Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера. Комментарии. Выпуск от 16.04.2008


КонсультантПлюс

Новые документы для бухгалтера. Комментарии

Выпуск от 16.04.2008


Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться



Комментарии


1. С 1 мая 2008 г. начнут действовать новые правила уплаты НДС при выполнении работ или оказании услуг для белорусских контрагентов


Название документа:

Федеральный закон от 01.04.2008 N 34-ФЗ "О ратификации Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг"


Комментарий:

Уже три года уплата косвенных налогов (НДС и акцизов) при экспорте товаров в Белоруссию или импорте товаров из Белоруссии регулируется межправительственным Соглашением от 15.09.2004, а также Положением о порядке взимания косвенных налогов... (приложение к данному Соглашению). Однако в Соглашении установлено, что свои правила будут действовать и в отношении уплаты косвенных налогов при выполнении работ и оказании услуг. Эти правила должны быть оформлены отдельным протоколом.

Данный Протокол между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь был подписан 23.03.2007 в г. Минске, а 01.04.2008 Президент РФ подписал Федеральный закон о ратификации этого Протокола. Теперь уплата НДС при выполнении работ или оказании услуг для белорусских контрагентов будет проходить с учетом особенностей, которые установлены в Протоколе.


1.1. Определение места реализации работ и услуг


В ст. 2 Протокола говорится, что налоговая база, ставка налога, порядок его взимания, налоговые льготы при выполнении работ и оказании услуг определяются в соответствии с национальным законодательством. Основные изменения, обусловленные вступлением Протокола в силу, связаны с определением места реализации работ или услуг. Если ранее для того, чтобы понять, должны ли организация или предприниматель уплачивать российский НДС при выполнении работ (оказании услуг) белорусским контрагентам, необходимо было обращаться к ст. 148 НК РФ, то теперь соответствующие правила установлены в Протоколе.

В чем заключаются различия по сравнению с тем порядком, который действовал ранее? Их не столь много. Сравнив ст. 148 НК РФ и ст. 3 Протокола, можно отметить следующее:

1) Работы (услуги) по разработке программ для ЭВМ и баз данных, их адаптации и модификации по правилам ст. 148 НК РФ признаются выполненными (оказанными) на территории РФ (и соответственно облагаемыми НДС) в том случае, если покупатель этих работ (услуг) осуществляет деятельность в России. В Протоколе данные работы (услуги) отдельно не упомянуты, следовательно, местом их реализации будет признаваться место нахождения подрядчика (исполнителя) (п. 5 ст. 3 Протокола). Следовательно, после вступления Протокола в силу российские организации и предприниматели, выполняющие данные работы (оказывающие услуги) для белорусов, должны будут уплачивать российский НДС. Те организации и предприниматели, которые приобретали указанные работы (услуги) у белорусских контрагентов, удерживали и уплачивали в бюджет НДС в качестве налогового агента, исполнять такие обязанности более не должны.

2) Установлен особый порядок определения места реализации услуг по перевозке. Все данные услуги по перевозке пассажиров и грузов (включая товары, помещенные под таможенный режим транзита) посредством любых транспортных средств, трубопроводами и по линиям электропередачи облагаются НДС в государстве, налогоплательщиком которого является организация или предприниматель, осуществляющие эти услуги. Такой же порядок распространяется на аренду или лизинг транспортных средств, включая аренду (фрахт) транспортных средств с экипажем (п. 5 ст. 3 Протокола).

Ряд различий носит лишь уточняющий характер.

3) В п. 4 ст. 3 Протокола прямо указано, что при оказании аудиторских услуг местом их реализации признается место нахождения покупателя. То есть при оказании российскими аудиторскими организациями услуг для белорусов российский НДС не уплачивается, а если российский налогоплательщик пользуется услугами белорусских аудиторских фирм, он должен исполнить обязанности налогового агента (удержать и уплатить НДС в бюджет). В ст. 148 НК РФ аудиторские услуги напрямую не упомянуты, однако и судебная практика, и Минфин России в своих разъяснениях придерживаются подхода, что Россия будет считаться местом реализации аудиторских услуг лишь тогда, когда покупатель этих услуг находится на территории РФ (см. об этом в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС).

4) Еще одно уточнение: в п. 4 ст. 3 Протокола говорится, что по месту нахождения покупателя определяется место реализации услуг по аренде и лизингу движимого имущества, за исключением транспортных средств (в ст. 148 НК РФ речь идет только об аренде). Однако поскольку лизинг является разновидностью договора аренды, налоговые органы и ранее разъясняли, что местом реализации услуг по международному договору финансового лизинга является Россия, если лизингополучатель осуществляет свою деятельность на территории РФ (Письмо ФНС России от 01.12.2004 N 03-2-06/1/2424/22).


1.2. Работы или услуги по изготовлению

товаров облагаются НДС как экспорт


В ст. 4 Протокола установлено, что выполнение работ или оказание услуг по изготовлению товаров должно признаваться экспортом товаров. При импорте этих товаров должен уплачиваться "ввозной" НДС в соответствии с действующим Положением о порядке взимания косвенных налогов... (Приложение к Соглашению).

Особые случаи - работы и услуги по переработке товаров с последующим их вывозом, а также работы и услуги по ремонту (модернизации, переоборудованию) транспортных средств (включая части транспортных средств), ввезенных для этой цели с территории одного государства на территорию другого, с последующим их вывозом. Налоговая база для этих случаев - стоимость выполненных работ, оказанных услуг. Налог по таким операциям уплачивается в порядке, установленном разд. II Положения (т.е. порядок уплаты аналогичен порядку уплаты НДС при экспорте товаров в Белоруссию).

В отношении работ (услуг), упомянутых в ст. 4 Протокола, документами, подтверждающими их выполнение, являются копии договора (контракта), документов, подтверждающих факт выполнения работ (оказания услуг), документов, подтверждающих вывоз (ввоз) произведенных товаров (транспортные, товаросопроводительные документы), а также копии иных документов, предусмотренных законодательством РФ или Белоруссии.

Для остальных работ и услуг документами, подтверждающими их выполнение, являются копии договора (контракта) и документов, подтверждающих факт выполнения работ (оказания услуг) (ст. 6 Протокола).


1.3. Вступление Протокола в силу


Как указано в ст. 7 Протокола, он вступит в силу с 1-го числа месяца, следующего за месяцем получения по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления Протокола в силу. Новые правила начнут применяться по работам (услугам), выполненным (оказанным) уже после того, как Протокол вступит в силу.

Белорусской стороной данный Протокол уже ратифицирован. Президент РФ подписал Закон о ратификации Протокола 1 апреля 2008 г., поэтому наиболее вероятная дата, с которой будет действовать новый порядок, - 1 мая 2008 г. О точной дате мы обязательно сообщим в одном из наших следующих выпусков.


Применение документа (выводы):

С 1 мая 2008 г. российским налогоплательщикам, работающим с белорусскими контрагентами:

- в отношении выполняемых работ (оказываемых услуг) по разработке программ для ЭВМ и баз данных, их адаптации и модификации необходимо уплачивать российский НДС. При приобретении данных работ (услуг) у белорусских фирм исполнять обязанности налогового агента не требуется;

- в отношении оказываемых услуг по перевозке пассажиров и грузов в Белоруссию или из Белоруссии следует уплачивать российский НДС;

- при заключении договоров на выполнение работ (оказание услуг) по производству товаров при ввозе этих товаров из Белоруссии в Россию необходимо уплачивать российский НДС.


2. ВАС РФ поддержал Минфин России: задержку с подачей документов на госрегистрацию прав по недвижимости следует рассматривать как уклонение от уплаты налога на имущество


Название документа:

Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.10.2007 N 8464/07


Комментарий:

Налогом на имущество облагается движимое и недвижимое имущество организаций, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 374 НК РФ). Особенность принятия на учет в качестве основных средств объектов недвижимости, по которым необходима государственная регистрация прав, установлена п. 52 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н. В данном пункте говорится, что объекты недвижимости можно учитывать в качестве основных средств на отдельном субсчете, если выполнен ряд условий, в том числе - если переданы документы на государственную регистрацию.

Подача документов на госрегистрацию прав целиком и полностью зависит от самой организации. Формально при этом получается так, что до момента подачи документов недвижимость продолжает числиться на счете 08, и налог с нее не уплачивается.

В свое время Минфин России выпустил разъяснения (Письмо от 06.09.2006 N 03-06-01-02/35), в которых указал на следующее. Основные условия, при выполнении которых объект должен признаваться основным средством, перечислены в п. 4 ПБУ 6/01:

- объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд либо для предоставления в аренду;

- срок эксплуатации объекта превышает 12 месяцев;

- последующая перепродажа объекта не предполагается;

- объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимость является обязательной, однако носит заявительный характер, как отмечается в Письме. Поэтому, если числящиеся на счете 08 объекты недвижимости, права на которые длительное время не регистрируются, фактически используются организацией для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг либо для управленческих нужд, такие факты следует рассматривать как уклонение от налогообложения. В связи с этим Минфин России рекомендовал налоговым органам привлекать уклоняющиеся от госрегистрации организации к уплате налога, налагать штрафы по ст. 122 НК РФ. Мы рассматривали данные рекомендации Минфина в выпуске обзора от 27.10.2006. ФНС России своим Письмом от 10.11.2006 N ММ-6-21/1094@ разослала разъяснения финансового ведомства нижестоящим налоговым органам.

Теперь одна из организаций обратилась в Высший Арбитражный Суд РФ с заявлением о признании упомянутого Письма Минфина России недействующим. По мнению заявителя, финансовое ведомство тем самым произвольно дополнило положения ст. 374 НК РФ, определив, что объектом налогообложения признается также недвижимое имущество, учитываемое на счете 08, которое фактически используется в процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг или для управленческих нужд, и права на которое длительное время не регистрируются.

ВАС России поддержал позицию Минфина. Суд отмечает, что недвижимое имущество, в частности объекты капитального строительства, должны приниматься к учету в качестве объектов основных средств тогда, когда они соответствуют всем вышеперечисленным признакам, указанным в п. 4 ПБУ 6/01, на что и указано в Письме. При этом никаких противоречий с п. 52 Методических рекомендаций..., где упоминается о необходимости подачи документов на госрегистрацию прав, нет. В решении говорится, что Минфин России, проанализировав данный пункт в совокупности с п. 38 тех же Методических рекомендаций, правильно пришел к следующему выводу: на момент, когда руководитель организации решает принять объект недвижимости к учету в качестве основного средства, он уже сформирован в качестве объекта ОС, и, следовательно, налог на имущество по нему в соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ должен уплачиваться.

Отсутствие госрегистрации права собственности на недвижимость в связи с тем, что налогоплательщик не реализовал свое право на своевременное оформление недвижимости в свою собственность, не освобождает организацию от учета этого имущества по установленным правилам бухучета и от уплаты налога. Письмо Минфина России от 06.09.2006 N 03-06-01-02/35 не противоречит нормам НК РФ и права и законные интересы неопределенного круга лиц не нарушает, как заключил ВАС России.

Судебная практика по данному вопросу и ранее складывалась не в пользу организаций, мы упоминали об этом в выпуске обзора от 27.10.2006. Теперь же принятое ВАС России Решение во многом предопределяет возможный итог споров между налоговыми органами и организациями, если будет выявлены факты уклонения от подачи документов на госрегистрацию прав по недвижимости.

Однако один позитивный момент для налогоплательщиков в рассматриваемом Решении все же есть.


К вопросу о случаях, когда обжалование писем Минфина России допустимо.

Минфин России в данном процессе настаивал на прекращении производства по делу, поскольку его письмо не является нормативно-правовым актом, не может иметь юридического значения и влечь за собой правовые последствия для неопределенного круга лиц. Однако ВАС России обратил внимание на следующее.

Согласно пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства о налогах и сборах. Оспариваемое письмо Минфина было разослано ФНС России нижестоящим налоговым органам для руководства в работе и для доведения этих разъяснений до сведения налогоплательщиков. Именно поэтому данное письмо не исключает многократного применения содержащегося в нем предписания, влечет за собой правовые последствия для неопределенного круга лиц, должно быть использовано налоговыми органами в мероприятиях налогового контроля. Поскольку в письме содержится правило поведения, обязательное для неопределенного круга лиц (что является признаком нормативно-правового акта), его следует рассматривать как нормативное правовое предписание. Следовательно, организация обоснованно обратилась в ВАС России с заявлением о признании недействующими отдельных положений рассматриваемого письма Минфина России.

Иными словами, ВАС России считает возможным обжаловать письма Минфина, в частности, в тех случаях, когда разъяснения финансового ведомства были впоследствии разосланы по налоговым органам для использования в работе.


Применение документа (выводы):

Если объект недвижимости соответствует признакам основного средства, которые указаны в п. 4 ПБУ 6/01 (в частности, фактически эксплуатируется и используется в производственных целях), но документы на госрегистрацию прав по нему не подаются и налог на имущество не уплачивается, налоговые органы могут потребовать доплаты налога и привлечь к ответственности за его неуплату.

Если разъяснения Минфина России напрямую затрагивают интересы налогоплательщика и при этом они были разосланы по налоговым органам для использования в работе, налогоплательщик может защитить свои права в том числе путем обжалования такого письма Минфина в судебном порядке.




Судебное решение недели


Учет сумм начисленных вознаграждений и налогов можно вести не только с помощью индивидуальных карточек

(Постановление ФАС Московского округа от 29.12.2007 N КА-А40/13486-07)


В п. 4 ст. 243 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщиков вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм налога, относящихся к ним, а также налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты. Приказом МНС России от 27.07.2004 N САЭ-3-05/443 установлена форма индивидуальных карточек, по которым организации обязаны вести учет сумм начисленных вознаграждений и налогов. Однако ст. 243 НК РФ не содержит требования вести такой учет именно с использованием индивидуальных карточек.

ФАС Московского округа рассмотрел спор, в котором организация была привлечена к ответственности за то, что не представила по требованию инспекции индивидуальные карточки. Учет налогоплательщиком велся, но не по форме, установленной Приказом МНС России N САЭ-3-05/443, а посредством налоговых карточек (форма 2-НДФЛ) и ведомостей доходов и налогов. Суд установил, что в представленных организацией документах содержатся все сведения, необходимые для проведения налогового контроля, - налоговая база, необлагаемая сумма (вычеты), в том числе по обязательному пенсионному страхованию. При этом налоговым законодательством обязанность вести индивидуальные карточки не закреплена, равно как нет в нем и указания на то, что порядок подобного учета устанавливается органом исполнительной власти. Таким образом, суд пришел к выводу, что спорный Приказ носит рекомендательный характер и привлекать налогоплательщика к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ, неправомерно.


Применение документа (выводы):

Организация не обязана вести индивидуальные карточки и вправе оформить учет сумм начисленных вознаграждений и налогов по налоговым карточкам (форма 2-НДФЛ) и ведомостям доходов и налогов. Однако при непредставлении индивидуальных карточек инспекция может принять решение о привлечении налогоплательщика к ответственности, которое придется оспаривать в суде.




Подпишитесь: рассылки от КонсультантПлюс

Получайте самую свежую и актуальную информацию, которая идеально соответствует вашим интересам!

Выбрать материалы, нужные именно вам, можно в каталоге рассылок.

Перейти в каталог рассылок



Все права защищены © 2008 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное