Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 27.10.2011


КонсультантПлюс Новые документы для бухгалтера
Выпуск от 27.10.2011

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

Содержание обзора

Новости

1. При несвоевременном зачете сумм излишне взысканного налога проценты за просрочку начисляются в общем порядке

2. ФНС России разъяснила, с какого момента действуют новые правила применения льготы по НДС

3. Арендные платежи можно включать в расходы по налогу на прибыль даже в период реконструкции объекта

4. При определении максимального размера доходов для целей УСН дивиденды в общую сумму не включаются

5. Порядок возвращения сумм, ошибочно перечисленных на счет органа Федерального казначейства другого региона

Комментарии

1. Учитываются ли при определении физического показателя для целей ЕНВД транспортные средства, находящиеся в ремонте?

2. В какой налоговый орган следует представлять сведения по форме 2-НДФЛ в отношении работников обособленных подразделений?

Судебное решение недели

НДС с аванса при расторжении договора можно принять к вычету, даже если сумма предоплаты была перечислена третьим лицам

Новости

1. При несвоевременном зачете сумм излишне взысканного налога проценты за просрочку начисляются в общем порядке

Письмо ФНС России от 21.09.2011 N СА-4-7/15431 "О порядке начисления процентов при несвоевременном зачете"

ФНС России дала разъяснения по начислению процентов при несвоевременном зачете инспекцией суммы излишне взысканных налогов. Дело в том, что в силу п. 5 ст. 79 НК РФ указанная сумма подлежит возврату с начисленными на нее процентами, однако в данной норме нет упоминания о зачете налога. По этой причине налоговые органы иногда отказываются начислять проценты, если налогоплательщик написал заявление о зачете, а не о возврате излишне взысканных сумм.

Как указала ФНС России в своем Письме от 21.09.2011 N СА-4-7/15431, п. 9 ст. 79 НК РФ предусматривает, что пр! авила, установленные данной статьей, применяются также в отношении зачета сумм излишне взысканных налогов. При этом ведомство отметило, что для начисления процентов не имеет значения, в какой форме произведен возврат излишне взысканного налога - на банковский счет налогоплательщика либо путем зачета, поскольку начисление процентов приведет к восстановлению имущественного положения налогоплательщика, нарушенного неправомерными действиями инспекции. Право налогоплательщика на выплату процентов в зависимости от формы возмещения налога (возврата или зачета) законом не предусмотрено.

Налоговое ведомство также разъяснило, что инспекция обязана начислять проценты при просрочке даже в том случае, если изначально налогоплательщик подавал заявление о возврате излишне взысканных сумм, а позднее заявил об изменении способа возмещения на зачет. По смыслу ст. 79 НК РФ при нарушении срока возврата инспекция обязана начислять проценты. Заявление об изменении способа возмещения действует на будущее время, не относясь к предшествующему периоду, когда срок возврата был на! рушен, следовательно, не имеет правовых последствий при начислении процентов.

Ведомство указало, что иное толкование норм Налогового кодекса РФ могло бы привести к нарушению прав налогоплательщиков, использующих зачет в качестве способа восстановления имущественного положения.

ФНС России также отметила, что подобная позиция отражена в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 21.12.2004 N 10848/04, от 29.11.2005 N 7528/05, от 06.06.2006 N 1363/06.

2. ФНС России разъяснила, с какого момента действуют новые правила применения льготы по НДС

Письмо ФНС России от 07.10.2011 N АС-4-3/16572@ "Об изменениях и дополнениях статей 146 и 149 Налогового кодекса Российской Федерации"

В июле текущего года был принят ряд федеральных законов, вносящих изменения в Налоговый кодекс РФ. Письмом от 07.10.2011 N АС-4-3/16572 ФНС России разъяснила, в каком порядке будут вступать в силу внесенные поправки.

Изменения внесены в гл. 21, в том числе в п. п. 2 и 3 ст. 149 НК РФ. Те поправки, которые касаются применения льготы по НДС, вступают в силу с 1 октября 2011 г. В частности, расширен перечень услуг, реализация которых освобождается от НДС: начиная с 1 октября 2011 г. не облагается НДС передача в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям (унитарным предприятиям).

В силу новой редакции подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ также не облагается НДС реализация товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых и др.), работ, услуг (за исключением брокерских и некоторых других), производимых и реализуемых государственными и муниципальными унитарными предприятиями (если среднесписочная численность инвалидов среди работников составляет минимум 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов).

При этом для освобождения от налогообложения данных операций следует использовать тот порядок определения налоговой базы, который действовал на дату отгрузки товаров, работ или услуг, независимо от даты их оплаты (п. 8 ст. 149 НК РФ). Таким образом, если услуги, подпадающие с 1 октября под льготу, были оказаны после 1 октября, они освобождаются от налогообложения, если до 1 октября - облагаются НДС.

3. Арендные платежи можно включать в расходы по налогу на прибыль даже в период реконструкции объекта

Письмо Минфина России от 04.10.2011 N 03-03-06/1/622

Организация обратилась в финансовое ведомство за разъяснениями о порядке учета затрат на аренду помещения, в котором планируется вести производственную деятельность, однако в текущем периоде помещение не используется из-за реконструкции. Минфин по данному вопросу указал следующее.

В состав прочих расходов по налогу на прибыль, связанных с производством и реализацией, включаются арендные платежи (подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом учет расходов на аренду в период проведения реконструкции арендованных основных средств не изменяется. Соответственно, такие расходы уменьшают базу по налогу на прибыль.

4. При определении максимального размера доходов для целей УСН дивиденды в общую сумму не включаются

Письмо Минфина России от 05.10.2011 N 03-11-06/2/137

В соответствии с п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика превысили 60 млн руб., он лишается права на применение УСН с начала того квартала, в котором указанное превышение допущено.

Организация, применяющая упрощенную систему и владеющая долей в уставном капитале другой компании, обратилась в Минфин России с вопросом, учитываются ли полученные налогоплательщиком дивиденды в доходах при определении их максимального размера. Контролирующее ведомство дало следующее разъяснение.

Согласно ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации в соответствии со ст. 249 НК РФ и внереализационные доходы согласно ст. 250 НК РФ. При этом не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ, а также облагаемые налогом на прибыль по ставкам, предусмотренным п. п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ. Пункт 3 данной статьи касается, в частности, дивидендов, полученных российскими организациями.

На этом основании Минфин России сделал вывод, что при определении максимального размера доходов в целях п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ дивиденды в общую сумму доходов не включаются.

5. Порядок возвращения сумм, ошибочно перечисленных на счет органа Федерального казначейства другого региона

Письмо Минфина России от 10.08.2011 N 02-04-09/3641 "Об урегулировании вопроса возврата сумм платежей, ошибочно перечисленных налогоплательщиком на счет территориального органа Федерального казначейства"

Минфин России разъяснил, в каком порядке можно вернуть платежи, которые налогоплательщик ошибочно перечислил на счет территориального органа Федерального казначейства. Следует отметить, что в подобной ситуации обязанность по уплате налога признается неисполненной (подп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ). Уточнить такой платеж также нельзя, поскольку это возможно лишь при перечислении денег на правильный счет Федерального казначейства. Ранее налогоплательщикам, по ошибке отправившим деньги в ! другой регион, рекомендовалось обратиться в Минфин России с просьбой решить вопрос возврата ошибочно зачисленных платежей (см. Письмо ФНС России от 28.01.2011 N ЗН-11-1/1113@ "О порядке возврата ошибочно перечисленных денежных средств"), теперь же ведомство официально разъяснило, в каком порядке следует действовать налогоплательщикам.

Поскольку установленный механизм возврата сумм платежей, ошибочно перечисленных на счет территориального органа Федерального казначейства другого субъекта, не применим к платежам, администрируемым налоговыми органами, указанные суммы возвращаются налогоплательщику по месту их зачисления. Возврат осуществляется на основании письменного обращения, представленного УФНС России, на территории которого ошибочно был зачислен платеж. Платежи проходят по коду классификации доходов бюджетов 100 1 17 01010 01 0000 180 "Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет".

УФНС России, на территории которого ошибочно был зачислен платеж, оформляет письменное обращение на основании обращения от УФНС того субъекта, в котором числится на учете налогоплательщик, ошибочно перечисливший платеж. Для этого данный налогоплательщик должен подать заявление в инспекцию, в которой он состоит на учете. В дальнейшем копия этого заявления прикладывается к письменному обращению УФНС, направляемому в орган Федерального казначейства.

Далее орган Федерального казначейства, осуществляющий операции по возврату денежных средств, оформляет документы на их проведение. При этом в поле "Назначение платежа" расчетного документа органа Федерального казначейства, осуществляющего возврат, отмечается: "Возврат ошибочно перечисленного налогового платежа" (с указанием даты и номера письменного обращения УФНС России, на территории которого ошибочно был зачислен платеж). Орган Федерального казначейства не позднее трех рабочих дней после получения из банка электронной копии расчетного документа о проведении операции по возврату направляет эту электронную копию в УФНС России, на территории которого ошибочно был зачислен платеж.

Комментарии

1. Учитываются ли при определении физического показателя для целей ЕНВД транспортные средства, находящиеся в ремонте?

Название документа:

Письмо Минфина России от 04.10.2011 N 03-11-06/3/108

Комментарий:

В соответствии с подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ деятельность по оказанию автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов может быть переведена на ЕНВД. При этом у налогоплательщика на праве собственности или ином праве (пользования, владения или распоряжения) должно быть не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг. Если же для автоперевозок задействовано более 20 единиц транспорта, то налогоплательщик должен применять общий режим налогообло! жения или УСН. Поэтому финансовое ведомство считает, что для исчисления ЕНВД следует учитывать все автотранспортные средства, находящиеся на балансе у налогоплательщика и предназначенные для перевозки грузов, независимо от их эксплуатационного состояния. Таким образом, в расчет включается и транспорт, который в течение налогового периода находится в ремонте. Этой позиции Минфин России придерживался и ранее (Письма от 20.04.2010 N 03-11-06/3/62, от 02.02.2010 N 03-11-11/24, от 20.11.2009 N 03-11-06/3/270).

Аналогичные выводы содержатся в решениях арбитражных судов (Постановления ФАС Московского округа от 11.08.2010 N КА-А41/9293-10, ФАС Центрального округа от 18.02.2009 N А62-5255/2007).

Данный вопрос также был рассмотрен Конституционным Судом РФ (Определение от 25.02.2010 N 295-О-О). Суд указал, что применение ЕНВД в отношении деятельности по перевозке грузов связано с наличием у налогоплательщика права собственности или иного права (пользования, владения или распор! яжения) на транспортные средства, а не с фактом их эксплуатации. Указанная позиция также приводится в комментируемом Письме Минфина России.

Однако изложенная точка зрения представляется спорной. Действительно, в подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ указано, что автотранспорт должен быть предназначен для перевозки пассажиров и грузов и должен находиться на балансе налогоплательщика. Согласно п. 3 ст. 346.29 НК РФ для автотранспортных услуг по перевозке грузов применяется физический показатель "количество автотранспортных средств, используемых для перевозки". На основании приведенных норм можно сделать вывод, что для исчисления единого налога важно не только то, что транспорт учтен на балансе и предназначен для перевозок грузов, но и то, что он непосредственно используется для оказания услуг. Кроме того, в соответствии с п. 9 ст. 346.29 НК РФ изменение величины физического показателя нужно учитывать при расчете ЕНВД с начала того месяца, в котором произошло такое изменение. То есть транспорт, помещенный на длительный ремонт или законсервированный из-за неисправности, который не будет задействован в автоперевозках, не учитывается при расчете единого налога с месяца принятия налогоплательщиком соответствующего решения.

ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 22.09.2009 N А31-5652/2008 отмечал, что транспортные средства, находящиеся на ремонте либо на консервации (в том числе в связи с неисправным техническим состоянием), не могут использоваться в деятельности налогоплательщика, а значит, не способны реально приносить потенциально возможный доход. Поэтому при расчете ЕНВД такой транспорт не учитывается.

В Постановлении от 26.01.2009 N Ф09-10532/08-С3 ФАС Уральского округа сделал общий вывод, что транспорт, не задействованный по тем или иным обстоятельс! твам в перевозке грузов, не должен учитываться при определении физического показателя. В рассматриваемой судом ситуации часть транспортных средств не использовалась в деятельности налогоплательщика, так как была передана другим организациям по договорам безвозмездного пользования и аренды. Следует отметить, что в комментируемом Письме финансовое ведомство не возражает против того, что при определении физического показателя можно не учитывать транспортные средства, передан ные в аренду. Аналогичные разъяснения содержатся и в Письме Минфина России от 09.06.2011 N 03-11-06/3/65. В нем финансовое ведомство также указало, что в соответствии с гл. 26.3 НК РФ при расчете ЕНВД учитываются только те транспортные средства, которые фактически используются для оказания услуг по перевозке пассажиров и грузов.

Таким образом, плательщик ЕНВД при определении физического показателя может не брать в расчет транспортные средства, находящиеся в ремонте на протяжении налогового периода. Однако претензий со стороны налоговых органов избежать не удастся. При отстаивании своей позиции налогоплательщику целесообразно представить в инспекцию документы, подтверждающие, что часть транспортных средств не задействована в перевозке грузов из-за неисправности.

2. В какой налоговый орган следует представлять сведения по форме 2-НДФЛ в отношении работников обособленных подразделений?

Название документа:

Письмо Минфина России от 21.09.2011 N 03-04-06/3-229

Комментарий:

Работодатели не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, обязаны представлять в инспекцию по месту своего учета справки по форме 2-НДФЛ. Напомним, что данная обязанность установлена для налоговых агентов (п. 2 ст. 230 НК РФ). В частности, ими являются российские организации (п. 1 ст. 226 НК РФ). Поскольку организации подлежат ! налоговому учету по месту своего нахождения, а также по месту нахождения обособленных подразделений, возникает вопрос: в какой налоговый орган необходимо подавать указанную отчетность в отношении работников обособленных подразделений?

В комментируемом Письме Минфин России разъяснил, что сведения о доходах работников обособленного подразделения должны быть представлены в инспекцию по месту нахождения данного подразделения. По мнению финансового ведомства, такая обязанность налоговых агентов связана с перечислением НДФЛ. Напомним, что перечислить налог, удержанный с доходов работников обособленного подразделения, необходимо в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения (п. 7 ст. 226 НК РФ). Официальные органы неоднократно высказывались об этом ранее (см., например, Письма Минфина России от 29.03.2010 N 03-04-06/55, от 28.08.2009 N 03-04-06-01/224, от 11.02.2009 N 03-04-06-01/26, ФНС России от 28.03.2011 N КЕ-4-3/4817, от 14.10.2010 N ШС-37-3/13344, от 29.12.2008 N ШС-6-3/979). Некоторые суды подтверждают данный вывод (см., например, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 27.04.2009 N Ф04-25! 93/2009(5604-А70-26), ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.02.2009 N А33-7606/08-Ф02-228/09).

По данному вопросу есть и иная точка зрения. Сведения о доходах работников обособленных подразделений можно представить в инспекцию по месту нахождения головной организации. Только в этом случае сведения подаются непосредственно головной организацией на всех сотрудников в целом, включая работников обособленных подразделений. На такую возможность указывает УФНС России по г. Москве (см. Письма от 21.01.2010 N 20-15/3/4619, от 10.04.2! 009 N 20-15/3/034845@). Данный способ представления справок по форме 2-НДФЛ ранее допускала и ФНС России (см. Письмо от 07.03.2007 N 23-3-04/238@). Его правомерность подтверждается Постановлением ФАС Московского округа от 21.07.2008 N КА-А41/5065-08.

Таким образом, во избежание споров с налоговыми органами сведения по форме 2-НДФЛ в отношении работников обособленных подразделений целесообразнее представлять в инспекцию по месту нахождения обособленного подразделения. Если же данные сведения уже были представлены головной организацией по месту с! воего нахождения, то при возникновении споров с проверяющими есть шанс отстоять свою правоту в суде. Дополнительные материалы по данному вопросу см.: Энциклопедия спорных ситуаций по НДФЛ и взносам во внебюджетные фонды.

Судебное решение недели

НДС с аванса при расторжении договора можно принять к вычету, даже если сумма предоплаты была перечислена третьим лицам

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.10.2011 N А45-20995/2010)

Компания заключила договор поставки с индивидуальным предпринимателем и получила от него аванс, однако позднее сделка была расторгнута. Предприниматель направил организации письмо с просьбой перечислить сумму аванса третьим лицам. Организация перечислила полную сумму имеющейся у нее кредитной задолженности указанным лицам и приняла НДС, входящий в сумму аванса, к вычету. Однако инспекция в вычете налогоплательщику отказала, сославшись на то, что аванс не был возвращен покупателю.

Суды всех трех инстанций встали на сторону налогоплательщика, отметив следующее. Из выписки банка и платежных поручений видно, что вся сумма полученного аванса (включая НДС) была перечислена в счет кредиторской задолженности налогоплательщика третьим лицам. Таким образом, на момент расторжения договора организация в полном объеме возместила предпринимателю уплаченные им авансовые платежи. По мнению судов, наличие письма предпринимателя говорит об изменении намерений сторон по исполнению договора и не свидетельствует само по себе о том, что налогоплательщик не возвратил контрагенту сумму аванса либо осуществил поставку товара. Таким образом, отказ в вычете был признан неправомерным.

Аналогичной судебной практики нет.



Все права защищены © 2011 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное