Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 19.03.2009


КонсультантПлюс Новые документы для бухгалтера
Выпуск от 19.03.2009

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

ВНИМАНИЕ: 11-я Программа поддержки бухгалтера

С 16 по 31 марта 2009 года Сеть КонсультантПлюс при поддержке ФНС России проводит 11 Всероссийскую программу правовой поддержки бухгалтера.

В ходе программы каждый бухгалтер может бесплатно получить:
     ∙ cпециальный выпуск журнала "Главная книга" с практическими советами в форме "вопрос-ответ" по актуальным темам;
     ∙ диск с материалами бухгалтерской прессы и книгами.


В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.


Содержание обзора


Новости

1. Утрата права на применение ЕНВД в связи с превышением допустимой среднесписочной численности работников. Разъяснения Минфина

2. Затраты на приобретение нематериальных активов стоимостью менее 20 000 руб. включаются в расходы единовременно

3. Средства, полученные по госконтракту за оказание услуг, освобожденных от НДС, при расчете пропорции "входного" налога не учитываются

4. Излишне уплаченный авансовый платеж по налогу на прибыль может быть зачтен в счет уплаты налога в другом субъекте РФ


Комментарии

1. Нужно ли восстанавливать амортизационную премию, если основное средство введено в эксплуатацию и реализовано в 2008 г.?

2. Можно ли при возврате на общий режим налогообложения принять к вычету НДС, ранее восстановленный по основным средствам при переходе на ЕНВД?

3. Должен ли индивидуальный предприниматель ставить свою печать на бланке строгой отчетности?


Судебное решение недели

Нормы расходов на компенсации за использование служебного транспорта на индивидуальных предпринимателей не распространяются



Новости


1. Утрата права на применение ЕНВД в связи с превышением допустимой среднесписочной численности работников. Разъяснения Минфина

Письмо Минфина России от 27.02.2009 N 03-11-06/3/47

Письмо Минфина России от 19.02.2009 N 03-11-06/3/35


В соответствии с пп. 1 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ с 1 января 2009 г. организации и индивидуальные предприниматели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превысила 100 человек, на ЕНВД не переводятся. При этом согласно п. 2.3 ст. 346.26 НК РФ, если организация, утратившая право на применение данного спецрежима, устранит нарушения, она может быть снова переведена на ЕНВД с начала следующего налогового периода. Минфин разъяснил, что в соответствии с указанными нормами, если за I квартал 2009 г. среднесписочная численность работников организации, утратившей право на применение ЕНВД с 1 января текущего года, составит менее 100 человек, налогоплательщик может быть переведен на уплату единого налога с 1 апреля 2009 г.

Еще одно разъяснение финансового ведомства по утрате права на применение спецрежима при превышении допустимой среднесписочной численности касается определения остаточной стоимости основных средств. Как указывает Минфин, в налоговом законодательстве не определен порядок расчета остаточной стоимости амортизируемого имущества при переходе с ЕНВД на общий режим, однако такой порядок предусмотрен для случаев перехода с ЕНВД на УСН с объектом "доходы минус расходы". Данный порядок содержится в п. 2.1 ст. 346.25 НК РФ. Таким образом, организация, которая утратила право на применение ЕНВД из-за того, что среднесписочная численность ее сотрудников превысила 100 человек, может определить остаточную стоимость основных средств, приобретенных в период применения ЕНВД, как разницу между ценой их приобретения (сооружения, изготовления) и суммой амортизации, начисленной за время применения спецрежима.


2. Затраты на приобретение нематериальных активов стоимостью менее 20 000 руб. включаются в расходы единовременно

Письмо Минфина России от 27.02.2009 N 03-03-06/1/99


Минфин указал, что амортизируемым признается имущество (а также результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности) со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 руб. (п. 1 ст. 256 НК РФ). Таким образом, нематериальные активы, стоимость которых менее указанной суммы, к амортизируемому имуществу не относятся. При этом затраты на приобретение имущества, не признаваемого амортизируемым, в силу пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ включаются в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода объектов в эксплуатацию. Поэтому затраты на приобретение нематериальных активов стоимостью менее 20 000 руб. (до 01.01.2008 - менее 10 000 руб.) признаются материальными расходами, а не списываются через амортизацию.

Напомним, что Минфин уже неоднократно высказывал данную точку зрения, однако ФНС России придерживается противоположной позиции (Письмо от 27.02.2006 N 04-2-05/2). Более подробно данный вопрос рассмотрен в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль.


3. Средства, полученные по госконтракту за оказание услуг, освобожденных от НДС, при расчете пропорции "входного" налога не учитываются

Письмо Минфина России от 25.02.2009 N 03-07-11/45


В Минфин обратилась организация, осуществляющая по госконтракту перевозку пассажиров городским общественным транспортом. По условиям контракта компания получала из бюджета денежные компенсации. На основании пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ данные услуги освобождены от НДС.

Согласно п. 4 ст. 170 НК РФ НДС, предъявленный налогоплательщикам по товарам, используемым для совершения как облагаемых налогом, так и освобожденных от него операций, принимается к вычету либо учитывается в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства или реализации товаров, облагаемых НДС. Указанная пропорция определяется исходя из цены каждой категории товаров в общей стоимости товаров (работ, услуг, имущественных прав), отгруженных за налоговый период. Минфин указал, что при реализации товаров по государственным регулируемым ценам для целей налогообложения применяются они же (п. 13 ст. 40 НК РФ). То есть компенсации, впоследствии полученные налогоплательщиком из бюджета, никак не влияют на базу по НДС. Поэтому средства, перечисленные по госконтракту за перевозку пассажиров общественным транспортом, освобождаемую от НДС, при определении указанной пропорции не учитываются.


4. Излишне уплаченный авансовый платеж по налогу на прибыль может быть зачтен в счет уплаты налога в другом субъекте РФ

Письмо Минфина России от 24.02.2009 N 03-03-06/1/82


В соответствии с п. 1 ст. 78 НК РФ при подтверждении излишней уплаты суммы авансовых платежей по налогу на прибыль данная сумма подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику. Минфин указал, что излишне уплаченный авансовый платеж, зачисленный в бюджет субъекта РФ, может быть зачтен в счет уплаты налога на прибыль по месту нахождения головной организации, даже если она находится в другом субъекте.




Комментарии


1. Нужно ли восстанавливать амортизационную премию, если основное средство введено в эксплуатацию и реализовано в 2008 г.?


Название документа:

Письмо Минфина России от 26.02.2009 N 03-03-06/1/95


Комментарий:

С 1 января 2009 г. налогоплательщик вправе единовременно учесть в составе расходов до 30 процентов первоначальной стоимости созданных или приобретенных основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам, а также затрат на их реконструкцию, модернизацию и т.п. (п. 9 ст. 258 НК РФ). По остальным основным средствам предельный размер амортизационной премии, как и ранее, составляет 10 процентов. Вместе с тем установлена обязанность налогоплательщика восстановить (т.е. включить в доходы) амортизационную премию, если основное средство реализуется до истечения пяти лет с момента его ввода в эксплуатацию (абз. 4 п. 9 ст. 258 НК РФ). В соответствии с п. 10 ст. 9 Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ положение о восстановлении премии применяется к основным средствам, введенным в эксплуатацию с 1 января 2008 г. В связи с этим финансовое ведомство в комментируемом Письме указало, что если приобретенное и введенное в эксплуатацию в 2008 г. основное средство, в отношении которого применялась амортизационная премия, реализуется в том же году, то согласно новым правилам премию нужно восстановить и включить в доходы 2008 г.

Данная позиция Минфина является спорной.

Действительно, новое положение о необходимости восстановления амортизационной премии вступило в силу с 1 января 2009 г. и применяется к основным средствам, введенным в эксплуатацию с 1 января 2008 г. (п. п. 1, 10 ст. 9 Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ). При этом в редакции НК РФ, действовавшей до 01.01.2009, было предусмотрено единовременное включение в состав расходов амортизационной премии (до 10 процентов первоначальной стоимости основного средства) (п. 1.1 ст. 259 НК РФ), но обязанность по ее восстановлению при реализации объекта до истечения пяти лет с момента введения в эксплуатацию в гл. 25 НК РФ не содержалась. Следовательно, новые правила о восстановлении премии по сравнению с ранее применявшимся порядком ухудшают положение налогоплательщиков. Согласно п. 2 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, не могут иметь обратной силы.

Таким образом, организация, которая приобрела и ввела в эксплуатацию основное средство в 2008 г., применила по нему амортизационную премию, а затем в этом же году продала объект, не обязана восстанавливать и включать в доходы указанную премию, руководствуясь новыми правилами абз. 4 п. 9 ст. 258 НК РФ. В случае претензий со стороны контролирующих органов налогоплательщик вправе обратиться в суд за защитой своих прав.


2. Можно ли при возврате на общий режим налогообложения принять к вычету НДС, ранее восстановленный по основным средствам при переходе на ЕНВД?


Название документа:

Письмо Минфина России от 29.01.2009 N 03-07-11/23


Комментарий:

Согласно пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ налогоплательщик при переходе с общего режима налогообложения на ЕНВД обязан восстановить ранее принятый к вычету НДС по основным средствам в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости. Но, если впоследствии налогоплательщик возвращается на общий режим, указанные суммы налога к вычету не принимаются - таково мнение финансового ведомства. Подобная точка зрения уже высказывалась Минфином России, например, в Письме от 11.04.2007 N 03-07-11/100.

К решению данного вопроса возможен и иной подход: при возврате налогоплательщика с ЕНВД на общий режим ранее восстановленный НДС по основным средствам согласно пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ можно принять к вычету. Обосновывается это следующим образом. В Налоговом кодексе РФ не установлены особенности принятия к вычету ранее восстановленного НДС, вместе с тем в нем не содержится и запрета на вычет в таком случае. Поэтому в рассматриваемой ситуации вычет налога производится согласно общеустановленному порядку, предусмотренному ст. ст. 171 и 172 НК РФ: объекты приняты к учету, имеются надлежащим образом оформленные счета-фактуры (выставленные продавцом при приобретении объектов), основные средства используются в операциях, облагаемых НДС. Все эти условия соблюдаются, когда налогоплательщик, который перешел с ЕНВД на общий режим, начинает вновь применять основные средства в деятельности, облагаемой НДС. Такой позиции ранее придерживался и Минфин России, отмечая, что вычет налога по амортизируемому имуществу производится с учетом его остаточной стоимости (Письма от 26.04.2004 N 04-03-11/62 и от 28.02.2005 N 03-03-01-04/1/82). С другими материалами по данной теме можно ознакомиться в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС.

Таким образом, если налогоплательщик при возвращении на общую систему налогообложения примет к вычету НДС, восстановленный в бюджет при переходе на ЕНВД согласно пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ, то свои действия, скорее всего, ему придется отстаивать в суде. Судебная практика по данному вопросу в настоящий момент отсутствует.


3. Должен ли индивидуальный предприниматель ставить свою печать на бланке строгой отчетности?


Название документа:

Письмо Минфина России от 02.03.2009 N 03-01-15/2-69


Комментарий:

При оказании услуг населению индивидуальные предприниматели, осуществляя наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, должны выдать документ на бланке строгой отчетности, приравненный к кассовому чеку. В комментируемом Письме финансовое ведомство указало, что на этом бланке предприниматель обязан поставить свою печать. Объясняется это тем, что в пп. "и" п. 3 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359) перечислены обязательные реквизиты такого документа, среди которых есть печать организации (индивидуального предпринимателя). На основе этого сделан вывод: проставление печати индивидуальным предпринимателем на бланке строгой отчетности предусмотрено указанным Положением.

Однако необходимо учесть следующее. Действующим законодательством РФ установлено обязательное наличие круглой печати только для юридических лиц (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", п. 7 ст. 2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", п. 3 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"). Ни в Гражданском кодексе РФ, ни в Федеральном законе от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не говорится о том, что индивидуальный предприниматель должен иметь печать. В разъяснениях УФНС России по г. Москве (Письмо от 28.02.2006 N 28-10/15239) также указано, что обязанность индивидуального предпринимателя приобретать и использовать печать при осуществлении своей деятельности действующим налоговым законодательством не предусмотрена. А ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 12.09.2008 N Ф03-А51/08-2/3390 пришел к выводу о том, что наличие печати остается на усмотрение самого индивидуального предпринимателя.

Таким образом, в федеральных законах не закреплена необходимость наличия печати у индивидуального предпринимателя. Вместе с тем при ее отсутствии у предпринимателя могут возникнуть сложности, поскольку нормативно-правовой акт (Постановление Правительства РФ от 06.05.2008 N 359) предполагает проставление печати на БСО. Поэтому если индивидуальный предприниматель при оказании услуг населению планирует осуществлять наличные денежные расчеты без применения ККТ и у него отсутствует печать, то могут возникнуть претензии со стороны проверяющих органов. Поскольку привлечь к административной ответственности в соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ можно за ведение деятельности без применения контрольно-кассовой техники, а бланк строгой отчетности приравнен к кассовому чеку, то ответственность наступает, если бланк не выдан. За нарушение порядка его заполнения ответственности КоАП РФ не предусмотрено. Следовательно, для осуществления деятельности индивидуальный предприниматель не обязан иметь печать и при необходимости может обратиться в суд за защитой своих прав.




Судебное решение недели


Нормы расходов на компенсации за использование служебного транспорта на индивидуальных предпринимателей не распространяются

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.01.2009 N Ф04-7730/2008(17508-А03-46))


В соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН, вправе учитывать расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством РФ. Инспекция доначислила индивидуальному предпринимателю, применяющему УСН, единый налог, указав, что он неправильно учел подобные затраты. Налоговый орган счел, что предприниматель обязан был признать данные расходы с учетом норм, установленных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 92 для организаций, уплачивающих налог на прибыль. Инспекция указала, что для предпринимателей специально не предусмотрены предельные нормы расходов на компенсацию за использование личных автомобилей, поэтому нормировать такие затраты нужно с учетом положений данного Постановления.

По мнению суда кассационной инстанции, предельные нормы расходов организаций, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 92, установлены в целях формирования затрат налогоплательщиков-организаций при расчете налога на прибыль и не применяются для исчисления другого налога иной категорией налогоплательщиков - индивидуальными предпринимателями.

Аналогичной судебной практики нет.


 Подпишитесь: рассылки от КонсультантПлюс

Краткое содержание авторских материалов по правовой и бухгалтерской тематике за последний месяц - в обзоре "Новое: юридическая пресса, комментарии и книги".



Все права защищены © 2009 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное