Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 25.02.2011


КонсультантПлюс Новые документы для бухгалтера
Выпуск от 25.02.2011

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

Содержание обзора

Новости

1. Дополнена форма РСВ-1 ПФР

2. IT-компания вправе уплачивать взносы по пониженному тарифу начиная с месяца, в котором получена аккредитация

3. Установлены новые правила отражения оценочных обязательств в бухгалтерском учете

4. При выкупе предмета лизинга затраты на его доставку и монтаж учитываются единовременно

Комментарии

1. Нужно ли восстановливать амортизационную премию при передаче основного средства участнику, выходящему из общества с ограниченной ответственностью?

2. На 2011 г. утвержден перечень профессий, на которые не распространяются квоты для привлечения на работу иностранных граждан

Судебное решение недели

Сумма возмещения упущенной выгоды не включается в базу по НДС

Новости

1. Дополнена форма РСВ-1 ПФР

Приказ Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 N 54н "О внесении изменений в форму расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, утвержденную Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 ноября 2009 г. N 894н"

С 1 января 2011 г. для некоторых плательщиков УСН в отношении выплат физлицам установлен пониженный тариф страховых взносов - 26 процентов (п. 8 ч. 1, ч. 3.2 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Льгота может применяться при условии осуществления определенного вида деятельности в качестве основного. Среди 36 таких видов экономическ! ой деятельности названы, например, производство пищевых продуктов, обработка древесины, производство машин и оборудования, строительство, ремонт автомобилей. Подробнее см. Новые документы для бухгалтера. Выпуск от 19.01.2011.

Поскольку в форме РСВ-1 ПФР (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 N 894н) указывается информация, необходимая для проверки правомерности применения пониженного тарифа, в данную форму внесены дополнения.

Раздел 4 "Основания для применения пониженного тарифа" дополнен подразделом 4.4. Он заполняется плательщиками УСН. В данном подразделе указываются сведения:

- об общей сумме полученных доходов, определяемых в порядке ст. 346.15 НК РФ;

- о сумме дохода от деятельности, в отношении которой установлен пониженный тариф;

- о доле дохода от деятельности, в отношении которой установлен пониженный тариф, в общей сумме дохода в процентах.

Также в новом подразделе перечислены виды деятельности, предусмотренные п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, с указанием соответст! вующих кодов ОКВЭД. Так, например, к производству пищевых продуктов относятся коды ОКВЭД 15.1 - 15.8.

Следует отметить, что основной вид деятельности необходимо подтверждать в порядке, установленном Минздравсоцразвития России (ч. 1.4 ст. 58 Федерального за! кона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Однако соответствующий нормативный правовой акт пока еще не утвержден. В такой ситуации применять пониженный тариф рискованно, поскольку может оказаться, что после опубликования порядка плательщик УСН не сумеет подтвердить основной вид деятельности. Тогда необходимо будет доплатить взносы и перечислить пени. Чтобы избежать негативных последствий, до утверждения порядка лучше применять общеустановленный страховой тариф - 34 процента. А уже потом можно будет вернуть переплату или зачесть ее в счет предстоящих платежей.

2. IT-компания вправе уплачивать взносы по пониженному тарифу начиная с месяца, в котором получена аккредитация

Письмо ПФР от 12.01.2011 N 30-22/52

Организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, вправе применять пониженные тарифы для уплаты страховых взносов - 14 процентов в 2011 г. (п. 6 ч. 1, ч. 3 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Для того чтобы воспользоваться льготой, необходимо:

- получить документ о госаккредитации в порядке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 06.11.2007 N 758;

- соотнести долю дохода от реализации программ для ЭВМ, баз данных и других информационных продуктов с суммой всех доходов по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода на пониженный тариф. Данная доля должна составлять не менее 90 процентов;

- определить среднюю численность работников за указанный выше период (минимум 50 человек). Подробнее см. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2011 года.

Вновь созданные организации также вправе при соблюдении перечисленных условий применять пониженные тарифы. Только они определяют доход и среднесписочную численность работников не за девять месяцев предыдущего года, а за отчетный или расчетный период.

В рассматриваемом письме ПФР разъясняет, когда IT-компания может начать уплачивать взносы по пониженному тарифу, если аккредитация получена в течение года. Ведомство отмечает, что организация вправе применять льготный тариф с месяца получения документа. При этом не имеет значения, какой именно это месяц отчетного периода. Например, если аккредитация получена в ноябре, то с ноября уже можно применять льготу при соблюдении остальных условий (ч. 5 ст. 58, ч. 2.1 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Это объясняется тем, что страховые взносы рассчитываются ежемесячно (ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

Что касается определения периода, за который необходимо рассчитать долю дохода от реализации IT-продукции, то здесь ПФР отмечает следующее. Одним из отчетных периодов по страховым взносам являются девять месяцев календарного года, поэтому соотношение дохода определяется по данным первых девяти месяцев календарного года.

3. Установлены новые правила отражения оценочных обязательств в бухгалтерском учете

Приказ Минфина России от 13.12.2010 N 167н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" (ПБУ 8/2010)"

13 декабря 2010 г. Минфин России утвердил ПБУ "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" (ПБУ 8/2010). Новое положение заменит ПБУ 8/01 "Условные факты хозяйственной деятельности" (утв. Приказом Минфина России от 28.11.2001 N 96н).

ПБУ 8/2010 обязаны применять российские юрлица (за исключением кредитных организаций). Субъекты малого предпринимательства вправе не руководствоваться данным документом, если только они не являются эмитентами публично размещаемых ценных бумаг (п. 3 ПБУ 8/2010).

Документ определяет порядок отражения в бухучете оценочных обязательств, условных обязательств и условных активов. Оценочным обязательством признается обязательство с неопределенной величиной или сроком исполнения, которое возникает, например, из законодательных норм, судебных решений, договоров. Появление условного обязательства зависит от наступления какого-либо события, не контролируемого организацией. То же самое касается и условного актива. Данные понятия раскрыты в п. 4, 9, 13 ПБУ 8/2010.

Условные обязательства и условные активы не признаются в бухгалтерском учете (п. 14 ПБУ 8/2010). Однако информация о них должна быть раскрыта в бухгалтерской отчетности. Так, в отношении условного актива это необходимо сделать, если по нему вероятно поступление экономических выгод (п. 27 ПБУ 8/2010). А вот информацию об условном обязательстве можно не раскрывать, если по нему маловероятно уменьшение экономических выгод организации (п. 25 ПБУ 8/2010).

Оценочные обязательства, в отличие от условных обязательств и активов, в бухучете признаются. Для этого необходимо одновременное соблюдение следующих условий:

- у организации существует обязанность, и ее невозможно не исполнить;

- в результате исполнения данной обязанности у организации вероятно уменьшение экономических выгод;

- можно обоснованно оценить величину оценочного обязательства.

Оценочные обязательства отражаются на счете учета резервов предстоящих расходов (п. 8 ПБУ 8/2010).

Также в ПБУ 8/2010 приводится порядок определения величины оценочного обязательства, порядок ее списания и изменения, информация об оценочных обязательствах, которая раскрывается в бухгалтерской отчетности.

Следует отметить, что новое положение не применяется в отношении:

- договоров, по которым хотя бы одна сторона не выполнила полностью своих обязательств, за исключением заведомо убыточных договоров (подп. "а" п. 2 ПБУ 8/2010);

- резервного капитала, резервов, формируемых из нераспределенной прибыли (подп. "б" п. 2 ПБУ 8/2010);

- оценочных резервов (подп. "в" п. 2 ПБУ 8/2010);

- сумм, которые влияют на величину налога на прибыль, подлежащего уплате в следующих отчетных периодах (подп. "г" п. 2 ПБУ 8/2010).

Приказ Минфина России от 13.12.2010 N 167н вступает в силу с бухгалтерской отчетности за 2011 г.

4. При выкупе предмета лизинга затраты на его доставку и монтаж учитываются единовременно

Письмо Минфина России от 01.02.2011 N 03-03-06/1/49

Когда лизинговое имущество учитывается на балансе лизингодателя, то затраты лизингополучателя на доставку и монтаж предмета лизинга не включаются в его первоначальную стоимость. Данный вывод следует из п. 1 ст. 257 НК РФ. В подобном случае такие затраты учитываются равномерно в течение срока действия договора лизинга. Это мнение финансовое ведомство высказывало уже неоднократно (см. Письма от 21.11.2008 N 03-03-06/1/645, от 13.03.2006 N 03-03-04/1/215). Некоторые суды также разделяют данную точку зре ния (см. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 02.10.2009 N А56-41978/2008, ФАС Ура льского округа от 16.10.2008 N Ф09-7442/08-С3).

В рассматриваемом Письме Минфин России разъяснил, что в случае досрочного выкупа лизингового имущества оставшиеся неучтенными затраты на его доставку и монтаж включаются в расходы единовременно.

Комментарии

1. Нужно ли восстановливать амортизационную премию при передаче основного средства участнику, выходящему из общества с ограниченной ответственностью?

Название документа:

Письмо Минфина России от 26.01.2011 N 03-03-06/1/27

Комментарий:

Минфин России рассмотрел следующую ситуацию. Участник общества с ограниченной ответственностью выходит из состава учредителей. Ему передается основное средство, стоимость которого равна действительной стоимости доли. При этом действительная стоимость доли превышает сумму первоначального взноса. По этому основному средству была применена амортизационная премия. С момента его ввода в эксплуатацию и до передачи выходящему из общества участнику прошло менее пяти лет. Необходимо ли в данном случае восстанавливать амортизационную премию?

Согласно абз. 4 п. 9 ст. 258 НК РФ при реализации основного средства до истечения пяти лет с момента его ввода в эксплуатацию амортизационная премия должна быть восстановлена, то есть включена в доходы. Данное положение применяется в отношении объектов, введенных в эксплуатацию начиная с 01.01.2008 (п. 10 ст. 9 Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ). В соответствии с подп. 5 п. 3 ст. 39! НК РФ передача обществом выходящему участнику имущества, стоимость которого не превышает сумму взноса этого участника в уставный капитал общества, реализацией не признается. В данной ситуации участнику передается основное средство стоимостью выше первоначального взноса, поэтому, по мнению финансового ведомства, указанное положение применить нельзя. Следовательно, такая передача рассматривается как реализация, а значит, амортизационную премию надо включить в состав доходов в том размере, в котором она была ранее учтена в расходах.

Однако точка зрения финансового ведомства представляется спорной. При выходе участника из ООО его доля переходит обществу, а общество должно выплатить действительную стоимость доли участнику в трехмесячный срок со дня заявления о выходе (п. 6.1 ст. 23 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ). С согласия участника общество может выдать ему в натуре имущество стоимостью, равной действительной стоимости доли.

Реализацией товаров признается передача права собственности как на возмездной, так и на безвозмездной основе (п. 1 ст. 39 НК РФ). Передача имущества в пределах первоначального взноса участнику при выходе из общества реализацией не является (подп. 5 п. 3 ст. 39 НК РФ). Следовательно, если выходящему участнику передается имущество, соответствующее действительной стоимости доли, которая превышает первоначальный взнос, то в этом случае реализация происходит только в части стоимости объекта, превышающей первоначальный вклад. В то же время в абз. 4 п. 9 ст. 258 Н! К РФ сказано о восстановлении амортизационной премии при реализации основного средства ранее, чем по истечении пяти лет после ввода его в эксплуатацию. Контролирующие органы разъясняли, что включать в доходы суммы амортизационной премии в случае иного выбытия основных средств, не признаваемого реализацией, не требуется (Письма Минфина России от 16.03.2009 N 03-03-05/37, от 20.03.2009 N 03-03-06/1/169, ФНС России от 27.03.2009 N ШС-22-3/232@). В рассматриваемой ситуации реализация произойдет только в части превышения действительной стоимости имущества над первоначальным взносом участника. А значит, и восстанавливать амортизационную премию логично только в этой части, а не в полном объеме, как считает Минфи! н России. Такой подход соответствовал бы прямому толкованию п. 9 ст. 258 НК РФ, согласно которому амортизационная премия восстанавливается только в случаях, признаваемых реализацией. Согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения и неясности налогового законодательства должны толковаться в пользу налогоплательщика, а неясность в рассматриваемом вопросе существует.

2. На 2011 г. утвержден перечень профессий, на которые не распространяются квоты для привлечения на работу иностранных граждан

Название документа:

Приказ Минздравсоцразвития России от 24.01.2011 N 22н "Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан - квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которых квоты не распростран! яются, на 2011 год"

Комментарий:

Минздравсоцразвития России утвердило на 2011 г. перечень тех профессий (специальностей, должностей) для иностранных граждан, на которые не распространяются утвержденные квоты по ограничению привлечения иностранной! рабочей силы. В списке по-прежнему значатся руководящие работники - гендиректора акционерных обществ, объединений, предприятий, директора департаментов, филиалов и представительств, фабрик, заводов. Эти и другие руководящие должности также содержались и в перечне, который был установлен на предыдущий год (Приказ Минздравсоцразвития России от 22.12.2009 N 1010н). Однако имеются и отличия.

Так, в новом списке отсутствуют следующие должности: доцент, научные сотрудники различных областей науки, старший преподаватель, начальник научно-исследовательского подразделения, заведующий научно-исследовательской лабораторией. Однако теперь без учета квот работодатели смогут привлекать иностранных граждан инженерно-технических специальностей (инженер-технолог, инженеры по внедрению новой техники и технологии, по качеству, по наладке и испытаниям, по подготовке производства и др.).

Всего в рассматриваемом перечне содержится 32 специальности и должности.

Приказ Минздравсоцразвития России вступил в силу с 15 февраля 2011 г.

В связи с принятием рассматриваемого Приказа выделим несколько проблем.

Во-первых, в период с 01.01.2011 до 15.02.2011 не было утвержденного перечня профессий иностранных граждан, на которые квоты не распространяются. Соответственно, все иностранные специалисты (включая тех, которые с 15.02.2011 включены в перечень неквотируемых) могли трудиться в России в этот период при соблюдении общих правил. Работодатель вправе привлекать к труду иностранцев на основании трудовых и гражданско-правовых договоров, если в установленном порядке получил разрешение на их использование (п. 2 и 3 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ). Привлечение работодателем иностранных граждан без соответствующего разрешения влечет ответственность, предусмотренную п. 2 ст. 18.15 КоАП РФ. Штраф для организаций составляет от 250 тыс. до 800 тыс. руб. Кроме того, возможно приостановление их деятельности на срок до 90 суток. Аналогичная ответственность установлена и для индивидуальных предпринимателей - см. примечание к ст. 18.1 КоАП РФ. А в примечании к ст. 18.15 КоАП РФ указано, что под привлечением иностранца к трудовой деятельности в РФ понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ (оказанию услуг) либо иное использование труда иностранного гражданина. Данное административное правонарушение считается совершенным с момента его выявления соответствующим административным органом. Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление о привлечении к ответственности не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения. Следовательно, если в период с 01.01.2011 до 15.02.2011 органами ФМС не зафиксирован факт использования труда иностранных специалистов (включая тех, которые с 15.02.2011 включены в перечень неквотируемых) при отсутствии разрешения на их привлечение, то после 15 февраля привлечь работодателя к административной ответственности по ч. 2 ст. 18.15 Ко АП РФ уже нельзя. При проведении контроля после указанной даты факт об! наружения органами ФМС договоров с иностранными гражданами, заключенных до 15 февраля 2011 г., не является подтверждением допуска иностранца к работе или использования его труда (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.07.2008 N А33-366/08-Ф02-3559/08). Отметим, что к ответственности по указанной статье можно привлечь лишь работодателей, которые используют труд иностранных работников, въехавших в Россию в визовом режиме (п. 9 ст. 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ).

Во-вторых, преподаватели и научные работники исключены из перечня профессий, на которые квоты не распространяются. Возникает вопрос: надо ли работодателю обращаться в территориальные органы ФМС России за получен! ием разрешения на привлечение и использование иностранных работников по указанным специальностям? Здесь можно выделить несколько случаев:

- не нужно получать разрешение на использование труда таких иностранных специалистов вузам, академиям наук, национальным исследовательским центрам и государственным научным центрам. При этом должны соблюдаться еще и следующие условия: зарплата научного работника или преподавателя за год составляет не менее 1 млн руб., и они приглашены для занятия научно-исследовательской или преподавательской деятельностью. Такие правила с 15 февраля текущего года закреплены в подп. 1 п. 1 ст. 13.2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ;

- потребуется получить разрешение на использование труда преподавателей и научных работников, если указанные в подп. 1 п. 1 ст. 13.2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ ограничения не соблюдаются. Порядок выдачи таких разрешений установлен Административным регламентом, утвержденным Приказом ФМС России N 1, Минздравсоцразвития России N 4, Минтранса России N 1, Госкомрыболовства России N 2 от 11.01.2008. Работодатель до 1 мая 2011 г. может подать в уполномоченный орган заявление об увеличении размера квот на текущий год. Об этом говорится в п. 34 Правил определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.12.2006 N 783. Форма такого заявления утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 13.07.2010 N 514н. Как указывалось выше, административная ответственность по ч. 2 ст. 18.15 КоАП РФ за привлечение иностранца к работе при отсутстви! и соответствующего разрешения наступает только в случае, если органы ФМС зафиксируют факт допуска иностранного специалиста к выполнению работ;

- не нужно получать разрешение на привлечение, если работодатель заключает договоры с иностранными преподавателями или научными работниками, прибывшими в Россию в безвизовом порядке и имеющими разрешение на работу - даже в случае несоблюдения ограничений, установленных подп. 1 п. 1 ст. 13.2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ. При этом работодатели должны уведомлять о привлечени! и таких иностранных работников территориальный орган ФМС России и орган занятости населения в субъекте РФ (п. 9 ст. 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ). За неуведомление в установленном порядке уполномоченных органов п. 3 ст. 18.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность - штраф от 400 тыс. до 800 тыс. руб. либо приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Судебное решение недели

Сумма возмещения упущенной выгоды не включается в базу по НДС

(Постановление ФАС Московского округа от 31.01.2011 N КА-А40/17003-10)

Налогоплательщик - участник оптового рынка электроэнергии получил от других участников рынка суммы компенсации убытков, связанных с уменьшением стоимости реализованной мощности вследствие неисполнения кем-либо из них взятых на себя обязательств. Инспекция сочла полученные суммы возмещением убытков, облагаемым НДС, и доначислила компании налог. Налогоплательщик оспорил это решение в суде.

Суд первой инстанции решение инспекции отменил, указав, что убытки в силу п. 1 ст. 39, подп. 1 п. 1 ст. 146, ст. 162 НК РФ не являются объектом обложения НДС. Отменяя это решение, апелляционный суд исходил из того, что денежные средства, поступившие на счет налогоплательщика от контрагентов, связаны с оплатой товара и потому подлежат включению в базу по НДС. Суд кассационной инстанции оставил в силе решение суда первой инстанции и признал доначисление налога неправо! мерным по следующим основаниям. Упущенная выгода как элемент убытков хозяйствующего субъекта не рассматривается в качестве объекта налогообложения по НДС, несмотря на то, что компенсация такого рода убытков связана с производственной деятельностью. Из соглашений между налогоплательщиком и его контрагентами следует, что полученные компанией средства являются убытками в виде упущенной выгоды, образовавшейся из-за неисполнения другими участниками рынка своих обязательств. Таким образом, полученные суммы в соответствии с положениями ст. 146 НК РФ не облагаются НДС.

Ранее по данному вопросу был рассмотрен только один спор, который разрешился в пользу налогоплательщика (Постановление ФАС Московского округа от 22.07.2008 N КА-А40/5576-08-2).



Все права защищены © 2011 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное