Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 08.07.2010


КонсультантПлюс Новые документы для бухгалтера
Выпуск от 08.07.2010

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

Содержание обзора

Новости

1. Установлены особенности уплаты косвенных налогов и подтверждения нулевой ставки НДС, а также освобождения от уплаты акцизов в переходный период становления Таможенного Союза

2. Указание "Евросоюз" в графе "страна происхождения" счета-фактуры не является нарушением

3. Оплата проезда сотрудника-заочника к месту учебы и обратно страховыми взносами не облагается

4. Покупатель, который не оплачивает транспортировку товаров, может их оприходовать на основании товарно-транспортной либо товарной накладной

5. Разъяснен порядок отражения в декларации по НДС операций по реализации работ (услуг), направленных на снижение напряженности на рынке труда, а также операций, не облагаемых НДС на основании международных договоров

Комментарии

1. Облагается ли НДС предоставление работнику в пользование комнаты или ее части в общежитии?

2. Можно ли учесть расходы на приобретение системы для фильтрации водопроводной воды, если отсутствует заключение о непригодности воды для питья?

Судебное решение недели

НДС, предъявленный исполнителем работ по ликвидации объекта основных средств, можно принять к вычету

Новости

1. Установлены особенности уплаты косвенных налогов и подтверждения нулевой ставки НДС, а также освобождения от уплаты акцизов в переходный период становления Таможенного Союза

Решение Комиссии Таможенного Союза от 18.06.2010 N 293 "О некоторых вопросах переходного периода при взимании косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе"

С 1 июля 2010 г. вступило в силу Соглашение от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе" (далее - Соглашение от 25.01.2008) и принятые в соответствии с ним протоколы от 11.12.2009 ("О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе", далее - Порядок об экспорте и импорте товаров, и "О порядке взимания косв! енных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе"). Подробно данные нормативно-правовые акты рассмотрены в выпуске обзора от 02.06.2010.

Напомним, что согласно ст. 3 Соглашения от 25.01.2008 и п. 1 ст. 2 Порядка об экспорте и импорте товаров при ввозе товаров из Белоруссии и Казахстана российский импортер перечисляет НДС и акцизы налоговому органу.

18 июня 2010 г. Комиссия Таможенного союза установила переходные положения, касающиеся уплаты косвенных налогов по товарам, ввезенным в Россию из Казахстана. Согласно рассматриваемому Решению если соответствующий таможенный режим или процедура по таким товарам не были завершены до 1 июля 2010 г., то НДС и акцизы перечисляются таможенным, а не налоговым органам. Следует отметить, что данное правило не распространяется на случаи ввоза товаров в Россию из Белоруссии, так как и до вступления в силу Соглашения от 25.01.2008 соответствующие обязательные платежи перечислялись также налоговым органам (п. 1 раздела I Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между РФ и Республикой Беларусь (Приложение к Соглашению между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 15.09.2004)).

Комиссия определила также переходные положения о товарах, предварительно задекларированных импортером до 1 июля 2010 г., а отгруженных экспортером уже после этой даты. В такой ситуации для подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС и освобождения от уплаты акцизов экспортер не сможет представить заявление об уплате косвенных налогов, поскольку импортер на момент декларирования товаров еще не был обязан оформлять указанное заявление (пп. 3 п. 2 ст. 1 Порядка об э! кспорте и импорте товаров). Согласно рассматриваемому Решению экспортер вместо заявления представляет копию таможенной декларации, оформленной при выпуске товаров в свободное обращение.

Решение от 18.06.2010 N 293 вступает в силу с 25 июля 2010 г.

2. Указание "Евросоюз" в графе "страна происхождения" счета-фактуры не является нарушением

Письмо Минфина России от 27.05.2010 N 03-07-09/31

Продавец при реализации импортных товаров должен заполнить графу 10 "Страна происхождения" счета-фактуры (п. 5 ст. 169 НК РФ). Покупатель может заявить к вычету "входной" НДС, если не нарушены требования к заполнению счета-фактуры (п. 2 ст. 169 НК РФ). На практике возник вопрос о правомерности указания в качестве страны происхождения Европейского союза. В рассматриваемом письме Минфин России разъяснил, что счет-фактура с таким указанием не является составленным с нарушением установленных требований. Обосновано это тем, что согласно п. 1 ст. 30 Таможенного кодекса РФ под страной происхождения товаров может пониматься не только конкретная страна, но и группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны. Отметим, что аналогичное положение содержится в ст. 58 Таможенного кодекса таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17), который вступил в силу с 1 июля 2010 г. Поэтому если в счете-фактуре в графе 10 будет указан таможенный союз стран (например, Евросоюз), то покупателю в вычете НДС не откажут.

3. Оплата проезда сотрудника-заочника к месту учебы и обратно страховыми взносами не облагается

Письмо Минздравсоцразвития РФ от 20.04.2010 N 939-19

Минздравсоцразвития России продолжает давать разъяснения по применению на практике отдельных положений Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. В этот раз рассмотрен вопрос о начислении страховых взносов на суммы компенсации проезда работников к месту у! чебы и обратно.

Согласно ст. 196 ТК РФ работодатель вправе самостоятельно определить необходимость обучения сотрудников вторым профессиям, причем обучение может проводиться как в организации, так и в образовательных учреждениях. Порядок обучения определяется коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Работникам, уже имеющим профессиональное образование соответствующего уровня и направленным работодателем на обучение, могут предоставляться гарантии и компе! нсации, установленные Трудовым кодексом РФ. Так, в ст. 173 ТК РФ определено, что сотрудникам, которые учатся на заочном отделении в высшем учебном заведении (имеющем государственную аккредитацию), работодатель раз в год оплачивает проезд к месту учебы и обратно.

В соответствии с пп. "е" п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ страховыми взносами не облагаются все виды установленных законодательством компенсационных выплат (в пределах норм), связанных с возмещением расходов на проф! ессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников. Следовательно, страховые взносы в ПФР, ФСС России и ФОМС не начисляются на оплату проезда к месту учебы и обратно работникам, успешно обучающимся в вузах на заочном отделении. Следует отметить, что если сотрудник является студентом-заочником не высшего, а среднего учебного заведения, то организация согласно ст. 174 ТК РФ оплачивает только половину стоимости проезда. Такая компенсация также не облагается страховыми взнос! ами.

4. Покупатель, который не оплачивает транспортировку товаров, может их оприходовать на основании товарно-транспортной либо товарной накладной

Письмо Минфина России от 15.06.2010 N 03-03-06/1/413

Налоговый учет ведется на основе данных первичных документов (ст. 313 НК РФ). Соответствующие документы необходимы покупателю для оприходования полученного от поставщика товара. По условиям договора поставки не всегда покупатель заказывает и оплачивает доставку товара. По мнению Минфина России, если покупатель не является заказчиком перевозки, то оформить приобретенный товар можно как товарно-транспортной накладной (форма N 1-Т), так и товарной накладной (форма N ТОРГ-12). Дело в том, что оба документа относятся к первичным. Товарная накладная ТОРГ-12 (утв. Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132) применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации. Хотя товарно-транспортная накладная 1-Т (утв. Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78) предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом, один из ее разделов служит для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей. Поэтому любая накладная (ТОРГ-12 или 1-Т) является основанием для учета покупателем приобретенного товара.

Следует отметить, что позицию финансового ведомства разделяет и ФНС России (Письмо от 18.08.2009 N ШС-20-3/1195).

5. Разъяснен порядок отражения в декларации по НДС операций по реализации работ (услуг), направленных на снижение напряженности на рынке труда, а также операций, не облагаемых НДС на основании международных договоров

<Письмо> ФНС России от 25.06.2010 N ШС-37-3/5063@ "О порядке заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость"

Действующий Порядок заполнения налоговой декларации по НДС (утв. Приказом Минфина РФ от 15.10.2009 N 104н) не отражает изменения, внесенные Федеральным законом от 05.04.2010 N 41-ФЗ в ст. 146 НК РФ. Так, п. 2 ст. 146 НК РФ был дополнен пп. 11: не облагается НДС выполнение работ (оказание услуг) в рамках дополнительных мероприятий, которые направле! ны на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ и реализуются в соответствии с решениями Правительства РФ. Эта норма распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г. (п. 4 ст. 5 Федерального закона от 05.04.2010 N 41-ФЗ). Кроме того, в Порядке заполнения налоговой декларации по НДС не учтены правила применения для целей обложения НДС положений международных договоров. Если международным договором предусмотрено освобождение от обложения операций по реализации товаров (работ, услуг), не поименованных в ст. 149 НК РФ, то данные операции не подлежат обложению НДС на основании и при соблюдении условий, указанных в конкретном международном договоре.

Операции, освобождаемые от налогообложения и не признаваемые объектом обложения НДС, отражаются в разделе 7 декларации. Все операции в указанный раздел заносятся в закодированном виде согласно приложению N 1 к Порядку заполнения декларации. Поскольку для рассматриваемых операций коды пока не определены, ФНС России до внесения изменений в приложение N 1 рекомендует налогоплательщикам использовать следующие коды: 1010814 - для работ (услуг), произведенных в рамках дополнительных мероприятий, которые направлены на снижение напряженности на рынке труда (пп. 11 п. 2 ст. 146 НК РФ), и 1014001 - для операций, не подлежащих налогообложению на основании международных договоров РФ. В то же время в Письме от 25.06.2010 N ШС-37-3/5063@ отмечается, что до официального утверждения приведенных кодов налогоплательщики вправе для отражения данных операций воспользоваться другими способами кодификации. Например, для операций, предусмотренных пп. 11 п. 2 ст. 146 НК РФ, указать код 1010800, а для операций, предусмотренных международными договорами, - код 1010200.

Комментарии

1. Облагается ли НДС предоставление работнику в пользование комнаты или ее части в общежитии?

Название документа:

Письмо Минфина России от 18.06.2010 N 03-07-07/37

Комментарий:

При предоставлении работникам жилья в общежитиях налогоплательщики нередко сталкиваются с вопросом: начислять или нет на эти услуги НДС?

В рассматриваемом письме Минфин России вернулся к данной проблеме. Напомним, что до 1 января 2004 г. такие услуги не облагались НДС согласно ст. 27 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ, в которой было прямо прописана соответст! вующая льгота. На данный момент налоговое законодательство не содержит льготы, непосредственно освобождающей от НДС предоставление жилья в общежитии. В Налоговом кодексе РФ есть пп. 10 п. 2 ст. 149, по которому предоставление в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности не облагается НДС. Однако официальные органы уже не раз отмечали, что эту норму в отношении общежитий применять нельзя (см. Письма Минфина России от 19.12.2005  Минфина РФ от 19.12.2005 N 03-04-15/116)">N 03-04-15/116, УФНС России по г. Москве от 11.12.2008 N 19-11/115219). На этот запрет Минфин указал и в комментируемом письме. Следует отметить, что судебная практика по данному вопросу складывается не в пользу финансового ведомства. Судьи признают правомерным применение пп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ к услугам по предоставлению в пользование жилья в общежитии (см. Постановления ФАС Поволжского округа от 25.03.2010 N А12-3432/2009, ФАС Северо-Западного округа от 12.05.2009 N А42-3628/2008, ФАС Северо-Кавказского округа от 08.06.2009 N А32-14660/2008-59/250 (Определением ВАС РФ от 17.09.2009 N ВАС-11339/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)). При этом их выводы аргументированы тем, что в соответствии со ст. 19 ЖК РФ жилищный фонд включает в себя в том числе жилые помещения в общежитии.

В рассматриваемом письме Минфин России подчеркнул, что предоставление в пользование части комнаты в общежитии должно облагаться НДС по следующим причинам. Согласно ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната. Следовательно, предоставление в пользование части комнаты в общежитии не подпадает под льготу, предусмотренную пп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ, поскольку часть комнаты в соответствии с действующим законодательством не является жилым помещением.

Однако судьи и в этом случае на стороне налогоплательщиков. По их мнению, применение спорной льготы не зависит от того, предоставляется в пользование вся комната или только ее часть (см. Постановления ФАС Центрального округа от 15.09.2009 N А54-5341/2008-С18, ФАС Уральского округа от 23.05.2007 N Ф09-3743/07-С2, ФАС Московского округа от 17.05.2007, 21.05.2007 N КА-А40/11262-06).

Таким образом, при предоставлении в пользование комнаты или ее части в общежитии налогоплательщик может не начислять НДС. Следует отметить, что данную точку зрения необходимо будет отстаивать в суде. Дополнительные материалы см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС.

2. Можно ли учесть расходы на приобретение системы для фильтрации водопроводной воды, если отсутствует заключение о непригодности воды для питья?

Название документа:

Письмо Минфина Росси! и от 10.06.2010 N 03-03-06/1/406

Комментарий:

Зачастую водопроводная вода имеет различные примеси и пить ее небезопасно для здоровья. Многие организации по собственной инициативе приобретают и устанавливают в офисах специальные системы фильтрации водопроводной воды. Если у компании нет заключения санитарно-эпидемиологических инстанций о несоответствии качества воды правилам и нормативам, то перед ней встает вопрос о правомерности учета в расходах стоимости таких установок и затрат на их содержание.

Финансовое ведомство считает, что расходы на приобретение оборудования для фильтрации водопроводной воды могут уменьшать налогооблагаемую прибыль, только если вода не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 N 24) и опасна для использования в качестве питьевой. При отсутствии такого заключения затраты на фильтровально-очистительные установки необоснованны. Аналогичную точку зрения высказывала и ФНС России (Письмо от 10.03.2005 N 02-1-08/46@). Следует отметить, что подобного подхода контролирующие органы придержива! ются также в случае приобретения организацией природной питьевой воды и аренды кулеров: если нет соответствующего заключения Госсанэпиднадзора, то указанные затраты экономически неоправданны (Письма Минфина России от 02.12.2005 N 03-03- 04/1/408, УФНС России по г. Москве от 30.01.2009 N 19-12/007411). Некоторые арбитражные суды поддерживают такую позицию.

В то же время точка зрения финансового ведомства является спорной. Согласно пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на обеспечение нормальных условий труда можно учесть при исчислении налога на прибыль. В Трудовом кодексе РФ установлена обязанность работодателя обеспечить удовлетворение бытовых нужд работников, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей, нормальные условия труда и соблюдение санитарно-гигиенических требований (ст. ст. 22, 163, 223, 224 ТК РФ). Учет расходов по пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ не ! ставится в зависимость от наличия заключения о непригодности водопровод ной воды. Кроме того, перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, является открытым (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Большинство судов при рассмотрении ситуации с покупкой природной питьевой воды отклоняют доводы налоговых органов о том, что в качестве документального подтверждения таких расходов необходимо соответствующее заключение Госсанэпиднадзора. Суды признают, что такие затраты относятся к расходам на обеспечение нормальных условий труда (Пос! тановления ФАС Московского округа от 08.04.2009 N КА-А40/231-09-2, ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.04.2009 N А33-8434/07-Ф02-1511/09 (Определением ВАС РФ от 10.08.2009 N ВАС-10293/09 отказано в пе редаче данного дела в Президиум ВАС РФ), ФАС Поволжского округа от 10.02.2009 N А06-4777/2008). Другие материалы по данному вопросу см. в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль.

Таким образом, даже если у компании нет подтверждения, что водопроводная вода не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 и опасна для использования в качестве питьевой, то затраты на приобретение специального оборудования для фильтрации воды и его содержание все равно уменьшают базу по налогу на прибыль. Во внутренних документах организации в качестве мероприятий по созданию нормальных условий труда целесообразнее предусмотреть обязанность работодателя по обеспечению работников питьевой водой. Однако, учитывая позицию контролирующих органов, споры с проверяющими инспекторами возможны.

Судебное решение недели

НДС, предъявленный исполнителем работ по ликвидации объекта основных средств, можно принять к вычету

(Постановление Президиума ВАС России от 20.04.2010 N 17969/09)

Налоговый орган провел выездную проверку, в результате которой доначислил организации НДС, пени и штраф. По мнению инспекции, компания неправомерно применила вычет НДС по демонтажу зданий, выполненному сторонней организацией. Налоговый орган пришел к выводу, что в результате данных работ произошла ликвидация объекта основных средств, а значит, такие работы не связаны с производством и реализацией, они не направлены на совершение операций, признаваемых объектом обложения НДС. Компания не согласилась с данным решением и обратилась в суд. Спор был разрешен только в ВАС России.

Суд признал отказ в применении вычета незаконным, обосновав свой вывод следующим. НДС является косвенным налогом. В соответствии с Налоговым кодексом РФ "входной" налог или принимается к вычету, или учитывается в стоимости товаров, услуг или работ. При этом в п. 2 ст. 170 НК РФ предусмотрены случаи учета сумм "входного" НДС в стоимости приобретенных товаров, услуг или работ. В данном перечне ликвидация объекта основных средств! не названа. Использование объекта основных средств в хозяйственной деятельности имеет комплексный характер и включает в себя установку, эксплуатацию основного средства, а при возникновении производственной необходимости и его ликвидацию. Суд установил, что ранее налогоплательщик использовал снесенные здания для получения реализуемой продукции. Таким образом, все необходимые условия для применения вычета были соблюдены. Учитывая данные обстоятельства, суд признал решение инспекции недействительным.

Выводы о том, что НДС, предъявленный подрядными организациями, демонтировавшими основные средства, можно принять к вычету, уже высказывались в судебной практике (см., например, Постановление Президиума ВАС России от 28.04.2009 N 17070/08, Постановление ФАС Московского округа от 19.02.2010 N КА-А40/14534-09-Б).

Следует отметить, что позиция Минфина России по данному вопросу противоположна выводам ВАС России: налог, предъявленный подрядной организацией, выполнившей демонтаж основного средства, принять к вычету нельзя (см. Письмо Минфина России от 24.03.2008 N 03-07-11/106). Некоторые судьи придерживаются такой же точки зрения (см. Постановление ФАС Московского округа от 14.09.2009 N КА-А40/9082-09). Дополнительные материалы по данному вопросу см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС.


 Купить систему КонсультантПлюс

По статистике пользователь КонсультантПлюс тратит на поиск нужной ему информации от нескольких десятков секунд до 1 минуты - за это время можно открыть систему и найти нужный документ или описание интересующей вас ситуации.

Доставка и работа по установке БЕСПЛАТНО.



Все права защищены © 2010 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное