Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 26.02.2010


КонсультантПлюс Новые документы для бухгалтера
Выпуск от 26.02.2010

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 Купить систему КонсультантПлюс

По статистике пользователь КонсультантПлюс тратит на поиск нужной ему информации от нескольких десятков секунд до 1 минуты - за это время можно открыть систему и найти нужный документ или описание интересующей вас ситуации.

Доставка и работа по установке БЕСПЛАТНО.


В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

Содержание обзора

Новости

1. Заверять в инспекции книгу учета доходов и расходов в обязательном порядке не требуется

2. Излишне уплаченный ЕСН за 2009 г. можно зачесть по иным федеральным налогам или возвратить

3. Оплата проезда работающих вахтовым методом сотрудников от пункта сбора до места выполнения работ и обратно НДФЛ не облагается

4. Численность работников у предпринимателя, применяющего УСН на основе патента, не может превышать пяти человек независимо от количества осуществляемых им видов деятельности

Комментарии

1. Порядок принятия к вычету НДС по коммунальным услугам при аренде недвижимости - разъяснения ФНС России

2. Может ли некоммерческая организация уменьшить доход от продажи имущества, приобретенного за счет целевых средств, на стоимость его покупки?

Судебное решение недели

Отказ в возврате суммы возмещения НДС неправомерен даже при наличии недоимки, если решение о ее взыскании приостановлено судом

Новости

1. Заверять в инспекции книгу учета доходов и расходов в обязательном порядке не требуется

Письмо ФНС России от 03.02.2010 N ШС-22-3/84@ "О порядке применения отдельных положений глав 26.1 и 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации"

Индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, а также организации и предприниматели, применяющие УСН (в том числе УСН на основе патента), ведут учет своих доходов и расходов в соответствующих книгах, формы которых устанавливает Минфин (п. 8 ст. 346.5, ст. 346.24, п. 1 ст. 346.25.1 НК РФ). Так, формы книг и порядок их заполнения утверждены Приказ! ами Минфина России от 11.12.2006 N 169н и от 31.12.2008 N 154н. Согласно п. 1.5 таких порядков заполнения данные книги нужно представить в инспекцию для заверения должностным лицом налогового органа. Ранее ФНС России в  Минфина РФ от 30.07.2008 N 03-11-02/85)">Письме от 20.08.2008 N ШС-6-3/594@ (вместе с  Минфина РФ от 30.07.2008 N 03-11-02/85)">Письмом Минфина России от 30.07.2008 N 03-11-02/85) для плательщиков, применяющих УСН, дала следующее разъяснение: если книга учета доходов и расходов не заверена в налоговом органе, это означает ее отсутствие, что влечет ответственность ! по п. 1 ст. 126 НК РФ (штраф 50 руб. за каждый непредставленный документ).

В то же время Налоговый кодекс РФ не предусматривает ответственности за незаверение книги учета доходов и расходов. Поэтому арбитражные суды не соглашались с подходом налоговых органов к решению данного вопроса и указывали, что привлечь налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ можно только в случае непредставления такой книги в инспекцию в рамках проведения налоговой проверки. Если же данная книга, хоть и незаверенная, будет передана в налоговый орган, то ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ нет (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 19.09.2007, 12.09.2007 N Ф03-А51/07-2/3471, ФАС Вос! точно-Сибирского округа от 06.02.2007 N А19-18593/06-33-Ф02-223/07-С1).

В рассматриваемом Письме ФНС России отмечено, что требование о представлении книг учета доходов и расходов для заверения в инспекцию не содержится в Налоговом кодексе РФ. В этой связи налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков предъявления данных книг для заверения. Налогоплательщики только по своему желанию могут обратиться в инспекцию для проставления отметки налогового органа на таких книгах.

2. Излишне уплаченный ЕСН за 2009 г. можно зачесть по иным федеральным налогам или возвратить

Письмо Минфина России от 02.02.2010 N 03-04-07/7-5

С 01.01.2010 отменен единый социальный налог (ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ). Вместо него с указанной даты на территории РФ уплачиваются страховые взносы в ПФР, ФСС России, ФОМС (федеральный и территориальный). При этом согласно ст. 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ права и обязанности налогоплательщиков в отношении налоговых периодов по ЕСН, истекших до 1 января 2010 г., осуществляются в порядке, который установлен гл. 24 НК РФ в ранее действовавшей редакции. Поэтому в 2010 г. плательщики ЕСН, которые производят выплаты физлицам, должны подать декларацию по данному налогу за 2009 г. в срок до 30 марта (п. 7 ст. 243 НК РФ), а индивидуальные предприниматели, адвокаты и частнопрактикующие нотариусы - не позднее 30 апреля (п. 7 ст. 244 НК РФ).

Финансовое ведомство разъяснило, что зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов производится по соответствующим видам налогов согласно ст. 78 НК РФ. Следовательно, если за 2009 г., а также за более ранние периоды образовалась переплата по ЕСН, то ее можно зачесть в счет предстоящих платежей по иным федеральным налогам либо возвратить в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.

3. Оплата проезда работающих вахтовым методом сотрудников от пункта сбора до места выполнения работ и обратно НДФЛ не облагается

Письмо Минфина России от 02.02.2010 N 03-04-06/6-8

Если выполнение работ осуществляется в значительном удалении от места постоянного проживания сотрудников организации (или ее места нахождения) и ежедневное возвращение работников домой не может быть обеспечено, то применяется вахтовый метод работы (ст. 297 ТК РФ). Согласно п. 2.5 Основных положений о вахтовом методе организации работ (утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС, Минздрава СССР от 31.12.1987 N 794/33-82) доставка работников на вахту осуществляется организованно от места нахождения предприятия или от пункта сбора до места работы и обратно. На практике работодатели нередко приобретают для таких сотрудников проездные билеты от пункта сбора до места работы и обратно. Оплата стоимости проезда в данном случае является в целях обложения НДФЛ доходом в натуральной форме. Вместе с тем в соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ от налогообложения освобождаются все виды предусмотренных действующим законодательством компенсационных выплат, связанных с выполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов). Согласно ст. 164 ТК РФ компенсацией признаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, которые связаны с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами.

Финансовое ведомство разъяснило, что если доставка работников на вахту осуществляется организованно от пункта сбора, то по прибытии к данному месту они фактически приступают к исполнению своих трудовых обязанностей, подчиняясь правилам внутреннего трудового распорядка. Следовательно, в таком случае оплата проезда от места сбора до вахты и обратно производится в связи с выполнением работниками трудовых функций, а значит, является компенсацией и на основании п. 3 ст. 217 НК РФ освобождается от обложения НДФЛ. Аналогичные выводы содержатся в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 11.09.2007 N Ф04-5867/2007(37585-А81-29), от 05.03.2007 N Ф04-902/2007(31888-А81-34) (Определением ВАС РФ от 06.07.2007 N 7982/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), от 28.08.2006 N Ф04-4365/2005(25655-А81-33).

4. Численность работников у предпринимателя, применяющего УСН на основе патента, не может превышать пяти человек независимо от количества осуществляемых им видов деятельности

Письмо Минфина России от 05.02.2010 N 03-11-11/25

Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН на основе патента, вправе привлекать наемных работников в том числе по гражданско-правовым договорам. Среднесписочная численность таких сотрудников не должна превышать за налоговый период пять человек (п. 2.1 ст. 346.25.1 НК РФ). Следует отметить, что при нарушении данного требования индивидуальный предприниматель утрачивает право на применение УСН на основе патента (п. 2.2 ст. 346.25.1 НК РФ).

Предприниматель вправе получить сразу несколько патентов, т.е. вести одновременно несколько видов деятельности, перечисленных в п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ. Однако финансовое ведомство разъяснило, что ограничение численности наемных работников (пять человек) должно соблюдаться предпринимателем независимо от количества осуществляемых им видов деятельности, облагаемых УСН на основе патента.

Комментарии

1. Порядок принятия к вычету НДС по коммунальным услугам при аренде недвижимости - разъяснения ФНС России

Название документа:

Письмо ФНС России от 04.02.2010 N ШС-22-3/86@ "По вопросу применения налога на добавленную стоимость при оказании услуг по предоставлению в аренду недвижимого имущества"

Комментарий:

При заключении договора аренды сторонам следует обратить особое внимание на порядок компенсации арендодателю коммунальных услуг, потребляемых арендатором. От способа организации расчетов за данные услуги будет зависеть порядок обложения НДС сумм возмещения и применения налоговых вычетов. ФНС России рассмотрела разные варианты расчетов по оплате электроэнергии, газа, водоснабжения, телефонной связи и иных коммунальных услуг, а также разъяснила порядок принятия к вычету НДС по данным услугам как арендодателем, так и арендатором.

Наиболее распространенный способ оплаты коммунальных услуг - это включение их в состав арендной платы. В рассматриваемом Письме отмечено, что арендная плата может состоять из двух частей: основной (плата за арендуемую площадь) и дополнительной (возмещение затрат арендодателю на коммунальное обслуживание предоставленных в аренду помещений). В этом случае арендодатель вправе применить вычет сумм НДС, которые предъявлены ему коммунальными службами, в том числе в части усл! уг, потребленных арендатором. Данный вопрос на практике вызывал споры (подробнее об этом см. Энциклопедию спорных ситуаций по НДС). Арендодатель выставляет арендатору счет-фактуру, в одной или двух строках которого указывается отдельно постоянная и переменная величина арендной платы. На основании такого счета-фактуры арендатор при приобретении услуг по аренде недвижимости для осуществления операций, облагаемых НДС, может принять сумму налога к вычету в общеустановленном порядке. Данную позицию поддерживают и арбитражные суды (подробнее об этом см. Энциклопедию спорных ситуаций по НДС).

Другой вариант оплаты арендатором коммунальных услуг - это заключение посреднического договора на приобретение арендодателем коммунальных услуг, услуг связи, а также услуг по охране и уборке помещений. В такой ситуации арендодатель обязан уплатить НДС со стоимости своего вознаграждения (п. 1 ст. 156 НК РФ). ФНС России разъяснила, что на основании счета-фактуры, выставленного арендодателем на стоимость коммунальных услуг, суммы Н! ДС арендатор может принять к вычету. Следует отметить, что мнения судов по данному вопросу расходились (подробнее об этом см. Энциклопедию спорных ситуаций по НДС).

Существует еще один способ расчетов при заключении договора аренды: расходы на коммунальное обслуживание помещений не включается в арендную плату, а компенсируются отдельно. Точка зрения ФНС России по данному вопросу не изменилась. Поскольку арендатор не оказывает данные услуги, объекта налогообложения НДС нет (п. 1 ст. 146 НК РФ). Значит, компенсацию арендодатель не учитывает при определении базы по НДС и не выставляет на данну! ю сумму счет-фактуру. Соответственно, с части коммунальных услуг, потребленных арендатором, арендодатель не примет к вычету налог по счетам-фактурам, которые выставлены коммунальными службами. Такого подхода придерживается и Минфин России (Письмо от 03.03.2006 N 03-04-15/52). Следовательно, в данной ситуации у арендатора отсутствует право на вычет сумм НДС, перечисленных им арендодателю в составе суммы компенсации за фактическое количество потребленных коммунальных услуг. Этот вывод подтверждается и некоторыми арбитражными судами (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30.07.2008 N А17-1804/2007 (Определением ВАС РФ от 25.03.2009 N ВАС-15362/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 04.09.2008 N Ф04-5346/2008(10854-А46-25) (Определением ВАС РФ от 19.01.2009 N 17071/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ). Однако есть решения судов и с противоположной точкой зрения: арендатор, который компенсирует арендодателю стоимость коммунальных услуг, вправе применить вычет на основании счетов-фактур, выставленных ему арендодателем (Постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 N 12664/08, По! становления ФАС Западно-Сибирского округа от 15.09.2009 N Ф04-5497/2009(19433-А45-29), ФАС Московского округа от 24.06.2009 N К А-А40/4694-09). Подробнее об этом см. Энциклопедию спорных ситуаций по НДС.

Применение документа (выводы):

В зависимости от выбранного варианта расчетов за коммунальные услуги между сторонами договора аренды порядок принятия НДС к вычету со стоимости данных услуг может быть различным.

1. Если арендная плата состоит из двух частей - основной (за арендуемую площадь) и переменной (за коммунальное обслуживание), то арендодатель вправе применить вычет сумм НДС, которые предъявлены ему коммунальными службами, а арендатор принимает налог к вычету в общеустановленном порядке по счету-фактуре, выставленному арендодателем. При применении такого способа компенсации расходов на коммунальное обслуживание у сторон договора аренды не возникнет проблем с вычетом НДС по таким услугам, поскольку налоговые органы не возражают против подобного порядка расчетов.

2. Если арендодатель выступает по договору в качестве посредника по оплате коммунальных услуг, он обязан уплатить НДС со стоимости своего вознаграждения, а арендатор может заявить налог к возмещению со стоимости указанных услуг.

3. Если оплата коммунальных услуг не включена в арендную плату, а компенсируется отдельно, то арендодатель вправе применить вычет сумм НДС, которые предъявлены ему коммунальными службами (в том числе и в части потребленных арендатором услуг), и арендатор также может принять налог к вычету по данным услугам. Однако эти действия вызовут претензии со стороны налоговых органов, и свои права налогоплательщику придется отстаивать в суде.

2. Может ли некоммерческая организация уменьшить доход от продажи имущества, приобретенного за счет целевых средств, на стоимость его покупки?

Название документа:

Письмо Минфина России ! от 05.02.2010 N 03-03-06/4/9

Комментарий:

Некоммерческая организация обратилась в Минфин за разъяснениями по вопросу о порядке уплаты налога на прибыль при продаже эксплуатировавшегося в уставных целях автомобиля, приобретенного за счет членских взносов.

Финансовое ведомство указало, что некоммерческая организация должна учесть доход от реализации данного имущества. При этом уменьшить его на стоимость приобретения нельзя. Обоснована данная точка зрения следующим образом. В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности не учитываются в доходах, если они используются по назначению. Согласно п. 34 ст. 270 НК РФ указанные средства не включаются в расходы по налогу на прибыль также при условии их использования по назначению. Принимая во внимание данные положения, Минфин указал, что членские взносы, полученные некоммерческой организацией, а также расходы, произведенные за счет таких платежей, не учитываются в целях налога на прибыль. Поэтому в отношении приобретенного за счет целевых поступлений имущества в налоговом учете не формируется первоначальная и остаточная! стоимость. Так как у автомобиля, купленного за счет членских взносов, в налоговом учете нет ни первоначальной, ни остаточной стоимости, поступления от его продажи уменьшить просто не на что. Значит, они полностью включаются в доходы по налогу на прибыль. Свои доводы Минфин подкрепляет судебной практикой (см. Определение ВАС РФ от 04.03.2009 N ВАС-2300/09). Аналогичную точку зрения ранее высказывали московские налоговые органы (Письма УФНС России по г. Москве от 18.06.2009 N 16-15/0617! 25, от 18.04.2008 N 20-12/037687) и некоторые суды (см. Постановление ФАС Уральского округа от 25.12.2008 N Ф09-9907/08-С3).

Однако данный подход не является единственно возможным.

Доход от продажи приобретенного за счет целевого финансирования основного средства можно уменьшить на его остаточную стоимость. Дело в том, что в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 256 НК РФ имущество некоммерческой организации, приобретенное за счет целевых средств и используемое в некоммерческой деятельности, относится к такому виду амортизируемого имущества, на которое амортизация не начисляется. Поэтому, учитывая п. 7 ст. 3 НК РФ (все неустранимые сомнения, противоречия и неясности налогового законодательства толкуются в пользу налогоплательщика) и несмотря на то, что одним из условий признания имущества амортизируемым является погашение его стоимости путем начисления амортизации (п. 1 ст. 256 НК РФ), некоммерческая организация может уменьшить доход от продажи основного средства на его остаточную стоимость согласно пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ. Следует отметить, что первоначальная стоимость основных средств некоммерческой! организации равна их остаточной стоимости, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ последняя определяется как разница между первоначальной стоимостью и суммой начисленной амортизации. Данный вывод подтверждается Минфином России в Письме от 16.07.2008 N 03-03-06/4/48. Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства рассчитывается исходя из расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования. В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами! признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. Дейст вительно, в комментируемом Письме финансовое ведомство правомерно указывает, что расходы, осуществленные за счет целевых поступлений, не учитываются при расчете налога на прибыль. Но это обстоятельство не исключает существования затрат на покупку имущества. Следовательно, первоначальная стоимость основного средства, приобретенного некоммерческой организацией за счет средств целевого финансирования, определяется исходя из данных расходов. Значит, в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ д! оход от продажи указанного имущества можно уменьшить на его первоначал ь ную стоимость. Следует отметить, что такую точку зрения ранее разделяли Минфин России (Письмо от 31.03.2009 N 03-03-06/4/26) и некоторые суды (см. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17.11.2005 N А28-6707/2005-110/29).

Таким образом, некоммерческая организация может уменьшить доход от реализации имущества, приобретенного за счет целевых средств, на стоимость его покупки. Но в данном случае возможны споры с налоговыми органами.

Судебное решение недели

Отказ в возврате суммы возмещения НДС неправомерен даже при наличии недоимки, если решение о ее взыскании приостановлено судом

(Постановление ФАС Центрального округа от 18.01.2010 N А35-1181/09-С2)

В результате камеральной проверки декларации по НДС инспекция приняла решение о возмещении налога. Компания обратилась с заявлением о возврате данной суммы. Однако налоговый орган отказал, так как за организацией числилась недоимка, установленная по итогам ранее проведенной выездной проверки. При этом инспекция указала, что согласно п. 6 ст. 176 НК РФ возврат налога возможен, только если у налогоплательщика нет подлежащей взысканию недоимки. Организация не согласилась с таким ! решением и обжаловала его в суде.

Суд признал решение инспекции об отказе в возврате налога недействительным. При рассмотрении дела было установлено, что принятое по итогам выездной проверки решение налогового органа о взыскании недоимки также обжаловано налогоплательщиком. При этом его действие приостановлено арбитражным судом, так как компания подала ходатайство о применении обеспечительных мер. В целях п. 6 ст. 176 НК РФ под подлежащими взысканию суммами следует понимать суммы, в отношении которых на момент! принятия решения о возврате налоговый орган может применить меры принудительного исполнения обязанности по их уплате. При этом зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет недоимки на основании п. 4 ст. 176 НК РФ является мерой по принудительному взысканию данной недоимки. Поскольку в результате приостановления действия ненормативного правового акта инспекция не может произвести зачет, данная недоимка не считается в целях п. п. 4 и 6 ст. 176 НК РФ подлежащей уплате или взысканию. Таким образом, правовых оснований для отказа компании в возврате суммы возмещения у инспекции не было.

Аналогичной судебной практики нет.


 Подпишитесь: рассылки от КонсультантПлюс

КонсультантПлюс рекомендует БУХГАЛТЕРУ подписаться на следующие рассылки:

  • Новые документы для бухгалтера
  • Консультации по бухучету и налогообложению
  • Схемы корреспонденций счетов
  • НДС: Новости. Практика
  • НДФЛ, ЕСН, взносы: Новости. Практика
  • По страницам журнала "Главная книга"
  • и другие рассылки


Все права защищены © 2010 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное