Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 05.03.2009


КонсультантПлюс Новые документы для бухгалтера
Выпуск от 05.03.2009

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 КонсультантПлюс: "горячие" документы

Приказ Минфина РФ от 02.02.2009 N 10н "О внесении изменения в приказ Министерства финансов РФ от 13 ноября 2007 г. N 108н"


В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.


Содержание обзора


Новости

1. Внесены изменения в порядок заполнения Книги учета доходов и расходов для предпринимателей, применяющих ЕСХН

2. Дополнен перечень оснований для применения нулевой ставки НДПИ, отражаемых в декларации

3. С 2009 г. понижающий коэффициент амортизации не применяется к автомобилям дороже 300 тыс. руб. и автобусам стоимостью более 400 тыс. руб.

4. С 1 января 2009 г. повышающий коэффициент 3 не применяется к лизинговому имуществу первой - третьей амортизационных групп независимо от даты его принятия на учет

5. Разъяснен порядок расчета суммы штрафа за непредставление декларации по ЕСН в течение 180 дней

6. Утверждены новые нормы естественной убыли зерна, продуктов его переработки и семян


Комментарии

1. Может ли арендатор применить амортизационную премию по капитальным вложениям в арендованное имущество?

2. Должен ли применяющий УСН арендодатель учитывать в доходах суммы возмещения коммунальных платежей, поступающие от арендатора?


Судебное решение недели

Затраты на проезд и проживание аудиторов, присланных контрагентом для обязательного аудита, можно признать расходом по налогу на прибыль



Новости


1. Внесены изменения в порядок заполнения Книги учета доходов и расходов для предпринимателей, применяющих ЕСХН

Приказ Минфина России от 31.12.2008 N 159н "О внесении изменений в приложение N 2 к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 11 декабря 2006 г. N 169н "Об утверждении формы Книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), и порядка ее заполнения"


Форма Книги учета доходов и расходов для предпринимателей, применяющих ЕСХН, а также порядок ее заполнения установлены Приказом Минфина России от 11.12.2006 N 169н. Финансовое ведомство внесло изменения в данный порядок. Форма осталась прежней, а некоторые положения, касающиеся порядка ее заполнения, изложены более детально. Так, Книга учета, которая велась в электронном виде, после выведения на бумажные носители по окончании налогового периода должна быть представлена в налоговый орган для заверения должностным лицом не позднее срока, установленного налогоплательщикам для подачи декларации по ЕСХН (31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом). В разделе "Доходы и расходы" в графе 4 не отражаются доходы индивидуального предпринимателя, облагаемые НДФЛ. Уточнено, что остаточная стоимость каждого приобретенного основного средства или нематериального актива, созданного индивидуальным предпринимателем до перехода на ЕСХН, указывается в графе 8 разд. II в том периоде, в котором произошло последнее по времени событие: ввод в эксплуатацию объекта основных средств, подача документов на госрегистрацию прав на него, оплата объекта основных средств и нематериальных активов.

В остальном поправки носят уточняющий характер и не изменяют порядка учета.


2. Дополнен перечень оснований для применения нулевой ставки НДПИ, отражаемых в декларации

Приказ Минфина России от 31.12.2008 N 158н "О внесении изменения в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29 декабря 2006 г. N 185н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых и порядка ее заполнения"


Форма декларации по НДПИ и порядок ее заполнения установлены Приказом Минфина от 29 декабря 2006 г. N 185н. В качестве одного из приложений к порядку заполнения декларации в данном Приказе содержится перечень оснований для обложения добытых полезных ископаемых по нулевой ставке и других особенностей исчисления и уплаты налога. Минфин дополнил этот перечень тремя основаниями для применения ставки 0 процентов по нефти: добыча на участках недр, расположенных за Северным полярным кругом, в Азовском или Каспийском морях и на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. По каждому из вариантов расположения участков есть ограничения по объему добычи и сроку разработки запасов.

Такое уточнение перечня вызвано внесением изменений в ст. 342 НК РФ (о ставке по НДПИ), которые вступили в силу с 2009 г. В Приказе содержится указание на то, что новым перечнем необходимо пользоваться уже с момента подачи декларации за январь 2009 г., однако на момент выхода обзора Приказ еще не был официально опубликован.


3. С 2009 г. понижающий коэффициент амортизации не применяется к автомобилям дороже 300 тыс. руб. и автобусам стоимостью более 400 тыс. руб.

Письма Минфина России от 10.02.2009 N 03-03-06/1/47, от 10.02.2009 N 03-03-06/2/19


По легковым автомобилям и пассажирским микроавтобусам, первоначальная стоимость которых составляет более 600 000 и 800 000 руб. соответственно, с 2009 г. амортизация начисляется без применения установленного ранее понижающего коэффициента 0,5.

В 2008 г., когда была увеличена минимальная первоначальная стоимость автотранспорта, при амортизации которого должен применяться коэффициент 0,5, Минфин настаивал на том, что по легковым автомобилям с первоначальной стоимостью от 300 000 до 600 000 руб. (пассажирским микроавтобусам - от 400 000 до 800 000 руб.) необходимо продолжать начислять амортизацию с понижающим коэффициентом. Этот вопрос был более подробно рассмотрен в выпуске обзора от 06.08.2008.

Однако на данный момент согласно ст. 3 Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ организации, которые применяли к основной норме амортизации специальный коэффициент 0,5 в отношении легковых автомобилей и пассажирских микроавтобусов, имевших первоначальную стоимость соответственно более 600 000 и 800 000 руб., с 1 января 2009 г. указанный коэффициент не используют. Минфин считает, что данная норма также распространяется на легковые автомобили и пассажирские микроавтобусы с первоначальной стоимостью соответственно более 300 000 и 400 000 руб. Поэтому к легковым автомобилям стоимостью как более 600 000 и 800 000 руб., так и 300 000 и 400 000 руб. понижающий коэффициент 0,5 не применяется.


4. С 1 января 2009 г. повышающий коэффициент 3 не применяется к лизинговому имуществу первой - третьей амортизационных групп независимо от даты его принятия на учет

Письмо Минфина России от 10.02.2009 N 03-03-06/1/44


В п. 7 ст. 259 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2009, было предусмотрено, что к основной норме амортизации можно применить повышающий коэффициент не выше 3 по амортизируемым предметам лизинга. Этот коэффициент можно было использовать, если основное средство учитывалось у налогоплательщика по условиям договора и не относилось к первой - третьей амортизационным группам (при начислении амортизации нелинейным методом). В соответствии с положениями Федерального закона от 22.07.2008 N 158-ФЗ с 1 января 2009 г. в пп. 1 п. 2 ст. 259.3 НК РФ нет указания на используемый метод начисления амортизации по объектам, относящимся к первой - третьей амортизационным группам. То есть специальный коэффициент при любом способе амортизации применяется только к лизинговому имуществу, относящемуся к четвертой - десятой амортизационным группам.

Минфин пришел к следующему выводу: с 1 января 2009 г. повышающий коэффициент не применяется к основным средствам, относящимся к первой - третьей амортизационным группам, независимо от даты их принятия на учет. Напомним, что противоположная позиции финансового ведомства точка зрения излагалась в выпуске обзора от 24.12.2008.


5. Разъяснен порядок расчета суммы штрафа за непредставление декларации по ЕСН в течение 180 дней

Письмо Минфина России от 10.02.2009 N 03-02-07/1-59


За непредставление декларации в течение более 180 дней по истечении установленного срока налогоплательщик может быть привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и за каждый полный и неполный месяц, начиная со 181-го дня, 10 процентов суммы налога (п. 2 ст. 119 НК РФ).

Финансовое ведомство указывает, что по итогам каждого календарного месяца периода налогоплательщики рассчитывают ежемесячные авансовые платежи по ЕСН, исходя из величины выплат, иных вознаграждений, начисленных с начала периода до окончания месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного платежа определяется с учетом ранее уплаченных платежей. Разницу между суммой налога к уплате по итогам налогового периода и суммами налога, перечисленными в течение налогового периода, необходимо уплатить не позднее 15 календарных дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации (п. 3 ст. 243 Кодекса). Учитывая данные обстоятельства, Минфин пришел к выводу о том, что штраф за непредставление декларации по ЕСН более чем 180 дней по истечении предусмотренного срока исчисляется исходя из разницы между суммой налога к уплате на основе этой декларации по итогам налогового периода и суммами авансовых платежей, уплаченными в течение периода.


6. Утверждены новые нормы естественной убыли зерна, продуктов его переработки и семян

Приказ Минсельхоза России от 14.01.2009 N 3 "Об утверждении норм естественной убыли зерна, продуктов его переработки и семян различных культур при хранении"


Минсельхоз разграничил нормы естественной убыли семян, зерна и продуктов его переработки. Так, теперь нормы изложены в семи таблицах в зависимости от климатической зоны: утверждены нормы убыли по зерну для каждой из трех климатических зон и три отдельные таблицы по семенам. Отдельные нормы установлены для применения при хранении продуктов переработки зерна.

Со вступлением в силу новых норм естественной убыли Приказ Минсельхоза России от 23 января 2004 г. N 55, ранее их устанавливавший, утрачивает силу.




Комментарии


1. Может ли арендатор применить амортизационную премию по капитальным вложениям в арендованное имущество?


Название документа:

Письмо Минфина России от 09.02.2009 N 03-03-06/2/18


Комментарий:

В соответствии с абз. 2 п. 9 ст. 258 НК РФ налогоплательщик вправе в отношении капитальных вложений, а также затрат на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и т.п. основных средств применить амортизационную премию, единовременно включив ее в состав расходов. Данное правило не распространяется на основные средства, полученные безвозмездно. В комментируемом Письме финансовое ведомство разъяснило, что амортизационной премией также не может воспользоваться арендатор, осуществивший капитальные вложения в объекты арендованного имущества. Аргументы приводятся следующие. Во-первых, неотделимые улучшения являются неотъемлемой частью арендованного имущества и не остаются на балансе арендатора. Во-вторых, для капитальных вложений в арендованные объекты основных средств в ст. 258 НК РФ предусмотрен особый порядок начисления амортизации. Именно поэтому арендатор не вправе использовать амортизационную премию по неотделимым улучшениям арендованного имущества. Эта позиция содержится в более ранних разъяснениях Минфина России (Письма от 24.05.2007 N 03-03-06/1/302, от 22.05.2007 N 03-03-06/2/82, от 15.11.2006 N 03-03-04/1/759, от 20.10.2006 N 03-03-04/1/703).

Однако есть и иная точка зрения по данному вопросу: арендатор может единовременно признать до 10 процентов расходов на капитальные вложения в арендованные объекты основных средств. Дело в том, что согласно п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности, если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ. В то же время в абз. 4 п. 1 ст. 256 НК РФ капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя, приравнены к амортизируемому имуществу. Кроме того, согласно п. 9 ст. 258 НК РФ использовать амортизационную премию можно в отношении любых капитальных вложений, кроме безвозмездно полученных основных средств. При этом в данной норме не указано, что для ее применения необходимо наличие права собственности на амортизируемое имущество. Следовательно, к неотделимым улучшениям арендованного имущества арендатор вправе применить амортизационную премию, предусмотренную п. 9 ст. 258 НК РФ. Вместе с тем особый порядок начисления амортизации, установленный п. 1 ст. 258 НК РФ, не препятствует использованию премии. Арендатор, осуществивший с согласия арендодателя капитальные вложения в арендованное имущество, стоимость которых не возмещается арендодателем, единовременно учитывает до 10 процентов затрат, а оставшиеся расходы списывает путем начисления амортизации в течение срока действия договора аренды.

Следует отметить, что до настоящего времени судебной практики по данному вопросу, к сожалению, нет. Если организация-арендатор не согласна с доводами финансового ведомства об ограничении применения амортизационной премии и возможными аналогичными претензиями со стороны налоговых органов, то альтернативную точку зрения, скорее всего, ей придется отстаивать в суде.

Обращаем внимание на то, что в отношении неотделимых улучшений арендованного имущества, стоимость которых не возмещается арендодателем, арендатор на основании п. 9 ст. 258 НК РФ может списать не более 10 процентов таких затрат. Вместе с тем с 1 января 2009 г. появилась возможность единовременно учесть в расходах до 30 процентов амортизационной премии, но арендатор воспользоваться ею не вправе, поскольку указанная премия применяется только по основным средствам, относящимся к третьей-седьмой амортизационным группам (абз. 2 п. 9 ст. 258 НК РФ).


2. Должен ли применяющий УСН арендодатель учитывать в доходах суммы возмещения коммунальных платежей, поступающие от арендатора?


Название документа:

Письмо Минфина России от 10.02.2009 N 03-11-09/42


Комментарий:

Финансовое ведомство указало, что суммы возмещения коммунальных платежей, поступающие от арендатора, арендодатель, который применяет УСН, должен учитывать при определении объекта налогообложения. Объясняется это тем, что налогоплательщики, применяющие УСН, при определении объекта налогообложения учитывают доходы в соответствии со ст. ст. 249 и 250 НК РФ и не учитывают доходы, указанные в ст. 251 НК РФ. Поскольку в ст. 251 НК РФ суммы возмещения коммунальных платежей не поименованы, то они включаются в доходы. Такие разъяснения уже давались Минфином России (Письма от 17.11.2008 N 03-11-05/274, от 07.04.2008 N 03-11-04/2/67, от 05.09.2007 N 03-11-05/215). Кроме того, есть решение суда с аналогичным выводом (ФАС Поволжского округа в Постановлении от 04.10.2007 N А57-9388/06).

В данной ситуации необходимо обратить внимание на следующее. Дело в том, что согласно п. 1 ст. 346.14 НК РФ у налогоплательщиков, применяющих УСН, объектом налогообложения признаются доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов. В отношении арендодателей, применяющих УСН с объектом "доходы минус расходы", контролирующие органы указывают, что сумму возмещения арендаторами коммунальных услуг, которая учтена в доходах, они вправе включить в состав расходов (Письма ФНС России от 05.12.2006 N 02-6-10/216@ и Минфина России от 06.06.2008 N 03-11-05/142). В этом случае налогоплательщики могут руководствоваться указанными разъяснениями, поскольку такой учет ни на что не влияет. В ситуации, когда арендодатель применяет УСН с объектом "доходы", использовать эти разъяснения невыгодно: он не может уменьшить налогооблагаемую базу по УСН на суммы коммунальных услуг, перечисленные арендатором.

Позиция о том, что суммы возмещения коммунальных услуг арендодатель, применяющий УСН, должен включить в доходы, является спорной, поскольку согласно ст. 41 НК РФ доход - это экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая при возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. Исходя из данного определения, можно заключить, что у арендодателя дохода не образуется, так как всю сумму возмещения коммунальных услуг он перечисляет коммунальным службам. В Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 21.04.2008 N А39-362/2007 также отмечено, что в данной ситуации речь идет именно об оплате арендаторами услуг коммунальных организаций, а не о перепродаже их части арендатору. Причем Определением ВАС России от 07.08.2008 N 10079/08 отказано в передаче этого решения в Президиум ВАС России для пересмотра. Некоторые арбитражные суды также поддерживают данный подход (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 19.10.2006 N А56-24646/2005, от 13.06.2006 N А66-7256/2005, ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.07.2005 N А33-23362/04-С3-Ф02-3274/05-С1).

Таким образом, применяющий УСН арендодатель независимо от выбранного объекта налогообложения при получении от арендатора сумм возмещения коммунальных платежей вправе не включать их в доходы. Но возможно, что свою правоту налогоплательщику придется доказывать в суде.




Судебное решение недели


Затраты на проезд и проживание аудиторов, присланных контрагентом для обязательного аудита, можно признать расходом по налогу на прибыль

(Постановление ФАС Уральского округа от 19.01.2009 N Ф09-10311/08-С3)


Инспекция пришла к следующему выводу: организация необоснованно отнесла к расходам экономически неоправданные затраты на проживание и проезд аудиторов, поскольку указанные расходы не были направлены на получение прибыли. Налоговый орган сослался на то, что аудиторы не являются сотрудниками налогоплательщика, соответственно, их командировочные расходы должен был возмещать их работодатель, оказывавший аудиторские услуги. При этом по условиям договора налогоплательщик обязан компенсировать аудиторской фирме командировочные расходы. Организация указала, что спорные суммы являются оплатой услуг аудиторской фирмы в рамках гражданско-правового договора, а не командировочных расходов лицам, не являющимся работниками налогоплательщика.

Суд пришел к выводу о том, что указанные расходы обоснованны, так как обязательный аудит проводится ежегодно в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ. Кроме того, расходы документально подтверждены актом сдачи-приемки выполненной работы по аудиторской проверке достоверности бухгалтерской отчетности, проездными билетами, счетами на проживание и командировочными удостоверениями. Суд исходил из того, что затраты, связанные с проездом и проживанием аудиторов, налогоплательщиком фактически понесены и соответствуют критериям, установленным пп. 17, 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Аналогичные выводы содержат Постановления ФАС Поволжского округа от 07.09.2004 N А65-20830/03-СА1-32 и ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.08.2005 N А58-5044/04-Ф02-3966/05-С1.


 Подпишитесь: рассылки от КонсультантПлюс

Избежать доначисления налогов можно. Если учесть мнение Минфина.
Подборки ответов финансового ведомства на сложные вопросы налогообложения в рассылке "Консультации по бухучету и налогообложению".



Все права защищены © 2009 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное