Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера. Комментарии. Выпуск от 20.02.2008


КонсультантПлюс

Новые документы для бухгалтера. Комментарии

Выпуск от 20.02.2008


Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться



Комментарии


1. Торговым организациям разрешено не вести раздельный учет "входного" НДС


Название документа:

Письмо Минфина России от 29.01.2008 N 03-07-11/37


Комментарий:

Организации и предприниматели, осуществляющие как облагаемые, так и не облагаемые НДС операции, должны вести раздельный учет сумм "входного" налога. В тех же случаях, когда доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), не облагаемых НДС, не превышает 5 процентов от затрат на производство, раздельный учет можно не вести. "Входной" НДС при этом принимается к вычету полностью (абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ).

Обратим внимание, что в Кодексе говорится о расходах именно на производство товаров. Такая формулировка повлекла за собой споры о том, вправе ли не вести раздельный учет торговые организации. Ведь у них нет расходов на производство товаров, но есть затраты на их приобретение.

До настоящего момента Минфин России не давал своего заключения по этой проблеме. На практике же налоговые органы не разрешали торговым организациям применять правило о 5 процентах, требовали вести раздельный учет всегда, даже когда доля расходов на приобретение товаров, не облагаемых НДС, не превышала установленную величину. При отсутствии раздельного учета торговым организациям отказывали в вычете "входного" налога. Судебные решения по этому вопросу принимались не в пользу налогоплательщиков (см. Постановления ФАС Центрального округа от 18.07.2007 N А48-602/06-18, от 21.09.2006 N А48-602/06-18, ФАС Волго-Вятского округа от 14.06.2007 N А82-6804/2005-99).

Теперь же в рассматриваемом Письме финансовое ведомство приводит именно ту трактовку абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ, которая выгодна налогоплательщикам. Как указывает Минфин России, данное правило может применяться также в отношении торговой деятельности. Благодаря этому торговые организации с незначительной долей операций, освобожденных от обложения НДС, смогут полностью принимать "входной" налог к вычету и не вести раздельный учет.


Применение документа (выводы):

Организации и индивидуальные предприниматели, которые занимаются торговой деятельностью и осуществляют как облагаемые, так и не облагаемые НДС операции, вправе не вести раздельный учет и полностью принимать "входной" налог к вычету. Для этого необходимо, чтобы доля совокупных расходов по операциям, освобожденным от обложения НДС, не превышала 5 процентов от совокупных расходов организации (предпринимателя).


2. Путевые листы: как повлияет их отсутствие на признание расходов по ГСМ и обложение подотчетных сумм НДФЛ


Название документа:

Письмо УФНС России по г. Москве от 12.10.2007 N 28-11/097861


Комментарий:

Предоставляя своим работникам возможность пользоваться служебным автотранспортом, организации также компенсируют расходы на бензин, который приобретают сотрудники. В анализируемом Письме УФНС России по г. Москве рассматривает последствия ситуации, когда работники, которым возмещаются данные затраты, не представляют путевые листы или сдают их неправильно оформленными.


2.1. Налог на прибыль


УФНС России по г. Москве указывает, что первичным документом, подтверждающим расходы на ГСМ, является путевой лист, унифицированная форма которого утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78. Для признания расходов необходимо наличие чеков АЗС и правильно оформленных путевых листов. При отсутствии же путевого листа одни только чеки АЗС целесообразность осуществленных расходов не подтверждают.

По данному вопросу необходимо отметить, что унифицированная форма путевого листа, о которой говорится в рассматриваемом Письме, является обязательной лишь для автотранспортных компаний. Минфин России неоднократно указывал, что остальные организации вправе разработать собственную форму путевого листа или иного документа, который подтверждал бы расходы на ГСМ. Единственное требование к такой самостоятельно составленной форме - в ней должны быть отражены все обязательные реквизиты, предусмотренные в п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (см. об этом подробнее в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль).

Кроме того, в Письме Минфина России от 07.04.2006 N 03-03-04/1/327 говорится, что путевые листы должны составляться таким образом и с такой регулярностью, чтобы на их основании можно было судить об обоснованности расходов.

Таким образом, организации, которые не являются автотранспортными, вправе составлять путевые листы не только по унифицированной форме, но и по форме, разработанной самостоятельно. Более того, делать это они могут с той периодичностью, которая им удобна и обеспечивает учет расходов.


2.2. НДФЛ


В рассматриваемом Письме отмечено, что отсутствие путевых листов или неправильное их оформление повлияет не только на возможность признания расходов. Если оправдательные документы на приобретение товара отсутствуют или оформлены с нарушениями, суммы, выданные подотчетному лицу на хозяйственные расходы, включаются в налоговую базу по НДФЛ. Поэтому, если путевых листов нет, сумма компенсации на приобретение бензина сотрудникам, которые пользуются служебными автомобилями, должна облагаться НДФЛ.

Вопрос о том, облагать ли НДФЛ подотчетные суммы, если работник не отчитался по ним или же представил неправильно оформленные документы, уже не раз рассматривался в судебной практике. Согласно ст. 209 НК РФ объектом обложения НДФЛ является полученный физическим лицом доход. В решениях судов говорится о том, что денежные средства, выданные работнику под отчет и израсходованные им на предназначенные цели, не остаются в распоряжении сотрудника, не могут считаться его доходом и потому НДФЛ облагаться не должны (см. Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.04.2006 N А78-4606/05-С2-20/317-Ф02-1135/06-С1, ФАС Поволжского округа от 08.02.2005 N А49-5652/04-580А/13, ФАС Северо-Кавказского округа от 11.12.2006 N Ф08-5708/2006-2386А).

В Постановлениях ФАС Уральского округа от 02.11.2005, 31.10.2005 N Ф09-4580/05-С2, ФАС Поволжского округа от 08.11.2007 N А65-2210/07 рассмотрены ситуации, когда представленные первичные документы были оформлены с нарушениями. При этом судьи также указали, что недостатки в оформлении первичных документов не дают оснований включать подотчетные суммы в доход сотрудника.

По данным ситуациям есть и противоположные судебные решения, но большинство судов придерживается именно указанной позиции. Более подробно см. об этом в Энциклопедии спорных ситуаций по НДФЛ, ЕСН, взносам ("Подотчетные суммы", ситуации 2.2 и 2.4).


Применение документа (выводы):

1. Организации, предоставляющие своим сотрудникам служебный автотранспорт и компенсирующие затраты работников по ГСМ, вправе:

- учесть стоимость ГСМ в расходах лишь тогда, когда работник представил путевой лист, оформленный по унифицированной форме, как указывается в Письме;

- самостоятельно разработать форму путевого листа и определить периодичность их составления, согласно разъяснениям Минфина России.

2. В случае если работник, которому были выданы деньги на приобретение ГСМ для служебного автомобиля, не представил путевой лист или же сдал его неправильно оформленным:

- сумма компенсации облагается НДФЛ, как указывается в Письме;

- выплаченная компенсация не должна включаться в доход работника, облагаемый НДФЛ, что подтверждает судебная практика. У организации при этом могут возникнуть споры с налоговыми органами.




Судебное решение недели


При доначислении налогов инспекция должна самостоятельно уменьшить базу по налогу на прибыль за тот же период

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.01.2008 N А26-3723/2007)


Нередко по результатам проверки инспекция доначисляет налогоплательщику налоги. При этом плательщик имеет право признать начисленные налоги и сборы расходом по налогу на прибыль (за исключением случаев, перечисленных в ст. 270 НК РФ). Остаются открытыми вопросы, в каком порядке корректируется база по налогу на прибыль, если какие-то другие налоги начислены по результатам проверки, и должен ли налогоплательщик подавать уточненную декларацию или инспекция самостоятельно корректирует базу за тот же период.

ФАС Северо-Западного округа пришел к выводу, что корректировать базу должны налоговые органы. В рассмотренном споре инспекция не отрицала того, что у организации есть право на включение сумм доначисленных транспортного и водного налогов в расходы, однако при проведении проверки база по налогу на прибыль уменьшена не была. В кассационной жалобе инспекция сослалась на то, что налогоплательщик может самостоятельно подать уточненную декларацию и реализовать свое право на признание расходов. Суд не согласился с доводами налогового органа, указав, что суммы начисленного налога на прибыль должны соответствовать действительным налоговым обязательствам плательщика, с учетом, в том числе, и его расходов.


Применение документа (выводы):

Инспекция, доначислившая по результатам проверки какие-либо налоги, должна самостоятельно уменьшить налоговую базу по прибыли на эти суммы. При этом у налогоплательщика нет необходимости подавать уточненную декларацию.




Подпишитесь: рассылки от КонсультантПлюс

Получайте самую свежую и актуальную информацию, которая идеально соответствует вашим интересам!

Выбрать материалы, нужные именно вам, можно в каталоге рассылок.

Перейти в каталог рассылок



Все права защищены © 2008 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное