Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: обзор законопроектов Выпуск от 16.05.2011


КонсультантПлюс Обзор законопроектов
Выпуск от 16.05.2011

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 А вы знаете, правомерно ли условие кредитного договора об одностороннем порядке изменения процентной ставки банком?

В отношениях с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами такое условие в кредитном договоре правомерно при соблюдении определенных условий. Каких?

В "Путеводителе по судебной практике (ГК РФ)" в КонсультантПлюс подробная информация по этому и другим вопросам. Также в системе КонсультантПлюс для юриста Путеводители по договорам, корпоративному праву.


∙ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Проект Федерального закона N 408228-5
"Технический регламент о безопасности магистральных трубопроводов для транспортировки жидких и газообразных углеводородов"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 22.04.2011 N 5212-5 ГД)

Рассматриваемый законопроект разработан в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, охраны окружающий среды, а также обеспечения энергетической эффективности.

Необходимость принятия проекта обусловлена cпецификой строительства и эксплуатации магистральных трубопроводов, связанной с наличием источника опасности аварий и чрезвычайных ситуаций, с возможностью гибели людей, нанесения ущерба имуществу и загрязнением окружающей среды при выбросе жидких и газообразных углеводородов.

Планируется закрепить:

- дополнительные требования к магистральному трубопроводу на всех этапах его жизненного цикла;

- правила идентификации магистрального трубопровода для целей применения настоящего законопроекта;

- правила и формы оценки соответствия магистрального трубопровода требованиям настоящего законопроекта.

Предусматривается установление границ охранных зон вокруг объектов магистрального трубопровода в целях обеспечения безопасности магистральных трубопроводов, а также минимально допустимого расположения магистрального трубопровода до объектов, зданий, строений и сооружений, устанавливаемого в целях обеспечения их взрывобезопасности и пожарной безопасности.

По мнению разработчиков, принятие законопроекта имеет ключевое значение для повышения эффективности государственного нормативного технического регулирования в области безопасности магистральных трубопроводов и приведения практики правоотношений в данной сфере в соответствие с международным законодательством.

Проект Федерального закона N 483465-5
"О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 22.04.2011 N 5215-5 ГД)

Целью законопроекта является создание единого подхода к распоряжению участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых. В связи с этим предлагается внести в Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" и в статью 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" изменения в части передачи полномочий по организации проведения геологического изучения недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, на уровень субъектов Российской Федерации.

Предлагается отнести к компетенции органов субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о недрах. В связи с этим статья 5 Закона РФ "О недрах", содержащая полномочия органов местного самоуправления, законопроектом признается утратившей силу, поскольку органы государственной власти субъектов Российской Федерации сами будут определять объем делегируемых органам местного самоуправления полномочий.

В целях исключения ситуаций, при которых возможно предоставление права пользования одного участка недр (в отношении разных видов полезных ископаемых) одновременно органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере недропользования и федеральным органом управления государственным фондом недр, настоящим законопроектом планируется установить, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации относительно участков недр, находящихся на их территориях, представляют на согласование в федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальные органы перечни участков недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, предлагаемых для предоставления в пользование.

Помимо этого, проектом конкретизируется, что предоставление права пользования участками недр для разведки и добычи возможно только в отношении тех видов полезных ископаемых открытого месторождения, в отношении которых проводилось геологическое изучение и изучение которых было установлено условиями лицензии на пользование недрами.

∙ ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

Проект Федерального закона N 501833-5
"О внесении изменения в статью 23 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 22.04.2011 N 5214-5 ГД)

Рассматриваемый законопроект направлен на устранение факторов, ограничивающих возможность граждан, воспитывающих детей-инвалидов, совмещать работу и воспитание ребенка-инвалида, нуждающегося в постоянном постороннем уходе.

В этих целях законопроектом предлагается изложить в новой редакции пункт 3 статьи 23 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".

Разработчиками предлагается расширить перечень категорий безработных граждан, наделенных правом в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включив в него безработных родителей, усыновителей, опекунов (попечителей), воспитывающих детей-инвалидов.

Помимо этого, во избежание неоднозначной трактовки указанного перечня планируется закрепить, что право пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в приоритетном порядке предоставляется только гражданам, признанным безработными в установленном порядке.

∙ ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Проект Федерального закона N 511219-5
"О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" по вопросу выделения участков недр местного значения"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 22.04.2011 N 5217-5 ГД)

Проект Федерального закона N 511235-5
"О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" по вопросам изменения границ участков недр, предоставленных в пользование"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 22.04.2011 N 5216-5 ГД)

Рассматриваемые законопроекты направлены на обеспечение полноты геологического изучения, рационального использования и охраны недр, а также на устранение пробелов в правовом регулировании порядка пользования участками недр местного значения.

Для реализации данных целей разработчиками предусматривается возможность изменения границ участка недр, предоставленного в пользование, в порядке, определенном Правительством РФ. При этом в случае изменении границ участка на недропользователя возлагается обязанность уплаты разового платежа. Порядок определения размера такого платежа устанавливается Правительством РФ.

Кроме того, разработчиками определяется порядок предоставления в пользование участков недр местного значения. В частности, закрепляются 2 группы участков недр местного значения:

1) участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые;

2) участки недр, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением участков недр, используемых для строительства нефте- и газохранилищ в пластах горных пород и эксплуатации таких нефте- и газохранилищ, размещения отходов производства и потребления, захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов в глубоких горизонтах, обеспечивающих локализацию таких отходов.

Участки недр местного значения будут предоставляться в пользование органом государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом участки первой группы планируется предоставлять на основании региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым; участки второй группы - по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами. Отказ в таком согласовании допускается по ряду оснований, перечень которых предлагается сделать закрытым.

По мнению разработчиков данных проектов, предлагаемые изменения позволят снять административные барьеры при предоставлении участков недр в пользование, обеспечить воспроизводство минерально-сырьевой базы путем наиболее полного и комплексного извлечения запасов полезных ископаемых, расположенных за пределами участка недр, предоставленного в пользование, а также восполнят пробел в правовом регулировании порядка предоставления в пользование участков недр местного значения.

∙ ПРАВОСУДИЕ

Проект Федерального закона N 498188-5
"О внесении изменений в статью 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 22.04.2011 N 5211-5 ГД)

Рассматриваемым законопроектом предлагается предоставить следственным органам и органам дознания возможность уничтожения наркотических средств, психотропных веществ, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (далее - наркотики), признанных вещественными доказательствами по уголовным делам, до вынесения приговора судом.

Возможность уничтожения вещественных доказательств по уголовным делам до вынесения приговора судом предусмотрена частью второй статьи 82 Уголовно-процессуального кодекса РФ от 18.12.2001 N 174-ФЗ в отношении скоропортящихся товаров и продукции, пришедшей в негодность, изъятых из незаконного оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также предметов, длительное хранение которых опасно для жизни и здоровья. Для наркотиков, при изъятии которых зачастую возникают существенные сложности и значительные расходы по обеспечению условий хранения, в том числе обеспечивающих сохранение их свойств, такой возможности не предусмотрено.

В связи с изложенным законопроектом планируется внести соответствующие изменения в статью 82 УПК РФ. При этом в целях обеспечения возможности проведения повторной или дополнительной судебной экспертизы проектом предлагается установить, что к материалам уголовного дела приобщается образец изъятого наркотика.

Проект Федерального закона N 501797-5
"О внесении изменений в статью 14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статью 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 22.04.2011 N 5208-5 ГД)

Рассматриваемый законопроект разработан в целях расширения процессуально допустимых способов формирования состава суда с учетом нагрузки и специализации судей, а также для исключения влияния лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства, путем использования информационных систем.

Для этого инициаторами проекта дополняются нормы Гражданского процессуального кодекса РФ от 14.11.2002 N 138-ФЗ и Уголовно-процессуального кодекса РФ от 18.12.2001 N 174-ФЗ.

Предлагаемые изменения носят диспозитивный характер и обеспечивают возможность распределения дел между судьями и формирование состава суда как в обычном порядке, предусмотренном статьей 6.2 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", в том числе в малосоставных судах, так и автоматизированным способом по мере выполнения Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2011 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21.09.2006 N 583.

Автоматизированное распределение дел между судьями предполагается осуществлять на базе введенных в эксплуатацию информационных систем (ГАС "Правосудие"). Порядок использования информационной системы для формирования состава суда должен определяться нормативными правовыми актами Верховного Суда РФ и Судебного департамента при Верховном Суде РФ.

Принятие законопроекта, по мнению его разработчиков, позволит укрепить самостоятельность и независимость судей.



Все права защищены © 2011 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное