Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 15.07.2010


КонсультантПлюс Новые документы для бухгалтера
Выпуск от 15.07.2010

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

Содержание обзора

Новости

1. Утверждены формы ходатайства о привлечении высококвалифицированного иностранного специалиста и патента, выдаваемого трудовому мигранту для работы у физлиц

2. Установлены особенности уплаты косвенных налогов в отношении товаров, помещенных под таможенные процедуры свободного склада и свободной таможенной зоны

3. При предоставлении скидки в виде уменьшения цены единицы товара продавец корректирует базу по налогу на прибыль текущего периода

4. Разъяснен порядок отражения сумм начисленной амортизации в декларации по налогу на прибыль

5. Затраты на электроэнергию и воду, приобретаемые для обеспечения строительства объекта недвижимости, включаются в первоначальную стоимость

Комментарии

1. Разъяснения ПФР о привлечении к ответственности за неисполнение основных обязанностей плательщиков страховых взносов

2. Можно ли при дальнейшем использовании товаров в деятельности, облагаемой НДС, восстановленный ранее налог принять к вычету?

Судебное решение недели

НДС по недоамортизированным основным средствам не нужно восстанавливать до начала использования права на освобождение

Новости

1. Утверждены формы ходатайства о привлечении высококвалифицированного иностранного специалиста и патента, выдаваемого трудовому мигранту для работы у физлиц

Постановление Правительства РФ от 30.06.2010 N 487 "Об утверждении формы ходатайства работодателя, заказчика работ (услуг) о привлечении высококвалифицированного иностранного специалиста и формы патента, выдаваемого иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения! визы"

С 1 июля 2010 г. вступили в силу внесенные в Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ изменения, касающиеся трудовой деятельности в России иностранных специалистов. Подробно данные поправки были рассмотрены в выпуске обзора от 26.05.2010.

Напомним, что по новым правилам российские коммерческие компании, научные организации, образовательные учреждения и учреждения здравоохранения, а также филиалы иностранных юридических лиц могут привлекать для работы иностранных высококвалифицированных специалистов, на которых не распространяются квоты, ограничивающие численность трудовых мигрантов.

Рассматриваемым Постановлением Правительства РФ утверждена форма ходатайства, которое работодатель представляет в территориальный орган ФМС России для привлечения высококвалифицированного специалиста (п. 6 ст. 13.2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ). В ходатайстве указываются сведения о работодателе (наименование, ИНН, ОГРН, место нахождения, вид деятельности), сведения об иностранном гражданине (ФИО, место постоянного проживания, удостоверяющий личность документ, компетентность специалиста и уровень квалификации, дата приезда, выезда и др.). Напомним, что наряду с ходатайством необходимо представить трудовой договор с высококвалифицированным специалистом, письменное обязательство оплатить расходы, связанные с возможным административным выдворением, копию свидетельст! ва из ЕГРЮЛ. Срок рассмотрения ходатайства составляет не более 14 рабочих дней (п. 9 ст. 13.2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ).

Также данным Постановлением Правительства РФ утверждена форма патента, который выдается иностранцу, нанимающемуся на работу к физлицам для их личных нужд (помощник по хозяйству, няня, домработница и т.п.).

Постановление Правительства РФ от 30.06.2010 N 487 вступило в силу с 1 июля 2010 г.

2. Установлены особенности уплаты косвенных налогов в отношении товаров, помещенных под таможенные процедуры свободного склада и свободной таможенной зоны

Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 "По вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны"

Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 "О свободных складах и таможенной процедуре свободного склада"

В соответствии со ст. 3 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе" особенности уплаты косвенных налогов при им! порте в особые экономические зоны устанавливаются отдельными международными договорами.

18 июня 2010 г. были приняты следующие документы: Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 "По вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной з! оны" и Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 "О свободных складах и таможенной процедуре свободного склада".

Согласно данным международным договорам порядок взимания косвенных налогов при ввозе товаров, установленный ст. 2 Протокола от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе", не распространяется на товары таможенного союза, помещенные под таможенные процедуры свободной таможенной зоны и свободного склада. Соответственно для подтверждения нулевой ставки НДС и освобождения от уплаты акцизов эк! спортер таких товаров должен предоставить вместо заявления о ввозе товаров копию таможенной декларации, заверенную таможенным органом. Данные правила содержатся в ст. 21 Соглашения "По вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны" и ст. 18 Соглашения "О свободных складах и таможенной процедуре свободного склада".

Рассматриваемые Соглашения подлежат ратификации и временно применяются со дня вступления в силу Таможенного кодекса таможенного союза, то есть в отношении контрагентов из Казахстана этими правилами следует руководствоваться с 1 июля 2010 г., а контрагентов из Беларуси с 6 июля 2010 г.

3. При предоставлении скидки в виде уменьшения цены единицы товара продавец корректирует базу по налогу на прибыль текущего периода

Письмо Минфина России от 23.06.2010 N 03-07-11/267

Скидки, предоставленные покупателю за выполнение определенных условий договора (в частности объема закупок), организация-продавец вправе включить в состав внереализационных расходов (пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ). Соответственно, если первоначальная цена товара в договоре не изменяется, то суммы выплаченных покупателям скидок продавец может учитывать в периоде их предоставления. Однако зачастую скидка по соглашению сторон предостав! ляется путем изменения цены договора купли-продажи. В этом случае положения пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ применяться не могут (Письма Минфина России от 02.05.2006 N 03-03-04/1/411, УФНС России по г. Москве от 25.12.2006 N 20-12/115048). Это объясняется тем, что налоговый учет строится на основании первичных учетных документов, в том числе гражданско-правовых договоров (ст. 313 НК РФ). Следовательно, уменьшение цены единицы товара в договоре купли-продажи должно найти свое отражение в данных налогового учета о стоимости проданных товаров, то есть продавцу следует подать уточненные на! логовые декларации за тот период, в котором произошла реализация товаро в. В то же время ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 17.09.2007 N Ф04-6332/2007(38166-А67-15) пришел к выводу, что продавец правомерно учел в составе внереализационных расходов на основании пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ скидки, предоставляемые путем изменения цены товара.

Однако в рассматриваемом письме финансовое ведомство обратило внимание на то, что с 1 января 2010 г. налогоплательщик может корректировать базу налогового (отчетного) периода, в котором выявлены ошибки или искажения, относящиеся к прошлым периодам, если допущенные ошибки (искажения) привели к переплате налога (п. 1 ст. 54 НК РФ). При предоставлении скидки путем уменьшения цены товара уменьшаются ранее признанные доходы продавца от реализации, это приводит к излишней уплате налога в прошлых налоговых периодах. Поэтом! у продавец в данном случае согласно п. 1 ст. 54 НК РФ вправе скорректировать базу по налогу на прибыль в периоде внесения изменений в договор купли-продажи.

4. Разъяснен порядок отражения сумм начисленной амортизации в декларации по налогу на прибыль

Письмо ФНС России от 23.06.2010 N ШС-37-3/4878@ "О порядке отражения в налоговой декларации сумм начисленной амортизации"

Налогоплательщик вправе самостоятельно выбрать один из методов начисления амортизации - линейный или нелинейный. Выбранный метод закрепляется в учетной политике и применяется ко всем объектам амортизируемого имущества (п. 1 ст. 259 НК РФ). Однако из этого правила есть исключение: вне зависимости от установленного в учетной политике метода начисления амортизации к зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, нематериальным актив! ам, входящим в восьмую - десятую амортизационные группы, применяется только линейный метод.

Сумма начисленной амортизации за отчетный (налоговый) период отражается в декларации по налогу на прибыль (форма которой и порядок заполнения утверждены Приказом Минфина России от 05.05.2008 N 54н) по строкам 131 - 134. А в строке 135 указывается метод начисления амортизации согласно учетной политике организации.

Как поясняет ФНС России, если организацией выбран линейный метод, то сумма начисленной амортизации отражается по строке 131 с выделением суммы амортизации по нематериальным активам по строке 132. В строке 135 указывается код метода начисления амортиза! ции - "1".

Если предусмотрено применение нелинейного метода, то сумма амортизации, начисленная этим методом, отражается по строке 133 с выделением суммы амортизации по нематериальным активам по строке 134. При наличии у налогоплательщика объектов, относящихся к восьмой - десятой амортизационным группам, сумма амортизации, начисленная по ним линейным методом, указывается по строкам 131 и 132. Но в строку 135 согласно учетной политике вносится код "2".

Кроме того, ФНС России обратила внимание налогоплательщиков на то, что при отсутствии у них амортизируемого имущества по строкам 131 - 135 ставятся прочерки.

5. Затраты на электроэнергию и воду, приобретаемые для обеспечения строительства объекта недвижимости, включаются в первоначальную стоимость

Письмо Минфина России от 24.06.201! 0 N 03-07-10/10

Все затраты заказчика-застройщика, связанные со строительством объекта недвижимости, предусматриваются в смете на строительство и включаются в первоначальную стоимость объекта. В процессе строительства возникает необходимость использования коммунальных услуг. Однако заказчики-застройщики (инвесторы) могут нести отдельные расходы, не предусмотренные сметной документацией. Заказчик-застройщик может заключить договор со снабжающей организацией для обеспечения строительства объекта электроэнергией и водой. Минфин России разъяснил, как учитывать данные затраты для целей налога на прибыль. Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования (за исключением НДС и акцизов). Следовательно, если организация оплачивает электроэнергию и воду для обеспечения процесса строительства, то есть в период, когда в налоговом учете еще не сформирована первоначальная стоимость возводимого объекта недвижимости, то указанные затраты увеличивают первоначальную стоимость этого основного средства. Московские налоговые органы высказывали аналогичную точку зрения (Письмо УФНС России по г. Москве от 30.12.2009 N 16-15/139310.2).

Комментарии

1. Разъяснения ПФР о привлечении к ответственности за неисполнение основных обязанностей плательщиков страховых взносов

Название документа:

Распоряжение Правления ПФ РФ от 05.05.2010 N 120р "Об организации работы территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по привлечению к ответственности плательщиков страховых взносов за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации работы территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по привлечению к ответственности плательщиков страховых взносов за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах")

Комментарий:

Правление Пенсионного фонда России утвердило "Методические рекомендации по организации работы территориальных органов ПФР по привлечению к ответственности плательщиков страховых взносов за нарушение законодательства РФ о страховых взносах". Данный документ принят для того, чтобы территориальные органы ПФР единообразно применяли нормы Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, регулирующие привлечение плательщиков страховых взносов к ответственности.

Поскольку территориальные органы ПФР будут руководствоваться данными рекомендациями, знание положений данного документа будет полезно компаниям и предпринимателям. Итак, рассмотрим наиболее интересные моменты.

1.1. Непредставление расчета по начисленным

и уплаченным страховым взносам

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ организации и предприниматели должны представлять в установленный срок расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам. Ответственность за неисполнение этой о! бязанности установлена ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Согласно данной статье размер штрафа определяется исходя из суммы страховых взносов, подлежащих уплате на основе несвоевременно представленного расчета. Он не может быть менее 100 руб. при просрочке не боле! е 180 календарных дней (ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ) и менее 1000 руб. при более длительной просрочке (ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

В п. 2.1 Методических рекомендаций разъяснен порядок применения ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Так, нарушение срока представления расчета территориальный орган ПФР устанавливает в х! оде камеральной проверки. Если отчетность вообще не была подана, то привлечь к ответственности за такое нарушение можно лишь по итогам выездной проверки. Правление ПФР особо отмечает, что непредставление расчета за каждый отчетный период является самостоятельным составом.

За нарушение срока представления нулевого расчета Правление ПФР рекомендует взимать штраф в размере 100 руб. Следует отметить, что ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ аналогична ст. 119 НК РФ, которая предусматривает ответственность за нарушение срока представления налоговой декларации. При применении данной нормы в отношении нулевой отчетности существует неоднозначная судебная практика. Часть судов придерживается позиции, что при нарушении срока представления нулевых деклараций взимается минимальный штраф, установленный п. 1 ст. 119 НК РФ (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.02.2009 N А56-28215/2007). Этот подход поддерживает и Минфин России (Письмо от 27.10.2009 N 03-07-11/270). Другие суды указывают, что размер штрафа составляет 0 руб., так как он определяется исходя из суммы налога, фактически подлежащей перечислению в бюджет (см., например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.09.2008 N А19-697/08-32-Ф02-4671/08). Отметим, что таких судебных решений больше. Дополнительные материалы см. в Энциклопедии спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ. Возможно, правоприменительная практика в отношении ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ будет складываться аналогичным образом.

ПФР разъясняет, что наличие переплаты не освобождает от ответственности за нарушение срока представления расчета по взносам, а также не уменьшает размер штрафа. Факт своевременной уплаты страховых взносов не исключает штрафа по ст. 46 Федера! льного закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Отметим, что при применении ст. 119 НК РФ своевременное перечисление налога имеет значение. Так, Минфин России в Письме от 27.03.2008 N 03-02-07/1-133 указывает, что в этой ситуации необходимо взыскивать штраф в минимальном размере - 100 руб. Некоторые судьи занимают аналогичную позицию (см. Постановление ФАС Уральского округа от 24.09.2007 N Ф09-7145/07-С3). Но большинство судов все же не согласно с таким подходом: штраф определяется исходя из данных, отраженных в декларации (см. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.11.2007 N А19-1223/07-30-Ф02-8369/07, А19-1223/07-30-Ф02-8373/07). Дополнительные материалы см. в Энциклопедии спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.

1.2. Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов

В соответствии с ч. 1 ст. 18, п. 1 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ организации и предприниматели должны правильно исчислять и своевременно уплачивать страховые взносы. Ответственность за неисполнение этой обязанности установлена ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Согласно данной норме неуплата или неполная уплата страховых взносов в результате занижения базы, неправильного исчисления таких платежей или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы (ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Если же данное правонарушение совершено умышленно, то штраф возрастает в два раза - до 40 процентов неуплаченной суммы (ч. 2 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

В Методических рекомендациях ответственности за неуплату страховых взносов посвящен п. 2.2. В нем, в частности, отмечено, что данное правонарушение выявляется в ходе камеральной или выездной проверок. По с! т. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ могут быть оштрафованы организации и предприниматели - работодатели.

Также в п. 2.2 Методических рекомендаций разъяснена объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Поскольку она заключается в неуплате взносов ! в результате занижения базы, неправильного исчисления таких платежей или других неправомерных действий, это означает, что организация и предприниматель не могут быть оштрафованы за неуплату правильно исчисленных страховых взносов. Следовательно, если у плательщика нет свободных денежных средств для перечисления взносов, он может не опасаться, что его оштрафуют за неуплату. Главное правильно определить базу, исчислить платежи в полном объеме и представить соответствующую отчетность, тогда недоимку можно будет погасить позже. При этом за все время просрочки необходимо будет начислить пени. Следует отметить, что аналогичный подход действует и при неуплате налогов: за непогашение уже имеющейся недоимки привлечь к ответственности по ст. 122 НК РФ нельзя (см. Энциклопедию спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ).

В п. 2.2 Методических рекомендаций разъяснено, в каких случаях при наличии переплаты не возникает ответственности по ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Штрафа не будет, если в предыдуще! м периоде у компании или предпринимателя имелась переплата, равная или превышающая не перечисленную в последующем периоде сумму взносов. При этом переплата и неперечисленная сумма взносов должны относиться к одному виду страхования и одному внебюджетному фонду. Если же переплата возникла в более поздние периоды, то во избежание штрафа необходимо подать уточненный расчет, а до этого погасить недоимку и перечислить пени (ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

1.3. Отказ или непредставление в установленный срок

документов по требованию территориального органа ПФР

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 28, ч. 1 и 5 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщики взносов должны в течение 10 дней представлять документы, затребованные территориальными органами ПФР при проведении проверки. Ответственность за неисполнение этой обязанности установлена ст. 48 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Согласно данной норме отказ или непредставление в установленный срок запрошенных документов наказывается штрафом в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Рассмотрим наиболее значимые для компаний и предпринимателей рекомендации ПФР, содержащиеся в п. 2.3 Методических рекомендаций. Плательщик взносов обязан представить документы, если ему было вручено требование, форма которого утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 957н (ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Данное требование должно содержать наименование, реквизиты и количество документов, имеющих отношение к предмету проверки. К сожалению, в рассматриваемом распоряжении не указ! ано, какие будут последствия при невыполнении таких рекомендаций территориальными органами ПФР. Правомерно ли будет привлечение к ответственности за неисполнение требования, в котором не конкретизирован перечень документов? Как складывается судебная практика по аналогичному вопросу в налоговой сфере, можно узнать из Энциклопедии спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.

Еще один спорный момент, затронутый в п. 2.3 Методических рекомендаций, касается определения величины штрафа за несвоевременное представление документов. Как указывалось выше, размер санкции кратен количеству непредставленных документов (ст. 48 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Однако в случае нарушения срока выполнения обязанности непредставленных документов нет - они уже получены проверяющими. Значит, размер штрафа составит 0 руб. ПФР вышел из этой ситуации следующим образом: санкция будет исчисляться исходя из количества несвоевременно представленных документов. Следует отметить, что данное разъяснение противоречит ст. 48 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, так как в нем такой способ определения размера штрафа не предусмотрен.

Применение документа (выводы):

- за несвоевременное представление нулевого расчета по взносам территориальные органы ПФР будут штрафовать на 100 руб.;

- наличие переплаты по взносам или своевременное их перечисление в бюджет не освобождает от ответственности за нарушение срока представления расчета и не уменьшает размер штрафа;

- за неуплату взносов территориальные органы ПФР будут штрафовать организации и предпринимателей - работодателей;

- за неуплату правильно исчисленных взносов территориальные органы ПФР штрафовать не будут;

- при наличии в предыдущем периоде переплаты по тем же взносам, зачисляемым в тот же внебюджетный фонд, за неуплату взносов территориальные органы ПФР штрафовать не будут;

- требование о представлении относящихся к предмету проверки документов должно содержать перечень данных документов с указанием их наименования, реквизитов и количества;

- за несвоевременное представление затребованных в ходе проверки документов территориальные органы ПФР будут штрафовать на 50 руб. за каждый несвоевременно представленный документ.

2. Можно ли при дальнейшем использовании товаров в деятельности, облагаемой НДС, восстановленный ранее налог принять к вычету?

Название документа:

Письмо Минфина России от 23.06.2010 N 03-07-11/265

Комментарий:

В Налоговом кодексе РФ установлены требования, при соблюдении которых суммы НДС, предъявленные продавцом при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав), покупатель вправе принять к вычету (ст. ст. 171, 172 НК РФ). Однако в некоторых случаях принятый к вычету налог необходимо восстановить (п. 3 ст. 170 НК РФ). Например, когда приобретенные товары (работы, услуги, имуществ! енные права) начинают использоваться в деятельности, не облагаемой НДС, либо при переходе налогоплательщика с общего налогового режима на специальный. Однако на практике возможна следующая ситуация: по основному средству принятая к вычету сумма НДС была восстановлена в связи с использованием в операциях, не облагаемых НДС, а затем данный объект вновь начинает применяться в налогооблагаемой деятельности. Можно ли принять к вычету восстановленную сумму налога?

Минфин России считает, что Налоговый кодекс РФ не предусматривает принятие к вычету ранее восстановленных сумм налога. Согласно п. 3 ст. 170 НК РФ при восстановлении НДС эта сумма учитывается в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ. Дальнейшее использование товаров (работ, услуг) в операциях, облагаемых НДС, не дает права налогоплательщику вновь принять налог к вычету. Подобная позиция содержится в Письмах Минфина России от 29.01.2009 N 03-07-11/23, от 08.10.2008 N 03-07-0! 7/101, от 11.04.2007 N 03-07-11/100.

Однако точка зрения финансового ведомства является спорной. Дело в том, что в ст. ст. 171 и 172 НК РФ установлен общий порядок принятия "входного" НДС к вычету. Для применения вычета принять товары на учет, иметь в наличии счет-фактуру и использовать товары (работы, услуги) в операциях, облагаемых НДС. Если налогоплательщик начинает вновь использовать в облагаемой НДС деятельности товары, налог по которым был восстановлен, то все требования для принятия налога к вычету опять соблюдаются.

Таким образом, в Налоговом кодексе РФ не содержится запрета на вычет ранее восстановленного налога при дальнейшем использовании товаров в деятельности, облагаемой НДС. Однако такую позицию налогоплательщику придется отстаивать в суде. Следует отметить, что судебная практика по данному вопросу еще не сложилась.

Судебное решение недели

НДС по недоамортизированным основным средствам не нужно восстанавливать до начала использования права на освобождение

(Постановление ФАС Дальневосточного округа от 01.06.2010 N Ф03-3642/2010)

Налоговая инспекция провела выездную проверку предпринимателя, который применял освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ. В ходе контрольных мероприятий налоговый орган установил, что до перехода на освобождение налогоплательщик приобрел основные средства, "входной" НДС по которым был принят к вычету. Поскольку данные объекты не были полностью самортизированы, инспекция пришла к выводу о нарушении предпринимателем п. 8 ст. 145 НК РФ. Согласно данной норме, принятый к вычету НДС по приобретенным основным средствам восстанавливается в последнем налоговом периоде перед отправкой уведомления о применении права на освобождение, если данные основные средства не использовались в операциях, признаваемых объектами обложения НДС. При этом налоговый орган считает, что НДС можно не восстанавливать только в случае полной амортизации имущества. Учитывая данные обстоятельства, инспекция доначислила нало! г, пени и штраф. Предприниматель не согласился с таким решением и обжаловал его в суд.

Суд установил, что предприниматель до перехода на освобождение использовал спорное имущество в производственной деятельности и для проведения иных облагаемых НДС операций. При этом право на вычет не связано с моментом использования приобретенных товаров. Значит, переход на освобождение по ст. 145 НК РФ не является основанием для восстановления НДС, правомерно предъявленного к вычету в предыдущие периоды. Довод инспекции о том,! что налог не следует восстанавливать лишь в случае полной амортизации имущества, суд отклонил как не имеющий правового обоснования. Таким образом, решение инспекции было признано недействительным. Аналогичные выводы содержатся в Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 18.05.2005 N А52/7134/2004/2, от 28.02.2005 N А44-4326/04-С9.

Следует отметить, что официальная позиция по данному вопросу заключается в том, что налогоплательщик обязан восстановить НДС с остаточной стоимости основных средств (см. Письмо Минфина России от 12.04.2007 N 03-07-11/106).


 Купить систему КонсультантПлюс

В справочной правовой системе КонсультантПлюс есть вся необходимая информация для бухгалтера и юриста. Благодаря постоянному обновлению информация в системе всегда актуальна.

Поэтому, приобретая систему КонсультантПлюс, вы экономите время, деньги и получаете надежного помощника.



Все права защищены © 2010 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное