Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 14.07.2011


КонсультантПлюс Новые документы для бухгалтера
Выпуск от 14.07.2011

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 КонсультантПлюс: "горячие" документы

Федеральный закон от 12.07.2011 N 210-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и статьи 17 и 223 Арбитражного процессуального кодекса РФ в части установления особенностей банкротства застройщиков, привлекавших денежные средства участников строительства"


В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

Содержание обзора

Новости

1. Утверждена новая форма налоговой декларации по акцизам

2. В соответствии с действующим законодательством скорректирована декларация по УСН

3. ФСС РФ разъяснил порядок применения бланка больничного старого образца

4. Плательщики ЕНВД вправе в подтверждение приема наличных денежных средств выдавать клиентам чеки, отпечатанные на снятой с учета ККТ - позиция ФНС России

5. При предоплате не возникает суммовых разниц, если цена договора определена в у.е. на дату оплаты

Комментарии

1. Можно ли признать расходы на размещение в печатных СМИ материалов рекламного характера без пометки "на правах рекламы"?

2. Вправе ли налогоплательщик при расторжении договора принять к вычету перечисленный с аванса НДС, если обязательство по возврату предоплаты прекращено зачетом?

Судебное решение недели

Суммы налога, уплаченные до выставления требования, нельзя признать излишне взысканными

Новости

1. Утверждена новая форма налоговой декларации по акцизам

Приказ ФНС России от 14.06.2011 N ММВ-7-3/369@ "Об утверждении формы и формата налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, Порядка ее заполнения"

Приказ ФНС России от 14.06.2011 N ММВ-7-3/367@ "Об утверждении форм и форматов представления извещения об уплате авансового платежа акциза по алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции и извещения об освобождении ! от уплаты авансового платежа акциза по алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции"

ФНС России утвердила новую форму налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, и порядок ее заполнения. Это связано прежде всего с изменениями Налогового кодекса РФ, которые вступили в силу с 1 июля 2011 года и затрагивают порядок уплаты акцизов. Напомним, что с этой даты введен авансовый платеж акциза для производителей алкогольной и спиртосодержащей продукции (подробнее см. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2011 года).

В декларации появились новые подразделы 1.3 и 2.5, в которых указывается авансовый платеж акциза по алкогольной и спиртосодержащей продукции. В приложении N 2 к декларации производится расчет данного платежа, а в приложение N 3 вносятся сведения об объемах спирта этилового и коньячного, который был реализован покупателям или передан структурным подразделениям налогоплательщика. Напомним, что передача произведенного спирта структурным подразделениям организации будет облагаться акцизами с 1 августа 2011 года. Приложения N 2 и N 3 заполняются отдельно по каждому покупателю или структурному подразделению.

В новом подразделе 2.4 указывается информация о реализации подакцизных товаров за пределы территории РФ, в том числе в страны Таможенного союза.

Есть и небольшие технические корректировки. Например, код вида экономической деятельности теперь указывается на титульном листе. Кроме того, предусмотрены коды представления налоговой декларации в налоговый орган, в частности:

- по месту жительства предпринимателя - 120;

- по месту нахождения российской организации, не являющейся крупнейшим налогоплательщиком, - 214;

- по месту нахождения обособленного подразделения российской организации - 220.

Рассматриваемым Приказом утверждены коды подакцизных товаров, которые ФНС в Письмах от 08.02.2011 N КЕ-4-3/1875@, от 13.12.2010 N ШС-37-3/17401@ рекомендовала использовать в отношении бензина, дизельного топлива различных классов, спирта коньячного, напитков, изготовленных на основе пива.

Отчетность по новой форме следует представлять начиная с декларации за июль 2011 года, а в отношении операций передачи спирта структурным подразделениям организации, не являющимся самостоятельными налогоплательщиками, - начиная с декларации за август 2011 года (п. 2 Приказа ФНС России от 14.06.2011 N ММВ-7-3/369@).

Также ФНС России утвердила формы извещений об уплате авансового платежа акциза и об освобождении от его уплаты (Приказ ФНС России от 14.06.2011 N ММВ-7-3/367@).

Следует отметить, что форма налоговой декларации по акцизам на табачные изделия осталась прежней. Она была утверждена Приказом Минфина России от 14.11.2006 N 146н.

2. В соответствии с действующим законодательством скорректирована декларация по УСН

Приказ Минфина России от 20.04.2011 N 48н "О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 22 июня 2009 г. N 58н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связ! и с применением упрощенной системы налогообложения, и Порядка ее заполнения"

Форма декларации по УСН, утвержденная Приказом Минфина России от 22.06.2009 N 58н, и Порядок ее заполнения (далее - Порядок) приведены в соответствие с нормами Налогового кодекса РФ.

Дело в том, что с 1 января 2010 года плательщики УСН с объектом "доходы" вправе уменьшить (но не более чем на 50 процентов) исчисленную сумму налога (авансового платежа) не только на пенсионные взносы и взносы на случай временной нетрудоспособности. Налог можно уменьшить также на взносы в связи с материнством, медицинские взносы и взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности (абз. 2 п. 3 ст. 346.21 НК РФ).

Вместе с тем согласно п. 5.9 Порядка данные налогоплательщики должны были указывать по коду строки 280 только сумму уплаченных за налоговый период пенсионных взносов и пособий по временной нетрудоспособности. Показателей для отражения других уплачиваемых взносов в декларации не было. Поэтому ВАС РФ признал недействующими наименование показателя строки 280 формы декларации по УСН, а также п. 5.9 Порядка (Решение от 17.05.2011 N ВАС-3440/11, подробнее см. выпуск обзора от 16.06.2011).

Несоответствие наименования показателя строки 280 декларации по УСН и отдельных положений Порядка прежней редакции нормам абз. 2 п. 3 ст. 346.21 НК РФ устранено. Приказ Минфина России от 20.04.2011 N 48н вступает в силу 17 июля 2011 года (п. 9 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763).

3. ФСС РФ разъяснил порядок применения бланка больничного старого образца

Информация ФСС РФ от 01.07.2011

С 1 июля 2011 г. форма бланка листка нетрудоспособности поменяла не только внешний вид, но и стала соответствовать современным техническим требованиям автоматической обработки документа. Подробнее о новой форме больничного, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 347н, см. выпуск обзора от 29.06.2011. Этот же Приказ признал утратившим силу Приказ Минздравсоцразвития России от 16.03.2007 N 172, который устанавливал ранее действовавшую форму листка нетрудоспособности.

В связи с этим ФСС РФ обратил внимание организаций, предпринимателей, а также их работников на то, что с 1 июля 2011 года лечебно-профилактические учреждения оформляют больничный на бланках только нового образца.

Листки нетрудоспособности старого образца, которые выданы по 30 июня 2011 года включительно, действительны до окончания указанного в них периода нетрудоспособности. По окончании этого периода их необходимо в установленном порядке закрыть. Переоформлять на новом бланке такие больничные не нужно, - они являются законным основанием для назначения пособия, расходы на выплату которого возмещаются территориальными органа! ми ФСС РФ.

4. Плательщики ЕНВД вправе в подтверждение приема наличных денежных средств выдавать клиентам чеки, отпечатанные на снятой с учета ККТ - позиция ФНС России

Письмо ФНС России от 10.06.2011 N АС-4-2/9303@ "О направлении ответов на вопросы"

Некоторые особенности применения ККТ в различных ситуациях разъясняются в Письме ФНС России от 10.06.2011 N АС-4-2/9303@ (далее - Письмо). Рассмотрим наиболее интересные из них.

В п. 7 Письма указано, что при уплате процентов по займу, а также в случае возврата заемных денежных средств наличными ККТ применять не нужно. По мнению ведомства, данные операции не подпадают под признаки продажи товаров, работ и услуг. Аналогичные разъяснения содержатся в Письмах Минфина России от 21.02.2008 N 03-11-05/40, УФНС России по г. Москве от 19.03.2007 N 22-12/24267.

Пункт 8 Письма касается регистрации кассовой техники.

При снятии ККТ с учета в паспорте кассового аппарата проставляется соответствующая отметка, заверенная печатью налогового органа (п. 5 Административного регл! амента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по регистрации в установленном порядке контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации (утв. Приказом Минфина России от 10.03.2009 N 19н), далее - Регламент).

ФНС России разъясняет, что отсутствие указанной печати не является основанием для отказа в регистрации ККТ в другом налоговом органе. Объясняется это тем, что такое основание для отказа не предусмотрено п. 22 Регламента. Приведенный в данном пункте перечень случаев, когда государственная функция по регистрации ККТ не исполняется, является исчерпывающи! м.

Также много вопросов вызывает ситуация, рассмотренная в п. 10 Письма.

Плательщики ЕНВД при определенных условиях могут при наличных расчетах с клиентами не применять ККТ и не выдавать бланки строгой отчетности (п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ). Однако в этом случае они обязаны предоставить по требованию покупателя документ, подтверждающий прием денежных средств. Можно ли с этой целью использовать снятую с учета ККТ?

ФНС России считает, что плательщик ЕНВД вправе в указанной ситуации выдавать покупателю чек, отпечатанный на кассовом аппарате, который снят с учета в инспекции. По мнению ведомства, это не противоречит действующему законодательству. Также не будет нарушением, если в данной ККТ нет фискальной памяти или кассовый аппарат используется в нефискальном режиме. Кроме того, такую ККТ не требуется оснащать электронной контрольной лентой защищенной.

Следует отметить, что Минфин России высказывает иную точку зрения по данному вопросу. Если плательщик ЕНВД, снявший с учета ККТ, будет выдавать покупателям чеки, отпечатанные на таком аппарате, ему грозит штраф по ст. 14.5 КоАП РФ (Письмо Минфина России от 13.08.2009 N 03-01-15/8-413).

Напомним, что штраф за неприменение ККТ составляет для предпринимателей от 3 до 4 тыс. руб., для организаций - от 30 до 40 тыс. руб. К неприменению кассового аппарата в соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16 приравнивается:

- использование ККТ, снятой с учета;

- использование ККТ без фискальной памяти или в нефискальном режиме.

Подробнее по данному вопросу см. выпуск обзора "Новые документы для бухгалтера" от 02.09.2009.

5. При предоплате не возникает суммовых разниц, если цена договора определена в у.е. на дату оплаты

Письмо Минфина России от 04.05.2011 N 03-03-06/2/76

Внереализационными доходами налогоплательщика признаются суммовые разницы. Они возникают, если сумма обязательств и требований, исчисленная по установленному сторонами курсу условных единиц на дату реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), не соответствует фактически поступившей сумме в рублях (п. 11.1 ст. 250 НК РФ). Аналогичное правило в отношении учета расходов предусмотрено в подп. 5.1 п. 1 ст. 265 НК РФ.

Минфин России рассмотрел ситуацию, когда цена договора определена сторонами в условных единицах на дату оплаты. В этом случае при предварительной оплате суммовые разницы не возникают. Если же оплата производится после получения права собственности на товар (работы, услуги, имущественные права), суммовые разницы образуются. Порядок их признания при методе начисления продавцом и покупателем установлен п. 7 ст. 271 и п. 9 ст. 272 НК РФ. Аналогичные разъяснения даны в Письме ФНС России от 20.05.2005 N 02-1-08/86@.

Следует отметить, что суммовые разницы при предоплате могут возникнуть, если в договоре соглашением сторон установлено, что курс условных единиц определяется на дату реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав). Подробнее см. Энциклопедию спорных ситуаций по налогу на прибыль.

Комментарии

1. Можно ли признать расходы на размещение в печатных СМИ материалов рекламного характера без пометки "на правах рекламы"?

Название документа:

Письмо Минфина России от 15.06.2011 N 03-03-06/2/94

Комментарий:

Налогоплательщики вправе признавать расходы на рекламу произведенных или реализуемых товаров (работ, услуг), а также своей деятельности (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом необходимо учитывать положения п. 4 ст. 264 НК РФ, в котором содержится перечень ненормируемых расходов на рекламу. Среди них значатся расходы на рекламные мероприятия в средствах массовой информации, в том числе объявления в печати. Иные рекламные затраты являются нормируемыми и при исчислении налога на прибыль признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации (абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ).

В Налоговом кодексе РФ не содержится понятие "реклама". Поэтому по правилам п. 1 ст. 11 НК РФ для целей налогообложения следует использовать определение, данное в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе). Под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Такая информация должна быть адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и на его продвижение на рынке.

Минфин России считает, что можно признать затраты на размещение рекламы в печатных СМИ, которые не специализируются на сообщениях и материалах рекламного характера (то есть объем рекламы в них составляет не более 40 процентов одного номера). Для этого текст должен сопровождаться пометкой "реклама" или "на правах рекламы". Требование об указании таких пометок в нерекламных СМИ содержится в ст. 16 Закона о рекламе. По мнению финансового ведомства, наличие этих пометок обязательно. Аналогичные разъяснения Минфин России давал ранее в Письмах от 27.06.2007 N 03-03-06/1/418, от 05.09.2006 N 03-03-04/2/201.

В то же время подход финансового ведомства является спорным.

Определение рекламы приведено в п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, и именно в этой норме содержатся существенные признаки данного понятия. Поэтому если сообщение или материал в периодическом издании адресованы неопределенному кругу лиц и направлены на привлечение внимания к объекту рекламирования, продвижение его на рынке, то затраты на публикацию являются рекламными расходами.

Как отмечали арбитражные суды, отсутствие отметки "на правах рекламы" не изменяет сути распространяемой через периодическое издание информации и не влияет на обоснованность расходов (Постановления ФАС Московского округа от 21.02.2008 N КА-А40/410-08-П, ФАС Поволжского округа от 16.04.2008 N А55-10084/2007).

К подобным выводам приходили и другие арбитражные суды (подробнее см. Энциклопедию спорных ситуаций по налогу на прибыль). ФАС Московского округа, основываясь на нормах Закона о рекламе, указал, что ответственность за распространение рекламной информации без пометки "на правах рекламы" возл! агается на рекламораспространителя. Привлечь его к ответственности за нарушение законодательства о рекламе вправе только антимонопольный орган (Постановление ФАС Московского округа от 23.09.2008 N КА-А40/8513-08-2).

Применение документа (выводы):

Для целей налога на прибыль расходы на размещение рекламы в периодических изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, налогоплательщик вправе признать:

- в случае если текст рекламы сопровождается пометкой "реклама" или "на правах рекламы", как считает Минфин России;

- в любом случае, то есть независимо от наличия или отсутствия пометки "реклама" или "на правах рекламы". При таком варианте действий возможны претензии со стороны налоговых органов.

2. Вправе ли налогоплательщик при расторжении договора принять к вычету перечисленный с аванса НДС, если обязательство по возврату предоплаты прекращено зачетом?

Название документа:

Письмо Минфина России от 25.04.2011 N 03-07-11/109

Комментарий:

В случае расторжения договора или прекращения его действия перечисленный с предоплаты НДС поставщик принимает к вычету после возврата покупателю полученного аванса (п. 5 ст. 171, п. 4 ст. 172 НК РФ). Можно ли применить вычет, если вместо возврата денежных средств контрагенты провели взаимозачет?

Данную проблему финансовое ведомство рассматривало уже неоднократно. Так, в Письме от 01.04.2008 N 03-07-11/125 Минфин России разъяснял, что продавец вправе принять к вычету уплаченный с предоплаты НДС в том налоговом периоде, в котором было подписано соглашение о взаимозачете. Отметим, что в данном случае у поставщика прекращалось обязательство по возврату аванса, полученного по одному договору, а у покупателя - обязательство на перечисление аванса по другому договору.

Позднее (в Письме от 22.06.2010 N 03-07-11/262) Минфин России указывал на возможность вычета при проведении взаимозачета в ситуации, когда стороны одновременно являлись по отношению друг к другу поставщиком и покупателем по двум разным договорам (погашались встречные требов! ания о возврате авансов). При этом финансовое ведомство обращало внимание, что контрагенты принимают к вычету НДС, уплаченный с предоплаты в качестве продавца. Правомерность данного вывода подтверждается в Постановлении ФАС Центрального округа от 26.05.2009 N А48-3875/08-8. Также министерство отметило, что контрагенты восстанавливают налог, принятый ими к вычету с предоплаты в качестве покупателя (пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Однако теперь Минфин России изменил свою точку зрения. В комментируемом Письме он разъясняет, что лизингодатель не вправе принять к вычету перечисленный с предоплаты НДС, не вернув аванс. Отметим, что в документе рассмотрена распространенная ситуация, когда в соответствии с договором при его расторжении по инициативе покупателя продавец вправе требовать компенсации убытков и уплаты неустойки. Именно эти требования и были погашены взаимозачетом в счет возврата аванса.

Однако представляется, что у финансового ведомства не было объективных причин для изменения позиции. Необходимое условие для применения вычета (возврат авансов) было выполнено в результате взаимозачета. Тот факт, что в рамках данного соглашения погашались требования, возникшие из одного договора, не имеет значения.

Кроме того, налогоплательщик может вернуть налог, уплаченный с аванса, и другим способом, не применяя вычет. Для этого ему нужно скорректировать налоговую базу. Такое право предоставляет п. 1 ст. 54 НК РФ. В соответствии с этой статьей налогоплательщик вправе уточнить налоговую базу при выявлении искажений, допущенных при ее исчислении. В данном случае искажением базы по НДС следует признать ее расчет с учетом предоплаты. Дело в том, что объектом обложения НДС признается реализация товаров, работ, услуг (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Уплата налога с аванса происходит до возникновения объекта налогообложения. По сути, этот платеж обеспечивает перечисление продавцом НДС с последующей реализации. Поскол! ьку на момент расторжения договора товары так и не были отгружены, а услуги не были оказаны, уплаченный с аванса НДС становится переплатой - а значит, налоговая база была искажена. Произвести перерасчет можно как за период получения предоплаты, представив уточненную декларацию, так и в периоде расторжения договора. Ведь данное искажение налоговой базы привело к переплате НДС (п. 1 ст. 54 НК РФ). Возможность корректировки налоговой базы вместо применения вычетов подтверждается судебными решениями (см. Постановления ФАС Московского округа от 03.07.2009 N КА-А40/6007-09, ФАС Поволжского округа от 27.01.2009 N А72-5142/2008, от 20.01.2009 N А72-4094/2008, Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2010 N 09АП-28223/2010-АК). Несмотря на то, что в данных постановлениях разрешены спорные ситуации о порядке исчисления НДС при возврате некачественных товаров, их выводы можно использовать и в рассматриваем! ом случае. Дело в том, что порядок применения вычетов при возврате товаров и расторжении договора один и тот же (п. 5 ст. 171, п. 4 ст. 172 НК РФ).

Таким образом, при расторжении договора продавец вправе принять к вычету перечисленный с предоплаты НДС, даже если обязательство по возврату аванса покупателю прекращено взаимозачетом. Вместо применения вычета налогоплательщик может уменьшить налоговую базу на сумму аванса. Однако отметим, что в указанных случаях споров с инспекцией не избежать.

Судебное решение недели

Суммы налога, уплаченные до выставления требования, нельзя признать излишне взысканными

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.06.2011 N А46-11313/2010)

По результатам выездной налоговой проверки инспекция приняла решение доначислить налогоплательщику налоги, пени и штрафы. До того как инспекция предъявила требование об уплате, общество погасило недоимку, отраженную в решении, а затем обжаловало это решение в судебном порядке. Суд признал его недействительным. Суммы, уплаченные на основании отмененного решения, общество квалифицировало как излишне взысканные. Оно направило в инспекцию заявление с требованием часть переплаты зачесть в счет погашения задолженности по налогам и пеням, а оставшуюся часть вернуть. Эти требования инспекция удовлетворила. Кроме того, Общество в порядке п. 5 ст. 79 НК РФ потребовало уплаты процентов на всю сумму излишне взысканного налога. Инспекция в возврате процентов отказала, и общество обратилось в суд.

Суд первой инстанции требование общества удовлетворил частично, взыскав проценты с той части переплаты, которая была возвращена налогоплательщику. Апелляционный суд это решение отменил и постановил взыскать проценты со всей суммы переплаты. В кассационной инстанции решения нижестоящих судов были отменены и во взыскании процентов Обществу было отказано полностью. Свою позицию суд кассационной инстанции обосновал следующим образом. Возврат процентов - это часть процедуры возврата излишне взысканного налога. Соответственно, для возврата процентов необходимо, чтобы спорная сумма могла быть квалифицирована как излишне взысканная, а не излишне уплаченная. Процедура взыскания начинается с момента направления налогоплательщику требования об уплате налога. В данном случае требование обществу направлено не было и процедура взыскания не начиналась. Учитывая эти обстоятельства, суд пришел к выводу, что налог налогоплательщик уплатил добровольно,! а не в порядке взыскания. Следовательно, положения о возврате процентов к нему не применимы.

Аналогичной судебной практики нет. Противоположная позиция суда представлена в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 09.09.2008 N А05-992/2008.



Все права защищены © 2011 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное