Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 13.08.2009


КонсультантПлюс Новые документы для бухгалтера
Выпуск от 13.08.2009

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 Бесплатная демонстрация системы КонсультантПлюс

Как быстро найти документ или получить ответ на вопрос по законодательству?

Установите и попробуйте бесплатную демонстрационную версию справочной правовой системы КонсультантПлюс.

 


В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

Содержание обзора

Новости

1. Ставка рефинансирования ЦБ РФ: очередное понижение

2. Пленум ВАС РФ дал разъяснения по наиболее актуальным вопросам, касающимся исчисления земельного налога

3. Организации не обязаны подавать бухгалтерскую отчетность в электронном виде

4. Родитель, уплачивающий алименты, вправе воспользоваться стандартным вычетом на ребенка

5. Досудебный порядок обжалования решения инспекции применяется только по решениям, принятым после 31 декабря 2008 г.

6. Утверждены новые формы статистического наблюдения

Комментарии

1. Признается ли налоговым агентом по НФДЛ российская организация-арендатор, производящая выплаты по договору аренды физическому лицу?

2. Включается ли в первоначальную стоимость государственная пошлина, уплаченная за регистрацию прав собственности на объект недвижимости?

Судебное решение недели

Организация вправе признавать расходы на аренду участков для обустройства гостевых стоянок

Новости

1. Ставка рефинансирования ЦБ РФ: очередное понижение

Указание ЦБ РФ от 07.08.2009 N 2270-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

Ставка рефинансирования снова снижена, однако уменьшение ее значения несколько замедлилось. Теперь ставка была снижена на 0,25 процентного пункта (а не на 0,5, как это происходит в последнее время), и начиная с 10 августа она составляет 10,75 процента годовых. Напомним, предыдущее понижение произошло 13 июля текущего года: значение ставки было снижено с 11,5 до 11 процентов годовых.

2. Пленум ВАС РФ дал разъяснения по наиболее актуальным вопросам, касающимся исчисления земельного налога

Постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога"

Пленум ВАС РФ дал разъяснения по многим спорным вопросам, касающимся исчисления и уплаты земельного налога. В первую очередь было рассмотрено, с какого момента владелец участка становится плательщиком земельного налога. Судебная практика по данной проблеме неоднородна: суды отмечают, что обязанность по уплате возникает с момента, когда землепользователю выдается правоустанавливающий документ на участок (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.03.2009 N А33-13051/08-Ф02-967/09). Однако при этом есть решения, в которых кассационная инстанция доначисляла налог фактическому землепользователю, права которого на землю не были должным образом оформлены (Постановления Президиума ВАС РФ от 12.07.2006 N 11991/05, ФАС Северо-Кавказского округа от 14.05.2008 N Ф08-2625/2008). Причем следует иметь в виду, что имеющиеся два решения ВАС, в которых наличие правоустанавливающего документа было признано необязательным для начисления налога, не изменили судебную практику: многие суды до ! сих пор считают доначисление налога на землю, права на которую не офор м лены должным образом, неправомерным. Пленум же ВАС РФ подтвердил, что плательщиком земельного налога является лицо, зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним как собственник участка, пользователь или владелец, чье право удостоверено соответствующим документом. Кроме того, Пленум уточнил, что объект налогообложения возникает только тогда, когда конкретный земельный участок сформирован и ему присвоен кадастровый номер. Единственное исключение - реорганизация юрлица, при которой его правопреемник становится плательщиком земельного налога независимо от того, зарегистрирован ли переход права на землю.

Также были даны разъяснения по расчету налога с участков, для которых не установлена кадастровая стоимость, по неосвоению участка, приобретенного для жилищного строительства, и уплате налога с участка, расположенного под многоквартирным домом. Отметим, что все рассмотренные вопросы были разрешены Пленумом ВАС в пользу налогоплательщиков.

3. Организации не обязаны подавать бухгалтерскую отчетность в электронном виде

Письмо Минфина России от 24.07.2009 N 03-02-07/1-385

В соответствии с п. 6 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерская отчетность составляется, хранится и представляется на бумажных носителях. При наличии технических возможностей и с согласия пользователей организация может представлять отчетность в электронном виде. Однако, как указал Минфин, обязанность подавать ее именно в электронном виде налоговым законодательством не установлена. Из чего можно сделать вывод, что за непредставление бухгалтерской отчетности в электронном виде организацию привл! ечь к ответственности по ст. 126 НК РФ нельзя.

4. Родитель, уплачивающий алименты, вправе воспользоваться стандартным вычетом на ребенка

Письмо Минфина России от 27.07.2009 N 03-04-05-01/589

Стандартный вычет предоставляется на каждого ребенка налогоплательщикам, на обеспечении которых находится ребенок и которые являются его родителями или супругами родителей (пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ). Если у ребенка имеются оба родителя (как состоящие, так и не состоящие в браке), налоговый вычет в однократном размере предоставляется каждому из них. Минфин пришел к следующему выводу: определить, находится ли ребенок на обеспечении ! родителя, можно в соответствии с положениями гл. 13 Семейного кодекса РФ "Алиментные обязательства родителей и детей". Соответственно, если родитель уплачивает алименты в порядке и размере, установленных СК РФ, то он может воспользоваться стандартным вычетом на ребенка.

Напомним, что относительно недавно финансовое ведомство придерживалось противоположной точки зрения. В Письме от 21.05.2009 N 03-04-06-01/117 оно указало следующее: уплата родителем алиментов не означает, что реб! енок находится на его содержании, поскольку размер алиментов может быть незначительным, что не позволит должным образом обеспечить ребенка. Данная позиция Минфина была подробно рассмотрена в выпуске обзора от 10.06.2009.

5. Досудебный порядок обжалования решения инспекции применяется только по решениям, принятым после 31 декабря 2008 г.

Пис! ьмо Минфина России от 23.07.2009 N 03-02-07/1-381

С 1 января текущего года вступили в силу изменения в ст. 101.2 НК РФ, регламентирующую порядок обжалования решений налогового органа. В соответствии с п. 5 действующей редакции данной статьи решение инспекции о привлечении или решение об отказе в привлечении к ответственности за налоговое правонарушение может быть оспорено в суде только после обжалования в вышестоящем налоговом органе. Причем указанное положение применяется к правоотношениям, возникающим с 1 января 2009 г. Как указал Минфин, это означает, что процедура досудебного обжалования обязательна только для тех решений инспекции, которые были приняты начиная с 1 января 2009 г. Соответственно, если решение было подписано раньше, его можно оспорить сразу в суде, даже при условии проведения судебного разбирательства уже в 2009 г.

6. Утверждены новые формы статистического наблюдения

Приказ Росстата от 10.07.2009 N 132 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за основными фондами, строительством и инвестициями в нефинансовые активы"

Росстат утвердил несколько новых форм статистического наблюдения для поквартальной и годовой отчетности организаций. Годовые формы отчетности необходимо будет подавать, начиная с отчета за 2009 г. Первая форма (N 11) утверждена для всех организаций, кроме некоммерческих и субъектов малого предпринимательства. По ней будут представляться сведения о наличии, составе и движении основных фондов, а также др! угих нефинансовых активов. Компании должны будут подать ее до 1 апреля следующего года. Для некоммерческих организаций предусмотрена форма N 11 (краткая), которая подается в те же сроки и за тот же период, но порядок ее заполнения упрощен и информации в ней нужно отражать гораздо меньше. Еще одна годовая форма отчетности установлена для крупных лизинговых компаний. Она подается до 10 февраля и содержит разнообразные сведения о работе лизинг! одателя (стоимость договоров финансовой аренды, источники лизинга, дли тельность работы на рынке, количество сотрудников и иные показатели деятельности компании).

Для коммерческих организаций, численность работников которых превышает 15 человек, также установлена форма поквартальной отчетности об инвестициях в нефинансовые активы (N П-2). Представлять ее необходимо до 20-го числа (включительно) месяца по окончании налогового периода, начиная с отчета за I квартал 2010 г. В бланке нужно будет отражать произведенные компанией инвестиции, а также их источники.

Комментарии

1. Признается ли налоговым агентом по НФДЛ российская организация-арендатор, производящая выплаты по договору аренды физическому лицу?

Название документа:

Письмо Минфина России от 20.07.2009 N 03-04-06-01/178

Комментарий:

На практике нередки случаи, когда российская организация арендует у физического лица земельный участок, нежилое помещение или иное имущество. Кто в такой ситуации должен перечислять НДФЛ в бюджет с дохода арендодателя-физлица: организация как налоговый агент или собственник имущества самостоятельно? Минфин и ФНС России по данному вопросу уже давно заняли определенную позицию: компания, производящая выплаты физическому лицу по договору аренды, является налоговым агентом и должна рассчитать и уплатить в бюджет НДФЛ с таких сумм (Письма Минфина России от 03.06.2009 N 03-04-05-01/428, от 07.04.2009 N 03-04-06-01/83, от 11.11.2008 N 03-04-05-01/417, ФНС России от 02.10.2008 N 3-5-04/564@). Доводы при этом следующие.

Доходы физических лиц, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, облагаются НДФЛ (пп. 4 п. 1 ст. 208, ст. 209 НК РФ). По общему правилу российские организации, от которых налогоплательщик получил доходы, признаются налоговыми агентами (абз. 1 п. 1 ст. 226 НК РФ). Причем удерживать НДФЛ нужно со всех доходов физлица, выплачиваемых налоговым агентом, за исключением ! указанных в ст. ст. 214.1, 227 и 228 НК РФ. Согласно пп. 1 п 1 ст. 228 НК РФ физлица самостоятельно исчисляют и уплачивают НДФЛ при получении вознаграждений по договорам аренды имущества от организаций, не являющихся налоговыми агентами. Поэтому, по мнению контролирующих органов, только иностранная компания-арендатор не обязана исчислять, удерживать и перечислять в бюджет налог с сумм арендной платы, выплачиваемой арендодателю-физлицу, российская же организация в данной ситуации признается налоговым агентом на основании ст. 22! 6 НК РФ и должна при фактической выплате дохода удержать НФДЛ.

Здесь необходимо отметить следующее.

Общее определение понятия "налоговый агент" содержится в п. 1 ст. 24 НК РФ: это лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ. Для целей НДФЛ в силу п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых налогоплател! ьщик получил доходы, признаются налоговыми агентами. В п. 2 этой же статьи содержится исключение, при буквальном толковании которого получается, что российская организация не является налоговым агентом при выплате доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. ст. 214.1, 227 и 228 НК РФ. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 228 НК РФ организация, которая не является налоговым агентом на основании заключенных трудовых или гражданско-правовых договоров (включая договоры найма или аренды имуще! ства), не должна удерживать НДФЛ при выплате налогоплательщику дохода в виде арендной платы. Следовательно, если при аренде имущества у физлица в договоре отсутствует условие об уплате НДФЛ в бюджет организацией-арендатором с арендной платы, налог перечисляется арендодателем самостоятельно. Аналогичный вывод сделал ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 29.07.2008 N Ф04-4605/2008(8854-А03-27), указав, что если в договоре аренды имущества с физлицом не предусмотрена обязанность компании удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ с суммы арендной платы, то организация не признается налоговым агентом на основании пп. 4 п. 1 ст. 228 НК РФ. Подробнее см. Энциклопедию спорных ситуаций по НДФЛ, ЕСН, взносам.

Таким образом, в данной ситуации наиболее безопасным для налогоплательщиков является следующий подход: физические лица уплачивают налог самостоятельно, если арендная плата поступает от иностранной организации-арендатора, а если имущество у физлица арендует российская компания, то она как налоговый агент удерживает НДФЛ с сумм арендной платы. Иную позицию по данному вопросу придется отстаивать в суде.

2. Включается ли в первоначальную стоимость государственная пошлина, уплаченная за регистрацию прав собственности на объект недвижимости?

Название документа:

Письмо Минфин! а России от 18.05.2009 N 03-05-05-01/26

Комментарий:

Финансовое ведомство рассмотрело порядок учета для целей налога на прибыль государственной пошлины, которая уплачена за регистрацию перехода прав на объект недвижимости, переданный в уставный капитал организации. Разъяснения Минфина таковы: поскольку в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ в первоначальную стоимость основного средства включаются все затраты, связанные с его приобретением (сооружением, изготовлением, доставкой) и довед! ением до состояния, в котором оно пригодно для использования, сумма госпошлины за регистрацию прав на недвижимое имущество также учитывается в первоначальной стоимости. Подобную точку зрения Минфин России уже высказывал (Письма от 27.03.2009 N 03-03-06/1/195, от 01.06.2007 N 03-03-06/2/101).

Однако в более раннем Письме от 16.02.2006 N 03-03-04/1/116 финанс! овое ведомство указывало, что государственная пошлина как федеральный сбор, учитываемый в составе прочих расходов, согласно п. 1 ст. 257 НК РФ в первоначальную стоимость основных средств не включается. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в целях формирования прибыли относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. ФАС Уральского округа в Постановлениях от 25.11.2008 N Ф09-8694/08-С3 и от 30.01.2008 N Ф09-57/08-С3 пришел к выводу, что регистрация транспортного средства в органах ГИБДД не является доведением его до состояния пригодности для использования, следовательно, расходы на регистрацию не включаются в первоначальную стоимость транспортного средства. Аналогичный вывод можно сделать и в отношении объекта недвижимости: его госрегистрация не влияет на готовность здания к использованию, поэтому сумма госпошлины за регистрацию прав на него может учитываться в составе расходов единовременно.

Таким образом, при передаче объекта недвижимости в уставный капитал организации суммы госпошлины, уплаченные за регистрацию прав на указанное основное средство, не включаются в его первоначальную стоимость, а относятся на прочие расходы на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ. Однако в данной ситуации возможны претензии со стороны налоговых органов.

Судебное решение недели

Организация вправе признавать расходы на аренду участков для обустройства гостевых стоянок

(Постановление ФАС Московского округа от ! 19.08.2008 N КА-А40/7516-08)

Компания предоставляла в аренду места на открытом рынке и в торговом комплексе. Для обустройства бесплатных гостевых стоянок (без права коммерческого использования) рядом с этим объектами были арендованы земельные участки. Инспекция отказала организации в признании арендных платежей расходами по налогу на прибыль, указав, что доход при эксплуатации данных автостоянок не определен, поэтому платежи нельзя отнести к деятельности налогоплательщика, связанной с получением дохода.

Суд обратил внимание на то, что спорные стоянки фактически используются для обслуживания комплексов, части которых налогоплательщик сдавал в аренду. Кассационная инстанция пришла к выводу, что затраты на организацию и содержание бесплатных автостоянок являются для налогоплательщика экономически оправданными, направленными на получение арендной платы за торговые места. Ведь увеличение количества посетителей влечет рост числа арендаторов, а значит, дает возможность повышать арендную плату.

Аналогичной судебной практики нет.

Отметим, что Минфин России не согласен с позицией ФАС Московского округа: в Письме от 15.11.2006 N 03-03-04/2/241 финансовое ведомство указало, что платежи за аренду участка под обустроенную автостоянку для сотрудников и клиентов налогоплательщика не включаются в расходы по налогу на прибыль.


 Подпишитесь: рассылки от КонсультантПлюс

Налог на прибыль: Новости. Практика
Есть вопрос по уплате налога? Интересует разрешение судебного спора и влияние прецедента на практику дальнейшего рассмотрения дел? Вам сюда: каждый месяц все самое актуальное и интересное по налогу на прибыль.



Все права защищены © 2009 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное