Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 28.07.2011


КонсультантПлюс Новые документы для бухгалтера
Выпуск от 28.07.2011

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 КонсультантПлюс: "горячие" документы

Постановление Правительства РФ от 20.07.2011 N 602 "Об утверждении требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения"


В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

Содержание обзора

Новости

1. Утверждены новые формы сообщений, представляемых в инспекцию

2. Утвержден новый перечень энергоэффективных объектов, инвестиции в которые дают право на налоговый кредит

Комментарии

1. Изменяются положения Налогового кодекса РФ, регулирующие порядок уплаты НДС, налога на прибыль и госпошлины

2. Установлен новый порядок проверки соответствия цен сделки рыночным ценам

Судебное решение недели

Выплаты командированным работникам, с которыми заключены гражданско-правовые договоры, можно учесть в расходах

Новости

1. Утверждены новые формы сообщений, представляемых в инспекцию

Приказ ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@ "Об утверждении форм и форматов сообщений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, а также порядка заполнения форм сообщений и порядка представления сообщений в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи"

Налогоплательщики обязаны сообщать в инспекцию об открытии или закрытии счетов в банке, об участии в других организациях, о создании или закрытии обособленных подразделений, о своей реорганизации и ликвидации (п. 2 ст. 23 НК РФ). Формы таких сообщений устанавливает ФНС России (п. 7 ст. 23 НК РФ).

Напомним, что со 2 сентября 2010 г. больше не нужно сообщать в инспекцию об открытии филиалов и представительств, об изменении сведений о них. В порядок представления сведений об обособленных подразделениях были внесены и другие поправки. Подробнее см. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2010 года.

В связи с указанными изменениями ФНС России разработала формы сообщений, соответствующие действующему законодательству. Утверждены следующие формы:

- N С-09-1 "Сообщение об открытии (закрытии) счета (лицевого счета)";

- N C-09-2 "Сообщение об участии в российских и иностранных организациях";

- N С-09-3-1 "Сообщение о создании на территории Российской Федерации обособленных подразделений (за исключением филиалов и представительств) российской организации и об изменениях в ранее сообщенные сведения о таких обособленных подразделениях";

- N С-09-3-2 "Сообщение об обособленных подразделениях российской организации на территории Российской Федерации, через которые прекращается деятельность организации (которые закрываются организацией)";

- N C-09-4 "Сообщение о реорганизации или ликвидации организации".

Практически все формы (за исключением С-09-3-1 и С-09-3-2) незначительно отличаются от прежних форм, установленных Приказом ФНС России от 21.04.2009 N ММ-7-6/252@. Например, если сообщение подает не руководитель, а представитель компании, то теперь требуется указать в специальном поле наименование документа, подтверждающего его полномочия. Такое поле появилось во всех новых формах, а в форме N С-09-2, предназначенной для сообщения об участии в организациях, теперь указывается, вносит ли компания первоначальный вклад или изменяет долю участия.

Для сообщения о создании или закрытии обособленного подразделения ранее была предназначена форма N С-09-3. Теперь вместо нее появились две формы:

- N C-09-3-1, в которой сообщается о создании в РФ обособленного подразделения (за исключением филиалов и представительств) и об изменениях ранее поданных сведений о таких подразделениях;

- N C-09-3-2, где сообщается о закрытии обособленного подразделения, в том числе филиала или представительства.

Рассматриваемый Приказ вступает в силу с 30 июля 2011 г.

2. Утвержден новый перечень энергоэффективных объектов, инвестиции в которые дают право на налоговый кредит

Постановление Правительства РФ от 12.07.2011 N 562 "Об утверждении перечня объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, осуществление инвестиций в создание которых является основанием для предоставления инвестиционного налогового кредита"

Вложение капитала в создание объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, - одно из оснований для получения инвестиционного налогового кредита (подп. 5 п. 1 ст. 67 НК РФ). Новый перечень таких объектов и технологий (далее - Перечень) утвержден Правительством РФ и вступает в силу с 26 июля 2011 г.

Перечень существенно расширен по сравнению с прежним, который был утвержден Постановлением Правительства РФ от 25.10.2010 N 857. С 4 позиций список увеличился до 56. В Перечень включены, например, нефте- и газодобывающие объекты, объекты и технологии по добыче и обработке угля, по производству удобрений, бумаги и картона, легковых автомобилей и др.

В старом Перечне были перечислены только сами объекты. Теперь же для каждой позиции перечня введены дополнительные графы:

- индикатор энергетической эффективности (далее - ИЭЭФ). Для большинства объектов и технологий в роли ИЭЭФ выступает удельный расход энергии или топлива;

- единица измерения ИЭЭФ;

- предельная величина данного индикатора, которая является критерием отбора.

Комментарии

1. Изменяются положения Налогового кодекса РФ, регулирующие порядок уплаты НДС, налога на прибыль и госпошлины

Документ:

Федеральный закон от 19.07.2011 N 245-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах

Комментарий:

В очередной раз скорректированы положения Налогового кодекса РФ.

Поправки, внесенные Федеральным законом от 19.07.2011 N 245-ФЗ (далее - Закон N 245-ФЗ), в основном касаются НДС. В частности, уточнены основания применения нулевой ставки, правила применения налоговых вычетов, а также перечни необлагаемых сумм и случаев, когда принятый ранее к вычету НДС подлежит восстановлению. Долгожданным нововведением для налогоплательщиков является установление порядка выставления счето! в-фактур в связи с изменением стоимости отгруженного товара (выполненных работ, оказанных услуг, переданных имущественных прав). В частности, предусмотрена возможность составления "отрицательных" счетов-фактур. Эти правила будут применяться с 1 октября 2011 г. (п. 1 ст. 4 Закона N 245-ФЗ).

Ряд изменений касается налога на прибыль, акцизов и государственной пошлины, а также затрагивает некоторые положения части первой Налогового кодекса РФ.

Остановимся на наиболее значимых изменениях.

1. Налог на добавленную стоимость

1.1. Введено понятие "корректировочный счет-фактура"

На законодательном уровне разрешен давний спор о правомерности выставления "отрицательного" счета-фактуры. На практике довольно часто возникает необходимость скорректировать ранее выставленные счета-фактуры (например, при предоставлении скидки на отгруженный товар или при его частичном возврате) в сторону увеличения или уменьшения стоимости. Напомним, что ранее Минфин России разъяснял: указание в счетах-фактурах отрицательных показателей Налоговым кодексом РФ не предусмотрено. Однако арбитражные суды признавали, что запрета на составление "отрицательных" счетов-фактур нет. Подр! обнее по данному вопросу см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС.

С 1 октября 2011 г. в гл. 21 НК РФ появится новое понятие "корректировочный счет-фактура". Продавец выставляет его покупателю, если была изменена стоимость отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, переданных имущественных прав (далее все вместе - отгруженные товары). В частности, это возможно при:

- изменении цены или тарифа;

- уточнении количества (объема) отгруженных товаров.

Перед составлением корректировочного счета-фактуры продавец должен уведомить покупателя об изменении стоимости отгруженных товаров. Стороны могут заключить соответствующее соглашение или договор. Согласие покупателя или факт уведомления его об изменении стоимости также может подтвердить любой первичный документ. Только при наличии такого подтверждающего документа продавец или покупатель будут вправе принять к вычету НДС на основании корректировочного счета-фактуры (п. 13 ст. 171 и п. 10 ст. 172 НК РФ).

Согласно п. 3 ст. 168 НК РФ продавец выставляет корректировочный счет-фактуру не позднее пяти дней со дня составления документа, подтверждающего согласие (факт уведомления) покупателя об изменении стоимости отгруженных товаров. В новом п. 5.2 ст. 169 НК РФ перечислены требования к корректировочному счету-фактуре. В частности, в нем обязательно указываются:

- наименование "корректировочный счет-фактура";

- порядковый номер и дата составления счета-фактуры, по которому изменяется стоимость отгруженных товаров;

- наименование отгруженных товаров, цена которых изменяется или количество которых уточняется, и единица их измерения (при возможности ее указания);

- количество (объем) отгруженных товаров до и после его уточнения;

- цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) без учета НДС до и после ее изменения (в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом НДС);

- стоимость всего количества отгруженных товаров по счету-фактуре без НДС до и после внесенных изменений;

- сумма налога, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок до и после изменения стоимости отгруженных товаров;

- стоимость всего количества отгруженных товаров по счету-фактуре с учетом НДС до и после изменения их стоимости;

- разница между показателями счета-фактуры, по которому осуществляется изменение стоимости отгруженных товаров, и показателями, исчисленными после изменения их стоимости. Если стоимость отгруженных товаров уменьшается, то разница между суммами НДС, исчисленными до и после изменения, указывается с отрицательным знаком.

Следует отметить, что обязательные реквизиты корректировочного счета-фактуры отличаются от реквизитов счетов-фактур, выставляемых при отгрузке или предоплате. В соответствии с п. 8 ст. 169 НК РФ Правительство РФ должно утвердить форму счета-фактуры и порядок его заполнения. Вероятно, для корректировочного счета-фактуры будет предусмотрена отдельная форма.

Как уже отмечалось, стоимость отгруженных товаров может как увеличиваться, так и уменьшаться. Каким же будет механизм принятия НДС к вычету на основании корректировочного счета-фактуры?

При изменении стоимости в сторону увеличения:

- продавец учитывает разницу между стоимостью отгруженных товаров до и после увеличения в налоговой базе того периода, в котором была осуществлена отгрузка (п. 10 ст. 154 НК РФ). Таким образом, если в периодах, следующих за отгрузкой, стоимость изменится, налогоплательщик должен будет представить в инспекцию уточненные декларации и доплатить налог. Пени в данном случае не начисляются (ст. ст. 11, 75 НК РФ);

- покупатель на основании корректировочного счета-фактуры принимает к вычету НДС в размере разницы между налогом, исчисленным со стоимости отгруженных товаров до и после увеличения (п. 13 ст. 171 НК РФ).

При изменении стоимости в сторону уменьшения:

- продавец на основании корректировочного счета-фактуры принимает налог к вычету в размере суммы разницы между НДС, исчисленным со стоимости до и после уменьшения (п. 1 ст. 169, п. 13 ст. 171 НК РФ);

- покупатель восстанавливает в бюджет НДС в размере разницы между суммами налога со стоимости отгруженных товаров до и после уменьшения (подп. 4 п. 3 ст. 170 НК РФ). Восстановление осуществляется в периоде получения либо первичных документов на изменение стоимости приобретенных товаров, либо корректировочного счета-фактуры (в зависимости от того, что произошло раньше).

1.2. Расширен перечень случаев восстановления НДС

В п. 3 ст. 170 НК РФ предусмотрены случаи, когда налогоплательщик обязан восстановить в бюджет НДС. Теперь этот перечень дополнен. С 1 октября 2011 г. помимо восстановления налога при уменьшении стоимости отгруженных товаров (подп. 4 п. 3 ст. 170 НК РФ) покупателю придется восстанавливать налог в размере, в котором ранее он был принят к вычету, в следующих случаях:

1. Товары (работы, услуги, имущественные права), в том числе основные средства и нематериальные активы, используются в операциях, которые в соответствии с п. 1 ст. 164 НК РФ облагаются НДС по нулевой ставке (подп. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ). Восстановление при этом осуществляется в периоде отгрузки товаров (работ, услуг). Отметим, что до установления указанных правил существовал спор по вопросу о периоде восстановления ранее принятого к вычету НДС (в частности, по товарам, отгруженным на экспорт). Минфин России и ФНС России требовали, чтобы налог восстанавливался в периоде их отгрузки. Однако арбитражные суды признавали, что восстановление НДС по товару, отгруженному на экспорт, можно произвести в периоде, когда собран полный комплект документов, подтверждающих нулевую ставку. Подробнее об этом см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС.

Если полный пакет подтверждающих документов не собран по истечении 180 дней, то нулевая ставка НДС не применяется (абз. 2 п. 9 ст. 165, абз. 2 п. 9 ст. 167 НК РФ). В такой ситуации восстановленные в соответствии с подп. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ суммы налога вновь можно принять к вычету в периоде отгрузки товаров, работ, услуг (подп. 1 п. 1 ст. 164, абз. 2 п. 9 ст. 167 НК РФ).

2. Налогоплательщику в соответствии с законодательством РФ предоставлены субсидии из федерального бюджета на возмещение затрат по оплате приобретенных товаров (работ, услуг) с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров в Россию и на иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ). В этом случае восстановить налог нужно в периоде предоставления субсид! ий. Данные суммы не учитываются в стоимости товаров (работ, услуг), а включаются в состав прочих расходов (ст. 264 НК РФ). Отметим, что ранее Минфин России в своих разъяснениях указывал, что НДС, который оплачен за счет субсидий, полученных из федерального бюджета, следует восстановить (см., например, Письма от 31.05.2011  Минфина РФ от 31.05.2011! 0;N 03-07-15/55)">N 03-07-15/55, 27.05.2011 N 03-03-06/1/313, от 21.10.2009 N 03-07-11/260). Однако арбитражная практика необходимости восстановления в данной ситуации не признавала (см., например, Постановления ФАС Поволжского округа от 28.02.2011 N А65-18315/2010, ФАС Уральского округа от 29.04.2009 N Ф09-2400/09-С2).

1.3. Установлен порядок исчисления налоговой базы

при уступке права требования первоначальным кредитором

Сейчас в ст. 155 НК РФ содержится правило определения налоговой базы новым кредитором при дальнейшей уступке приобретенного денежного требования. Особенностей определения базы при уступке первоначальным кредитором права требования в указанной статье нет. В связи с этим финансовое ведомство разъясняет, что в таком случае применяются общие правила формирования налоговой базы (п. 2 ст. 153 НК РФ). Другими словами, налогоплательщик должен исчислить НДС со всей цены реализации имущественного права (см. Письма Минфина России от 06.10.2010 N 03-07-11/393, от 16.04.2010 N 03-07-11/121, от 17.02.2010 N 03-07-08/40). В то же время эксперты приходят к выводу, что особенности определения налоговой базы при первичной уступке права требования не предусмотрены, поэтому не установлены все элементы налогообложения (ст. 17 НК РФ). Соответственно, НДС в такой ситуации не исчисляется. Подробнее по данному вопросу см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС.

Законодатели решили ликвидировать этот пробел в Налоговом кодексе РФ.

С 1 октября 2011 г. база по НДС у первоначального кредитора при уступке права требования или при переходе этого требования к другому лицу на основании закона будет определяться как сумма превышения полученного дохода над размером денежного требования, права по которому уступлены (п. 1 ст. 155 НК РФ). Таким образом, уплачивать НДС надо будет только с фактически полученного дохода, то есть в случае, когда требован! ие уступается по более высокой стоимости. Соответственно, если у первоначального кредитора результатом уступки денежного требования будет убыток, то налоговой базы по НДС не возникнет.

1.4. НДС облагается переуступка прав требования

по договорам, в основе которых лежат любые операции

по реализации товаров (работ, услуг)

Законом N 245-ФЗ уточнен порядок расчета налоговой базы при уступке денежного требования новым кредитором. Сейчас она определяется как сумма превышения полученного дохода над суммой расходов на приобретение указанного требования (п. 2 ст. 155 НК РФ). Это правило действует в отношении переуступки права требования, вытекающего из облагаемых НДС операций. Соответственно, есть неопределенность в вопросе налогообложения переуступки требования, которое вытекает из договора по реализации товаров (работ, услуг), не облагаемых НДС.

Минфин России разъяснял, что если в основе договоров, право требования по которым переуступается, лежат операции, освобожденные от уплаты НДС по ст. 149 НК РФ, то п. 2 ст. 155 НК РФ не применяется (Письма от 27.08.2010 N 03-07-05/33, от 05.05.2009 N 03-07-05/18). Другими словами, доход от такой переуступки НДС не облагается. Подробнее см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС.

С 1 октября 2011 г. существующая неясность будет устранена, но не в пользу налогоплательщиков. После указанной даты доход от переуступки прав требования по договорам, в основе которых лежат любые операции по реализации товаров (работ, услуг), в том числе необлагаемые, подлежит налогообложению (п. 2 ст. 155 НК РФ).

1.5. Торговые организации вправе применять

"правило о пяти процентах"

Налогоплательщики, осуществляющие как облагаемые, так и не облагаемые НДС операции, обязаны вести раздельный учет сумм "входного" налога (абз. 7 п. 4 ст. 170 НК РФ). Из этого правила есть исключение. Если доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), используемых в не облагаемых НДС операциях, не превышает пяти процентов от общей величины совокупных расходов на производство, то раздельный учет! не ведется и весь "входной" НДС принимается к вычету (абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ).

Многие торговые организации применяют "правило о пяти процентах", хотя прямого разрешения для использования ими абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ нет - но они пользуются тем, что нет и запрета. Мнения контролирующих органов по данному вопросу разделились. Согласно точке зрения Минфина России при осуществлении торговых операций налогоплательщики вправе не вести раздельный учет и принимать весь "входной" НДС к вычету (Пис! ьма от 30.05.2011 N 03-07-11/149, от 22.04.2011 N 03-07-11/106). Однако ФНС России считает, что это неправомерно (Письмо от 22.03.2011 N КЕ-4-3/4475). Арбитражные суды также не выработали единого подхода. Подробнее по данному вопросу см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС.

Этот спорный вопрос законодатель решил в пользу налогоплательщиков. С 1 октября 2011 г. в абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ закреплено, что "правило о пяти процентах" применяется и при перепродаже товаров (работ, услуг).

1.6. Учет курсовых и суммовых разниц в налоговой базе

По общему правилу выручка в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на момент определения налоговой базы или на дату фактических расходов (п. 3 ст. 153, ст. 167 НК РФ). Специальное правило пересчета иностранной выручки предусмотрено сейчас только для отдельных экспортных операций: такой пересчет осуществляется на дату оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

С 1 октября 2011 г. указанное специальное правило скорректировано. Согласно новой редакции п. 3 ст. 153 НК РФ теперь при расчетах в валюте по всем операциям, облагаемым НДС по нулевой ставке (п. 1 ст. 164 НК РФ), налоговая база определяется в рублях по курсу ЦБ РФ на дату отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг). Соответственно, в случае поступления оплаты в валюте после этой даты налоговая база остается неизменной, даже если курс валюты увеличивается или уменьшается. Таким образом, курсовые разницы в налоговой базе не отражаются.

Кроме того, ст. 153 НК РФ дополнена новым п. 4, в котором описан порядок пересчета валюты в рубли в случае, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или условных денежных единицах (у.е.). Налоговая база определяется на день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав; далее вместе - отгрузка товаров), и на эту же дату пр! оизводится пересчет валюты в рубли. Если же товары оплачены позже отгрузки, возникают суммовые разницы. В этом случае налоговая база корректироваться не будет, но НДС с суммовых разниц будет учитываться для целей налога на прибыль (п. 4 ст. 153 НК РФ). Отметим, что продавец может включить суммы налога во внереализационные доходы (ст. 250 НК РФ) или во внереализационные расходы ( ст. 265 НК РФ).

Таким образом, урегулирован спорный вопрос о том, изменяют ли суммовые разницы ранее сформированную базу по НДС. Напомним, что согласно позиции Минфина России положительные суммовые разницы увеличивают налоговую базу независимо от периода их возникновения (текущего или последующего). А вот отрицательные суммовые разницы, образовавшиеся при последующей оплате, по мнению финансового ведомства, базу по НДС, сформированную в периоде отгрузки товаров (работ, услуг), не уменьшают. Однако суды в своей практике занимают противоположную позицию. Подробнее по данному вопросу см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС.

В связи с нововведением в ст. 153 НК РФ, касающимся учета НДС с суммовых разниц, внесено дополнение в п. 1 ст. 172 НК РФ. А значит, разрешится еще один спор: корректирует ли покупатель принятый к вычету налог на суммовые разницы (см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС)? С 1 октября 2011 г. при последующей оплате в рублях стоимости полученных товаров (работ, услуг, имущественных прав), определенной в иностранной валюте или у.е., налоговые вычеты корректироваться не будут. Суммы НДС с суммовых разниц покупатель в этом случае, по аналогии с продавцом, ! учитывает во внереализационных доходах (ст. 250 НК РФ) или во внереализационных расходах (ст. 265 НК РФ).

1.7. Расширены основания для применения нулевой ставки НДС

Законодатели уточнили и расширили перечень операций, облагаемых по нулевой ставке (п. 1 ст. 164 НК РФ). Рассмотрим основные изменения.

1. В соответствии с подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ нулевая ставка применяется в отношении услуг по международной перевозке товаров. Согласно данной норме по ставке 0 процентов облагаются также услуги, оказанные российскими организациями и предпринимателями в рамках международной перевозки товаров, а именно:

- по предоставлению железнодорожного подвижного состава для международной перевозки;

- транспортно-экспедиционные по договору транспортной экспедиции.

При этом установлено, что под международной понимается перевозка товаров, при которой пункт отправления или пункт назначения находится за пределами РФ. В связи с этим Минфин России (Письма от 26.04.2011 N 03-07-08/130, от 19.04.2011 N 03-07-08/117, от 14.02.2011 N 03-07-08/41) разъяснял, что нулевая ставка не применяется при оказании услуг транспортной экспедиции в отношении импортных товаров, перемещаемых между двумя пунктами, расположенными на территории РФ (например, от морского порта, через который товары ввезены в Россию, до места назначения, находящегося также на территории РФ).

С 1 октября 2011 г. подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ из этого правила будет установлено исключение. По нулевой ставке будут облагаться НДС услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава для международной перевозки и транспортно-экспедиционные услуги по договору транспортной экспедиции, оказанные российскими организациями и предпринимателями при осуществлении перевозок железнодорожным транспортом от мес! та прибытия товаров на территорию РФ (от портов или пограничных станций) до станции назначения товаров, расположенной в России.

2. Согласно подп. 2.7 п. 1 ст. 164 НК РФ по ставке 0 процентов НДС облагается предоставление российскими налогоплательщиками железнодорожного подвижного состава или контейнеров для перевозки экспортируемых товаров и вывозимых из России продуктов переработки при условии, что пункт отправления и пункт назначения находятся на территории РФ. Данное положение будет распространяться также на транспортно-экспедиционные! услуги, оказываемые в рамках указанных операций.

3. С 1 октября 2011 г. в перечень услуг, облагаемых НДС по нулевой ставке, войдут услуги, оказываемые организациями и предпринимателями, которые не являются российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте, а именно:

- услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава или контейнеров для перевозки товаров железнодорожным транспортом через территорию России. При этом пункты отправления или назначения могут располагаться как на территории иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза, так и в Белоруссии или Казахстане (подп. 3.1 п. 1 ст. 164 НК РФ);

- транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые по договору транспортной экспедиции при организации услуг по перевозке железнодорожным транспортом товаров из Белоруссии и Казахстана, а также из иностранного государства, не входящего в Таможенный союз, через Россию в другое иностранное государство, в том числе являющееся членом Таможенного союза (подп. 3.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Перечень документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки при реализации указанных услуг, а также срок их представления в инспекцию определены в п. п. 4.1 и 9 ст. 165 НК РФ.

4. Сейчас сложилась следующая ситуация. Согласно подп. 9 п. 1 ст. 164 НК РФ нулевая ставка НДС применяется в отношении выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ (услуг) по перевозке экспортируемых за пределы территории России товаров, стоимость которых указана в перевозочных документах. При этом на данных документах должны быть проставлены отметки таможенных органов (п. 5 ст. 165 НК РФ). Однако при перевозках в пределах Таможенного союза такие отметки не проставляются. Статья 165 НК РФ не устанавливает отдельного перечня документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки по работам (услугам) по перевозке (транспортировке) железнодорожным транспортом товаров, по которым таможенное оформление не производится. В связи с этим Минфин России разъяснял, что услуги по перевозке товаров, вывозимых перевозчиком на железнодорожном транспорте из России на территорию государств - участников Таможенного союза, облагаются по ставке 18 процентов (Письмо от 14.04.2011 N 03-07-13/01-11).

С 1 октября 2011 г. в п. 1 ст. 164 НК РФ появится новый подп. 9.1. В соответствии с ним работы (услуги) по перевозке (транспортировке) товаров через территорию России, выполняемые российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте, облагаются по ставке 0 процентов. При этом пункты отправления или назначения могут располагаться как на территории иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза, так и в Белоруссии или Казахстане. Кроме того, нулевая ставка НДС будет применяться к работам (услугам), непосредственно связанным с перевозкой или транспортировкой указанных товаров. Стоимость всех работ (услуг), перечисленных в подп. 9.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте, должна быть отражена в перевозочных документах.

Перечень документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки при реализации указанных услуг, а также срок их представления в инспекцию определены в п. п. 5.1 и 9 ст. 165 НК РФ.

5. С 1 октября 2011 г. в перечень услуг, облагаемых НДС по ставке 0 процентов, внесено еще одно дополнение. Данная ставка будет применяться в отношении товаров (работ, услуг), которые реализуются для официального использования международными организациями (их представительствами), осуществляющими деятельность на территории России. Перечень таких организаций, в отношении которых применяется ставка 0 процентов, установит МИД России совместно с Минфином России (подп. 11 п. 1 ст. 164 НК РФ).

1.8. Для подтверждения права на применение

нулевой ставки НДС выписка банка не нужна

В настоящее время в комплекты документов, необходимых для подтверждения права на применение нулевой ставки НДС, входит выписка банка (п. 1 ст. 164, ст. 165 НК РФ). Она свидетельствует о фактическом поступлении выручки от реализации товаров (работ, услуг) на счет налогоплательщика. Однако на практике такой документ налогоплательщик может представить не всегда. Отсутствие выписки банка влечет отказ в применении нулевой ставки НДС.

Споры о необходимости этого документа для подтверждения права на нулевую ставку возникают, в частности, при взаимозачете (подробнее см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС) и при оплате векселями (подробнее см. в Практическом пособии по НДС).

С 1 октября 2011 г. эта проблема будет решена - в перечнях документов, необходимых для подтверждения права применения ставки 0 процентов, выписка банка теперь не значится (ст. 165 НК РФ).

1.9. НДС, уплаченный подрядчикам, при ликвидации

(демонтаже, разборке) основных средств

можно принять к вычету

Сейчас налогоплательщик может принять к вычету НДС, предъявленный подрядными организациями при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств (п. 6 ст. 171 НК РФ). Однако налогоплательщик может воспользоваться услугами подрядчика и для ликвидации (демонтажа) указанных объектов, но специальных норм, предусматривающих возможность применения вычета налога по таким услугам, в ст. 171 НК РФ нет. В связи с этим на практике возникают споры: принимается ли к вычету НДС с услуг подрядчика по ликвидации (демонтажу) объектов основных средств?

По мнению Минфина России, "входной" налог в данном случае к вычету принять нельзя, поскольку ликвидация (демонтаж) не признается объектом НДС. Некоторые арбитражные суды с таким подходом соглашались, но Президиум ВАС РФ указал, что налогоплательщик вправе применить вычет сумм НДС, уплаченных подрядчикам при ликвидации (демонтаже) основных средств (Постановления от 20.04.2010 N 17969/09, от 28.04.2009 N 17070/08). Подробнее по данному вопросу см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС.

С 1 октября 2011 г. споры в подобных случаях возникать не будут. Согласно дополнениям, внесенным в п. 6 ст. 171 НК РФ, налогоплательщики смогут принимать к вычету суммы НДС, предъявленные подрядными организациями при проведении ими ликвидации основных средств, а также при разборке и демонтаже таких объектов.

1.10. Уточнена процедура предоставления банковской гарантии

для применения заявительного порядка возмещения НДС

Право налогоплательщика на зачет (возврат) НДС, заявленного в декларации к возмещению, до завершения ее камеральной проверки предусмотрено в ст. 176.1 НК РФ. Применять заявительный порядок смогут, в частности, налогоплательщики, которые предоставят в налоговый орган банковскую гарантию на полную сумму налога, заявленного к возмещению (подп. 2 п. 2 ст. 176.1 НК РФ).

Выдать такую гарантию может только банк, включенный в соответствующий перечень кредитных организаций, который ведется Минфином России. Для внесения в данный перечень банк должен отвечать перечисленным в п. 4 ст. 176.1 НК РФ требованиям. Требование о наличии зарегистрированного уставного капитала банка в размере не менее 500 млн руб. из этого перечня теперь исключено.

Для использования ускоренного порядка возмещения НДС налогоплательщик не позднее пяти дней с момента представления декларации подает в инспекцию соответствующее заявление (п. 7 ст. 176.1 НК РФ). Этот же срок теперь предусмотрен и для подачи банковской гарантии (новый п. 6.1 ст. 176.1 НК РФ).

Рассмотренные изменения вступают в силу с 1 января 2012 г. (п. 4 ст. 4 Закона N 245-ФЗ).

2. Часть первая Налогового кодекса РФ

2.1. Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам,

пеням и штрафам может предоставляться налогоплательщику

в электронном виде

Налоговые органы обязаны по запросам налогоплательщиков и налоговых агентов предоставлять им справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (подп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ). Такая справка составляется по установленной форме (утв. Приказом Минфина РФ от 18.01.2008 N 9н) на основании данных инспекции.

Вскоре ее можно будет передавать налогоплательщикам и налоговым агентам в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Соответствующее дополнение к подп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ вступит в силу 22 августа 2011 г. (п. 2 ст. 4 Закона N 245-ФЗ).

2.2. Заявление о постановке на учет (снятии с учета)

и соответствующее уведомление заверяются усиленной

квалифицированной электронной подписью

Законом N 245-ФЗ внесены изменения в п. 5.1 ст. 84 НК РФ. В частности, положения данного пункта приведены в соответствие с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи", в котором отсутствует! понятие "электронная цифровая подпись". Согласно указанному Закону есть два вида электронной подписи: простая и усиленная. Последняя может быть неквалифицированной либо квалифицированной. Требования к этим видам электронной подписи установлены в ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 N 6 3-ФЗ. Законом N 245-ФЗ уточнено, что документы, упомянутые в п. 5.1 ст. 84 НК ! РФ, которые передаются в электронном виде, должны быть заверены усиленн ой квалифицированной электронной подписью соответствующего лица. Это относится к следующим документам:

- заявлению о постановке на учет или снятии с учета;

- уведомлению о выборе инспекции для постановки на учет организации по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений;

- свидетельству (уведомлению) о постановке на учет в инспекции и уведомлению о снятии с учета.

Данные изменения вступят в силу 22 августа 2011 г. (п. 2 ст. 4 Закона N 245-ФЗ).

3. Налог на прибыль организаций

3.1. Учет в доходах субсидий, которые

получены организациями кинематографии, а также вузами

и компаниями, реализующими проекты по созданию

высокотехнологичного производства

Со 2 сентября 2010 г. установлен новый порядок налогового учета доходов организациями кинематографии, которые получают бюджетные ассигнования (ст. ст. 271 и 273 НК РФ). Речь идет о субсидиях, выданных данным организациям на производство, прокат, показ и продвижение национального фильма. Согласно п. 4.2 ст. 271 и п. 2.2 ст. 273 НК РФ полученные средства учитываются во внереализационных доходах пропорционально предусмотренным условиями получения указанных средств расходам, которые фактически были осуществлены за счет этого источника (но не более трех налоговых периодов с момента получения средств). Этот порядок не распространяется на случаи приобретения за счет этого источника амортизируемого имущества.

Законом N 245-ФЗ указанные положения уточнены: особый порядок учета доходов не применяется еще и в случае, если организация кинематографии за счет субсидий из бюджета создает амортизируемое имущество.

Кроме того, с 22 июля 2011 г. устанавливается специальная схема учета в составе внереализационных доходов средств, которые получают вузы и организации, реализующие комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства (п. 4.4 ст. 271 и п. 2.4 ст. 273 НК РФ). Субсидии включаются в доходы пропорционально предусмотренным условиями получения указанных средств расходам, которые фактически были осуществлены за счет этого источника (но не более трех налоговых периодов с даты получения средств). Этот порядок не распространяется на случаи приобретения (создания) амортизируемого имущества за счет средств субсидий. При нарушении условий получения средств бюджета они в полном объеме отражаются в доходах того налогового периода, в котором допущено нарушение.

Действие п. п. 4.2, 4.4 ст. 271 и п. п. 2.2, 2.4 ст. 273 НК РФ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 г. (п. 6 ст. 4 Закона N 245-ФЗ).

4. Государственная пошлина

4.1. Вводится госпошлина за повторную выдачу

свидетельства о постановке на налоговый учет

С 1 января 2012 г. в п. 1 ст. 333.33 НК РФ будет предусмотрена уплата госпошлины за повторную выдачу свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Ее размер составляет 200 руб. Ранее госпошлина в данном случае не уплачивалась.

Применение документа (выводы):

Федеральный закон от 19.07.2011 N 245-ФЗ с 1 октября 2011 г. вносит следующие поправки в Налоговый кодекс РФ:

1. При изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг, переданных имущественных прав) продавец должен выставить покупателю корректировочный счет-фактуру (п. 3 ст. 168 НК РФ). Если стоимость отгруженных товаров уменьшается, то разница между суммами НДС, исчисленными до и после изменения, указывается с отрицательным знаком (п. 5.2 ст. 169 НК РФ).

2. Если стоимость отгруженных товаров (работ, услуг, имущественных прав) увеличилась, то продавец учитывает разницу между стоимостью товаров (работ, услуг, имущественных прав) до и после изменения в налоговой базе того периода, в котором была осуществлена отгрузка (п. 10 ст. 154 НК РФ). Покупатель же на основании корректировочного счета-фактуры принимает НДС к вычету в размере разницы между налогом, исчисленным ! со стоимости товаров до и после увеличения (п. 13 ст. 171 НК РФ).

3. Если стоимость отгруженных товаров (работ, услуг, имущественных прав) уменьшилась, то продавец принимает налог к вычету в размере разницы между НДС, исчисленным со стоимости до и после уменьшения (п. 1 ст. 169, п. 13 ст. 171 НК РФ). Покупатель же соответствующую сумму НДС восстанавливает в бюджет (подп. 4 п. 3 ст. 170 НК РФ).

4. Если товары (работы, услуги, имущественные права), в том числе основные средства и нематериальные активы, используются в операциях, которые в соответствии с п. 1 ст. 164 НК РФ облагаются НДС по нулевой ставке, то НДС следует восстановить в периоде отгрузки товаров, работ, услуг, имущественных прав (подп. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ).

5. При получении из федерального бюджета субсидий на возмещение затрат по оплате приобретенных товаров (работ, услуг) с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров в Россию налогоплательщику надо восстановить принятый к вычету НДС (подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ).

6. При уступке права требования первоначальным кредитором база по НДС определяется как сумма превышения величины полученного дохода над размером денежного требования, права по которому уступлены (п. 1 ст. 155 НК РФ).

7. Доход, полученный от переуступки прав требования по договорам, в основе которых лежат любые операции по реализации товаров (работ, услуг), в том числе необлагаемые, облагается НДС (п. 2 ст. 155 НК РФ).

8. Торговые организации вправе не вести раздельный учет и весь "входной" НДС принимать к вычету, если доля совокупных расходов на приобретение и реализацию товаров, используемых в необлагаемых НДС операциях, не превышает пяти процентов от общей величины совокупных расходов на приобретение и реализацию (абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ).

9. При расчетах в валюте по всем операциям, облагаемым НДС по нулевой ставке (п. 1 ст. 164 НК РФ), налоговая база определяется в рублях по курсу ЦБ РФ на дату отгрузки товаров, работ, услуг (п. 3 ст. 153 НК РФ).

10. Продавец не корректирует базу по НДС на суммовые разницы (п. 4 ст. 153 НК РФ), а покупатель не корректирует на них налоговые вычеты (п. 1 ст. 172 НК РФ). НДС с суммовых разниц и продавец, и покупатель учитывают для целей налога на прибыль, соответственно, в доходах или расходах.

11. Для подтверждения нулевой ставки НДС выписка банка не требуется (ст. 165 НК РФ).

12. НДС, предъявленный налогоплательщику подрядными организациями при ликвидации основных средств, а также при разборке и демонтаже таких объектов, можно принять к вычету (п. 6 ст. 171 НК РФ).

2. Установлен новый порядок проверки соответствия цен сделки рыночным ценам

Федеральный закон от 18.07.2011 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения"

Федеральный закон от 18.07.2011 N 227-ФЗ (далее - Закон N 227-ФЗ) изменил правила, согласно которым налоговые органы проверяют цены сделок на предмет их соответствия рыночным ценам. В связи с этим с 1 января 2012 г. Налоговый кодекс РФ будет дополнен новым разделом V.1, включающим в себя шесть глав.

Напомним, что в действующей редакции Налогового кодекса РФ принципы определения цены товаров, работ и услуг установлены только одной статьей - ст. 40 НК РФ. Согласно данной норме налоговый орган вправе ! проверить правильность применения цен:

1) по сделкам между взаимозависимыми лицами;

2) по товарообменным операциям;

3) при совершении внешнеторговых сделок;

4) при отклонении цен сделки более чем на 20 процентов как в сторону повышения, так и в сторону понижения от уровня цен, примененных самим налогоплательщиком в течение непродолжительного периода времени.

Данный порядок фактически утрачивает силу, поскольку будет применяться в отношении только тех сделок, доходы и расходы по которым в целях налога на прибыль будут признаны до 1 января 2012 г. В отношении сделок, по которым доходы и расходы будут учтены начиная с указанной даты, должен применяться новый порядок (п. п. 5, 6 ст. 4 Закона N 227-ФЗ). Рассмотрим, в чем он заключается.

2.1. Контролируемые сделки

Закон N 227-ФЗ вводит понятие контролируемых сделок. Это те сделки, цены которых налоговые органы будут вправе проверить на соответствие рыночным. К ним относятся следующие сделки:

1. Сделки между взаимозависимыми лицами (п. 1 ст. 105.14 НК РФ).

К данным сделкам приравниваются также сделки по реализации товаров (работ, услуг), если эти сделки совершаются с участием лиц, не являющихся взаимозависимыми. То есть перепродажа товаров (работ, услуг) взаимозависимому лицу через посредников будет контролироваться, если последние:

- не выполняют в данной совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации перепродажи товаров (работ, услуг);

- не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации перепродажи.

Указанные правила установлены подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ.

Следует отметить, что законодатель из группы сделок между взаимозависимыми лицами, в том числе совершенных через посредников, выделил те сделки, все стороны и выгодоприобретатели которых зарегистрированы в России. Также выделены сделки, все стороны и выгодоприобретатели которых являются налоговыми резидентами РФ. Данные сделки признаются контролируемыми при наличии хотя бы одного из следующих условий:

- сумма доходов по данным сделкам за календарный год превышает 1 млрд руб. (подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ). Для этого правила предусмотрены переходные положения. Лимит в 1 млрд руб. будет действовать с 2014 г. В 2012 г. доход по таким сделкам должен составлять 3 млрд руб., в 2013 г. - 2 млрд руб. (п. 3 ст. 4 Закона N 227-ФЗ);

- одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ, исчисляемого по налоговой ставке, выраженной в процентах. Одновременно предметом сделки должно быть добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны объектом обложения НДПИ, при добыче которого применяется ставка, установленная в процентах (подп. 2 п. 2 ст. 105.14 НК РФ). При этом сумма доходов по сделкам между указанными лицами за календарный го! д должна превышать 60 млн руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ);

- среди сторон сделки есть плательщики ЕСХН или ЕНВД и лица, не уплачивающие эти налоги (подп. 3 п. 2 ст. 105.14 НК РФ). Сумма доходов по таким сделкам должна превышать 100 млн руб. за календарный год (п. 3 ст. 105.14 НК РФ);

- хотя бы одна из сторон сделки - участник проекта "Сколково". Этот участник должен применять освобождение от налога на прибыль или перечислять данный налог по нулевой ставке согласно п. 5.1 ст. 284 НК РФ. Одной из других сторон сделки должно быть лицо, не освобожденное от налога на прибыль и не применяющее указанную ставку (подп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ). Сумма доходов по таким сделкам должна превышать 60 млн руб. за календарный год (п. 3 ст. 105.14 НК РФ);

- хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны, в которой установлены специальные льготы по налогу на прибыль. Другая сторона сделки не должна быть резидентом такой ОЭЗ (подп. 5 п. 2 ст. 105.14 НК РФ). Сумма доходов по сделкам между указанными лицами за календарный год также должна превышать 60 млн руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ). Положения подп. 5 п. 2 ст. 105.14 НК РФ применяются с 1 января 2014 г. (п. 4 ст. 4 Закона N 227-ФЗ).

2. Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (подп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ).

Предметом таких сделок должны являться товары, входящие в состав следующих товарных групп (п. 5 ст. 105.14 НК РФ):

- нефть и товары, выработанные из нефти;

- черные металлы;

- цветные металлы;

- минеральные удобрения;

- драгоценные металлы и драгоценные камни.

Для данной категории сделок законодатель также установил сумму доходов, при превышении которой данные сделки, совершенные с одним лицом, считаются контролируемыми. Эта сумма должна составлять более 60 млн руб. за календарный год (п. 7 ст. 105.14 НК РФ).

3. Сделки, одной из сторон которых является лицо, зарегистрированное в офшорах (подп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ).

Сумма доходов по таким сделкам также должна превышать 60 млн руб. за календарный год (п. 7 ст. 105.14 НК РФ).

Кроме того, есть еще условие, необходимое для признания всех указанных сделок контролируемыми. В результате совершения данных сделок хотя бы одной стороне нужно учесть доходы, расходы или стоимость добытых полезных ископаемых, в результате чего должна увеличиться или уменьшиться база по налогу на прибыль, НДФЛ, НДПИ или НДС (п. 11 ст. 105.14, п. 4, 13 ст. 105.3 НК РФ). Обратите внимание, что полнота уплаты только этих налогов контролируется в ходе проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (п. 4 ст. 105.3 НК РФ).

Необходимо отметить, что суд может признать сделку контролируемой, даже если она не соответствует указанным признакам. Это возможно при наличии достаточных оснований полагать, что данная сделка входит в группу однородных сделок, совершенных в целях сокрытия контролируемой сделки (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).

Существует несколько исключений, когда сделки при соблюдении перечисленных условий не признаются контролируемыми (п. 4 ст. 105.14 НК РФ):

1) сделки между участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков. Положения об указанной группе планируется внести в Налоговый кодекс РФ. Соответствующий законопроект определяет консолидированную группу налогоплательщиков как добровольное объединение плательщиков налога на прибыль на основе договора в целях исчисления и уплаты данного налога с учетом совокупного результата хозяйственной деятельности;

2) сделки между лицами, которые соответствуют одновременно всем следующим условиям:

- стороны сделки зарегистрированы в одном субъекте РФ;

- у них нет обособленных подразделений в других регионах, а также за рубежом;

- они не уплачивают налог на прибыль в бюджеты других регионов РФ;

- у данных организаций нет убытков, учитываемых в целях налога на прибыль;

- отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с подп. 2 - 5 п. 2 ст. 105.14 НК РФ.

2.2. Новые правила определения взаимозависимости лиц

Закон N 227-ФЗ значительно расширил перечень зафиксированных в Налоговом кодексе РФ оснований, по которым лица признаются взаимозависимыми (п. 2 ст. 105.1 НК РФ).

Напомним, что в действующей редакции Налогового кодекса РФ этот вопрос регулирует ст. 20. Согласно новым правилам она, как и ст. 40 НК РФ, будет применяться в отношении тех сделок, доходы! и расходы по которым в целях налога на прибыль будут признаны до 1 января 2012 г. (п. п. 5, 6 ст. 4 Закона N 227-ФЗ). Если доходы и расходы будут учтены начиная с указанной даты, в отношении этих сделок будет применяться новый порядок признания лиц взаимозависимыми (ст. ст. 105.1, 105.2 НК РФ).

В п. 2 ст. 105.1 НК РФ содержится закрытый перечень оснований, согласно которым налогоплательщики признаются взаимозависимыми. Таких оснований 11. Перечислим некоторые из них. Итак, взаимозависимыми признаются:

1) организации, если одна из них прямо и (или) косвенно участвует в другой. Доля такого участия должна составлять более 25 процентов;

2) физлицо и организация, если физлицо прямо и (или) косвенно участвует в данной организации. Доля участия также должна составлять более 25 процентов;

3) организации, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях. Доля участия в каждой организации должна составлять более 25 процентов;

4) организация и лицо, которое уполномочено назначать или избирать единоличный исполнительный орган этой организации (не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров этой организации).

Порядок определения доли прямого и косвенного участия организации и физических лиц в других организациях регулируется ст. 105.2 НК РФ.

Следует отметить, что организации и физлица вправе самостоятельно признать себя взаимозависимыми по любым другим основаниям, если особенности отношений между ними могут повлиять на какое-либо одно или совокупность следующих обстоятельств:

- условия заключенных ими сделок;

- результаты заключенных ими сделок;

- экономические результаты их деятельности;

- экономические результаты деятельности представляемых ими лиц.

При этом в целях взаимозависимости учитывается такое влияние, которое заключается в возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами (п. п. 1, 6 ст. 105.1 НК РФ). По этим же основаниям признать взаимозависимыми лиц может суд (п. 7 ст. 105.1 НК РФ). Напомним, что аналогичное правило также предусмотрено п. 2 ст. 20 НК РФ.

2.3. Права и обязанности налогоплательщиков,

совершающих контролируемые сделки

Наиболее интересными представляются некоторые права налогоплательщиков, возникающие в связи с заключением сделок с взаимозависимыми лицами по ценам, отклоняющимся от рыночных. В такой ситуации организация или предприниматель вправе:

- уплатить налоги исходя из рыночных цен (п. 3 ст. 105.3 НК РФ);

- уплачивать авансовые платежи по налогу на прибыль (НДФЛ), а также перечислять НДС и НДПИ за налоговые периоды, заканчивающиеся в течение календарного года, исходя из фактических цен сделки (п. 7 ст. 105.3 НК РФ). А по окончании года можно самостоятельно скорректировать налоговую базу и доплатить налоги, если несоответствие цен повлекло занижение указанных налогов (п. 6 ст. 105.3 НК РФ). Такие корректировки производятся одновременно с представлением декларации по налогу на прибыль (НДФЛ). Вместе с этой отчетностью необходимо будет подать уточненные декларации по НДС и НДПИ. Выявленную недоимку по всем обязательным платежам необходимо будет погасить не позднее даты, установленной Налоговым кодексом РФ для перечисления налога на прибыль (НДФЛ). Следует отметить, что до этого момента пени на данную недоимку не начисляются (п. 6 ст. 105.3 НК РФ).

Основная обязанность налогоплательщиков заключается в необходимости сообщать в налоговую инспекцию по месту своего нахождения обо всех совершенных в течение календарного года контролируемых сделках (п. п. 1, 2 ст. 105.16 НК РФ).

Соответствующее уведомление нужно будет представлять не позднее 20 мая года, следующего за отчетным календарным годом. Его форма будет утверждена ФНС России и должна предусматривать указание следующей информации (п. 3 ст. 105.16 НК РФ):

- отчетный календарный год;

- предметы сделок;

- сведения об участниках сделок;

- суммы полученных доходов и произведенных расходов.

Следует отметить, что, если первоначально представленное уведомление содержит неполные сведения, неточности или ошибки, его можно будет уточнить (п. 2 ст. 105.16 НК РФ).

Несвоевременное представление уведомления, а также указание в нем недостоверных сведений о контролируемых сделках влечет штраф в размере 5000 руб. Новый вид ответственности установлен в ст. 129.4 НК РФ.

2.4. Новый вид налоговых проверок

Закон N 227-ФЗ вводит новый вид налоговых проверок: проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (ст. 105.17 НК РФ). Теперь проверять соответствие цен рыночным в рамках выездной или камеральной проверки нельзя. Такой запрет установлен в п. 1 ст. 105.15 НК РФ. Проводить новый вид проверок будет ФН! С России по месту ее нахождения. Соответствующее полномочие зафиксировано в п. 2 ст. 105.3 и п. 1 ст. 105.17 НК РФ.

Основаниями для проведения ФНС России проверки соответствия цен являются (п. 1 ст. 105.17 НК РФ):

- уведомление о контролируемых сделках, поданное налогоплательщиком;

- извещение территориального налогового органа, который в ходе камеральной или выездной проверки выявил факты совершения незаявленных контролируемых сделок;

- выявление контролируемой сделки при проведении ФНС России повторной выездной проверки.

Решение о проведении проверки правильности применения цен может быть вынесено не позднее двух лет со дня получения уведомления или извещения (п. 2 ст. 105.17 НК РФ). При этом в рамках проверки проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения (п. 5 ст. 105.17 НК РФ).

Проведение проверки правильности применения цен не препятствует проведению выездных и камеральных проверок за этот же период.

По общему правилу срок проведения проверки не должен превышать шести месяцев (п. 4 ст. 105.17 НК РФ).

Для определения соответствия цен сделки рыночным ФНС России вправе использовать следующие методы (п. 1 ст. 105.7 НК РФ):

- метод сопоставимых рыночных цен;

- метод цены последующей реализации;

- затратный метод;

- метод сопоставимой рентабельности;

- метод распределения прибыли.

Отметим, что два последних метода являются новыми. Первые три предусмотрены также и ст. 40 НК РФ. Правила использования всех этих методов подробно регламентированы в гл. 14.3 НК РФ.

Если по результатам проверки выявлено отклонение цен от рыночных, которое повлекло занижение налогов, составляется акт проверки (п. 9 ст. 105.17 НК РФ). Налогоплательщик вправе представить в ФНС России возражения на данный документ в течение 20 дней с момента его получения (п. 13 ст. 105.17 НК РФ).

Рассмотрение акта проверки и других материалов проверки, а также вынесение решения производится в общем порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ.

Следует отметить, что недоимка, установленная в ходе проверки правильности применения цен, может быть взыскана только в судебном порядке (подп. 4 п. 2 ст. 45 НК РФ).

Ответственность за неуплату налога в результате применения нерыночных цен установлена п. 1 ст. 129.3 НК РФ: штраф в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб.

В указанном размере санкция будет применяться только при вынесении решений о доначислении налогов за налоговые периоды, начавшиеся в 2017 г. При доначислении налогов за периоды 2012 - 2013 гг. штраф назначаться не будет. В отношении налоговых периодов 2014 - 2015 гг. санкция составит 20 процентов от неуплаченной суммы налога (п. 9 ст. 4 Закона N 227-ФЗ).

Также предусмотрены случаи освобождения налогоплательщика от ответственности (п. 2 ст. 129.3 НК РФ):

- если он представит в ФНС России документацию, обосновывающую рыночный уровень цен. Порядок представления данной документации установлен ст. 105.15 НК РФ;

- если налогоплательщик заключил соглашение о ценообразовании (гл. 14.6 НК РФ).

2.5. Соглашение о ценообразовании

Крупнейшие налогоплательщики вправе заключить с ФНС России соглашение о ценообразовании (п. 1 ст. 105.19 НК РФ). Это документ, который регулирует порядок определения цен и порядок применения методов ценообразования в контролируемых сделках.

В соглашении о ценообразовании предусматриваются (п. 3 ст. 105.19 НК РФ):

- виды контролируемых сделок, в отношении которых заключается соглашение;

- порядок определения цен, описание и порядок применения методик ценообразования;

- перечень источников информации, используемых при определении соответствия цен, примененных в сделках, условиям соглашения;

- срок действия соглашения (не более трех лет);

- перечень, порядок и сроки представления документов, подтверждающих исполнение условий данного соглашения.

Следует отметить, что за рассмотрение ФНС России заявления о заключении соглашения о ценообразовании уплачивается госпошлина в размере 1,5 млн руб. (подп. 133 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Если налогоплательщик соблюдает все условия соглашения о ценообразовании, то ФНС России не вправе начислять налоги, пени и штрафы в отношении тех контролируемых сделок, цены по которым согласованы в данном документе (п. 2 ст. 105.23 НК РФ).

2.6. Симметричные корректировки

Если ФНС России по результатам проверки доначислила одному из участников сделки налоги, другой участник контролируемой сделки вправе скорректировать свои налоговые обязательства (п. 1 ст. 105.18 НК РФ). Например, если продавцу был доначислен налог на прибыль в результате увеличения облагаемых доходов, покупатель вправе уточнить свои обязательства по налогу на прибыль, увеличив свои расходы по данной контролируем! ой сделке.

Симметричную корректировку можно провести только после того, как лицо, привлеченное к ответственности, исполнило соответствующее решение ФНС России в части недоимки (п. 2 ст. 105.18 НК РФ). Для этого необходимо получить уведомление о возможности симметричных корректировок. Данный документ ФНС России обязана направить в течение одного месяца с момента погашения недоимки. Если же решение ФНС России обжалуется в су! дебном порядке, уведомление будет направлено только после вступления в силу судебного акта (п. 4 ст. 105.18 НК РФ).

Стоит иметь в виду, что симметричную корректировку отражают в том налоговом периоде, в котором она была произведена. Уточненные декларации не представляются (п. п. 2, 3 ст. 105.18 НК РФ).

2.7. Переходные положения

Закон N 227-ФЗ вступает в силу с 1 января 2012 г. (п. 1 ст. 4 Закона N 227-ФЗ).

Для целого ряда норм данного Закона предусмотрены переходные положения, устанавливающие особенности применения новых норм Налогового кодекса РФ. Некоторые из них были упомянуты выше. Рассмотрим, в чем заключаются остальные переходные положения:

- положения подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ о признании контролируемыми сделок, заключенных через посредников, в отношении сделок с плательщиками ЕСХН и ЕНВД применяются с 1 января 2014 г. (п. 2 ст. 4 Закона N 227-ФЗ);

- уведомление о контролируемых сделках необходимо направлять в налоговый орган, если сумма доходов по всем таким сделкам с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок) в 2012 г. превышает 100 млн руб., в 2013 г. - 80 млн руб. С учетом указанного ограничения будут проводиться проверки правильности применения цен (п. 7 ст. 4 ! Закона N 227-ФЗ);

- решение о проверке контролируемых сделок, доходы и расходы по которым признаны в целях налога на прибыль в 2012 г., может быть принято не позднее 31 декабря 2013 г. Если доходы и расходы будут учитываться в 2013 г., то решение о проверке может быть принято не позднее 31 декабря 2015 г. (п. 8 ст. 4 Закона N 227-ФЗ).

Применение документа (выводы):

- налогоплательщики будут обязаны уведомлять налоговый орган по месту своего нахождения о контролируемых сделках (п. 2 ст. 105.16 НК РФ);

- при применении в контролируемой сделке цены, не соответствующей рыночной, налоги можно будет сразу уплатить исходя из рыночных цен (п. 3 ст. 105.3 НК РФ);

- если при совершении контролируемых сделок в целях налогообложения будут использованы не соответствующие рыночным цены, по окончании календарного года суммы перечисленных авансовых платежей и налогов можно будет доплатить самостоятельно исходя из рыночных цен (п. 6 ст. 105.3 НК РФ);

- крупнейшие налогоплательщики смогут заключить соглашение о ценообразовании. Оно обезопасит их от доначисления налогов, пеней и штрафов по контролируемым сделкам (п. 1 ст. 105.19, п. 2 ст. 105.23 НК РФ);

- участники контролируемых сделок будут вправе проводить симметричные корректировки налоговых обязательств исходя из сумм налогов, доначисленных одному из участников сделки в связи с применением цен, не соответствующих рыночным (п. 1 ст. 105.18 НК РФ).

Судебное решение недели

Выплаты командированным работникам, с которыми заключены гражданско-правовые договоры, можно учесть в расходах

(Постановление ФАС Поволжского округа от 16.06.2011 N А55-13458/2010)

Налоговый орган по результатам проверки доначислил организации налоги, в том числе налог на прибыль. По мнению инспекции, налогоплательщик неправомерно списал расходы на командировки работников, с которыми заключены договоры гражданско-правового характера. Налогоплательщик не согласился с решением инспекции и обратился в суд.

Суды первой и апелляционной инстанций встали на сторону компании, обосновав свои выводы следующим. Несмотря на то что выплаты в пользу командированных работников, с которыми заключены гражданско-правовые договоры, не относятся к командировочным расходам (подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ), это не означает, что такие затраты нельзя учесть. Также суды привели выдержку из Письма Минфина России от 19.08.2008 N 03-03-06/2/107, где указано, что выплаты по договорам гражданско-правового характера с работниками, состоящими в штате организации, можно включить в расходы, если эти выплаты экономически обоснованны.

Суды обеих инстанций установили, что расходы налогоплательщика являются экономически обоснованными и документально подтвержденными. Поэтому списать их можно как прочие расходы, связанные с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Инспекция подала кассационную жалобу в ФАС Поволжского округа, но суд оставил ее без удовлетворения, посчитав, что нижестоящие суды сделали правильные выводы.

Аналогичной судебной практики нет.



Все права защищены © 2011 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное