Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: обзор законопроектов Выпуск от 18.12.2006


КонсультантПлюс

Обзор законопроектов

Выпуск от 18.12.2006


Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Консультации по бухучету и налогообложению | Форум


Новости КонсультантПлюс

∙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 367540-4 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(внесен депутатом ГД ФС РФ М.Л. Шаккумом; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 08.12.2006 N 3873-4 ГД)

Данный законопроект направлен на систематизацию нормативно-правового регулирования в области обеспечения жилыми помещениями граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Так, проектом предусматривается возможность определения категорий граждан, установления оснований признания их нуждающимися в жилых помещениях и порядка предоставления жилых помещений по договорам социального найма на уровне закона - Жилищного кодекса РФ и соответствующих законов субъектов РФ, а также на подзаконном уровне - указами Президента РФ и Постановлениями Правительства РФ

∙ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 346554-4 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"
(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ А.П. Москалец, В.Н. Плигиным, А.Н. Стрельниковым, А.Н. Харитоновым; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 06.12.2006 N 3850-4 ГД)

Законопроект предлагает внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях - заменить указание размера административного штрафа в минимальных размерах оплаты труда на определение штрафа в рублях.

В соответствии с действующим законодательством в настоящее время исчисление административных штрафов производится исходя из минимального размера оплаты труда, который в настоящее время для указанных целей признается равным 100 рублям. Положения законодательства об исчислении административного штрафа в зависимости от условной денежной суммы действуют лишь до внесения изменений в соответствующие федеральные законы. В связи с этим возникла необходимость принятия данного законопроекта.

Кроме того, действующий способ определения размера административного штрафа в минимальных размерах оплаты труда является, по мнению разработчиков проекта, нелогичным и, условная денежная сумма, применяемая в этих целях, никак не связана с установленным в настоящее время минимальным размером оплаты труда.

∙ ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 356085-4 "ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УПРАВЛЕНИЯ И РАСПОРЯЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ И АКЦИЯМИ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ, И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(внесен Президентом РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 06.12.2006 N 3846-4 ГД)

Данный законопроект направлен на урегулирование отношений, возникающих в процессе управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии.

Проектом вводится понятие организаций атомного энергопромышленного комплекса, под которыми понимаются не относящиеся к организациям ядерного оружейного комплекса Российской Федерации федеральные государственные унитарные предприятия и учреждения, находящиеся в ведении органа государственного управления использованием атомной энергии, а также иные юридические лица независимо от их организационно-правовой формы, осуществляющие виды деятельности в области использования атомной энергии. Кроме того, к указанным организациям предлагается отнести открытое акционерное общество, созданное по решению Президента РФ.

Законопроектом определяются основные принципы государственной политики в области управления хозяйственной деятельностью организаций атомного энергопромышленного комплекса, общий порядок и особенности проведения реструктуризации и приватизации таких организаций, вопросы осуществления деятельности акционерными обществами, создаваемыми в атомной отрасли.

Так, в круг полномочий Президента РФ включено утверждение перечней организаций атомного энергопромышленного комплекса, подлежащих преобразованию в открытые акционерные общества и акционерные общества указанного комплекса, акции которых будут внесены в уставный капитал специально создаваемого основного акционерного общества; а также перечней предприятий и учреждений указанного комплекса, имущественные комплексы которых могут быть внесены в уставный капитал такого общества или сами такие учреждения будут подлежать передаче обществу.

Проектом определяется, что учредителем основного акционерного общества будет являться Российская Федерация. Заключение сделок, связанных с отчуждением акций данного общества или передачей их в доверительное управление российским юридическим лицам, в собственности которых могут находиться ядерные установки и материалы, согласно проекту возможно только с согласия Президента РФ.

Необходимо также отметить, что предусматривается ряд гарантий безопасности в случае несостоятельности (банкротства) организаций атомного энергопромышленного комплекса и в иных случаях обращения взыскания на имущество таких организаций. В частности, не допускается отчуждение ядерно- и радиационно-опасных объектов отдельно от имущества указанных организаций, обеспечивающего их безопасное использование.

В целях комплексного регулирования вопросов, связанных с преобразованиями в атомном энергопромышленном комплексе, предлагается внести изменения в Федеральный закон от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии".

В частности, предусматривается возможность нахождения ядерных установок и ядерных материалов, пунктов их хранения как в федеральной собственности, так и в собственности юридических лиц. Вместе с тем предусмотрены ограничения на осуществление прав собственности юридическими лицами в целях обеспечения безопасности. Перечни российских юридических лиц, в собственности которых могут находиться указанные ядерные установки и материалы, согласно проекту будут определяться Президентом РФ. Кроме того, предлагается прямо закрепить положения о признании в России права собственности иностранных юридических лиц и государств на ввезенные либо приобретенные в Российской Федерации ядерные материалы и на продукты их переработки.

Проектом также предлагается внести ряд изменений в другие законодательные акты Российской Федерации.

Реализация данного законопроекта, по мнению авторов, позволит преодолеть негативные тенденции в развитии атомной отрасли, создаст правовые и организационные предпосылки для удовлетворения кредитно-инвестиционных потребностей организаций атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации и обеспечения необходимого уровня развития данной отрасли.

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 349281-4 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ" И В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ Л.В. Пепеляевой, В.С. Плескачевским, В.Н. Плигиным, В.М. Резником; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 06.12.2006 N 3852-4 ГД)

Данный законопроект предлагает внести изменения в Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон) в целях совершенствования правового регулирования процедур приобретения и выкупа ценных бумаг.

В частности, в целях защиты интересов акционеров Закон предусматривается дополнить положениями, согласно которым в случае указания в добровольном предложении порядка определения цены приобретаемых ценных бумаг такой порядок должен обеспечивать единую цену приобретения ценных бумаг этого вида, категории (типа) для всех их владельцев. Кроме того, предполагается, что в добровольном предложении должна быть установлена оплата деньгами приобретаемых ценных бумаг.

Также в Закон предлагается внести норму, корректирующую начало течения срока для исполнения обязанности лицом, которое приобрело более 30 процентов общего количества акций общества по направлению акционерам предложения о приобретении у них остальных акций.

Наряду с этим предлагается уточнить положения Закона в части принятия советом директоров (наблюдательным советом) рекомендаций в отношении полученного обществом предложения о приобретении ценных бумаг. Согласно проекту такая обязанность должна исполняться только в том случае, если такой орган управления в обществе создан.

В текст Закона предусматривается внести и ряд уточнений редакционного характера.

Кроме того, в целях обеспечения реального осуществления права на выкуп ценных бумаг акционерного общества лицом, которое на 1 июля 2006 года являлось владельцем более чем 95 процентов общего количества акций, в Федеральном законе от 05.01.2006 N 7-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) предлагается продлить определенные ранее сроки права требования выкупа ценных бумаг до 1 августа 2008 года.

Также изменения предусматривается внести в Федеральный закон от 27.07.2006 N 157-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", которые коснутся саморегулируемых организаций оценщиков, в частности участвующих согласно положениям части 6 статьи 7 Федерального закона N 7-ФЗ в подтверждении результатов экспертизы по определению цены выкупаемых ценных бумаг.

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 351557-4 "О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦЕЛЕВОГО КАПИТАЛА НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ"
(внесен депутатами ГД ФС РФ П.В. Крашенинниковым, В.С. Груздевым, П.Б. Шелищем, А.Е. Лихачевым; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 08.12.2006 N 3874-4 ГД)

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 351088-4 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦЕЛЕВОГО КАПИТАЛА НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ"
(внесен депутатами ГД ФС РФ П.В. Крашенинниковым, В.С. Груздевым, П.Б. Шелищем, А.Е. Лихачевым; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 08.12.2006 N 3875-4 ГД)

Законопроект N 351557-4 предлагает урегулировать порядок формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций. Законопроект устанавливает понятийный аппарат, используемый для целей данного закона. Так, целевым капиталом признается сформированный за счет пожертвований, внесенных жертвователем в виде денежных средств, часть имущества некоммерческой организации, переданная некоммерческой организацией в доверительное управление для получения дохода, используемого для финансирования ее уставной деятельности. Целевой капитал формируется для содействия деятельности в сфере образования, науки, здравоохранения, культуры, искусства, архивного дела и социальной помощи.

Законопроект определяет порядок формирования целевого капитала, закрепляет права и обязанности жертвователей и требования к некоммерческим организациям - собственникам целевого капитала. Так, в некоммерческой организации должен быть создан совет по использованию целевого капитала. При этом за организацией сохраняется право на создание нескольких целевых капиталов на основании нескольких договоров доверительного управления. Законопроектом разрешается проводить публичный сбор средств на формирование целевого капитала.

Законопроект определяет, в каких формах возможно размещение целевого капитала. К таким формам относятся государственные ценные бумаги Российской Федерации, субъектов РФ, облигации иных российских эмитентов, акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ, ипотечные ценные бумаги, объекты недвижимого имущества и др. Перечень форм размещения является закрытым.

Законопроект предъявляет к управляющим организациям ряд требований, таких как обязанность ежегодно проводить аудит ведения бухучета, инвестирование денежных средств, полученных при формировании целевого капитала, исходя из необходимости обеспечения принципов надежности, ликвидности, доходности и диверсификации и др. Законопроект также устанавливает, что управляющая организации имеет право на получение вознаграждения за оказание услуг по доверительному управлению.

Законопроект N 351088-4 предлагает внести изменения в ряд законодательных актов в случае принятия Закона "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций". Так, в Налоговом кодексе предлагается закрепить, что целевой капитал не учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль организации. В ГК РФ предлагается внести новое определение пожертвования.

∙ ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 357580-4 "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОЗНИЧНЫХ РЫНКОВ"
(внесен депутатом Государственной Думы ФС РФ Е.А. Федоровым; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 06.12.2006 N 3847-4 ГД)

Данный проект разработан в целях упорядочения торговой деятельности на розничных рынках.

Предметом регулирования законопроекта являются отношения, связанные с организацией деятельности по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг потребителям на розничных рынках.

Правом на осуществление продажи товаров, выполнение работ, оказание услуг потребителям на розничных рынках предлагается наделить юридические лица и индивидуальных предпринимателей, крестьянские (фермерские) хозяйства и физические лица, ведущие личное (подсобное) хозяйство, а также привлекаемых ими физических лиц.

Законопроектом вводится понятие розничного рынка, под которым понимается имущественный комплекс специального целевого назначения, состоящий из земельного участка (иных объектов недвижимости) с расположенными на нем (в них) торговыми местами при централизации функций хозяйственного обслуживания территории, управления и охраны и предназначенный для осуществления продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг потребителям для их личного, семейного, домашнего пользования на основе цен, свободно определяемых продавцом и потребителем непосредственно при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг.

Выделены разновидности розничных рынков: продовольственные, непродовольственные, универсальные, а также специализированные рынки, на которых осуществляется продажа товаров преимущественно одного класса. Кроме того, предлагается ввести такие понятия, как торговое место, управляющая рынком компания, продавец, паспорт безопасности, отечественный товаропроизводитель и др.

В соответствии с проектом организация деятельности на розничном рынке осуществляется управляющей рынком компанией, которая обязана содержать в надлежащем санитарно-техническом состоянии территорию рынка, административно-хозяйственные помещения, места общего пользования; обеспечивать необходимые условия для нормального функционирования рынка, обеспечить организацию охраны рынка; вести реестр продавцов; обеспечить разработку и наличие паспорта безопасности и др.

Законопроектом определены вопросы организации деятельности по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг потребителям на рынках, права и обязанности субъектов данной деятельности, общие требования к содержанию территории и оборудованию розничного рынка, а также определен порядок предоставления торговых мест на рынках. Так, торговое место предоставляется управляющей рынком компанией по договору аренды на срок, не превышающий срок договора аренды земельного участка (иных объектов недвижимости), предоставленного управляющей рынком компании для размещения розничного рынка. Проектом определен перечень документов, необходимых для заключения договора аренды торгового места.

При заключении договора аренды и после оплаты торгового места управляющая рынком компания выдает продавцу карточку продавца документ, содержащий о нем основные сведения, являющийся средством контроля за осуществляемой продавцом деятельностью. Только при наличии такой карточки продавец вправе осуществлять на розничном рынке продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг потребителям.

Необходимо отметить, что законопроектом предлагается ввести положения, запрещающие дискриминационные условия при распределении торговых мест на территории розничного рынка.

Наряду с этим предусматривается определить особый льготный порядок предоставления торговых мест отечественным, в том числе сельскохозяйственным, товаропроизводителям. Так, за отечественными товаропроизводителями предлагается закрепить не менее 20 процентов торговых мест от общего количества торговых мест на рынке. Кроме того, на территории сельскохозяйственного кооперативного рынка управляющая рынком компания должна предоставить для членов сельскохозяйственного кооператива торговые места в количестве не менее 50 процентов от общего количества торговых мест.

Законопроектом также предусматриваются правовые основания для введения ответственности за нарушение требований, предъявляемых к осуществлению деятельности по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг на территории рынка.

По мнению авторов, принятие и реализация данного проекта позволят упорядочить отношения, складывающиеся на потребительском рынке, будут способствовать более эффективному обеспечению прав и законных интересов субъектов торговой деятельности, поддержке отечественных товаропроизводителей, защите прав потребителей, а также предотвращению и пресечению правонарушений в сфере организации деятельности по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг потребителям.

∙ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 353522-4 "О СПЕЦИАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕРАХ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ"
(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ В.М. Резником, В.Н. Плигиным; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 06.12.2006 N 3843-4 ГД)

Настоящий законопроект разработан в целях создания правовых основ для применения специальных экономических мер в случае возникновения международной чрезвычайной ситуации.

Законопроект вводит такие понятия, как "международная чрезвычайная ситуация" и "специальные экономические меры". Под международной чрезвычайной ситуацией понимается совокупность обстоятельств, представляющих угрозу здоровью, правам и свободам человека и гражданина и безопасности государства и возникающих во взаимоотношениях с органами власти иностранного государства и их должностными лицами, юридическими и физическими лицами этого государства, а также лицами без гражданства, проживающими на территории этого государства. Согласно проекту в случае возникновения такой ситуации могут быть применены специальные экономические меры, определяемые как временные меры экономического характера, принимаемые в целях устранения или минимизации угрозы здоровью, правам и свободам человека и гражданина и безопасности государства.

Проект содержит исчерпывающий перечень специальных экономических мер, среди которых приостановление реализации всех или части программ в области экономической, технической и военной помощи; запрещение внешнеэкономических операций или установление ограничений на их осуществление; изменение экспортных и импортных таможенных пошлин и другие.

Полномочия по принятию решения о применении специальных экономических мер возлагаются на Президента Российской Федерации. Кроме того, Совет Федерации РФ, Государственная Дума РФ и Правительство РФ могут внести предложения о применении таких мер.

Законопроектом также определен срок действия специальных экономических мер, который не должен превышать четырех лет, но может быть продлен на два года, если сохраняется угроза здоровью, правам и законным интересам граждан и безопасности государства. Кроме того, проект содержит норму о возможности досрочной отмены специальных экономических мер.

Решение о применении указанных мер, сроке их действия и периоде продления, перечень самих мер, а также решение об их отмене подлежат незамедлительному обнародованию.

По мнению разработчиков, реализация предусмотренной законопроектом нормы позволит создать дополнительный инструмент обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, защиты экономики Российской Федерации от негативного воздействия политических, внешнеэкономических и иных факторов.

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 364757-4 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(внесен депутатом Государственной Думы ФС РФ А.П. Москалец; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 06.12.2006 N 3845-4 ГД)

Данным законопроектом предлагается внести изменения в статью 1 Федерального закона от 18.07.2006 N 110-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".

В частности, определены категории иностранных граждан, прибывающих в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, которые получают разрешение на временное проживание с учетом квоты, утвержденной Правительством РФ, и без нее.

Также вносится дополнение в статью 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", которое уточняет перечень оснований отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание.

Кроме того, изменениям подвергнуты условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях. Так, временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане также обязаны получать разрешение на работу.

По мнению разработчиков проекта, предлагаемые изменения позволят регулировать приток внешних трудовых ресурсов в отрасли экономики и регионы страны.


© КонсультантПлюс
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное