Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера. Комментарии. Выпуск от 13.02.2008


КонсультантПлюс

Новые документы для бухгалтера. Комментарии

Выпуск от 13.02.2008


Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться



Комментарии


1. Новые условия применения понижающего коэффициента при амортизации дорогого автотранспорта. Минфин России разъясняет переходные положения


Название документа:

Письмо Минфина России от 18.01.2008 N 03-03-06/1/11


Комментарий:

По дорогому автотранспорту - легковым автомобилям и пассажирским микроавтобусам - организации должны начислять амортизацию с применением специального понижающего коэффициента 0,5 (п. 3 ст. 259 НК РФ). Срок начисления амортизации при этом увеличивается в два раза.

С 1 января 2008 г. первоначальная стоимость автотранспорта, при амортизации которого используется такой коэффициент, была увеличена в два раза. Коэффициент 0,5 должен применяться по легковым автомобилям с первоначальной стоимостью свыше 600 тыс. руб. (ранее - 300 тыс. руб.), по пассажирским микроавтобусам с первоначальной стоимостью свыше 800 тыс. руб. (ранее - 400 тыс. руб.).

Каких-либо переходных положений для этих поправок в НК РФ предусмотрено не было. Поэтому у организаций, имеющих и эксплуатирующих автотранспорт, возникают вопросы. Как нужно амортизировать те автомобили, которые были введены в эксплуатацию ранее и стоимость которых составляет от 300 тыс. до 600 тыс. руб. (для легковых автомобилей), от 400 тыс. до 800 тыс. руб. (для пассажирских микроавтобусов)? Требуется ли и дальше начислять по ним амортизацию с понижающим коэффициентом или же можно прекратить применять коэффициент 0,5 и амортизировать такой автотранспорт в обычном порядке? На запрос одной из организаций ответил Минфин России.

Финансовое ведомство высказалось не в пользу налогоплательщиков. Минфин России указывает, что согласно п. 3 ст. 259 НК РФ организация не может менять выбранный метод начисления амортизации. Поэтому, если легковой автомобиль с первоначальной стоимостью 450 тыс. руб. был приобретен и введен в эксплуатацию в 2006 г., амортизация по нему после 1 января 2008 г. должна начисляться в прежнем порядке, с применением понижающего коэффициента 0,5.

Однако такое решение не является единственным. Согласно п. 1 ст. 259 НК РФ амортизация начисляется одним из двух методов: линейным или нелинейным. Понижающий коэффициент 0,5, в соответствии с п. 9 ст. 259 НК РФ, применяется к норме амортизации - процентной величине от первоначальной стоимости основного средства. Если организация начинает или прекращает применять к норме амортизации какие-либо коэффициенты, выбранный способ амортизации при этом не затрагивается. Как до, так и после прекращения применения коэффициента амортизация все равно будет начисляться выбранным ранее методом - линейным или нелинейным.

В соответствии с п. 2 ст. 259 НК РФ амортизация начисляется отдельно по каждому объекту. При этом ее сумма определяется ежемесячно. Глава 25 НК РФ не содержит никаких ограничений, согласно которым применение специальных коэффициентов не может быть прекращено с отменой соответствующих оснований.

До 1 января 2008 г. по легковым автомобилям с первоначальной стоимостью от 300 тыс. до 600 тыс. руб. (пассажирским микроавтобусам с первоначальной стоимостью от 400 тыс. до 800 тыс. руб.) основания для применения понижающего коэффициента были. После 1 января 2008 г. они отпали. Следовательно, с 2008 г. по данному автотранспорту организации могут продолжить начислять амортизацию без понижающего коэффициента 0,5. Однако, поскольку Минфин России уже высказал свою позицию по этому вопросу, при выборе такого варианта возможны споры с налоговыми органами.


Применение документа (выводы):

В отношении легковых автомобилей с первоначальной стоимостью от 300 тыс. до 600 тыс. руб. (пассажирских микроавтобусов с первоначальной стоимостью от 400 тыс. до 800 тыс. руб.), амортизация по которым начала начисляться до 1 января 2008 г.:

1) следует начислять амортизацию в прежнем порядке, т.е. с применением понижающего коэффициента 0,5. В этом случае организация избежит претензий со стороны налоговых органов;

2) начислять амортизацию без применения понижающего коэффициента. При этом вероятны споры с налоговыми органами.


2. Новая форма декларации 3-НДФЛ: вопросы применения


Название документа:

Приказ Минфина России от 29.12.2007 N 162н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) и Порядка ее заполнения"


Комментарий:

Минфин России утвердил новую форму декларации по НДФЛ. Поводом к ее принятию послужили изменения в гл. 23 НК РФ, вступившие в силу с 2008 г.

В первую очередь, нужно обратить внимание на то, с какого момента необходимо подавать декларацию по новой форме. В соответствии с п. 4 самого Приказа старая форма не применяется, начиная с представления деклараций по НДФЛ за 2007 г. Минфин России в Письме от 28.01.2008 N 03-04-07-01/13 указал, что налогоплательщикам, имеющим право на налоговые вычеты, которые не отражены в старой форме декларации по НДФЛ, следует представить декларацию по новой форме после ее госрегистрации, официального опубликования и вступления в силу. Однако обратим внимание на дату опубликования Приказа в Российской газете: 6 февраля 2008 г. Согласно действующей редакции п. 5 ст. 5 НК РФ акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, к которым относится и Минфин России, вступают в силу не ранее 1-го числа очередного налогового периода. Налоговым периодом по НДФЛ является год. Таким образом, Приказ вступает в силу с 2009 г., а декларацию по новой форме нужно подавать за 2008 г. Однако такая путаница с датой вступления Приказа в силу даже выгодна налогоплательщику: в этом году можно выбрать, по какой форме подавать декларацию, так как ответственности за представление декларации по новой, но еще не вступившей в силу форме действующим законодательством не предусмотрено. Налогоплательщики же, подавшие декларацию по старой форме, несмотря на выход Приказа, действуют правомерно, и привлечь их к ответственности инспекция также не может.

Что касается содержания самой формы, новшества в ней в основном связаны с изменением законодательства по НДФЛ. Добавлен раздел для отображения вычетов по доходам от уступки права требования по договору участия долевого строительства. Стандартные налоговые вычеты выделены в отдельный раздел, а социальные вычеты поделены на три группы: социальные вычеты, вычеты по добровольному пенсионному обеспечению и негосударственному пенсионному страхованию. Доходы от предпринимательской деятельности и частной практики, которые раньше входили в один раздел, в новой форме разделены: теперь адвокаты и частные нотариусы заполняют лист В2 декларации.

Изменения коснулись и порядка подачи (и соответственно, заполнения титульного листа). Получение дохода от налогового агента не поименовано в новой форме как отдельное основание для представления декларации. Если налогоплательщик относится к нескольким категориям из перечисленных в форме, указывается та категория, которой соответствует ближайшее к левому краю титульного листа поле. В новой форме разграничены законный и уполномоченный представители. Кроме того, вместе с декларацией необходимо представлять документы, подтверждающие полномочия представителя. Налогоплательщик должен поставить подпись на титульном листе, даже если декларацию подает представитель.


Применение документа (выводы):

Налогоплательщик может сам выбрать форму, по которой он будет представлять декларацию по НДФЛ в этом году. Как при подаче по старой форме, так и при использовании новой привлечение к ответственности налогоплательщику не грозит.


3. Может ли покупатель учесть оставшийся у продавца задаток как расход


Название документа:

Письмо Минфина России от 18.01.2008 N 03-03-06/1/12


Комментарий:

Способом обеспечения договора может быть задаток. Если за неисполнение договора ответственна сторона, давшая задаток, он остается у другой стороны. В случае, когда ответственность лежит на стороне, задаток получившей, она обязана уплатить контрагенту двойную сумму задатка (п. 2 ст. 381 ГК РФ).

Может ли выплаченная покупателем, но оставшаяся у продавца в случае неисполнения договора сумма задатка быть признана расходом? Ранее Минфин России уже давал отрицательный ответ на этот вопрос, и в рассматриваемом Письме он придерживается той же точки зрения.

В ситуации, когда задаток при неисполнении договора остается у другой стороны, сумма задатка должна рассматриваться как безвозмездно переданное имущество, указывает Минфин России. Следовательно, данные средства не могут учитываться в расходах согласно п. 16 ст. 270 НК РФ.

Судебной практики по этой проблеме пока не сложилось. В то же время необходимо отметить следующее.

Согласно пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ санкции за нарушение договорных или долговых обязательств организация может учитывать как внереализационные расходы. В соответствии с п. 1 ст. 329 ГК РФ задаток является одним из способов обеспечения исполнения обязательств. Сумма задатка, которая не была возвращена покупателю в связи с неисполнением договора, как раз и является санкцией, а поэтому может учитываться в расходах.

Организация вправе, придерживаясь такого подхода, признать оставшуюся у продавца сумму задатка в расходах, но это повлечет за собой споры с налоговыми органами.

(См. также по этому вопросу Энциклопедию спорных ситуаций по налогу на прибыль.)


Применение документа (выводы):

Организация, передавшая задаток, но впоследствии отказавшаяся от исполнения договора:

1) не может учесть сумму задатка в расходах, как разъясняет Минфин России;

2) может признать данную сумму в качестве внереализационных расходов как сумму штрафных санкций. Однако при этом вероятны споры с налоговыми органами.




Судебное решение недели


Подтвердить пересечение работником границы можно расписанием движения поездов

(Постановление ФАС Уральского округа от 10.01.2008 N Ф09-10916/07-С3)


Суточные, которые выплачиваются командированным работникам, рассчитываются по разным нормам в зависимости от того, где проходит командировка - на территории РФ или за ее пределами. Минтруд России и Минфин России в Письме от 17.05.1996 N 1037-ИХ "О порядке выплаты суточных работникам, направляемым в краткосрочные командировки за границу" установили, что со дня пересечения государственной границы при выезде из РФ суточные выплачиваются по норме, установленной для выплаты в стране, в которую они направляются. А со дня пересечения границы при въезде действует норма, определенная для командировок в пределах РФ. Таким образом, для того чтобы использование каждой из норм было признано правомерным и суточные не облагались НДФЛ, необходимо подтвердить пересечение границы.

Пересечение границы с некоторыми странами СНГ возможно и по внутреннему паспорту. При этом, например, на границе с Республикой Беларусь пограничный контроль отменен; при пересечении границы Украины российские пограничные органы не делают никаких отметок, а украинские ставят их в миграционную карту, которая при выезде из страны изымается. Минфин России в Письме от 14.12.2004 N 03-05-01-04/105 указал, что если документально подтвердить дату пересечения границы (не проставляются отметки в паспорте, не выдаются миграционные карты или иные документы) невозможно, то днем ее пересечения следует считать день отъезда работника из пункта отправления или из пункта командировки.

ФАС Уральского округа рассмотрел спор по вопросу о том, можно ли подтвердить пересечение границы расписанием движения поездов. Работники организации направлялись в командировки в одну из стран СНГ. В их документы для въезда и выезда пограничные органы не проставили отметки о пересечении государственной границы. При этом суточные организация начисляла, исходя из того, что с момента, указанного в расписании поездов как время пересечения границы РФ, работники находились за ее пределами. Суд пришел к выводу, что определение момента пересечения государственной границы РФ по расписанию движения железнодорожных поездов не противоречит законодательству. Поэтому расходы, которые организация учитывала при расчете суточных, суд признал подтвержденными. Оснований для обложения спорной выплаты НДФЛ нет.


Применение документа (выводы):

Если на границе РФ в документах работников, отправленных в командировку железнодорожным транспортом, о въезде и выезде не делаются отметки, пересечение границы можно подтвердить расписанием движения поездов. В таком случае расчет суточных по нормам, установленным для страны пребывания работника, будет правомерным и выплаченные суммы не будут облагаться НДФЛ.




Подпишитесь: рассылки от КонсультантПлюс

Получайте самую свежую и актуальную информацию, которая идеально соответствует вашим интересам!

Выбрать материалы, нужные именно вам, можно в каталоге рассылок.

Перейти в каталог рассылок



Все права защищены © 2008 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное