Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: обзор законопроектов Выпуск от 25.10.2013


 

Новое! Проекты правовых актов Правительства РФ, Банка России, министерств и ведомств - в системе КонсультантПлюс

В системе КонсультантПлюс новый информационный банк "Проекты нормативных правовых актов", материалы которого помогут своевременно узнавать о готовящихся изменениях законодательства. Это проекты постановлений Правительства РФ, указаний Банка России, приказов министерств и ведомств. Ознакомиться с сутью предлагаемых нововведений можно из краткой аннотации в начале текста каждого документа.

Подробнее

Обзор законопроектов от 29.10.2013

∙ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Проект Федерального закона N 330419-6
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г."
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 08.10.2013 N 2913-6 ГД)

В связи с вступлением Российской Федерацией во Всемирную торговую организацию разработан законопроект, целью которого является актуализация законодательства Российской Федерации в части реализации взятых на себя Российской Федерацией обязательств по регулированию присутствия иностранных физических лиц в Российской Федерации при оказании услуг.

Прежде всего, предлагается дополнить Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" статьей 13.4, регламентирующей особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами, направляемыми для работы в расположенные на территории Российской Федерации представительства, филиалы и дочерние организации иностранных коммерческих организаций, зарегистрированных на территории государств - членов ВТО.

В частности, определяются условия и порядок получения разрешения на работу, условия осуществления трудовой деятельности иностранными работниками, в том числе требования к уровню заработной платы, квалификации, образованию, должности.

По общей численности иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в представительстве иностранной коммерческой организации на основании разрешений на работу, выданных в соответствии со статьей 13.4 Закона, устанавливается ограничение в 5 человек (в банковской сфере - 2 человека) в пределах численности работников представительств, согласованной при аккредитации уполномоченным органом.

Кроме того, законопроектом закрепляется, что разрешение на работу не выдается, а ранее выданное разрешение на работу аннулируется, если услуги, непосредственное участие в оказании которых будет принимать иностранный гражданин, не входят в перечень услуг, определяемый в соответствии с обязательствами Российской Федерации, взятыми на себя в рамках ВТО.

Инициаторами проекта предлагается дополнить статью 14 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" положением, разрешающим замещение должности главного бухгалтера или иного должностного лица, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, иностранному гражданину, соответствующему требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Корреспондирующие изменения также подготовлены в ряд иных статей Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", а также в Федеральные законы от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".

Проект Федерального закона N 239309-6
"О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и иные законодательные акты Российской Федерации (в части установления особенностей проведения государственного контроля в области долевого строительства многоквартирных домов, оснований проведения проверок и периодичности их проведения)"
(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ А.Е. Хинштейном, О.В. Лебедевым, А.Н. Хайруллиным, А.В. Скочем, В.В. Белоусовым, И.Б. Богуславским, Р.Ш. Хайровым, Б.К. Балашовым, В.В. Гутеневым, С.П. Кузиным, И.А. Яровой, В.В. Ивановым, Р.Ф. Абубакировым, Е.Л. Николаевой, Н.П. Аброськиным; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 09.10.2013 N 2927-6 ГД)

Рассматриваемый законопроект разработан в целях усиления контроля за осуществлением долевого строительства.

В связи с этим предлагается внести изменения в Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", согласно которым при осуществлении государственного контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости особенности организации и проведения проверок в части, предусмотренной частью 4 статьи 1 данного Закона, смогут устанавливаться другими федеральными законами.

Наряду с этим в новой редакции излагается статья 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", устанавливающая особенности государственного регулирования, государственного контроля и надзора в области долевого строительства.

В частности, закрепляются основания проведения плановой и внеплановой проверок.

Согласно проекту плановая проверка проводится в случае истечения одного года с даты выдачи застройщику разрешения на строительство либо с даты окончания проведения последней плановой проверки застройщика, лица, осуществляющего привлечение денежных средств граждан для строительства.

В числе оснований для внеплановых проверок разработчиками проекта предусматриваются выявление признаков нарушений обязательных требований, установленных законодательством об участии в долевом строительстве; обращения и заявления в контролирующий орган граждан и юридических лиц, информация от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, информационно-коммуникационной сети Интернет о фактах нарушений обязательных требований; требование прокурора.

Помимо этого, контролирующий орган дополнительно наделяется правом контролировать деятельность застройщиков, связанную с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также рассматривать жалобы граждан и юридических лиц на нарушения Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ.

По мнению разработчиков законопроекта, его принятие будет способствовать повышению эффективности государственного контроля и надзора в области долевого строительства.

Проект Федерального закона N 337408-6
"О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и о признании утратившим силу пункта 4 части 6 статьи 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 11.10.2013 N 2965-6 ГД)

Законопроект направлен на оптимизацию межведомственного взаимодействия при необходимости обмена сведениями о регистрационном учете граждан.

В этих целях проектом определяется порядок наполнения и ведения базового государственного информационного ресурса регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Ресурс предполагается формировать на основании информации, полученной от граждан, государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, а также учреждений, осуществляющих регистрацию и снятие граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания.

∙ ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Проект Федерального закона N 304073-6
"О внесении изменений в статью 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и признании утратившими силу абзацев третьего - седьмого подпункта "ж" пункта 5 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 09.10.2013 N 2926-6 ГД)

Законопроект разработан в целях предоставления уполномоченному органу, осуществляющему федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, возможности своевременного реагирования на поступление сведений о нарушениях некоммерческими организациями законодательства Российской Федерации.

Разработчиками проекта предлагается в новой редакции изложить пункт 4.2 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". В частности, предполагается установление дополнительных оснований для проведения внеплановых проверок некоммерческих организаций, в отношении которых имеются сведения о нарушении ими законодательства Российской Федерации.

Согласно изменениям, вносимым в пункт 4.5 статьи 32 указанного Закона, внеплановые проверки некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, проводятся по тем же основаниям, что и внеплановые проверки некоммерческой организации.

По мнению разработчиков законопроекта, его принятие позволит существенно увеличить эффективность федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций.

Проект Федерального закона N 305389-6
"О внесении изменений в статьи 31 и 61 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (в части введения института ипотечного страхования)"
(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ Н.В. Бурыкиной, В.М. Резником, М.А. Мукабеновой, А.Ю. Мургой, Д.И. Савельевым, С.П. Кузиным, В.В. Ивановым, М.А. Кожевниковой, Р.Ф. Абубакировым, А.Г. Аксаковым, О.М. Казаковой, Е.А. Николаевой, а также С.И. Штогриным в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы ФС РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 09.10.2013 N 2928-6 ГД)

Законопроект подготовлен в целях оптимизации ипотечного кредитования путем повышения его доступности для граждан за счет введения в систему ипотечного жилищного кредитования механизмов добровольного страхования ответственности заемщика от риска неисполнения ипотечного договора и финансового риска кредитора по ипотеке от возникновения убытков, вызванных недостаточностью средств, вырученных от реализации заложенного имущества.

Изменениями, предлагаемыми в статью 31 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", предусматривается:

- установление выгодоприобретателей по каждому из видов договоров ипотечного страхования;

- определение момента наступления страхового случая по договорам ипотечного страхования;

- урегулирование порядка уведомления сторон о наличии договоров ипотечного страхования;

- регламентация порядка осуществления страховой выплаты при наличии одновременного договора ипотечного страхования заемщика и договора ипотечного страхования кредитора;

- закрепление сроков, на которые может быть заключен договор ипотечного страхования;

- установление минимального и максимального процентного соотношения страховых сумм от основной суммы долга.

Кроме того, новацией законопроекта является положение о прекращении обязательств заемщика - физического лица по обеспеченному ипотекой кредитному договору в случае, если был заключен либо договор ипотечного страхования заемщика, либо ипотечного страхования кредитора, а стоимости заложенного имущества в результате реализации кредитором оказалось недостаточно для удовлетворения его требований.

По мнению разработчиков, принятие данного законопроекта позволит ограничить риски банков, что повлечет за собой снижение ставок ипотечного кредитования, требований к размеру первоначального взноса заемщика, а также значительно расширит возможности банков по выдаче ипотечных кредитов и, в конечном счете, приведет к формированию устойчивой системы привлечения долгосрочных ресурсов с рынка капитала на рынок ипотеки.

Проект Федерального закона N 313087-6
"О внесении изменений в Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 15.10.2013 N 2986-6 ГД)

Законопроект разработан в целях реализации положений Постановлений Конституционного Суда РФ от 14.04.2008 N 7-П и от 30.06.2011 N 13-П, которыми признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации положения Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в той части, в которой исключается возможность регистрации граждан по месту жительства в принадлежащих им на праве собственности жилых строениях, которые пригодны для постоянного проживания.

В этих целях разработчиками проекта терминология Федерального закона N 66-ФЗ приводится в соответствие с действующим законодательством: понятие "жилое строение" предлагается заменить понятием "индивидуальный жилой дом", а слова "хозяйственные строения и сооружения" заменить словами "объекты, не являющиеся объектами капитального строительства, строения и сооружения вспомогательного использования".

Также законопроектом предлагается исключить из Федерального закона N 66-ФЗ положения, ограничивающие право граждан на регистрацию по месту жительства в жилом доме, расположенном на садовом или дачном земельном участке, который относится к землям населенных пунктов или землям сельскохозяйственного назначения.

Помимо этого, проектом вводится норма, закрепляющая право граждан, имеющих в собственности жилые строения, расположенные на садовых и дачных земельных участках в составе земель населенных пунктов или земель сельскохозяйственного назначения, отвечающие требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и признанные в установленном порядке пригодными для постоянного проживания, переоформлять указанные жилые строения в качестве индивидуальных жилых домов в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

По мнению инициатора проекта, его принятие позволит реализовать нормы конституционного права граждан на выбор места жительства в пределах Российской Федерации.

∙ ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

Проект Федерального закона N 110911-6
"О внесении изменений в статью 94 Трудового кодекса Российской Федерации"
(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ Б.В. Михалевым, С.А. Поддубным, Т.О. Алексеевой, И.Ю. Фахритдиновым, Т.К. Агузаровым, Н.С. Валуевым, П.М. Федяевым, В.Г. Гридиным, А.В. Каминским, Р.А. Баталовой, Д.Е. Горовцовым; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 08.10.2013 N 2915-6 ГД)

Законопроект разработан в целях улучшения условий труда лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и направлен на предоставление данной категории работников дополнительных гарантий на сокращенную продолжительность ежедневной работы (смены) при соблюдении предельной еженедельной продолжительности рабочего времени.

С этой целью предлагается внести изменения в часть 3 статьи 94 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ, согласно которым отдельным категориям работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, может предусматриваться увеличение продолжительности ежедневной работы (смены) по сравнению с продолжительностью ежедневной работы (смены), установленной частью 2 данной статьи, на условиях и в порядке, предусмотренных ТК РФ.

Наряду с этим планируется дополнить ТК РФ статьей 330.6, устанавливающей особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников, занятых на подземных работах по добыче угля (сланцев), а также работников, занятых на работах по строительству, эксплуатации подземных сооружений по добыче угля (кроме подземных сооружений, строительство которых осуществляется открытым способом).

По мнению разработчиков, принятие данного законопроекта позволит лицам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, рационально использовать время труда и отдыха.

∙ ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Проект Федерального закона N 223336-6
"О внесении изменения в пункт 1 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации"
(внесен Законодательным Собранием Санкт-Петербурга; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 08.10.2013 N 2917-6 ГД)

Законопроект направлен на совершенствование нормативного регулирования в области градостроительного зонирования.

Разработчиками проекта предлагается внести дополнения в пункт 1 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ, установив запрет на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в части увеличения предельного количества этажей или предельной высоты зданий, строений, сооружений.

Кроме того, дополнениями предусматривается, что разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в подпунктах 2 и 4 пункта 1 статьи 38 Кодекса, могут предоставляться в пределах 10 процентов от значения соответствующих предельных параметров.

∙ БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

Проект Федерального закона N 157425-6
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях введения обязательного медицинского освидетельствования на предмет потребления наркотических средств или психотропных веществ для отдельных категорий граждан"
(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ И.А. Яровой, А.Н. Хайруллиным, Т.К. Агузаровым, С.А. Поддубным, А.К. Луговым, Н.С. Валуевым, В.В. Ивановым, М.А. Кожевниковой, Т.О. Алексеевой, А.Б. Выборным, Л.А. Огулем, А.С. Прокопьевым, Н.Ф. Герасименко; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 11.10.2013 N 2959-6 ГД)

Рассматриваемый законопроект направлен на создание системы выявления потребителей наркотических средств и психотропных веществ среди лиц, чья профессия непосредственно связана с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, а также лиц, чья профессия предполагает ношение оружия.

В этой связи авторами проекта предлагается внести изменения в ряд федеральных законов.

В частности, согласно проекту будут обязаны проходить медицинское освидетельствование на предмет потребления наркотических средств или психотропных веществ следующие категории лиц:

- работники частной охранной организации, осуществляющие охранные услуги;

- граждане, претендующие на получение лицензии на приобретение оружия;

- лица из числа авиационного персонала;

- военнослужащие, проходящие военную службу по контракту;

- лица командного состава судна;

- сотрудники органов внутренних дел;

- работники железнодорожного транспорта общего пользования, которые осуществляют производственную деятельность, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой.

Кроме того, предполагается, что Правительством РФ будет устанавливаться дополнительный перечень отдельных категорий работников, для которых прохождение указанного освидетельствования станет обязательным.

Наряду с этим проектом устанавливаются ограничения исполнения трудовых и (или) служебных обязанностей для сотрудников полиции, частных охранников, работников, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не прошедших освидетельствование. При этом в Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ вносится ряд изменений, устанавливающих особенности приема на работу и расторжения трудового договора с работниками, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, а также особенности регулирования труда иных работников, для которых прохождение медицинского освидетельствования на предмет потребления наркотических средств или психотропных веществ является обязательным.

Помимо этого, в целях информирования органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ о выявленных в процессе медицинского освидетельствования лицах, допускающих потребление таких веществ, вносятся изменения в Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", закрепляющие возможность предоставления сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя.

Проект Федерального закона N 308339-6
"О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 11.10.2013 N 2966-6 ГД)

Законопроект подготовлен в целях реализации Указа Президента РФ от 29.12.2012 N 1709.

Для этого предлагается внести изменения в статьи 9 и 10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".

Изменениями предусматривается сканирование папиллярных узоров указательных пальцев рук граждан Российской Федерации, подавших заявление о выдаче паспорта, содержащего электронный носитель информации, или в отношении которых подано такое заявление, достигших возраста двенадцати лет, в целях внесения полученных данных в заграничный паспорт.

Проектом вводится обязанность лица, подавшего заявление о выдаче паспорта в форме электронного документа, либо лица, в отношении которого указанное заявление подано, в течение 15 дней со дня его подачи обратиться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или его территориальный орган для проведения сканирования папиллярных узоров.

Кроме того, разработчиками проекта предлагается дополнить Закон статьей 9.1, определяющей полномочия федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также дипломатических представительств и консульских учреждений, к компетенции которых отнесен прием заявлений о выдаче паспорта, по обработке персональных данных владельцев паспортов.

Закрепляется, что данные, полученные в результате сканирования папиллярных узоров, сохраняются только в электронном носителе информации паспорта и после его выдачи удаляются из информационных систем соответствующих органов.

На указанные органы возлагается обязанность ведения учета выданных паспортов и направления сведений о них в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю в сфере миграции, для их общефедерального учета. Порядок его ведения и перечень сведений, фиксируемых при ведении такого учета, устанавливается Правительством РФ.

По мнению разработчиков проекта, его принятие будет способствовать проверке паспортов на подлинность, а также предупреждению, выявлению и пресечению использования одними лицами паспортов, удостоверяющих личность других лиц.

∙ УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ

Проект Федерального закона N 347667-6
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(внесен Президентом РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 15.10.2013 N 2987-6 ГД)

Рассматриваемый законопроект подготовлен по результатам анализа правоприменительной практики.

Так, проектом предлагается дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ новыми составами преступлений и установить уголовную ответственность:

- в статье 205.3 - за прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности;

- в статье 205.4 - за организацию террористического сообщества и участие в нем;

- в статье 205.5 - за организацию деятельности террористической организации и участие в ней.

Также подготовлены изменения в статью 208 УК РФ: в части первой предлагается увеличить размер наказания в виде лишения свободы с ограничением свободы, а в части второй - уточнить признаки состава участия в вооруженном формировании, не предусмотренном законодательством Российской Федерации

Помимо этого, проектом предлагается внести в статью 201 УК РФ, а также в статьи 20 и 23 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ изменения, предусматривающие возможность привлечения к ответственности лиц, использующих свои полномочия в личных интересах и причиняющих тем самым ущерб организациям, без заявления руководителя организации или его согласия, а также изменения, согласно которым признается, что причинение вреда интересам такой организации влечет за собой причинение вреда интересам государства.

Кроме того, изменениями в статью 189 УК РФ исключается специальный субъект преступления - лицо, наделенное правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность. Это обусловлено тем, что в настоящее время существует возможность избежать уголовной ответственности, совершая деяние, предусмотренное статьей 189 УК РФ, через подставных лиц, которые не наделены правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность.

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2013 ЗАО КонсультантПлюс
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

В избранное