Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 27.11.2008


КонсультантПлюс Новые документы для бухгалтера
Выпуск от 27.11.2008

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 КонсультантПлюс: "горячие" документы

Федеральный закон от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"


В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.


Содержание обзора


Новости

1. Утверждены значения коэффициента-дефлятора для целей УСН и ЕНВД на 2009 г.

2. По истечении пресекательного срока для взыскания налога пени не начисляются

3. Установлены новые формы статистической отчетности

4. Капитальные вложения в арендованное имущество не учитываются при определении остаточной стоимости амортизируемого имущества

5. Среднесписочная численность сотрудников налогоплательщика включает работников, занятых во всех видах его деятельности (как облагаемой, так и не облагаемой ЕНВД)

6. Взносы по договору страхования сотрудников не облагаются НДФЛ, даже если его действие распространяется на нерабочее время


Комментарии

1. Можно ли изготавливать бланки строгой отчетности при помощи компьютера?

2. Непредставление бухгалтерской отчетности в налоговые органы: возможные меры ответственности


Судебное решение недели

НДС, который уплачен по счету-фактуре поставщика, применяющего УСН, нельзя принять к вычету



Новости


1. Утверждены значения коэффициента-дефлятора для целей УСН и ЕНВД на 2009 г.

Приказ Минэкономразвития России от 12.11.2008 N 395 "Об установлении коэффициента-дефлятора в целях применения главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации "Упрощенная система налогообложения"

Приказ Минэкономразвития России от 12.11.2008 N 392 "Об установлении коэффициента-дефлятора К1 на 2009 год"


Новые значения коэффициента-дефлятора на 2009 г. определены Минэкономразвития России.

Для целей ЕНВД на коэффициент-дефлятор К1 должна умножаться установленная для каждого из видов предпринимательской деятельности базовая доходность (п. 4 ст. 346.29 НК РФ), т.е. от его размера напрямую зависит уплачиваемая сумма налога. В 2009 г. этот коэффициент будет равен 1,148. Напомним, что в настоящее время его значение составляет 1,081 (Приказ Минэкономразвития РФ от 19.11.2007 N 401). При расчете ЕНВД, как следует из абз. 5 ст. 346.27 и п. 4 ст. 346.29 Кодекса, используется только коэффициент-дефлятор, утвержденный на текущий год, перемножать его на коэффициенты К1, которые установлены ранее, не требуется. Поэтому в 2009 г. базовая доходность должна умножаться только на коэффициент К1, равный 1,148.

При применении упрощенной системы налогообложения на коэффициент-дефлятор умножается 15-миллионный размер дохода за 9 месяцев предшествующего года, ограничивающий право организаций перейти на УСН (абз. 2 п. 2 ст. 346.12 НК РФ), а также 20-миллионный размер дохода, при превышении которого налогоплательщики обязаны вернуться на общий режим налогообложения (абз. 3 п. 4 ст. 346.13 НК РФ). На 2009 г. коэффициент-дефлятор для целей УСН равен 1,538. Следовательно:

- организации вправе перейти на УСН с 1 января 2010 г., если их доход за 9 месяцев 2009 г. не превышает 23 070 000 руб. (15 млн руб. x 1,538);

- организации и индивидуальные предприниматели должны вернуться на общий режим налогообложения, если в течение 2009 г. их доход превысит 30 760 000 руб. (20 млн руб. x 1,538).

Исходя из абз. 2 п. 2 ст. 346.12 и п. 4 ст. 346.13 Кодекса, предельные размеры доходов должны умножаться налогоплательщиками на коэффициент-дефлятор, который установлен на текущий год, а также на коэффициенты, применявшиеся ранее. В выпуске обзора от 28.11.2007 мы говорили о том, что формально это дает налогоплательщикам возможность определять указанные размеры, последовательно перемножая коэффициенты-дефляторы, установленные начиная с 2006 г. В таком случае предельный размер доходов за 9 месяцев 2009 г., ограничивающий право организаций перейти на УСН в 2010 г., будет равен 43 428 077 руб. (15 млн руб. x 1,132 x 1,241 x 1,34 x 1,538), а размер, при превышении которого налогоплательщики теряют право применять УСН, равен 57 904 103 руб. (20 млн руб. x 1,132 x 1,241 x 1,34 x 1,538). Однако это противоречит позиции Минфина, который считает, что в расчетах должен применяться лишь один коэффициент, установленный на текущий год.


2. По истечении пресекательного срока для взыскания налога пени не начисляются

Письмо Минфина России от 29.10.2008 N 03-02-07/2-192


В соответствии с п. 3 ст. 46 НК РФ налоговый орган вправе принять решение о взыскании налога из средств на счетах налогоплательщика в течение двух месяцев с момента направления требования о его уплате. Если данный срок был пропущен инспекцией, решение не подлежит исполнению и взыскать налог можно только в судебном порядке. Согласно ст. 75 НК РФ налогоплательщик, который внес налог в бюджет с нарушением срока, должен уплатить пени. Минфин указал, что исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от выполнения требования по уплате налога. Следовательно, после истечения двухмесячного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить обеспечительной мерой по уплате налога, и с этого момента отсутствуют основания для их начисления. В подтверждение своей позиции финансовое ведомство ссылается на Постановление Президиума ВАС России от 06.11.2007 N 8241/07.


3. Установлены новые формы статистической отчетности

Приказ Росстата от 23.09.2008 N 235 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации статистического наблюдения за деятельностью предприятий на 2009 год"

Приказ Росстата от 18.08.2008 N 193 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации статистического наблюдения за численностью, оплатой и условиями труда работников, деятельностью, осуществляемой в сфере науки на 2009 год"


Росстат продолжает устанавливать новые формы статистического наблюдения. Приказом от 23.09.2008 N 235 введены формы отчетности для организаций на 2009 г. За текущий год все крупные компании (кроме бюджетных, страховых и кредитных) должны будут подать отчеты о деятельности организации (до 1 апреля 2009 г.) и об отгрузке продукции (до 10 февраля). Отдельная форма установлена для микропредприятий. Они представляют сведения о своих основных показателях до 5 февраля 2009 г. Остальные годовые формы предназначены для организаций различных областей: сельхозкооперативов, предприятий добывающих и обрабатывающих производств, производителей пищевой продукции (растительное масло, сахар, мясо и птица), спирта, химикатов, а также для юридических лиц с иностранным участием. Помимо годовых Приказом предусмотрены недельная (сведения о производстве нефтепродуктов), декадная (для отчета о производстве спирта и алкогольной продукции), месячные и квартальные формы отчетности.

Еще один Приказ, касающийся форм статистического наблюдения, издан Росстатом 18.08.2008 (N 193). Данным документом предусмотрены бланки отчетности как для организаций, ведущих научную деятельность, так и для компаний, представляющих иные области экономики. Установленные формы преимущественно предназначены для подачи сведений о заработной плате и условиях труда работников, а также о ходе научной и инновационной деятельности. По длительности отчетного периода они делятся на годовые, месячные и квартальные.

С введением в действие рассмотренных Приказов теряют силу некоторые ранее применявшиеся формы статистического наблюдения.

О данных статистического наблюдения, установленных для субъектов других отраслей хозяйственной деятельности, см. выходившие ранее выпуски обзора (например, от 08.10.2008 и от 15.10.2008).


4. Капитальные вложения в арендованное имущество не учитываются при определении остаточной стоимости амортизируемого имущества

Письмо Минфина России от 27.10.2008 N 03-03-06/2/147


В финансовое ведомство за разъяснениями по налогу на прибыль обратилось обособленное подразделение организации, сделавшее капитальные вложения в арендованное имущество в форме неотделимых улучшений, на которые начисляется амортизация. Доля прибыли, приходящаяся на это подразделение, определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества (п. 2 ст. 288 НК РФ). Минфин разъяснил, что, исходя из формулировки указанной статьи, при определении удельного веса остаточной стоимости учитывается только остаточная стоимость основных средств налогоплательщика. При этом остаточная стоимость иного амортизируемого имущества (нематериальных активов, капитальных вложений) не учитывается.


5. Среднесписочная численность сотрудников налогоплательщика включает работников, занятых во всех видах его деятельности (как облагаемой, так и не облагаемой ЕНВД)

Письмо Минфина России от 29.10.2008 N 03-11-04/3/485


С 1 января 2009 г. на уплату ЕНВД не переводятся организации и индивидуальные предприниматели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек. Расчет производится в соответствии с Порядком заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения, утвержденным Постановлением Росстата от 20.11.2006 N 69. Поэтому, как указал Минфин, если по организации в целом численность сотрудников, занятых как в деятельности, облагаемой единым налогом, так и в других ее видах, за предшествующий календарный год превысит 100 человек, то такая компания утрачивает право на применение ЕНВД и должна перейти на общий режим налогообложения.


6. Взносы по договору страхования сотрудников не облагаются НДФЛ, даже если его действие распространяется на нерабочее время

Письмо Минфина России от 30.10.2008 N 03-04-06-01/319


В соответствии с п. 3 ст. 213 НК РФ страховые взносы, уплачиваемые за физических лиц их работодателями, облагаются НДФЛ, за исключением случаев, когда страхование производится по договорам обязательного, добровольного личного или добровольного пенсионного страхования. Минфин указал, что данный пункт не содержит положений, ограничивающих его применение в зависимости от времени, к которому относится страховой случай (рабочее или свободное от выполнения трудовых обязанностей). Таким образом, даже если договор страхования жизни, здоровья или трудоспособности сотрудников распространяется как на рабочее, так и нерабочее время, вся сумма взносов по нему не облагается НДФЛ.




Комментарии


1. Можно ли изготавливать бланки строгой отчетности при помощи компьютера?


Название документа

Письмо Минфина России от 07.11.2008 N 03-01-15/11-353


Комментарий

В соответствии с п. 4 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359) бланк строгой отчетности можно изготавливать не только типографским способом, но и с помощью автоматизированных систем. Ни в рассматриваемом Постановлении, ни в каком-либо ином нормативно-правовом акте не разъяснено, что понимается под автоматизированной системой. На вопрос организации, работающей без кассового аппарата с использованием БСО, Минфин ответил следующим образом. Поскольку в Положении речь идет не о печатающем устройстве, а о системе, которая обеспечивает защиту, фиксацию, хранение сведений о бланке документа, что отвечает требованиям, предъявляемым к контрольно-кассовой технике, простой компьютер для создания бланков строгой отчетности использован быть не может. Ранее Минфин уже высказывал похожую точку зрения: в Письме от 22.08.2008 N 03-01-15/10-303 отмечено, что к автоматизированной системе, посредством которой изготавливаются БСО, предъявляются такие же требования, как к контрольно-кассовой технике. Мнение финансового ведомства представляется спорным.

В самом Положении (п. 11) перечислены следующие требования к изготовлению бланков с использованием автоматизированной системы: система должна иметь защиту от несанкционированного доступа, а также идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком документа в течение не менее 5 лет, а при заполнении и выпуске бланка сохранять уникальный номер и его серию. Кроме того, согласно п. 12 Положения организации и предприниматели по требованию налоговых органов обязаны представлять информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах. Никаких ограничений по виду этих систем, их маркам, моделям и т.п. Положение не содержит. Таким образом, если персональный компьютер и установленное на нем программное обеспечение отвечают перечисленным требованиям, изготовление на ЭВМ бланков строгой отчетности абсолютно правомерно.

Однако при создании бланка на компьютере следует быть готовым к следующим претензиям официальных органов. Такие БСО могут быть расценены как составленные с нарушением установленного порядка, а операция - как проведенная без выдачи бланка. В силу Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" неприменение ККТ допускается лишь при условии выдачи клиентам документов строгой отчетности. Пленум ВАС России в Постановлении от 31.07.2003 N 16 указал, что в случае невыдачи указанных документов юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность за осуществление наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой машины (ст. 14.5 КоАП РФ) в виде наложения штрафа (на граждан в размере от двух до двух тысяч пятисот рублей, на должностных лиц - от четырех до пяти тысяч рублей, на юридических лиц - от сорока до пятидесяти тысяч рублей).

Таким образом, хотя организации и индивидуальные предприниматели вправе изготавливать бланки строгой отчетности на компьютере (если он отвечает требованиям, изложенным в Положении), но данное право, возможно, придется отстаивать в суде.


2. Непредставление бухгалтерской отчетности в налоговые органы: возможные меры ответственности


Название документа

Письмо Минфина России от 29.10.2008 N 03-02-07/1-436


Комментарий

Организация обратилась в Минфин за разъяснениями по следующему вопросу: применяется ли к налогоплательщику ответственность, предусмотренная п. 1 ст. 126 НК РФ в случае непредставления в налоговый орган бухгалтерской отчетности. Финансовое ведомство ответило утвердительно, сославшись на положения Налогового кодекса и Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Так, в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан представлять бухгалтерскую отчетность по месту нахождения организации. В п. п. 1 и 2 ст. 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ содержится порядок ее подачи органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям. По мнению Минфина, отчетность необходима для расчета и уплаты налогов, поэтому представлять ее нужно именно в налоговые органы. Согласно п. 5 ст. 23 НК РФ налогоплательщик за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей несет ответственность в соответствии с российским законодательством. Ответственность за непредставление в установленный срок в налоговые органы документов или сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, установлена п. 1 ст. 126 НК РФ. Исходя из вышеизложенного, Минфин пришел к выводу о том, что в пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ говорится именно о представлении отчетности в налоговый орган, поэтому положения ст. 126 НК РФ в случае неисполнения данной обязанности применимы.

По данному вопросу возможна и иная точка зрения. Пункты 1 и 2 ст. 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ устанавливают обязанность организаций представлять квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность, однако речь в них идет не о налоговых органах, а об органах статистики. При этом в п. 1 отмечается, что другим органам исполнительной власти отчетность представляется в соответствии с законодательством РФ. В ст. 23 НК РФ о представлении документов не указано на то, что подавать бухгалтерский баланс и иные документы нужно в налоговый орган. Формулировка пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ ("по месту жительства индивидуального предпринимателя/по месту нахождения организации") не позволяет однозначно сделать такой вывод. Отметим, что в ранее действовавшей редакции пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ говорилось об обязанности подавать отчетность именно в налоговые органы, однако со вступлением в силу Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ указание на представление отчетности было из данного подпункта исключено.

Таким образом, действующее налоговое законодательство не устанавливает обязанности подавать бухгалтерскую отчетность в налоговые органы. Соответственно, если отчетность по каким-то причинам не представлена или представлена с нарушением срока, установленного Законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ, инспекция не вправе применить к налогоплательщику ответственность. Налоговые органы даже при проведении камеральной проверки не могут истребовать у организации или предпринимателя документы отчетности, если они не нужны для подтверждения права на льготу или их представление не предусмотрено нормами налогового законодательства (п. 7 ст. 88 НК РФ). Однако инспекции, скорее всего, будут руководствоваться точкой зрения Минфина, поэтому налогоплательщикам следует быть готовыми к мерам ответственности, применение которых нужно оспаривать в судебном порядке.




Судебное решение недели


НДС, который уплачен по счету-фактуре поставщика, применяющего УСН, нельзя принять к вычету

(Постановление ФАС Поволжского округа от 07.10.2008 N А55-17484/2007)


Статья 171 НК РФ о праве на вычет НДС не содержит прямого запрета на его применение по счету-фактуре поставщика, применяющего спецрежим (УСН, ЕСХН, ЕНВД). Однако на данный момент вопрос является спорным, причем единства нет даже в официальных разъяснениях. Так, в Письме Минфина России от 11.07.2005 N 03-04-11/149 говорится, что если поставщик, применяющий УСН, выставил покупателю счет-фактуру с выделенной суммой налога, то вычет НДС предоставляется в общеустановленном порядке. Обосновано это следующим образом: согласно п. 5 ст. 173 НК РФ вся сумма налога, которая указана в таком счете-фактуре, подлежит уплате в бюджет поставщиком, применяющим УСН. Однако в другом Письме (от 24.10.2007 N 03-07-11/516) Минфин высказывает прямо противоположную точку зрения: лица, не являющиеся плательщиками НДС, не должны выставлять счета-фактуры с выделенной суммой налога, поэтому такие счета-фактуры не являются основанием для вычета.

Появилось первое судебное решение, в котором вычет по счету-фактуре организации, применяющей спецрежим, признан неправомерным. ФАС Поволжского округа отказал в предоставлении вычета на том основании, что поставщик налогоплательщика применяет УСН. Следует отметить, что в целом судебная практика складывалась исключительно в пользу налогоплательщика: вычет по таким счетам-фактурам суды разрешали применять. Такая позиция содержится, например, в следующих решениях: Постановления ФАС Дальневосточного округа от 05.12.2007 N Ф03-А73/07-2/5434, ФАС Северо-Кавказского округа от 17.06.2008 N Ф08-2900/2008, ФАС Поволжского округа от 09.09.2008 N А57-7577/07, ФАС Центрального округа от 03.07.2007 N А48-106/06-15, ФАС Западно-Сибирского округа от 03.10.2008 N Ф04-5905/2008(12527-А45-25), ФАС Уральского округа от 29.09.2008 N Ф09-6975/08-С2, ФАС Московского округа от 22.07.2008 N КА-А40/5576-08-2, ФАС Северо-Западного округа от 14.05.2008 N А05-9040/2007, ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.02.2008 N А33-11016/07-Ф02-163/08.

Данный вопрос подробно рассмотрен в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС.


 Подпишитесь: рассылки от КонсультантПлюс

Краткое содержание авторских материалов по правовой и бухгалтерской тематике за последний месяц - в обзоре "Новое: юридическая пресса, комментарии и книги".



Все права защищены © 2008 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное