Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 09.10.2008


КонсультантПлюс Новые документы для бухгалтера
Выпуск от 09.10.2008

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 Новости КонсультантПлюс

Специальные аналитические материалы в системе КонсультантПлюс
В Сети КонсультантПлюс проходит акция по обучению пользователей работе со специальными аналитическими материалами в системе КонсультантПлюс. Эти материалы - "Путеводитель по налогам", "Подборки судебных решений", аналитические обзоры правовой информации - помогут быстрее разобраться в информации и найти ответы на вопросы. Материалы полно и детально раскрывают каждую тему; изложены доступным языком и представлены в компактной, удобной форме; актуализируются в соответствии с изменениями законодательства.
Подробности узнайте в вашем информационном центре Сети КонсультантПлюс, а также на www.legko.consultant.ru


В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.


Содержание обзора


Новости

1. Внесены изменения в классификацию амортизируемых основных средств

2. Установлены формы статистического наблюдения для отчета организаций

3. Показатели базовой доходности в декларации по ЕНВД не округляются

4. Размещение рекламы на мониторах, расположенных в маршрутных такси, на ЕНВД не переводится


Комментарии

1. Кому вручаются документы по результатам самостоятельной проверки филиала: организации или филиалу?

2. Учитывается ли в расходах оплата услуг кадрового агентства по поиску сотрудника, если в результате он не найден?


Судебное решение недели

При погашении задолженности по взносам в ПФР налоговый орган не имеет права требовать уплаты ЕСН на сумму недоимки по тем же взносам



Новости


1. Внесены изменения в классификацию амортизируемых основных средств

Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 N 676 "О внесении изменений в Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы"


С 1 января 2009 г. изменится классификация амортизируемого имущества: Правительство РФ внесло поправки в Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы. Внесенные изменения в основном на руку налогоплательщику: некоторые виды основных средств после вступления в силу нововведений можно будет амортизировать быстрее, так как они переведены в группы с меньшим сроком полезного использования. Такие изменения коснулись оборудования, которое используется в горнодобывающей, строительной, нефтедобывающей, сталелитейной промышленности и некоторых иных областях.

Значительные поправки были внесены в порядок амортизации телефонной и сопутствующей аппаратуры: во-первых, изменились название и код амортизационной группы - теперь такая аппаратура будет входить в группу "Средства кабельной связи и аппаратура проводной связи оконечная и промежуточная" (код 14 3222000). Кроме того, перечень относящихся к этой группе основных средств изрядно дополнен - в него теперь входит разнообразное оборудование, необходимое для обеспечения связи (модемы, мультиплексоры, медиаконвертеры, транспордеры, межсетевые экраны, усилители, регенераторы, электронные абонентские терминалы, телефонные факсимильные аппараты, цифровые мини-АТС, точки доступа WiFi).

Новые правила относятся к основным средствам, которые будут введены в эксплуатацию после вступления Постановления в силу - то есть после 1 января 2009 г. Так как обратной силы Постановление не имеет, то по уже используемым объектам норма амортизации останется той же, которая действовала на момент ввода ОС в эксплуатацию.


2. Установлены формы статистического наблюдения для отчета организаций

Приказ Росстата от 07.08.2008 N 184 "Об утверждении форм статистического наблюдения для организации статистического наблюдения за ценами и финансами на 2009 год"


Приказом Росстата введены новые формы статистической отчетности для организаций разных отраслей хозяйственной деятельности. Начиная с отчета за 2008 г., юридические лица, независимо от формы собственности, которые осуществляют любые виды экономической деятельности (кроме субъектов малого предпринимательства, банков, страховых и бюджетных организаций), должны подавать в территориальный орган по месту своего нахождения отчет по форме N 12-Ф (сведения об использовании денежных средств). Отчитаться по данной форме организации должны не позднее 1 апреля 2009 г. Указанные компании и субъекты естественных монополий обязаны подавать также отчет по форме N 1-РП (срочная), в которой содержатся сведения о состоянии расчетов за отгруженную продукцию, выполненные работы (услуги). Данная форма является одновременно месячной (подается не позднее 23-го числа месяца, следующего за отчетным, начиная с 2009 г.) и годовой (подается не позднее 30 января года, следующего за отчетным, начиная с отчета за 2008 г.). Причем годовой отчет должны подавать даже организации, перешедшие на УСН, и временно неработающие компании.

Отдельные формы установлены для некоторых отраслей хозяйственной деятельности (например, N 9-КС - для подрядных организаций и застройщиков, N 1-связь (тарифы) - для фирм, предоставляющих услуги связи юридическим лицам, ряд форм 1-ТАРИФ - для компаний, занимающихся различными видами перевозок, и т.п.). Эти формы будут применяться с 2009 г. для ежемесячной статистической отчетности. Сроки представления отчетов установлены в самих формах. Кроме того, утвержден ряд форм квартальной отчетности по некоторым видам деятельности (рынку недвижимости, инвестиционной и страховой деятельности).

Некоторые из ранее действовавших форм статистического наблюдения с установлением новых утратили силу.


3. Показатели базовой доходности в декларации по ЕНВД не округляются

Письмо ФНС России от 12.05.2008 N 02-7-10/170 "Об округлении значений количественных показателей налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход"


База для расчета ЕНВД определяется как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности. Для розничной торговли через объекты стационарной сети, имеющие торговые залы, показателем базовой доходности является площадь торгового зала. Финансовое ведомство указало, что фактические величины физических показателей базовой доходности, определяющих площадь (торгового зала, торгового места, зала обслуживания посетителей, спального помещения, земельного участка, информационного поля), следует указывать на основании имеющихся у налогоплательщиков инвентаризационных и правоустанавливающих документов без округления. В подтверждение своей позиции ФНС России ссылается на судебную практику.

Следует, однако, иметь в виду изменения в Налоговый кодекс, вступающие в силу со следующего года. Но с 2009 г. правило о необходимости округления показателей закреплено непосредственно в п. 11 ст. 346.29 НК РФ, которым установлено, что значения физических показателей указываются в целых единицах, а стоимостных показателей - в полных рублях. При этом порядок округления физических показателей до целой единицы не установлен, правила, предусмотренные для стоимостных показателей, не могут применяться по аналогии к физическим показателям. В данном случае нужно исходить из того, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны толковаться в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ). Более подробно данный вопрос рассмотрен в выпуске обзора от 06.08.2008.


4. Размещение рекламы на мониторах, расположенных в маршрутных такси, на ЕНВД не переводится

Письмо Минфина России от 19.08.2008 N 03-11-05/199


Распространение и размещение рекламы на различных видах городского транспорта переводится на ЕНВД (пп. 11 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Однако, как указал Минфин, распространение и размещение рекламы внутри автотранспортных средств к указанным видам деятельности не относится. Поэтому размещение рекламы с использованием ЖК-мониторов в салоне автотранспортных средств (например маршрутных такси) на ЕНВД не переводится.




Комментарии


1. Кому вручаются документы по результатам самостоятельной проверки филиала: организации или филиалу?


Название документа:

Письмо ФНС России от 01.08.2008 N ШТ-8-2/320@ "О вручении (направлении) ненормативных правовых актов и иных документов"


Комментарий:

В соответствии с п. п. 2 и 7 ст. 89 НК РФ налоговые органы вправе проводить самостоятельную выездную проверку филиалов и представительств по региональным и местным налогам. Только о порядке вручения актов проверки и иных документов по результатам самостоятельной проверки филиала в НК РФ ничего не сказано. ФНС разъяснила нижестоящим налоговым органам, что в данной ситуации извещение о времени и месте рассмотрения материалов и уведомление о вызове для дачи пояснений они должны направлять непосредственно филиалу, поскольку в п. 2 ст. 101 НК РФ указано, что о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки извещается лицо, в отношении которого эта проверка проводилась. То есть если проверяется только филиал, то извещение вручается именно ему. Это же правило, по мнению ФНС России, применяется и в отношении порядка вызова в налоговые органы для дачи пояснений (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Такой подход к решению данного вопроса не является единственно возможным.

Действительно, налоговые органы вправе на основании письменного уведомления вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ). В обязанности инспекции входит направление налогоплательщику копии акта проверки (пп. 9 п. 1 ст. 32 НК РФ). Налогоплательщики в свою очередь вправе получать копии таких решений и уведомлений (пп. 9 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Однако налоговая проверка проводится в отношении налогоплательщика (ст. 87 НК РФ). Налогоплательщиками же, согласно ст. 19 НК РФ, являются организации. Под организациями Налоговый кодекс РФ прежде всего подразумевает юридические лица (п. 2 ст. 11 НК РФ). Филиалы и иные обособленные подразделения российских компаний не являются юридическими лицами и, согласно ст. 55 Гражданского кодекса РФ, действуют на основании положений, утвержденных создавшим их юридическим лицом. В п. 2 ст. 19 НК РФ также отмечено, что филиалы и иные обособленные подразделения лишь исполняют обязанности организаций по уплате налогов.

В совместном Постановлении Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (п. 9) разъясняется, что филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков. Ответственность за исполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов несет юридическое лицо, в состав которого входит филиал.

Федеральные арбитражные суды также отмечают, что филиалы и иные обособленные подразделения не признаются субъектами налоговых правоотношений, и юридически значимые действия налоговый орган должен проводить только в отношении юридических лиц (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 16.05.2008 N Ф03-А51/08-2/1452 и от 23.05.2008 N Ф03-А73/08-2/1748, ФАС Северо-Кавказского округа от 16.01.2008 N Ф08-8895/07-3339А, ФАС Московского округа от 13.11.2007 N КА-А40/11527-07).

Таким образом, если извещение о времени и месте рассмотрения материалов и уведомление о вызове для дачи пояснений инспекция направила только в адрес филиала, а компания при этом никаких документов не получала, то нарушается право организации-налогоплательщика на представление возражений по акту налоговой проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ), а также право на участие в процессе рассмотрения материалов проверки (п. 2 ст. 101 НК РФ). Это значит, что после вынесения инспекцией решения о привлечении к ответственности по результатам проверки филиала организация-налогоплательщик вправе оспорить действия налогового органа в судебном порядке.


2. Учитывается ли в расходах оплата услуг кадрового агентства по поиску сотрудника, если в результате он не найден?


Название документа:

Письмо Минфина России от 04.09.2008 N 03-03-06/1/504


Комментарий:

Минфин в очередной раз обратился к вопросу о возможности учета расходов на услуги специализированных организаций по подбору персонала, если в результате компания не приняла на работу новых сотрудников. В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся затраты на услуги специализированных организаций по подбору персонала. Но уменьшать полученные фирмой доходы можно только на расходы, которые экономически обоснованны и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ). Поэтому, по мнению финансового ведомства, если оказанные кадровым агентством услуги не дали положительного результата, то расходы на них учесть нельзя. Ранее такая позиция была изложена в Письме Минфина России от 01.06.2006 N 03-03-04/1/497.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (Постановление от 13.04.2007 по делу N А56-4088/2006) также посчитал экономически необоснованными расходы на услуги по поиску персонала, поскольку организация фактически не только не произвела набор сотрудников из предоставленных кадровым агентством кандидатур, но и нашла необходимого специалиста самостоятельно.

Однако данная точка зрения не является бесспорной. В обзоре "Новые документы для бухгалтера" (выпуск от 23.06.2006) уже комментировалась рассматриваемая ситуация и отмечалось, что одним из критериев принятия расходов является их направленность на получение дохода (абз. 4 п. 1 ст. 252 НК РФ). Затраты же организации, заключившей договор на подбор кадров, но в итоге не набравшей сотрудников, изначально направлены на получение дохода и могут признаваться для целей налогообложения. Есть и судебные решения, содержащие подобные выводы. Например, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 22.05.2007 по делу N А55-29883/05-53 указано, что Налоговый кодекс РФ не относит обязательный прием кандидатов на работу к дополнительным условиям для списания расходов по набору персонала.

Есть также мнение, что плату за подбор персонала (независимо от того, будет кандидат принят на должность или нет) можно учитывать как расходы на консультационные услуги кадрового агентства по исследованию рынка специалистов для занятия определенной должности на основании пп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ. Подробнее об этом см. Энциклопедию спорных ситуаций по налогу на прибыль.

Таким образом, если организации не подошли кандидаты, предложенные кадровым агентством, то расходы на оплату услуг агентства все равно можно учесть для целей налогообложения. Но при этом налогоплательщик должен быть готов к возможным спорам с налоговыми органами.




Судебное решение недели


При погашении задолженности по взносам в ПФР налоговый орган не имеет права требовать уплаты ЕСН на сумму недоимки по тем же взносам

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.07.2008 N А56-36738/2007)


Один из наиболее спорных вопросов, касающихся единого социального налога, - каким образом налогоплательщик должен погашать задолженность по пенсионным взносам. Зачастую, обнаружив, что организация заявила вычет на сумму большую, чем было фактически перечислено в ПФР, инспекция доначисляет ЕСН. При этом налогоплательщик может даже довнести недостающую сумму взносов - налоговые органы не считают уплату взносов исполнением обязательства по единому социальному налогу. Налоговое законодательство не дает прямого ответа на данный вопрос - в Кодексе лишь говорится, что применение в периоде вычета по ЕСН в размере, превышающем сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, признается занижением налога (п. 3 ст. 243 НК РФ). Однако указания на то, каким образом организация может устранить такое занижение (уплатив налогов бюджет или погасив задолженность по взносам в ПФР), в гл. 24 НК РФ нет.

ФАС Северо-Западного округа рассмотрел спор между налогоплательщиком и инспекцией. Организация заявила вычет на определенную сумму пенсионных взносов, однако в ходе проверки было установлено, что фактически сумма взносов ниже, чем было заявлено налогоплательщиком, из-за чего последнему был доначислен ЕСН в размере неправомерно заявленного вычета. До получения соответствующего требования налогоплательщик внес недостающую сумму взносов, однако инспекция не согласилась с таким способом исполнения обязательства. По мнению суда, в случае погашения задолженности по уплате взносов в ПФР недоимка по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет, которая образовалась в результате неполной уплаты страховых взносов, подлежит уменьшению. А так как организация погасила образовавшуюся задолженность до направления инспекцией требования об уплате ЕСН, суд счел, что доначисление налога в таких обстоятельствах неправомерно.

Аналогичные решения принимают суды, когда сумма задолженности не уплачена налогоплательщиком добровольно, а взыскана по требованию ПФР в пользу последнего (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 19.12.2006 N А79-944/2006, ФАС Дальневосточного округа от 06.07.2006, 29.06.2006 N Ф03-А51/06-2/1141, ФАС Поволжского округа от 13.07.2006 N А12-31637/2005-С10, ФАС Центрального округа от 24.04.2006 N А48-4171/05-15).






 Подпишитесь: рассылки от КонсультантПлюс

Налог на прибыль: Новости. Практика
Быть в курсе тенденций судебной практики, разрешившихся ситуаций, возникших проблем. Обзор по самым актуальным вопросам уплаты налога на прибыль – ежемесячно.



Все права защищены © 2008 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное