Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 04.02.2010


КонсультантПлюс Новые документы для бухгалтера
Выпуск от 04.02.2010

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 Бесплатная демонстрация системы КонсультантПлюс

Как быстро найти документ или получить ответ на вопрос по законодательству?

Установите и попробуйте бесплатную демонстрационную версию справочной правовой системы КонсультантПлюс.

 


В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

Содержание обзора

Новости

1. Федеральная налоговая служба дала разъяснения о применении действующей формы декларации по НДФЛ

2. Изменения в справочниках "Коды доходов" и "Коды вычетов", используемых при заполнении сведений о доходах физлиц

3. Как представить декларацию по налогу на прибыль при закрытии ответственного обособленного подразделения

4. Расходы на НИОКР независимо от полученного результата учитываются в течение года после завершения исследования

Комментарии

1. Можно ли привлечь к ответственности в случае представления в установленный срок декларации по НДС за IV квартал 2009 г. по старой форме?

2. Вправе ли родитель отказаться от стандартного вычета на ребенка в пользу другого родителя, если у первого из них отсутствует доход или его размер превысил 280 тыс. руб.?

Судебное решение недели

Продажа по номинальной стоимости векселя, ранее приобретенного по такой же цене, не направлена на получение дохода

Новости

1. Федеральная налоговая служба дала разъяснения о применении действующей формы декларации по НДФЛ

Письмо ФНС России от 21.01.2010 N ММ-22-3/35@ "О декларации по налогу на доходы физических лиц"

Срок сдачи декларации по НДФЛ за 2009 г. - до 30 апреля 2010 г. Однако в действующей форме декларации не отражены изменения, которые были внесены в гл. 23 НК РФ. Так, например, размер стандартного налогового вычета на детей увеличен с 600 до 1000 руб., а сумма дохода налогоплательщика за год, до достижения которой предоставляется данный вычет, - с 40 000 до 280 000 руб. (пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ). Начиная с 2009 г. стандартный вычет в размере 400 руб. за каждый месяц предоставляется работнику до тех пор, пока его доход за год не превысит 40 000 руб., а не 20 000 руб., как было ранее (пп. 3 п. 1 ст. 218 НК РФ). Предельный размер социального налогового вычета увеличен с 100 000 до 120 000 руб. (п. 2 ст. 219 НК РФ). Кроме того, имеется еще ряд показателей, которые не отражены в действующей декларации.

ФНС России сообщила, что на государственную регистрацию в Минюст России направлен Приказ Минфина России от 29.12.2009 N 145н, которым утверждена новая форма 3-НДФЛ и порядок ее заполнения. До официального опубликования и вступления в силу указанного Приказа следует использовать действующую форму декларации по НДФЛ (утв. Приказом Минфина России от 31.12.2008 N 153н), если это не ! препятствует налогоплательщику в определении налоговой базы и суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, с учетом изменений законодательства, относящихся к 2009 г. Аналогичные разъяснения дал Минфин России (Письмо от 21.01.2010 N 03-04! -08/10-8). Налогоплательщики, имеющие право на налоговые вычеты, котор ые не отражены в старой форме декларации (например, в состав социального вычета включается сумма уплаченных физлицом дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии) либо размер которых изменился, смогут подать декларацию по новой форме 3-НДФЛ после госрегистрации, официального опубликования и вступления в силу Приказа Минфина России от 29.12.2009 N 145н.

2. Изменения в справочниках "Коды доходов" и "Коды вычетов", используемых при заполнении сведений о доходах физлиц

Приказ ФНС России от 22.12.2009 N ММ-7-3/708@ "О внесении изменений в Приказ ФНС России от 13.10.2006 N САЭ-3-04/706@"

Сведения о доходах физлиц налоговые агенты предоставляют в инспекцию либо физлицам (по их заявлению) по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 13.10.2006 N САЭ-3-04/706@ (далее - Прик! аз). При заполнении справки 2-НДФЛ используются справочники "Коды доходов" и "Коды вычетов", приведенные в приложении N 2 к Приказу. В связи с изменениями, внесенными в 2009 г. в порядок обложения НДФЛ, в указанных справочниках сделаны некоторые поправки. Отдельные строки из них исключены, частично скорректированы формулировки и введены новые коды. Так, например, предусмотрены коды для доходов от операций с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом которых не являются ценные бумаги или фондовые индексы (15! 35), а также для доходов, полученных работником в натуральной форме в качестве оплаты труда от организаций-сельхозтоваропроизводителей (2791). Коды вычетов дополнены ст! роками 318 (сумма, направленная на погашение процентов по кредитам , полученным в целях рефинансирования кредитов на приобретение жилья), 509 (вычет из суммы доходов, полученных работниками в натуральной форме в качестве оплаты труда! от организаций-сельхозтоваропроизводителей) и 607 (вычет в сумме уплаченных работодателем дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, ! но не более 12 000 в год).

Приказ вступает в силу 9 февраля 2010 г. Сведения о доходах физлиц за 2009 г. (с учетом изменений в кодах доходов и вычетов) необходимо подать в инспекцию до 1 апреля 2010 г. (п. 2 ст. 230 НК РФ).

3. Как представить декларацию по налогу на прибыль при закрытии ответственного обособленного подразделения

Письмо ФНС России от 30.12.2009 N ШС-22-3/990@ "О представлении налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций при закрытии ответственного обособленного подразделения"

Согласно абз. 2 п. 2 ст. 288 НК РФ организация, имеющая несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ, может не распределять прибыль по каждому из них, а уплачивать налог сразу по всем подразделениям через самостоятельно выбранное ответственное обособленное подразделение. Налогоплательщики представляют декларации в инспекции по месту своего нахождения, а если у организации есть обособленные подразделения, т! о и по месту нахождения каждого из них. При применении централизованного порядка уплаты налога декларации подаются ответственным подразделением по месту его нахождения.

Если принято решение о закрытии ответственного обособленного подразделения, то нужно выбрать другое ответственное подразделение, через которое будет осуществляться уплата налога в бюджет субъекта РФ. Об этом налогоплательщик должен уведомить налоговые органы. В рассматриваемом Письме отмечено, что закрытие ответственного подразделения не ведет к прекращению уплаты налога в бюджет соответствующего субъекта РФ, поскольку вновь выбранное подразделение продолжает упла! чивать его с учетом исчисленных ранее авансовых платежей. Декларации за отчетный (налоговый) период подаются в инспекцию по месту нового ответственного подразделения.

ФНС России также разъяснила порядок представления уточненных деклараций за те периоды, когда уплата налога производилась через закрытое обособленное подразделение. Они представляются в налоговый орган по месту нахождения вновь выбранного налогоплательщиком ответственного обособленного подразделения. При этом ОКАТО и КПП указываются те же, которые были в первичных налоговых декларациях.

4. Расходы на НИОКР независимо от полученного результата учитываются в течение года после завершения исследования

Письмо Минфина России от 14.01.2010 N 03-02-07/1-13

Особенности учета расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки предусмотрены ст. 262 НК РФ. Такие затраты можно отнести на расходы независимо от полученного результата исследования. Только порядок их признания несколько различается. Затраты на НИОКР, давшие положительные результаты, учитываются равномерно в течение одного года с начала следующего месяца после завершения исследований (отдельных этапов иссл! едований), причем указанные исследования и разработки должны использоваться в производстве или при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг). Затраты же на НИОКР, которые не дали положительного результата, можно включить в состав прочих расходов равномерно в течение одного года в размере фактически осуществленных расходов сразу после окончания работ.

В Письме ФНС России от 18.08.2009 N 3-2-13/183@ отмечалось, что при получении положительных результатов НИОКР затраты на них не могут учитываться для целей налога на прибыль до момента начала использования исследований в деятельности налогоплательщика. Однако в рассматриваемом Письме финансовое ведомство указало, что предъявление требования об использовании исследований и разработок в производстве или при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) ставит налогоплательщиков, расходы которых на НИОКР привели к положительному результату, в худшие условия, чем ! налогоплательщиков, соответствующие расходы которых не дали положитель ного результата. Поэтому, если иное не предусмотрено п. п. 3 - 5 ст. 262 НК РФ, затраты на НИОКР независимо от полученного результата исследований и разработок правомерно учитывать в расходах равномерно в течение одного года с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором завершены такие исследования (отдельные этапы исследований).

При этом Минфин России разъяснил: если налогоплательщик руководствовался дословным прочтением абз. 2 п. 2 ст. 262 НК РФ и не признавал расходы на НИОКР, давшие положительный результат, до начала их использования, то он может либо подать уточненные декларации за периоды, следующие за месяцем завершения исследований (их отдельных этапов), либо дождаться начала использования исследований (разработок) и учитывать их со следующего меся! ца в течение одного года.

Комментарии

1. Можно ли привлечь к ответственности в случае представления в установленный срок декларации по НДС за IV квартал 2009 г. по старой форме?

Название документа:

Письмо ФНС России от 20.01.2010 N МН-22-3/33@ "Об опубликовании Приказа Минфина России от 15.10.2009 N 104н"

Комментарий:

В выпуске обзора от 20.01.2010 был рассмотрен Приказ Минфина России от 15.10.2009 N 104н, кот! орым утверждена новая форма декларации по НДС. В соответствии с п. 3 данного Приказа отчетность за IV квартал 2009 г. следует заполнять по новой форме. Как отмечалось в обзоре, этот нормативно-правовой акт не был опубликован, а значит, не вступил в силу. Указанный документ был опубликован 20 января 2010 г. в "Российской газете", т.е. в последний день срока представления декларации по НДС за IV квартал 2009 г. (п. 5 ст. 174 НК РФ). В связи с этим Ф Н С России отметила, что с 21 января налоговые декларации за указанный период необходимо представлять только по новой форме. Это касается и уточненных деклараций независимо от того, что первичная была подана по старой форме.

При таких обстоятельствах, даже несмотря на разъяснения финансового ведомства и налоговой службы (Письма Минфина России от 13.01.2010  Минфина РФ от 13.01.2010 N 03-07-15/01)">N 03-07-15/01, ФНС России от 13.01.2010  Минфина РФ от 13.01.2010 N 03-07-15/01)">N ШС-17-3/2@), возможны многочисленные споры по поводу формы представления декларации по НДС за IV квартал 2009 г. И главный вопрос состоит в том, можно ли привлечь к ответственности за подачу отчетности по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 07.11.2006 N 136н? Здесь необходимо отметить следующее. В соответствии с п. 4 ст. 80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии декларации, представленной налогоплательщиком по установленной форме. Значит, если отчетность подана, например, по старой форме, инспекция может отказать в ее приеме. Если налогоплательщик в установленный срок отправил декларацию по почте, то узнать о ее непринятии налоговым органом он может только через некоторое время. В такой ситуации представление отчетности по требуемой форме произойдет, вероятно, уже с нарушением срока, а это повлечет ответственность по ст. 119 НК РФ (Письмо Минфина России от 07.11.2008 N 03-02-07/1-456).

Но в данном случае наложение штрафа будет неправомерным, так как новая форма декларации по НДС за IV квартал 2009 г. может считаться установленной только с 01.04.2010. Это объясняется тем, что согласно п. 1 ст. 5 НК РФ Приказ Минфина России от 15.10.2009 N 104н вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и н! е ранее 1-го числа очередного налогового периода. Следовательно, отказ ать в приеме декларации по НДС за IV квартал 2009 г., представленной по старой форме до 01.04.2010, инспекция не вправе.

Таким образом, отказ в приеме декларации по НДС за IV квартал 2009 г., которая была представлена в установленный срок (до 20.01.2010 включительно), но по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 07.11.2006 N 136н, не влечет ответственности по ст. 119 НК РФ.

2. Вправе ли родитель отказаться от стандартного вычета на ребенка в пользу другого родителя, если у первого из них отсутствует доход или его размер превысил 280 тыс. руб.?

Название документа:

Письмо УФНС России по г. Москве от 22.07.2009 N 20-15/3/075382@

Комментарий:

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ родители имеют право на получение стандартного налогового вычета в размере 1000 руб. на каждого ребенка, который находится на их обеспечении. При этом такой вычет может предоставляться одному из родителей в двойном размере, если один из них откажется от его получения (абз. 10 пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ). Процедура отказа от вычета в Налоговом кодексе РФ не пропис! ана, поэтому на практике возникает много вопросов. Один из них следующ ий: может ли родитель отказаться от вычета, если у него нет дохода, облагаемого НДФЛ по ставке 13 процентов, или размер дохода превысил 280 тыс. руб.?

В комментируемом Письме отмечено, что для получения стандартного вычета на детей в двойном размере родитель должен представить документ, подтверждающий неполучение такого вычета другим родителем. При этом в нем должно быть указано на наличие у последнего дохода, который облагается НДФЛ по ставке 13 процентов и размер которого не должен превышать 280 тыс. руб. Таким образом, московские налоговые органы считают, что при отсутствии такого дохода либо превышении данного лимита родитель не может отказаться от в! ычета. Аналогичной точки зрения придерживаются Минфин России (Письма от 18.08.2009 N 03-04-05-01/639, от 30.07.2009 N 03-04-06-01/199, от 05.03.2009 N 03-04-06-01/52) и ФНС России (Письмо от 01.09.2009 N 3-5-04/1358@): при невыполнении указанных условий у налогоплательщика нет права на вычет, поэтому родитель не может от него отказаться.

Но с данными аргументами можно не согласиться. В соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ и пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ доходы, облагаемые по ставке 13 процентов, уменьшаются на стандартный налоговый вычет на детей. Согласно абз. 2 пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ право на такой вычет имеют родители, на обеспечении которых находится ребенок. Возможность реализации да! нного права зависит от наличия дохода, облагаемого по ставке 13 процен тов, и его величины, так как данный вычет действует до месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года, превысил 280 тыс. руб. (абз. 4 пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ). Следовательно, при отсутствии дохода или превышении установленного ограничения родитель утрачивает не право на данный вычет, а возможность его реализовать. Поэтому он может отказаться от права на стандартный вычет и в такой ситуации. Дополнительные материалы по данному вопросу см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДФЛ и взносам во внебюджетные фонды. Другими словами, в документе, свидетельствующем о неполучении стандартного вычета на детей, можно не указывать на то, что отказавшийся родитель имеет доход, облагаемый по ставке 13 процентов, и что его размер не превышает 280 тыс. руб. В соответствии с абз. 8 пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ стандартный вычет на детей предоставляется на основании документов, подтверждающих право на данный вычет, а не возможность его реализации. Это означает, что такими документами могут являться свидетельство о рождении ребенка, справка о его проживании совместно с родителями, а если они разведены, то соглашение об уплате алиментов или исполнительный лист о перечислении алиментов на содержание детей. Аналогичный перечень содержится в Письмах Минфина России от 23.07.2009 N 03-04-06-01/183, от 23.07.2009 N 03-04-06-01/187.

Таким образом, налоговый агент вправе предоставить работнику стандартный вычет на ребенка в двойном размере, если его супруг, у которого нет дохода, облагаемого НДФЛ по ставке 13 процентов, или его размер превысил 280 тыс. руб., отказался от права на данный вычет. Для этого сотрудник должен написать заявление на вычет и приложить к нему следующие документы: свидетельство о рождении ребенка, справку о проживании ребенка совместно с родителями и заявление супруга об отказе от стандартного вычета с отметкой его работодателя. Документы, подтверждающие наличие или размер дохода у отказавшегося родителя, необязательны. Но такая точка зрения не вызовет одобрения со стороны налоговых органов.

Судебное решение недели

Продажа по номинальной стоимости векселя, ранее приобретенного по такой же цене, не направлена на получение дохода

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.12.2009 N А27-9058/2009)

Компания приобрела по номинальной стоимости простой вексель. Впоследствии данная ценная бумага была продана также по номиналу. В счет оплаты организация получила вексель другого эмитента такой же номинальной стоимости. Когда векселедатель был признан банкротом и ликвидирован, компания включила дебиторскую задолженность по оплате данного векселя в расходы как безнадежный долг. По результатам выездной налоговой проверки инспекция посчитала включение такого убытка в расходы по налогу на прибыль неправомерным, усмотрев в деятельности налогоплательщика признаки необоснованной налоговой выгоды. Компания обратилась в суд.

Суд поддержал налоговый орган и указал, что в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ одним из оснований для признания расходов является их направленность на получение доходов. Проанализировав условия заключенных договоров, суд пришел к выводу, что договоры не предполагали получения налогоплательщиком какой-либо прибыли. Дело в том, что цена продаваемого векселя соответствовала его номинальной! стоимости. Ранее данная ценная бумага приобреталась за такую же сумму. Поэтому дохода от продажи векселя компания не извлекла бы. Таким образом, включив безнадежный долг в расходы, организация получила необоснованную налоговую выгоду.

Аналогичной судебной практики нет.


 Подпишитесь: рассылки от КонсультантПлюс

КонсультантПлюс рекомендует БУХГАЛТЕРУ подписаться на следующие рассылки:

  • Новые документы для бухгалтера
  • Консультации по бухучету и налогообложению
  • Схемы корреспонденций счетов
  • НДС: Новости. Практика
  • НДФЛ, ЕСН, взносы: Новости. Практика
  • По страницам журнала "Главная книга"
  • и другие рассылки


Все права защищены © 2010 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное