Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: обзор законопроектов Выпуск от 20.12.2010


КонсультантПлюс Обзор законопроектов
Выпуск от 20.12.2010

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

∙ ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Проект Федерального закона N 392449-5
"О внесении изменений и дополнений в главу 54 Гражданского кодекса Российской Федерации"
(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ Е.А. Федоровым, Г.Г. Лазаревым, В.А. Головневым, В.Л. Горбачевым, М.Л. Шаккумом, Д.Ф. Вяткиным, М.В. Бабичем; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 26.11.2010 N 4532-5 ГД)

В целях устранения некоторых недостатков законодательства в области регулирования договорных отношений коммерческой концессии разработчиками проекта предусматривается внесение изменений в главу 54 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации от 26.01.1996 N 14-ФЗ.

Так, предлагается ввести дифференцированный подход и возложить на стороны обязанность по регистрации договора в зависимости от состава предоставляемого комплекса исключительных прав.

Регистрации будут подлежать не все, а только те договоры коммерческой концессии, по которым предоставляется право на использование объектов, сделки с которыми подлежат обязательной регистрации в соответствии с нормами Гражданского кодекса.

Также законопроектом устанавливается, что государственная регистрация договора коммерческой концессии должна будет проводиться не позднее чем в месячный срок со дня представления в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности договора и других документов, необходимых для государственной регистрации.

Наряду с этим в новой редакции предлагается изложить положения Гражданского кодекса, касающиеся ограничения прав сторон по договору коммерческой концессии. В частности, предусматривается установление и регулирование правообладателем цены перепродажи товара (работы, услуги), а также установление запрета на продажу продукции конкурентов правообладателя.

Планируется исключить нормы о солидарной ответственности правообладателя за действия пользователя как изготовителя продукции (товаров) правообладателя.

Согласно изменениям правообладатель будет нести субсидиарную ответственность по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору коммерческой концессии, если будет доказано, что такое несоответствие вызвано ненадлежащим исполнением договора коммерческой концессии самим правообладателем.

Кроме того, предлагается внести изменения в нормы, устанавливающие право пользователя заключить договор коммерческой концессии на новый срок.

Так, в соответствии с проектом Закона пользователь, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора коммерческой концессии будет иметь при прочих равных условиях преимущественное право на заключение договора на новый срок.

Правообладатель же будет вправе отказать пользователю по прекратившемуся договору в заключении договора коммерческой концессии на новый срок при условии, что пользователь по прекратившемуся договору отказался от заключения договора на новых условиях, на которые согласен другой пользователь.

Принятие законопроекта, по мнению его разработчиков, будет способствовать развитию франчайзинга в России.

∙ ЖИЛИЩЕ

Проект Федерального закона N 435637-5
"О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"
(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ В.Н. Пивненко, В.А. Пехтиным, В.И. Усольцевым, Р.Э. Гольдштейном, П.В. Романовым, И.К. Чернышенко, Э.Я. Янаковым, Р.В. Кармазиной, Ю.А. Песковской, Е.А. Самойловым, Г.П. Хованской, Г.Е. Шевцовым, С.И. Шторгиным, В.Б. Шубой, М.Л. Шаккумом, И.А. Яровой, членами Совета Федерации ФС РФ А.С. Матвеевым, Л.Н. Пономаревой; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 23.11.2010 N 4471-5 ГД)

Разработчиками проекта предлагается внесение изменений в Федеральный закон от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в целях совершенствования действующего законодательства в части предоставления жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилья.

В частности, планируется правом на получение жилищных субсидий наделить инвалидов с детства, родившихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом постоянного проживания матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности).

Законопроектом в новой редакции излагается очередность предоставления жилищных субсидий. В первую очередь жилищные субсидии будут предоставляться гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом постоянного проживания матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности); во вторую - пенсионерам; в третью - гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; в четвертую очередь жилищные субсидии будут предоставляться работающим гражданам.

Гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов, отнесенным статьей 2 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ к первоочередным получателям жилищных субсидий, их предоставление предлагается осуществлять на основании Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", проект которого также внесен на рассмотрение Государственной Думы РФ.

В целях предоставления возможности получения субсидий очередниками не только первой, но и последующих очередей, предполагается предоставить право высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации на основании соответствующего решения законодательных (представительных) органов власти субъекта Российской Федерации направлять не более 30 процентов средств федерального бюджета, выделенных соответствующему субъекту Российской Федерации на жилищные субсидии гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на основании соответствующего федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, на предоставление жилищных субсидий гражданам, нуждающимся в их получении, относящимся к следующей по порядку очереди.

Помимо этого, проектом Закона устраняется сложившаяся на практике неоднозначность трактовки основания, необходимого для постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Изменениями устанавливается очередность предоставления жилищной субсидии по номеру и дате подачи заявления гражданами.

Для восстановления социальной справедливости законопроектом предлагается в случае смерти гражданина, состоящего на учете на получение жилищной субсидии, предусмотреть сохранение данного права за членами семьи гражданина - получателя жилищной субсидии. С целью устранения разночтений предлагается установить, что к членам семьи гражданина, имеющего право на получение жилищной субсидии, относятся его супруга (супруг), дети (усыновители, усыновленные, опекаемые) и родители.

Кроме того, в целях определения размера субсидии проектом устанавливается единый норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемый на полугодие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.

Инициаторами проекта также уточняются условия передачи жилого помещения в обмен на государственный жилищный сертификат. Так, в случае отчуждения гражданами и (или) членами их семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, размер жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо сумму, указанную в справке организации технической инвентаризации, составленной на дату заключения договора, при этом для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм.

Изменениями предусматривается право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера, избрать для постоянного проживания населенный пункт, расположенный в субъекте Российской Федерации с более благоприятными природно-климатическими условиями за пределами районов Крайнего Севера, в том числе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

По мнению разработчиков законопроекта, его принятие позволит устранить правовые коллизии и обеспечит большую социальную защиту граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Проект Федерального закона N 435660-5
"О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"
(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ В.Н. Пивненко, В.А. Пехтиным, В.И. Усольцевым, Р.Э. Гольдштейном, П.В. Романовым, И.К. Чернышенко, Э.Я. Янаковым, Р.В. Кармазиной, Ю.А. Песковской, Е.А. Самойловым, Г.П. Хованской, Г.Е. Шевцовым, С.И. Штогриным, В.Б. Шубой, М.Л. Шаккумом, И.А. Яровой; членами Совета Федерации ФС РФ А.С. Матвеевым, Л.Н. Пономаревой; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 23.11.2010 N 4470-5 ГД)

Предметом правового регулирования рассматриваемого проекта Закона являются общественные отношения, возникающие в связи с предоставлением правовых гарантий социальной поддержки гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Законопроектом устанавливаются право и условия предоставления за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий на приобретение жилых помещений гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством РФ.

При этом предусматривается, что право на получение жилищных субсидий должно подтверждаться государственным жилищным сертификатом, выдаваемым в порядке, определяемом Правительством РФ.

Также закрепляются порядок определения размера жилищных субсидий и условия выдачи государственного жилищного сертификата.

Наряду с этим устанавливается, что распределение по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета на жилищные субсидии будет осуществляться в соответствии с методикой, разработанной Правительством РФ, и утверждаться федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Согласно проекту Правительство РФ будет утверждать порядок предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

По мнению разработчиков, принятие законопроекта позволит создать условия для переселения с Севера нетрудоспособного населения и в целом обеспечит дополнительные социальные гарантии гражданам, проживающим в закрывающихся населенных пунктах.

Проект Федерального закона N 435903-5
"О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ В.А. Пехтиным, А.Б. Чиркиным, К.Б. Шипуновым, М.Л. Шаккумом, В.С. Плескачевским, В.К. Марковым, В.С. Тимченко, Е.И. Богомольным, В.Д. Друсиновым; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 23.11.2010 N 4468-5 ГД)

Рассматриваемый законопроект разработан в целях совершенствования правового регулирования отношений по управлению многоквартирными домами.

В связи с этим предусматриваются некоторые изменения Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ.

В частности, предлагается органы государственной власти наделить правом осуществления контроля и координации деятельности региональных органов исполнительной власти, а также ведения государственного реестра саморегулируемых организаций в сфере управления многоквартирными домами. Проектом определяются полномочия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по контролю за использованием и сохранностью жилищного фонда.

Часть изменений касается особенностей управления в товариществе собственников жилья (далее - товарищество) и в управляющей организации, вопросов создания и деятельности товарищества, а также правового положения участников жилищных кооперативов и товарищества.

Так, в законопроекте определяются требования к должностным лицам жилищного кооператива, детализируются права члена товарищества и иных собственников помещений в многоквартирном доме, вводятся нормы, устанавливающие порядок реорганизации товарищества, особенности деятельности по управлению многоквартирным домом. Основное требование, предъявляемое к управляющей организации при осуществлении данной деятельности, - обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека в помещениях в многоквартирном доме и на земельном участке, на котором он расположен. Помимо этого, расширяется перечень органов управления товарищества за счет включения в него ревизионной комиссии (ревизора) и председателя правления, уточняется порядок принятия решений общим собранием членов товарищества, а также определяется правовой статус счетной комиссии общего собрания, виды и порядок уплаты обязательных платежей и взносов членов товарищества.

Проектом раскрывается понятие "содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме". Кроме того, всем собственникам помещений, не являющимся его членами, вменяется в обязанность заключать договор с товариществом о содержании и ремонте общего имущества. По данному договору товарищество обязуется за плату выполнить услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту его общего имущества, а не являющийся членом товарищества собственник помещения в многоквартирном доме обязуется принять и оплатить указанные услуги и работы.

Другая часть изменений затрагивает вопросы саморегулирования в сфере обеспечения безопасности в процессе управления многоквартирными домами. Так, саморегулируемыми организациями управляющих многоквартирными домами (далее - саморегулируемые организации) согласно проекту признаются некоммерческие организации, созданные в целях обеспечения их членами безопасности многоквартирных домов, сведения о которых внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций, которые основаны на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами. Для саморегулируемых организаций устанавливается обязанность размещать на своем сайте в сети Интернет информацию о своей деятельности. В законопроекте определяется состав такой информации, а также перечень документов, обязательных для разработки и утверждения саморегулируемыми организациями. Проект содержит положения, определяющие основания приобретения и пр! екращения членства в саморегулируемой организации, обязанность ее члена застраховать свою имущественную ответственность за причинение вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу юридических и (или) физических лиц вследствие недостатков выполненных работ (оказанных услуг) по содержанию и ремонту многоквартирных домов. При этом минимальный размер страховой суммы, по мнению авторов проекта, должен составлять не менее 500000 рублей на многоквартирный дом, а срок действия договора страхования не может быть менее одного года.

Помимо вышеуказанных изменений, предлагается также внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ в части установления ответственности за нарушение требований к содержанию жилых помещений и правил содержания общего имущества в многоквартирных домах, а также за несоблюдение требований жилищного законодательства об управлении многоквартирными домами, за непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности управляющими организациями, товариществом собственников жилья, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом.

Проектом предлагаются поправки в Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", направленные на совершенствование регулирования порядка энергосбережения и повышение энергетической эффективности, а также в Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

По мнению разработчиков законопроекта, его принятие позволит предупредить и предотвратить негативные процессы в сфере управления многоквартирными домами, обеспечить надлежащий уровень безопасности при их эксплуатации.

∙ СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Проект Федерального закона N 409643-5
"О внесении изменения в статью 17.2 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 26.11.2010 N 4529-5 ГД)

Рассматриваемым законопроектом предлагается внесение изменения в статью 17.2 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" в части уточнения порядка обращения за единовременным пособием при передаче ребенка в семью.

Так, предлагается установить порядок обращения за единовременным пособием, аналогичный порядку, предусмотренному статьей 19 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с которым днем обращения гражданина за трудовой пенсией (либо ее частью) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, заявления гражданина со всеми необходимыми документами. При этом дата, указанная в заявлении гражданина, считается днем обращения за пенсией и в том случае, когда к заявлению приложены не все необходимые документы, но они были представлены гражданином впоследствии в течение определенного срока.

Проект Закона предоставляет гражданам, имеющим право на получение единовременного пособия при передаче ребенка в семью и обратившимся за получением единовременного пособия в течение установленного законом шестимесячного срока, дополнительное время для представления в орган, уполномоченный в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации производить назначение и выплату единовременного пособия, документов, подтверждающих факт утраты ребенком, переданным на воспитание в семью, родительского попечения.

Принятие законопроекта, по мнению его разработчиков, позволит обеспечить гарантии соблюдения прав граждан на получение единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью.

∙ ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Проект Федерального закона N 439040-5
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и иные законодательные акты Российской Федерации"
(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ Ю.А. Липатовым, К.Б. Зайцевым, В.Д. Друсиновым, М.Л. Шаккумом, членом Совета Федерации ФС РФ В.Е. Межевичем; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 19.11.2010 N 4460-5 ГД)

Законопроект направлен на усовершенствование законодательства в сфере функционирования системы производства и потребления электрической энергии с использованием возобновляемых источников энергии.

По мнению разработчиков, определенный в действующей редакции Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" механизм выплаты специальных надбавок к равновесной цене оптового рынка не может быть внедрен вследствие существующих технологических и модельных ограничений.

В связи с этим предлагается закрепить новый механизм стимулирования и поддержки развития сектора производства электрической энергии на основе использования возобновляемых источников энергии и исключить необходимость установления обязательного для покупателей электрической энергии на оптовом рынке объема приобретения электрической энергии, произведенной на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах.

Также предполагается снятие срока вступления в силу правил оптового рынка, который в настоящее время не может быть менее 90 дней со дня их утверждения Правительством РФ.

Кроме того, в целях устранения правовой коллизии, возникшей в результате принятия Федерального закона от 26.07.2010 N 187-ФЗ, которым в Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ было внесено изменение, исключающее заключаемые на оптовом рынке электрической энергии и мощности договоры из числа сделок, подлежащих одобрению органами управления акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью в качестве крупных сделок и сделок с заинтересованностью, предлагается внести изменения в Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".

В частности, предусматривается включение сделок, заключение которых на оптовом рынке электрической энергии и мощности предусмотрено законодательством об электроэнергетике и принимаемыми в соответствии с ним актами Правительства РФ, в закрепленные в указанных федеральных законах перечни сделок, на которые не распространяются требования об их обязательном одобрении органами управления обществ в качестве крупных сделок и сделок с заинтересованностью.

Как полагают авторы проекта, его принятие будет способствовать развитию корпоративных отношений в Российской Федерации и устранению существенных ограничений, возникающих при проведении договорных кампаний на оптовом рынке электрической энергии и мощности.



Все права защищены © 2010 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное