Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 04.08.2011


КонсультантПлюс Новые документы для бухгалтера
Выпуск от 04.08.2011

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 КонсультантПлюс: "горячие" документы

Письмо Минфина РФ от 22.07.2011 N 03-02-07/1-180 <О сроках сдачи деклараций>


В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

Содержание обзора

Новости

1. Расширен перечень случаев применения нулевой ставки по НДПИ

2. Уточнен порядок налогообложения деятельности учреждений

3. В 2012 г. ряд выходных дней будет перенесен

4. Разъяснен порядок указания в декларации по НДПИ кодов в отношении полезных ископаемых, облагаемых по нулевой ставке

Комментарии

1. Установлены налоговые льготы для некоммерческих организаций, оказывающих услуги в социальной сфере

2. Утрачивается ли право на применение пониженных тарифов страховых взносов, если деятельность переводится на ЕНВД?

3. Переводится ли на ЕНВД деятельность по сдаче в аренду транспортного средства с экипажем?

Судебное решение недели

Отсутствие претензий инспекции во время предыдущих проверок и добровольная уплата недоимки смягчают ответственность за налоговые правонарушения

Новости

1. Расширен перечень случаев применения нулевой ставки по НДПИ

Федеральный закон от 21.07.2011 N 258-ФЗ "О внесении изменений в статью 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

21 июля 2011 г. был принят Федеральный закон N 258-ФЗ (далее - Закон N 258-ФЗ). Он направлен, в частности, на создание благоприятных условий для нефтедобывающих предприятий, которые разрабатывают новые месторождения. С этой целью внесены поправки в ст. 342 НК РФ. Они вступают в силу с 1 января 2012 г. (ст. 3 Закона N 258-ФЗ). Рассмотрим, в чем заключаются изменения.

Во-первых, увеличено число случаев применения нулевой ставки по НДПИ при добыче некоторых видов полезных ископаемых.

Законом N 258-ФЗ установлено, что НДПИ по нулевой ставке облагается добыча:

- нефти на участках недр, расположенных полностью или частично в Черном море (подп. 14 п. 1 ст. 342 НК РФ);

- нефти на участках недр, расположенных полностью или частично в Охотском море (подп. 15 п. 1 ст. 342 НК РФ);

- нефти на участках недр, расположенных полностью или частично севернее 65 градуса северной широты полностью или частично в границах Ямало-Ненецкого автономного округа, за исключением участков на полуострове Ямал (подп. 16 п. 1 ст. 342 НК РФ);

- кондиционных руд олова на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Дальневосточного федерального округа. По данному участку нулевая ставка будет применяться с 1 января 2013 г. по 31 декабря 2017 г. включительно (подп. 17 п. 1 ст. 342 НК РФ);

- газа горючего природного вместе с газовым конденсатом или отдельно от него на участках, расположенных полностью или частично на полуострове Ямал в Ямало-Ненецком автономном округе. Указанный газ должен использоваться исключительно для производства сжиженного природного газа (подп. 18, 19 п. 1 ст. 342 НК РФ).

Следует отметить, что применение нулевой ставки в перечисленных случаях (кроме добычи кондиционных руд олова) обусловлено:

- накопленным объемом добычи полезного ископаемого;

- сроком разработки запасов.

Во-вторых, для корректировки ставки НДПИ в отношении нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной будет применяться новый коэффициент. В связи с этим п. 2 ст. 342 НК РФ изложен Законом N 258-ФЗ в новой редакции.

Напомним, что ставка НДПИ в отношении нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной умножается на специальные коэффициенты (п. 2 ст. 342 НК РФ). Один из них характеризует динамику мировых цен на нефть, другой - степень выработанности участка недр.

Теперь указанную ставку необходимо корректировать еще на один коэффициент - Кз (подп. 9 п. 2 ст. 342 НК РФ). Он характеризует величину запасов участка недр. Данный коэффициент будет определять налогоплательщик в соответствии с порядком, установленным в п. 5 ст. 342 НК РФ.

В-третьих, повышена ставка НДПИ в отношении добычи лечебной грязи.

Согласно действующей редакции п. 2 ст. 342 НК РФ добыча лечебной грязи облагается НДПИ по ставке 6 процентов. Эта ставка установлена для полезных ископаемых, не включенных в другие группировки.

В соответствии с внесенными поправками лечебная грязь будет облагаться по такой же ставке, как и добыча минеральных вод - 7,5 процента (подп. 7 п. 2 ст. 342 НК РФ).

2. Уточнен порядок налогообложения деятельности учреждений

Федеральный закон от 18.07.2011 N 239-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений"

Федеральный закон от 18.07.2011 N 239-ФЗ (далее - Закон N 239-ФЗ) вносит изменения в ряд законодательных актов, в том числе в Налоговый кодекс РФ. Поправки касаются налогообложения деятельности государственных и муниципальных учреждений. Рассмотрим основные изменения.

С 1 января 2012 г. не будет облагаться НДС выполнение работ и оказание услуг казенными, бюджетными и автономными учреждениями. Причем автономные и бюджетные учреждения не должны уплачивать НДС, только если выполняют работы (оказывают услуги) в рамках государственного или муниципального задания, источником финансирования которого является бюджетная субсидия (новый подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Кроме того, внесены поправки в гл. 25 НК РФ. Они направлены на уточнение налогообложения деятельности бюджетных учреждений - получателей бюджетных средств в переходный период с 1 января 2011 г. до 1 июля 2012 г. (ч. 13, 19 ст. 33 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ).

Так, от уплаты налога на прибыль освобождены доходы бюджетных учреждений в виде лимитов бюджетных обязательств (ассигнований). Данное правило зафиксировано в новом абз. 4 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. Следует отметить, что такие средства должны быть выделены указанным учреждениям до 1 июля 2012 г.

Также для бюджетных учреждений - получателей бюджетных средств установлены особенности ведения налогового учета (новая ст. 331.1 НК РФ).

До 1 июля 2012 г. указанные организации должны будут распределять расходы, понесенные за счет доходов от оказания платных услуг и доходов, полученных в рамках целевого финансирования, пропорционально доле доходов от оказания платных услуг в общей сумме доходов. Это необходимо делать при условии, что выделенными бюджетными ассигнованиями предусмотрено финансовое обеспечение расходов на оплату:

- коммунальных услуг;

- услуг связи;

- транспортных расходов на обслуживание административно-управленческого персонала;

- расходов на все виды ремонта основных средств.

Следует указать, что данный порядок учета расходов аналогичен установленному ранее уже недействующим п. 3 ст. 321.1 НК РФ.

Правила, содержащиеся в новом абз. 4 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ и новой ст. 331.1 НК РФ, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г. (п. 3 ст. 6 Закона N 239-ФЗ).

И последнее. Законом N 239-ФЗ уточнено, что бюджетные учреждения - получатели бюджетных средств до 1 июля 2012 г. освобождаются от уплаты госпошлины за право использования в своем наименовании слов "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний (новый подп. 1.1 п. 1 ст. 333.35 НК РФ). Это изменение вступило в силу 21 июля 2011 г. (п. 1 ст. 6 Закона N 239-ФЗ).

3. В 2012 г. ряд выходных дней будет перенесен

Постановление Правительства РФ от 20.07.2011 N 581 "О переносе выходных дней в 2012 году"

Правительство РФ в соответствии со ст. 112 ТК РФ приняло решение о переносе в 2012 г. следующих выходных дней:

- с воскресенья 11 марта на пятницу 9 марта;

- с субботы 28 апреля на понедельник 30 апреля;

- с субботы 9 июня на понедельник 11 июня;

- с субботы 29 декабря на понедельник 31 декабря.

Указанный перенос выходных дней на другие даты следует учитывать при планировании хозяйственной деятельности в 2012 году.

4. Разъяснен порядок указания в декларации по НДПИ кодов в отношении полезных ископаемых, облагаемых по нулевой ставке

Письмо ФНС России от 26.07.2011 N ЕД-4-3/12103@ "О налоге на добычу полезных ископаемых"

С 1 августа 2011 г. установлена нулевая ставка НДПИ в отношении добытых объемов газа горючего природного, закачанного в пласт для поддержания пластового давления при добыче газового конденсата на одном участке недр (подп. 13 п. 1 ст. 342 НК РФ). При этом соответствующие дополнения в форму декларации по НДПИ и порядок ее за! полнения, утвержденные Приказом ФНС России от 07.04.2011 N ММВ-7-3/253@, пока не вносились.

ФНС России разъяснила, что в Приложении N 3 к Порядку заполнения налоговой декларации по НДПИ установлены коды оснований обложения добытых полезных ископаемых по ставке 0 процентов (рублей). В этом перечне нет кода для газа горючего природного, закачанного в пласт для поддержки пластового давления. До внесения изменений в данное Приложение в отношении такого газа налогоплательщики могут указывать в декларации по НДПИ код 1080.

Комментарии

1. Установлены налоговые льготы для некоммерческих организаций, оказывающих услуги в социальной сфере

Название документа:

Федеральный закон от 18.07.2011 N 235-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности"

Комментарий:

Федеральный закон от 18.07.2011 N 235-ФЗ (далее - Закон N 235-ФЗ) направлен на создание благоприятных условий для некоммерческих организаций, оказывающих социально значимые услуги. Кроме того, льготные условия налогообложения предусматриваются и для налогоплательщиков, которые осуществляют благотворительную деятельность. Частично льготы действуют уже с 22 июля 2011 г. Рассмотрим подробнее изменения, касающиес! я НДС, НДФЛ, налога на прибыль и госпошлины.

1. Налог на добавленную стоимость

1.1. Отдельные социально значимые услуги НДС не облагаются

С 1 октября 2011 г. для некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги населению, предусмотрены льготы по НДС.

Во-первых, не облагаются налогом:

- услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми (подп. 3 п. 2 ст. 149 НК РФ);

- услуги по содержанию детей в дошкольных образовательных организациях и по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях (подп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ);

- реализация продуктов питания, произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций, в этих организациях (подп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Напомним, что сейчас льгота по подп. 4 и 5 п. 2 ст. 149 НК РФ применяется, только если указанные услуги предоставляются государственными и муниципальными учреждениями, а на льготу по подп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ имеют право организации, финансируемые из бюджета ФСС РФ. Остальные организации должны уплачивать НДС в общем порядке (см., например, Письмо Минфина России от 03.06.2010 N 03-07-11/238).

Во-вторых, не будут облагаться НДС оказываемые некоммерческими организациями услуги:

- в сфере культуры и искусства, указанные в подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ. Отметим, что сейчас существует спор о том, влияет ли организационно-правовая форма субъекта хозяйственной деятельности на использование указанной льготы. Арбитражные суды приходят к выводу, что ее применение связано только с видом деятельности организации, а не с формой ее создания. Однако Минфин России придерживается противоположного мнения. Подробнее по данному вопросу см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС;

- по социальному обслуживанию несовершеннолетних, граждан пожилого возраста и инвалидов, а также по подбору и подготовке лиц, желающих стать опекунами или попечителями (новый подп. 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ).

В-третьих, безвозмездная передача имущественных прав в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 11.08.1995 N 135-ФЗ не будет облагаться НДС, как и передача товаров, выполнение работ, оказание услуг (дополнение в подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ).

И последнее. От обложения НДС освобождается безвозмездное оказание услуг по изготовлению или распространению социальной рекламы в соответствии с законодательством о рекламе (новый подп. 32 п. 3 ст. 149 НК РФ). Такая социальная реклама должна соответствовать одному из следующих условий:

- при распространении в радиопрограммах продолжительность упоминания о спонсорах должна составлять не более 3 секунд;

- при распространении в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании продолжительность упоминания о спонсорах должна составлять не более 3 секунд, и ему может быть отведено не более 7 процентов площади кадра;

- при распространении иными способами информации о спонсорах может быть отведено не более 5 процентов рекламной площади (пространства).

Установленные требования к информации о спонсорах не будут касаться упоминаний об органах государственной власти и местного самоуправления.

2. Налог на доходы физических лиц

2.1. Скорректирован перечень выплат, не облагаемых НДФЛ

Законом N 235-ФЗ внесены дополнения в ст. 217 НК РФ. Теперь не облагаются НДФЛ следующие доходы:

- суммы компенсации добровольцам, безвозмездно выполняющим работы (оказывающим услуги) по гражданско-правовым договорам, расходов, которые связаны с исполнением таких договоров, а также на наем жилого помещения, на проезд к месту осуществления благотворительной деятельности и обратно, на питание и т.п. (п. 3.1 ст. 217 НК РФ). Эта льгота начнет применяться с 1 января 2012 г. (п. 1 ст. 3 Закона N 235-ФЗ);

- оплата (полная или частичная) работодателями путевок в российские санаторно-курортные и оздоровительные учреждения (за исключением туристских). Такая компенсация выплачивается как сотрудникам или членам их семей, так и бывшим работникам - пенсионерам.

Выделяться эти суммы могут за счет средств, предоставленных религиозными или некоммерческими организациями, деятельностью которых является социальная поддержка и защита граждан (п. 9 ст. 217 НК РФ).

Данная редакция п. 9 ст. 217 НК РФ вступила в силу 22 июля 2011 г. и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г. (п. п. 2 и 3 ст. 3 Закона N 235-ФЗ);

- суммы, уплаченные религиозными, а также благотворительными и иными некоммерческими организациями, одной из целей деятельности которых является содействие охране здоровья граждан, за услуги по лечению лиц, не состоящих с этими организациями в трудовых отношениях, а также за лекарственные средства для этих лиц. Соответствующее дополнение внесено в п. 10 ст. 217 НК РФ и действует с 22 июля текущего года. Оно распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г. (п. п. 2 и 3 ст. 3 Закона N 235-ФЗ);

- помощь, предоставляемая некоммерческими организациями детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и детям из семей с низким прожиточным минимумом (дополнения в п. 26 ст. 217 НК РФ). Это положение будет применяться с 1 января 2012 г.

2.2. Дополнен перечень оснований на получение

социального вычета

С 1 января 2012 г. физлица смогут получить социальный вычет при перечислении из своего дохода пожертвований благотворительным организациям и иным социально ориентированным некоммерческим организациям (подп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ). Причем помимо деятельности в области науки, культуры, образования и здравоохранения эти организации могут оказывать правовую поддержку и защиту граждан, содействовать защите граждан от чрезвычайных ситуаций, охране окружающей среды и защите животных. Напомним, что сейчас ук! азанный вычет можно применить при условии, что средства перечисляются организациям, частично или полностью финансируемым из соответствующего бюджета. В противном случае получение вычета не предусмотрено (Письмо УФНС России по г. Москве от 28.04.2010 N 20-14/4/045515@).

Кроме того, в социальный вычет можно включить пожертвования, которые физлицо перечисляет некоммерческим организациям на формирование или пополнение целевого капитала. Эти пожертвования должны осуществляться в порядке Федерального закона от 30.12.2006 N 275-ФЗ.

Социальный вычет, указанный в подп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ, предоставляется в размере фактически произведенных расходов, но не может быть более 25 процентов дохода, полученного физлицом за налоговый период.

3. Налог на прибыль организаций

3.1. Расширен перечень доходов, не учитываемых

для целей налога на прибыль

Некоторые изменения внесены в перечень доходов, не облагаемых налогом на прибыль (ст. 251 НК РФ). Эти поправки вступили в силу 22 июля текущего года, и их действие распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2011 г.

Так, скорректирован подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. Теперь в доходах не учитываются гранты, предоставленные налогоплательщику на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление конкретных программ в области физкультуры и спорта (за исключением профессионального спорта).

Кроме того, в п. 2 ст. 251 НК РФ уточнено, какие поступления для целей налогообложения относятся к целевым. Напомним, что в расчет налоговой базы они не включаются, но налогоплательщики обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений. Итак, целевыми поступлениями признаются:

- доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров (дополнение в подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ);

- имущественные права, переходящие некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования (дополнение в подп. 2 п. 2 ст. 251 НК РФ);

- имущественные права, которые получены на осуществление благотворительной деятельности (дополнение в подп. 4 п. 2 ст. 251 НК РФ);

- средства, полученные некоммерческими организациями безвозмездно на ведение уставной деятельности, не связанной с предпринимательской. Такие средства перечисляют их структурные подразделения (отделения), являющиеся налогоплательщиками, за счет целевых поступлений на содержание и ведение уставной деятельности (новый подп. 10.1 п. 2 ст. 251 НК РФ);

- средства, перечисленные структурным подразделениям (отделениям) создавшими их некоммерческими организациями. Эти средства поступают за счет целевых поступлений, полученных некоммерческими организациями на содержание и ведение уставной деятельности (новый подп. 10.2 п. 2 ст. 251 НК РФ).

3.2. Затраты на изготовление или распространение

социальной рекламы признаются расходами

Законом N 235-ФЗ установлено, что безвозмездно оказанные услуги по изготовлению или распространению социальной рекламы налогоплательщики могут включать в прочие расходы на основании нового подп. 48.4 п. 1 ст. 264 НК РФ. При этом должно соблюдаться одно из требований, установленных подп. 32 п. 3 ст. 149 НК РФ. Например, в социальной рекламе упоминанию о спонсорах не должно отводиться более 3 секунд (в радио- и телепрограммах) или 5 процентов рекламной площади (в печатных СМИ). Указанное положение вступит в силу с 1 января 2012 г.

Следует отметить, что сейчас затраты на социальную рекламу Минфин России запрещает включать в расходы (Письмо от 26.12.2008 N 03-0! 3-05/187).

3.3. Некоммерческие организации для целей налогообложения

вправе создавать резервы предстоящих расходов

С 1 января 2012 г. некоммерческие организации вправе формировать резерв предстоящих расходов, которые осуществляются в рамках предпринимательской деятельности и учитываются для целей налогообложения прибыли (новая ст. 267.3 НК РФ). Это нововведение не распространяется на некоммерческие организации, созданные в форме госкорпорации, госкомпании, объединения юридических лиц.

При создании резерва предстоящих расходов некоммерческая организация закрепляет в учетной политике для целей налогообложения виды расходов, в отношении которых он формируется (п. 2 ст. 267.3 НК РФ). Такие затраты будут осуществляться за счет суммы созданного резерва. Размер резерва будет определять налогоплательщик на основе разработанных и утвержденных им смет расходов на срок не более трех календарных лет (п. 3 ст. 267.3 НК РФ), а отчисления в резерв (не более 20 процентов суммы учитываемых доходов отчетного или налогового периода) будут включаться во внереализационные расходы (подп. 19.3 п. 1 ст. 265! НК РФ).

Если созданного резерва оказалось недостаточно, сумма превышения фактических расходов над суммой резерва учитывается при определении базы по налогу на прибыль. Сумма резерва, оставшаяся на дату окончания сметы расходов, на последнее число этого налогового (отчетного) периода должна включаться во внереализационные доходы (п. 4 ст. 267.3 НК РФ).

Напомним, что в настоящее время создавать резерв предстоящих расходов могут только общественные организации инвалидов в целях социальной защиты инвалидов (ст. 267.1 НК РФ). С 2012 г. право на формирование такого резерва будет предоставлено также и налогоплательщикам, осуществляющим НИОКР (ст. 267.2 НК РФ).

3.4. При отсутствии долговых обязательств

перед любыми организациями предельный размер процентов

рассчитывается исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ

В ст. 269 НК РФ содержится особый порядок признания в расходах процентов по долговым обязательствам. По общему правилу, если у налогоплательщика есть сопоставимые долговые обязательства, полученные в одном квартале, он может по своему выбору рассчитывать предельный размер процентов либо исходя из среднего уровня процентов, либо исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ (п. 1 ст. 269 НК РФ).

Если же обязательств, выданных на сопоставимых условиях, нет, то предельную величину процентов следует определять исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ. При этом согласно абз. 4 п. 1 ст. 269 НК РФ данное правило применяется при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями. Сейчас в ст. 269 НК РФ не говорится о применении такого порядка в случае отсутствия обязательств перед иностранными компаниями.

С 1 января 2012 г. в абз. 4 п. 1 ст. 269 НК РФ не будет указания на долговое обязательство только перед российскими организациями. Это означает, что при отсутствии обязательств как перед российскими, так и перед иностранными компаниями размер предельных процентов, признаваемых в расходах, будет исчисляться исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ.

4. Государственная пошлина

4.1. Установлена льгота при уплате госпошлины за

госрегистрацию общественных организаций инвалидов

С 22 июля 2011 г. при государственной регистрации общероссийских общественных организаций инвалидов и отделений, являющихся их структурными подразделениями, следует уплачивать госпошлину в размере 1000 руб. (подп. 2.1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Отметим, что ранее для таких организаций исключений установлено не было и они на общих основаниях должны были уплачивать госпошлину за регистрацию в размере 4000 руб.

Применение документа (выводы):

1. Не облагаются НДС отдельные социально значимые услуги, оказываемые некоммерческими организациями (ст. 149 НК РФ).

2. Не облагается НДФЛ компенсация (полная или частичная) работодателями стоимости путевок в российские санаторно-курортные и оздоровительные учреждения сотрудникам или членам их семей и бывшим работникам - пенсионерам. Эта компенсация может быть осуществлена за счет средств, предоставленных религиозными или некоммерческими организациями, деятельностью которых является социальная поддержка и защита граждан (п. 9 ст. 217 НК РФ).

3. Физлица смогут получить социальный вычет при перечислении из своего дохода пожертвований благотворительным организациям и иным социально ориентированным некоммерческим организациям (подп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ).

4. Расширен перечень учитываемых для целей налога на прибыль доходов, которые получены некоммерческими организациями (п. 2 ст. 251 НК РФ).

5. Безвозмездно оказанные услуги по изготовлению или распространению социальной рекламы не облагаются НДС и учитываются в прочих расходах (подп. 32 п. 3 ст. 149 НК РФ и подп. 48.4 п. 1 ст. 264 НК РФ).

6. Некоммерческие организации будут вправе создавать резервы предстоящих расходов для целей налогообложения (ст. 267.3 НК РФ).

7. При отсутствии долговых обязательств перед любыми организациями предельный размер процентов будет рассчитываться исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ (абз. 4 п. 1 ст. 269 НК РФ).

8. За государственную регистрацию общероссийских общественных организаций инвалидов и отделений, являющихся их структурными подразделениями, взимается госпошлина в размере 1000 руб. (подп. 2.1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

2. Утрачивается ли право на применение пониженных тарифов страховых взносов, если деятельность переводится на ЕНВД?

Название документа:

Письмо Минфина России от 24.06.2011 N 03-11-06/2/97

Комментарий:

Организации и предприниматели, применяющие УСН, имеют право платить страховые взносы по пониженным тарифам. Для этого должны соблюдаться следующие условия:

- основной вид их деятельности должен присутствовать в перечне, установленном подп. 8 п. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ);

- доля доходов от реализации по данному виду деятельности должна составлять не менее 70 процентов в общем объеме доходов (п. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ).

При выполнении данных условий плательщик вправе уплачивать страховые взносы по совокупному тарифу 26 процентов (п. 3.2 ст. 58 Закона N 212-ФЗ) вместо общеустановленных 34 процентов (п. 2 ст. 12 Закона N 212-ФЗ).

По решению представительных органов муниципальных образований на соответствующей территории в отношении отдельных видов деятельности может вводиться ЕНВД (ст. 346.26 НК РФ). Если на ЕНВД переводится вид деятельности, включенный в перечень подп. 8 п. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, возникает вопрос: может ли организация в этом случае использовать пониженные тарифы страховых взносов?

Минфин России в Письме от 24.06.2011 N 03-11-06/2/97 дал отрицательный ответ: в этой ситуации плательщик должен пользоваться общеустановленными ставками взносов. По мнению финансового ведомства, условием уплаты страховых взносов по пониженным тарифам является применение УСН в отношении основного вида деятельности. Соответственно, если такая деятельность переведена на Е! НВД, правом на льготные тарифы воспользоваться невозможно. Отметим, что в комментируемом Письме речь идет о ремонте и техобслуживании автотранспортных средств.

Однако правом давать разъяснения по вопросам применения законодательства о страховых взносах наделено Минздравсоцразвития России (ч. 5 ст. 1, ч. 2 ст. 28 Закона N 212-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 14.09.2009 N 731). Поэтому вопрос, затронутый Минфином России, не входит в компетенцию последнего. Тем не менее в комментируемом Письме не упомянуто, что! по вопросам уплаты страховых взносов следует обращаться в другое ведомство.

Между тем Минздравсоцразвития России в течение 2011 г. уже разъясняло рассматриваемый вопрос. В Письме от 19.05.2011 N 1805-19 ведомство указало, что основным видом деятельности организации, примен! яющей УСН, может быть деятельность, переведенная на ЕНВД. Поэтому право на льготные тарифы страховых взносов не теряется. Отметим, что разъяснения даны и в отношении деятельности по ремонту и техобслуживанию автотранспорта. Схожий вывод сделан в Письме Минздравсоцразвития России от 14.06.2011 N 2010-19.

Минздравсоцразвития России также дополнительно подчеркивало, что пониженные тарифы распространяются на выплаты всем работникам независимо от того, в какой деятельности они задействованы (Письмо от 14.06.2011 N 2011-19).

Таким образом, применяющим УСН организациям и предпринимателям, основной вид деятельности которых дает право на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, следует руководствоваться разъяснениями Минздравсоцразвития России. Данные плательщики вправе использовать льготные тарифы, даже если основной вид их деятельности переведен на ЕНВД.

3. Переводится ли на ЕНВД деятельность по сдаче в аренду транспортного средства с экипажем?

Название документа:

Письма Минфина России от 27.06.2011 N 03-11-06/3/74, от 10.06.2011 N 03-11-06/3/66

Комментарий:

В случае предоставления в аренду транспортных средств с экипажем налогоплательщики сталкиваются с вопросом: подпадает ли их деятельность под ЕНВД?

В комментируемых Письмах Минфин России разъяснил, что передача в аренду транспортных средств с экипажем не облагается ЕНВД. Обоснована данная точка зрения следующим образом. В соответствии с подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов переводятся на ЕНВД. По мнению ведомства, под автотранспортными следует понимать услуги, которые оказаны в рамках договора перевозки (ст. 785 ГК РФ). Распространять действие данной нормы на отношения по сдаче в аренду транспорта с экипажем неправомерно. Такая деятельность не относится к автотранспортным услугам и должна облагаться в рамках общего режима или УСН.

Аналогичную точку зрения финансовое ведомство уже неоднократно высказывало (см., например, Письма Минфина России от 20.07.2010 N 03-11-11/204, от 30.06.2009 N 03-11-09/229, от 09.02.2009 N 03-11-09/37).

Некоторые судебные решения подтверждают позицию финансового ведомства (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 02.11.2010 N А44-6448/2009 (Определением ВАС РФ от 05.03.2011 N ВАС-2007/11 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), ФАС Западно-Сибирского округа от 13.12.2010 N А81-1415/2010 (Определением ВАС РФ от 28.02.2011 N ВАС-1698/11 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), ФАС Центрального округа от 21.01.2008 N А09-5254/07-16 (Определением ВАС РФ от 19.05.2008 N 5876/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)).

Однако есть и противоположный подход к решению данной проблемы. В Письме от 03.06.2010 N 03-11-11/154 Минфин России пришел к выводу, что в отношении услуг по предоставлению в аренду транспортного средства с экипажем ЕНВД может применяться.

Дело в том, что в рамках такого договора арендодатель обязан оказать своими силами услуги по управлению транспортным средством (ст. 632 ГК РФ). Следовательно, в рассматриваемой ситуации перевозку фактически осуществляет арендодатель. Именно это обстоятельство, по мнению Минфина России, позволяет отнести предоставление в аренду транспорта с экипажем к деятельности, облагаемой ЕНВД.

Кроме того, в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 "услуги по сдач! е в аренду легковых автомобилей с водителями" входят в группу "Перевозки пассажиров автомобильным транспортом без расписания". Это также свидетельствует о том, что предоставление транспорта с экипажем в аренду можно рассматривать в качестве одного из видов перевозки (Письма Минфина России от 25.02.2010 N 03-11-11/33, от 23.03.2007 N 03-11-04/3/76).

Есть судебные решения, подтверждающие возможность применения ЕНВД при сдаче в аренду транспорта с экипажем (см., например, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 13.04.2011 N А53-17389/2010). В да! нном споре услуги по управлению транспортным средством оказывал непосредственно индивидуальный предприниматель - арендодатель. Он лично получал, перевозил, передавал грузы и от своего имени оформлял все сопутствующие документы. Суд принял во внимание, что транспортное средство не выбывало из фактического владения предпринимателя, и счел, что последний применял ЕНВД правомерно.

Аналогичный вывод делали и другие суды (Постановления ФАС Центрального округа от 14.06.2011 N А62-5179/2010, ФАС Западно-Сибирского округа от 21.05.2010 N А75-6191/2009).

Дополнительные материалы по теме можно найти в Практическом пособии по ЕНВД и выпуске обзора от 12.03.2009.

Большинство разъяснений Минфина России и судебных постановлений указывает, что применять ЕНВД в отношении передачи в аренду транспортного средства с экипажем нельзя. Поэтому безопаснее использовать общий режим налогообложения или УСН. Если же арендодатель решит уплачивать ЕНВД (например, чтобы не вести раздельный учет при совмещении режимов), свою правоту налогоплательщику скорее всего придется доказывать в суде.

Судебное решение недели

Отсутствие претензий инспекции во время предыдущих проверок и добровольная уплата недоимки смягчают ответственность за налоговые правонарушения

(Постановление ФАС Московского округа от 13.07.2011 N КА-А40/6553-11)

Инспекция выявила недоплату по налогу на имущество только по результатам выездной проверки. При камеральных проверках по тому же налогу, а также в ходе более ранней выездной проверки никаких претензий к организации не было. Налогоплательщик представил в инспекцию уточненные декларации и уплатил налог и пени до вынесения решения о привлечении к ответственности. Однако решение все равно было направлено и компания оспорила его в суде.

Суды первой и второй инстанций нашли обстоятельства, смягчающие ответственность налогоплательщика, и снизили размер налоговых санкций. Одним из таких обстоятельств, по мнению судов, является отсутствие претензий со стороны инспекции при проведении более ранних проверок. К тому же суды учли, что организация добровольно представила уточненные декларации по налогу на имущество и заплатила налог и пени до того, как ее привлекли к ответственности. Также суды указали, что организация была уверена в своем праве на льготу по налогу на имущество в отношении определенных объектов. Как выяснилось, льготы компания не имела, но злого умысла в действиях налогоплательщика не нашли.

Инспекция не согласилась со смягчением санкций и подала кассационную жалобу в ФАС Московского округа. Ревизоры ссылались на то, что указанные судами обстоятельства не перечислены в п. 1 ст. 112 НК РФ и, соответственно, не могут являться смягчающими. Однако кассационная инстанция поддержала позицию нижестоящих судов. Она отметила, что смягчать налоговую ответственность могут не только обстоятельства, напрямую перечисленные в п. 1 ст. 112 НК РФ, но и те, которые признаны судом или налоговым органом смягчающими (подп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ). Поэтому обстоятельства будут являться смягчающими ответственность налогоплательщика, если соответствующее решение вынес суд.

Схожие судебные решения в пользу налогоплательщиков уже принимались. Например, ФАС Поволжского округа в Постановлении от 12.02.2009 N А72-3326/2008 уменьшил размер штрафа за неполную уплату налога, поскольку нарушение было выявлено только при выездной проверке, а при проведении камеральных проверок инспекция не находила нарушений.

ФАС Западно-Сибирского округа признал, что уплата задолженности по налогам без какого-либо принуждения - обстоятельство, смягчающее ответственность (Постановление от 15.07.2010 N А27-17242/2009 (Определение! м ВАС РФ от 17.11.2010 N ВАС-15342/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), см. также Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.02.2009 N А33-11962/08-Ф02-444/09, ФАС Поволжского округа от 12.02.2009 N А72-3326/2008).

Однако не всегда суды считают рассматриваемые обстоятельства смягчающими. В частности, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 08.02.2008 N А05-6875/2007 указал, что налогоплательщик обязан самостоятельно уплатить налоги вне зависимости от проведения проверок и вынесения по их итогам решений. Поэтому уплата недоимки до привлечения к ответственности не может повлиять на размер санкций.



Все права защищены © 2011 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное