Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 19.01.2007


КонсультантПлюс

Новые документы для бухгалтера

Выпуск от 19.01.2007


Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Консультации по бухучету и налогообложению | Форум


Новости КонсультантПлюс

НОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА. ВЫПУСК ОТ 19.01.2007


В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Также в обзоре рассматриваются последние существенные судебные решения арбитражных судов. Новый обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.


Содержание обзора


1. Расходы на земельные участки, представление налоговых деклараций и другие изменения в части первую и вторую Налогового кодекса РФ >>>

1.1 Формы сообщений об открытии (закрытии) счетов в банках и иных сведениях, предусмотренных в п. 2 ст. 23 НК РФ, будут обязательными >>>

1.2. Установлен срок, в который адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и частнопрактикующие нотариусы должны сообщать об открытии (закрытии) счетов в банках >>>

1.3. Если налогоплательщик не ведет хозяйственной деятельности, в налоговый орган представляется единая форма упрощенной налоговой декларации >>>

1.4. Если налогоплательщик представит декларацию по неустановленной (например, устаревшей) форме, налоговый орган вправе ее не принять >>>

1.5. Представление налоговых деклараций в электронном виде: требования к среднесписочной численности работников >>>

1.6. Представление налоговых деклараций в электронном виде: обязательно соблюдение утвержденного формата >>>

1.7. Начиная с 2008 г. крупнейшие налогоплательщики будут сдавать налоговые декларации только в инспекции по крупнейшим налогоплательщикам >>>

1.8. У организаций появилась возможность признать для целей налогообложения расходы на приобретение прав на земельные участки >>>

1.9. По ценным бумагам, находившимся в собственности физического лица три года и более и реализованным до 1 января 2007 г., может быть применен имущественный налоговый вычет >>>

1.10. Уточнен срок на уведомление налогового органа об утрате права применять УСН и возврате на иной режим налогообложения >>>

1.11. Земельный налог по дачным участкам будет уплачиваться по пониженной ставке >>>

1.12. Для плательщиков налога на добычу полезных ископаемых, добывающих нефть, уточнены условия применения коэффициента Кв >>>

Федеральный закон от 30.12.2006 N 268-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации"


2. Новые правила выплаты пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам >>>

Общие изменения для пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам

2.1. Пособия назначаются по каждому месту работы >>>

2.2. Какой стаж учитывается для расчета пособий >>>

2.3. Какие дни берутся для расчета пособий >>>

2.4. Когда пособия выплачиваются в минимальном размере >>>

2.5. В какой срок назначаются и выплачиваются пособия >>>

Изменения в порядке выплаты пособия по временной нетрудоспособности

2.6. Случаи, когда пособие выплачивается неработающему лицу >>>

2.7. Период выплаты пособия >>>

2.8. Размер пособия >>>

2.9. Когда размер пособия может быть снижен >>>

2.10. Случаи, при которых применяются старые правила выплаты пособия >>>

Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию"


3. Установлен порядок расчета среднего заработка при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком >>>

Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 N 870 "Об исчислении среднего заработка (дохода) при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию"


4. Утверждена новая форма декларации по косвенным налогам (НДС и акцизам) при ввозе товаров из Белоруссии >>>

Приказ Минфина России от 27.11.2006 N 153н "Об утверждении формы налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь и Порядка ее заполнения"


5. Минфин России утвердил формы новых деклараций по акцизам >>>

Приказ Минфина России от 14.11.2006 N 146н "Об утверждении форм налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, налоговой декларации по акцизам на табачные изделия и Порядков их заполнения"


6. Появилось законное основание для увольнения иностранных работников, когда их численность приводится в соответствие с допустимой долей, установленной Правительством РФ >>>

Федеральный закон от 31.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"


7. Физические лица получили возможность задекларировать в упрощенном порядке доходы, с которых не были уплачены налоги ранее >>>

Федеральный закон от 30.12.2006 N 269-ФЗ "Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами"

Федеральный закон от 30.12.2006 N 265-ФЗ "О внесении изменений в статьи 45 и 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации и статью 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации"


8. Может ли применяться УСН по деятельности простого товарищества? >>>

Письмо Минфина России от 22.12.2006 N 03-11-05/282


Новое в судебной практике >>>

1. При экспорте в Белоруссию товаров, не происходящих с территории РФ, нулевая ставка применяется на общих основаниях >>>

2. При отправке товара экспресс-почтой для обоснования нулевой ставки НДС нужен полный комплект документов, предусмотренный ст. 165 НК РФ >>>

3. Привлечение налогоплательщика к ответственности по результатам камеральной проверки контрагента неправомерно >>>

4. Убытки прошлых лет можно отнести к внереализационным расходам, если ранее необходимыми учетными документами налогоплательщик не располагал >>>

5. При изменении организацией налоговой инспекции возмещение НДС должна производить новая инспекция >>>



1. Расходы на земельные участки, представление налоговых
деклараций и другие изменения в части первую и вторую
Налогового кодекса РФ


Название документа:

Федеральный закон от 30.12.2006 N 268-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации"


Комментарий:

Рассматриваемый Закон внес несколько существенных изменений как в часть первую, так и в часть вторую Налогового кодекса РФ. Самые заметные из них связаны с правилами представления налоговых деклараций и признанием расходов на приобретение земельных участков. Изменения, как говорится в п. 1 ст. 5 Закона, вступают в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. Поскольку Закон опубликован в "Российской газете" 31 декабря 2006 г., изменения начнут действовать с 31 января 2007 г. Ряд поправок вступает в силу с иной даты или же распространяет свое действие на более ранние периоды. Об этих случаях будет сказано особо.


1.1. Формы сообщений об открытии (закрытии) счетов в банках
и иных сведениях, предусмотренных в п. 2 ст. 23 НК РФ,
будут обязательными


Организации и индивидуальные предприниматели, как указано в п. 2 ст. 23 НК РФ, должны представлять в налоговый орган ряд сведений: об открытии (закрытии) счетов в банках или лицевых счетов, об участии в российских организациях, о созданных на территории РФ обособленных подразделениях, о реорганизации организации или о ее ликвидации. Адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и частнопрактикующие нотариусы (после изменений, внесенных в часть первую НК РФ Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ, они не приравниваются более к индивидуальным предпринимателям) также обязаны сообщать в налоговый орган сведения об открытии (закрытии) счетов, предназначенных для осуществления ими профессиональной деятельности. Это предусмотрено в п. 3 ст. 23 НК РФ.

Изменения прямо устанавливают, что данные сведения должны представляться в налоговый орган по формам, утвержденным ФНС России (п. 7 ст. 23 НК РФ). Ранее в Кодексе ничего не говорилось об обязательной форме для подачи этих сведений, п. 2 ст. 23 НК РФ предусматривал лишь то, что сведения подаются в письменной форме. ФНС России утверждала формы для передачи сведений, предусмотренных п. 2 ст. 23 НК РФ (Приказ ФНС России от 09.11.2006 N САЭ-3-09/778@, Приказ МНС России от 02.04.2004 N САЭ-3-09/255@), однако, как указывалось в самих Приказах, эти формы являлись лишь рекомендуемыми. Поэтому в тех случаях, когда налоговые органы пытались привлекать организации или предпринимателей к ответственности по ст. 118 НК РФ (за нарушение срока представления сведений об открытии или закрытии счета в банке) в связи с тем, что сведения поданы не по утвержденной форме, суды становились на сторону налогоплательщика (см., например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 04.10.2006 N А82-3933/2006-28, Постановления ФАС Московского округа от 28.12.2005 N КА-А40/13372-05, от 06.12.2005 N КА-А40/11603-05, от 29.09.2005 N КА-А40/9440-05, от 18.05.2005 N КА-А40/4224-05).

Таким образом, теперь, если организация (предприниматель) представит предусмотренные п. 2 ст. 23 НК РФ сведения не по утвержденной форме, налоговый орган может решить, что сведения не представлены вовсе, и привлечет к ответственности по ст. 118 НК РФ (за непредставление сведений об открытии или закрытии счетов в банках, штраф 5 тыс. руб.) или по п. 1 ст. 126 НК РФ (за непредставление иных сведений, штраф 50 руб.).

Следует отметить, что последний раз ФНС России издавала Приказ с формами сведений, предусмотренных п. 2 ст. 23 НК РФ, хоть и недавно (Приказ от 09.11.2006 N САЭ-3-09/778@), однако без учета анализируемых изменений. Поэтому в действующем Приказе говорится о том, что формы сведений, приведенные в нем, являются лишь рекомендуемыми. Если ФНС России не утвердит формы сведений заново или не внесет изменения в действующий Приказ, у налогоплательщиков при привлечении их к ответственности за представление сведений не по утвержденным формам будет возможность настаивать, что привлечение к ответственности неправомерно. Основание - обязательные формы сведений еще не приняты, а в действующем Приказе говорится о том, что формы лишь рекомендованы к применению.


1.2. Установлен срок, в который адвокаты, учредившие
адвокатские кабинеты, и частнопрактикующие нотариусы
должны сообщать об открытии (закрытии) счетов в банках


Как уже упоминалось выше, с 1 января 2007 г. адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и частнопрактикующие нотариусы не приравниваются к индивидуальным предпринимателям. Поэтому Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ для этих налогоплательщиков в п. 3 ст. 23 НК РФ была отдельно прописана обязанность письменно сообщать в налоговый орган по месту своего жительства об открытии (закрытии) счетов, предназначенных для осуществления ими своей профессиональной деятельности. Однако срок, в течение которого адвокаты и нотариусы должны сообщить эти сведения в налоговый орган, предусмотрен не был.

Теперь это упущение исправлено, и в п. 3 ст. 23 НК РФ говорится о том, что сведения требуется сообщить налоговому органу в семидневный срок (поскольку согласно ст. 6.1 НК РФ сроки по общему правилу исчисляются в рабочих днях - в течение семи рабочих дней).

Данная поправка вступает в силу в те же сроки, что и большая часть иных изменений, предусмотренных Федеральным законом от 30.12.2006 N 268-ФЗ, то есть с 31 января 2007 г. Каких-либо специальных сроков вступления в силу для поправок в ст. 23 НК РФ Закон не содержит, равно как и норм о том, что они распространяют свое действие на отношения, возникшие ранее. Акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют (п. 2 ст. 5 НК РФ). Из этого можно сделать следующий вывод: если частнопрактикующий нотариус или адвокат в период с 1 по 30 января 2007 г. представит сведения об открытии (закрытии) счетов не в семидневный срок, а с просрочкой, привлечь их к ответственности по ст. 118 НК РФ нельзя.


1.3. Если налогоплательщик не ведет хозяйственной
деятельности, в налоговый орган представляется
единая форма упрощенной налоговой декларации


Принятый ранее Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ предусмотрел, что налогоплательщики, которые не ведут финансово-хозяйственной деятельности (и в иных случаях, предусмотренных НК РФ), имеют право представлять налоговую декларацию по упрощенной форме, которую должен был утвердить Минфин России. Однако в п. 2 ст. 80 НК РФ при этом не были указаны ни конкретные условия, при которых можно сдавать декларацию по упрощенной форме, ни то, сдается упрощенная декларация отдельно по каждому налогу или же по всем налогам сразу, ни сроки представления упрощенной отчетности.

Поэтому в п. 2 ст. 80 НК РФ внесены изменения. Поправки устанавливают следующее: налогоплательщик должен представлять единую упрощенную форму налоговой декларации, то есть одну упрощенную декларацию сразу по нескольким налогам.

Право на представление единой (упрощенной) налоговой декларации имеют организации и физические лица, которые признаются плательщиками по одному или нескольким налогам, однако при этом одновременно (абз. 2 п. 2 ст. 80 НК РФ):

- не осуществляют операций, в результате которых происходит движение средств на их счетах в банках или в кассе организации;

- не имеют по этим налогам объектов налогообложения.

При соблюдении этих условий организации и физические лица вправе представить по тем налогам, по которым они признаются плательщиками, единую упрощенную налоговую декларацию. Ее форму и порядок заполнения должен разработать Минфин России.

Установлены сроки, в которые должна представляться единая (упрощенная) налоговая декларация: не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом (абз. 4 п. 2 ст. 80 НК РФ). Декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица.


1.4. Если налогоплательщик представит декларацию
по неустановленной (например, устаревшей) форме,
налоговый орган вправе ее не принять


Минфин России регулярно утверждает новые формы налоговой отчетности, причем зачастую незадолго до сроков ее представления. Поэтому на практике часто случается, что налогоплательщики подают налоговую декларацию по уже устаревшей форме. Однако ранее п. 4 ст. 80 НК РФ говорил о том, что налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета). Поэтому суды в таких случаях вставали на сторону налогоплательщика, указывая, что, если декларация представлена в срок, пусть даже по устаревшей или неустановленной форме, ответственности по ст. 119 НК РФ не возникает (см., например, Постановления ФАС Уральского округа от 17.08.2006 N Ф09-7047/06-С2, от 07.08.2006 N Ф09-6791/06-С7, от 11.07.2006 N Ф09-5874/06-С2; Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.05.2006 N А74-5632/05-Ф02-2326/06-С1, от 18.05.2006 N А74-5846/05-Ф02-2328/06-С1; Постановление ФАС Центрального округа от 10.05.2006 N А64-11468/05-11; Постановления ФАС Северо-Западного округа от 26.12.2005 N А05-7778/2005-33, от 02.11.2005 N А05-6650/2005-10).

Теперь в абз. 2 п. 4 ст. 80 НК РФ написано: налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом), если она представлена по установленной форме. Следовательно, если декларация составлена по форме, которая на момент ее представления не считается действующей (например, устарела), налоговый орган вправе отказать в ее принятии, и если в дальнейшем налогоплательщик не успеет представить декларацию по действующей форме в срок - привлечь его к ответственности по ст. 119 НК РФ.

Напомним, что изменения в НК РФ, вносимые рассматриваемым Законом, вступают в силу с 31.01.2007. Налоговые инспекции вправе отказаться принимать налоговые декларации, не соответствующие установленной форме, только с этой даты. Если же декларация по устаревшей форме была представлена до вступления в силу Закона, привлекать плательщика к ответственности по ст. 119 НК РФ неправомерно.


1.5. Представление налоговых деклараций в электронном виде:
требования к среднесписочной численности работников


Обязанность налогоплательщиков со среднесписочной численностью работников на 1 января текущего года свыше 100 человек (в 2007 г. - свыше 250 человек) подавать налоговые декларации (расчеты) в электронном виде также была предусмотрена Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ.

Однако среднесписочная численность работников может определяться не на конкретную дату, а только за период - месяц или год (п. 8 Порядка заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения N 1-Т "Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности", утв. Постановлением Росстата от 09.10.2006 N 56). Поэтому рассматриваемый Закон уточняет, что представлять налоговые декларации (расчеты) в электронном виде должны (абз. 2 п. 3 ст. 80 НК РФ):

- налогоплательщики со среднесписочной численностью работников за предыдущий календарный год свыше 100 человек;

- вновь созданные (в том числе путем реорганизации) организации с численностью работников свыше 100 человек.

В 2007 г. сдавать налоговую отчетность в электронной форме будут только налогоплательщики со среднесписочной численностью работников за 2006 г. свыше 250 человек (п. 6 ст. 5 Закона). Следует отметить, что, если у вновь созданной в 2007 г. организации численность работников будет превышать 250 человек, сдавать декларации в электронной форме она не обязана: из п. 6 ст. 5 Закона прямо следует, что до 1 января 2008 г. обязанность представлять декларации в электронном виде распространяется лишь на тех налогоплательщиков, у которых за 2006 г. среднесписочная численность работников превышает 250 человек.

Сведения о среднесписочной численности работников за предыдущий календарный год должны представляться налогоплательщиком в налоговый орган (абз. 3 п. 3 ст. 80 НК РФ). Сделать это необходимо не позднее 20-го января текущего года, а в случае создания (или реорганизации) организации - не позднее 20-го числа месяца, следующего за тем месяцем, когда организация была создана или реорганизована. Сведения нужно представить в налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства индивидуального предпринимателя. Форму для сообщения этих сведений должна утвердить ФНС России. Налогоплательщики со среднесписочной численностью работников за 2006 г. свыше 250 человек должны представить сведения о среднесписочной численности за 2006 г. в течение одного месяца со дня вступления в силу Закона (то есть до 28 февраля 2007 г.).

Из абз. 3 п. 3 ст. 80 НК РФ и п. 7 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2006 N 268-ФЗ следует: в 2008 г. и далее сведения о среднесписочной численности работников за предыдущий год должны представлять все налогоплательщики независимо от того, превышает среднесписочная численность их работников 100 человек или нет. Однако до 28 февраля 2007 г. представить сведения о среднесписочной численности должны только те налогоплательщики, у которых среднесписочная численность работников за 2006 г. превышает 250 человек. Если у налогоплательщика за 2006 г. была меньшая среднесписочная численность работников, представлять эти данные в налоговый орган он не обязан.


1.6. Представление налоговых деклараций в электронном виде:
обязательно соблюдение утвержденного формата


В электронном виде налоговая декларация должна представляться по установленным форматам (абз. 1 п. 3 ст. 80 НК РФ), и налоговый орган не вправе отказать в принятии декларации в электронной форме только в том случае, если она соответствует утвержденному формату (абз. 2 п. 4 ст. 80 НК РФ). Соответственно, если формат декларации не соответствует утвержденному, отказ в принятии декларации возможен. Форматы представления налоговых деклараций в электронном виде будут утверждаться ФНС России (абз. 2 п. 7 ст. 80 НК РФ).

Изменения по-прежнему никак не конкретизируют, что именно считается представлением налоговых деклараций в электронном виде: только их представление по телекоммуникационным каналам связи или же возможно представление деклараций в налоговый орган на дискете, компакт-диске, ином электронном носителе. Порядок представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде должен быть определен Минфином России (абз. 4 п. 4 ст. 80 НК РФ), поэтому ответ на данный вопрос зависит от того, что решит в дальнейшем финансовое ведомство.

Также в электронном виде налогоплательщики вправе представить те документы, которые должны прилагаться к налоговой декларации согласно требованиям НК РФ (абз. 1 п. 3 ст. 80 НК РФ).


1.7. Начиная с 2008 г. крупнейшие налогоплательщики
будут сдавать налоговые декларации только в инспекции
по крупнейшим налогоплательщикам


Те налогоплательщики, которые отнесены к категории крупнейших, должны представлять все свои налоговые декларации и расчеты в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков, и при этом в электронном виде (абз. 4 п. 3 ст. 80 НК РФ). Исключение составляют случаи, связанные с информацией, отнесенной к государственной тайне, для которой законодательством РФ может быть предусмотрен иной порядок представления.

Соответствующие изменения внесены и в статьи части второй НК РФ, посвященные налоговой отчетности по тем или иным налогам. Прямо устанавливается, что крупнейшие налогоплательщики сдают в инспекцию по крупнейшим налогоплательщикам, где они состоят на учете:

- налоговые декларации по акцизам (п. 5 ст. 204 НК РФ);

- налоговые декларации и расчеты по ЕСН за свои обособленные подразделения (п. 8 ст. 243 НК РФ);

- налоговые декларации и расчеты по налогу на прибыль (п. 1 ст. 289 НК РФ);

- налоговые декларации и расчеты по водному налогу (п. 1 ст. 333.15 НК РФ);

- налоговые декларации при выполнении соглашений о разделе продукции (п. 1 ст. 346.40 НК РФ);

- налоговые декларации по транспортному налогу (п. 4 ст. 363.1 НК РФ);

- налоговые декларации по налогу на игорный бизнес (п. 2 ст. 370 НК РФ);

- налоговые декларации и расчеты по налогу на имущество организаций (п. 1 ст. 386 НК РФ);

- налоговые декларации и расчеты по земельному налогу (п. 4 ст. 398 НК РФ).

Поправки не вносятся в ст. 174 НК РФ, касающуюся представления налоговой декларации по НДС. Но поскольку в п. 5 ст. 174 НК РФ установлено, что декларация подается плательщиками в налоговый орган по месту их учета, декларации по НДС также представляются в инспекции по крупнейшим налогоплательщикам.

Изменения, касающиеся представления крупнейшими налогоплательщиками всех налоговых деклараций (расчетов) только в инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, вступят в силу с 1 января 2008 г. (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2006 N 268-ФЗ). Следовательно, в 2007 г. крупнейшие налогоплательщики должны по-прежнему представлять, например, налоговые декларации по транспортному налогу по месту нахождения транспортных средств (п. 1 ст. 363.1 НК РФ), декларации по земельному налогу - по месту нахождения земельного участка (п. 1 ст. 398 НК РФ).

Формально напрямую в НК РФ обязанность крупнейших налогоплательщиков представлять налоговые декларации и расчеты в инспекции по крупнейшим налогоплательщикам была установлена раньше Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2007 г. Однако эти изменения были установлены в п. 3 ст. 80 НК РФ. Теперь же этот пункт изложен в новой редакции и предусмотрено, что он вступает в силу с 1 января 2008 г., как и соответствующие поправки в часть вторую НК РФ. Поэтому представлять налоговую отчетность только в инспекции по крупнейшим налогоплательщикам следует именно с 1 января 2008 г.


1.8. У организаций появилась возможность признать
для целей налогообложения расходы на приобретение
прав на земельные участки


В гл. 25 НК РФ добавлена новая ст. 264.1, предусматривающая порядок для признания расходов по приобретению прав на земельные участки.

Напомним, что ранее вопрос признания расходов на приобретение земли являлся спорным. Напрямую в НК РФ ничего не упоминалось о возможности либо невозможности их учета, лишь в п. 2 ст. 256 НК РФ говорилось о том, что земельные участки не подлежат амортизации.

Некоторые суды признавали право организаций учитывать эти расходы как материальные (расходы на приобретение имущества, не являющегося амортизируемым) (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). Например, такие выводы были сделаны в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 13.07.2005 N Ф04-4368/2005(12952-А75-33), Постановлении ФАС Центрального округа от 17.08.2004 N А08-2355/04-21-16.

Однако Президиум ВАС РФ в Постановлении от 14.03.2006 N 14231/05 указал, что затраты на приобретение земли не могут рассматриваться как материальные расходы, а поскольку амортизация на земельные участки не начисляется, данные расходы не могут быть учтены в принципе. Такой же вывод был сделан и в Постановлении ФАС Поволжского округа от 10.08.2006 N А65-11934/2005-СА2-11. В Постановлении ФАС Уральского округа от 10.11.2005 N Ф09-756/05-С7, Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 15.12.2004 N А13-6123/04-21 суды указали: эти расходы могут быть признаны только в порядке, предусмотренном пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ (то есть только в случае дальнейшей реализации земельных участков).

Теперь же для учета расходов по земельным участкам в гл. 25 НК РФ появилось основание. Организация вправе признавать расходы на приобретение прав на земельные участки. В качестве этих расходов признаются затраты:

1) на приобретение земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом на земельных участках должны находиться здания, строения, сооружения или же участок должен приобретаться для целей капитального строительства на нем основных средств (п. 1 ст. 264.1 НК РФ);

2) приобретение права на заключение договора аренды земельных участков. Они признаются лишь в том случае, если договор в итоге был заключен (п. 2 ст. 264.1 НК РФ).

Для признания этих расходов предусмотрены два варианта (пп. 1 п. 3 ст. 264.1 НК РФ). Организация должна выбрать один из них и закрепить его в своей учетной политике для целей налогообложения.

Вариант первый. Сумма расходов признается организацией равномерно в течение периода, который устанавливается ею самостоятельно, однако не может быть менее пяти лет. Если же земельный участок приобретается на условиях рассрочки с периодом пять лет и более, расходы признаются равномерно в течение срока, предусмотренного договором.

Вариант второй. Сумма расходов признается организацией постепенно: в каждом отчетном (налоговом) периоде организация может включать в расходы сумму, не превышающую 30 процентов от налоговой базы прошлого налогового периода, до полного признания всей суммы. При расчете налоговая база прошлого налогового периода должна браться без учета суммы расходов на приобретение прав на земельные участки за тот период.

В обоих случаях расходы могут начать признаваться только после того, как имеется документальное подтверждение подачи документов на государственную регистрацию прав - расписка регистрирующего органа о получении документов (пп. 2 п. 3 ст. 264.1 НК РФ).

Следует отметить, что в указанном порядке могут признаваться расходы на приобретение земельных участков только из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п. 1 ст. 264.1 НК РФ). То есть затраты на приобретение уже приватизированного земельного участка учесть для целей налогообложения по-прежнему нельзя. Однако исходя из п. 2 ст. 264.1 НК РФ расходы на приобретение права заключения договора аренды должны будут признаваться по новому порядку вне зависимости от того, какой земельный участок берется в аренду: находящийся в государственной, муниципальной или же в частной собственности.

Если в соответствии с законодательством РФ договор аренды земельного участка не подлежит государственной регистрации (заключен сроком менее чем на один год - п. 2 ст. 26 Земельного кодекса РФ), то затраты на приобретение права на заключение такого договора аренды должны признаваться равномерно в течение срока действия договора аренды (абз. 2 п. 4 ст. 264.1 НК РФ).

В п. 5 ст. 264.1 НК РФ установлены особенности признания прибыли или убытка при реализации земельного участка и зданий (строений, сооружений), находящихся на нем. По зданиям, строениям и сооружениям прибыль или убыток определяются в общеустановленном порядке. А в отношении права на земельный участок прибыль или убыток определяются как разница между ценой реализации и той суммой расходов по приобретению земельного участка, которую организация признать не успела (пп. 2 п. 5 ст. 264.1 НК РФ). Если организацией при реализации права на земельный участок получен убыток - он должен включаться в состав прочих расходов в течение срока, определенного в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 264.1 НК РФ, а также срока фактического пользования участком.

При признании убытка от продажи земельных участков у организаций возникнут сложности. Определить срок в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 264.1 НК РФ и равными долями признать убыток смогут только те организации, которые выбрали первый вариант признания расходов - равномерно в течение срока, определенного ими самостоятельно, но не менее пяти лет. Если организация избрала второй вариант - включать каждый отчетный (налоговый) период в расходы сумму, не превышающую 30 процентов налоговой базы предыдущего налогового периода, то точный срок, в который расходы были бы признаны полностью, на момент продажи земельного участка неизвестен, он зависит от прибыли организации в будущих периодах. И равномерно распределить убытки на будущие периоды организация не сможет.

Кроме того, срок признания убытка организации должны определять как сумму срока, предусмотренного пп. 1 п. 3 ст. 264.1 НК РФ, и срока фактического пользования земельным участком. Из п. 5 ст. 264.1 НК РФ не следует однозначно, имеется в виду общий или оставшийся срок на признание расходов, предусмотренный пп. 1 п. 3 ст. 264.1. Например, если организация равномерно признает расходы на приобретение земельного участка в течение семи лет и после двух лет пользования земельным участком продала его, какой будет общий срок признания убытка - семь лет или девять?

Поскольку говорится, что убыток признается также в течение срока фактического пользования земельным участком, из п. 5 ст. 264.1 НК РФ не следует, требуется ли при получении убытка подавать уточненные налоговые декларации за период фактического пользования земельным участком (относя часть убытка на предыдущие периоды) или же на момент продажи требуется определить период признания убытка как сумму двух сроков и начать его равномерно признавать.

Если толковать пп. 3 п. 5 ст. 264.1 НК РФ формально, то правила признания убытка будут невыгодными для налогоплательщиков: организация в любом случае, вне зависимости от того, какой вариант признания расходов она выбрала, должна определить срок согласно пп. 1 п. 3 ст. 264.1 НК РФ (не менее пяти лет). При продаже земельного участка с убытком на момент продажи следует посчитать общий срок признания убытка. Он будет равен общему установленному сроку (пять лет или более) плюс срок фактического использования земельного участка. В полученный срок убыток следует признавать равными долями.

Однако по данному вопросу необходимы дальнейшие поправки в Налоговый кодекс.

При приобретении самого земельного участка расходы по новому порядку могут быть признаны, если организация заключила договор о его приобретении в период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2011 г. (п. 5 ст. 5 Закона N 268-ФЗ). На приобретение права заключения договора аренды земельного участка таких ограничений по срокам нет.

В п. 4 ст. 250 и пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ внесены уточняющие изменения, говорящие, что к доходам организации от сдачи имущества в аренду и расходам в виде арендных платежей относятся также доходы от сдачи в аренду земельных участков и расходы в виде арендных платежей по земельным участкам.


1.9. По ценным бумагам, находившимся в собственности
физического лица три года и более и реализованным
до 1 января 2007 г., может быть применен
имущественный налоговый вычет


С 2007 г. при совершении операций с ценными бумагами физическое лицо вправе уменьшать доходы от их реализации только на сумму документально подтвержденных расходов. Права воспользоваться имущественным налоговым вычетом, предусмотренным пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ, у налогоплательщика в таком случае больше нет.

Изменения, которые вносит рассматриваемый Закон N 268-ФЗ, предоставляют возможность, если расходы не могут быть подтверждены документально, воспользоваться имущественным налоговым вычетом в отношении ценных бумаг, находившимся в собственности налогоплательщика более трех лет и проданным (реализованным) до 1 января 2007 г. (абз. 23 п. 3 ст. 214.1 НК РФ). Согласно пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ вычет предоставляется в сумме, полученной при продаже данного имущества (ценных бумаг).

Вычет предоставляется при расчете и уплате налога в бюджет у источника выплаты дохода (брокера, доверительного управляющего, управляющей компании и т.д.), либо по окончании налогового периода налогоплательщик самостоятельно обращается за предоставлением вычета в налоговый орган, подавая налоговую декларацию (новая ст. 26.2 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ).


1.10. Уточнен срок на уведомление налогового органа
об утрате права применять УСН и возврате
на иной режим налогообложения


При утрате права на применение УСН (п. 4 ст. 346.13 НК РФ) и возврате на иной режим налогообложения налогоплательщик должен уведомить об этом налоговый орган в течение 15 календарных, а не 15 рабочих дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором утрачено это право. Такая поправка внесена в п. 5 ст. 346.13 НК РФ.


1.11. Земельный налог по дачным участкам
будет уплачиваться по пониженной ставке


Согласно пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ земельным налогом по пониженной ставке (не превышающей 0,3 процента) облагались, в частности, земельные участки, предоставленные для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства. Участки, предоставленные для ведения дачного хозяйства, в п. 1 ст. 394 НК РФ прямо упомянуты не были. Минфин России в своих Письмах от 16.11.2006 N 03-06-02-02/138, от 05.07.2006 N 03-06-02-04/101 указывал, что дачный земельный участок, согласно ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ, не приравнивается к садовым или огородным земельным участкам и поэтому по дачным земельным участкам должна применяться общая ставка земельного налога, не превышающая 1,5 процента. Уплачивать земельный налог по льготной ставке в отношении дачного участка, по мнению финансового ведомства, можно было только в случае, если собственником дачного земельного участка зарегистрировано право проживания в жилом доме, возведенном на этом участке (то есть как с земельного участка, занятого жилищным фондом) (Письмо Минфина России от 16.11.2006 N 03-06-02-02/138).

Теперь же установлено, что по пониженной ставке земельный налог уплачивается также и за земельные участки, предоставленные для дачного хозяйства (абз. 4 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ).

Эта поправка распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2007 г. (п. 4 ст. 5 Закона N 268-ФЗ), то есть в 2007 г. с земельных участков, предоставленных для дачного хозяйства, налог будет уплачиваться по ставке, не превышающей 0,3 процента. При уплате в 2007 г. земельного налога за 2006 г. за дачные участки нужно платить по общей ставке, не превышающей 1,5 процента.


1.12. Для плательщиков налога на добычу полезных
ископаемых, добывающих нефть, уточнены условия
применения коэффициента Кв


С 1 января 2007 г. ставка налога на добычу полезных ископаемых в отношении добычи нефти корректируется не только на коэффициент Кц, но и на коэффициент, учитывающий выработанность конкретного участка недр, - Кв (п. 4 ст. 342 НК РФ). Изменения уточняют порядок расчета этого коэффициента - для нефти, добытой на участках недр, по каждому из которых степень выработанности превышает 0,8, в случае ее подготовки до соответствия установленным требованиям (п. 1 ст. 337 НК РФ) на едином технологическом объекте, налогоплательщик вправе применить максимальное из значений коэффициента Кв для суммарного количества нефти, поступающей на данный технологический объект. Это предусмотрено в новом абз. 9 п. 4 ст. 342 НК РФ.


Применение документа (выводы):

1. Организации и индивидуальные предприниматели должны представлять сведения об открытии (закрытии) счетов в банках и иные сведения, предусмотренные в п. 2 ст. 23 НК РФ, по формам, утвержденным ФНС России.

2. Адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и частнопрактикующие нотариусы должны письменно сообщать в налоговый орган об открытии (закрытии) счетов, предназначенных для осуществления ими профессиональной деятельности, в семидневных срок и также по утвержденным формам.

3. Организации и физические лица, не осуществляющие операций, в результате которых происходит движение денежных средств на их счетах или в кассе организации, и не имеющие объектов налогообложения по налогам, по которым они признаются налогоплательщиками, сдают по этим налогам единую упрощенную форму налоговой декларации, которую утвердит Минфин России.

4. Если налогоплательщик представит декларацию по форме, не соответствующей утвержденной, налоговый орган вправе отказать в ее принятии. Также налоговый орган вправе не принять декларацию, поданную в электронном виде, если она не соответствует установленному формату.

5. Налогоплательщики обязаны сообщать в налоговый орган о среднесписочной численности своих работников за предыдущий год в срок до 20 января (при создании, реорганизации организации - не позднее 20-го числа следующего месяца). В 2007 г. сведения о среднесписочной численности работников должны подать только налогоплательщики со среднесписочной численностью работников за 2006 г. свыше 250 человек в срок до 28 февраля 2007 г.

6. Начиная с 2008 г. крупнейшие налогоплательщики будут сдавать налоговые декларации только в инспекции по крупнейшим налогоплательщикам.

7. Организации вправе признавать расходы на приобретение прав на земельные участки в порядке, предусмотренном ст. 264.1 НК РФ.

8. Физическое лицо вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом при продаже (реализации) ценных бумаг, находившихся в его собственности три года и более и проданных (реализованным) до 1 января 2007 г.

9. При утрате права применять УСН и возврате на иной режим налогообложения уведомить об этом налоговый орган нужно в течение 15 календарных дней по истечении отчетного (налогового) периода.

10. По дачным земельным участкам ставка земельного налога не может превышать 0,3 процента.



2. Новые правила выплаты пособий по временной
нетрудоспособности и по беременности и родам


Название документа:

Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию"


Комментарий:

1 января 2007 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон). С этой даты все ранее принятые по соответствующим вопросам нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей Закону (п. 2 ст. 19 Закона). Сразу отметим, что по новым правилам пособия начисляются и выплачиваются (п. п. 1, 2 ст. 18 Закона):

- по больничным, открытым с 01.01.2007;

- по больничным, открытым до 01.01.2007, за период с 01.01.2007 (если размер пособия по Закону окажется больше размера пособия, рассчитанного по ранее действовавшим правилам).

Закон представляет интерес для работодателей, поскольку по-прежнему именно они назначают и выплачивают пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам (п. 1 ст. 13 Закона). Суть основных нововведений заключается в следующем.


Общие изменения для пособий по временной нетрудоспособности

и по беременности и родам


2.1. Пособия назначаются по каждому месту работы


Теперь при работе у нескольких работодателей пособия можно получать по каждому месту работы. Таким образом, в 2007 г. работник может максимально получать от каждого работодателя по 16 125 руб. в месяц в качестве пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам (п. 1 ст. 13, п. 5 ст. 7, п. 2 ст. 11 Закона, ст. 13 Федерального закона от 19.12.2006 N 234-ФЗ).


2.2. Какой стаж учитывается для расчета пособий


Размер пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам сейчас зависит не от непрерывного трудового стажа, как это было до 01.01.2007, а от страхового стажа. Напомним, что страховой стаж - это суммарная продолжительность уплаты страховых взносов и (или) налогов (абз. 7 ст. 3 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ). В этот стаж включаются (п. 1 ст. 16 Закона):

- периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы;

- периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа должно утвердить Минздравсоцразвития России (п. 3 ст. 16 Закона).


2.3. Какие дни берутся для расчета пособий


С 01.01.2007 размер пособия определяется исходя из количества календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам (п. 5 ст. 14 Закона). Следовательно, если первые два дня нетрудоспособности попадут на выходные дни, то они тоже должны быть оплачены работодателем (п. 2 ст. 3 Закона). Ранее соответствующий расчет производился исходя из пропущенных рабочих дней.


2.4. Когда пособия выплачиваются в минимальном размере


Если страховой стаж составляет менее шести месяцев, то размер пособий для этой категории работников не может быть больше минимального размера оплаты труда (МРОТ) за полный календарный месяц. В районах и местностях, в которых применяются районные коэффициенты, МРОТ увеличивается на эти коэффициенты (п. 6 ст. 7, п. 3 ст. 11 Закона). Напомним, что в настоящее время размер МРОТ составляет 1100 руб. (абз. 8 ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда"). До 01.01.2007 пособия выплачивались в размере, не превышающем МРОТ, лицу, которое в течение последних 12 месяцев перед наступлением временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам проработало фактически менее трех месяцев (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 22.12.2005 N 180-ФЗ).


2.5. В какой срок назначаются и выплачиваются пособия


Пособия назначаются в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованного лица за его получением с необходимыми документами, а выплачиваются - в ближайший после назначения пособия день, установленный для выплаты заработной платы (п. 1 ст. 15 Закона).

Перечисленные выше новшества касаются и пособия по временной нетрудоспособности, и пособия по беременности и родам. Каких-либо других серьезных изменений в порядке выплаты пособия по беременности и родам с вступлением в силу Закона не произошло. А нововведения, затронувшие порядок выплаты пособия по временной нетрудоспособности, рассмотрим более подробно.


Изменения в порядке выплаты пособия

по временной нетрудоспособности


2.6. Случаи, когда пособие выплачивается неработающему лицу


До 01.01.2007 пособие после увольнения работника выдавалось только тогда, когда временная нетрудоспособность наступала в течение месячного срока после увольнения и продолжалась свыше календарного месяца.

Теперь это ограничение снято и пособие выплачивается во всех случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы (то есть независимо от их продолжительности).

Кроме того, пособие выплачивается, если страховой случай наступил в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования (п. 2 ст. 5 Закона). Напомним, что работодатель может аннулировать трудовой договор, если работник не приступил к работе в день начала работы (ч. 4 ст. 61 ТК РФ).


2.7. Период выплаты пособия


При утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы пособие выплачивается за весь период временной нетрудоспособности до дня ее восстановления или установления инвалидности с ограничением способности к трудовой деятельности.

С 01.01.2007 действуют только два исключения из этого правила (п. 1 ст. 6 Закона). Первое из них связано с заболеванием или травмой инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности (п. 3 ст. 6 Закона). Второе же касается временной нетрудоспособности лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также тех, у кого заболевание или травма наступили в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования (п. 4 ст. 6 Закона).

Ранее в особом порядке рассчитывалась продолжительность выплаты пособия при бытовой травме, операциях по искусственному прерыванию беременности и в ряде иных случаев.

Помимо этого, изменились периоды выплаты пособия при долечивании лица в санаторно-курортном учреждении, при необходимости осуществления ухода за больным членом семьи и в случае карантина (п. п. 2, 5, 6 ст. 6 Закона).


2.8. Размер пособия


Итак, с 01.01.2007 размер пособия определяется исходя из страхового стажа работника. Сама же шкала, устанавливающая соответствующую зависимость, осталась неизменной (п. 1 ст. 7 Закона):

- если страховой стаж 8 лет и более - выплачивается 100 процентов среднего заработка;

- если страховой стаж от 5 до 8 лет - выплачивается 80 процентов среднего заработка;

- если страховой стаж до 5 лет - выплачивается 60 процентов среднего заработка.

Однако если заболевание или травма наступили в течение 30 дней после увольнения, то независимо от продолжительности страхового стажа пособие выплачивается в размере 60 процентов среднего заработка (п. 2 ст. 7 Закона).


2.9. Когда размер пособия может быть снижен


С 01.01.2007 при наличии следующих оснований размер пособия снижается до размера МРОТ (ст. 8 Закона):

- нарушение без уважительных причин в период временной нетрудоспособности режима, предписанного лечащим врачом;

- неявка без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр или на проведение медико-социальной экспертизы;

- заболевание или травма, наступившие вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения или действий, связанных с таким опьянением (до 01.01.2007 при указанных в данном абзаце обстоятельствах пособие вообще не выдавалось).

До 01.01.2007 случаи, при которых возможно снижение размера пособия, установлены не были.


2.10. Случаи, при которых применяются
старые правила выплаты пособия


Если до 01.01.2007 работник имел право на получение пособия в большем размере (в процентом выражении от среднего заработка), чем это положено по Закону, то пособие назначается и выплачивается в прежнем более высоком размере, но не выше 16 125 руб. в 2007 г. (п. 1 ст. 17 Закона).

Если продолжительность страхового стажа работника, рассчитанного по Закону за период до 01.01.2007, окажется меньше его непрерывного трудового стажа, применяемого ранее, то за продолжительность страхового стажа принимается продолжительность непрерывного стажа (п. 2 ст. 17 Закона).


Применение документа (выводы):

С 01.01.2007 пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам надо назначать и выплачивать по новым правилам. При расчете пособий следует учитывать страховой стаж работника и пропущенные календарные дни.



3. Установлен порядок расчета среднего заработка
при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком


Название документа:

Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 N 870 "Об исчислении среднего заработка (дохода) при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию"


Комментарий:

С 01.01.2007 ежемесячное пособие по уходу за ребенком рассчитывается как 40 процентов среднего заработка за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком. Об этом мы писали подробно в комментариях к Федеральному закону от 05.12.2006 N 207-ФЗ (см. выпуск обзора от 22.12.2006).

Теперь Правительство РФ выпустило Постановление, которым установлено, что средний заработок (доход) при назначении рассматриваемого пособия рассчитывается в том же порядке, что и для пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам. Следовательно, при определении размера среднего заработка нужно учитывать те выплаты, которые указаны в п. 2 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ.


Применение документа (выводы):

С 01.01.2007 при определении среднего заработка для расчета ежемесячного пособия по уходу за ребенком надо учитывать выплаты, указанные в п. 2 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ.



4. Утверждена новая форма декларации по косвенным налогам
(НДС и акцизам) при ввозе товаров из Белоруссии


Название документа:

Приказ Минфина России от 27.11.2006 N 153н "Об утверждении формы налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь и Порядка ее заполнения"


Комментарий:

Поскольку в связи с изменением отчетности по НДС был полностью отменен Приказ Минфина России от 28.12.2005 N 163н, который устанавливал в том числе и форму налоговой декларации по НДС и акцизам при ввозе товаров из Белоруссии, финансовое ведомство утвердило новую форму этой декларации.

Существенных изменений декларация не претерпела. Как и прежде, она состоит из титульного листа, разд. 1.1 и 1.2, где показываются подлежащие уплате в бюджет суммы НДС и акцизов в отношении товаров, ввезенных с территории Белоруссии, разд. 2 (расчет суммы НДС), разд. 3 (операции по ввозу товаров, не подлежащие обложению НДС или освобожденные от налогообложения), разд. 4 (расчет суммы акцизов) и Приложения к декларации (расчет налоговой базы по виду подакцизного товара).

Титульный лист декларации, а также каждый из ее разделов подписываются руководителем организации или индивидуальным предпринимателем (либо их представителем). Подписи главного бухгалтера организации на декларации более не требуется.

В разд. 1.1 и 1.2 появилась новая строка 030, в которой требуется указывать код вида экономической деятельности по ОКВЭД.

Как ранее, так и в новой форме в разд. 1.2 по строке 030 указывается общая сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет. Раньше она соответствовала значению строки 020 в разд. 4, в котором рассчитывалась сумма акцизов. Теперь в разд. 4 строки 020 нет и строка 030 в разд. 1.2 заполняется непосредственно на основании строк 010 из разд. 4.

Также Приказом утверждена новая форма Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, идентичная применявшейся ранее.

Декларацию требуется заполнять по новой форме начиная с отчетности за январь 2007 г. (п. 3 Приказа).


Применение документа (выводы):

Начиная с декларации за январь 2007 г. необходимо представлять в налоговый орган декларацию по косвенным налогам при ввозе товаров из Белоруссии по новой форме, утвержденной рассматриваемым Приказом.



5. Минфин России утвердил формы новых деклараций по акцизам


Название документа:

Приказ Минфина России от 14.11.2006 N 146н "Об утверждении форм налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, налоговой декларации по акцизам на табачные изделия и Порядков их заполнения"


Комментарий:

С 1 января 2007 г. вступили в силу изменения, внесенные в гл. 22 НК РФ Федеральным законом от 26.07.2006 N 134-ФЗ. В связи с этими изменениями Минфин России утвердил новые формы налоговых деклараций по акцизам. Анализируемый Приказ предусматривает, что плательщики акцизов должны использовать две формы деклараций:

- налоговая декларация по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий (Приложение N 1 к Приказу). Это "общая" форма налоговой декларации, поскольку она заполняется налогоплательщиками по всем видам подакцизных товаров, за исключением табачных изделий (согласно п. 1 Порядка заполнения налоговой декларации (Приложение N 2 к Приказу));

- налоговая декларация по акцизам на табачные изделия (Приложение N 3 к Приказу).

По новой форме декларации требуется составлять и представлять начиная с отчетности за январь 2007 г. (п. 5 Приказа).

Напомним, что одно из основных изменений, вступивших в силу с 1 января 2007 г. и касающихся акцизов, - это новый порядок уплаты акциза по нефтепродуктам, при котором плательщиками акцизов признаются лица, занимающиеся реализацией произведенных ими нефтепродуктов. В ст. 5 Закона N 134-ФЗ предусмотрены переходные положения. Согласно им лица, которые до 1 января 2007 г. имели свидетельства на совершение операций с нефтепродуктами (за исключением свидетельства на переработку прямогонного бензина), должны уплачивать акцизы при реализации ими с 1 января 2007 г. нефтепродуктов, полученных (оприходованных) до 1 января 2007 г. или отгруженных в их адрес до этой даты. Уплачивать акциз в таком случае нужно по старым правилам (п. 2 ст. 5 Закона N 134-ФЗ). Для таких случаев будет применяться старая форма налоговой декларации по акцизам на нефтепродукты (Приложение N 3 к Приказу Минфина России от 30.12.2005 N 168н). Эта форма, равно как и Порядок ее заполнения (Приложение N 4 к Приказу), продолжают считаться действующими.


Применение документа (выводы):

Начиная с составления налоговой декларации за январь 2007 г. необходимо применять новые формы налоговых деклараций по акцизам, утвержденные рассматриваемым Приказом.



6. Появилось законное основание для увольнения иностранных
работников, когда их численность приводится в соответствие
с допустимой долей, установленной Правительством РФ


Название документа:

Федеральный закон от 31.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"


Комментарий:

Ранее в нашем обзоре уже говорилось о том, что к 15.01.2007 должны быть уволены все иностранные работники, занятые в розничной торговле алкоголем и фармацевтическими товарами, и также часть иностранных работников, занятых в розничной торговле вне магазинов, превышающая 40 процентов общей численности персонала, а к 01.04.2007 должны быть уволены оставшиеся иностранные работники, занятые в розничной торговле вне магазинов (подробнее об этом см. в выпуске обзора от 01.12.2006). Однако в Трудовом кодексе РФ основания для такого увольнения прямо предусмотрены не были.

Необходимые изменения в ТК РФ внесены ст. 25 рассматриваемого Федерального закона. Часть 1 ст. 83 ТК РФ дополнена п. 12, который устанавливает, что приведение общего количества работников - иностранных граждан или лиц без гражданства в соответствие с допустимой долей таких работников, установленной Правительством РФ, служит основанием для увольнения как обстоятельство, не зависящее от воли сторон. Трудовой договор в рассматриваемой ситуации, согласно новой ч. 3 ст. 83 ТК РФ, должен быть прекращен не позднее окончания срока, установленного Правительством РФ для приведения работодателями общего количества работников - иностранных граждан или лиц без гражданства в соответствие с допустимой долей таких работников.

Напомним, что при прекращении трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в трудовую книжку должна быть внесена запись об основаниях прекращения трудового договора со ссылкой на конкретный пункт ст. 83 ТК РФ (п. 5.4 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утв. Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69). Поэтому при увольнении иностранцев запись в трудовой книжке в рассматриваемой ситуации может выглядеть следующим образом: "Уволен в связи с приведением численности иностранных работников в соответствие с их допустимой долей, п. 12 ст. 83 ТК РФ".

Изменения в ТК РФ вступили в силу 15 января 2007 г. (п. 2 ст. 26 Федерального закона от 31.12.2006 N 271-ФЗ).


Применение документа (выводы):

При увольнении иностранных работников в связи с приведением их численности в соответствие с допустимой долей записи в трудовых книжках работников надо делать со ссылкой на п. 12 ст. 83 ТК РФ.



7. Физические лица получили возможность задекларировать
в упрощенном порядке доходы, с которых не были
уплачены налоги ранее


Название документа:

Федеральный закон от 30.12.2006 N 269-ФЗ "Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами"

Федеральный закон от 30.12.2006 N 265-ФЗ "О внесении изменений в статьи 45 и 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации и статью 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации"


Комментарий:

Подписанный Президентом РФ Федеральный закон от 30.12.2006 N 269-ФЗ дает возможность физическим лицам, получившим ранее доходы, но не уплатившим с них налоги, задекларировать эти доходы, фактически "легализовать" их. Такая возможность предоставляется всем физическим лицам, то есть и индивидуальным предпринимателям.

Закон вступает в силу с 1 марта 2007 г. С этой даты и до 1 января 2008 г. физические лица могут задекларировать свои доходы, полученные до 1 января 2006 г. Порядок действий при этом должен быть следующий.

Физическое лицо самостоятельно определяет сумму дохода, с которого ранее не были уплачены налоги и страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды. С этой суммы уплачивается декларационный платеж по ставке 13 процентов - вне зависимости от видов доходов и ставок налогов (страховых взносов), применявшихся ранее (п. 2 ст. 2 Закона).

Уплата производится через банк в наличной или безналичной форме, в расчетном документе требуется указать "декларационный платеж" (п. п. 2 и 3 ст. 2 Закона). Расчетный документ с отметкой банка о его исполнении и будет подтверждать уплату физическим лицом декларационного платежа (п. 5 ст. 2 Закона).

В ст. 3 Закона установлено, что при уплате декларационного платежа физическое лицо считается исполнившим обязанности по уплате НДФЛ (подоходного налога) и представлению налоговых деклараций (а также документов, подача которых вместе с налоговой декларацией была обязательна). Если физическое лицо получало доходы от предпринимательской деятельности или частной практики, то обязанность по уплате ЕСН (страховых взносов в государственные внебюджетные фонды), представлению соответствующих деклараций и документов, прилагаемых к ним, также считается исполненной.

В Законе прямо не указывается, возможно ли привлечение физического лица к ответственности (налоговой или уголовной) за неуплату (несвоевременную уплату) налогов за прошлые периоды, если оно уплатило декларационный платеж. Однако в ст. 3 Закона говорится, что при уплате декларационного платежа обязанность по уплате налогов и представлению налоговых деклараций считается исполненной только в части дохода, из которого платеж рассчитан. Следовательно, налоговые и правоохранительные органы смогут привлечь физическое лицо к ответственности, но только в том случае, если размер выявленного за прошлые годы дохода, с которого не были уплачены налоги, будет большим, чем размер дохода, с которого уплачен декларационный платеж. И именно с суммы превышения будет образовываться недоимка, будут начисляться пени и штрафы.

Кроме того, привлечение к ответственности возможно только в пределах существующих сроков давности: три года по налоговым правонарушениям (п. 1 ст. 113 НК РФ), а при привлечении физического лица к уголовной ответственности - два года при неуплате налогов в крупном размере (согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 15 и п. "а" ч. 1 ст. 78 УК РФ), шесть лет - при неуплате налогов в особо крупном размере (согласно ч. 2 ст. 198, ч. 3 ст. 15 и п. "б" ч. 1 ст. 78 УК РФ).

Не смогут воспользоваться возможностью задекларировать свои доходы те лица, в отношении которых имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор по ст. 198 УК РФ (то есть за неуплату налогов физическим лицом) и при этом судимость не снята и не погашена (п. 1 ст. 5 Закона).

Расчетные документы, подтверждающие уплату декларационного платежа, хранятся до 1 января 2012 г. (п. 2 ст. 4 Закона) и не могут быть истребованы. Сведения об уплате декларационного платежа могут быть истребованы у банков только самим физическим лицом либо по запросу правоохранительных органов в целях проверки подлинности предъявленного расчетного документа (п. 3 ст. 4 Закона).

Соответствующие изменения, предусматривающие возможность уплаты налога и представления налоговых деклараций путем уплаты декларационного платежа, внесены и в Налоговый кодекс РФ, в ст. ст. 45 и 80.


Применение документа (выводы):

Физическое лицо (в том числе индивидуальный предприниматель) имеет возможность в период с 1 марта 2007 г. по 1 января 2008 г. уплатить декларационный платеж по ставке 13 процентов с доходов, не задекларированных до 1 января 2006 г.



8. Может ли применяться УСН по деятельности
простого товарищества?


Название документа:

Письмо Минфина России от 22.12.2006 N 03-11-05/282


Комментарий:

Финансовое ведомство рассмотрело следующие вопросы: вправе ли участники договора простого товарищества, применяющие УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы", применять этот же спецрежим в рамках договора простого товарищества и должны ли они уплачивать НДС по совместной деятельности.

По мнению Минфина России, деятельность простого товарищества облагается налогами в общеустановленном порядке, в том числе НДС, а УСН по ней применяться не может. Свою позицию он аргументирует так:

- субъектами УСН являются организации и индивидуальные предприниматели, а при создании простого товарищества юридическое лицо не образуется (п. 1 ст. 1041 ГК РФ). Поэтому самостоятельным плательщиком единого налога при применении УСН простое товарищество быть не может. Прибыль, полученную от совместной деятельности, нужно учитывать по правилам гл. 25 НК РФ;

- из положений ст. 174.1 НК РФ следует, что учет операций, облагаемых НДС, ведет участник простого товарищества - российская организация либо индивидуальный предприниматель. На этого участника возлагаются обязанности плательщика НДС. Следовательно, участник совместной деятельности, применяющий УСН и ведущий общие дела по договору простого товарищества, признается плательщиком НДС в отношении операций, осуществляемых в рамках указанного договора. Участники совместной деятельности, применяющие УСН, не должны уплачивать НДС только по иной деятельности, осуществляемой вне рамок простого товарищества.

К решению поставленных вопросов возможен и другой подход: прибыль простого товарищества, подлежащая распределению, может определяться по правилам гл. 26.2 НК РФ и облагаться единым налогом, а товарищи не должны уплачивать НДС по операциям, совершаемым в рамках совместной деятельности.

Эту точку зрения можно обосновать следующим образом. На основании п. 3 ст. 346.14 НК РФ налогоплательщики единого налога - участники простого товарищества применяют объект налогообложения "доходы минус расходы". Значит, такие налогоплательщики ограничены лишь в праве выбора объекта налогообложения. Иных ограничений и запретов, связанных в том числе с возможностью применения УСН и уплаты единого налога по деятельности простого товарищества, гл. 26.2 НК РФ не содержит (в отличие, например, от положений п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ, запрещающих перевод на ЕНВД видов предпринимательской деятельности, хотя и облагаемых ЕНВД, но осуществляемых в рамках договора простого товарищества).

Поэтому прибыль, подлежащую распределению между участниками простого товарищества, можно рассчитывать по правилам гл. 26.2 НК РФ. Часть своей прибыли каждый участник простого товарищества включит во внереализационные доходы и уплатит с нее единый налог по ставке 15 процентов (п. 1 ст. 346.15, п. 9 ст. 250 НК РФ).

Что касается положений ст. 174.1 НК РФ, то они, в силу прямого на то указания, применяются исключительно в целях гл. 21 НК РФ. Положения этой главы распространяются только на плательщиков НДС, каковыми плательщики единого налога при применении УСН не являются (п. п. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ).

Отметим, что суды уже рассматривали подобные споры и принимали решения в пользу налогоплательщиков (см., например, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 04.12.2006 N Ф04-7977/2006(28867-А27-34), от 26.10.2006 N Ф04-7200/2006(27937-А27-7), от 20.09.2006 N Ф04-6040/2006(26514-А27-14), ФАС Северо-Западного округа от 16.03.2005 N А21-6871/04-С1).


Применение документа (выводы):

Участники простого товарищества, применяющие УСН, должны:

1) облагать результаты совместной деятельности в соответствии с общим режимом налогообложения и уплачивать НДС, как рекомендует Минфин России;

2) определять прибыль, подлежащую распределению, по правилам гл. 26.2 НК РФ, уплачивать с доли прибыли от участия в совместной деятельности единый налог по ставке 15 процентов и не уплачивать НДС. В этом случае возможны споры с налоговыми органами.



Новое в судебной практике


1. При экспорте в Белоруссию товаров, не происходящих с территории РФ, нулевая ставка применяется на общих основаниях

(Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 01.11.2006 N А-62-2562/2006)


По мнению налогового органа, налогоплательщик неправомерно заявил налоговый вычет при экспорте в Республику Беларусь товара, произведенного в Китае. Налоговый орган, обосновывая свой отказ в возмещении, сослался на Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг", в силу которого НДС по товарам, происходящим из третьих стран, приобретенным для перепродажи, возмещению по нулевой декларации при экспорте в Белоруссию не подлежит.

Из рассматриваемого решения можно сделать следующий вывод: при экспорте в Республику Беларусь иностранное происхождение товаров не является однозначным основанием для отказа в применении нулевой ставки. Суд указал, что в данной ситуации следует руководствоваться пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ. Согласно этому подпункту реализация товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, облагается по нулевой налоговой ставке, если они фактически вывезены за пределы таможенной территории Российской Федерации и в налоговые органы представлены документы, предусмотренные ст. 165 НК РФ. Так как налоговый орган не оспаривал факт экспорта и представления налогоплательщиком всех необходимых документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, применение ставки 0 процентов было признано правомерным. Таким образом, если налогоплательщик нарушил требования положений Соглашения, он может применять налоговую ставку 0 процентов на общих основаниях.

Аналогичных решений в судебной практике не встречается.


2. При отправке товара экспресс-почтой для обоснования нулевой ставки НДС нужен полный комплект документов, предусмотренный ст. 165 НК РФ

(Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23.05.2006 N А43-47660/2005-16-1406)


Налоговый орган отказал налогоплательщику в применении нулевой ставки НДС, сославшись на то, что полный пакет документов, предусмотренный ст. 165 НК РФ, представлен не был. Налогоплательщик, отправлявший товар на экспорт экспресс-почтой, подал в налоговый орган ксерокопию накладной экспресс-почты, ксерокопию письма иностранного покупателя о получении товара, письмо от перевозчика, маршрутный лист следования товара, паспортные данные и сведения о пересечении границы. Налоговый орган посчитал отсутствие ГТД и товаросопроводительных документов с отметками российского таможенного органа и пограничного таможенного органа достаточным основанием для отказа в применении указанной ставки. Налогоплательщик оспорил это решение.

Суд поддержал позицию налогового органа, указав, что для подтверждения правомерности применения ставки 0 процентов налогоплательщик обязан представить полный пакет документов, предусмотренный ст. 165, в том числе ГТД и копии товаросопроводительных документов с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в режиме экспорта, и с отметками пограничного таможенного органа, свидетельствующие о фактическом вывозе товара за территорию РФ. И исключений для перевозок посредством экспресс-почты действующее законодательство не предусматривает.

По вопросу о том, какой пакет документов необходим при отправке товара на экспорт экспресс-почтой, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 19.07.2005 N 3579/05 указал, что наличие международной авиационной грузовой накладной при перевозке товара экспресс-почтой необходимо для подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС. Аналогичные выводы содержит также Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.03.2003 N А56-26510/02. Однако нередко в судебной практике встречаются и иные решения, из которых следует, что для подтверждения нулевой ставки наличие международной грузовой авиационной накладной не обязательно. Такие выводы, например, содержатся в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 23.06.2004 N Ф04/3444-1101/А45-2004, ФАС Московского округа от 22.10.2002 N КА-А40/7124-02, ФАС Северо-Западного округа от 09.07.2002 N А56-32482/01, от 09.09.2002 N А56-10144/02, от 14.01.2005 N А56-22008/04, от 11.01.2005 N А56-7288/04, от 10.03.2004 N А56-27212/03, ФАС Северо-Кавказского округа от 03.11.2004 N Ф08-5246/2004-2008А.


3. Привлечение налогоплательщика к ответственности по результатам камеральной проверки контрагента неправомерно

(Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.12.2006 N Ф04-8291/2006(29273-А27-42))


Налоговый орган провел камеральную проверку контрагента налогоплательщика. На основании полученных сведений, а также информации банка о движении денежных средств налогоплательщика налоговый орган пришел к выводу, согласно которому налогоплательщик не уплатил НДС, в связи с чем инспекция обратилась в суд за взысканием с него штрафа. При этом в отношении самого налогоплательщика мероприятия налогового контроля не проводились.

Суд встал на сторону налогоплательщика, указав, что налоговый орган не доказал совершение организацией правонарушения. Свою позицию суд обосновал следующим образом: налогоплательщик не представлял в налоговый орган декларации и иные документы, на основании которых могла быть проведена камеральная налоговая проверка. Кроме того, в решении налогового органа не было указания на операции по реализации товаров, по которым налогоплательщик должен был уплатить НДС.

Налоговый орган ссылался на то, что камеральная проверка контрагента налогоплательщика и информация о движении его денежных средств показали, что им были выставлены счета-фактуры, выручка по которым не была включена в налоговую базу. Однако ни сами счета-фактуры, ни доказательства фактического получения выручки по ним не были представлены в суд. Поэтому суд счел недоказанным неуплату НДС и отказал в привлечении организации к ответственности.

Споры о привлечении налогоплательщиков к ответственности на основании данных о проверках контрагентов или сведений о движении средств по счету в судебной практике обычно решаются не в пользу налогового органа. Например, ФАС Московского округа в Постановлении от 18.04.2002 N КА-А40/2171-02 указал, что налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности по результатам проверок третьих лиц, так как это нарушает положения ст. 101 НК РФ. Суды также указали, что информация о движении денежных средств не может являться основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности, если налоговый орган не смог подтвердить совершение налогоплательщиком правонарушений иными доказательствами (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.11.2006 N А19-10771/06-9-Ф02-6091/06-С1, от 15.11.2006 N А19-10770/06-9-Ф02-6088/06-С1).


4. Убытки прошлых лет можно отнести к внереализационным расходам, если ранее необходимыми учетными документами налогоплательщик не располагал

(Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19.10.2006 N А12-7537/06-С10)


По мнению налоговой инспекции, организация недоплатила налог на прибыль, поскольку включила во внереализационные расходы убытки прошлых лет, выявленные в текущем налоговом периоде. При этом расходы 2003 - 2004 гг. подтверждались первичными учетными документами, полученными организацией лишь в 2005 г. Налоговый орган посчитал, что налогоплательщиком нарушено требование ст. 54 НК РФ о корректировке налоговых обязательств в случае обнаружения ошибки, так как перерасчет был произведен не в периоде совершения ошибки, а в периоде получения документов. На этом основании было принято решение о доначислении налога на прибыль.

Суд встал на сторону налогоплательщика, указав при этом, что в данной ситуации положения абз. 2 п. 1 ст. 54 НК РФ неприменимы, так как они касаются случаев обнаружения ошибок при исчислении налога. В данном же случае налогоплательщиком не была допущена ошибка, под которой в Кодексе подразумевается неправильное исчисление налоговой базы - расходы не могли быть учтены в соответствующих периодах, так как налогоплательщик не располагал необходимыми учетными документами. Поэтому суд счел включение убытков прошлых лет во внереализационные расходы текущего периода правомерным.

В Постановлении ФАС Поволжского округа от 11.05.2006 N А57-11860/04-28 суд также встал на сторону налогоплательщика, сославшись при этом на положения пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ, в котором предусмотрено, что при выполнении работ (оказании услуг) одним из возможных моментов признания расходов является дата получения документов.

В то же время есть примеры противоположных решений: Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 23.08.2006 N Ф04-5246/2006(25535-А46-33), ФАС Волго-Вятского округа от 01.03.2006 N А11-5827/2005-К2-24/239, ФАС Уральского округа от 22.06.2006 N Ф09-5293/06-С7.


5. При изменении организацией налоговой инспекции возмещение НДС должна производить новая инспекция

(Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.11.2006 N А56-37599/2005)


Налогоплательщик был переведен на учет из одной налоговой инспекции в другую. При этом по старому месту учета он подавал декларацию по нулевой ставке НДС. Налоговый орган, на учет в который был переведен налогоплательщик, вынес решение об отказе в возмещении, ссылаясь на то, что декларация была представлена в другую налоговую инспекцию и поэтому основания для возмещения у новой инспекции отсутствуют.

Суд признал решение об отказе в возмещении неправомерным, ссылаясь на следующие доводы. Налоговые органы входят в единую систему федеральных органов исполнительной власти, и передача документов между подразделениями не может являться основанием для нарушения прав налогоплательщиков. Кроме того, установленный ст. 176 НК РФ порядок возмещения НДС предполагает возмещение налога за счет средств бюджета, а не конкретного налогового органа.

Аналогичные выводы содержатся в Постановлениях ФАС Московского округа от 06.05.2002 N КА-А40/2685-02, ФАС Поволжского округа от 17.07.2006 N А72-5960/03-Б432, ФАС Северо-Западного округа от 07.11.2006 N А56-21736/2006. В ситуации, когда решение о возмещении принимает один налоговый орган, а проценты за просрочку возмещения должен выплачивать другой, суды также принимали решения в пользу налогоплательщика (Постановления ФАС Московского округа от 08.11.2006, 09.11.2006 N КА-А40/10863-06, от 15.11.2006, 20.11.2006 N КА-А40/11235-06).

Вывод о том, что налоговые органы входят в единую систему федеральных органов исполнительной власти и передача документов между подразделениями не может являться основанием для нарушения прав налогоплательщиков, был сделан ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 17.08.2006 N А56-47971/04. В нем суд указал, что при переводе налогоплательщика на учет в другую налоговую инспекцию налоговый орган по старому месту учета компетентен не только провести налоговую проверку, но и возместить налог из бюджета, если требование о возмещении предъявлялось к старой инспекции.


Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению


© КонсультантПлюс
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное