Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 26.03.2009


КонсультантПлюс Новые документы для бухгалтера
Выпуск от 26.03.2009

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

ВНИМАНИЕ: 11-я Программа поддержки бухгалтера

С 16 по 31 марта 2009 года Сеть КонсультантПлюс при поддержке ФНС России проводит 11 Всероссийскую программу правовой поддержки бухгалтера.

В ходе программы каждый бухгалтер может бесплатно получить:
     ∙ cпециальный выпуск журнала "Главная книга" с практическими советами в форме "вопрос-ответ" по актуальным темам;
     ∙ диск с материалами бухгалтерской прессы и книгами.


В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.


Содержание обзора


Новости

1. Утверждена новая форма статистического наблюдения за распределением численности работников по размерам зарплаты

2. Регистрирующий орган не обязан при регистрации выдавать организации экземпляр учредительных документов со своей печатью

3. Суточные в размере, установленном локальным нормативным актом организации, не облагаются ЕСН

4. Филиалы иностранных организаций, доля участия других компаний в которых превышает 25 процентов, не могут применять ЕНВД

5. Проценты по вкладам, полученные в 2009 г., освобождаются от НДФЛ, даже если они начали начисляться в 2008 г.


Комментарии

1. Оформление и выставление счетов-фактур продавцом при получении предоплаты и вычет НДС с аванса у покупателя - разъяснения Минфина России

2. Вновь утвержденные формы налоговых деклараций: с какого момента их применять?


Судебное решение недели

Доначисляя организации налог на прибыль, инспекция обязана учитывать не только установленные доходы, но и понесенные расходы



Новости


1. Утверждена новая форма статистического наблюдения за распределением численности работников по размерам зарплаты

Приказ Росстата от 12.02.2009 N 25 "Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за распределением численности работников по размерам заработной платы"


Росстат утвердил новую форму, по которой крупные и средние организации, ведущие любую экономическую деятельность, должны будут отчитываться о распределении численности работников по размерам заработной платы. Подавать эту форму нужно будет раз в два года, а вести отчетность - с апреля текущего года. Отчет направляется в территориальные статистические органы до 25 января (после окончания отчетного периода).

В рассматриваемую форму включаются данные за один месяц (апрель) по численности работников (исходя из оклада, который они получают, и особенностей исполнения трудовых обязанностей - вахтовый метод, совместительство и т.д.). Таким образом, до 25 января 2010 г. необходимо отчитаться за апрель текущего года, а следующий отчет нужно будет подать в январе 2012 г. за апрель 2011 г.


2. Регистрирующий орган не обязан при регистрации выдавать организации экземпляр учредительных документов со своей печатью

Письмо ФНС России от 27.02.2009 N ММ-19-9/28 "О рассмотрении обращения"


Федеральная налоговая служба подробно рассмотрела процедуру регистрации юридического лица, предусмотренную положениями Федерального закона N 129-ФЗ. Пунктом 3 ст. 11 данного Закона установлено, что регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента госрегистрации выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в ЕГРЮЛ. Однако он не обязан выдавать юрлицу экземпляр учредительных документов с проставленным штампом данного регистрирующего органа.


3. Суточные в размере, установленном локальным нормативным актом организации, не облагаются ЕСН

Письмо Минфина России от 02.03.2009 N 03-04-06-02/15


Согласно пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ при оплате работодателем расходов на командировки работников как внутри страны, так и за ее пределы суточные, которые выплачиваются в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством, не облагаются ЕСН. Ранее Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 93 были предусмотрены нормы затрат на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых можно было признавать расходы по налогу на прибыль. Эти нормы применялись в том числе для расчета ЕСН, однако с 1 января 2009 г. данное Постановление утратило силу. Как указывает Минфин, на сегодняшний день налоговым законодательством не предусмотрено, что суточные необходимо облагать данным налогом в том или ином размере. Поэтому финансовое ведомство учло положения ст. 168 Трудового кодекса РФ (о том, что порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом) и пришло к следующему выводу: с 1 января 2009 г. суточные в размере, установленном локальным нормативным актом организации, не облагаются ЕСН. Напомним, что Минфин уже высказывал данную точку зрения в других письмах: от 02.02.2009 N 03-04-06-02/6, от 02.02.2009 N 03-04-06-02/5.

С 1 января текущего года суточные и полевое довольствие также полностью включаются в расходы по налогу на прибыль, т.е. не нормируются. Данное правило было введено в связи с поправками в абз. 4 пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ. Минфин в Письме от 26.02.2009 N 03-03-06/1/96 указал, что суточные и полевое довольствие учитываются в расходах в размере фактических затрат, а порядок и размер их возмещения определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.


4. Филиалы иностранных организаций, доля участия других компаний в которых превышает 25 процентов, не могут применять ЕНВД

Письмо Минфина России от 03.03.2009 N 03-11-06/3/50


В соответствии с п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ с 1 января 2009 г. на уплату ЕНВД не переводятся организации, доля участия в которых других компаний составляет более 25 процентов. Минфин сослался на положения ст. 11 НК РФ, в соответствии с которой организациями признаются в том числе иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, а также филиалы и представительства иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ. Так как налоговым законодательством не установлено никаких ограничений в применении п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ, финансовое ведомство пришло к выводу, что положение об ограничении в целях применения ЕНВД стороннего участия распространяется и на филиалы иностранных организаций. Поэтому с 2009 г. филиалы таких компаний также не вправе применять ЕНВД, если доля участия в них превышает 25 процентов.


5. Проценты по вкладам, полученные в 2009 г., освобождаются от НДФЛ, даже если они начали начисляться в 2008 г.

Письмо Минфина России от 02.03.2009 N 03-04-06-01/43


С 2009 г. от уплаты НДФЛ освобождаются проценты по вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации, если соблюдаются условия, перечисленные в п. 27 ст. 217 НК РФ. Данное правило было введено Федеральным законом от 22.07.2008 N 158-ФЗ, п. 1 ст. 7 которого установлено его вступление в силу с 1 января 2009 г. Минфин указал, что основанием для освобождения, исходя из формулировки ст. 217 НК РФ, является получение налогоплательщиком дохода в виде процентов по вкладу. Поэтому от НДФЛ освобождаются проценты, полученные с 1 января 2009 г., даже если они начали начисляться в 2008 г.




Комментарии


1. Оформление и выставление счетов-фактур продавцом при получении предоплаты и вычет НДС с аванса у покупателя - разъяснения Минфина России


Название документа:

Письмо Минфина России от 06.03.2009 N 03-07-15/39


Комментарий:

В соответствии с Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ с 1 января 2009 г. покупатель, перечисливший продавцу предоплату, вправе принять к вычету НДС с данной суммы, не дожидаясь отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав). Это нововведение бурно обсуждалось в средствах массовой информации и профессиональных кругах, поскольку применение указанного положения на практике вызывает множество вопросов, которые Налоговым кодексом РФ не урегулированы. Финансовое ведомство в комментируемом Письме разъяснило большинство спорных моментов, касающихся порядка выставления счетов-фактур при получении предоплаты продавцом и принятия покупателем к вычету НДС с перечисленного аванса. Рассмотрим их подробнее.


1.1. Описание товара в счетах-фактурах на аванс


Одна из проблем, с которой столкнулись некоторые продавцы в связи с введением обязанности выставлять покупателю счета-фактуры на предоплату, связана с наименованием товара. Как указывать название, если договор содержит большой перечень поставляемых товаров и невозможно определить, в счет каких именно товаров поступает предоплата? Финансовое ведомство объяснило, в каких случаях не требуется подробно расписывать все позиции товаров. Так, если в договоре дано обобщенное наименование поставляемых товаров и предусмотрена их отгрузка согласно заявке (спецификации), то в счетах-фактурах на аванс правомерно отразить обобщенное наименование товаров или их групп (например, нефтепродукты, кондитерские изделия, канцелярские товары и т.п.). Однако это возможно, если спецификация оформляется после оплаты товара. В остальных случаях следует руководствоваться пп. 4 п. 5.1 ст. 169 НК РФ и в счетах-фактурах на аванс указывать наименование товаров (описание работ, услуг), имущественных прав в соответствии с договором, заключенным между продавцом и покупателем (см. Письмо Минфина России от 25.02.2009 N 03-07-14/26).

Даны разъяснения по вопросу правильного заполнения счетов-фактур на предоплату, если поставляемый товар облагается по разным ставкам (10 и 18 процентов). Предложено два варианта: указать обобщенное наименование товаров со ставкой 18/118 или выделить товары с разными ставками в отдельные позиции.

Кроме того, при выполнении работ одновременно с поставкой товаров допускается вносить в соответствующую графу одного счета-фактуры и описание работ, и наименование товаров.


1.2. Срок выставления счетов-фактур на предоплату


В течение пяти календарных дней после получения предоплаты (полной или частичной) продавец должен выставить покупателю счет-фактуру на данную сумму (п. 3 ст. 168 НК РФ). Это требование он может не исполнять, если отгрузка товаров (выполнение работ, оказание услуг, передача имущественных прав) в счет полученной предоплаты производится в течение указанного времени, - так пояснил Минфин. Для непрерывных долгосрочных поставок товаров (оказания услуг) в адрес одного и того же покупателя (например, поставка электроэнергии, нефти, газа, оказание услуг связи) предусмотрено исключение: счета-фактуры по частичной оплате в счет таких поставок выставляются покупателям не реже одного раза в месяц, а сумма предоплаты определяется как разница между полученной в соответствующем месяце оплатой и стоимостью отгруженных в течение этого месяца товаров (оказанных услуг).

Однако позиция финансового ведомства является спорной. Судебная практика исходит из того, что если оплата и отгрузка товара произошли в одном налоговом периоде, то платежи нельзя признать авансовыми. Подборку судебных решений см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС. Поскольку налоговым периодом по НДС считается квартал (ст. 163 НК РФ), то на авансы, полученные в том квартале, в котором осуществлена отгрузка товаров (выполнение работ, оказание услуг), счета-фактуры продавец выставлять не должен. Тем не менее претензии со стороны контролирующих органов возможны, но, учитывая сложившуюся арбитражную практику, у налогоплательщика есть шанс отстоять свою позицию в суде.


1.3. Вычет "входного" НДС

с предоплаты - это право покупателя


После введения нового порядка возник вопрос, можно ли принять к вычету НДС после отгрузки товара и получения счета-фактуры на полную сумму, если он не принимался к вычету при перечислении предоплаты (см. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2009 года). Финансовое ведомство поддержало мнение ФНС России о том, что принятие к вычету НДС по перечисленной предоплате - это право, а не обязанность налогоплательщика. Следовательно, если покупатель не примет к вычету НДС с предоплаты, а воспользуется своим правом на основании счетов-фактур по отгруженным товарам, то это не приведет к занижению налоговой базы и суммы налога, подлежащего уплате в бюджет.


1.4. Необходимость условия о предоплате

в договоре для вычета НДС с этой суммы


Налоговый кодекс РФ предусматривает соблюдение следующих условий для принятия покупателем к вычету "входного" НДС с предоплаты: наличие счета-фактуры на аванс, документов, подтверждающих его фактическое перечисление, а также договора, который содержит положение о предоплате (п. 9 ст. 172 НК РФ). В Практическом комментарии основных изменений налогового законодательства с 2009 года разбирался вопрос о размере вычета НДС с предоплаты, если перечисленная сумма больше или меньше той, которая отражена в договоре. Минфин такую ситуацию не рассматривал, но отметил, что размер налога, подлежащего вычету, определяется исходя из перечисленной суммы предварительной оплаты согласно счету-фактуре, если в договоре есть условие о предоплате без указания конкретной суммы. Таким образом, при заключении договора не следует устанавливать точную сумму аванса.

Вместе с тем обращено внимание, что при отсутствии в договоре условия о предоплате либо самого договора "входной" НДС с предоплаты принять к вычету нельзя. Об отсутствии договора в виде единого документа подробнее см. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2009 года.


1.5. Вычет "входного" НДС при предоплате

наличными или в неденежной форме


Как уже отмечалось, одним из условий принятия покупателем "входного" НДС с предоплаты к вычету является наличие документов, подтверждающих фактическое перечисление аванса (п. 9 ст. 172 НК РФ). При перечислении денежных средств в безналичной форме таким документом будет платежное поручение. Минфин пояснил, что в случае предоплаты наличными или в безденежной форме принять к вычету НДС с этой суммы покупатель товаров (работ, услуг, имущественных прав) не сможет, поскольку у него не будет платежного поручения.

Однако такой подход финансового ведомства представляется спорным.

Действительно, в п. 9 ст. 172 НК РФ говорится о подтверждении перечисления предоплаты, но не уточняется, в какой форме она должна производиться, следовательно, она может осуществляться как наличными или по безналу, так и в безденежной форме. Важен лишь документ, который свидетельствует об уплате аванса. Внесение наличных средств в качестве предоплаты подтверждает кассовый чек (ст. 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ). Согласно пп. 3 п. 5.1 ст. 169 НК РФ в счете-фактуре на предоплату должны быть указаны реквизиты платежно-расчетного документа, которые отражаются в строке 5 (Постановление Правительства РФ от 02.12.2000 N 914). Причем сами же чиновники ранее отмечали, что для принятия НДС к вычету при покупке товаров за наличный расчет (с предоплатой или без) в счетах-фактурах должны быть указаны номера кассовых чеков и соответствующая дата (Письмо МНС России от 10.10.2003 N 03-1-08/2963/11-АЛ268). В случае предоплаты в неденежной форме покупателю также выдается подтверждающий документ о ее получении. В комментируемом Письме финансовое ведомство указывает, что если предоплата произведена в безденежной форме, то продавец должен выставить счет-фактуру. В нем в строке 5, вероятно, следует указать номер и дату того документа, который подтверждает получение предоплаты в неденежной форме.

Таким образом, покупатель может принять "входной" НДС к вычету не только при перечислении предоплаты по безналу, но и если она осуществлена наличными средствами или в безденежной форме, однако претензий налоговых органов в данном случае не избежать.


Применение документа (выводы):

Продавец при получении предварительной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) вправе:

1) указать в счете-фактуре обобщенное наименование поставляемых товаров, если в договоре содержится обобщенное наименование и предусмотрена отгрузка в соответствии с заявкой (спецификацией), которая оформляется после оплаты;

2) при поставке товаров, облагаемых по разным ставкам, отразить в счете-фактуре обобщенное наименование товаров с указанием ставки 18/118 или выделить товары с разными ставками в отдельные позиции;

3) при выполнении работ одновременно с поставкой товаров допускается в одном счете-фактуре указывать описание выполняемых работ и наименование поставляемых товаров;

4) не выставлять счета-фактуры на предоплату, если она получена в том налоговом периоде (квартале), в котором произведена отгрузка товаров (выполнение работ, оказание услуг), однако в данном случае возможны претензии со стороны контролирующих органов.

Покупатель при осуществлении предварительной оплаты вправе:

1) принять НДС к вычету на основании счетов-фактур по отгруженным товарам, если он не использовал свое право на вычет с сумм перечисленного аванса;

2) принять НДС к вычету, исходя из перечисленной суммы предварительной оплаты, указанной продавцом в счете-фактуре, если в договоре есть условие о предоплате без отражения конкретной суммы;

3) принять НДС к вычету не только в случае перечисления предоплаты по безналу, но и если она произведена наличными средствами или в безденежной форме, однако в данном случае вероятны претензии со стороны налоговых органов.


2. Вновь утвержденные формы налоговых деклараций: с какого момента их применять?


Название документа:

Письмо Минфина России от 04.03.2009 N 03-02-07/1-108


Комментарий:

На практике может возникнуть ситуация, когда в течение налогового периода финансовое ведомство в связи с изменением налогового законодательства вносит коррективы в налоговые декларации. При этом, как правило, указывается, что декларации по вновь утвержденной форме следует применять в текущем налоговом (отчетном) периоде. В комментируемом Письме Минфин попытался разъяснить, как определять даты вступления в силу приказов, которыми утверждаются новые формы деклараций, а также порядок применения этих форм. Финансовое ведомство отметило, что налогоплательщик, который подал декларацию (расчет) по форме, действовавшей до утверждения новой, не обязан представлять ее по новой форме (действие которой распространено с начала налогового или отчетного периода). При этом новые формы налоговых деклараций (расчетов), в которых указано, что они действуют, начиная с представления декларации (расчета) за соответствующий налоговый (отчетный) период, следует применять со дня официального опубликования соответствующих приказов. Данный вывод сделан на основании ст. 5 НК РФ. Однако подобная трактовка указанной статьи представляется спорной.

Дело в том, что согласно п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем через месяц со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ в НК РФ внесен ряд антикризисных поправок, в том числе в п. 1 ст. 5 НК РФ введена новая норма, предусматривающая исключение из общего правила вступления в силу актов налогового законодательства: акты, указанные в п. п. 3 и 4 этой же статьи, которые каким-либо образом улучшают положение налогоплательщиков, могут вступать в силу со дня официального опубликования, если прямо предусматривают это. Причем все изложенные положения распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти (п. 5 ст. 5 НК РФ). Однако неясно, почему приказы Минфина об утверждении новых форм деклараций отнесены к актам законодательства о налогах и сборах, указанным в п. п. 3 и 4 ст. 5 НК РФ, к которым применяется абз. 4 п. 1 этой статьи. По нашему мнению, в отношении приказов Минфина следует руководствоваться общим правилом абз. 1 п. 1 ст. 5 НК РФ, поэтому утвержденные в течение налогового периода новые формы деклараций (расчетов), в которых указано на их применение в соответствующем налоговом (отчетном) периоде, вступают в силу не ранее чем через месяц со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Следует отметить, что, учитывая мнение финансового ведомства, при подаче декларации в периоде утверждения новой формы по старой форме возможны споры с контролирующими органами. В таком случае налогоплательщики вправе защищать свои права в судебном порядке. Тем более что арбитражные суды принимают решения в их пользу, делая следующий вывод: представление декларации по старой форме не влечет ответственности по ст. 119 НК РФ (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.06.2008 N А19-17988/07-18-Ф02-2081/08, ФАС Дальневосточного округа от 30.10.2008 N Ф03-4745/2008, ФАС Северо-Кавказского округа от 27.08.2008 N Ф08-5029/2008, ФАС Московского округа от 26.06.2008 N КА-А40/5504-08, ФАС Северо-Западного округа от 11.03.2008 N А05-9914/2007, ФАС Западно-Сибирского округа от 26.03.2007 N Ф04-1651/2007(32744-А45-42), ФАС Поволжского округа от 16.10.2007 N А55-16258/2006).




Судебное решение недели


Доначисляя организации налог на прибыль, инспекция обязана учитывать не только установленные доходы, но и понесенные расходы

(Постановление ФАС Уральского округа от 02.02.2009 N Ф09-26/09-С3)


Организация сдавала в аренду помещения, склады и земельный участок, причем выручка от реализации данных услуг, полученная за два года, не была отражена в налоговой отчетности. Налоговый орган доначислил компании налог на прибыль. Не оспаривая получение дохода, налогоплательщик представил в суд документы о расходах, связанных с содержанием основных средств, которые были переданы в аренду. Суды первой и апелляционной инстанций отказали в признании указанных расходов по следующим основаниям. Документы, подтверждающие затраты по спорным операциям (счета-фактуры, платежные документы, договоры, акты на текущий и капитальный ремонт имущества), не были представлены входе проверки налоговому органу, в связи с чем решение инспекции на момент его принятия являлось законным, и поскольку изменения, касающиеся названных расходов, внесены в регистры бухгалтерского учета после проведения налоговой проверки, спорные расходы организацией не доказаны.

Однако суд кассационной инстанции пришел к выводу, что налоговый орган, доначисляя налог, должен учитывать не только имеющуюся у него информацию о доходах, полученных налогоплательщиком, но и о понесенных им расходах. Кроме того, суд указал, что внесение исправлений в регистры бухучета при наличии первичных документов, подтверждающих расходы, не свидетельствует о том, что расходы не подтверждены и не доказаны. Таким образом, доначисление налога на прибыль без учета документально подтвержденных в суде расходов было признано неправомерным.

Следует отметить, что ФАС Уральского округа сделал очень важный для налогоплательщиков вывод, ведь нередко, обнаружив неучтенную выручку, инспекция доначисляет налог и не принимает во внимание понесенные расходы. Однако налоговые органы толкуют п. 1 ст. 252 НК РФ следующим образом: так как расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, обосновывать их обязан налогоплательщик. Впрочем, данный пункт не указывает, что затраты в обязательном порядке должны быть подтверждены именно в ходе проверки, а не в суде. На основании изложенного можно сделать следующий вывод: если инспекция начисляет налог на прибыль по операциям, выручка по которым не была отражена в декларации, сумма налога должна учитывать произведенные по этим операциям расходы. Налогоплательщик вправе требовать уточнения размера доначисленного налога, однако это право, вероятнее всего, придется доказывать в суде.

Аналогичные выводы содержит Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.09.2008 N А19-4490/08-52-Ф02-4516/08.


 Бесплатная демонстрация системы КонсультантПлюс

Как быстро найти документ или получить ответ на вопрос по законодательству?

Установите и попробуйте бесплатную демонстрационную версию справочной правовой системы КонсультантПлюс.

 



Все права защищены © 2009 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное