Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 16.09.2010


КонсультантПлюс Новые документы для бухгалтера
Выпуск от 16.09.2010

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

Содержание обзора

Новости

1. ФНС России разъяснила порядок постановки на учет и снятия с него организаций по месту нахождения обособленных подразделений

2. Минфин России определил порядок представления реестров таможенных деклараций

3. Налоговый орган не может требовать от покупателя копию доверенности на право подписи счетов-фактур

4. Страхователь вправе зачесть переплату страхового обеспечения в счет предстоящих взносов

5. ФНС России разъяснила порядок заполнения деклараций по транспортному и земельному налогам плательщиками, применяющими ЕСХН и УСН

6. Налоговая база не пересчитывается при выявлении искажений в вычетах по НДС

7. Восстановление НДС при отгрузке товара на сумму меньше оплаченной

Комментарии

1. Вправе ли налогоплательщик принять к вычету "входной" НДС, если продавец выставил счет-фактуру с нарушением срока?

2. Можно ли начать начисление амортизации на основные средства до даты подачи документов на госрегистрацию?

Судебное решение недели

Счета-фактуры, заполненные комбинированным способом, подтверждают право на вычет НДС

Новости

1. ФНС России разъяснила порядок постановки на учет и снятия с него организаций по месту нахождения обособленных подразделений

Информационное сообщение ФНС России "О внесении существенных изменений в статьи 23, 83 - 85 Налогового кодекса РФ в части учета организаций"

Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ определил новый порядок постановки на учет и снятия с него организаций по месту нахождения обособленных подразделений. Теперь эта процедура упрощена. Законодатель разделил постановку на учет по месту нахождения филиалов, представительств и других обособленных подразделений. Создавая филиал или представительство, организация не обязана сообщать об этом в инспекцию: постановка на учет по месту их нахождения будет осуществлена после получения соответствующих сведений из ЕГРЮЛ (пп. 3 п. 2 ст. 2! 3 и п. 3 ст. 83 НК РФ). По месту нахождения иных обособленных подразделений организация ставится на учет (снимается с учета) на основании сообщений, представленных по месту ее нахождения (п. 4 ст. 83 Н! К РФ). При этом других документов подавать не нужно. В связи с этим ФНС России указывает, что заявление о постановке на учет по форме N 1-2-Учет, заявление о снятии с учета по форме N 1-4-Учет, утвержденные Приказом от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826, не применяются.

Налоговое ведомство отмечает, что сейчас утверждаются новые редакции форм сообщений и иных документов, используемых при учете, а также заявлений N Р13001, N Р14001 и уведомления N Р13002, предусматривающих возможность внесения сведений об изменении места нахождения и наименования филиала (представительства). До утверждения этих форм ФНС России рекомендует в случае изменения места нахождения обособленных подразделений одновременно с действующими формами (заявления N Р13001, N Р14001 и уведомление N Р13002 - для филиалов, представительств; сообщение N С-09-3 - для иных подразделений) ! предоставлять в регистрирующий орган заявление об изменении в произволь ной форме. Если такое заявление не будет представлено, налоговый орган не сможет снять с учета организацию и поставить ее на учет по новому месту нахождения подразделений.

Что касается форм сообщений о создании обособленного подразделения, внесении изменений в ранее сообщенные сведения и закрытии подразделения, а также уведомления о выборе налогового органа, то они приведены в приложении к информационному сообщению ФНС России и рекомендованы для заполнения.

ФНС России также обращает внимание на то, что представлять сообщения, заявления о постановке на учет (снятии с учета) и уведомления о выборе налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, а также получать по запросу документы, подтверждающие постановку на учет (снятие с учета), в электронном виде можно только после утверждения соответствующих порядков, наличия электронной цифровой подписи и внедрения в промышленную эксплуатацию программного обеспечения.

2. Минфин России определил порядок представления реестров таможенных деклараций

Приказ Минфина России от 21.05.2010 N 48н "Об утверждении Порядка представления реестров таможенных деклараций"

С 1 января 2009 г. в Налоговый кодекс РФ введено положение, согласно которому вместо таможенных деклараций для подтверждения нулевой ставки НДС налогоплательщик вправе представить в инспекцию их реестры (пп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ). Условием применения данной нормы является определение порядка подачи таких реестров Минфином и ФТС. Но никаких совместных нормативных актов по этому поводу выпущено не было, поэтому указанная норма на практике не использовалась.

Приказом Минфина РФ от 21.05.2010 N 48н был утвержден порядок представления реестров таможенных деклараций. Приказ согласован с ФТС, зарегистрирован в Минюсте России и вступит в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования (на дату подготовки материала опубликован не был).

В соответствии с утвержденным порядком при обычном вывозе товаров в режиме экспорта реестр таможенных деклараций должен содержать отметку пограничного таможенного органа РФ, осуществляющего выпуск товаров.

При экспорте трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи в реестре таможенных деклараций должна быть отметка таможенного органа, проводившего оформление товаров в режиме экспорта. Аналогичный порядок будет применяться при вывозе товаров в таком режиме через границу РФ с государством - участником Таможенного союза, а также товаров, не происходящих с территории нашей страны, при вывозе на территорию государств Таможенного союза.

3. Налоговый орган не может требовать от покупателя копию доверенности на право подписи счетов-фактур

Письмо ФНС России от 09.08.2010 N ШС-37-3/8664

ФНС России рассмотрела порядок подтверждения сведений, указанных в счетах-фактурах. Это разъяснение касается одного из распространенных признаков недобросовестности налогоплательщика - подписания счетов-фактур неуполномоченными лицами.

Основанием для принятия покупателем к вычету "входного" НДС является выставленный продавцом счет-фактура (п. 1 ст. 169, п. 1 ст. 172 НК РФ). Такой документ должен соответствовать требованиям, установленным в п. п. 5, 5.1 и 6 ст. 169 НК РФ. Невыполнение этих требований влечет за собой отказ в вычете налога. В частности, в счете-фактуре необход имо наличие подписи руководителя и главного бухгалтера организации либ! о иного лица, уполномоченного приказом или доверенностью от имени организации.

ФНС России разъяснила, что продавец не обязан представлять покупателю копии указанных документов, поскольку это не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. Следовательно, покупатель не может требовать у продавца дополнительные документы к счету-фактуре, а налоговый орган - запрашивать у покупателя заверенные копии распорядительного документа или доверенности на право подписи счета-фактуры.

Для проверки обоснованности применения налоговых вычетов в Налоговом кодексе РФ предусмотрена следующая процедура. В соответствии с п. 1 ст. 176 НК РФ после подачи декларации, в которой НДС заявлен к возмещению, налоговый орган проводит ее камеральную проверку. В ходе проверки инспекция вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие правомерность вычетов (п. 8 ст. 88 НК РФ). К их числу относится и счет-фактура. Для проверки достоверности сведений, указанных в счетах-фактурах, налоговый орган может запросить информацию о деятельности проверяемого налогоплате! льщика не у него самого, а у контрагента или иных лиц (п. 1 ст. 93.1 НК РФ). Поэтому копии распорядительного документа или доверенности запрашиваются проверяющей инспекцией у продавца через налоговый орган по месту его учета в порядке, определенном ст. 93.1 НК РФ. Кроме того, в рамках налогового контроля инспекция вправе вызвать для дачи показаний физических лиц, способных подтвердить достоверность подписи уполномоченного лица (пп. 12 п. 1 ст. 31 и ст. 90 НК РФ).

4. Страхователь вправе зачесть переплату страхового обеспечения в счет предстоящих взносов

Письмо ФСС РФ от 21.06.2010 N 02-03-13/08-4917

ФСС РФ рассмотрел вопрос о возможности зачета превышения страховых выплат в счет предстоящих взносов на страхование в связи с временной нетрудоспособностью и материнством.

Действующее законодательство не запрещает выплачивать страховое обеспечение в счет предстоящих платежей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Если расходы страхователя на выплату страхового обеспечения в определенном месяце превысили сумму начисленных за этот же месяц взносов, он вправе обратиться в территориальный орган ФСС РФ за возмещением переплаты (с! т. 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ). В то же время страхователь, по мнению фонда, вправе воспользоваться другим вариантом - зачесть сумму перерасхода в счет предстоящих взносов по данному виду страхования.

5. ФНС России разъяснила порядок заполнения деклараций по транспортному и земельному налогам плательщиками, применяющими ЕСХН и УСН

Письмо ФНС России от 07.07.2010 N ПА-37-11/6153@

Организации - плательщики транспортного налога по истечении каждого квартала должны перечислять авансовые платежи (ст. 362 НК РФ) и представлять расчеты по ним (п. 3 ст. 363.1 НК РФ). Организации, применяющие ЕСХН и УСН, также перечисляют авансовые платежи по транспортному налогу, однако они не обязаны подавать расчеты по окончании отчетных периодов (абз. 2 п. 3 ст. 363.1 НК РФ). В строке 040 декларации по транспортному налогу (утв. Приказом Минфина России от 13.04.2006 N 65н) предусмотрено отражение общей суммы авансовых платежей за налоговый период. Указание же сумм за каждый квартал для плательщиков ЕСХН и УСН не предполагается. Поэтому строку 040 они не заполняют, а по истечении налогового периода отражают полную сумму исчисленного налога в строках 030 и 050.

ФНС России отмечает, что аналогична ситуация с уплатой авансовых платежей и представлением расчетов по земельному налогу.

Следует отметить, что в декларации по транспортному и земельному налогам планируется внести изменения.

Напомним, что с 1 января 2011 г. все организации - плательщики транспортного и земельного налога не должны будут подавать в инспекцию расчеты по авансовым платежам. Соответствующие поправки внесены в ст. ст. 363, 363.1, п. 1 ст. 397, п. п. 2, 3 ст. 398 НК РФ.

6. Налоговая база не пересчитывается при выявлении искажений в вычетах по НДС

Письмо Минфина России от 25.08.2010 N 03-07-11/363

В п. 1 ст. 54 НК РФ предусмотрена возможность корректировки базы прошлого или текущего налоговых (отчетных) периодов при переплате налога из-за прежде допущенных ошибок. Как сообщил Минфин России, это правило не применяется в отношении налоговых вычетов по НДС, например, если была увеличена ранее заявленная к вычету сумма налога.

Это связано с тем, что в ст. 54 НК РФ речь идет об ошибках при исчислении налоговой базы. Между тем базой по НДС является стоимость товаров (работ, услуг), рассчитанная на основании указанных в договоре цен, без учета налога (п. 1 ст. 154 НК РФ). Сумма НДС определяется как произведение налоговой базы и ставки налога (п. 1 ст. 166 НК РФ). Именно эта, исчисленная, сумма налога уменьшается на установленные ст. 171 НК РФ вычеты.

Таким образом, поскольку вычеты уменьшают не налоговую базу, а исчисленную сумму налога, ст. 54 НК РФ к ним не применяется.

7. Восстановление НДС при отгрузке товара на сумму меньше оплаченной

Письмо Минфина России от 01.07.2010 N 03-07-11/279

В периоде отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) необходимо восстановить НДС в размере суммы, ранее принятой к вычету по предоплате. Это определено пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ. Минфин России рассмотрел вопрос о том, в каком размере восстанавливать НДС, если товар был отгружен на сумму, меньшую, чем сумма предоплаты.

По мнению финансового ведомства, в такой ситуации НДС восстанавливается в размере налога, который указан в счетах-фактурах, выставленных продавцом при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг). Аналогичные выводы содержит Письмо Минфина России от 28.01.2009 N 03-07-11/20, в котором рассмотрен порядок восстановления НДС при полной предоплате работ, выполняемых поэтапно.

Комментарии

1. Вправе ли налогоплательщик принять к вычету "входной" НДС, если продавец выставил счет-фактуру с нарушением срока?

Название документа:

Письмо Минфина России от 26.08.2010 N 03-07-11/370

Комментарий:

По общему правилу счет-фактура при реализации товаров (работ, услуг) должен быть выставлен продавцом в течение пяти дней (п. 3 ст. 168 НК РФ). Однако на практике этот срок не всегда соблюдается, и нарушение влечет за собой отказ покупателю в вычете НДС. По мнению Минфина России, счет-фактура, составленный с нарушением срока, не может являться основанием для принятия сумм налога к вычету. Мотивировка при этом следующая. Один из об! язательных реквизитов счета-фактуры - "порядковый номер и дата выписки" (пп. 1 п. 5 ст. 169 НК РФ). Если пятидневный срок составления документа нарушен, то требования, предъявляемые к счету-фактуре, не выполнены. Соответственно, покупатель не может принять к вычету "входной" налог (п. 2 ст. 169 НК РФ). Аналогичное мнение Минфин России уже высказывал в Письмах от 17.09.2009 N 03-07-09/48, от 30.06.2008 N 03-07-08/159.

В то же время позиция финансового ведомства спорна. Действительно, согласно пп. 1 п. 5 ст. 169 НК РФ "порядковый номер и дата выписки" - обязательный реквизит счета-фактуры. Счета-фактуры должны быть выставлены не позднее чем через пять календарных дней со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) или получения сумм предоплаты (п. 3 ст. 168 НК РФ). Санкции для продавца за нарушение этого срока не установлены, и проблемы могут возникнуть только у покупателя при заявлении "входного" налога к вычету. Однако в п. 2 ст. 169 НК РФ четко обозначены условия, при невыполнении которых счета-фактуры не являются основанием для принятия покупателем сумм НДС к вычету. Так, счета-фактуры должны соответствовать требованиям, предусмотренным в п. п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ, то есть содержать все обязательные реквизиты и соответствующие подписи. Иных требований в п. 2 ст. 169 НК РФ нет. То есть важно, чтобы в счете-фактуре б ыла указана дата, за нарушение же срока выставления Налоговый кодекс РФ не предусматривает последствий. Соответственно, просрочка не является причиной отказа покупателю в вычете сумм НДС. Эту точку зрения разделяют и арбитражные суды. См., например, Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 24.08.2009 N А53-19676/2008-С5-23 (Определением ВАС РФ от 17.12.2009 N ВАС-16581/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), ФАС Западно-Сибирского округа от 15.09.2008 N Ф04-4718/2008(11569-А45-26), ФАС Поволжского округа от 19.05.2009 N А55-12068/2008 (Определением ВАС РФ от 25.09.2009 N ВАС-11696/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), ФАС Московского округа от 10.02.2009 N КА-А40/12874-08, ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.10.2008 N А19-13680/07-24-Ф02-5268/08. Другие материалы по данному вопросу см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС! .

Таким образом, если продавец нарушил пятидневный срок выставления счета-фактуры, это не является препятствием для реализации покупателем права на вычет "входного" НДС. При возникновении в таких ситуациях претензий со стороны налоговых органов у налогоплательщика есть возможность отстоять свою позицию в суде.

2. Можно ли начать начисление амортизации на основные средства до даты подачи документов на госрегистрацию?

Название документа:

Письмо Минфина России от 27.08.2010 N 03-03-06/1/570

Комментарий:

Минфин России в очередной раз разъяснил, с какого момента начисляется амортизация на основные средства, права на которые необходимо регистрировать.

Государственной регистрации подлежат права на недвижимые вещи, в частности земельные участки, здания, воздушные и морские суда, космические объекты (ст. ст. 130 и 131 ГК РФ). Как и прежде, финансовое ведомство считает, что амортизация начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем введения основного средства в эксплуатацию, но не ранее подтверждения подачи документов на государственную регистрацию прав на него. Данный вывод основан на положениях п. 11 ст. 258 НК РФ. В этом пункте указано, что основные средства, права на которые подлежат госрегистрации, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав. Аналогичные выводы содержатся, например, в Письмах Минфина России от 29.07.2010 N 03-03-06/1/492, от 13.10.2009 N 03-03-06/1/658, УФНС России по г. Москве от 23.01.2006 N 20-12/3540 и Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 23.05.2008 N А29-3550/2007.

Однако такая точка зрения небесспорна. Согласно п. 4 ст. 259 НК РФ начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект был введен в эксплуатацию. Налоговый кодекс РФ не связывает дату начала эксплуатации основного средства с датой подачи документов на госрегистрацию прав на этот объект или с датой включения его в соответствующую амортизационную группу. Кроме того, п. 11 ст. 258 НК РФ не устанавливает иного срока возникновения у налогоплательщика права на начисление амортизации. Следовательно, основное средство, право на которое подлежит государственной регистрации, начинает амортизироваться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода его в эксплуатацию. Такой вывод сделан в Постановлениях ФАС Поволжского округа от 26.01.2009 N А55-9610/2008 и ФАС Северо-Западного окру га от 13.05.2009 N А42-2083/2008.

Учитывая позицию финансового и налогового ведомств, в ситуациях, подобных описанной, неизбежны споры с налоговыми органами.

Судебное решение недели

Счета-фактуры, заполненные комбинированным способом, подтверждают право на вычет НДС

(Постановление ФАС Московского округа от 26.08.2010 N КА-А40/9685-10)

ФАС Московского округа рассмотрел спор между инспекцией и налогоплательщиком о правомерности вычета НДС. Налоговый орган отказал в вычете, сославшись на заполнение предъявленных счетов-фактур комбинированным способом. По мнению инспекции, подобное заполнение необходимо считать исправлением, и, поскольку оно не было должным образом заверено, права на вычет такие счета-фактуры не дают. Налогоплательщик оспорил решение в арбитражном суде.

Суд первой инстанции признал отказ в вычете правомерным, однако апелляционная и кассационная инстанции отменили это решение. По их мнению, заполнение комбинированным способом (частично с помощью компьютера, отчасти рукописно) не является исправлением счета-фактуры и не противоречит налоговому законодательству и Постановлению Правительства РФ от 02.12.2000 N 91! 4. Соответственно, заполненные таким образом счета-фактуры подтверждают право налогоплательщика на вычет.

Аналогичные выводы уже высказывались в других судебных решениях (Постановления ФАС Московского округа от 08.07.2009 N КА-А41/5327-09, ФАС Поволжского округа от 04.05.2006 N А65-22367/2005-СА2-11, ФАС Северо-Западного округа от 18.12.2007 N А05-13752/2006-11). Противоположной практ ики нет.


 Бесплатная демонстрация системы КонсультантПлюс

Как быстро найти документ или получить ответ на вопрос по законодательству?

Установите и попробуйте бесплатную демонстрационную версию справочной правовой системы КонсультантПлюс.

 



Все права защищены © 2010 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное