Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: обзор законопроектов Выпуск от 06.12.2010


КонсультантПлюс Обзор законопроектов
Выпуск от 06.12.2010

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

∙ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Проект Федерального закона N 442978-5
"О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 16.11.2010 N 4393-5 ГД)

Законопроект разработан в целях обеспечения реализации принципа единой системы технического регулирования, предусмотренного Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", ускорения интеграционных процессов по сближению законодательств государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, а также с Европейским союзом в области аккредитации, оценки (подтверждения) соответствия, а также снижения технических барьеров к продукции, впервые выпущенной в обращение, и создания национального органа по аккредитации.

Для обеспечения указанных целей разработчиками проекта уточняются сфера применения Федерального закона "О техническом регулировании", его понятийный аппарат, а также принципы технического регулирования.

Кроме того, предлагается из оценки соответствия объектов технического регулирования вывести аккредитацию как одну из ее форм.

В законопроекте устанавливается, что технические регламенты должны содержать обобщенные и (или) конкретные требования к характеристикам продукции или к связанным с ними процессам, а также применяться одинаковым образом и в равной мере независимо от вида нормативного правового акта, которым они приняты.

Наряду с этим планируется установить возможность применения временных стандартов и стандартов организаций для целей подтверждения соответствия продукции. Определены правила разработки и утверждения нового документа в области стандартизации предварительного национального стандарта.

Согласно проекту Правительство РФ будет утверждать перечень типовых схем (модулей) обязательного подтверждения соответствия вместе с рекомендациями по использованию, на основе которых в технических регламентах должны устанавливаться схемы обязательного подтверждения соответствия.

В проекте Закона закрепляется содержание технической документации, позволяющей установить соответствие продукции требованиям технического регламента.

При этом предусматривается право заявителя, не применяющего для подтверждения соответствия продукции документы в области стандартизации, обратиться в орган по сертификации за проведением работ по подтверждению соответствия своей продукции требованиям технических регламентов и на основании полученных результатов принять декларацию о соответствии. Помимо этого, заявитель вправе использовать свою техническую документацию для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.

Также определено, что декларация о соответствии должна подлежать регистрации в электронном виде в едином реестре деклараций о соответствии в уведомительном порядке.

Устанавливается возможность декларирования соответствия впервые выпускаемой в обращение продукции, подлежащей обязательной сертификации, на основе собственных доказательств изготовителя.

Законопроектом предлагается предоставить Правительству РФ право определять порядок формирования и ведения реестра аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), реестра экспертов по аккредитации и предоставления содержащихся в них сведений.

Кроме того, планируется наделить уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти правом устанавливать на основании международных стандартов критерии (требования) аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров).

Разработчиками проекта предлагается создать национальный орган по аккредитации, который будет определяться в порядке, установленном Президентом РФ.

В перечень расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, предложено включить работы по проведению экспертизы проектов международных и региональных проектов, разработку международных и региональных проектов, а также уплату взносов в международные организации аккредитации.

Предусматривается исключение требования об обязательном подтверждении соответствия продукции, на которую не распространяется действие технических регламентов и которая не включена в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.

Отдельно устанавливается, что до вступления в силу соответствующих технических регламентов изготовитель впервые выпускаемой в обращение продукции, включенной в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, вправе вместо сертификации продукции осуществлять декларирование ее соответствия на основе собственных доказательств при соблюдении предусмотренных условий.

По мнению разработчиков, принятие законопроекта будет способствовать снижению необоснованных издержек изготовителей продукции (лиц, выполняющих функции иностранного изготовителя) при выводе продукции в обращение, обеспечит участие Российской Федерации в международных организациях по аккредитации и в целом позволит создать условия для дальнейшего развития единой национальной системы технического регулирования на основе международных и европейских принципов и подходов.

Проект Федерального закона N 433144-5
"Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований"
(внесен Президентом РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 17.11.2010 N 4422-5 ГД)

Рассматриваемый проект Федерального закона разработан в целях установления общих принципов организации, деятельности и основных полномочий контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и направлен на совершенствование правовых основ внешнего государственного и муниципального финансового контроля и повышение эффективности и результативности деятельности контрольно-счетных органов.

Законопроектом определяются основы статуса контрольно-счетных органов. В частности, предусматривается, что контрольно-счетные органы образуются соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации и представительным органом муниципального образования и подотчетны им. Контрольно-счетные органы являются постоянно действующими, обладают организационной и функциональной независимостью, осуществляют свою деятельность самостоятельно и непрерывно.

Законопроектом также определяются состав, структура контрольно-счетных органов и критерии определения штатной численности на уровне субъекта Российской Федерации и муниципальных образований.

В представленном проекте Закона закрепляются порядок назначения на должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетных органов и требования к кандидатурам. Так, предусматривается, что на указанные должности не могут быть назначены граждане в случае наличия неснятой или непогашенной судимости, признания гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право гражданина Российской Федерации на постоянное проживание на территории иностранного государства.

Кроме того, граждане, замещающие соответственно государственные или муниципальные должности в контрольно-счетном органе, не могут состоять в родстве или свойстве с руководителями государственных и муниципальных органов, судебных и правоохранительных органов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Председателям, заместителям председателя и аудиторам контрольно-счетных органов запрещается заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Проектом Закона также определяются основные полномочия контрольно-счетных органов, их права и обязанности.

В частности, должностные лица контрольно-счетных органов будут вправе беспрепятственно входить на территорию и в помещения, занимаемые проверяемыми органами и организациями, иметь доступ к их документам и материалам, знакомиться со всеми необходимыми документами, касающимися финансово-хозяйственной деятельности проверяемых органов и организаций, требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов и организаций представления письменных объяснений по фактам выявленных нарушений, а также вносить представления и направлять предписания в определенных законопроектом случаях.

Наряду с этим предусматривается обязанность государственных и муниципальных органов, проверяемых органов и организаций, банков и иных кредитных организаций и их должностных лиц выполнять законные требования и запросы должностных лиц контрольно-счетных органов.

Контрольно-счетные органы наделяются возможностью самостоятельно планировать свою деятельность, разрабатывать и утверждать стандарты внешнего государственного и муниципального финансового контроля, однако разработку основополагающих стандартов в указанной сфере предлагается отнести к компетенции Счетной палаты Российской Федерации.

Согласно законопроекту в целях информирования общественности контрольно-счетные органы будут обязаны размещать в сети Интернет и в средствах массовой информации информацию о своей деятельности.

По мнению разработчиков, принятие законопроекта будет способствовать развитию института независимого внешнего финансового контроля на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и повышению эффективности контроля за использованием субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями финансово-бюджетных средств.

∙ ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Проект Федерального закона N 418463-5
"О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации в части упрощения процедуры эмиссии ценных бумаг эмитентов, ценные бумаги которых включены в котировальные списки фондовых бирж, изменения процедуры эмиссии привилегированных акций при изменении объема удостоверяемых ими прав, уточнения требований к раскрытию информации в проспекте ценных бумаг, совершенствования правового регулирования процедуры эмиссии ценных бумаг при реорганизации юридических лиц"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 16.11.2010 N 4396-5 ГД)

Рассматриваемый законопроект разработан в целях совершенствования правового регулирования отношений, связанных с осуществлением процедуры эмиссии ценных бумаг, раскрытием информации в проспекте ценных бумаг, изменением объема прав, удостоверяемых привилегированными акциями. В этой связи предлагается внести изменения в следующие законодательные акты Российской Федерации:

- Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг";

- Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах";

- Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

В частности, предусматривается упрощенная процедура эмиссии дополнительного выпуска акций. Отказ от регистрационных действий будет возможен не только в отношении облигаций, но и в отношении акций тех акционерных обществ, акции которых той же категории (типа) прошли процедуру листинга на фондовой бирже, при этом отказ от регистрационных действий должен быть обусловлен размещением соответствующих акций на торгах фондовой биржи.

С учетом особенностей кредитных организаций и осуществлением Банком России контроля за финансовым положением приобретателей акций кредитных организаций отказ от регистрационных действий при проведении дополнительной эмиссии акций не будет распространяться на кредитные организации.

Разработчиками законопроекта также предлагается ввести процедуру, в соответствии с которой документы для государственной регистрации выпуска акций акционерного общества, размещаемых при реорганизации, должны будут представляться в регистрирующий орган до государственной регистрации акционерного общества, создаваемого в результате реорганизации. Предусматривается, что в случае принятия регистрирующим органом решения о государственной регистрации соответствующего выпуска акций, размещаемых при реорганизации, такое решение будет вступать в силу с даты государственной регистрации акционерного общества, созданного в результате реорганизации.

В целях создания механизма, позволяющего обеспечить права владельцев ценных бумаг и экономические интересы реорганизуемых эмитентов, предусматривается специальный порядок передачи обязательств по выпущенным облигациям или иным эмиссионным ценным бумагам реорганизуемой организации к ее правопреемнику. Данный порядок предполагает замену эмитента, при которой правопреемник становится на место реорганизованного эмитента и отвечает от своего имени перед владельцами ценных бумаг в том объеме и на тех условиях, которые будут существовать на момент его государственной регистрации. При этом проведение отдельной самостоятельной эмиссии облигаций или иных ценных бумаг правопреемника не осуществляется.

Кроме того, планируется заменить эмиссии, предусматривающие конвертацию привилегированных акций в связи с изменением предоставляемого объема прав, процедурой внесения необходимых изменений в зарегистрированное в установленном порядке решение о выпуске привилегированных акций.

Законопроектом также закрепляются иные случаи и порядок внесения изменений в решение о выпуске (дополнительном выпуске) и (или) проспект ценных бумаг.

Помимо этого, предлагается установить возможность размещения ценных бумаг на условиях неполной оплаты, если обязательство по их полной оплате принимает на себя брокер, оказывающий эмитенту услуги по размещению ценных бумаг, а также возможность обращения размещенных ценных бумаг до государственной регистрации отчета (представления уведомления) об итогах их выпуска.

Принятие законопроекта, с точки зрения его разработчиков, позволит снизить административные барьеры, связанные с выходом российских компаний на рынок капитала, а также укрепить доверие со стороны российских и иностранных инвесторов к российскому фондовому рынку, что будет способствовать притоку дополнительных инвестиций в экономику Российской Федерации.

∙ ФИНАНСЫ

Проект Федерального закона N 415630-5
"О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 16.11.2010 N 4402-5 ГД)

Законопроект направлен на повышение эффективности государственных программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и совершенствование налогообложения их деятельности, осуществляемой за счет выделяемых средств.

Инициаторы проекта предлагают дополнить часть вторую Налогового кодекса РФ от 05.08.2000 N 117-ФЗ нормами, позволяющими субъектам малого и среднего предпринимательства средства финансовой поддержки, полученные ими в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в виде субсидий, отражать в составе доходов пропорционально фактически осуществленным за счет этого источника расходам, но не более двух налоговых периодов с даты получения.

Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме должна будет отражаться в составе доходов этого налогового периода. Данный порядок учета средств финансовой поддержки не будет распространяться на случаи приобретения за счет указанного источника амортизируемого имущества.

В случае приобретения за счет средств финансовой поддержки амортизируемого имущества данные средства финансовой поддержки будут отражаться в составе доходов по мере осуществления расходов по приобретению амортизируемого имущества. При этом указанные положения предлагается не распространять на субъекты малого и среднего предпринимательства, применяющие специальные налоговые режимы, так как расходы, связанные с приобретением основных средств и нематериальных активов, в состав которых включаются основные средства и нематериальные активы, признаваемые амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 НК РФ, отражаются в расходах полностью, а не путем начисления амортизации.

По мнению разработчиков законопроекта, установление особого порядка учета средств финансовой поддержки в виде субсидий, полученных в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, позволит избежать возникновения налоговой базы по налогам на доходы физических лиц, на прибыль организаций, при применении упрощенной системы налогообложения и единому сельскохозяйственному налогу в случае, когда получение финансирования и осуществление расходов за счет этого источника попадают в разные налоговые периоды.

∙ ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Проект Федерального закона N 395585-5
"О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 16.11.2010 N 4395-5 ГД)

Представленный проект Закона подготовлен в целях обеспечения благоприятных условий для производства, размещения и распространения социальной рекламы для достижения благотворительных и иных общественно полезных целей.

В связи с этим предлагается расширить круг субъектов, на которые не распространяются ограничения об их упоминании в социальной рекламе. В частности, к таким субъектам предполагается отнести некоммерческие организации в случаях, если содержание социальной рекламы непосредственно связано с описанием деятельности таких некоммерческих организаций, направленной на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей. В случае размещения социальной рекламы с целью оказания благотворительной помощи также допускается упоминание физических лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении.

В целях предотвращения злоупотреблений неправомерного использования статуса социальной рекламы в коммерческих целях предлагается установить ограничения на продолжительность упоминания в ней о спонсорах. Так, в социальной рекламе, распространяемой в теле- и радиопрограммах и при кино- и видеообслуживании, продолжительность упоминания о спонсорах не может превышать трех секунд, и такому упоминанию должно быть отведено не более чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не более чем пять процентов рекламной площади. Данные ограничения не будут распространяться на упоминание об органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, а также о социально ориентированных некоммерческих организациях и физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в случае размещения соци! альной рекламы с целью оказания им благотворительной помощи.

По мнению разработчиков, принятие законопроекта будет способствовать росту авторитета некоммерческих, в том числе благотворительных, организаций в обществе и повышению доверия к ним, позволит расширить возможности привлечения СМИ для проведения адресного сбора благотворительных пожертвований.

∙ БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

Проект Федерального закона N 431376-5
"О Следственном комитете Российской Федерации"
(внесен Президентом РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 16.11.2010 N 4397-5 ГД)

Проект Федерального конституционного закона N 431372-5
"О внесении изменений в некоторые федеральные конституционные законы в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия"
(внесен Президентом РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 16.11.2010 N 4399-5 ГД)

Проект Федерального закона N 431374-5
"О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия"
(внесен Президентом РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 16.11.2010 N 4398-5 ГД)

Проект Федерального закона N 431376-5 направлен на совершенствование уголовного судопроизводства в части более четкого разграничения функций прокурорского надзора и предварительного следствия. С этой целью предполагается создание новой государственной структуры, призванной проводить оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с установленной уголовно-процессуальным законодательством подследственностью, - Следственного комитета Российской Федерации (далее - Следственный комитет).

Согласно законопроекту Следственный комитет - государственный орган, обеспечивающий в пределах своих полномочий исполнение законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве. В число основных задач ведомства включаются обеспечение законности при производстве предварительного следствия, а также защита прав и свобод человека и гражданина; организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления причин и условий, способствовавших совершению преступлений, принятие мер по их устранению.

Важным элементом правового статуса Следственного комитета является его независимость от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также каких-либо общественных объединений. Вмешательство в деятельность Следственного комитета в целях оказания влияния на принимаемое им решение повлечет установленную законодательством ответственность.

Законопроектом предоставляется право руководителям следственных органов Следственного комитета и следователям беспрепятственно входить по предъявлении служебного удостоверения на территорию и в помещения, занимаемые федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, иметь доступ к их документам и материалам. Данное право также распространяется в отношении предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности.

Определенные требования предъявляются проектом и к работникам (служащим) Следственного комитета. Так, следователем может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, а также обладающий необходимыми профессиональными и моральными качествами, способный по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на него служебные обязанности. Помимо этого закрепляется ряд оснований, при наличии которых лицо не может быть принято на службу или находиться на службе, порядок поощрения и применения дисциплинарных взысканий к работникам, их материальное и социальное обеспечение, меры государственной защиты руководителей следственных органов и следователей Следственного комитета. Также закрепляется, что работники Следственного комитета не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деят! ельности, а также не вправе совмещать свою основную деятельность с иной деятельностью на возмездной или безвозмездной основе, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, которая не финансируется исключительно за счет иностранных инвестиций.

Разработчиками законопроекта предлагается четырехзвенная структура Следственного комитета, которую составляют:

- Следственный комитет и подразделения его центрального аппарата;

- главные следственные управления (в том числе Главное военное следственное управление), следственные управления и следственные отделы (в том числе по федеральным округам);

- главные следственные управления и следственные управления по субъектам Российской Федерации, приравненные к ним специализированные следственные управления (в том числе военные следственные управления по военным округам, флотам и другие военные следственные управления) и следственные отделы;

- следственные отделы по районам, городам и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные отделы.

Особенностям организации и обеспечения деятельности, а также кадрового состава военных следственных органов Следственного комитета посвящена отдельная глава законопроекта.

В связи с принятием рассматриваемого проекта законопроектами N 431372-5 и 431374-5 предполагается внесение изменений в ряд федеральных конституционных законов и федеральных законов в целях приведения их в соответствие и согласования с положениями разработанного проекта.

Так, например, изменения, вносимые в Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 N 174-ФЗ и в Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", направлены на разграничение правового положения Следственного комитета и прокуратуры Российской Федерации. Изменения иных законодательных актов касаются правового положения работников Следственного комитета, в частности его председателя, а также связаны со статусом Следственного комитета как государственного органа.

По мнению разработчиков законопроектов, функционирование Следственного комитета вне системы прокуратуры Российской Федерации создаст необходимые условия для эффективной реализации полномочий прокуроров по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, усиления взаимодействия следственных органов с органами прокуратуры Российской Федерации, позволит повысить объективность следствия, тем самым обеспечивая законность в сфере уголовного судопроизводства и неукоснительное соблюдение конституционных прав граждан.



Все права защищены © 2010 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное