Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 06.08.2009


КонсультантПлюс Новые документы для бухгалтера
Выпуск от 06.08.2009

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 Купить систему КонсультантПлюс

По статистике пользователь КонсультантПлюс тратит на поиск нужной ему информации от нескольких десятков секунд до 1 минуты - за это время можно открыть систему и найти нужный документ или описание интересующей вас ситуации.

Доставка и работа по установке БЕСПЛАТНО.

 


В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

Содержание обзора

Новости

1. Утвержден порядок представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов деятельности

2. Компании, применяющие УСН, не обязаны подавать бухгалтерскую отчетность в налоговые органы

3. Подтвердить ущерб от стихийных бедствий для получения отсрочки или рассрочки по уплате налогов можно заключением МЧС

4. Установлены новые нормы расходов по ЕСХН от падежа птицы и животных

5. Компенсации, выплаченные работнику за задержку зарплаты и иных аналогичных выплат, не облагаются НДФЛ

6. Выходное пособие, предусмотренное дополнительным соглашением к контракту, включается в расходы по налогу на прибыль

Комментарии

1. С 2010 г. ЕСН заменяется страховыми взносами

1.1. Тарифы для плательщиков страховых взносов

1.2. Порядок уплаты страховых взносов и представление отчетности

1.3. Плательщики страховых взносов и контроль за уплатой взносов

1.4. Объект и база обложения страховыми взносами

1.5. Суммы, не облагаемые страховыми взносами

1.6. Изменения в налоговое законодательство (НДФЛ, налог на прибыль и спецрежимы налогообложения)

1.7. Выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком

2. Может ли организация, применяющая УСН, учесть в расходах комиссию банка за изготовление зарплатных карт?

Судебное решение недели

При обнаружении инспекцией прибыли, не отраженной в декларации за текущий период, налогоплательщик вправе перенести на этот период убытки прошлых лет

Новости

1. Утвержден порядок представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов деятельности

Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 N 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности"

В соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ с 1 июля 2009 г. организации и предприниматели обязаны извещать уполномоченные органы о начале ведения деятельности в определенных сферах. Правительство РФ утвердило порядок подачи таких уведомлений. Так, в первую очередь был опубликован перечень видов деятельности, в отношении котор! ых действует уведомительный порядок. К ним относятся гостиничные, некоторые бытовые услуги, услуги общественного питания, производство текстильных материалов, одежды, обработка древесины, издательская и полиграфическая деятельность. Уведомление по форме, установленной Правительством РФ, подается (или направляется по почте) в двух экземплярах в уполномоченный орган. Данные органы определены рассматриваемым Постановлением для каждого вида деятельности. К уведомлению необходимо приложить копии выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, а также свидетельства о постановке на налоговый учет. После регистрации в соответствующем органе один из экземпляров уведомления направляется обратно подавшему его лицу.

Уполномоченный орган, зарегистрировавший уведомление, необходимо также ставить в известность об изменении своего местонахождения и о реорганизации компании. Такие сведения вместе с копиями подтверждающих документов подаются в произвольной форме в течение 10 дней с момента внесения изменений.

2. Компании, применяющие УСН, не обязаны подавать бухгалтерскую отчетность в налоговые органы

Письмо ФНС России от 15.07.2009 N ШС-22-3/566@ "Об отсутствии обязанности по представлению в налоговые органы бухгалтерской отчетности организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения"

Федеральная налоговая служба обратила внимание нижестоящих органов на вопрос ведения бухгалтерской отчетности компаниями, применяющими УСН. Так, в соответствии с нормами гражданского законодательства хозяйственные общества должны составлять отчетность, даже если они применяют упрощенную систему. Однако при этом такие организации в силу п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" освобождены от обязанности вести бухучет. Согласно п. 1 ст. 23 НК РФ данные налогоплательщики не должны подавать в инспекцию бухгалтерскую отчетность. Таким образом, организации, применяющие УСН, не могут быть привлечены к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ и ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, за непредставление в налоговый орган бухгалтерской отчетности, так как у них нет обязанности по ее подаче.

3. Подтвердить ущерб от стихийных бедствий для получения отсрочки или рассрочки по уплате налогов можно заключением МЧС

Письмо Минфина России от 02.07.2009 N 03-02-07/1-336

В соответствии с п. 2 ст. 64 НК РФ при нанесении ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы налогоплательщик вправе обратиться за отсрочкой или рассрочкой по уплате налогов. В силу п. 5 той же статьи заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки с указанием оснований подается вместе с документами, подтверждающими наличие соответствующих оснований. Наряду с заявлением представляется справка о сумме нанесенного ущерба, заверенная уполномоченным на это органом. Финансовое ведомство отметило, что управление, координацию, контроль и реагирование в области гражданской обороны, защиты населения территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах осуществляет МЧС (п. 2 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утв. Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 868). Поэтому заключения, выданные данным органом в соответствии с его компетенцией, удостоверяют причинение ущерба чрезвычайными ситуациями в целях предоставления рассрочки или отсрочки по уплате налогов.

Минфин также сослался на судебное решение, которым подтверждается его позиция (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23.04.2009 N А17-4214/2008).

4. Установлены новые нормы расходов по ЕСХН от падежа птицы и животных

Постановление Правительства РФ от 15.07.2009 N 560 "О нормах расходов в виде потерь от падежа птицы и животных"

Согласно пп. 42 п. 2 ст. 346.5 НК РФ плательщики ЕСХН вправе учитывать расходы в виде потерь от падежа птицы и животных в пределах норм, утверждаемых Правительством РФ. С 1 января следующего года будут действовать новые нормативы потерь, в соответствии с которыми будут признаваться расходы. Значительно расширены перечни птиц и животных, при падеже которых применяются данные нормативы. Ранее нормы потерь были установлены фактически! только для кур, теперь же они применяются и при падеже уток, гусей, перепелов и иной домашней птицы. Такие же изменения коснулись падежа животных: новые нормативы будут распространяться не только на коров и свиней, как это предусмотрено ныне действующими нормативами, но и на другой домашний скот (лошадей, ослов, оленей, коз), вплоть до пушных зверей.

5. Компенсации, выплаченные работнику за задержку зарплаты и иных аналогичных выплат, не облагаются НДФЛ

Письмо Минфина России от 16.07.2009 N 03-04-06-01/172

Финансовое ведомство указало следующее: компенсация, выплачиваемая организацией своим работникам из-за нарушения срока выплаты зарплаты, не облагается НДФЛ. Объясняется это тем, что в соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ все виды установленных действующим законодательством компенсационных выплат, связанных с исполнением трудовых обязанностей, освобождаются от НДФЛ. При этом работодатель, нарушивший срок перечисления заработной плат! ы, отпускных, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся сотруднику, обязан выплатить ему компенсацию (ст. 236 Трудового кодекса РФ). Соответственно, суммы, выплаченные за задержку зарплаты и других причитающихся работнику выплат, носят компенсационный характер и не должны облагаться данным налогом.

6. Выходное пособие, предусмотренное дополнительным соглашением к контракту, включается в расходы по налогу на прибыль

Письмо Минфина России от 14.07.2009 N 03-03-06/1/464

В расходы на оплату труда включаются любые начисления сотрудникам, предусмотренные законодательством РФ, трудовыми или коллективными договорами (ст. 255 НК РФ). При этом в силу ст. 178 Трудового кодекса РФ выходное пособие выплачивается увольняемому работнику при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата. Однако Минфин пришел к выводу о том, что включить сумму выходного пособия в расходы на оплату труда можно и в других случаях расторжения контракта. Они могут быть предусмотрены как трудовым или коллективным договором, так и отдельным приложением к контракту либо отдельным соглашением сторон. Поэтому выходные пособия, установленные допсоглашением к трудовому договору или соглашением о прекращении контракта, включаются в расходы независимо от оснований увольнения.

Напомним, что точка зрения финансового ведомства по данному вопросу менялась: в разные годы Минфин как разрешал признавать в расходах выходное пособие, выплаченное в соответствии с допсоглашением (Письма от 30.04.2009 N 03-03-06/1/289, от 19.03.2009 N 03-03-06/2/55), так и запрещал (Письмо от 21.02.2007 N 03-03-06/2/38). Более подробно проблема учета таких затрат рассмотрена в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль.

Комментарии

1. С 2010 г. ЕСН заменяется страховыми взносами

Название документа:

Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного мед! ицинского страхования"

Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"

Комментарий:

В конце 2008 г. и в текущем году было принято несколько федеральных законов, вносящих поправки в Налоговый кодекс РФ, которые в большинстве своем носили антикризисный характер, т.е. их целью являлось уменьшение налогового бремени налогоплательщиков в условиях сложной экономической ситуации. Однако одним из самых обсуждаемых в этот период был законопроект о замене ЕСН страховыми взносами, принятие котор! ого, по мнению многих аналитиков, увеличит нагрузку на плательщиков взносов.

С 1 января 2010 г. вступит в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (за исключением отдельных положений), который регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, а гл. 24 НК РФ "Единый социальный налог" утратит силу (ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ). Страховые взносы должны будут перечисляться отдельно в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальный). Действие нового Закона не распространяется на взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплата которых регулируется специальными федеральными законами.

В настоящем комментарии рассмотрены ключевые моменты, на которые плательщикам страховых взносов следует обратить особое внимание.

1.1. Тарифы для плательщиков страховых взносов

Основное изменение, которое касается плательщиков ЕСН (а с 2010 г. - плательщиков страховых взносов), - это повышение ставок. С 2011 г. будут применяться следующие тарифы (ст. 12 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ):

- Пенсионный фонд РФ - 26 процентов. В новом п. 2.1 ст. 22 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ предусмотрено следующее распределение взносов: в отношении сотрудников 1966 года рождения и старше вся сумма взносов перечисляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, а для работников 1967 года рождения и младше - 20 процентов на финансирование страховой части, 6 процентов - накопительной части;

- Фонд социального страхования РФ - 2,9 процента;

- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 2,1 процента;

- территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 3 процента.

Таким образом, в целом налоговая нагрузка на плательщиков составит 34 процента, вместо 26 процентов по ЕСН на сегодняшний день.

Кроме того, уплачивать страховые взносы в таком же размере придется и плательщикам, применяющим УСН или ЕНВД.

Индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики, не производящие выплат физлицам), должны рассчитывать стоимость страхового года с применением указанных тарифов. Следовательно, с 2011 г. они будут платить:

- в ПФР - МРОТ x 26 процентов x 12;

- в ФФОМС - МРОТ x 2,1 процента x 12;

- в ТФОМС - МРОТ x 3 процента x 12.

Тарифы страховых взносов на 2010 г.

На 2010 г. установлены следующие тарифы страховых взносов: ПФР - 20 процентов, ФСС - 2,9 процента, ФФОМС - 1,1 процента и ТФОМС - 2 процента (ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). В отношении лиц 1966 года рождения и стар! ше взносы полностью перечисляются на финансирование страховой части трудовой пенсии, а по лицам 1967 года рождения и младше они распределяются следующим образом: 14 процентов на страховую и 6 процентов на накопительную часть трудовой пенсии (ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ).

При этом не предусмотрено использование регрессивной шкалы для плательщиков взносов, производящих выплаты физлицам, а база для начисления взносов не должна превышать 415 000 руб. (ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).! Для сравнения: в настоящий момент с зарплаты сотрудника от 280 000 до 600 000 руб. работодатель начисляет 10 процентов (по всем фондам) с суммы более 280 000 руб., а в 2010 г. общая сумма взносов (в том числе и с суммы свыше 280 000 руб.) будет составлять 26 процентов. При этом страховые взносы взиматься не будут, если превышен установленный предельный размер (415 000 руб., рассчитанных нарастающим итогом с начала календарного года).

На прежнем уровне (без применения регресса) останутся тарифы страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей, которые являются сельскохозяйственными товаропроизводителями или имеют статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны (ч. 2 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Данной статьей установлен пониженный тариф для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН или уплачивающих ЕНВД. В 2010 г. они должны заплатить страховой взнос тольк! о в ПФР по ставке 14 процентов. Аналогичный тариф в указанный период п рименяют лица, использующие труд инвалидов. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ЕСХН, должны будут начислять 10,3 процента в ПФР. Распределение сумм взносов в ПФР между страховой и накопительной частями трудовой пенсии (в отношении работников 1967 года рождения и младше) для данных категорий плательщиков приведено в новой редакции ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ.

Что касается тарифа для уплаты страховых взносов индивидуальными предпринимателями, адвокатами и нотариусами, занимающимися частной практикой (плательщиками, не производящими выплат физлицам), то необходимо отметить следующее: данные лица определяют размер взносов исходя из стоимости страхового года. В соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ такая стоимость равна произведению МРОТ (установленного на начало финансового года) и тарифа в соответствующий фонд. При этом полученная сумма умножается на 12. С учетом того, что тарифы взносов для указанных лиц такие же, как и для плательщиков, производящих выплаты физлицам (ч. 4 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ), а взносы в ФСС они не уплачивают, то в 2010 г. индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, не производящие выплаты физлицам, должны заплатить:

- в ПФР - МРОТ x 20 процентов x 12;

- в ФФОМС - МРОТ x 1,1 процента x 12;

- в ТФОМС - МРОТ x 2 процента x 12.

Поскольку МРОТ на 2010 г. пока не установлен, точно рассчитать налоговую нагрузку для данной категории плательщиков невозможно. Однако с уверенностью можно сказать, что она значительно увеличится.

Тарифы страховых взносов на 2011 - 2014 гг.

Для некоторых категорий плательщиков предусмотрен плавный переход к применению общеустановленных тарифов. К ним относятся организации и индивидуальные предприниматели:

- являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями;

- имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны;

- использующие труд инвалидов, общественных организаций инвалидов;

- применяющие ЕСХН.

Указанные категории плательщиков в 2011 - 2012 гг. в целом будут уплачивать взносы из расчета 20,2 процента (ПФР - 16, ФСС - 1,9, ФФОМС - 1,1 и ТФОМС - 1,2). В период 2013 - 2014 гг. общий тариф страховых взносов увеличится до 27,1 процента (ПФР - 21, ФСС - 2,4, ФФОМС - 1,6 и ТФОМС - 2,1).

1.2. Порядок уплаты страховых взносов

и представление отчетности

Для целей Федерального закона о страховых взносах отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года и календарный год (он же - расчетный период).

В соответствии с положениями ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ уплата страховых взносов плательщиками, производящими выплаты в пользу физлиц, осуществляется отдельными платежными поручениями, которые направляются в ка! ждый из четырех фондов (ПФР, ФСС, ФФОМС, ТФОМС). При этом взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством плательщик вправе уменьшить на сумму произведенных им расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по данному виду страхования в соответствии с законодательством РФ.

В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца не позднее 15-го числа следующего за ним месяца уплачивается ежемесячный обязательный платеж. Он определяется исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных физлицам с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и установленных тарифов. При этом из полученной суммы вычитаются ежемесячные обязательные платежи, которые перечислены с начала календарного года по предшествующий календарный месяц (ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

С 2010 г. расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам плательщики, производящие выплаты физлицам, подают в территориальные органы ПФР и ФСС (по месту своего учета). Причем расчет по взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование (в ПФР) представляется до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. Срок сдачи расчетов по взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в ФСС) остался прежним - до 15-го числа календарного месяца, следующего за истекшим кварталом (ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Необходимо отметить, что представление расчетов по итогам расчетного периода (календарного года) не предусмотрено. Следовательно, отчитываться по страховым взносам плательщик будет четыре раза в год в указанные выше сроки.

Формы расчетов должны быть утверждены соответствующими органами контроля за уплатой страховых взносов. В 2010 г. плательщики, имеющие среднесписочную численность работников за предшествующий календарный год более 100 человек, а также вновь созданные организации, у которых количество физлиц превышает установленный предел, подают расчеты только в электронной форме с электронной цифровой подписью (ст. 61 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). С 2011 г. указанный предел численности сотрудников будет снижен со 100 до 50 человек (ч. 10 ст. 15 Федерального закона от 24.07 .2009 N 212-ФЗ).

Изменен срок представления отчетности в случае прекращения деятельности организации (в связи с ликвидацией) либо индивидуального предпринимателя (ч. 15 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Если в настоящее время ее нео! бходимо направить в течение пяти дней после подачи в регистрирующий орган заявления о прекращении деятельности (п. 9 ст. 243 НК РФ), то с 2010 г. расчеты представляются до дня его подачи.

Отчетность для персонифицированного учета

Изменяются сроки представления в Пенсионный фонд РФ отчетности для персонифицированного учета. Если на данный момент такие сведения подаются один раз в год не позднее 1 марта (и именно до 1 марта 2010 г. необходимо представить их за 2009 г.), то с 2011 г. они должны подаваться ежеквартально до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ). В 2010 г. отчетными пе! риодами будут признаваться полугодие и календарный год, соответственно, сведения необходимо будет подать до 1 августа 2010 г. и 1 февраля 2011 г. (п. 12 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ).

Начиная с 2011 г. страхователь при представлении сведений на 50 и более работающих у него лиц за предшествующий отчетный период должен подать документы в электронной форме и с применением электронной цифровой подписи (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ).

Теперь непосредственно в законе установлен срок для представления сведений физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, - до 1 марта следующего года (абз. 1 п. 5 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ). Ранее этот срок был определен только в п. 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета... (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.03.1997 N 318). Вопрос о привлечении к ответственности предпринимателя за подачу сведений с нарушением срока был спорным, в большинстве решений суды приходили к выводу о том, что физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, не привлекаются к ответственности за несвоевременное представление сведений, так как срок их подачи не установлен. А распространять срок представления сведений (не позднее 1 марта), который установлен для страхователей, имеющих наемных работников, на физических лиц, самостоятельно у! плачивающих взносы, неправомерно. Подробнее об этом см. Энциклопедию спорных ситуаций по НДФЛ, ЕСН, взносам.

Еще одно важное дополнение в ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ касается уплаты страховых взносов, а также представления расчетов в случае реорганизации плательщика - организации: правопреемник (правопреемники) обязан ! перечислить взносы и подать расчеты за реорганизованное юрлицо независимо от того, были ли известны правопреемнику до завершения реорганизации факты или обстоятельства неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по уплате страховых реорганизованным лицом.

Для плательщиков страховых взносов - индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов, занимающихся частной практикой (плательщиков, не производящих выплат физлицам), ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установле! но следующее: уплатить взносы за расчетный период они обязаны не позднее 31 декабря текущего календарного года отдельными расчетными документами в ПФР, ФФОМС и ТФОМС. Причем перечисление авансовых платежей (как сейчас для налогоплательщиков, применяющих общий режим в соответствии с п. 4 ст. 244 НК РФ) такими плательщиками не предусмотрено. Расчет по начисленным и уплаченным взносам подается в территориальный орган ПФР до 1 марта календарного года, следующего за истек! шим расчетным периодом, по форме, которая утверждается органом исполни тельной власти.

За непредставление расчетов в установленный срок в ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрена следующая ответственность:

- до 180 дней - штраф не менее 100 руб.;

- свыше 180 дней - штраф не менее 1000 руб.

В случаях обнаружения плательщиком страховых взносов в поданных расчетах фактов неотражения либо неполного отражения сведений или ошибок (приводящих к занижению суммы взносов) плательщик должен представить в орган контроля уточненный расчет. Порядок его подачи аналогичен тому, который содержится в ст. 81 НК РФ. Однако процедура зачета и возврата сумм излишне уплаченных взносов несколько и! ная, чем предусмотренная в отношении ЕСН в ст. 78 НК РФ.

Во-первых, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, должны быть утверждены формы следующих документов:

- заявления плательщика о зачете излишне уплаченной суммы взносов;

- решения о зачете суммы излишне уплаченных взносов в счет предстоящих платежей;

- заявления плательщика о возврате излишне уплаченной суммы взносов.

То есть плательщик не может подать заявление на зачет или возврат в произвольной форме.

Во-вторых, зачет излишне уплаченных взносов в бюджет одного фонда в счет платежей в бюджет другого фонда невозможен (ч. 21 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Возврат излишне уплаченных пенсионных взносов не производи! тся, если по сообщению территориального органа ПФР сведения об этих взносах представлены плательщиком в составе сведений персонифицированного учета и разнесены фондом на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц.

Представление отчетности за 2009 г.

В ст. 59 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики взносов на обязательное пенсионное страхование должны представить декларацию по этим взносам за 2009 г. в срок не позднее 30 марта 2010 г. по форме, у! твержденной Минфином.

Согласно ст. 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ права и обязанности налогоплательщиков в отношении налоговых периодов по ЕСН, истекших до 1 января 2010 г., осуществляются в порядке, который установлен гл. 24 НК РФ в ранее действовавшей редакции. Поэтому в 2010 г. плательщики ЕСН, осуществляющие выплаты физлицам, должны будут подать налоговую декларацию по единому социальн! ому налогу за 2009 г. в обычный срок - не позднее 30 марта (п. 7 ст. 243 НК РФ), а индивидуальные предприниматели, адвокаты и частнопрактикующие нотариусы - не позднее 30 апреля (п. 7 ст. 244 НК РФ).

1.3. Плательщики страховых взносов

и контроль за уплатой взносов

Плательщиками страховых взносов являются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, не признаваемые таковыми, производящие выплаты и иные вознаграждения физлицам. К плательщикам относятся также индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой, которые не осуществляют выплат физлицам. То есть те лица, которые в настоящее время в соответствии с гл. 24 НК РФ уплачивают ЕСН. ! Однако федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования могут быть установлены иные категории лиц, признаваемых плательщиками страховых взносов (ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

Контроль за исчислением и уплатой взносов теперь будут осуществлять:

- Пенсионный фонд РФ в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование;

- Фонд социального страхования РФ в отношении взносов на обязательное социальное страхование.

В Федеральном законе от 24.07.2009 N 212-ФЗ содержатся положения по вопросам порядка обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов, взыскания недоимки (пеней и штрафов) по страховым взносам, проведения проверок плательщиков органам! и контроля, а также применения ответственности за совершение нарушений законодательства о страховых взносах. В основном они повторяют нормы части первой Налогового кодекса РФ. Выделим только некоторые моменты, касающиеся проведения контрольных мероприятий.

1) Камеральная проверка проводится без специального решения руководителя органа контроля на основе расчета, представленного плательщиком. Период ее проведения ограничен тремя месяцами со дня представления расчета (ст. 34 Федерального! закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

2) Выездная проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) органа контроля. Причем территориальные органы ПФР и ФСС должны разработать ежегодные планы проверок, в соответствии с которыми они будут совместно осуществлять контроль за соблюдением законодательства плательщиком страховых взносов (ч. 3 ст. 33 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). В рамках выездной проверки может быть проверено не более трех лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о ее проведении (ст. 35 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-Ф З). Проверка проводится не чаще, чем раз в три года и длится не более двух месяцев, начиная со дня вынесения решения о ее назначении. В ходе выездной проверки органы контроля одновременно вправе проверить правильность уплаты страховых взносов, расходов на выплату застрахованным лицам обеспечения в связи с временной нетрудоспособностью и с материнством (в полномочии ФСС), а также документы, связанные с предоставлением сведений индивидуального учета застрахованных лиц (в полномочии ПФР).

В Федеральном законе от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрены положения, касающиеся передачи контрольных функций от налоговых органов к органам ПФР и ФСС. Кроме того, определен порядок взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное ! страхование, начисленным пеням и штрафам, образовавшимся на 31 декабря 2009 г. (включительно).

1.4. Объект и база обложения страховыми взносами

Объект и база обложения страховыми взносами для плательщиков, производящих выплаты физлицам, в целом совпадают с объектом и базой по ЕСН, определяемыми в настоящее время в порядке ст. ст. 236 и 237 НК РФ. Особо следует отметить, что Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-Ф З не предусматривает зависимости начисления взносов на выплаты физлицам от учета таких выплат в расходах по налогу на прибыль. Следовательно, все выплаты в пользу физических лиц облагаются страховыми взносами (за исключением тех, которые указаны в данном Законе).

С 2010 г. предельная величина доходов каждого физического лица для начисления страховых взносов составит 415 000 руб. Она определяется нарастающим итогом с начала календарного года (ч. 4 ст. 8 и ст. 10 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Причем если суммы выплат и иных вознаграждений в пользу физлица превысят этот предел, то страховые взносы не взимаются. Начиная с 2011 г. указанная предельная величина дохода будет ежегодно индексироваться в размере, определяемом Правительством РФ, в соответст! вии с ростом средней заработной платы (ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

Следует обратить внимание, что теперь, если работодатель производит выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), при расчете базы для начисления взносов учитывается цена этих товаров (работ, услуг), указанная сторонами договора (ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ), а не их рыночная стоимость (п. 4 ст. 237 НК РФ).

Кроме того, с 2008 г. с авторами заключаются лицензионные договоры, договоры об отчуждении исключительного права и договоры авторского заказа (ст. ст. 1285 - 1288 ГК РФ). Вопрос о начислении ЕСН на выплаты по таким договорам был спорным, поскольку в гл. 24 НК РФ осталось понятие "авторский договор", которое в гражданском законодательстве не используется. Несмотря на это, Минфин России (Письма от 28.08.2008 N 03-04-06-02/98, от 14.07.2008 N 03-04-06-02/75, от 03.07.2008 N 03-04-07-02/13) разъяснял, что вознаграждение, выплачиваемое автору произведения по лицензионному договору, договору об отчуждении исключительного права, а также по договору авторского заказа, облагается ЕСН. Теперь в Федеральном законе от 24.07.2009 N 212-ФЗ прописано, что на сумму доходов по указанным договорам начисляются страховые взносы, но ее можно уменьшить на фактически произведенные и документально подтвержденные расходы, связанные с извлечением таких доходов. В ч. 7 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ приводятся нормативы затрат (они аналогичны нормативам для профессиональных вычетов по НДФЛ, содержащимся в ст. 221 НК РФ), которые можно принять к вычету, только если расходы не подтверждены документально.

1.5. Суммы, не облагаемые страховыми взносами

В отличие от действующей гл. 24 НК РФ в Федеральном законе от 24.07.2009 N 212-ФЗ не предусмотрены льготы. Дело в том, что в ст. 239 НК РФ установлено освобождение от уплаты ЕСН налогоплательщиков, прои! зводящих выплаты физлицам - инвалидам, а также общественных организаци й инвалидов, учреждений, созданных для достижения образовательных, культурных, научных и иных социальных целей. Таким образом, после завершения переходного периода, во время которого предусмотрено применение пониженных тарифов (ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-! ФЗ), начиная с 2015 г. все организации и индивидуальные предприниматели с выплат и иных вознаграждений в пользу физлиц будут перечислять страховые взносы в общем порядке.

Изменился перечень не подлежащих обложению страховыми взносами сумм (ранее не облагаемых ЕСН), выплачиваемых в пользу физлиц (ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Так, из него исключили:

- компенсационные выплаты за неиспользованный отпуск;

- суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемые членам семьи умершего работника;

- выплаты в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда;

- выплаты в иностранной валюте взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания и личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы.

Теперь перечисленные выплаты облагаются страховыми взносами.

Единовременная материальная помощь, оказываемая работодателем в случае рождения (усыновления или удочерения) ребенка (не более 50 000 руб. на каждого ребенка), не включается в базу для начисления страховых взносов, только если такая помощь выплачивается в течение года после рождения (усыновления или удочерения).

Кроме того, имеется ряд других дополнений.

1) С 3000 до 4000 руб. (на одного работника в год) увеличена сумма материальной помощи, оказываемой работодателями своим сотрудникам, которая не облагается страховыми взносами. Причем в действующем пп. 15 п. 1 ст. 238 НК РФ указано, что данное освобождение распространяется только на выплаты организаций, финансируемых за счет бюджета. В п. 11 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ такого условия нет.

2) В настоящее время согласно пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению суточные в пределах норм, которые установлены в соответствии с действующим законодательством РФ. В ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ указанного уточнения не содержится, следовательно, вся сумма суточных, выплаченная командированному работнику, страховыми взносами не облагается. Отметим, что с 2009 г. отменено нормирование суточных для целей налога на прибыль (абз. 4 пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ). Однако для целей НДФЛ оно сохраняется (не более 700 руб. за каждый день командировки в пределах РФ и 2500 руб. за каждый день загранкомандировки) (п. 3 ст. 217 НК РФ). Кроме того, в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ внесено следующее дополнение: порядок по оплате расходов командированных работников применяется и в отношении выплат членам совета директоров и другим физлицам, находящимся во властном подчинении организации, прибывающим для участия в заседании руководящего органа комп! ании.

3) Не облагаются страховыми взносами выплаты по трудовым и гражданско-правовым договорам в пользу иностранцев и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ (п. 15 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).! Данное дополнение выгодно для плательщиков, нанимающих на работу иностранных граждан.

4) Уточнено, что не следует начислять страховые взносы не только на суммы оплаты работодателем расходов на профессиональную подготовку и переподготовку сотрудников, но и на компенсацию работнику указанных затрат (п. 2, 12 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

1.6. Изменения в налоговое законодательство

(НДФЛ, налог на прибыль и спецрежимы налогообложения)

Социальные доплаты к пенсии, предусмотренные новой ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ, не будут облагаться налогом на доходы физических лиц (п. 2 ст. 217 НК РФ). А сумма единовременной материальной помощи (не более 50 тыс. руб.), выплачиваемая работнику при рождении (усыновлении) ребенка, не будет облагаться НДФЛ, только если помощь выплачена в течение первого года после рождения (усыновления) (абз. 7! п. 8 ст. 217 НК РФ).

Для целей налогообложения прибыли работодатели не смогут более признавать в качестве расходов доплату сотруднику до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности (п. 15 ст. 255 НК РФ).

Наравне со взносами по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату медицинских расходов застрахованных работников, в качестве расходов на оплату труда могут признаваться также затраты работодателей на оплату медицинских услуг, оказываемых сотрудникам. Договор с медицинской организацией должен быть заключен на срок не менее одного года, а сама организация - иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности. Общий лимит для признания данных расходов (взносов по договорам страхования и непосредственной оплаты услуг медицинским учреждениям) остался прежним - не более 6 процентов от суммы расходов на оплату труда (абз. 9 п. 16 ч. 2 ст. 255 НК РФ).

Налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы", а также плательщики ЕСХН вправе учитывать в расходах уплачиваемые ими взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (п! п. 7 п. 2 ст. 346.5, пп. 7 п. 1 ст. 346.16 Кодекса).

Налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения "доходы", и плательщики ЕНВД будут уменьшать сумму единого налога (авансовых платежей) не только на взносы на обязательное пенсионное страхование и на сумму пособий по временной нетрудоспособности, но и на иные перечисленные страховые взносы. Однако лимит для уменьшения остался прежним - не более чем на 50 процентов (абз. 2 п. 3 ст. 346.21, п. 2 ст. 346.32 НК РФ). На данные взносы также может уменьшаться оставшаяся стоимость патента при применении "патентной" УСН (п. 10 ст. 346.25.1 НК РФ).

1.7. Выплата пособий по временной нетрудоспособности,

по беременности и родам, ежемесячного пособия

по уходу за ребенком

Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ, регулирующий порядок расчета и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, существенно изменен. Иным стало название данного Закона - "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

Основное изменение - установлен новый порядок определения предельного размера пособий. Максимальные размеры пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам не будут ограничиваться фиксированной суммой (отменены п. 5 ст. 7, п. 2 ст. 11 Закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ). Однако средний дневной заработок, используемый при расчете данных пособий, не может превышать среднего дневного заработка, исчисленного следующим образом: предельная величина базы для начисления страховых взносов, разделенная на 365 (п. 3.1 ст. 14 Закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ). Поскольку в 2010 г., как уже отмечалось выше, предельная величина базы равна 415 тыс. руб., средний дневной заработок для расчета указанных пособий в следующем году составит 1136 руб. 98 коп. (415 000 руб. / 365).

Пособие по временной нетрудоспособности за первые два дня по-прежнему будет выплачиваться за счет средств работодателя (пп. 1 п. 2 ст. 3 Закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ).

Сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком, как и ранее, составляет 40 процентов среднего заработка, однако отменено ограничение по его максимальному размеру в 6000 руб. Минимальный размер остался прежним - 1500 руб. по уходу за первым ребенком, 3000 руб. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми (абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ). В случае ухода за двумя или более деть! ми до достижения ими возраста полутора лет размер пособия суммируется. В таком случае оно не должно превышать 100 процентов среднего заработка, но не может быть меньше суммированного минимального размера (п. 2 ст. 11.2 Закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ). Размер пособия определяется путем умножения среднего дневного заработка на 30,4, при этом средний заработок, так же как и в случае с пособиями п! о временной нетрудоспособности, по беременности и родам, не должен пре вышать предельной величины базы для начисления взносов (в 2010 г. - 415 тыс. руб.), разделенной на 12.

Отменен Федеральный закон от 31.12.2002 N 190-ФЗ, который устанавливал особые условия выплаты пособий по временной нетрудоспособности для граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих спецрежимы налогообложения. Данные категории работодателей будут выплачивать! пособия по временной нетрудоспособности в общем порядке.

Применение документа (выводы):

Тарифы взносов

- Тарифы страховых взносов в 2010 году будут составлять: ПФР - 20 процентов, ФСС - 2,9 процента, ФФОМС - 1,1 процента и ТФОМС - 2 процента (ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). С 2011 года плательщики страховых вз! носов, в том числе лица, применяющие УСН или ЕНВД (за исключением некоторых категорий плательщиков), будут рассчитывать взносы с использованием следующих тарифов: ПФР - 26 процентов, ФСС - 2,9 процента, ФФОМС - 2,1 процента, ТФОМС - 3 процента (ст. 12 Федерального закона от! 24.07.2009 N 212-ФЗ)

- Регрессивная шкала не применяется.

- База для начисления взносов не должна превышать 415 000 руб. При превышении этого предела страховые взносы не взимаются (ч. 4, 5 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). С 2011 года данная предельная величина должна ежегодно индексироваться Правительством РФ в соответствии с ростом заработной платы (ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

- В 2010 году организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН или уплачивающие ЕНВД, а также лица, использующие труд инвалидов, платят страховой взнос только в ПФР по ставке 14 процентов (п. 2 ч. 2 ст. 57 Федерального з! акона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

- В 2010 году организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ЕСХН, уплачивают страховой взнос в ПФР по ставке 10,3 процента.

- С 2011 года индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики, не производящие выплат физлицам), рассчитывают стоимость страхового года с применением следующих тарифов: ПФР - 26 процентов, ФФОМС - 2,1 процента, ТФОМС - 3 процента (ст. 12, ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). В 2010 году стоимость страхового года исходя из следующих тарифов: в ПФР - 20 процентов, ФФОМС - 1,1 процента, ТФОМС - 2 процента.

Уплата взносов

- Уплата страховых взносов плательщиками, производящими выплаты в пользу физлиц, осуществляется отдельными платежными поручениями, которые направляются в каждый из четырех фондов: ПФР, ФСС, ФФОМС, ТФОМС (ч. 1, 8 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

- Плательщики, производящие выплаты в пользу физлиц, в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца не позднее 15-го числа следующего за ним месяца уплачивают ежемесячный обязательный платеж (ч. 3 - 5 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

- Плательщики, не производящие выплат физлицам, уплачивают взносы за расчетный период не позднее 31 декабря текущего календарного года отдельными расчетными документами в ПФР, ФФОМС и ТФОМС (ч. 2 - 4 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

Отчетность

- Расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам плательщики, производящие выплаты физлицам, подают по месту своего учета в территориальные органы: ПФР - до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, и ФСС - до 15-го числа календарного месяца, следующего за истекшим кварталом (ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

- В 2010 году плательщики, имеющие среднесписочную численность работников, которым производятся выплаты, за предшествующий календарный год более 100 человек, а также вновь созданные организации, у которых количество физлиц превышает установленный предел, представляют расчеты только в электронной форме с электронной цифровой подписью (ст. 61 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). С 2011 года указанный предел численности работников будет снижен со 100 до 50 человек (ч. 10 ст. 15 Федерального закона! от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

- Расчет по начисленным и уплаченным взносам плательщики, не производящие выплат физлицам, подают в территориальный орган ПФР до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом (ч. 5 ст. 16 Федерального закона от! 24.07.2009 N 212-ФЗ).

- В 2010 году отчетность для персонифицированного учета представляется в Пенсионный фонд РФ до 1 августа 2010 года и 1 февраля 2011 года соответственно (п. 12 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ). С 2011 года такая отчетность представляется ежеквартально до 1 числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ).

Выплаты, не облагаемые взносами

- Из перечня не подлежащих обложению страховыми взносами сумм, выплачиваемых в пользу физлиц, исключены: компенсационные выплаты за неиспользованный отпуск; суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемые членам семьи умершего работника; выплаты в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда; выплаты в иностранной валюте взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания и личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

- Не облагаются страховыми взносами выплаты по трудовым и гражданско-правовым договорам в пользу иностранцев и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ (п. 15 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

Налогообложение

- Работодатели не смогут учитывать в расходах по налогу на прибыль доплату работнику до фактического заработка в случае временной утраты нетрудоспособности (п. 15 ст. 255 НК РФ).

- Налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы", а также плательщики ЕСХН вправе учитывать страховые взносы в расходах (пп. 7 п. 2 ст. 346.5, пп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). При применении УСН с объектом налогообложения "доходы" или при уплате ЕНВД на сумму страховых взносов можно уменьшать единый налог (но не более чем на 50 процентов) (пп. 7 п. 2 ст. 34! 6.5, пп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Выплата пособий

- Отменено ограничение предельного размера пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам фиксированной суммой, но средний дневной заработок при расчете пособия не может превышать предельную величину базы для начисления взносов (в 2010 году - 415 тыс. руб.), деленную на 365 (п. 3.1 ст. 14 Закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ).

- Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 процентов от среднего заработка. Ограничение по максимальному размеру в 6000 руб. отменено, но при расчете среднего заработка учитывается максимальная величина базы, на которую начисляются взносы (п. 5.1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ).

- Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие спецрежимы налогообложения, должны выплачивать пособия по временной нетрудоспособности своим работникам в общем порядке (отменен Федеральный закон от 31.12.2002 N 190-ФЗ).

2. Может ли организация, применяющая УСН, учесть в расходах комиссию банка за изготовление зарплатных карт?

Название документа:

Письмо Минфина России от 14.07.2009 N 03-11-06/2/124

Комментарий:

Многие организации перечисляют зарплату работников на их банковские карты. С этой целью с банком заключается договор на обслуживание банковских счетов сотрудников, который нередко предусматривает оплату комиссии банку не только за перечисление денежных средств с расчетного счета организации на банковский счет работника, но и за изготовление зарплатных карт. Финансовое ведомство рассмотрело вопрос о возможности включения в расходы организациями, применяющими УСН (объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов), банковской комиссии. В комментируемом Письме разъяснено, что уплаченную банку комиссию за перечисление денег на открытые банковские счета работников можно учесть при расчете налоговой базы по УСН. Комиссию за изготовление зарплатных карт признать в расходах нельзя, поскольку данная услуга не включена в перечень банковских операций, перечисленных в ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности". Ранее аналогичной позиции придерживались московские налоговые органы (Письмо УФНС России по г. Москве от 27.09.2005 N 18-11/3/68653).

Однако по данному вопросу возможна и иная точка зрения: оплата комиссии банку за изготовление зарплатных карт учитывается в расходах при применении УСН. Обосновывается это следующим образом. В ст. 136 ТК РФ указано, что обязанность работодателя по выплате зарплаты может быть выполнена путем перечисления денежных средств на банковский счет сотрудника. На основании пп. 9 п. 1 ст. 346.16 НК РФ организация, применяющая УСН, вправе уменьшить полученные доходы на расходы по оплате услуг кредитных организаций. При этом согласно п. 2 данной статьи такие расходы учитываются в порядке, предусмотренном для налога на прибыль. Значит, налогоплательщик может признать затраты на изготовление зарплатных карт работников в соответствии с пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ или пп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ, поскольку согласно ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" перечень услуг, оказываемых банком, открыт. А положения ст. ст. 264, 265, 346.16 НК РФ не предусматривают, что в расходах учитываются только затраты на оплату банковских операций. Правомерность включения в расходы по налогу на прибыль комиссии банка за изготовление зарплатных карт подтверждают суды (Постановления ФАС Московского округа от 07.10.2008 N КА-А40/8215-08, ФАС Поволжского округа от 13.03.2007 N А12-11353/06-С60).

Таким образом, при перечислении зарплаты на банковские карточки работников организация, применяющая УСН, может уменьшить доходы на сумму комиссии за изготовление данных карт, но в этом случае возможны споры с налоговым органом.

Судебное решение недели

При обнаружении инспекцией прибыли, не отраженной в декларации за текущий период, налогоплательщик вправе перенести на этот период убытки прошлых лет

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.06.2009 N А44-795/2008)

При проведении выездной проверки инспекция выявила налогооблагаемую прибыль, не отраженную налогоплательщиком в декларации. У организации в предыдущие годы имелись убытки, однако она не стала переносить их на проверяемый период, так как до обнаружения налоговым органом ошибки не отражала в декларации прибыль, за счет которой эти убытки можно было бы списать. После выявления ошибки налогоплательщик заявил о своем праве на перенос убытка на последующие периоды, предусмотренном с! т. 283 НК РФ, и подал уточненную декларацию. До ее представления инспекция доначислила компании налог на прибыль по ошибочно не отраженной выручке и впоследствии отказалась уменьшить базу спорного периода, сославшись на то, что уточненная декларация была подана уже после принятия решения по выездной проверке.

Суд счел действия налогового органа неправомерными по следующим основаниям. Поскольку налогооблагаемая прибыль была выявлена в ходе налоговой проверки, организация правомерно заявила о применении ст. 283 НК РФ. Инспекция, располагая информацией о наличии убытков в предыдущих периодах и обнаружив налогооблагаемую прибыль за спорный период, была вправе предложить налогоплательщику сдать уточненную декларацию с указанием суммы убытка до окончания проверки либо до принятия реш! ения по ее результатам, однако не сделала этого. В силу п. 1 ст. 54 НК РФ при обнаружении ошибок в исчислении налоговой базы прошлых периодов налоговые обязательства перерассчитываются либо в периоде совершения ошибок, либо в периоде их обнаружения. Поэтому, как указала кассационная инстанция, налогоплательщик имел право скорректировать выявленную налоговую базу на сумму убытков прошлых лет.

Аналогичной судебной практики нет.


 Подпишитесь: рассылки от КонсультантПлюс

Лента новостей Минфина РФ
Письма Минфина и налоговых органов с краткими аннотациями экспертов каждый день в вашем почтовом ящике.



Все права защищены © 2009 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное