Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 21.05.2009


КонсультантПлюс Новые документы для бухгалтера
Выпуск от 21.05.2009

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.


Содержание обзора


Новости

1. Заявить вычеты по НДС можно в течение трех лет с момента окончания налогового периода, в котором был уплачен налог

2. Новые разъяснения об исчислении НДС с предоплаты после 1 января 2009 г.

3. Ставка рефинансирования ЦБ РФ снова понижена

4. Родитель, состоящий в трудовых отношениях, но не получающий дохода, вправе передать свое право на стандартный вычет на ребенка второму родителю


Комментарии

1. В каком порядке определяется среднесписочная численность работников организации (индивидуального предпринимателя) для целей применения ЕНВД?

2. Как определяется налоговая база по НДС при передаче имущественных прав на нежилые помещения?


Судебное решение недели

При переходе на УСН налогоплательщик, применявший освобождение от НДС, обязан подтверждать право на такое освобождение до перехода на упрощенную систему



Новости


1. Заявить вычеты по НДС можно в течение трех лет с момента окончания налогового периода, в котором был уплачен налог

Письмо Минфина России от 30.04.2009 N 03-07-08/105


Появилось первое официальное разъяснение по вопросу правомерности применения вычета НДС в более позднем периоде, чем появилось право на него. Право на вычет "входного" налога возникает у российского налогоплательщика в том налоговом периоде, в котором соблюдены все условия, установленные ст. ст. 171 и 172 НК РФ. При этом, если размер вычетов в каком-либо периоде превышает общую сумму налога к уплате, положительная разница возмещается налогоплательщику (за исключением случаев, когда декларация подана по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода (п. 2 ст. 173 НК РФ)). Минфин проанализировал п. 2 ст. 173 НК РФ и пришел к выводу, что налогоплательщик может воспользоваться правом на вычет в течение трех лет после окончания соответствующего периода.

Отметим, что в судебной практике встречалось прямо противоположное толкование п. 2 ст. 173 НК РФ. Например, ФАС Уральского округа в Постановлении от 03.05.2007 N Ф09-3060/07-С3 отметил, что данный пункт предоставляет налогоплательщику возможность возмещения НДС, если вычеты, которые указаны в декларации, превышают суммы налога, исчисленного в определенном периоде. Следовательно, отражение в декларации сумм вычетов, относящихся к иному периоду, неправомерно. Однако судебной практики, подтверждающей правомерность применения вычета в более поздних периодах, чем возникло право на него, намного больше, нежели противоположной (см., например, Пост! ановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.04.2008 N А10-4226/07-Ф02-1504/08, ФАС Северо-Западного округа от 11.01.2009 N А56-12155/2008, ФАС Московского округа от 09.07.2008 N КА-А40/6208-08, ФАС Западно-Сибирского округа от 10.12.2008 N Ф04-6902/2008(15728-А67-42)).

Подробнее по данному вопросу см. Энциклопедию спорных ситуаций по НДС.


2. Новые разъяснения об исчислении НДС с предоплаты после 1 января 2009 г.

Письмо Минфина России от 09.04.2009 N 03-07-11/103


С 1 января 2009 г. действует новый порядок уплаты и принятия к вычету НДС при получении предоплаты (полной или частичной) в счет предстоящей поставки товаров. Так, в силу п. 12 ст. 171 НК РФ покупатель, который перечислил плату за товар до его поставки, вправе принять к вычету налог, выставленный продавцом. Минфин России в своем Письме от 09.04.2009 N 03-07-11/103 уточнил, что покупатель самостоятельно решает, применять ли данный вычет. Так как его применение в данной ситуации необязательно, покупатель, пожелавший отказаться от вычета, не обязан отражать это в учетной политике. Причем, отказавшись от вычета по предоплате, покупатель не теряет право на вычет, которое у него появляется при приобретении (то есть постановке на учет) товара.

При получении аванса продавец должен уплатить НДС в бюджет, выписать самому себе счет-фактуру на аванс, а при отгрузке - еще раз начислить в бюджет НДС со всей суммы отгрузки и принять к вычету ранее уплаченный налог с суммы предоплаты. Как указал Минфин, продавцу не могут отказать в вычете по счетам-фактурам, которые он сам себе выставил, даже если они составлены с нарушением порядка, предусмотренного п. 5.1 ст. 169 НК РФ. В подтверждение своей позиции финансовое ведомство ссылается на то, что данная статья не содержит такого основания для отказа продавцу в вычете.

Минфин России уже давал разъяснения по вопросам, связанным с обложением предоплаты НДС. Его Письмо от 06.03.2009 N 03-07-15/39, содержащее ответы на многие из возникающих вопросов, было подробно рассмотрено в выпуске обзора от 25.03.2009.


3. Ставка рефинансирования ЦБ РФ снова понижена

Указание Банка России от 13.05.2009 N 2230-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"


С 14 мая текущего года ставка рефинансирования ЦБ РФ установлена в размере 12 процентов годовых. Напомним, что в последний раз ее размер менялся менее месяца назад: с 24 апреля ставка была снижена на 0,5 процента и составляла 12,5 процента годовых.


4. Родитель, состоящий в трудовых отношениях, но не получающий дохода, вправе передать свое право на стандартный вычет на ребенка второму родителю

Письмо ФНС России от 04.03.2009 N 3-5-03/233@ "О порядке предоставления стандартного вычета"


В соответствии с редакцией пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ, действующей с 1 января 2009 г., стандартный вычет может быть предоставлен в двойном размере одному из родителей по их выбору. В самой норме нет никаких ограничений по применению вычета в двойном размере, в том числе в зависимости от дохода, который получает каждый из родителей. Однако Минфин неоднократно давал разъяснения, из которых следует, что родитель, не получающий дохода, облагаемого по ставке 13 процентов, не вправе передать свое право на вычет второму родителю. Такой подход представляется спорным, поскольку даже не получающее дох! ода физлицо по закону имеет право на стандартный вычет, хотя и не может им воспользоваться, поэтому второй родитель может использовать удвоенный вычет. Более подробно данный вопрос рассмотрен в Практическом комментарии основных изменений налогового законодательства с 2009 года.

Федеральная налоговая служба в целом поддерживает позицию Минфина, однако по данному вопросу она уточнила, что стандартный вычет предоставляется физлицу за каждый месяц периода, в течение которого действует трудовой или гражданско-правовой договор. Поэтому при отказе родителя, который находится в отпуске по уходу за ребенком или в отпуске без сохранения заработной платы, от стандартного вычета в пользу второго родителя налоговый агент вправе предоставить последнему вычет в двойном размере. Однако, по мнению ФНС, при отказе неработающего родителя от получения вычета удвоенный вычет другому родителю не предоставляется.




Комментарии


1. В каком порядке определяется среднесписочная численность работников организации (индивидуального предпринимателя) для целей применения ЕНВД?


Название документа:

Письмо Минфина России от 30.04.2009 N 03-11-06/3/120


Комментарий:

С 2009 г. в гл. 26.3 НК РФ внесены изменения, ограничивающие возможность применения ЕНВД. В частности, пп. 1 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, у которых среднесписочная численность сотрудн! иков за предшествующий календарный год превысила 100 человек, на ЕНВД не переводятся. В соответствии с п. 2.3 ст. 346.26 НК РФ налогоплательщик, среднесписочная численность работников которого по итогам налогового периода составила более 100 человек, утрачивает право на применение ЕНВД и считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала периода, в котором допущено несоответствие указанным требованиям. Причем если налогоплательщик, утративший право на применение данного спецрежима, устранит нарушения, он может быть снова переведен на ЕНВД с начала следующего налогового периода. В комментируемом Письме финансовое ведомство на основе приведенных норм пришло к следующему выводу: если за II квартал 2009 г. среднесписочная численность сотрудников организации превышает 100 человек, то организация утрачивает право на применение ЕНВД с апреля 2009 г. Ранее, рассматривая схожую ситуацию, Минфин России разъяснял, что, если за I квартал 2009 г. среднесписочная численность работников организации, утратившей право на применение ЕНВД с 1 января текущего года, сост! авила менее 100 человек, налогоплательщик переводится на уплату единого налога с 1 апреля 2009 г. (Письма от 27.02.2009 N 03-11-06/3/47, от 17.03.2009 N 03-11-06/3/62, от 17.03.2009 N 03-11-0! 9/104, от 24.03.2009 N 03-11-06/3/75, от 09.04.2009 N 03-11-06/3/94, от 03.04.2009 N 03-11-06/3/92, от 24.04.2009 N 03-11-06/3/105). То есть, по мнению финансового ведомства, по итогам каждого квартала рассчитывается среднесписочная численность за период, равный году, и на основе этих сведений определяется наличие права на применение ЕНВД.

Данный вопрос заслуживает детального рассмотрения. Дело в том, что существует правовая коллизия между п. п. 2.2 и 2.3 ст. 346.26 НК РФ. С одной стороны, среднесписочная численность работников рассчитывается за предыдущий календарный год (пп. 1 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ), а с другой - ежеквартально отслеживается несоответствие установленным требованиям, нарушение которых приводит к утрате права на применение ЕНВД (п. 2.3 ст. 346.26 и ст. 346.30 НК РФ). Согласно п. 3 ст. 6.1 НК РФ годом (за исключением календарного) признается любой период времени, состоящий из 12 следующих подряд месяцев. В пп. 1 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ речь идет именно о календарном годе. Приказом Росстата от 12.11.2008 N 278 утверждена новая форма федерального статистического наблюдения N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников", в которой среднесписочная численность сотрудников за год определяется путем суммирования среднес! писочной численности работников за все месяцы отчетного года и деления полученной суммы на 12. Причем отчетным годом считается период с января по декабрь (п. 79 Порядка заполнения показателей унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения). Если же следовать логике финансового ведомства, то среднесписочную численность работников по итогам ! I квартала 2009 г. следует рассчитывать за год (с 01.04.2008 по 31.03.2009). Однако это не соответствует положениям п. 3 ст. 6.1 и пп. 1 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ.

Таким образом, налогоплательщик, среднесписочная численность работников которого в 2008 г. составляла менее 100 человек, вправе применять ЕНВД на протяжении всего 2009 г. (несмотря на превышение установленного ограничения в каком-либо квартале). И, наоборот, если численность сотрудников налогоплательщика, утратившего право на применение ЕНВД с 1 января 2009 г., за I квартал текущего года составила менее 100 человек, то он не может со II квартала применять ЕНВД, так как среднесписочная численность за 2008 г. осталась без изменений. Однако до устранения законодателем коллизии между п. п. 2.2! и 2.3 ст. 346.26 НК РФ налогоплательщики в рассматриваемой ситуации столкнутся с претензиями со стороны контролирующих органов.


2. Как определяется налоговая база по НДС при передаче имущественных прав на нежилые помещения?


Название документа:

Письмо Минфина России от 29.04.2009 N 03-07-11/122


Комментарий:

Финансовое ведомство вновь обратилось к вопросу об уплате НДС при передаче имущественных прав на нежилое помещение (Письма Минфина России от 14.07.2008 N 03-07-11/254, от 20.09.2006 N 03-04-10/13). Позиция Минфина осталась неизменной: при передаче имущественных прав на нежилые помещения налоговая база по НДС определяется в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 153 НК РФ, то есть исходя из всех доходов налогоплательщика, которые связаны с оплатой данных прав. Обосновывается это следующим образом. Налоговая база при передаче имущественных прав определяется с учетом особенносте! й, установленных гл. 21 Кодекса (п. 1 ст. 153 НК РФ). Однако в ст. 155 НК РФ никаких особенностей для определения налоговой базы на нежилые помещения не содержится, поэтому в данном случае применяется порядок, установленный п. 2 ст. 153 НК РФ.

Возможна и иная точка зрения по этому вопросу. Действительно, в п. 2 ст. 153 НК РФ отмечено, что при определении налоговой базы по НДС выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, которые связаны с оплатой указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав и получены им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами. При этом в ст. 155 НК РФ установлены особенности определения налоговой базы только по некоторым видам операций по передаче имущественных прав, а именно: на жилые дома или жилые помещения, доли в жилых домах или жилых помещениях, гаражи или машино-места. Налоговая база по таким операциям рассчитывается как разница между стоимостью, по которой передаются имущественные права, с учетом налога и расходами на приобретение указанных прав. Как справедливо заметил Минфин, в указанной статье не содержится особенностей опред еления налоговой базы при передаче имущественных прав на нежилые помещения. Из п. 6 ст. 3 НК РФ следует, что при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Согласно п. 1 ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения, в том числе налоговая база. Следовательно, налог в отношении передачи имущественных прав на нежилые помещения можно считать неустановленным.

Таким образом, при передаче имущественных прав на нежилые помещения НДС не уплачивается, поскольку Кодексом в отношении данных операций не определен один из элементов налогообложения (налоговая база). Однако в данном случае возможны споры с налоговыми органами. Отстаивая свою позицию в суде, налогоплательщик может сослаться на п. 7 ст. 3 НК РФ. Подробнее по данному вопросу см. Энциклопедию спорных ситуаций по НДС.




Судебное решение недели


При переходе на УСН налогоплательщик, применявший освобождение от НДС, обязан подтверждать право на такое освобождение до перехода на упрощенную систему

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.04.2009 N Ф04-2487/2009(5370-А03-25))


В соответствии с п. 4 ст. 145 НК РФ налогоплательщики, направившие в инспекцию уведомление об использовании права на освобождение от уплаты НДС, не могут отказаться от этого освобождения в течение 12 следующих подряд календарных месяцев. В судебной практике есть масса спорных вопросов, касающихся отказа от освобождения, и один из них связан с переходом налогоплательщика на УСН. В Кодексе не указано, является ли смена режима налогообложения отказом от применения освобождения и, главное, влечет ли она такие последствия, как обязанность восстановить НДС за время применения освобождения до перехода на УСН. Есть судебные решения, из которых следует, что переход на упрощенную систему - это не отказ от применения освобождения. Что интересно, той же позиции придерживаются и контролирующие органы. Однако примеры противоположных решений также встречаются в судебной практике: некоторые суды считают, что при переходе на УСН налогоплательщик обязан восстановить НДС за время применения освобождения. Более подробно данный вопрос освещен в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС.

ФАС Западно-Сибирского округа рассмотрел спор между инспекцией и налогоплательщиком по вопросу подтверждения права на освобождение при переходе на УСН. Так, предприниматель с мая 2003 г. был освобожден от уплаты НДС и в течение нескольких лет ежегодно продлевал освобождение. Последний раз документы о продлении подавались в апреле 2005 г., а с 1 января 2006 г. налогоплательщик перешел на УСН. Инспекция доначислила предпринимателю НДС, так как в мае 2006 г. (по истечении 12 месяцев с момента продления освобождения) налогоплательщик не подтвердил свое право на его применение. Предприниматель ссылался на то, что в 2006 г. он уже не применял общий режим налогообложения и обязанности, установленные ст. 145 НК РФ, на него не распространялись.

Суд пришел к следующим выводам: поскольку в 2006 г. налогоплательщик применял УСН, он действительно не был обязан подавать документы, предусмотренные ст. 145 НК РФ, за период с момента перехода на упрощенную систему до истечения 12 месяцев, на которые продлевалось освобождение. Однако до смены режима налогообложения на предпринимателя не распространялись положения об упрощенной системе, соответственно, он должен был либо подтвердить свое право на освобождение от НДС, либо уплачивать налог в общеустановленном порядке. Таким образом, если налогопла! тельщик не представляет в инспекцию документы, подтверждающие его право на применение освобождения до перехода на спецрежим, ему придется восстановить НДС за период до перехода на УСН.

Аналогичной судебной практики нет.


 Подпишитесь: рассылки от КонсультантПлюс

НДФЛ, ЕСН, взносы: Новости. Практика
Есть вопрос по уплате налога? Интересует разрешение судебного спора и влияние прецедента на практику дальнейшего рассмотрения дел? Вам сюда: каждый месяц все самое актуальное и интересное по НДФЛ, ЕСН и взносам.



Все права защищены © 2009 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное