зачисляемой  в Фонд
социального страхования Российской Федерации.
    Вместе  с тем в соответствии со статьей 11 Федерального закона
от  19.05.1995  N 81-ФЗ  "О  государственных  пособиях  гражданам,
имеющим  детей"  право  на  единовременное  пособие  при  рождении
ребенка  имеет  один  из  родителей  либо  лицо,  его  заменяющее,
независимо от того, работает он или нет.
    Как   следует  из  Положения  о порядке  назначения  и выплаты
государственных  пособий гражданам,  имеющим детей,  утвержденного
Постановлением  Правительства Российской Федерации  от  04.09.1995
N  883,  пособие  назначается  и выплачивается одному из родителей
либо лицу, их заменяющему, по месту работы (службы,  учебы),  а  в
случаях,  если  родители  ребенка  либо  лица,  их заменяющие,  не
работают  (не  служат,  не  учатся),  - органами социальной защиты
населения по месту жительства ребенка.
    Индивидуальным  предпринимателям,   адвокатам,   нотариусам  и
другим   лицам,   самостоятельно   обеспечивающим   себя  работой,
единовременное   пособие   при  рождении  ребенка  не  может  быть
выплачено   в  порядке,   установленном   нормативными  актами  по
обязательному  социальному  страхованию  для  лиц,  работающих  по
трудовым  договорам,  то  есть  по  месту  работы,  в счет единого
социального налога.
    В   связи  с этим  в случаях,   когда  оба  родителя  являются
индивидуальными  предпринимателями или один из них не работает,  а
второй  является  индивидуальным предпринимателем,  названное выше
пособие  выплачивается  органами  социальной  защиты  населения по
месту  жительства  одного  из родителей,  с кем проживает ребенок.
Выплаты производятся за счет средств Фонда социального страхования
Российской    Федерации    применительно   к  пунктам   21   и  24
вышеназванного Положения.
    При  этом не требуется представления подтверждающих документов
от  исполнительных  органов  Фонда  о том,  что  указанные лица не
подлежат социальному страхованию.
    В  аналогичном  порядке  производится  выплата единовременного
пособия при рождении ребенка адвокатам, нотариусам и другим лицам,
самостоятельно обеспечивающим себя работой.

    РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

    О переводе жилых помещений
    в нежилые в Рязанской области

    Законом  Рязанской  области от 30.08.2002 N 55-ОЗ "Об основных
положениях  перевода жилых помещений,  расположенных на территории
Рязанской   области,   в  нежилые"  установлен  общий  порядок  по
регулированию  правовых отношений,  возникающих при переводе жилых
помещений в нежилые, независимо от форм собственности.
    Согласно  Закону  собственник,  наниматель или арендатор имеет
право  использовать  принадлежащее  жилое помещение для целей,  не
связанных   с  проживанием   граждан,    только   после   перевода
собственником  такого помещения в нежилое.  Рассмотрение вопроса о
переводе   жилого   помещения   в нежилое  осуществляется  органом
местного   самоуправления   по   заявлению   собственника   жилого
помещения.
    Перевод   помещения   в  нежилое  осуществляется  при  условии
признания  жилого помещения непригодным для постоянного проживания
и  подлежащим  переоборудованию  для использования в других целях.
Непригодными  для  проживания  Закон признает жилые помещения,  не
отвечающие  нормативно - техническим требованиям,  предъявляемым к
жилым  помещениям,  вследствие  аварийности,  физического  износа,
несоблюдения  строительных норм и правил при застройке близлежащей
к дому территории и иных оснований.
    Еще   одним   условием  перевода  жилого  помещения  в нежилое
является  изменение  функционального  назначения жилого помещения,
пригодного  для  проживания.  Изменение функционального назначения
жилого   помещения   допускается   в  отношении   свободных  жилых
помещений, расположенных в подвальных, полуподвальных, цокольных и
на  первых этажах зданий,  при наличии или технической возможности
устройства  отдельного  входа;  жилых  помещений,  расположенных в
нежилых  строениях;  жилых одноквартирных домов частного жилищного
фонда и других помещений.
    Законом установлены ограничения при переводе жилых помещений в
нежилые.   Так,   не   допускается   перевод   жилых  помещений  в
государственном   и  муниципальном   жилищных  фондах  социального
использования;  когда  перевод жилого помещения в нежилое нарушает
права  и интересы  других  лиц;   если  жилое  помещение  является
комнатой в коммунальной квартире;  если жилое помещение обременено
правами иных лиц.
    Жилые помещения могут переводиться в нежилые на инвестиционных
условиях.  В  качестве инвестиционных условий выступают условия по
расселению жильцов в жилых домах, подлежащих капитальному ремонту,
с предоставлением им благоустроенных жилых помещений; проведению в
установленный  срок  ремонта  здания,  благоустройству  придомовой
территории либо долевому участию в ремонте здания.

    О государственной поддержке
    многодетных семей во Владимирской области

    1  января  2003 года вступит в силу Закон Владимирской области
от   02.09.2002   N  92-ОЗ   "О  мерах  государственной  поддержки
многодетных семей во Владимирской области".
    Государственная  поддержка осуществляется путем предоставления
экономических,  социальных  и правовых гарантий семьям,  имеющим в
своем  составе  3-х и более несовершеннолетних детей,  в том числе
усыновленных и принятых под опеку.
    Поддержка  оказывается многодетным семьям,  в которых один или
оба  родителя являются гражданами РФ или имеют статус беженцев или
вынужденных    переселенцев,    постоянно    или   преимущественно
проживающим на территории области.
    Государственная  поддержка  вышеуказанным семьям оказывается в
сфере  охраны здоровья детей,  образования,  культуры,  физической
культуры  и спорта путем бесплатного оказания детям до 18 лет всех
видов медицинской помощи в государственных и муниципальных лечебно
-  профилактических  учреждениях;  внеочередного  приема  детей  в
дошкольные  образовательные  учреждения с предоставлением льгот по
оплате   за   их  содержание;   бесплатного  обеспечения  учащихся
общеобразовательных   учреждений   и  образовательных   учреждений
начального  профессионального  образования комплектами учебников и
другие льготы.
    Также  государственная  поддержка  оказывается  по обеспечению
жилой площадью,  оплате жилищно - коммунальных услуг и регистрации
прав  на  недвижимое  имущество и сделок с ним.  Так,  многодетные
семьи  имеют право на льготное получение жилого помещения;  на 50%
скидку  в оплате  коммунальных  услуг,  а  проживающие в домах без
центрального  отопления  - в  оплате стоимости топлива,  а также в
оплате регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
    Кроме того,  семье, имеющей 4-х и более детей, устанавливается
дополнительное  ежемесячное  пособие  на каждого ребенка в размере
20%  базового  размера  государственного  ежемесячного  пособия на
ребенка.

    О реструктуризации кредиторской задолженности
    юридических лиц по налогам, подлежащим зачислению в
    территориальный дорожный фонд Иркутской области

    Постановлением   Главы   Администрации  Иркутской  области  от
14.08.2002    N   165-пг    утвержден   Порядок   реструктуризации
задолженности юридических лиц по налогам,  подлежащим зачислению в
территориальный  дорожный  фонд,  а  также  по начисленным пеням и
штрафам за несвоевременную уплату налогов, подлежащих зачислению в
территориальный дорожный фонд.
    Реструктуризация   указанной   задолженности  производится  по
решениям налоговых органов по месту нахождения юридических лиц.
    Документом  установлено,   что  задолженность  организации  по
налогам  исчисляется  по  данным  учета налогового органа по месту
постановки на учет организации по состоянию на 1 января 2002 года.
По  пеням  и штрафам  задолженность  исчисляется  по  данным учета
налогового   органа  по  состоянию  на  дату  принятия  решения  о
реструктуризации задолженности.
    Для   получения   права   на   реструктуризацию  задолженности
организации  необходимо  подать  заявление  до 1 января 2003 года.
Решение  о реструктуризации  задолженности принимается при условии
внесения  организацией  текущих налоговых платежей с 1 января 2002
года до 1-го числа месяца принятия решения о реструктуризации.
    В  случае принятия решения о реструктуризации задолженности по
налогам  ей предоставляется право равномерной уплаты задолженности
по налогам в течение 6 лет, начиная с 1 января 2003 года, по пеням
и  штрафам  - в  течение  4 лет  после  погашения задолженности по
налогам.
    Если      организация      досрочно      погашает     половину
реструктуризированной   задолженности  по  налогам  и полностью  и
своевременно  вносит  текущие  налоговые  платежи  в течение 2 лет
после  принятия  решения  о реструктуризации,  то  налоговый орган
производит  списание половины задолженности по пеням и штрафам.  В
случае  погашения полной суммы задолженности по налогам и полном и
своевременном  внесении текущих налоговых платежей в течение 4 лет
производится полное списание задолженности по пеням и штрафам.
    В  случае  проведения реструктуризации задолженности только по
пеням  и штрафам,  при  своевременном  и полном  внесении  текущих
налоговых  платежей  в течение  2 лет  после  принятия  решения  о
реструктуризации,  налоговый  орган  производит  списание половины
задолженности   по   пеням   и  штрафам,   а  в случае  полного  и
своевременного внесения текущих налоговых платежей в течение 4 лет
после  принятия  решения  о реструктуризации - списание оставшейся
суммы задолженности по пеням и штрафам.

    МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

    Европейская рамочная конвенция о приграничном
    сотрудничестве территориальных сообществ и властей

    Федеральным  законом от 22.07.2002 N 91-ФЗ была ратифицирована
Европейская   рамочная   конвенция  о приграничном  сотрудничестве
территориальных   сообществ   и  властей  от  21  мая  1980  года,
подписанная  от  имени  Российской Федерации в городе Страсбурге 3
ноября 1999 года.
    В  соответствии  со  ст.  1  Конвенции каждая Договаривающаяся
Сторона   обязуется  поощрять  приграничное  сотрудничество  между
территориальными  сообществами  и властями,  находящимися  под  ее
юрисдикцией,    с   территориальными   сообществами   и  властями,
находящимися под юрисдикцией других Договаривающихся Сторон.
    Под     приграничным    сотрудничеством    понимаются    любые
согласованные  действия,   направленные  на  усиление  и поощрение
отношений   между   соседними   территориальными   сообществами  и
властями,    находящимися    под    юрисдикцией    двух   и  более
Договаривающихся  Сторон,  а  также  заключение любых соглашений и
договоренностей, необходимых для достижения вышеуказанных целей.
    Приграничное    сотрудничество    осуществляется   в  пределах
полномочий   территориальных  сообществ  и властей,   определяемых
внутренним законодательством каждой из Сторон.
    Термин   "территориальные   сообщества   и  власти"   означает
сообщества,  властные  структуры  или  их  органы,  осуществляющие
властные   полномочия   на   региональном   и  местном   уровне  и
рассматриваемые  в качестве  таковых  в соответствии  с внутренним
законодательством  каждого  из  государств.  Вместе с тем,  каждая
Договаривающаяся   Сторона   может   в момент  подписания  (или  в
последующем  уведомлении  Генерального  секретаря  Совета  Европы)
определить  общины,  властные  структуры  или  их органы,  а также
направления  и формы,   которыми  она  намерена  ограничить  сферу
применения Конвенции или которые она намерена из нее исключить.
    Каждая  из  Договаривающихся Сторон обязуется прилагать усилия
для  того,   чтобы  разрешать  юридические,  административные  или
технические   проблемы,   которые   могут  затруднить  развитие  и
нормальный ход приграничного сотрудничества.
    Согласно Конвенции поощряется любая инициатива территориальных
сообществ и властей,  основанная на рамочных договоренностях между
ними, подготовленных Советом Европы.  Если они сочтут необходимым,
они   также   могут   использовать  двусторонние  и многосторонние
межгосударственные  типовые  соглашения,   подготовленные  Советом
Европы.
    Заключенные  договоренности и соглашения могут основываться на
типовых   и  рамочных  соглашениях,   уставах  и контрактах  - они
приводятся   в  Приложении  к Конвенции  и носят  рекомендательный
характер.
    Система  типовых  соглашений  создана путем разграничения двух
основных  категорий,  определяемых  в соответствии  с уровнем,  на
котором заключено соглашение:
    -   типовые   межгосударственные   соглашения   о приграничном
сотрудничестве на местном и региональном уровнях;
    -  рамочные  соглашения,  контракты  и уставы,  которые  могут
обеспечить     основу     приграничного    сотрудничества    между
территориальными властями или сообществами.
    Два   типовых   межгосударственных   соглашения   о содействии
приграничному  сотрудничеству  и региональным  приграничным связям
подпадают   под   исключительную  юрисдикцию  государств.   Другие
межгосударственные соглашения просто создают юридические рамки для
заключения   соглашений   или  контрактов  между  территориальными
властями  или  сообществами,  типы  которых  относятся  ко  второй
категории.
    Система межгосударственных соглашений нацелена,  прежде всего,
на   четкое   закрепление  содержания,   форм  и границ,   которые
государства определяют для деятельности территориальных властей, а
также  на  устранение  правовых  неопределенностей,  которые могут
создать   проблемы   (определение  применяемого  законодательства,
судебные полномочия, возможные пути апелляции и т.д.).
    Система  типовых  соглашений многовариантного выбора позволяет
правительствам   поставить   приграничное  сотрудничество  в любой
контекст, который наилучшим образом соответствует их потребностям.
Используя межгосударственное соглашение для развития приграничного
сотрудничества   в  качестве   основы  и дополняя  его  различными
вариантами,   государства  могут  применить  только  один  вариант
соглашения  или  несколько  и сделать это как одновременно,  так и
поэтапно.

    СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

    О праве собственности на акции
    ОАО "Иркутскэнерго"

    Российская   Федерация   в  лице   Министерства  имущественных
отношений Российской Федерации обратилась в Высший Арбитражный Суд
РФ с иском к Иркутской области в лице ее администрации о признании
за   Российской   Федерацией  права  собственности  на  акции  ОАО
"Иркутскэнерго" (далее - ОАО), составляющие 40 процентов уставного
капитала акционерного общества.
    Иркутская область в лице ее администрации предъявила встречный
иск   к  Российской  Федерации  о признании  права  общей  долевой
собственности  Российской  Федерации  и Иркутской области на те же
акции.
    Решением   Высшего  Арбитражного  Суда  РФ  основной  иск  был
удовлетворен    -  за   Российской   Федерацией   признано   право
собственности  на  акции,   составляющие  40  процентов  уставного
капитала ОАО.
    Во   встречном   иске   о  признании   права   общей   долевой
собственности   Российской   Федерации   и  Иркутской  области  на
указанные акции отказано.
    Вместе  с тем  решением  суда  за  Иркутской областью признано
право   на   пользование,    владение   и  распоряжение,   включая
осуществление  прав  акционера,  акциями  ОАО,  составляющими 15,5
процента    уставного   капитала,    находящимися   в  федеральной
собственности,  без  права  отчуждения,  залога,  а также передачи
функций по управлению ими.
    В   протесте   Генерального   прокурора  Российской  Федерации
предлагается   решение   Высшего   Арбитражного  Суда  РФ  в части
признания  за Иркутской областью права на пользование,  владение и
распоряжение,   включая  осуществление  прав  акционера,  акциями,
составляющими 15,5 процентов уставного капитала ОАО,  находящимися
в федеральной собственности, отменить.
    В   соответствии   с Гражданским  кодексом  РФ  (статья  142),
Федеральным   законом   от  26.12.1995  N 208-ФЗ  "Об  акционерных
обществах"  (статьи  2, 31),  Федеральным  законом   от 22.04.1996
N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"  (статья  29)  права,  закрепляемые
акциями  (права  акционера),  принадлежат  собственнику акций и не
могут быть переданы иному лицу без его воли.
    Ссылка  в решении  на  Договор  от 27.05.1996 "О разграничении
предметов  ведения  и полномочий  между  органами  государственной
власти  Российской  Федерации  и органами  государственной  власти
Иркутской   области  и входящего  в ее  состав  Усть  - Ордынского
Бурятского национального округа", предусматривающий, как сказано в
решении,  возможность передачи во владение Иркутской области части
спорного  пакета акций для осуществления прав акционера (без права
отчуждения  указанных  акций  путем  продажи,  передачи  в залог и
управление без согласия Российской Федерации как собственника), не
может  служить  основанием  для  признания  решения  в этой  части
законным.
    Согласно    статье    8  названного   Договора   разграничение
государственной  собственности на территории области и автономного
округа,   включая   объекты  электроэнергетики,   на  федеральную,
областную   и  окружную   производится   на   основании  отдельных
соглашений  между  исполнительными органами государственной власти
Российской  Федерации,  области,  автономного  округа.  В  этой же
статье  говорится,  что  предметом  разграничения  государственной
собственности    в   электроэнергетическом    комплексе   является
государственный    пакет   акций   приватизированных   предприятий
электроэнергетики  и что  в пользование,  владение  и распоряжение
Иркутской   области   может   передаваться   часть   пакета  акций
приватизированных  федеральных  предприятий,  но и здесь отмечено,
что  такая  возможность  допускается  по соглашению между органами
исполнительной власти Российской Федерации и Иркутской области.
    В   отношении   акций   ОАО   соответствующего  соглашения  до
настоящего времени не достигнуто.
    Следовательно,  право  на  какую-либо  часть  акций указанного
общества  у Иркутской области не возникло,  а поэтому суд не имеет
оснований  для  его  признания  в отношении  15,5  процента  акций
данного общества.
    В  Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от
10.09.1993   N  15-П,   отметившем   необходимость   использования
согласительных   процедур  при  решении  вопросов,   отнесенных  к
предметам  совместного  ведения  Российской  Федерации и субъектов
Российской  Федерации,   указано,   что  данное  Постановление  не
предопределяет решение вопроса о том,  в чьей собственности должны
находиться  гидроэлектростанции  и другие  объекты энергетического
комплекса,   а  также  не  предопределяет  возможные  впоследствии
решения арбитражных судов по конкретным экономическим спорам.
    Доводы,   приведенные   администрацией   Иркутской  области  в
возражениях   на   протест   Генерального   прокурора   Российской
Федерации,  не дают оснований для отклонения протеста и оставления
решения по данному делу без изменения.  Содержащееся в возражениях
утверждение  о том,  что  суд не наделил Иркутскую область каким -
либо  правом,  а  лишь  признал за ней имеющееся право,  возникшее
вследствие   предшествующих   судебному   спору  действий  сторон,
направленных  на  возникновение  гражданских  прав и обязанностей,
ошибочно,  поскольку  законных  прав  на спорные акции у Иркутской
области не возникло ни до, ни после передачи спора на рассмотрение
суда.   Фактическое   пользование  акциями  ОАО,   передача  их  в
управление   другой   организации  и иные  действия,   совершенные
Иркутской  областью  до  принятия  судебного решения,  не являются
юридическими  фактами,  порождающими  правовые последствия,  что и
послужило  основаниями  для  отказа  Иркутской  области  в иске  о
признании за ней права собственности на часть акций ОАО.
    Президиум  Высшего  Арбитражного  Суда  РФ  (Постановление  от
09.07.2002  N 3111/00)  изменил  решение Высшего Арбитражного Суда
РФ,  исключив из него положения, касающиеся признания за Иркутской
областью  права на пользование,  владение и распоряжение,  включая
осуществление   прав  акционера,   15,5  процентами  акциями  ОАО,
находящимися   в федеральной  собственности.   В  остальной  части
решение оставлено без изменения.

    Удовлетворение требований  кредиторов возможно только
    на условиях заключенного сторонами мирового соглашения,
    утвержденного арбитражным судом

    Открытое  акционерное  общество обратилось в арбитражный суд с
иском   о  взыскании  с другого  открытого  акционерного  общества
процентов,   начисленных   в соответствии  с пунктом  2 статьи  70
Федерального  закона  от  08.01.1998  N 6-ФЗ  "О несостоятельности
(банкротстве)".
    Арбитражный  суд в иске отказал.  Постановлением апелляционной
инстанции   исковые   требования  удовлетворены  в полном  объеме.
Федеральный  арбитражный  суд  округа  постановление апелляционной
инстанции оставил без изменения.
    Определением   арбитражного  суда  от  20.03.2000  в отношении
ответчика введены внешнее управление и мораторий на удовлетворение
требований  кредиторов  по  денежным обязательствам и обязательным
платежам, срок исполнения по которым наступил до введения внешнего
управления.
    Определением   от  03.04.2001  (в  ходе  внешнего  управления)
арбитражный  суд  утвердил  мировое соглашение,  заключенное между
конкурсными кредиторами и должником (ответчиком).
    Истец,  ссылаясь  на  пункт 2 статьи 70 Федерального закона от
08.01.1998  N 6-ФЗ  и статью  395 Гражданского кодекса РФ,  заявил
требование о взыскании с должника процентов за период с 20.03.2000
по 03.07.2001, т.е.  за период внешнего управления, до утверждения
мирового соглашения.
    Удовлетворяя эти требования, суды апелляционной и кассационной
инстанций   сделали  вывод  о том,   что  начисление  процентов  в
соответствии   с  пунктом   2 статьи  70  Федерального  закона  от
08.01.1998  N 6-ФЗ  является  компенсацией потерь в виде взыскания
убытков  истца  из-за  отсрочки погашения должником его требований
кредитора по денежным обязательствам. По мнению названных судебных
инстанций,  начисление  таких процентов не может рассматриваться в
качестве     дополнительного    обязательства,     связанного    с
первоначальным,   поэтому   утвержденное   мировое  соглашение  не
предусматривает освобождения должника от их уплаты.
    Этот вывод противоречит условиям мирового соглашения.

    В  соответствии  с пунктом 1 мирового соглашения обязательства
должника   перед   кредиторами,   установленные  в ходе  процедуры
банкротства   и  включенные   в  реестр   требований   кредиторов,
прекращаются  путем  их  новации  согласно статье 414 Гражданского
кодекса РФ.
    Пунктом   4  подписанного   сторонами   и утвержденного  судом
мирового   соглашения   установлено,    что   все   дополнительные
обязательства,    связанные   с  первоначальными   обязательствами
должника  перед  кредиторами,   в  том  числе  ответственность  за
неисполнение основного обязательства (неустойки,  убытки, проценты
за   неправомерное   пользование   чужими  денежными  средствами),
прекращаются.
    Поскольку  мировое соглашение заключено сторонами и утверждено
арбитражным  судом  в полном  соответствии  со  статьями 120 - 124
Федерального   закона   от   08.01.1998   N 6-ФЗ,   удовлетворение
требований   кредиторов   возможно   только  на  условиях  данного
соглашения.
    Соглашением  не предусмотрено взыскание процентов на основании
пункта 2 статьи 70 вышеназванного Закона, следовательно, оснований
для их начисления и взыскания не имелось.
    При  таких обстоятельствах в удовлетворении иска было отказано
правомерно.
    Президиум  Высшего  Арбитражного  Суда  РФ  (Постановление  от
25.06.2002   N  8221/01)  отменил  постановления  апелляционной  и
кассационной   инстанций,   оставив  в силе  решение  суда  первой
инстанции.

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное