Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 18.02.2010


КонсультантПлюс Новые документы для бухгалтера
Выпуск от 18.02.2010

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 Купить систему КонсультантПлюс

По статистике пользователь КонсультантПлюс тратит на поиск нужной ему информации от нескольких десятков секунд до 1 минуты - за это время можно открыть систему и найти нужный документ или описание интересующей вас ситуации.

Доставка и работа по установке БЕСПЛАТНО.


В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

Содержание обзора

Новости

1. ФСС России рекомендовал форму уведомления об открытии (закрытии) счетов в банке

2. С 2010 г. детские пособия индексируются на коэффициент 1,10

3. В поле "Статус плательщика" платежного поручения ФСС России рекомендует указывать код 08

4. Копии документов для инспекции делать на "черновиках" нельзя

5. Для лизингодателя моментом ввода в эксплуатацию предмета лизинга считается дата его передачи лизингополучателю

6. ФНС России разъяснила порядок составления счетов-фактур на сумму предоплаты по договорам поручения, комиссии или агентским договорам

7. Организация может применять УСН, если до 01.01.2010 доля участия других компаний в ее уставном капитале уменьшена до требуемого предела

Комментарии

1. Когда организация прекращает начислять налог на имущество на проданную недвижимость?

2. Облагается ли ЕНВД размещение рекламы в салоне транспортного средства?

Судебное решение недели

Отказ в применении вычетов НДС не влечет ответственности за грубое нарушение правил учета доходов и расходов

Новости

1. ФСС России рекомендовал форму уведомления об открытии (закрытии) счетов в банке

Письмо ФСС России от 28.12.2009 N 02-10/05-13656 <О форме уведомления об открытии и закрытии счета страхователя в банке>

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщики страховых взносов должны сообщать об открытии (закрытии) счета в орган контроля за уплатой таких взносов (ПФР и ФСС). Эту обязанность они исполняют в течение се! ми дней. В рассматриваемом Письме приведена форма уведомления об открытии (закрытии) счета для представления в территориальный орган фонда. Данная форма носит рекомендательный характер.

Кроме того, об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации, индивидуального предпринимателя в ПФР и ФСС должны сообщать и банки (ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Соответствующий документ п! редставляется на бумажном носителе или в электронной форме в течение пяти дней с момента открытия, закрытия или изменения реквизитов счета. При этом порядок сообщения банком указанных сведений в электронной форме устанавливается Центральным банком РФ по согласованию с ПФР и ФСС России. Так, ФСС России разработала примерные формы уведомлений банка об открытии (закрытии) счета, изменении реквизитов счета организации (индивидуального предпринимателя). Они направлены для утверждения в Банк России, и после этого информация будет доведена до кредитных организаций.

2. С 2010 г. детские пособия индексируются на коэффициент 1,10

Письмо ФСС России от 10.12.2009 N 02-10/07-12722 <О порядке индексации пособий в 2010 году>

Некоторые государственные пособия гражданам, имеющим детей, индексируются в соответствии с законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Так, ст. 10 Федерального закона от 02.12.2009 N 308-ФЗ с 1 января 2010 г. размеры детских пособий, предусмотренных ст. 4.2 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", определяются с коэффициентом 1,10. ФСС России разъяснила, что проиндексировать необходимо пособия в размере, установленном на 01.01.2009 с учетом коэффициента 1,13. Так, например, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, с текущего года составляет 412,08 руб., единовременное пособие при рождении ребенка (1 января 2010 г. и позднее) - 10 988,85 руб., минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком 2060,41 руб., за вторым и последующими детьми - 4120,82 руб. Причем суммы пособий до полных рублей не округляются.

В рассматриваемом Письме отмечается, что максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком в 2010 г. составляет 13 833,33 руб. (34 583,33 / 100 x 40). Применение коэффициента индексации к этой предельной сумме, а также в случае исчисления указанного пособия из заработной платы застрахованного лица (в размере 40 процентов среднего заработка) не предусмотрено.

3. В поле "Статус плательщика" платежного поручения ФСС России рекомендует указывать код 08

Письмо ФСС России от 15.01.2010 N 02-13/08-13157 <О порядке заполнения платежных поручений на перечисление страховых взносов>

В связи с заменой ЕСН страховыми взносами перед плательщиками взносов возник вопрос о правильности заполнения поля 101 платежного поручения. В этом поле указывается код статуса плательщика в соответствии с Правилами, установленными Приказом Минфина России от 24.11.2004 N 106н. ФСС России рекомендовал проставлять код 08. Напомним, что Фонд социального страхования РФ осуществляет контроль за исчислением и уплатой взносов на обяз! ательное социальное страхование, Пенсионный фонд РФ администрирует взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование. В Письме от 08.12.2009 N 30/187 ПФР привел образцы заполнения расчетных документов и в поле 101 прост! авлены коды 01 (для организаций) и 09 (для предпринимателей). То есть к единому мнению фонды не пришли.

Согласно Правилам (утв. Приказом Минфина России от 24.11.2004 N 106н) код 01 предусмотрен для налогоплательщика (плательщика сборов) - юридического лица, а код 09 - для налогоплательщика (плательщика сборов) - индивидуального предпринимателя. Код 08 соответствует статусу "плательщик иных платежей, осуществляющий перечисление платежей в бюджетную систему Российской Федерации (кроме платежей, администрируемых налоговыми органами)". Очевидно, что из перечисленных кодов для плательщиков страховых взносов более подходит именно код 08. Поэтому при заполнении платежных поручений на перечисление взносов во внебюджетные фонды лучше использовать этот код. Отметим, что неправильное указание в расчетном документе кода плательщика не влечет неуплаты взносов.

4. Копии документов для инспекции делать на "черновиках" нельзя

Письмо Минфина России от 01.02.2010 N 03-02-07/1-35

Инспектор при проведении налоговой проверки вправе истребовать у проверяемого лица необходимые документы. Их копии заверяются подписью руководителя (заместителя руководителя) или иного уполномоченного лица и печатью организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Вправе ли налогоплательщик изготавливать копии документов на "черновиках", т.е. листах, оборотная сторона которых содержит информацию?

Согласно Правилам делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 N 477) копией документа является документ, полностью воспроизводящий информацию подлинника и его внешние признаки. Для придания копии юридической силы на ней проставляются необходимые реквизиты. Пунктом 3.27 ГОСТ Р 6.30-2003 установлено, что на оборотной стороне последнего листа должны располагаться инициалы, фамилия и номер телефона исполнителя этого документа.

Исходя из этого, финансовое ведомство указало, что на представляемых копиях должна быть отражена только та информация, которая необходима для целей налогового контроля. Следовательно, копии документов для инспекции нужно делать на чистой бумаге.

5. Для лизингодателя моментом ввода в эксплуатацию предмета лизинга считается дата его передачи лизингополучателю

Письмо Минфина России от 26.01.2010 N 03-03-06/1/24

Договором лизинга может быть предусмотрено, что предмет лизинга учитывается на балансе лизингодателя, а значит, данное лицо будет амортизировать данное имущество (п. 10 ст. 258 НК РФ). Согласно п. 4 ст. 259 НК РФ амортизация начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода объекта в эксплуатацию. Финансовое ведомство разъяснило, какой момент для лизингодателя является датой ввода предмета лизинга в эксплуатацию. В рассматриваемом Письме указано, что целью приобретения имущества лизингодателем является передача его в лизинг лизингополучателю. Следовательно, в данной ситуации момент ввода предмета лизинга в эксплуатацию лизингодателем определяется по дате передачи имущества лизингополучателю. При этом неважно, совпадает или нет в договоре дата начала уплаты лизинговых платежей с моментом принятия основного средства к учету лизингополучателем.

Однако ранее Минфин России в Письме от 27.04.2009 N 03-03-06/1/281 отмечал, что в соответствии с п. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ обязательства лизингополучателя по уплате лизинговых платежей наступают с момента начала использования им предмета лизинга, если иное не предусмотрено договором лизинга. Поэтому если лизингополучатель в соответствии с договором уплачивает лизинговые платежи за пользование имуществом, которое не введено в эксплуатацию, то обстоятельств, ограничивающих право лизингодателя амортизировать эт! от предмет лизинга в налоговом учете, нет. Амортизация начисляется с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем передачи предмета лизинга лизингополучателю, если в договоре лизинга есть условие об обязательстве последнего по уплате лизинговых платежей с момента такой передачи. Если же такого условия нет, лизингодатель начисляет амортизацию с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода предмета лизинга лизингополучателем в эксплуатацию.

6. ФНС России разъяснила порядок составления счетов-фактур на сумму предоплаты по договорам поручения, комиссии или агентским договорам

Письмо ФНС России от 04.02.2010 N ШС-22-3/85@ "По вопросу составления счетов-фактур по оплате, частичной оплате, полученной в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, и применения налоговых вычетов при осуществлении посреднических операций в соответствии с положениями Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В 2009 г. в Постановление Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 внесены изменения, которые, в частности, коснулись порядка составления счетов-фактур при оказании посреднических услуг по договору комиссии (агентскому договору). В рассматриваемом Письме ФНС России разъяснила правила заполнения счетов-фактур в общеустановленном порядке и при п! олучении предварительной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (р абот, услуг, имущественных прав) в двух ситуациях:

1) при реализации комитентом (принципалом) товаров, работ, услуг, имущественных прав от имени комиссионера (агента);

2) при приобретении для комитента (принципала) товаров, работ, услуг, имущественных прав от имени комиссионера (агента).

В Письме подробно изложено, какие графы счета-фактуры необходимо заполнить каждой из сторон договора комиссии (агентского договора), а в каких поставить прочерки. Кроме того, отмечено, что указанным порядком заполнения счетов-фактур при реализации (приобретении) товаров (работ, услуг, имущественных прав) от имени комиссионера (агента) также следует руководствоваться и в том случае, если комиссионер (агент) не является плательщиком НДС или освобожден от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст. 145 НК РФ.

7. Организация может применять УСН, если до 01.01.2010 доля участия других компаний в ее уставном капитале уменьшена до требуемого предела

Письмо Минфина России от 29.01.2010 N 03-11-06/2/10

Организации и индивидуальные предприниматели, которые пожелали перейти на УСН с 2010 г., должны были в период с 1 октября по 30 ноября 2009 г. подать в инспекцию соответствующее заявление (п. 1 ст. 346.13 НК РФ). При этом в Налоговом кодексе РФ есть ограничения для применения данного спецрежима. Одно из них заключается в том, что организации, в которых доля участия других компаний составляет более 25 процентов, не вправе применять указанный спецрежим (пп. 14 п. 3 ст. 346.12< /a> НК РФ). Если на момент подачи заявления о переходе на применение УСН данное условие не соблюдается, то организация получит из инспекции уведомление о невозможности применения УСН. Однако Минфин разъяснил, что если до 1 января 2010 г. в учредительные документы внесены изменения и соотношение доли участников приведено в соответствие с требованиями Налогового кодекса РФ, то организация вправе применять УСН с 2010 г.

Напомним, что аналогичное разъяснение финансовое ведомство дало также в отношении соблюдения предела численности работников для целей применения УСН (подробнее см. выпуск обзора от 16.12.2009).

Комментарии

1. Когда организация прекращает начислять налог на имущество на проданную недвижимость?

Название документа:

Письмо Минфина России от 28.01.2010 N 03-0! 5-05-01/02

Комментарий:

При осуществлении хозяйственной деятельности компаниям может понадобиться продать свое недвижимое имущество. Обычно в таком случае после подписания акта приема-передачи помещение поступает в пользование покупателя. Но до государственной регистрации перехода права данный объект остается в собственности продавца (п. 2 ст. 223, п. 1 ст. 551 ГК РФ). Данная процедура может затянуться на длительное время, и тогда перед продавцом возникает вопрос: уплачивать ли налог на имущество и после подписания акта приема-передачи, дожидаясь госрегистрации права собственности на недвижимость за покупателем?

В комментируемом письме Минфин разъяснил, когда организация прекращает уплачивать налог на имущество в случае продажи объекта недвижимости. По мнению финансового ведомства, это происходит только после государственной регистрации перехода права собственности. Обосновывается данная точка зрения следующим. В соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ налогом на имущество организаций облагается недвижимость, которая учитывается на балансе по правилам бухгалтерского учета как основное! средство. В бухучете доход от продажи основных средств признается в п орядке, установленном для признания выручки (п. 12 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99", утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н). Одним из условий для признания выручки является переход права собственности на товар к покупателю. Следовательно, продавец не может списать с баланса основное средство (недвижимость) до признания выручки от его реализации. Поскольку согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ права на недвижимость подлежат госрегистрации, организация должна уплачивать налог на имущество в отношении проданной недвижимости до момента получения покупателем свидетельства о праве собственности на этот объект. Данная точка зрения уже неоднократно высказывалась Минфином России (Письма от 10.06.2009 N 03-05-05-01/32, от 26.12.2008 N 03-05-05-01/75).

Однако такой подход не является единственно возможным. После передачи недвижимости покупателю по акту приема-передачи продавец может не уплачивать налог на имущество. В подтверждение этой точки зрения можно привести следующие аргументы. В соответствии с п. 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01" (утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н) имущество принимается к у! чету как основное средство, если одновременно выполняются условия: во-первых, объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг; во-вторых, срок использования объекта должен составлять свыше 12 месяцев; в-третьих, перепродажа этого объекта не планируется; в-четвертых, объект способен приносить доход в будущем. Согласно п. 1 ст. 556 ГК РФ со дня подписания акта обязанность продавца по передаче недвижимости считается выполненной. Следовательно, с этого момента объект недвижимости выбывает из владения п! родавца и, соответственно, уже не отвечает перечисленным в п. 4 ПБУ 6/01 признакам основного средства, среди которых госрегистрация права собственности не указана. При этом стоимость основного средства списывается с бухгалтерского учета в случае его выбытия или неспособности приносить доход в будущем (п. 29 ПБУ 6/01). Данные обстоятельства также имеют место в рассматриваемой ситуации.

Таким образом, обязанность по уплате налога на имущество прекращается у продавца после подписания акта приема-передачи объекта недвижимости. Дожидаться государственной регистрации перехода права собственности необязательно. Однако в данном случае могут возникнуть претензии со стороны налоговых органов.

2. Облагается ли ЕНВД размещение рекламы в салоне транспортного средства?

Название документа:

 Минфина РФ от 25.01.2010 N 03-11-09/03)">Письмо ФНС Ро! ссии от 04.02.2010 N ШС-17-3/21@ "О направлении письма Минфина России от 25.01.2010 N 03-11-09/03 по вопросу о возможности отнесения предпринимательской деятельности в сфере размещения рекламы на внутренних поверхностях транспортных средств к предпринимательской деятельности по размещению рекламы на транспортных средствах, предусмотренной пп. 11 п. 2 ст. 346.26 НК РФ" (вместе с <Письмом> Минфина России от 25.01.2010 N 03-11-09/03)

Комментарий:

Нередко рекламу товаров, работ, услуг можно увидеть в салонах автобусов, маршрутных такси. До 1 января 2009 г. согласно пп. 11 п. 2 ст. 346.26, абз. 36 ст. 346.27 НК РФ единым налогом на вмененный доход облагались размещение рекламы на крышах, боковых поверхностях кузовов транспортных средств, а также установка на них рекламных щитов, табличек, электронных табло и иных средств рекламы. Финансовое ведомство разъясняло, что расположение рекламной информации внутри салонов автобусов, автомобилей не облагается данным налогом (Письма Минфина России от 19.08.2008 N 03-11-05/199, от 17.03.2006 N 03-11-04/3/140). Действующая редакция указанной нормы не содержит такого четкого определения данного вида деятельности, как было ранее.

Федеральная налоговая служба направила нижестоящим налоговым органам для использования в работе  Минфина РФ от 25.01.2010 N 03-11-09/03)">Письмо Минфина России от 25.01.2010 N 03-11-09/03, в котором разъяснено, что размещение рекламы внутри транспортного средства облагается ЕНВД. В обоснование данной точки зрения приведены следующие аргументы. В соответствии с пп. 11 п. 2 ст. 346.26 НК РФ единым налогом облагается размещение рекламы на транспортных средствах. При этом данная предприн! имательская деятельность должна осуществляться с соблюдением требовани й Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (абз. 36 ст. 346.27 НК РФ). Поскольку данный Закон (ст. 20) не предусматривает разделения рекламы на распространяемую внутри и снаружи транспортных средств, это означает, что он регулирует оба вида данной деятельности. Следовательно, размещение рекламы на внутренних поверхностях транспортных средств облагается ЕНВД.

Такие разъяснения могут быть выгодны тем организациям, которые занимаются нанесением рекламы как внутри транспорта, так и снаружи, потому что им не нужно в этом случае вести раздельный учет и уплачивать обязательные платежи в соответствии с общей системой налогообложения (п. 4, п. 7 ст. 346.26 НК РФ). Кроме того, налоговая база определяется как количество транспортных средств с размещенной на них рекламой (п. 3 ст. 346.29 НК РФ). Следовательно, сумма ЕНВД в отношении деятельности по размещению рекламы как внутри, так и снаружи транспорта та же, что и в отношении размещения рекламы только снаружи. Данный порядок логично было бы применять уже с 1 января 2009 г., так как именно тогда вступила в силу новая редакция абз. 36 ст. 346.27 НК РФ, в которой не уточняется вопрос расположения рекламной информации на транспорте. Однако в конце 2008 г. Минфин давал следующие разъяснения по этому вопросу: размещение рекламы внутри транспо! ртного средства не облагается ЕНВД и после 1 января 2009 г., поскольку такой вид деятельности не предусмотрен гл. 26.3 НК РФ (Письмо от 19.11.2008 N 03-11-03/25). Поэтому с учетом комментируемого  Минфина РФ от 25.01.2010 N 03-11-09/03)">Письма к рекламным компаниям, которые в 2009 г. к размещению рекламы в салоне транспортных средств применяли общий режим налогообложения могут возникнуть претензии со стороны налоговых органов.

В связи с этим отметим, что обосновать правомерность применения общего режима в отношении деятельности по размещению рекламной информации внутри транспортных средств можно следующим образом. Формулировка нормы пп. 11 п. 2 ст. 346.26 НК РФ звучит так: единым налогом облагается размещение рекламы на транспортных средствах. Действительно, ни Налоговый кодекс РФ, ни Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", ни другие нормативные акты не позволяют о! днозначно ответить на вопрос, подпадает ли под обложение ЕНВД размещен ие рекламы внутри автобуса, такси и т.п. Тогда обратимся к лексическому толкованию нормы. Для определения значения предлога "на" можно использовать толковый словарь русского языка, согласно которому предлог "на" употребляется при обозначении поверхности, на которой сверху располагается что-нибудь. При этом слово "поверхность" обозначает наружную сторону чего-нибудь (Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1997. С. 373, 528). Получается, что под размещением рекламы на транспортном средстве следует понимать нанесение ее на наружную сторону автобуса, такси и пр. Значит, при размещении рекламной информации в салоне автобуса налогоплательщику не нужно платить ЕНВД, а он должен применять в отношении данной деятельности общий режим налогообложения. Отметим также, что согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах толкуются в пользу налогоплательщика.

Таким образом, компаниям, которые размещают рекламу как внутри, так и снаружи транспортных средств, выгоднее уплачивать ЕНВД. Если к данным организациям возникнут претензии со стороны налоговых органов по вопросу уплаты единого налога при распространении рекламной информации внутри транспорта за 2009 г., то налогоплательщики могут воспользоваться указанными выше рекомендациями.

Судебное решение недели

Отказ в применении вычетов НДС не влечет ответственности за грубое нарушение правил учета доходов и расходов

(Постановление ФАС Поволжского округа от 20.11.2009 N А06-116/2009)

В ходе выездной проверки компания не исполнила требования инспекции о представлении документов, подтверждающих вычеты НДС. Поэтому контрольное мероприятие было проведено только на основании налоговых деклараций. Инспекция посчитала, что организация неправомерно приняла "входной" НДС к вычету. По ее мнению, это повлекло занижение налоговой базы. По итогам проверки было вынесено решение о привлечении компании к ответственности по п. 3 ст. 120 НК РФ за грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения. Организация обратилась за защитой своих прав в суд.

Суд признал решение инспекции недействительным, так как в ходе разбирательства налогоплательщик представил подтверждающие вычеты документы. Замечаний к их содержанию налоговым органом высказано не было. Кроме того, суд указал, что п. 3 ст. 120 НК РФ предусмотрена ответственность за грубое нарушение организацией правил учета доходов, расходов ил! и объектов налогообложения, если такие действия совершены в течение одного налогового периода и повлекли занижение налоговой базы. Однако из решения инспекции не следовало, что в ходе проверки было установлено занижение налоговой базы. Напротив, сведения компании и данные контролирующего органа, касающиеся базы для исчисления налога, полностью совпадали. Учитывая такие обстоятельства, суд указал, что принятие НДС к вычету приводит к изменению исчисленной суммы налога, а не налоговой базы. Поэтому отказ в его применении автоматически не влечет ответственности по п. 3 ст. 120 НК РФ, если нет доказательств занижения базы для расчета обязательного платежа.

Аналогичные выводы содержатся в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 04.08.2006 N А11-18184/2005-К2-22/723.


 Подпишитесь: рассылки от КонсультантПлюс

КонсультантПлюс рекомендует БУХГАЛТЕРУ подписаться на следующие рассылки:



Все права защищены © 2010 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное