Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 20.11.2008


КонсультантПлюс Новые документы для бухгалтера
Выпуск от 20.11.2008

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 КонсультантПлюс: "горячие" документы

Приказ Минэкономразвития РФ от 12.11.2008 N 392 "Об установлении коэффициента-дефлятора К1 на 2009 год"


В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.


Содержание обзора


Новости

1. Существенно повышена ставка рефинансирования

2. Утверждены типовые нормы выдачи спецодежды работникам сквозных профессий

3. Правопреемник не может предоставить сотруднику вычет по уведомлению, в котором указана реорганизованная компания

4. Разъяснен вопрос документального подтверждения статуса физического лица в целях расчета НДФЛ

5. Налоговый агент обязан вернуть излишне удержанный НДФЛ


Комментарии

1. В какой форме подается информация о невозможности удержать НДФЛ с физлица?

2. Градообразующими признаются только те организации, численность сотрудников которых составляет не менее 25 процентов численности работающего населения соответствующего населенного пункта - мнение Минфина России


Судебное решение недели

Процентные платежи, размер которых зависит от срока их уплаты, признаются расходом на дату начисления



Новости


1. Существенно повышена ставка рефинансирования

Указание ЦБ РФ от 11.11.2008 N 2123-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"


Центробанк снова увеличил ставку рефинансирования, однако по сравнению с предыдущими изменениями это повышение более заметно. Ставка выросла на один процент, и с 12 ноября текущего года она составляет 12 процентов годовых. Напомним, что в течение этого года ставка рефинансирования неоднократно повышалась на доли процента. Последнее увеличение произошло в июле, когда она выросла на 0,25 процента и составила 11 процентов.


2. Утверждены типовые нормы выдачи спецодежды работникам сквозных профессий

Приказ Минздравсоцразвития России от 01.10.2008 N 541н "Об утверждении типовых норм выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением"


Министерство здравоохранения и социального развития утвердило новые типовые нормы выдачи спецодежды работникам сквозных профессий. С момента их вступления в силу не будет применяться Постановление Минтруда от 30.12.1997 N 69, согласно которому были установлены указанные нормативы.

По сравнению с ранее действовавшим Постановлением в рассматриваемом Приказе немного расширен список профессий, на которые распространяются данные нормы, а также уточнены названия этих профессий (в соответствующей графе приводится несколько вариантов названия должности). Кроме того, теперь работодатель может выбирать наиболее подходящую спецодежду для своих сотрудников: для многих профессий предусмотрены различные варианты одежды, обуви и средств индивидуальной защиты. Новшество, интересное для большинства работодателей: в соответствии с п. 4 примечаний к Приказу сотрудникам, постоянно занятым работой на персональных ЭВМ, могут бесплатно выдаваться специальные очки, предназначенные для защиты глаз от проявлений компьютерного зрительного синдрома.

Работодатель вправе устанавливать (с учетом мнения профсоюзной организации или иного представительного органа сотрудников и своего финансово-экономического положения) нормы бесплатной выдачи спецодежды, которые улучшают положение работников по сравнению с отраженными в Приказе (п. 7 Примечаний). Вопрос сверхнормативной выдачи спецодежды уже был рассмотрен в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль.


3. Правопреемник не может предоставить сотруднику вычет по уведомлению, в котором указана реорганизованная компания

Письмо ФНС России от 23.09.2008 N 3-5-03/528@ "О порядке предоставления имущественного налогового вычета"


Налоговая служба в очередной раз разъясняет вопрос получения имущественного налогового вычета сотрудниками реорганизованной компании: правопреемник не вправе предоставлять своим работникам вычет по тем уведомлениям, в которых в качестве работодателя указано реорганизованное юрлицо. Свою позицию ФНС обосновывает следующим образом. Форма уведомления о подтверждении права налогоплательщика на получение вычета утверждена Приказом ФНС России от 07.12.2004 N САЭ-3-04/147@. Поскольку в уведомлении указываются наименование, ИНН и КПП работодателя, для которого оно выдано, то его нельзя передавать другому налоговому агенту. Реорганизация компании считается завершенной с момента госрегистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованная организация - прекратившей свою деятельность (ст. 16 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ). Следовательно, реорганизованная компания и организация-правопреемник, поставленная на учет в налоговом органе, - это два разных налогоплательщика.

Контролирующие органы уже высказывали такую точку зрения в своих разъяснениях (Письмо УФНС России по г. Москве от 19.07.2007 N 28-11/069132), однако по данному вопросу есть и противоположная позиция, которая была приведена в выпуске обзора от 31.10.2007.


4. Разъяснен вопрос документального подтверждения статуса физического лица в целях расчета НДФЛ

Письмо ФНС России от 23.09.2008 N 3-5-03/529@ "О налоге на доходы физических лиц"


Налоговый кодекс РФ не устанавливает для налоговых агентов каких-либо правил, согласно которым подтверждается фактическое время нахождения налогоплательщика в России, и не предусматривает специального порядка определения налогового статуса физлиц в зависимости от их гражданства. В то же время установление указанного статуса необходимо для того, чтобы налоговый агент при расчете НДФЛ, который удерживается с физического лица, мог правильно применить его ставку. Поэтому ФНС разъяснила, в каком порядке подтверждаются сведения, необходимые для определения налогового статуса. Так, о фактическом нахождении физических лиц на территории России могут свидетельствовать, в частности, следующие документы: справка с места работы, выданная на основании табеля учета рабочего времени, копия паспорта с отметками о пересечении границы и иные документы, по которым физлицо рассматривается в качестве налогового резидента РФ. Налогоплательщик предоставляет налоговому агенту соответствующие документы самостоятельно либо по запросу последнего.

Время нахождения физического лица в РФ не прерывается только на период его выезда за пределы страны в случае краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения (п. 2 ст. 207 НК РФ). Как указывает ФНС, ограничения по возрасту, по видам учебных заведений, учебных дисциплин, лечебных учреждений, видам заболеваний, а также по перечню зарубежных стран данной статьей не установлены.


5. Налоговый агент обязан вернуть излишне удержанный НДФЛ

Письмо ФНС России от 03.09.2008 N 3-5-04/469@ "О порядке возврата излишне уплаченного налога на доходы физических лиц"


Излишне удержанный НДФЛ налоговый агент обязан возвратить по представлении налогоплательщиком соответствующего заявления (п. 1 ст. 231 НК РФ). ФНС указывает, что данная сумма возмещается независимо от причины излишней уплаты. При этом срок подачи заявления согласно п. 7 ст. 78 НК РФ ограничен тремя годами со дня удержания и уплаты налога в бюджет.

Общий порядок возврата излишне уплаченного НДФЛ (путем обращения в налоговый орган по месту жительства) применяется в тех случаях, когда налог внесен самим налогоплательщиком (по декларации или на основании налогового уведомления) или возврат налоговым агентом невозможен по объективным причинам (банкротство или ликвидация последнего). Если же НДФЛ излишне удержан налоговым агентом, который к моменту подачи налогоплательщиком соответствующего заявления не был в стадии банкротства или ликвидации, то такой агент обязан возвратить налог независимо от своих взаимоотношений с налоговым органом.

Отказ налогового агента удовлетворить заявление налогоплательщика о возврате излишне удержанного НДФЛ можно обжаловать в судебном порядке.




Комментарии


1. В какой форме подается информация о невозможности удержать НДФЛ с физлица?


Название документа

Письмо ФНС России от 18.09.2008 N 3-5-03/513@ "О представлении сведений о доходах физических лиц"


Комментарий:

В случаях когда у налогового агента нет возможности удержать у физлица подлежащую уплате сумму НДФЛ, он должен письменно сообщить об этом в инспекцию, указав сумму задолженности налогоплательщика (п. 5 ст. 226 НК РФ). ФНС России в своих разъяснениях отмечает следующее: данная обязанность агента обусловлена тем, что налоговому органу необходимы такие сведения для последующего взыскания НДФЛ непосредственно с налогоплательщика. При этом обязательной формы для их подачи налоговым законодательством РФ не предусмотрено, однако ФНС, ссылаясь на собственный Приказ (от 13.10.2006 N САЭ-3-04/706@), рекомендует использовать форму N 2-НДФЛ. В своем Письме от 18.09.2008 N 3-5-03/513@ налоговая служба указала, что подача сведений в налоговый орган о невозможности удержать с физлица исчисленную сумму налога не освобождает налогового агента от обязанности представлять форму N 2-НДФЛ.

Позиция налоговых органов требует некоторого уточнения. Так, налоговый агент обязан сообщить контролирующим органам о невозможности удержать НДФЛ с физического лица, однако в п. 5 ст. 226 НК РФ, устанавливающем такую обязанность, отмечено только, что это должно быть сделано письменно. Никаких специальных требований к форме сообщения указанный пункт не содержит (равно как и пп. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ, устанавливающей обязанности налоговых агентов). Как правильно отмечено в Письме ФНС N 3-5-03/513@, обязательная форма уведомления о невозможности удержать налог не утверждена и какими-либо иными положениями налогового законодательства. В гл. 23 НК РФ, регламентирующей отношения по уплате НДФЛ, также не указано на то, что такие формы определяются органами исполнительной власти. Таким образом, обязанность представлять информацию о невозможности удержать налог именно по форме N 2-НДФЛ не установлена законодательно. В п. 5 ст. 24 НК РФ сказано, что налоговый агент несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, однако в данном случае надлежащим исполнением обязанности в силу п. 5 ст. 226 НК РФ является письменное уведомление налогового органа о невозможности удержать налог. Налоговые органы не вправе привлекать организацию к ответственности за неисполнение предписаний ФНС, носящих рекомендательный характер. Поскольку обязанность представлять рассматриваемые сведения именно по форме N 2-НДФЛ не установлена Налоговым кодексом РФ, агенты имеют полное право подавать такую информацию в письменном виде, но в произвольной форме.

Однако в силу п. 2 ст. 230 НК РФ налоговый агент обязан ежегодно подавать сведения о доходах физических лиц и суммах налогов, начисленных и удержанных в этом налоговом периоде. В том случае, если по каким-то причинам налог, подлежащий уплате в бюджет, не может быть удержан, в течение месяца агент в произвольной форме письменно подает информацию о причинах неудержания и сумме задолженности. А по итогам года представляется справка N 2-НДФЛ по всем доходам физического лица, выплаченным агентом, независимо от того, удерживался ли с них налог.


2. Градообразующими признаются только те организации, численность сотрудников которых составляет не менее 25 процентов численности работающего населения соответствующего населенного пункта - мнение Минфина России


Название документа:

Письмо Минфина России от 18.04.2008 N 03-03-05/40


Комментарий:

Финансовое ведомство в очередной раз обратилось к вопросу об определении статуса "градообразующая организация" в целях применения ст. 275.1 НК РФ. Для чего это необходимо? Дело в том, что согласно данной статье налогоплательщики, которые являются градообразующими организациями в соответствии с законодательством РФ, вправе учесть фактически осуществленные расходы на содержание объектов обслуживающих производств и хозяйств. Все другие компании признают их, если соблюдены условия, предусмотренные ст. 275.1 НК РФ. Причем при невыполнении хотя бы одного из них убыток переносится на будущее (не более 10 лет) и погашается прибылью, полученной при ведении деятельности обслуживающих производств и хозяйств.

Как и ранее (Письмо Минфина России от 22.02.2008 N 03-03-06/4/11), так и в рассматриваемом Письме Минфин в силу ст. 11 НК РФ для определения понятия "градообразующая организация" обращается к положениям Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ). Согласно п. 1 ст. 169 указанного Закона градообразующими организациями признаются юридические лица, численность сотрудников которых составляет не менее 25 процентов численности работающего населения соответствующего населенного пункта. Именно на этой норме основан вывод финансового ведомства и в точности повторяет ее.

Однако в п. 2 ст. 169 Закона N 127-ФЗ сказано, что положения о банкротстве градообразующих организаций применяются также к иным компаниям, численность работников которых превышает 5000 человек. Но ФАС Уральского округа (Постановление от 05.04.2007 N Ф09-2215/07-С3) указал, что п. 2 не используется для целей налогообложения, а применяется к предприятиям, приравненным к градообразующим организациям при процедуре банкротства. Организации, численность сотрудников которых превышает 5000 человек, но составляет менее 25 процентов численности работающего населения, не являются градообразующими, и убытки по объектам обслуживающих производств и хозяйств они признают при соблюдении условий, изложенных в ст. 275.1 НК РФ.

Такая позиция является спорной. В Постановлениях Президиума ВАС России от 21.12.2004 N 10929/04 и от 21.12.2004 N 10888/04 отмечено, что в силу п. 1 ст. 11 НК РФ при применении абз. 10 ст. 275.1 НК РФ следует руководствоваться понятием "градообразующая организация", которое содержится как в п. 1, так и в п. 2 ст. 169 Закона N 127-ФЗ. Большинство арбитражных судов придерживаются именно этого подхода, признавая, что если численный состав работников компании превышает 5000 человек, то она обладает статусом градообразующей и вправе принять фактически осуществленные расходы на содержание объектов обслуживающих производств и хозяйств. Такой вывод содержится в Постановлениях ФАС Поволжского округа от 14.02.2008 N А12-9395/2007, ФАС Уральского округа от 28.04.2008 N Ф09-2816/08-С3, ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.06.2008 N А10-3288/07-Ф02-2431/08, ФАС Северо-Западного округа от 29.08.2007 N А44-306/2007. Другие материалы по данному вопросу см. в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль.

Таким образом, градообразующими организациями для целей ст. 275.1 НК РФ признаются компании, численность сотрудников которых составляет не менее 25 процентов работающего населения соответствующего населенного пункта, а также организации, имеющие численный состав сотрудников более 5000 человек. Таким образом, для подтверждения указанного статуса организация должна представить доказательства о превышении численности работников либо 25-процентного барьера, либо 5000 человек. Данную точку зрения, скорее всего, придется отстаивать в суде. Но арбитражная практика складывается в пользу налогоплательщика.




Судебное решение недели


Процентные платежи, размер которых зависит от срока их уплаты, признаются расходом на дату начисления

(Постановление Президиума ВАС России от 02.09.2008 N 3873/08)


Инспекция привлекла организацию к ответственности за неуплату налога на прибыль, указав, что налогоплательщик в спорном периоде неправомерно включил во внереализационные расходы процентные платежи за нарушение договорных обязательств, которые подлежат уплате обществом на основании решения Лондонского международного арбитражного суда. В том же году согласно российскому законодательству было признано решение Лондонского суда и разрешено его принудительное исполнение на территории РФ. Основанием для доначисления налога послужило то, что решение об уплате процентов принято судом в 2002 г., а платежи начислены в 2003 г.

ВАС России, рассматривая спор между организацией и налоговым органом, пришел к следующим выводам. На момент принятия решения Лондонского международного арбитражного суда размер процентных платежей не был определен, так как зависел от срока уплаты основного долга. Соответственно, в 2002 г. невозможно было включить сумму процентов во внереализационные расходы. При этом пп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ не установлен порядок признания расходов в виде санкций и иных платежей за нарушение договорных обязательств после даты вступления решения суда в законную силу. Поэтому налогоплательщик правильно применил общие правила признания расходов при методе начисления и учел их в том периоде, к которому они фактически относятся. Следовательно, начисленные в 2003 г. процентные платежи не могли признаваться расходом 2002 г., поскольку к данному периоду не относились, поэтому оснований для их исключения из внереализационных расходов 2003 г. у налоговой инспекции не имелось.

Аналогичной судебной практики нет.


 Подпишитесь: рассылки от КонсультантПлюс

Узнать о законопроекте и отследить каждый этап его рассмотрения просто - с рассылкой "Новое о законопроектах: от первого чтения до подписания". На два шага впереди.



Все права защищены © 2008 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное