Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 11.08.2011


КонсультантПлюс Новые документы для бухгалтера
Выпуск от 11.08.2011

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

Содержание обзора

Новости

1. При совпадении последнего дня срока сдачи декларации с рабочей субботой в инспекции днем окончания срока является следующий понедельник

2. Инспекция должна проставить на копии декларации отметку о приеме, даже если оригинал прислан почтой

3. Затраты на проезд транспортом общего пользования в месте пребывания командированного работника включаются в расходы

4. Скорректирован порядок представления в электронном виде реестра застрахованных лиц в ПФР

Комментарии

1. Вправе ли инспекция начислить пени, если решение о зачете переплаты принято после наступления срока уплаты налога, а заявление о зачете подано до этого момента?

2. Как определить площадь торгового места для целей исчисления ЕНВД, если налогоплательщик торгует через киоск, расположенный на арендованном земельном участке?

Судебное решение недели

Пени нельзя начислять без доказательств их обоснованности

Новости

1. При совпадении последнего дня срока сдачи декларации с рабочей субботой в инспекции днем окончания срока является следующий понедельник

Письмо Минфина России от 22.07.2011 N 03-02-07/1-180

Согласно п. 18 Административного регламента ФНС России (утв. Приказом Минфина России от 18.01.2008 N 9н) прием налогоплательщиков (их представителей) осуществляется ежедневно с понедельника по пятницу, кроме выходных и праздничных дней, в течение рабочего дня без обеденного перерыва. Руководитель налогового органа (его заместитель) в случае необходимости может продлить время приема налогоплательщиков или время работы телефонной справочной службы в рабочие дни до 20.00. Также он вправе организовать работу телефонной справочной службы в один из выходных дней д! о 15.00.

Минфин России заверил налогоплательщиков, что изменение графика работы инспекций, в том числе работа по субботам, на срок сдачи деклараций не влияет.

В силу п. 7 ст. 6.1 НК РФ если последний день срока представления декларации приходится на выходной или праздничный день, признаваемый таковым в соответствии с законодательством РФ, то днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день.

Если крайний срок подачи декларации приходится на субботу, которая в инспекции является рабочим днем, налогоплательщик также должен руководствоваться п. 7 ст. 6.1 НК РФ. А значит, днем окончания срока подачи декларации будет считаться следующий понедельник.

2. Инспекция должна проставить на копии декларации отметку о приеме, даже если оригинал прислан почтой

Решение ВАС РФ от 14.07.2011 N ВАС-5591/11

Налогоплательщик вправе представить в инспекцию декларацию в бумажном или электронном виде. Декларацию на бумажном носителе можно подать лично или через представителя либо направить в виде почтового отправления с описью вложения. По просьбе налогоплательщика на копии бумажной декларации инспекция обязана проставить отметку о принятии оригинала и дату его получения. Такие правила закреплены в п. 4 ст. 80 НК РФ.

В свою очередь, в п. 141 Административного регламента ФНС России, утвержденного Приказом Минфина России от 18.01.2008 N 9н (далее - Регламент), указано, что проставлять отметку на копии декларации обязательно только в случае приема бумажного оригинала лично или через представителя. В п. 146 Регламента оговариваются действия должностного лица при представлении бумажной декларации почтовым отправлением и упоминания об отметках на копии в этом пункте нет.

Налоговый орган отказал индивидуальному предпринимателю в проставлении отметки на копии декларации, оригинал которой был прислан по почте. Инспекция обосновала это тем, что в соответствии с п. п. 141 и 146 Регламента отметка на копии ставится, только! если оригинал бумажной декларации был подан налогоплательщиком лично или через представителя. Предприниматель обратился в ВАС РФ с заявлением о признании п. 141 Регламента не соответствующим п. 4 ст. 80 НК РФ.

ВАС РФ указал, что Регламент разработан в целях повышения качества исполнения функций ФНС России и создания комфортных условий для налогоплательщиков (п. 1 Регламента). Отсутствие в п. 146 Регламента специального указания на то, что инспекция может проставить штамп "Принято" на копии декларации, оригинал которой направлен почтовым отправлением, не означает, что налогоплательщик лишен права получить такую отметку. Из положений п. 4 ст. 80 НК РФ следует, что ставить отметку о получении на копии декларации, представленной на бумажном носителе, ! налоговый орган обязан независимо от способа ее представления (лично или по почте). Поэтому отказ инспекции не соответствует цели принятия Регламента и нарушает принцип равного положения всех налогоплательщиков перед налоговым законом.

ВАС РФ пришел к выводу, что п. 141 Регламента не соответствует п. 4 ст. 80 НК РФ в том смысле, который данному положению придают налоговые органы (по их мнению, должностное лицо не обяза! но проставлять на копии декларации отметки о принятии оригинала и дате его получения). Поэтому налогоплательщики, направляющие оригинал бумажной декларации по почте с описью вложений, вправе обратиться в налоговый орган за проставлением отметки о ее получении. Инспекция обязана поставить на копии штамп "Принято".

3. Затраты на проезд транспортом общего пользования в месте пребывания командированного работника включаются в расходы

Письмо Минфина России от 21.07.2011 N 03-03-06/4/80,

Письмо ФНС России от 12.07.2011 N ЕД-4-3/11246

При направлении сотрудника в служебную командировку работодатель возмещает ему, в том числе, расходы на проезд (ст. 168 ТК РФ). Согласно п. 12 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749) такие расходы включают затраты на проезд транспортом общего пользования к станции, пристани, аэропорту и от них, если эти объекты находятся за чертой населенного пункта, при наличии документов (билетов), подтверждающих указанные затраты. Возмещения иных транспортных расходов названным Положением не предусмотрено.

Однако в силу ст. 168 ТК РФ организация вправе установить в коллективном договоре или другом локальном нормативном акте порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками. Соответственно, работодатель в этих документах может предусмотреть, что затраты на проезд транспортом общего пользования (автобусом, трамваем, троллейбусом, метро) в черте места командирования также подлежат компенсации. Если такое положение о возмещении закреплено в локальном акте организации, то затраты ! на проезд от гостиницы до места расположения организации, в которую работник командирован, могут учитываться в составе командировочных расходов на основании подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ. К такому выводу пришли и ФНС России, и Минфин России.

4. Скорректирован порядок представления в электронном виде реестра застрахованных лиц в ПФР

Постановление Правления ПФР от 23.06.2011 N 173п "О внесении дополнений в Постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 12 ноября 2008 г. N 322п"

Работодатель, перечисляющий дополнительные взносы на накопительную часть трудовой пенсии сотрудников, должен формировать реестр застрахованных лиц. В течение 20 дней с момента окончания квартала этот реестр направляется в территориальные органы ПФР. Такие правила содержатся в ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной подде! ржке формирования пенсионных накоплений". В п. 7 данной статьи указано, что работодатели, среднесписочная численность работников которых за предыдущий календарный год превышает 100 человек, реестр застрахованных лиц обязаны направлять в электронной форме.

С 1 января 2011 г. эта норма дополнена. Теперь работодатели с численностью работников 100 человек и менее также могут воспользоваться данным способом подачи реестра.

Форма, формат и порядок представления реестра застрахованных лиц, за которых перечислены страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и уплачены взносы работодателя, утверждены Постановлением Правления ПФР от 12.11.2008 N 322п.

Порядок направления работодателем реестра застрахованных лиц приведен в соответствие с действующим законодательством Постановлением Правления ПФР от 23.06.2011 N 173п. В положения абз. 2 п. 1.3 и п. 3.1 указанного порядка внесены дополнения: работодатели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год составляет 100 человек и менее, могут подавать в территориальный орган ПФР реестр в электронной форме (на магнитном носителе или по электронным каналам связи).

Комментарии

1. Вправе ли инспекция начислить пени, если решение о зачете переплаты принято после наступления срока уплаты налога, а заявление о зачете подано до этого момента?

Название документа:

Письмо Минфина России от 25.07.2011 N 03-02-07/1-260

Комментарий:

При наличии переплаты по одному налогу налогоплательщик может направить ее на исполнение обязанности по уплате этого или другого налога путем подачи в инспекцию соответствующего заявления (п. п. 1, 4! ст. 78 НК РФ). Решение о зачете инспекция принимает в течение 10 дней со дня получения заявления (п. 5 ст. 78 НК РФ).

Возможна ситуация, когда заявление о зачете налогоплательщик подает в последний день срока перечисления налога. Решение о зачете инспекция принимает своевременно, но уже по истечении срока уплаты налога. Вправе ли налоговый орган начислить пени за период до вынесения решения о зачете?

Минфин России в комментируемом Письме указал, что начисление пеней в данном случае правомерно. Такая точка зрения обоснована тем, что инспекция при наличии недоимки вправе самостоятельно зачесть суммы излишне уплаченного налога в счет ее погашения (п. 5 ст. 78 НК РФ). Если же недоимка отсутствует, то самостоятельно проводить зачет переплаты в счет предстоящих платежей по налогу инспекция не вправе. Осуществить такой зачет можно только на основании письменного заявления налогоплательщика (п. 4 ст. 78 НК РФ). В силу подп. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной со дня вынесения решения о зачете. Пересчет пеней, начисленных до принятия данного решения, Налоговым кодексом РФ не предусмотрен. В Письме Минфина России от 12.02.2010 N 03-02-07/1-62 сделан аналогичный вывод.

В то же время некоторыми судебными решениями начисление пеней в рассматриваемой ситуации признано неправомерным. Например, ФАС Поволжского округа в Постановлении от 15.05.2008 N А57-14501/07-17 пришел к выводу, что налогоплательщик своевременно исполнил обязанность по уплате налога, поскольку заявление о зачете направил до истечения срока его уплаты. Суд указал, что пени начисляются с целью возмещения потерь бюджета из-за несвоевременной уплаты налога. А в рассматриваемом споре бюджет никаких потерь не понес, недоимки у налогоплательщика не возникло, поэтому пени были начислены неправомерно. Аналогичный вывод содержится в Постановлении ФАС Уральского округа от 16.10.2007 N Ф09-8023/07-С2.

Таким образом, даже если заявление о зачете переплаты налогоплательщик подал в последний день срока уплаты налога и решение о зачете инспекция приняла после наступления данного срока, начисление пеней может быть признано неправомерным. Однако чтобы оспорить данные санкции, вероятнее всего, придется обращаться в суд.

2. Как определить площадь торгового места для целей исчисления ЕНВД, если налогоплательщик торгует через киоск, расположенный на арендованном земельном участке?

Название документа:

Письмо Минфина России от 30.06.2011 N 03-11-11/107

Комментарий:

Розничная торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, переводится на ЕНВД (подп. 7 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). К указанным торговым объектам относятся, в частности, киоски (ст. 346.27 НК РФ). Физическим показателем для расчета ЕНВД служит либо "торговое место" (если его площадь составляет не более 5 кв. м), либо "площадь торгового места" (если она превышает 5 кв. м). Минфин России в комментируемом Письме рассмотрел следующую ситуацию: налогоплательщик ведет торговлю через киоск площадью бол ее 5 кв. м, который расположен на арендованном земельном участке гораз! до большего размера. Какую же величину брать в расчет для исчисления единого налога?

Финансовое ведомство разъяснило, что физическим показателем признается площадь земельного участка. Это следует из ст. 346.27 НК РФ, согласно которой к торговым местам относятся и земельные участки, на которых размещаются объекты торговли, не имеющие торговых залов. Минфин России обратил внимание, что в рассматриваемой ситуации участок не пустует: помимо киоска на нем располагаются холодильники для охлаждения реализуемых напитков.

Ранее в Письме! от 26.09.2008 N 03-11-05/221 Минфин России разъяснял, что для исчисления ЕНВД при розничной торговле через объект, не имеющий торговых залов, под площадью торгового места понимается площадь земельного участка, используемая для совершения сделок купли-продажи. Ее размер определяется на основании инвентаризационных или правоустанавливающих документов.

Дело в том, что в соответствии со ст. 346.27 НК РФ торговым местом признается место, которое используется для сделок розничной купли-продажи. Однако далеко не всегда арендуемый земельный участок, на котором расположен объект розничной торговли без торговых залов, используется для указанных сделок целиком. Соответственно, площадь участка, которая непосредственно с торговлей не связана, при определении физического показателя учитываться не должна. В этом случае для розничной торг! овли используется именно киоск, а значит, его площадь и признается площадью торгового места. Такую точку зрения поддерживают ФНС России (Письмо от 25.06.2009 N ШС-22-3/507@) и некоторые арбитражные суды (см. Постановления ФАС Уральского округа от 28.03.2011 N Ф09-1455/11-С3, Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2010 N А57-19439/2009).

Таким образом, если арендованный земельный участок, на котором расположен киоск, фактически не используется в розничной торговле, то физическим показателем для целей ЕНВД является площадь киоска. Однако в этом случае возможны претензии со стороны налоговых органов. Во избежание споров налогоплательщику необходимо следить, чтобы площадь торгового места, используемая для сделок купли-продажи, соответствовала данным, содержащимся в инвентаризационных и правоустанавливающих документах.

Судебное решение недели

Пени нельзя начислять без доказательств их обоснованности

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18.07.2011 N А81-5123/2010)

Организация по итогам выездной проверки была привлечена к ответственности, в том числе к уплате пеней по НДС. Налоговый орган не указал в решении, каким образом рассчитывались пени. Поэтому компания обратилась в суд с целью признать решение инспекции неправомерным.

Суды всех трех инстанций пришли к выводу, что жалобы налогоплательщика являются обоснованными. ФАС Западно-Сибирского округа, рассматривавший дело в порядке кассации, аргументировал свою позицию следующим.

Требование об уплате налога, направляемое налогоплательщику при выявлении у него недоимки, должно содержать, в частности, сведения о размере пеней, начисленных на момент направления требования. Во всех случаях в требовании должны быть указаны подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылки на соответствующие положения налогового законодательства (п. 4 ст. 69 НК РФ).

В рассматриваемом же случае в требовании об уплате налога данные об основаниях взимания пеней и их расчета отсутствовали. Соответственно, инспекция не доказала правомерность начисления пеней. Ее довод о том, что пени рассчитывались в автоматизированном режиме с использованием специальной компьютерной программы, суды признали необоснованным. Они указали, что требование об уплате пеней должно подтверждать правомерность их начисления независимо от способа их расчета.

Рассматриваемое Постановление содержит вывод, к которому приходило большинство судов (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 07.06.2011 N КА-А41/5148-11, ФАС Дальневосточного округа от 22.03.2010 N Ф03-1461/2010). Однако в арбитражной практике есть и противоположные выводы. Суды высказывали мнение, что отсутствие данных, позволяющих убедиться в обоснованности начисления пеней, является формальным нарушением ст. 69 НК РФ и не может служить основанием для признания требования об уплате неправомерным. Главное, чтобы сами санкции были справедливыми (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 13.11.2009 N А56-10975/2009, от 16.05.2008 N А56-18067/2005).



Все права защищены © 2011 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное