Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: обзор законопроектов Выпуск от 06.12.2004


Информационный Канал Subscribe.Ru


     Если Вы хотите  одними  из  первых  узнавать  о  новостях  компании
"Консультант Плюс", ее новых программных продуктах, выходе новых версий,
проводимых акциях, скидках и  другую  полезную  информацию,  а  также  о
новостях  сервера  КонсультантПлюс,  подпишитесь  на  рассылку  "Новости
КонсультантПлюс". Эта и другие рассылки на cервере www.consultant.ru.

ОБЗОР ЗАКОНОПРОЕКТОВ

Выпуск 6 декабря 2004 года

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 95911-4
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ
АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С РАСШИРЕНИЕМ
ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРЕДМЕТАМ СОВМЕСТНОГО ВЕДЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
А ТАКЖЕ С РАСШИРЕНИЕМ ПЕРЕЧНЯ ВОПРОСОВ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ"

(внесен Правительством Российской Федерации; принят

в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 17 ноября 2004 г. N 1159-IV ГД).

Данный проект закона завершает процесс плановых изменений федерального законодательства в связи с разграничением полномочий между уровнями публичной власти.

Представленный законопроект вносит изменения в федеральные законы по двум основным блокам полномочий и предусматривает:

- расширение компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, финансирование которых производится за счет собственных средств бюджетов субъектов Российской Федерации ;

- установление полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, финансирование которых производится за счет субвенций, передаваемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.

К первой группе относятся положения, дополняющие Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" и Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях". Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации расширены следующими:

- участие в урегулировании коллективных трудовых споров, установление порядка пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участие в организации альтернативной гражданской службы в подведомственных организациях и т.п.;

- создание и обеспечение охраны природных парков и ботанических садов регионального значения, ведение Красной Книги субъекта Российской Федерации, перевод земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, из одной категории в другую и т.п.

Ко второй группе относятся изменения, вносимые в Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" и Лесной Кодекс Российской Федерации. Данные законы дополняются положениями, определяющими полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемые за счет субвенций из федерального бюджета, например:

- осуществление охраны и регулирование использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты;

- выдача именных разовых и распорядительных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты;

- тушение лесных пожаров в лесном фонде на территории субъекта Российской Федерации;

- организация и проведение лесных конкурсов и аукционов, определение ставок лесных податей, выдача лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета, проведение лесоустройства и т.п.

Кроме того, Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" дополняется новой статьей, которая устанавливает права, обязанности и ответственность муниципальных инспекторов в области охраны окружающей среды, что необходимо для реализации полномочий органов местного самоуправления по экологическому контролю. Данные изменения предполагается ввести в действие с 1 января 2006 года.

Также законопроектом предлагается внести изменения в перечень вопросов местного значения, установленный Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", что обусловлено необходимостью более четкого разграничения полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Так, к полномочиям органов местного самоуправления дополнительно отнесены:

- организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке организаций, находящихся в ведении органов местного самоуправления; мероприятия по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения и т.п.


ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 95161-4 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В СТАТЬИ 2, 11, 83, 84 И 85 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЩИХ
ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ А.И. Салиховым, Е.Ю. Мухиной,

А.Ю. Броницыным, Г.К. Сафаралиевым, В.С. Косоуровым, В.Е. Кузнецовым,

В.С. Мокрым, А.В. Сарычевым, А.В. Огоньковым; принят в первом
чтении - Постановление ГД ФС РФ от 12 ноября 2004 г. N 1129-IV ГД).

Данный законопроект предлагает внести изменения в ряд статей Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ, направленных на устранение пробелов в российском законодательстве в части формирования территорий муниципальных образований и установления их границ, а также подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления.

Непосредственно изменения затрагивают статью 11 "Границы муниципальных образований". Так, предлагается изложить ряд пунктов данной статьи в новой редакции, исключив из этих норм понятие "прилегающие территории". Проект закона также предлагает закрепить положения, в соответствии с которыми в территорию городского поселения будут включены один город или один поселок и территории, предназначенные для развития его инфраструктуры, в том числе территории поселков и сельских населенных пунктов, которые не являются муниципальными образованиями.

Также предлагается изложить в новой редакции пункт 6 части 1 статьи 11, в соответствии с которым в состав сельских муниципальных образований (сельских поселений) сможет входить более одного сельского населенного пункта с численностью населения, превышающей 1000 человек, в том числе поселки, относящиеся к сельским населенным пунктам.

Проект устанавливает возможность определения в качестве административного центра муниципального района города или поселка, имеющего статус городского округа и расположенного в границах этого муниципального района.

Кроме того, предлагается дополнить часть 3 статьи 85 "Обеспечение реализации положений настоящего Федерального закона" положениями, регулирующими порядок установления границ в переходный период. Состав территорий городов или поселков, которые имеют статус городского поселения либо городского округа, и их границы будут утверждаться исходя из исторически сложившейся территории и с учетом границ земельных участков, выделенных для городской застройки, и территорий, предназначенных для развития инфраструктуры. В случае наличия спорных территорий, их границы законопроект предлагает определять в соответствии с границами территорий и земельных участков, которые отнесены правовыми актами к территории данного города либо поселка.

Законопроект предлагает уточнить положения части 3 статьи 83 "Вступление в силу настоящего Федерального закона", определяющей порядок вступления в силу ряда статей Федерального закона. Данный перечень предлагается дополнить статьями 2, 10, частями 3 - 7 статьи 24, статьями 25, 79 - 81.

Проект закона, вместе с тем, устраняет некоторые пробелы правового регулирования, в сфере подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований. Так, предлагается закрепить положения, в соответствии с которым во вновь образованных муниципальных образованиях, с неустановленной структурой органов местного самоуправления, избранный глава муниципального образования возглавляет местную администрацию.

Кроме того, в целях устранения правовой коллизии между данным Федеральным законом и Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 г. N67-ФЗ в часть 1 статьи 85 предлагается внести изменения, регулирующие разделение процедуры определения даты выборов и назначения выборов.

Также в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предлагается внести еще ряд изменений и дополнений, которые, по мнению разработчиков, разрешат проблемы, возникшие в процессе реализации закона в переходный период.


ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 86142-4
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 17 И 18
ЗАКОНА РСФСР "О КОНКУРЕНЦИИ И ОГРАНИЧЕНИИ
МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ"

(внесен Правительством Российской Федерации;

принят в первом чтении - Постановление ГД ФС

РФ от 12 ноября 2004 г. N 1127-IV ГД).

Данный законопроект предусматривает увеличение значения стоимости активов хозяйствующих субъектов, для сделок и действий которых необходимо получение предварительного согласия антимонопольного органа. Соответствующие изменения предполагается внести в Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22.03.1991 N 948-1.

Так, для хозяйствующих субъектов, чьи сделки и иные действия совершаются с предварительного согласия антимонопольного органа, стоимость активов должна составлять не менее 30 млн. минимальных размеров оплаты труда (3 млрд. рублей). В настоящее время величина указанного порогового значения составляет 200 тыс. минимальных размеров оплаты труда (20 млн. рублей).

В отношении хозяйствующих субъектов, о сделках и иных действиях которых антимонопольный орган должен быть уведомлен, стоимость активов предполагается установить не менее 2 млн. минимальных размеров оплаты труда (200 млн. рублей). В действующей редакции Закона величина указанного порогового значения составляет 100 и 200 тыс. минимальных размеров оплаты труда (10 и 20 млн. рублей).

Таким образом, в отношении подавляющей части хозяйствующих субъектов прекратится осуществление предварительного антимонопольного контроля, который, после внесения указанных поправок в Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1, будет осуществляться в уведомительном порядке.


ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 84971-4
"О РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКУ ТОВАРОВ,
ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД"

(внесен Правительством Российской Федерации;

принят в первом чтении - постановление ГД ФС РФ

от 12 ноября 2004 г. N 1126-IV ГД).

Данный проект федерального закона устанавливает общие требования к процедуре организации размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд до момента заключения государственного и муниципального контракта, а также определяет права и обязанности государственных и муниципальных заказчиков и участников процедур размещении заказов.

Действие законопроекта не распространяется на случаи поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд за наличный расчет, где размещение заказов осуществляется без поведения конкурсов и внеконкурсных процедур.

В проекте федерального закона даны определения понятий "государственные и муниципальные нужды", "государственный и муниципальный заказчик" и "участник процедур размещения заказов".

Законопроектом предусмотрена государственная поддержка участия в процедурах размещения заказов малых предприятий, предприятий уголовно-исполнительной системы и предприятий общественных организаций инвалидов наравне с другими участниками. Правительство РФ утверждает порядок и условия такого участия.

Проект устанавливает национальный режим в отношении товаров (работ, услуг) иностранного происхождения, т.е. товары (работы, услуги), происходящие с территории иностранного государства допускаются к процедурам размещения заказов наравне с товарами (работами, услугами), имеющими российское происхождение. Такой режим применяется исключительно в отношении поставщиков товаров (работ, услуг) из иностранных государств, которые предоставили аналогичный режим российским поставщикам. В целях защиты российского производителя Правительству РФ предоставлено право устанавливать запреты и ограничения заказов на товары (работы, услуги), происходящие с территории иностранного государства.

Законопроект разделяет конкурсные и внеконкурсные способы размещения заказов. К конкурсным способам он относит:

1) открытый конкурс (в том числе двухэтапный открытый конкурс);

2) закрытый конкурс (в том числе двухэтапный закрытый конкурс);

Государственные и муниципальные заказчики наделены правом проводить закрытый конкурс в случае, если предметом государственного или муниципального заказа является поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг), информация о которых относится к сведениям, составляющих государственную тайну.

К внеконкурсным способам относятся:

1) размещение заказа путем запроса котировок;

2) размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя).

Проект федерального закона отдает предпочтение конкурсным способам размещения заказов, детально регламентируя порядок формирования конкурсной комиссии и устанавливая требования к порядку предоставления и содержанию квалификационной документации. Кроме того, приводятся правила представления конкурсных заявок, устанавливаются критерии рассмотрения, оценки и сопоставления конкурсных заявок, определяется процедура опубликования информации о результатах открытого конкурса.

Проектом определены права двух и более заказчиков на проведение совместного конкурса на одноименные товары (работы, услуги). Так, они обязаны заключить соглашение, в котором закрепляются их права и обязанности, а также ответственность заказчиков-партнеров при проведении совместного конкурса и порядок его проведения. Контракт с победителем или с победителями совместного конкурса заключает каждый из заказчиков.

Законопроект предусматривает право на обжалование действий или бездействий государственного или муниципального заказчика при проведении процедур размещения заказов для государственных или муниципальных нужд в уполномоченном органе исполнительной власти, осуществляющий контроль при размещении заказов в административном порядке. При этом не исключается возможность для участников процедур размещения заказов на защиту нарушенных прав в судебном порядке.

Правительство РФ наделяет федеральные органы исполнительной власти полномочиями по осуществлению правового регулирования и контроля в данной сфере.

Вступление в силу данного проекта федерального закона предусмотрено по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования. С этого момента утрачивает силу Федеральный закон от 06.05.1999 N 97 ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".

По мнению разработчиков, принятие данного проекта обеспечит установление единства нормативно-правового регулирования отношений, связанных с размещением заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, стимулирование участия в процедурах размещения заказов граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, поддержку развития добросовестной конкуренции. В свою очередь это будет способствовать приведению российского законодательства о государственных и муниципальных закупках в соответствие с общепризнанными международными стандартами в области регулирования хозяйственно-государственных отношений.


СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 63173-4
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О ПОГРЕБЕНИИ И ПОХОРОННОМ ДЕЛЕ" В ЧАСТИ ВОЕННЫХ МЕМОРИАЛЬНЫХ КЛАДБИЩ"

(внесен Правительством Российской Федерации; принят

в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 19 ноября 2004 г. N 1186-IV ГД).

Внесение изменений в Федеральный закон от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон) связано прежде всего с изданием Указа Президента Российской Федерации от 11 июля 2001 г. N 829 "О Федеральном военном кладбище".

Данный законопроект вносит изменения в статью 20 Закона, название которой в новой редакции - "Воинские кладбища и военные мемориальные кладбища". Пункт 1 статьи дополнен положениями о Федеральном мемориальном кладбище, которое предназначено для погребения и увековечения памяти военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и других лиц, круг которых определяется Правительством Российской Федерации. Законопроект устанавливает, что, в соответствие с Законом Российской Федерации от 14 января 1993 г. N 4292-I "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества", военные мемориальные кладбища предназначены для погребения и увековечивания памяти лиц, погибших при защите Отечества.

Также законопроект предусматривает изменение круга органов, уполномоченных на внесение предложений по созданию мест погребений. В новой редакции статьи 15 Закона указывается, что предложения по созданию Федерального военного мемориального кладбища вносятся Правительством Российской Федерации совместно с органом исполнительной власти, на территории которого предполагается создание такого места погребения. Решение о создании Федерального военного мемориального кладбища принимается Президентом Российской Федерации.

Размер земельного участка для Федерального военного мемориального кладбища определяется исходя из предполагаемого количества захоронений на нем и может превышать сорок гектаров, в отличие от размера земельного участка, предоставляемого по общим правилам для кладбища.

Вносимые изменения позволят разграничить полномочия Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, государственных органов и органов местного самоуправления при регулировании отношений, связанных с созданием и функционированием воинских захоронений.


ФИНАНСЫ

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 55792-4
"О КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ"

(внесен Правительством Российской Федерации;

принят в первом чтении - постановление ГД ФС

РФ от 29 октября 2004 г. N 1088-IV ГД).

Представленный проект федерального закона предусматривает применение на территории Российской Федерации консолидированной финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (далее - МСФО) и разъяснениями к ним, принимаемые Фондом Комитета по Международным стандартам финансовой отчетности, русский перевод которых в установленном порядке одобряется Правительством Российской Федерации.

Законопроектом устанавливаются общие требования к порядку составления, представления и опубликования консолидированной финансовой отчетности в соответствии с МСФО определенными организациями.

Так, под консолидированной финансовой отчетностью понимается система показателей, отражающих финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения группы организаций.

Сфера действия проекта закона распространяется на группы организаций, головные общества которых являются открытыми акционерными обществами и их ценные бумаги допущены к обращению через организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

Предполагается, что консолидированная финансовая отчетность будет составляться головным обществом или группой в порядке, предусмотренном МСФО за каждый отчетный год, за полугодие, 9 месяцев или иные периоды нарастающим итогом с начала отчетного года, наряду с бухгалтерской отчетностью головного общества как юридического лица.

Кроме того, для обеспечения контроля за достоверностью представляемой отчетной финансовой информации проект федерального закона предусматривает ежегодный обязательный аудит годовой консолидированной финансовой отчетности. Аудиторское заключение представляется вместе с консолидированной финансовой отчетностью в федеральные органы исполнительной власти, определяемые Правительством Российской Федерации. А также, предусматривается ответственность должностного лица головного общества или группы организаций за составление и представление консолидированной финансовой отчетности.

Данный законопроект обязывает головное общество публиковать годовую консолидированную финансовую отчетность в средствах массовой информации не позднее 1 июля года, следующим за отчетным.

Порядок составления, представления и опубликования консолидированной финансовой отчетности в соответствии с МСФО кредитными организациями определяется Банком России в соответствии с банковским законодательством Российской Федерации.

Введение в действие законопроекта предполагается со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2004 года. Для тех организаций, которые составляют консолидированную финансовую отчетность по иным международно-признанным правилам, предусмотрен переход к составлению консолидированной финансовой отчетности по МСФО с отчета за 2008 год.

По мнению разработчиков, проект направлен на повышение качества и прозрачности отражения информации о финансовых результатов хозяйственной деятельности крупных российских организаций с целью привлечения инвестиций в

российскую экономику и способствования росту объемов производства продукции (работ,

услуг), а также обеспечить соответствие консолидированной финансовой отчетности, составляемой на основе МСФО, общепризнанным международным стандартам финансовой отчетности в экономически развитых государствах мира.


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: law.russia.review.consproject
Отписаться

В избранное