Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "КонсультантПлюс: новости для юриста" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
КонсультантПлюс: важнейший документ недели Выпуск от
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Аналитический обзор: важнейшая правовая информация
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР: ВАЖНЕЙШАЯ ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ Выпуск 9 cентября 2002 года ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии На исходе минувшего года, когда провозглашенные различными программными документами идеи реформирования социального обеспечения оформились в виде правовых предписаний Федеральных законов от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", были созданы первые реальные предпосылки для преобразования распределительной пенсионной системы в систему с элементами накопительного финансирования. Суть накопительной системы заключается в непосредственной зависимости размера пенсии от прошлых заработков пенсионеров, а также от величины страховых взносов, уплаченных за них в период трудовой деятельности. Очередным и чрезвычайно важным этапом на этом пути является принятие недавно вступившего в силу Федерального закона от 24.07.2002 N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации". Закон устанавливает правовые основы по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии. Он также определяет правовое положение, права, обязанности и ответственность субъектов и участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, правила их взаимодействия. Отдельные нормы посвящены государственному контролю и надзору в данной сфере. Средства пенсионных накоплений в соответствии со статьей 5 Закона будут находиться в государственной собственности. Они не подлежат изъятию в бюджет, не могут являться предметом обеспечения обязательств государства и участников процесса инвестирования пенсионных накоплений. Но, пожалуй, самое важное, на что следует обратить особое внимание каждому застрахованному лицу - это те правовые предписания, которые дают некоторую возможность влиять на размер будущей пенсии. Так, статья 31 Закона предоставляет застрахованному лицу право выбрать один из трех способов формирования накопительной части пенсии: через Пенсионный фонд Российской Федерации, негосударственный пенсионный фонд либо через одну из управляющих компаний, которая имеет договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений с Пенсионным фондом Российской Федерации. Этим правом могут воспользоваться мужчины, не достигшие возраста 55 лет, и женщины, не достигшие возраста 50 лет. Что же касается реализации права выбора иными застрахованными лицами (достигшими указанного возраста), то соответствующий порядок будет установлен отдельным федеральным законом. В любом случае, выбрать тот или иной способ формирования накопительной части пенсии застрахованное лицо вправе лишь один раз в год. Бланк заявления, к которому приложены инструкции по его заполнению, а также отчет о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица и результатах инвестирования в истекшем году будут направляться Пенсионным фондом Российской Федерации застрахованному лицу ежегодно не позднее 1 июля, начиная с 1 января 2004 года. Заявление о выборе управляющей компании направляется в Пенсионный фонд Российской Федерации не позднее 1 октября соответствующего года. Застрахованное лицо может подать заявление о выборе управляющей компании в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своего жительства лично или иным предусмотренным статьей 32 Закона способом. Если застрахованное лицо не воспользуется правом выбора, средства пенсионных накоплений, формируемые в его пользу, будут передаваться Пенсионным фондом Российской Федерации в доверительное управление государственной управляющей компании, что, по-видимому, менее доходно, но, скорее всего, более надежно. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 N 652 "Об утверждении правил инвестирования средств страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в течение финансового года в Пенсионный фонд Российской Федерации" определено, что средства страховых взносов могут быть размещены в государственные ценные бумаги Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации либо в иностранной валюте, а также в ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах, обеспеченные государственной гарантией Российской Федерации и обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг. Со временем пенсионные накопления могут быть размещены в ценные бумаги иностранных эмитентов. Однако согласно статье 41 Закона в одном инвестиционном портфеле доля средств, размещенных в ценные бумаги иностранных эмитентов, не может превышать 5 процентов в 2004 - 2005 годах, 10 процентов - в 2006 - 2007 годах и 15 процентов - в 2008 - 2009 годах. О таможенных пошлинах на автомобили 1 октября 2002 года вступит в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 30.08.2002 N 643 "О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 г. N 783". Постановление дифференцирует ставки таможенных пошлин в зависимости от года выпуска автомобилей независимо от страны происхождения, а также уточняет способы определения года выпуска. Так, таможенная пошлина, взимаемая за ввоз физическими лицами на таможенную территорию Российской Федерации автомобилей старше 7 лет, будет увеличена для автомобилей, рабочий объем двигателя которых не превышает 2500 кубических сантиметров с 0,85, евро до 2 евро за 1 кубический сантиметр, а за ввоз более мощных автомобилей, рабочий объем двигателя которых превышает 2500 кубических сантиметров, - с 1,4 евро до 3 евро за 1 кубический сантиметр рабочего объема. Таможенные пошлины за ввоз на таможенную территорию Российской Федерации автомобилей, с момента выпуска которых прошло более 3, но менее 7 лет, остались на прежнем уровне и составляют 0,85 и 1,4 евро за 1 кубический сантиметр рабочего объема двигателя соответственно для автомобилей с рабочим объемом двигателя до 2500 кубических сантиметров и превышающих эту величину. Не изменились пошлины и на новые автомобили: в случае ввоза физическими лицами на таможенную территорию Российской Федерации новых автомобилей импортного производства взимается совокупный таможенный платеж, эквивалентный сумме таможенных пошлин и налогов, а в отношении новых автомобилей, страной происхождения которых является Российская Федерация, применяется единая ставка таможенных пошлин и налогов в размере 1 евро за 1 кубический сантиметр рабочего объема двигателя. При отсутствии документального подтверждения даты изготовления транспортного средства год выпуска будет определяться по коду изготовления, указанному в идентификационном номере транспортного средства, при этом полный год выпуска исчисляется с 1 июля года изготовления. Можно предположить, что столь существенное увеличение таможенных пошлин для автомобилей старше 7 лет приведет к постепенному вытеснению их с автомобильного рынка России. Их ценовую нишу могут частично занять автомобили отечественного производства. Не исключено, что цены на них несколько увеличатся. О лицензировании деятельности в области эксплуатации электрических и тепловых сетей, транспортировки, хранения, переработки и реализации нефти, газа и продуктов их переработки Постановлением Правительства РФ от 28.08.2002 N 637 утверждены шесть следующих Положений: о лицензировании деятельности по эксплуатации электрических сетей; о лицензировании деятельности по эксплуатации тепловых сетей; о лицензировании деятельности по транспортировке по магистральным трубопроводам нефти, газа и продуктов их переработки; о лицензировании деятельности по хранению нефти, газа и продуктов их переработки; о лицензировании деятельности по переработке нефти, газа и продуктов их переработки; о лицензировании деятельности по реализации нефти, газа и продуктов их переработки. Лицензирование всех названных видов деятельности осуществляет Министерство энергетики РФ. Положениями определены лицензионные требования и условия при осуществлении этих видов деятельности, к общим и важнейшим из которых относятся: соблюдение требований нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных технических документов, регламентирующих осуществление соответствующего вида деятельности; наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании производственных помещений и сооружений, соответствующих техническим нормам и требованиям эксплуатации технологического оборудования и инвентаря; наличие у лицензиата работников, имеющих специальное высшее или среднее профессиональное образование либо иное высшее или среднее профессиональное образование, при условии прохождения ими переподготовки с целью осуществления лицензируемой деятельности, а также специалистов, прошедших специальную подготовку в установленном порядке. При осуществлении деятельности по эксплуатации электрических сетей и по эксплуатации тепловых сетей, кроме того, необходимо наличие сертификатов на оборудование, используемое лицензиатом; наличие лица, ответственного за обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения (теплоснабжения) потребителей, а также за безопасность эксплуатации и проведение ремонта электрических (тепловых) сетей; наличие паспорта готовности к работе в зимний период. Для осуществления деятельности по транспортировке по магистральным трубопроводам нефти, газа и продуктов их переработки необходимо наличие в штате лицензиата лица, имеющего соответствующую квалификацию, ответственного за безопасность эксплуатации магистральных трубопроводов и их ремонт. Для осуществления деятельности по хранению нефти, газа и продуктов их переработки также требуется наличие в штате лица, ответственного за обеспечение безопасности; наличие актов о приемке в эксплуатацию объектов по хранению нефти, газа и продуктов их переработки; наличие средств противопожарной защиты. Для осуществления деятельности по переработке и реализации нефти, газа и продуктов их переработки требуется наличие сертификатов на продукцию, подлежащую обязательной сертификации; наличие и содержание в работоспособном состоянии средств противопожарной защиты. Лицензия для осуществления всех видов деятельности, названных в Положениях, предоставляется на пять лет. Причем срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата. Контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий осуществляется путем проведения лицензирующим органом проверок, которые проводятся не чаще одного раза в два года. Лицензии на осуществление деятельности по хранению нефти и продуктов ее переработки, эксплуатации автозаправочных станций, а также по обеспечению работоспособности электрических и тепловых сетей, выданные в установленном порядке до принятия Постановления Правительства РФ от 28.08.2002 N 637, действуют до окончания указанного в них срока. Действовавшие ранее Постановления Правительства РФ от 03.04.96 N 394 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по хранению нефти и продуктов ее переработки", от 05.04.2001 N 266 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации автозаправочных станций", от 05.04.2001 N 267 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по обеспечению работоспособности электрических и тепловых сетей" утратили силу. Об инвестировании средств страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии Постановлением Правительства РФ от 31.08.2002 N 652 в соответствии с Федеральным законом "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" утверждены Правила инвестирования средств страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в течение финансового года в Пенсионный фонд Российской Федерации. Согласно Правилам средства страховых взносов могут быть размещены в: государственные ценные бумаги Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте; ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах, обеспеченные государственной гарантией Российской Федерации и обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг. Пенсионный фонд РФ сам принимает решение об объемах и структуре вложений средств страховых взносов по согласованию с Минфином РФ. Решение доводится до сведения Центрального банка РФ. Агентом Пенсионного фонда РФ по приобретению и продаже государственных ценных бумаг выступают Центральный банк РФ и Внешэкономбанк. О резерве средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Правительством Российской Федерации принято Постановление от 31.08.2002 N 654 "О порядке формирования, размещения и расходования резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", которым определены источники формирования резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Установлено, что резерв средств формируется и за счет приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг Российской Федерации, выраженных в валюте Российской Федерации и иностранной валюте. Фонд социального страхования РФ получил полномочия определять по согласованию с Минфином РФ и Минтрудом РФ объем и сроки приобретения и продажи государственных ценных бумаг Российской Федерации, а также объемы и сроки размещения средств в банковские вклады и возврата вкладов. Для агентского обслуживания операций со страховым резервом, размещенным в государственных ценных бумагах, Фонд социального страхования РФ заключает соглашения с Центральным банком РФ и Внешэкономбанком. Сведения о направлениях и объемах размещения и расходования страхового резерва должны ежеквартально представляться в Правительство РФ. Страховой резерв расходуется исключительно на выплату обеспечения по страхованию в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, которые привели к сокращению поступлений страховых взносов или росту расходов на такие выплаты и возникновению вследствие этого дефицита средств на осуществление страхования. РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Архангельской области Постановлением Администрации Архангельской области от 09.08.2002 N 164 утвержден Порядок предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг на территории Архангельской области. Установлено, что субсидии предоставляются гражданам, постоянно зарегистрированным на территории области, проживающим в домах всех форм собственности, имеющим жилье на правах найма или собственности. В случае сдачи гражданами жилого помещения в поднаем они теряют право на получение субсидии. Субсидии не предоставляются также на часть жилых помещений, превышающую социальную норму площади жилья. Нуждающимися в получении субсидии признаются граждане, если совокупный доход семьи на одного человека ниже установленного прожиточного минимума, а максимально допустимая доля собственных расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг ниже либо равна или выше половины установленного минимального размера оплаты труда. Кроме того, нуждающимися признаются граждане, совокупный доход семьи которых на одного человека выше установленного прожиточного минимума, а величина оплаты жилья и коммунальных услуг превышает максимально допустимую долю собственных расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Необходимыми условиями предоставления субсидии являются подписание всеми совершеннолетними членами семьи разрешения на проведение проверки представленной ими информации и обязательства своевременно сообщать обо всех изменениях, которые могут привести к изменению размера субсидии. Субсидии предоставляются гражданам в безналичной форме в виде уменьшения их платежей за содержание жилья и коммунальные услуги сроком на 6 месяцев. Для начисления субсидий на последующие 6 месяцев предоставляются справки о составе семьи и ее доходах за прошедшие 6 месяцев. Об обеспечении агропромышленного комплекса Амурской области продукцией машиностроения на лизинговой основе за счет средств областного бюджета Постановлением Главы Администрации Амурской области от 14.08.2002 N 514 утвержден Порядок обеспечения агропромышленного комплекса Амурской области продукцией машиностроения на лизинговой основе за счет средств областного бюджета. В соответствии с Порядком агропромышленный комитет администрации области поручает выполнение работ по проведению лизинговых операций снабженческому предприятию, имеющему лицензию на осуществление поставок техники по лизингу. Это предприятие заключает лизинговые договоры с лизингополучателями и договоры купли - продажи с заводами - поставщиками. Лизинговые договоры заключаются с учетом гарантии уплаты лизинговых платежей и арендной платы и должны включать в себя одно из следующих требований: обеспечение залоговых обязательств на стоимость сельскохозяйственной техники, включая арендную плату, либо передачу в счет лизинговых платежей лизингополучателем производимой продукции по согласованным ценам, либо предоставление гарантий районных администраций. Срок договора лизинга зависит от стоимости продукции машиностроения. Так, договор лизинга стоимостью до 50 тыс. рублей заключается сроком до 3 лет, а свыше 50 тыс. рублей - на 5 лет. Первоначальная уплата за объект лизинга лизингополучателем производится в момент передачи его в лизинг в размере 20% от стоимости машиностроительной продукции менее 50 тыс. рублей и 10% - свыше 50 тыс. рублей. Кроме того, лизингополучателем производится оплата услуг снабженческой организации. При этом общий размер снабженческо - сбытовой наценки для продукции, переданной в лизинг, независимо от числа посредников не должен превышать 12%. Ежегодно в течение срока действия договора с лизингополучателей взимается арендная плата в размере 3% от невозмещенной стоимости приобретенной машины. Первый арендный платеж производится в момент передачи продукции в лизинг. В последний год лизинга арендная плата не взимается. О благоустройстве территорий городов и других населенных пунктов Томской области В Томской области принят Закон от 15.08.2002 N 61-ОЗ "Об основах благоустройства территорий городов и других населенных пунктов Томской области", который формирует основы правового регулирования благоустройства территорий городов, поселков, сельских и иных населенных пунктов области. Закон определил полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере благоустройства, права и обязанности граждан и юридических лиц, а также установил ответственность граждан и юридических лиц за административные правонарушения в сфере благоустройства. Под административным правонарушением в сфере благоустройства Закон признает противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица в сфере благоустройства, за которое установлена административная ответственность. В соответствии с Законом за административные правонарушения в области строительства, а именно, за нарушение архитектурного облика павильонов, киосков, рекламных щитов, ограждений; порядка переоборудования, перепланировки фасадов, внешних конструктивных элементов зданий и сооружений, за исключением жилых помещений, их повреждение, самовольный снос; правил содержания устройств наружного освещения и другие правонарушения, - на юридических лиц налагается штраф в размере 20 МРОТ. При нарушении организациями санитарных норм и правил при строительстве жилых домов, зданий, сооружений, инженерных сетей и объектов коммунального значения на них налагается штраф в размере 30 МРОТ. За правонарушения, посягающие на порядок содержания территорий, с юридических лиц взимается штраф в размере 20 МРОТ. К данному виду правонарушений относятся: нарушения правил по санитарному содержанию придомовых территорий и по уборке дворовых территорий, дорог, улиц; сброс бытового и строительного мусора, промышленных отходов, грунта и снега в неустановленных местах; складирование и хранение строительных материалов, оборудования, грунта, тары вне территорий организаций, строек, магазинов, павильонов, киосков и иных функционально предназначенных для этого мест и другие нарушения. За мойку и стоянку автотранспорта более суток в не предназначенных для этого местах с организаций взимается штраф в размере 10 МРОТ. При совершении нарушения юридическими лицами в сфере содержания проезжей части улиц, дорог, внутриквартальных проездов, тротуаров, остановок общественного транспорта на них налагается штраф в размере 20 МРОТ. Штраф налагается за вынос грунта, мусора, другое загрязнение транспортными средствами проезжей части улиц и дорог, если указанные действия не приводят к созданию помех в дорожном движении, а также к повреждению дорог; строительство зданий и сооружений, установку киосков и других торговых точек в придорожной полосе автомобильных дорог на расстоянии менее 50 м без согласования с соответствующими уполномоченными органами и другие правонарушения. Составление протоколов об административных правонарушениях в зависимости от конкретных статей Закона возложено на должностных лиц органов внутренних дел, органов государственной власти области и органов местного самоуправления. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО Сотрудничество Правительства Российской Федерации и Австрийской Республики в области туризма 1 июня вступило в силу Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Австрийской Республики о сотрудничестве в области туризма (совершено в Москве 28 января 2002 г.). В соответствии с документом Россия и Австрийская Республика (далее - Стороны) будут всесторонне развивать сотрудничество в области туризма. С этой целью Стороны будут поощрять и поддерживать: инвестиции в сферу туризма; заключение договоров о сотрудничестве между транспортными и туристическими фирмами обеих стран; расширять рекламу туризма, а также обмен информацией, статистическими данными, публикациями и информацией о законодательных актах в области туризма. Государственным органам управления туризмом России и Австрийской Республики будет оказываться содействие в открытии официальных представительств по делам туризма на территориях обоих государств в соответствии с внутренним законодательством государств пребывания. Стороны будут содействовать государственным органам управления туризмом по вопросам оказания помощи друг другу в подготовке профессиональных кадров для сферы туризма, обмена научными работниками, экспертами и журналистами, специализирующимися в вопросах туризма и путешествий, а также способствовать контактам и совместной деятельности организаций, осуществляющих в Российской Федерации и в Австрийской Республике исследования в области туризма. Наблюдать за выполнением Соглашения будет специальная рабочая группа по туризму, созданная в рамках Смешанной российско - австрийской межправительственной комиссии по торговле и экономическому сотрудничеству. Соглашение заключено на пять лет и будет автоматически продлеваться на последующие пятилетние периоды, если ни одна из Сторон не уведомит в письменной форме (не менее чем за шесть месяцев до истечения очередного периода) другую Сторону о своем намерении прекратить его действие. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА О выселении из служебной квартиры Муниципальное производственное жилищное ремонтно - эксплуатационное предприятие (далее - МПЖРЭП) обратилось с иском в суд к гражданам К-вым И. и Ю. о выселении из комнаты в квартире в г. Тосно и переселении по месту регистрации - в дом, находящийся в г. Любани. В своем исковом заявлении МПЖРЭП указало, что ответчики заняли комнату в служебной квартире самоуправно, проживают без ордера и соответствующей регистрации. Решением суда первой инстанции исковые требования были удовлетворены. В кассационном порядке дело не рассматривалось. Президиум областного суда протест прокурора области об отмене решения оставил без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 22 января 2002 г. протест заместителя Председателя Верховного Суда РФ, в котором ставился вопрос об отмене судебных постановлений, удовлетворила, указав следующее. Суд первой инстанции ошибочно сделал вывод о том, что ответчики самоуправно заняли служебное жилое помещение, и, руководствуясь статьей 99 ЖК РСФСР, принял решение об их переселении в жилое помещение по месту регистрации - в дом в г. Любани. При этом суд не принял во внимание следующие обстоятельства. Согласно справке МПЖРЭП И. работала в данной организации в должности начальника жилищно - эксплуатационного управления (ЖЭУ) с 13 марта 1986 г., а Приказом администрации от 28.06.1996 она была уволена по п. 1 ч. 1 ст. 33 КЗоТ РФ в связи с сокращением штата работников. Комната площадью 15,06 кв. м в квартире дома в г. Тосно предоставлена была ответчице в 1986 году в связи с трудовыми отношениями, что подтверждено представителем истца. Ответчица проживала в квартире длительное время (13 лет), оплачивала коммунальные услуги, вносила квартплату, т.е. добросовестно выполняла все обязанности по договору найма и после увольнения. При таких обстоятельствах вывод суда о том, что ответчики самоуправно заняли жилое помещение, материалами дела не подтверждается. Выселение из служебных жилых помещений регулируется ст. ст. 107, 108 ЖК РСФСР, причем особое внимание следует уделить пунктам 6 и 8 статьи 108 ЖК РСФСР. В соответствии со ст. 107 ЖК РСФСР работники, прекратившие трудовые отношения с организацией, подлежат выселению из служебного помещения со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения. При этом статьей 108 ЖК РСФСР предусмотрены случаи выселения из служебных жилых помещений с предоставлением другого жилого помещения. Так, без предоставления другого помещения не могут быть выселены лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет, а также лица, уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации либо по сокращению численности или штата работников. Суд первой инстанции, разрешая дело, исходил из требований ст. 99 ЖК РСФСР, в соответствии с которой лица, самоуправно занявшие жилое помещение, выселяются без предоставления им другого жилого помещения в порядке, предусмотренном частью второй статьи 90 ЖК РФ. В данном случае указанная статья неприменима. В силу пункта 4 ч. 2 ст. 308 ГПК РСФСР решение подлежит отмене в случае, если суд разрешил вопрос о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле. К участию в деле не привлечены собственники дома, находящегося в г. Любани, чьи права затрагиваются данным решением. Учитывая, что при разрешении дела допущены нарушения норм материального права и существенные нарушения норм процессуального права, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ (Определением от 22.02.2002) отменила решение городского суда и постановление областного суда, а дело направила на новое рассмотрение в суд первой инстанции. О взыскании денежной компенсации за неиспользованный отпуск М. обратился в суд с иском к войсковой части о взыскании денежной компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск, сославшись на то, что она ему не была выплачена, хотя он имел право на этот отпуск, работая у ответчика с 27 июня 1994 г. по 21 ноября 1995 г. заведующим эндоскопическим кабинетом. Суд первой инстанции заочным решением иск удовлетворил и в пользу ответчика была взыскана сумма в размере 886 руб. 82 коп. В кассационном порядке дело не рассматривалось. Президиум областного суда решение суда изменил: взысканную сумму уменьшил до 417 руб. 28 коп. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ протест заместителя Председателя Верховного Суда РФ, в котором ставился вопрос об отмене постановления президиума областного суда с оставлением в силе решения районного суда, удовлетворила, указав следующее. При разрешении дела суд первой инстанции исходил из того, что М., работая у ответчика в должности заведующего эндоскопическим кабинетом, имел право на дополнительный отпуск, продолжительность которого с учетом периода работы в войсковой части составила 17 рабочих дней. Поскольку истец этим правом не воспользовался, при увольнении ему должны были выплатить соответствующую денежную компенсацию. Изменяя решение суда в части размера взысканной суммы, президиум областного суда сослался на то, что за период с 27 июня 1994 г. по 21 ноября 1995 г. истца неоднократно увольняли с работы по п. 7 ч. 1 ст. 33 КЗоТ РФ, решениями суда восстанавливали в прежней должности; в связи с перерывами в работе он не выполнял обязанности заведующего эндоскопическим кабинетом 8 месяцев 20 дней, которые, по мнению надзорной инстанции, подлежат исключению из стажа работы, дающего право на дополнительный отпуск. Но этот вывод является ошибочным. Незаконно уволенный работник восстанавливается во всех трудовых правах. Данный принцип был предусмотрен в п. 2 ст. 72 КЗоТ РФ (аналогичные положения содержатся в ст. 121 Трудового кодекса РФ, действующего в настоящее время), в соответствии с которым в стаж работы, дающий право на отпуск, включается время, когда работник фактически не работал, но за ним сохранялись место работы (должность) и заработная плата полностью или частично (в том числе время оплаченного вынужденного прогула при неправильном увольнении или переводе на другую работу и последующем восстановлении на работе). Следовательно, суд первой инстанции правильно взыскал денежную компенсацию за неиспользованный отпуск за все время работы истца в войсковой части, так как периоды, в течение которых истец фактически не выполнял свои должностные обязанности в связи с незаконными увольнениями, в силу требований закона включаются в стаж работы, дающий право на отпуск, в том числе дополнительный. Таким образом (Определением от 22.02.2002), Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ постановление надзорной инстанции отменила, а решение суда первой инстанции оставила без изменения.
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||