Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: правовые новости Выпуск от 13.12.2011


КонсультантПлюс Правовые новости. Коротко о важном
Выпуск от 13.12.2011

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 КонсультантПлюс: "горячие" документы

Проект Федерального закона "О деятельности по взысканию просроченной задолженности физических лиц"


∙ ФИНАНСЫ

Федеральный закон от 30.11.2011 N 371-ФЗ
"О федеральном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов"

Федеральный бюджет на 2012 год спланирован с дефицитом на уровне 876,588 млрд. рублей

Утверждены основные характеристики федерального бюджета на 2012 год исходя из прогноза ВВП в размере 58 683 млрд. рублей и инфляции не выше 6 процентов.

Ожидается, что в 2012 году поступления в доходную часть бюджета составят 11 779,855 млрд. рублей. Расходы бюджета запланированы в объеме 12 656,444 млрд. рублей. Соответственно бюджетный дефицит ожидается на уровне 876,6 млрд. рублей (1,5% ВВП).

В 2013 году с учетом запланированных доходов в сумме 12 705,859 млрд. рублей и расходов в размере 13 730,605 млрд. рублей, дефицит бюджета может составить 1 трлн. 024,745 млрд. рублей (1,6% ВВП).

Снижение бюджетного дефицита до 491,118 млрд. рублей прогнозируется в 2014 году (0,7% ВВП). Уровень дефицита рассчитан исходя из прогнозируемых доходов в сумме 14 091,831 млрд. рублей и расходов в сумме 14 582,949 млрд. рублей.

Ожидается, что инфляция в 2014 году не превысит 5,5 процента, а в 2014 году - 5 процентов.

Планируется, что государственный внутренний долг вырастет с 6 330,854 млрд. рублей (по состоянию на 1 января 2013 года) до 9 221,762 млрд. рублей (по состоянию на 1 января 2015 года). В бюджете заложено также увеличение государственного внешнего долга РФ с 48,4 млрд. долларов США, или 34,6 млрд. евро (на 1 января 2013 года) до 69 млрд. долларов США, или 49,3 млрд. евро. (на 1 января 2015 года).

Основными приоритетами при формировании федерального бюджета являлись, в частности: исполнение обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций в сфере социальной защиты населения, в том числе решение социальных проблем военнослужащих; обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ; обеспечение реализации программ модернизации здравоохранения и образования; поддержка инновационного и инвестиционного развития.

Федеральный закон от 03.12.2011 N 379-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды"

Снижены размеры страховых тарифов, а также расширен круг субъектов малого предпринимательства, имеющих право на их применение

Согласно принятому Закону пониженные тарифы страховых взносов теперь вправе будут применять, в частности, применяющие УСН организации, оказывающие инжиниринговые услуги, а также организации и ИП, основным видом деятельности которых является деятельность в сфере розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями, а также деятельность в сфере транспорта и связи.

Установлена обязанность работодателей уплачивать страховые взносы в отношении работников из числа иностранных граждан и лиц без гражданства.

Еще одним нововведением является деление тарифа страховых взносов в ПФР на две части:

- солидарная часть - предназначенная для осуществления солидарных расходов фонда, т.е. на выплату фиксированного базового размера трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию, и иных целей, предусмотренных законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании;

- индивидуальная часть - предназначенная для формирования денежных средств застрахованного лица, в частности, определения размера накопительной части трудовой пенсии и других выплат за счет пенсионных накоплений.

Скорректированы положения, касающиеся проведения проверок за правильностью и полнотой уплаты страховых взносов, а также регулирующие привлечение плательщика к ответственности (в частности, со 100 рублей до 1000 увеличен минимальный размер штрафа за непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам).

Закон вступает в силу с 1 января 2012 года. Действие отдельных положений распространено на 2011 год.

Федеральный закон от 03.12.2011 N 381-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года" и статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В целях укрепления стабильности банковской системы Агентству по страхованию вкладов предоставлено право размещать финансовые средства в депозиты Банка России

Соответствующее дополнение внесено в Закон, регулирующий деятельность государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", уполномоченной осуществлять меры по предупреждению банкротства банков. Кроме того, внесенными поправками действие данного Закона продлено до 2014 года включительно.

Федеральный закон от 03.12.2011 N 391-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности"

Вновь повышены требования к минимальному размеру собственных средств (капитала) для кредитных организаций

Действующая редакция Федерального закона "О банках и банковской деятельности" устанавливает до 1 января 2012 года постепенное укрупнение капитализации кредитных организаций (статья 11.2 Закона).

Новая редакция данной статьи предусматривает увеличение размера собственных средств (капитала) банка (за исключением отдельных случаев) со 180 до 300 млн. рублей. В таком же размере увеличиваются требования в отношении небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении статуса банка.

Одновременно введены нормы, предусматривающие порядок постепенного приведения размера собственных средств (капитала) в соответствие с установленными требованиями, для банков, созданных после 1 января 2007 года, и определены последствия невыполнения данных требований.

Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ
"О бухгалтерском учете"

С 2013 года в связи с принятием нового Федерального закона "О бухгалтерском учете" отменяется обязанность применения первичных учетных документов из альбома унифицированных форм

Со дня вступления Закона в силу, т.е. с 1 января 2013 года, его применение станет обязательным, в частности, для коммерческих и некоммерческих организаций, государственных органов и органов местного самоуправления, органов управления государственных и территориальных внебюджетных фондов, индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, филиалов и представительств иностранных и международных организаций, а также Центрального банка РФ.

От ведения бухгалтерского учета освобождены индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой, а также филиалы и представительства иностранных организаций, при условии, если они ведут учет доходов и расходов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Для участников проекта "Сколково" предусмотрена возможность применения упрощенных способов ведения бухгалтерского учета.

Законом устанавливаются требования к организации ведения бухгалтерского учета, определяется правовой механизм его регулирования, основанный на сочетании деятельности органов государственной власти (к которым отнесены уполномоченный федеральный орган и Центральный банк РФ) и негосударственных организаций. Введены более жесткие требования к лицам, занимающимся ведением бухгалтерского учета в организациях, с учетом сферы их деятельности.

Формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета должны утверждаться руководителями экономических субъектов по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы учета для организаций государственного сектора будут устанавливаться в соответствии с бюджетным законодательством.

Федеральный закон от 06.12.2011 N 406-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в части упрощения процедур валютного контроля"

Разработаны меры, направленные на оптимизацию процедур валютного контроля

Поправками, внесенными в Закон о валютном регулировании, устанавливается, в частности, следующее:

- к нерезидентам отнесены граждане РФ, имеющие вид на жительство в иностранном государстве, рабочую или учебную визу (или совокупность таких виз) со сроком действия не менее одного года (данная мера позволит упростить осуществление выплат в иностранной валюте (в т.ч. зарплаты) гражданам, проживающим за границей);

- введена обязанность резидентов при осуществлении внешнеторговых сделок представлять уполномоченным банкам информацию о некоторых условиях договоров (контрактов), что позволит при их изменении избежать переоформления паспорта сделки;

- уточнены требования к оформлению паспорта сделки;

- введен принцип однократного представления документов резидентами и нерезидентами органам и агентам валютного контроля;

- урегулированы вопросы обмена информацией в электронном виде между органами и агентами валютного контроля.

Федеральный закон от 07.12.2011 N 414-ФЗ
"О центральном депозитарии"

На российском рынке ценных бумаг появится центральный учетный институт - центральный депозитарий

Центральным депозитарием может являться только акционерное общество, акционерами которого могут быть российские юридические лица, являющиеся управляющими компаниями паевых инвестиционных фондов, акционерных инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, организаторами торговли и клиринговыми организациями, и иные лица, если это предусмотрено уставом центрального депозитария.

Присвоение статуса центрального депозитария осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков в порядке, предусмотренном данным Законом (основные процедурные положения) и нормативным правовым актом Минфина РФ.

Законом определены также органы управления центрального депозитария (в управлении должен принимать участие и "комитет пользователей услуг центрального депозитария"), требования к его внутренним документам, внутреннему контролю, управлению рисками, собственно к депозитарной деятельности, в т.ч. к открываемым им счетам депо и иным счетам, программно-техническому обеспечению, взаимоотношениям с лицом, осуществляющим ведение реестра владельцев ценных бумаг, и т.д.

Закон вступает в силу с 1 января 2012 года, за исключением отдельных положений, касающихся некоторых операций на счетах депо и вступающих в силу позднее.

Приказ Минфина РФ от 17.11.2011 N 154н
"О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 190н"

Определены КБК для учета НДПИ, денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства о безопасности дорожного движения

Помимо этого, изменениями, вносимыми в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, расширен перечень целевых статей, в том числе для учета расходов федерального бюджета, связанных, в частности, с предоставлением субсидий на внесение имущественных взносов РФ в государственные корпорации и унитарные предприятия.

Приказ Минфина РФ от 25.11.2011 N 160н
"О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.12.2011 N 22501

На территории РФ признаны 37 МСФО и 26 Разъяснений МСФО

МСФО и Разъяснения МСФО вступят в силу на территории Российской Федерации со дня их официального опубликования в журнале "Бухгалтерский учет".

В числе признанных МСФО: Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности"; Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 7 "Отчет о движении денежных средств"; Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки" и др.

Также, в частности, признаны следующие Разъяснения МСФО: Разъяснение ПКР (SIC) 25 "Налоги на прибыль - изменения налогового статуса предприятия или его акционеров"; Разъяснение ПКР (SIC) 27 "Анализ сущности сделок, имеющих юридическую форму аренды"; Разъяснение КРМФО (IFRIC) 10 "Промежуточная финансовая отчетность и обесценение"; Разъяснение КРМФО (IFRIC) 15 "Соглашения на строительство объектов недвижимости".

Признание на территории РФ документов международных стандартов осуществляется в порядке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 25.02.2011 N 107.

<Письмо> Минфина РФ N 02-03-09/5232, Казначейства РФ N 42-7.4-05/5.1-735 от 25.11.2011

Разработан перечень мероприятий, необходимых для перехода федеральных учреждений на новый порядок финансирования выполнения государственного задания

1 января 2012 года завершается переходный период для перевода учреждений на новый порядок финансирования оказания государственных услуг (выполнения работ), предусмотренный статьей 78.1 Бюджетного кодекса РФ, путем предоставления им субсидий.

Сообщается, в частности, что федеральным бюджетным и автономным учреждениям, необходимо:

- открыть в территориальных органах Федерального казначейства лицевые счета, предназначенные для учета операций, в том числе со средствами, предоставленными в виде субсидий;

- обеспечить внесение изменений в договоры аренды имущества (находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление);

- в течение 2012 года перечислить в федеральный бюджет суммы средств, полученных ими от приносящей доход деятельности, отраженных по состоянию на 1 января 2012 года на их лицевых счетах получателя бюджетных средств с признаком "без права расходования".

Органам Федерального казначейства рекомендовано, в частности, осуществить учет исполнительных документов, должниками по которым являются федеральные бюджетные и автономные учреждения и обязательства по которым не исполнены по состоянию на 1 января 2012 года, а также обеспечить перечисление остатков средств, полученных федеральными казенными учреждениями и федеральными бюджетными учреждениями, являющимися получателями средств федерального бюджета, от приносящей доход деятельности в соответствии с рекомендуемым порядком.

В приложениях к письму приведен перечень мероприятий по открытию новых лицевых счетов и закрытию лицевых счетов, открытых учреждениям как участникам бюджетного процесса.

<Письмо> Банка России от 02.12.2011 N 175-Т
"Об отражении в бухгалтерском учете справедливой стоимости производных финансовых инструментов и о порядке переноса остатков по закрываемым счетам главы Г "Срочные сделки" по договорам, заключенным до 1 января 2012 года"

По договорам, заключенным до 1 января 2012 года, справедливую стоимость производных финансовых инструментов (ПФИ) в первый рабочий день 2012 года следует отразить в бухгалтерском учете в соответствии с новыми требованиями

С указанной даты вступит в силу Положение Банка России от 04.07.2011 N 372-П, устанавливающее порядок ведения бухгалтерского учета производных финансовых инструментов.

Справедливую стоимость ПФИ (за исключением справедливой стоимости по опционным договорам) рекомендовано отразить в учете в соответствии с требованиями пункта 3.2 Положения N 372-П.

В первый рабочий день 2012 года справедливая стоимость по опционным договорам не уточняется, если полученная (уплаченная) премия была отнесена на доходы (расходы). Если же такая премия учитывалась на балансе как дебиторская (кредиторская) задолженность, то справедливую стоимость по такому договору следует отразить в бухгалтерском учете в соответствии с требованиями главы 7 Положения N 372-П.

В письме сообщается также порядок переноса остатков с закрываемых счетов по учету нереализованных курсовых разниц по переоценке драгметаллов, ценных бумаг, требований и обязательств по расчетным (беспоставочным) срочным сделкам.

∙ ЭКОНОМИКА

Федеральный закон от 03.12.2011 N 380-ФЗ
"О хозяйственных партнерствах"

С 1 июля 2012 года в Российской Федерации появится еще один вид юридических лиц, относящихся к коммерческим организациям, - хозяйственные партнерства

Участниками хозяйственного партнерства (их должно быть не менее двух) могут быть граждане и (или) юридические лица. Федеральным законом участие отдельных категорий граждан или юридических лиц в партнерствах может быть запрещено или ограничено.

Создание хозяйственного партнерства путем реорганизации существующего юридического лица не допускается; в то же время реорганизовано партнерство может быть только в форме преобразования в акционерное общество. Партнерство не может быть учредителем или участником других юридических лиц, за исключением союзов и ассоциаций.

Партнерство несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом; участники партнерства не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах сумм внесенных ими вкладов. Правительством РФ могут быть установлены нормативы достаточности собственных средств партнерств, осуществляющих определенные виды деятельности.

Партнерство не вправе осуществлять эмиссию облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг. Оно также не вправе размещать рекламу своей деятельности.

В партнерстве образуется единоличный исполнительный орган (генеральный директор, президент и др.), избираемый из числа участников партнерства в порядке и на срок, которые определены уставом либо единогласным решением всех участников на весь срок деятельности партнерства.

Федеральный закон "О хозяйственных партнерствах" регулирует и другие вопросы, связанные с созданием, особенностями осуществления деятельности, управлением партнерством, взаимоотношением его участников, реорганизацией и ликвидацией.

Федеральный закон от 03.12.2011 N 382-ФЗ
"О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса"

Государственная информационная система топливно-энергетического комплекса будет обеспечивать государственные органы, организации и граждан информацией о состоянии и прогнозе развития топливно-энергетического комплекса

Информационная система будет включать в себя отраслевые сегменты по нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой, торфяной промышленности, транспортировке энергоресурсов, электроэнергетике и теплоэнергетике и содержать информацию о юридических лицах, индивидуальных предпринимателях, осуществляющих соответствующую деятельность, о рынках энергоресурсов и ценообразовании на этих рынках, об использовании энергоресурсов и прогнозе их потребления, о фактических и прогнозируемых запасах энергоресурсов, их качественных характеристиках, о международных договорах в данной сфере, экологических аспектах деятельности указанных отраслей промышленности и т.д.

Правительство РФ уполномочено утвердить, в частности, порядок создания и эксплуатации данной информационной системы, порядок и условия предоставления в обязательном порядке информации для включения в систему, порядок доступа к информации, содержащейся в системе.

Оператором государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса определен федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса (в настоящее время - Минэнерго РФ).

Федеральный закон от 03.12.2011 N 392-ФЗ
"О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Определен порядок функционирования зоны территориального развития - части территории субъекта РФ, на которой резидентам этой зоны предоставляются меры государственной поддержки в целях ускорения социально-экономического развития путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций

Решение о создании зоны территориального развития принимается постановлением Правительства РФ. Зона территориального развития создается на 12 лет и функционирует поэтапно.

В Федеральном законе установлены:

порядок создания зоны территориального развития и определения ее границ;

основания для досрочного прекращения существования зоны территориального развития;

функции уполномоченных органов управления зоной территориального развития.

Мерами государственной поддержки, которые могут предоставляться резидентам зон территориального развития (юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, включенным в реестр резидентов зоны территориального развития), являются:

предоставление бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ для реализации инвестиционных проектов с участием резидентов;

создание объектов капитального строительства в области энергетики, транспорта, находящихся в государственной собственности РФ и необходимых для осуществления резидентами предпринимательской и иной экономической деятельности;

предоставление резидентам в аренду земельных участков из состава земель, которые находятся в государственной или муниципальной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена, в границах зоны территориального развития;

предоставление налоговых льгот и инвестиционного налогового кредита резидентам в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений.

Федеральный закон от 06.12.2011 N 394-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике"

Уточнены полномочия государственных органов и иных организаций в сфере регулирования электроэнергетики, а также полномочия органов самоуправления рынка электроэнергии

Правительству РФ предоставлено полномочие по утверждению правил технологического функционирования электроэнергетических систем и по определению механизма стимулирования использования возобновляемых источников энергии путем определения надбавок к ценам на такую электроэнергию.

Правительство РФ или уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти получили право утверждать правила организации учета электрической энергии на розничных рынках, а также устанавливать применяемые до 1 января 2014 года тарифы на электроэнергию (мощность), продаваемую и приобретаемую на оптовом рынке в целях технологического обеспечения совместной работы ЕЭС России и электроэнергетических систем иностранных государств.

Совет оптового рынка электроэнергии должен, помимо других своих функций, осуществлять мониторинг ценовой ситуации на оптовом и розничном рынках электроэнергии (мощности) и проводить мероприятия в соответствии с правилами оптового рынка, обеспечивающие принятие советом рынка решений о присвоении юридическим лицам статуса субъекта оптового рынка или о лишении юридических лиц этого статуса.

Организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью получила право преимущественной покупки объектов электросетевого хозяйства, входящих в эту сеть.

Территориальные сетевые организации отнесены к естественным монополиям.

В Федеральный закон "Об электроэнергетике" внесены и другие изменения, уточняющие полномочия упомянутых лиц, а также затрагивающие иные вопросы электроэнергетики, в т.ч. процедуры, связанные с ценообразованием на рынках электроэнергии и получением статуса субъекта этих рынков.

Федеральный закон от 06.12.2011 N 396-ФЗ
"О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"

Уточнены требования к оборудованию и застройке рынков

Установлено, что с 1 января 2013 года оборудование и застройка рынков, за исключением сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков независимо от мест их нахождения, иных розничных рынков, находящихся на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, осуществляются управляющими рынками компаниями при обязательном соблюдении основных требований, предусмотренных статьей 11 Федерального закона "О розничных рынках...", содержащей требования к планировке, перепланировке и застройке рынка.

С указанной даты для организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынках, за исключением сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков независимо от мест их нахождения, иных розничных рынков, находящихся на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, управляющие рынками компании вправе использовать исключительно капитальные здания, строения, сооружения. Использование в этих целях временных сооружений запрещается.

Данные требования в отношении сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков независимо от мест их нахождения применяются с 1 января 2015 года, а требования в отношении иных розничных рынков, находящихся на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, - с 1 июля 2012 года (ранее - с 1 января 2012 года).

Закон вступает в силу с 31 декабря 2011 года.

Федеральный закон от 06.12.2011 N 401-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

С 1 января 2012 года вступят в силу "антимонопольные поправки" в российское законодательство

Основные изменения коснулись положений Федерального закона "О защите конкуренции", в том числе:

- уточнен понятийный аппарат Закона, введено такое понятие как "лицо, являющееся объектом экономической концентрации";

- уточнены правила признания цен монопольно высокими (определены условия, при которых цены на товары таковыми не признаются);

- скорректированы нормы Закона, предусматривающие критерии признания действий хозяйствующих субъектов согласованными и приводящими к ограничению конкуренции, а также критерии признания совокупности лиц - группой лиц для целей данного Закона. Определен ряд случаев, при которых являются допустимыми ограничивающие конкуренцию соглашения о совместной деятельности;

- определен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров;

- предусмотрена возможность направления хозяйствующему субъекту предостережения о недопустимости совершения действий, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства;

- уточнены условия, при которых создание и реорганизация хозяйствующих субъектов осуществляются с предварительного согласия антимонопольного органа;

- введены дополнительные требования к составу и содержанию документов, прилагаемых к ходатайству (уведомлению) об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю;

- определены основания для пересмотра решения (предписания) по делу о нарушении антимонопольного законодательства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Отдельные изменения внесены также в Федеральные законы "О естественных монополиях" (в частности, к сфере деятельности субъектов естественных монополий отнесены водоснабжение и водоотведение с использованием систем коммунальной инфраструктуры), "Об электроэнергетике" (введено понятие манипулирования ценами на рынках электрической энергии), а также Уголовный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ и некоторые другие законодательные акты РФ.

Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ
"О водоснабжении и водоотведении"

Принят Закон, устанавливающий правовые основы регулирования отношений в сфере водоснабжения и водоотведения

Федеральный закон определяет, в частности:

основные понятия (например, абонент, водоотведение, водоснабжение, коммерческий учет воды и сточных вод, орган регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, питьевая вода);

полномочия Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения;

порядок осуществления горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения;

содержание договоров горячего, холодного водоснабжения, водоотведения, договора по транспортировке сточных вод;

случаи временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды или сточных вод;

порядок обеспечения качества питьевой воды, горячей воды и охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения;

виды деятельности и тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения, подлежащие регулированию.

Закон вступает в силу с 1 января 2013 года, за исключением отдельных положений.

Федеральный закон от 07.12.2011 N 417-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении"

Организации, осуществляющие горячее и холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего и холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям

Внесены изменения, в том числе в Водный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, федеральные законы "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", "О теплоснабжении", "Об охране окружающей среды", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

В частности, Федеральный закон "Об охране окружающей среды" дополнен новой статьей, в соответствии с которой при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды.

В Федеральном законе "О теплоснабжении" определены понятия "теплоноситель", "открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения)". Установлено, что потребители, подключенные к открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), приобретают тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, в том числе горячую воду на нужды горячего водоснабжения, у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения и поставки горячей воды. Существенные условия этого договора устанавливаются правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ.

Закон вступает в силу с 1 января 2013 года, за исключением отдельных положений.

Федеральный закон от 07.12.2011 N 418-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 31.1 и 55 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"

Уточнены случаи правомерного размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) без проведения торгов

Согласно законодательным поправкам размещение заказа у единственного поставщика допускается теперь и в случаях:

- поставки товаров (работ, услуг), в частности, для нужд театров, музеев, библиотек, архивов, государственных образовательных учреждений при условии, если в течение квартала сумма заказа не превышает 400 тысяч рублей;

- размещения заказа на реализацию входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительских и зрелищно-развлекательных мероприятий, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена как бланк строгой отчетности.

Федеральный закон от 08.12.2011 N 423-ФЗ
"О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Передача неиспользуемых объектов недвижимости Минобороны РФ в собственность Москвы, Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность будет осуществляться в упрощенном порядке

Согласно принятому Закону недвижимое имущество, неиспользуемое для обеспечения военных нужд, подлежит безвозмездной передаче в собственность Москвы, Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность. Это касается зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, а также земельных участков, которые расположены в том числе в границах военных городков.

Решение о передаче имущества принимается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил РФ, внутренних войск МВД РФ или органов государственной охраны.

Регистрация перехода прав на имущество будет осуществляться без заявления правообладателя, в течение десяти дней со дня поступления соответствующего решения.

Необходимые изменения внесены также в Федеральные законы "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", "О государственном кадастре недвижимости", Земельный кодекс РФ и др.

∙ СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Федеральный закон от 03.12.2011 N 377-ФЗ
"О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"

Правительством РФ будет готовиться единый Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей

Установлено, что структура Государственного доклада о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации, требования к содержанию его разделов, системе используемых в нем показателей, порядок разработки, распространения, в том числе опубликования, предоставления для общественного обсуждения и так далее, определяются Правительством РФ.

Федеральный закон от 03.12.2011 N 378-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка"

Воспрепятствование деятельности Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка будет наказываться штрафом в размере от одной до трех тысяч рублей

Внесены изменения в ряд законодательных актов, которые направлены на защиту прав и законных интересов детей в РФ, в том числе:

- предусмотрена возможность учреждения в субъектах РФ соответствующими нормативными правовыми актами должности уполномоченного по правам ребенка;

- расширены правомочия уполномоченных по правам ребенка (в т.ч. предоставлено право доступа к конфиденциальным сведениям, беспрепятственного посещения учреждений исполнения наказания и осуществления общественного контроля в отношении таких учреждений);

- установлена административная ответственность за воспрепятствование деятельности Уполномоченного по правам ребенка.

∙ ГОСУДАРСТВО

Федеральный конституционный закон от 06.12.2011 N 4-ФКЗ
"О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" и Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам"

Не позднее 1 февраля 2013 года в системе арбитражных судов должен быть образован специализированный суд по рассмотрению дел, связанных с защитой интеллектуальных прав, - Суд по интеллектуальным правам

Суд по интеллектуальным правам будет рассматривать в пределах своей компетенции в качестве суда первой и кассационной инстанции дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав.

В качестве суда первой инстанции Суд по интеллектуальным правам рассматривает:

дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в области правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, в том числе в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на технологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии;

дела по спорам о предоставлении или прекращении правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (за исключением объектов авторских и смежных прав, топологий интегральных микросхем), в том числе:

об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям и их должностных лиц, а также органов, уполномоченных Правительством РФ рассматривать заявки на выдачу патента на секретные изобретения;

об оспаривании решения федерального антимонопольного органа о признании недобросовестной конкуренцией действий, связанных с приобретением исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ, услуг и предприятий;

об установлении патентообладателя;

о признании недействительными патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец или селекционное достижение, решения о предоставлении правовой охраны товарному знаку, наименованию места происхождения товара и о предоставлении исключительного права на такое наименование, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их признания недействительными;

о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования.

Указанные дела будут рассматриваться Судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возник спор, организации, индивидуальные предприниматели или граждане.

В качестве суда кассационной инстанции Суд по интеллектуальным правам рассматривает дела, рассмотренные им по первой инстанции, а также дела о защите интеллектуальных прав, рассмотренные арбитражными судами субъектов РФ по первой инстанции, арбитражными апелляционными судами.

Федеральный закон от 03.12.2011 N 383-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Начало выдачи гражданам универсальных электронных карт, удостоверяющих права на получение государственных и муниципальных услуг, отсрочено на один год

Универсальные электронные карты будут выдаваться гражданам на основании заявлений с 1 января по 31 декабря 2013 года, если более ранний срок не установлен законом субъекта РФ или принятым в соответствии с ним нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

В Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" внесены и другие изменения.

Так, в частности, Закон дополнен новой главой, регулирующей досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий либо бездействия органа, предоставляющего государственную или муниципальную услугу. Установлен срок подготовки и направления ответа на межведомственный запрос о предоставлении документов и информации (он не должен превышать пяти рабочих дней). Правительству РФ предоставлено полномочие утверждать перечень сведений, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления, необходимых для предоставления государственных услуг федеральными органами исполнительной власти. Правительство РФ должно утвердить также правила организации деятельности многофункциональных центров, уполномоченных на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг.

Многочисленные уточнения и дополнения, касающиеся порядка предоставления гражданами и организациями государственным и муниципальным органам различных документов, и порядка запроса и получения этих документов в рамках межведомственного информационного взаимодействия, внесены в ряд законодательных актов, в т.ч. в акты, регулирующие сферу образования, пенсионного обеспечения, деятельности хозяйствующих субъектов разного вида, некоммерческих организаций, жилищную сферу, кадастровый учет объектов недвижимости, процедуры банкротства и т.д.

Кодекс РФ об административных правонарушениях дополнен статьей, устанавливающей ответственность за нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг. В соответствии с этой статьей (статья 5.63), в частности, за требование должностным лицом документов или платы, не предусмотренных законодательными и подзаконными актами, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, установлен административный штраф в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу. Позднее, в частности, вступят в силу некоторые положения порядка досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий либо бездействия органов, предоставляющих государственную или муниципальную услугу (эти положения вступят в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования Закона).

С 1 января 2013 года вступят в силу положения, регулирующие порядок подтверждения факта уплаты государственной пошлины по межведомственному запросу.

Также с 1 января 2013 года вступят в силу положения, регулирующие порядок предоставления документов, касающихся перевода жилых помещений в нежилые и наоборот, и постановки жилых помещений на учет.

Федеральный закон от 03.12.2011 N 385-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур признания документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях"

Документы иностранных государств об уровне образования и (или) квалификации, подпадающие под действие международных договоров РФ, и (или) выданные иностранными образовательными организациями, перечень которых устанавливается Правительством РФ, признаются на территории Российской Федерации без каких-либо дополнительных процедур

Законом устанавливается порядок признания документов иностранных государств об ученых степенях и ученых званиях на территории Российской Федерации, предполагающий официальное подтверждение значимости (уровня) полученных в иностранном государстве ученой степени и (или) ученого звания в целях обеспечения доступа обладателя такого документа к образованию и (или) профессиональной деятельности в Российской Федерации (предоставления его обладателю профессиональных и (или) иных предусмотренных законодательством Российской Федерации прав).

Федеральный закон от 03.12.2011 N 386-ФЗ
"О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и статью 26 Федерального закона "Консульский устав Российской Федерации"

Нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы местных администраций, должностные лица консульских учреждений РФ наделены полномочиями по удостоверению сведений о лицах, в случаях, предусмотренных законодательством

Также внесено уточнение в процедуру свидетельствования подлинности подписи на документе. Установлено, что нотариус, свидетельствуя подлинность подписи, не удостоверяет фактов, изложенных в документе, а лишь удостоверяет (ранее - подтверждает), что подпись сделана определенным лицом.

Федеральный закон от 03.12.2011 N 388-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи"

Экзаменационным комиссиям по приему квалификационного экзамена на должность судьи придан статус самостоятельного органа судейского сообщества

На законодательном уровне закрепляются цели создания экзаменационных комиссий по приему квалификационных экзаменов на должность судьи, устанавливаются полномочия экзаменационных комиссий, а также порядок проведения квалификационного экзамена и определения оценки знаний кандидата на должность судьи.

Законом предусматривается образование Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи, членов которой избирает Всероссийский съезд судей, и экзаменационных комиссий субъектов РФ по приему квалификационного экзамена на должность судьи, членов которых избирают конференции судей субъектов РФ.

В состав экзаменационных комиссий будут входить не только судьи судов общей юрисдикции и арбитражных судов, но и участвующие в работе экзаменационных комиссий на платной основе преподаватели юридических дисциплин образовательных учреждений высшего профессионального образования, научные работники, имеющие ученую степень по юридической специальности, представители общероссийских общественных объединений юристов.

Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи формируется в количестве 21 члена Комиссии, а экзаменационные комиссии субъектов РФ - в количестве и в порядке, которые определяются конференциями судей субъектов РФ.

Федеральный закон от 03.12.2011 N 389-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

С 1 января 2012 года в целях сыска разрешается поиск лица, являющегося должником в соответствии с исполнительным документом, а также поиск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании ребенка, на договорной основе с взыскателем

Основные изменения внесены в Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах".

В частности, главный судебный пристав РФ, главный судебный пристав субъекта РФ, старший судебный пристав уполномочены осуществлять розыск на основании судебного акта гражданина - ответчика по гражданскому делу.

Судебный пристав-исполнитель в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов наделен правами:

объявлять розыск должника по исполнительному документу, его имущества или розыск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании ребенка, и осуществлять такой розыск;

осуществлять розыск на основании судебного акта гражданина - ответчика по гражданскому делу в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов.

Федеральный закон от 03.12.2011 N 390-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и признании утратившими силу частей 18, 19 и 21 статьи 4 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"

Оператор Единого федерального реестра сведений о банкротстве должен быть отобран до 1 января 2013 года

Крайний срок утверждения регулирующим органом (Минэкономразвития РФ) порядка и критерия отбора этого оператора перенесен с 1 января на 1 июня 2012 года. Регулирующий орган обязан установить порядок своего взаимодействия с оператором, а также порядок и размер ответственности оператора перед третьими лицами.

Установлены особенности банкротства кредитных потребительских кооперативов, в т.ч. особенности подачи контрольным органом в арбитражный суд заявления о признании кредитного кооператива банкротом, дополнительные основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитного кооператива, особенности назначения временной администрации кредитного кооператива и т.д.

Установлены также переходные положения в части подготовки арбитражных управляющих в делах о банкротстве кредитных потребительских кооперативов.

Закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования, за исключением норм, регулирующих вопросы осуществления функций и назначения оператора Единого федерального реестра сведений о банкротстве, которые вступают в силу со дня официального опубликования Закона.

Федеральный закон от 06.12.2011 N 395-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе"

С 1 января 2013 года вступает в силу Закон, устанавливающий порядок ротации гражданских служащих в целях повышения эффективности гражданской службы и противодействия коррупции путем назначения гражданских служащих на иные должности гражданской службы

Законом устанавливаются цели ротации, сроки и порядок ее проведения, право гражданского служащего отказаться от замещения должности в порядке ротации при наличии причин, препятствующих ее замещению, и обязанность представителя нанимателя в данном случае предложить иную должность гражданской службы.

Перечень должностей, по которым предусматривается ротация, утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, либо руководителем федерального органа исполнительной власти, находящегося в ведении федерального министерства, по согласованию с федеральным министром.

Федеральный закон от 06.12.2011 N 397-ФЗ
"О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"

Иностранные граждане и лица без гражданства, не имеющие действительных документов, удостоверяющих их личность, в отношении которых Генеральной прокуратурой РФ принято решение о выдаче иностранному государству, могут выезжать из РФ на основании данного решения

Вышеупомянутые лица, в отношении которых иностранным государством удовлетворен запрос Генеральной прокуратуры РФ о выдаче для уголовного преследования или исполнения приговора на территории РФ и которые не имеют действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых РФ в этом качестве, могут въезжать в РФ на основании письменного уведомления компетентного органа иностранного государства об удовлетворении такого запроса.

Федеральный закон от 06.12.2011 N 398-ФЗ
"О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"

Внесены уточнения в порядок выдачи дипломатических и служебных паспортов

Установлено, в частности, что дипломатические паспорта могут выдаваться, в числе прочих, иным лицам, согласно перечню, утверждаемому Президентом РФ. Указанный перечень формируется федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и пересматривается по мере необходимости.

Оформление и выдача служебных паспортов будут осуществляться также лицам, осуществляющим медицинское и организационно-техническое обеспечение деятельности Президента РФ и высших должностных лиц РФ в их зарубежных командировках.

Федеральный закон от 06.12.2011 N 399-ФЗ
"О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"

Регистрационный учет граждан, принадлежащих к коренным малочисленным народам, ведущих кочевой образ жизни и не имеющих постоянного места жительства, осуществляется по выбору гражданина в одном из поселений муниципального района, в границах которого проходят маршруты его кочевий

В соответствии с законодательством РФ к коренным малочисленным народам относятся народы, проживающие на территориях традиционного проживания своих предков, сохраняющие самобытный уклад жизни, насчитывающие в России менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

К особой категории относятся коренные малочисленные народы, ведущие кочевой образ жизни, обусловленный особенностями их хозяйствования (выпас оленей). Указанные лица не обладают постоянным местом жительства, проживают в переносных видах жилища, которые не попадали под определение "место жительства", содержащееся в предыдущей редакции Закона.

Федеральный закон от 06.12.2011 N 400-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии"

Установлена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства, подлежащим реадмиссии, обязательных правил, связанных с реализацией международного договора РФ о реадмиссии

В частности, самовольное оставление иностранным гражданином, подлежащим реадмиссии, специального учреждения ФМС РФ, в которое иностранный гражданин помещен (доставлен) в связи с реализацией международного договора РФ о реадмиссии, повлечет наложение штрафа в размере от 4000 до 5000 рублей либо административный арест до 15 суток с административным выдворением за пределы РФ или без такового.

Также предусмотрено, что иностранный гражданин, который передается Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором РФ о реадмиссии, либо иностранный гражданин, который принимается Российской Федерацией от иностранного государства, осуществляет выезд из РФ или въезд в РФ без визы на основании решения о реадмиссии указанного иностранного гражданина, принятого ФМС РФ, либо решения о реадмиссии по ускоренной процедуре, принятого соответствующим пограничным органом ФСБ РФ.

В перечень сведений, фиксируемых при осуществлении миграционного учета, включены сведения о реадмиссии иностранного гражданина.

Федеральный закон вступает в силу с 1 мая 2012 года.

Федеральный закон от 06.12.2011 N 403-ФЗ
"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

Установлена административная ответственность за сокрытие информации управляющими домами, а также за нарушение правил присоединения к электросетям и другим коммунальным сетям

Нарушение требований законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (нарушение порядка, способов, сроков раскрытия информации либо ее раскрытие не в полном объеме или предоставление недостоверной информации), влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей. За повторное нарушение указанных требований должностное лицо может быть дисквалифицировано на срок от одного года до трех лет.

За нарушение правил технологического присоединения к электрическим сетям, правил подключения к системам теплоснабжения либо правил подключения к системам водоснабжения и водоотведения (несоответствии предлагаемых потребителю технических условий установленным правилам, нарушение сроков представления потребителю проекта договора или технических условий, необоснованный отказ в заключении договора, если эти нарушения не содержат признаков нарушения антимонопольного законодательства) установлен штраф, налагаемый на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей, на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. За повторное в течение года нарушение указанных правил размер штрафа увеличен - на должностных лиц он может налагаться в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц - в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Дела о нарушении правил раскрытия информации управляющими домами рассматривают органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда (органы исполнительной власти субъектов РФ должны осуществлять этот контроль в порядке, установленном Минрегионом РФ), а дела о повторных аналогичных правонарушениях - судьи. Дела о нарушении правил подключения к коммунальным сетям рассматривают антимонопольные органы.

Федеральный закон от 06.12.2011 N 404-ФЗ
"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

Расширен перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность

В указанный перечень дополнительно включены следующие обстоятельства:

добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;

оказание лицом, совершившим правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу;

добровольное возмещение лицом, совершившим правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда.

Введена административная ответственность за:

манипулирование ценами на оптовом или розничных рынках электрической энергии (мощности);

непредставление ходатайств, уведомлений (информации), сведений (информации) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ.

В отношении юридического лица установлен порядок учета обстоятельств, смягчающих ответственность, за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке, злоупотребление доминирующим положением хозяйствующим субъектом, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35 процентов, манипулирование ценами на оптовом или розничных рынках электрической энергии (мощности) и недобросовестную конкуренцию.

Кроме того, Кодекс РФ об административных правонарушениях дополнен новой статьей, устанавливающей порядок извещения лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении.

Закон вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 06.12.2011 N 405-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка обращения взыскания на заложенное имущество"

В договоре о залоге можно предусмотреть условие о порядке реализации по решению суда заложенного имущества и (или) о возможности обращения взыскания на заложенное имущество во внесудебном порядке

В соответствии с другими изменениями, внесенными в ГК РФ, установлено, в частности, что должник и являющийся третьим лицом залогодатель вправе прекратить в любое время до реализации предмета залога обращение на него взыскания и его реализацию, исполнив обеспеченное залогом обязательство или ту его часть, исполнение которой просрочено. Установлено также, что соглашение, ограничивающее это право, ничтожно; при этом должник и залогодатель обязаны возместить расходы, которые понес залогодержатель в связи с обращением на предмет залога.

В Основы законодательства РФ о нотариате и в другие законодательные акты, затрагивающие права и обязанности нотариусов и регулирующие нотариальные процедуры, внесены изменения, уточняющие порядок совершения нотариальных процедур в отношении сделок с недвижимостью, а также в отношении договоров залога. В частности, регламентирована процедура подачи нотариусом заявления о государственной регистрации договора об ипотеке в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и установлены особенности совершения исполнительной надписи на договоре залога.

В различные законодательные акты внесены и другие изменения, касающиеся процедур обращения взыскания на заложенное имущество, в т.ч. подробно регламентирующие процедуры направления сторонами договора о залоге разного рода уведомлений и требований, а также уточняющие порядок обращения взыскания на заложенное имущество во внесудебном порядке (в т.ч. по исполнительной надписи нотариуса), порядок реализации заложенного имущества (на торгах, по договору комиссии), устанавливающие особенности государственной регистрации права при переходе права собственности на недвижимое имущество в результате обращения взыскания на него, и т.д.

Закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования, за исключением нормы, устанавливающей размер государственной пошлины за нотариальное удостоверение договоров купли-продажи и залога доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, которая вступает в силу с 1 января 2012 года (но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования Закона). Установлены переходные положения, регулирующие применение определенных форм нотариальных документов и документов, на основании которых осуществляется государственная регистрация права собственности на недвижимое имущество в результате обращения взыскания на него по исполнительной надписи нотариуса.

Федеральный закон от 06.12.2011 N 407-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 140 и 241 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"

Поводом для возбуждения уголовного дела о налоговых преступлениях служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела

Соответствующее дополнение внесено в статью 140 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Изменениями, внесенными в статью 241 УПК РФ, установлено, что при рассмотрении в судебном заседании уголовного дела о преступлениях в сфере экономической деятельности на основании определения или постановления суда могут оглашаться только вводная и резолютивная части приговора.

Федеральный закон от 06.12.2011 N 408-ФЗ
"О внесении изменения в статью 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"

Вещественные доказательства в виде денег и ценностей, изъятых при производстве следственных действий, после их осмотра и производства следственных действий будут возвращаться их законному владельцу, если это возможно без ущерба для доказывания

Данное дополнение внесено в пункт 4 статьи 82 Уголовно-процессуального кодекса РФ, предусматривающий порядок хранения вещественных доказательств в виде денег и ценностей.

Ранее было предусмотрено, что по общему правилу вещественные доказательства должны храниться при уголовном деле до вступления приговора в законную силу либо до истечения срока обжалования постановления или определения о прекращении уголовного дела.

Федеральный закон от 06.12.2011 N 410-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О судебных приставах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Принят Закон, направленный на совершенствование деятельности судебных приставов

Внесенными поправками, в частности, установлены более жесткие требования к кандидату для замещения должности судебного пристава-исполнителя (наличие высшего юридического или экономического образования), а также исключена возможность назначения на должности судебных приставов лиц, ранее имевших судимость, которая снята или погашена, а также в отношении которых осуществляется уголовное преследование либо такое преследование прекращено в связи с истечением срока давности или примирением сторон.

Помимо этого внесены изменения в КоАП РФ (в т.ч. установлена административная ответственность за незаконное использование организациями и индивидуальными предпринимателями в наименованиях слов "судебный пристав" и образованных на их основе словосочетаний), а также Федеральные законы "Об исполнительном производстве", "О полиции" (в части, касающейся исполнения функций по выдворению за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства).

Федеральный закон от 06.12.2011 N 411-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Уточнены положения о деятельности общественных наблюдательных комиссий, созданных для осуществления общественного контроля и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также положения о полномочиях членов таких комиссий

Определено, что Общественная палата РФ утверждает Кодекс этики членов общественных наблюдательных комиссий, созданных для осуществления общественного контроля и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания.

Установлено также, что органы власти вправе оказывать имущественную, консультационную, информационную и иную поддержку таким общественным наблюдательным комиссиям.

Уточнен порядок выдвижения кандидата на пост члена комиссии в случае досрочного прекращения полномочий одного из ее членов.

Закон также дополнен положениями, касающимися осуществления общественного контроля за обеспечением права лиц, находящимся в местах принудительного содержания, на охрану здоровья.

Федеральный закон от 06.12.2011 N 413-ФЗ
"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 26 и 26.1 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"

Нарушение установленных законодательством о физической культуре и спорте требований о предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним повлечет административное наказание в виде дисквалификации на срок от 1 года до 3 лет

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права осуществлять деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и проведения спортивных мероприятий.

Дисквалификация может быть применена к тренерам, специалистам по спортивной медицине или иным специалистам в области физической культуры и спорта, занимающим должности, предусмотренные перечнем, утвержденным в соответствии с законодательством РФ.

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение установленных законодательством о физической культуре и спорте требований о предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним, в части использования запрещенной субстанции или запрещенного метода начинает исчисляться со дня получения общероссийской антидопинговой организацией заключения лаборатории, аккредитованной Всемирным антидопинговым агентством, подтверждающего факт использования спортсменом запрещенной субстанции или запрещенного метода.

Федеральный закон от 07.12.2011 N 419-ФЗ
"О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"

Образование, создание или реорганизация юридического лица через подставных лиц (т.н. "фирм-однодневок") будет наказываться лишением свободы на срок до пяти лет

Также введена уголовная ответственность за незаконное предоставление или приобретение документа, удостоверяющего личность, а также использование персональных данных, полученных незаконным путем, если эти деяния совершены для образования юридического лица в целях совершения одного или нескольких преступлений, связанных с финансовыми операциями либо сделками с денежными средствами или иным имуществом.

Федеральный закон от 07.12.2011 N 420-ФЗ
"О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Принят Закон, направленный на гуманизацию уголовного законодательства Российской Федерации

В частности, к преступлениям небольшой тяжести отнесены умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет (ранее - двух лет) лишения свободы, а к преступлениям средней тяжести - в том числе неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание превышает три года (ранее - два года) лишения свободы.

Предусмотрено освобождение от уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности лиц, впервые совершивших преступления (уклонение от уплаты налогов или сборов с физического лица, с организации, неисполнение обязанностей налогового агента), если ущерб, причиненный бюджетной системе РФ в результате преступления, возмещен в полном объеме.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ дополнен новой главой, предусматривающей порядок исполнения наказания в виде принудительных работ.

В связи с принятием Закона изменения также внесены в Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

Декриминализированы некоторые деяния, не представляющие серьезной угрозы обществу, такие как клевета, оскорбление, дискриминация. За данные деяния установлена административная ответственность.

Федеральный закон от 08.12.2011 N 421-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях"

Уточнены процедуры создания и ликвидации политической партии

Установлено, что для государственной регистрации политической партии в федеральный уполномоченный орган (в настоящее время - Минюст РФ) должно быть представлено не два, а три экземпляра устава, два из которых сброшюрованы, пронумерованы и заверены уполномоченными лицами политической партии либо общественной организации, преобразуемой в партию.

Для государственной регистрации регионального отделения политической партии в территориальный орган федерального уполномоченного органа должны представляться, помимо документов, определенных Законом ранее, заявление, подписанное уполномоченными лицами политической партии, с указанием их фамилий, имен, отчеств, адресов места жительства и контактных телефонов.

Информацию о продолжении своей деятельности и численности членов должны ежегодно представлять и региональные отделения политической партии (в территориальный орган федерального регистрирующего органа).

Уточнено также, что решение о признании утратившим силу документа о регистрации политической партии, в случае несоблюдения сроков регистрации ее региональных отделений, принимает федеральный уполномоченный орган.

Федеральный закон от 08.12.2011 N 422-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам"

Определены полномочия Суда по интеллектуальным правам, категории дел, отнесенных к его подсудности, а также порядок их рассмотрения по первой и кассационной инстанциям

Законом, в частности, предусмотрен ввод в арбитражный процесс еще одного участника-специалиста, который будет привлекаться к рассмотрению дел в случае необходимости выяснения мнения лица, обладающего специальными познаниями в специфических сферах, для оказания независимой помощи суду в уяснении тех или иных обстоятельств дела.

Кроме того, определено, что заявления о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования должны будут подаваться не в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а в арбитражный суд.

Федеральный закон от 08.12.2011 N 424-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной охране" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Подписан Закон, уточняющий основные принципы и содержание деятельности по осуществлению государственной охраны

В Федеральный закон "О государственной охране" включены новые понятия - "безопасность объекта государственной охраны", "защита охраняемого объекта", "трассы проезда (передвижения) объектов государственной охраны".

К мерам по осуществлению государственной охраны отнесены в том числе организация федеральных информационных систем для информационно-технологического и информационно-аналитического обеспечения деятельности Президента РФ, Правительства РФ, иных государственных органов, а также обеспечение надежного функционирования этих систем и их информационной безопасности, в том числе в военное время и при чрезвычайных ситуациях.

К органам государственной охраны отнесены федеральный орган исполнительной власти в области государственной охраны, подразделения федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, осуществляющие отдельные полномочия указанного органа, военные образовательные учреждения профессионального образования федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны.

Уточнены права органов государственной охраны. В частности, предусмотрено, что данные органы осуществляют производство по делам об административных правонарушениях, отнесенным Кодексом РФ об административных правонарушениях к ведению федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны.

В связи с принятием Закона внесены изменения в том числе в Федеральный закон "О федеральной службе безопасности", Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности", Федеральный закон "О внешней разведке", Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Постановление Правительства РФ от 05.12.2011 N 999
"Об особенностях обеспечения с 1 января 2012 г. до 1 января 2014 г. бланками талонов технического осмотра и бланками международных сертификатов технического осмотра, порядке их учета, хранения, передачи и уничтожения"

С 1 января 2012 года до 1 января 2014 года обеспечение бланками техосмотра организаций, прошедших конкурсный отбор на право проведения техосмотра и имеющих соответствующие договоры с МВД РФ, осуществляется в порядке, установленном Минфином РФ

При этом с 1 января 2012 года до 1 апреля 2012 года также допускается обеспечение указанных организаций бланками талонов (международных сертификатов) техосмотра в порядке, установленном утвержденными Правилами.

С 1 января 2012 года до 1 апреля 2012 года территориальные органы МВД РФ передают указанным организациям бланки талонов (международных сертификатов) техосмотра.

Бланки передаются организациям, пункты ТО которых расположены в том же субъекте РФ, что и передающий территориальный орган МВД РФ.

Организация представляет до 1 января 2012 года в профессиональное объединение страховщиков заявку на обеспечение ее бланками на первый квартал 2012 года по прилагаемой к Правилам форме.

Профессиональное объединение страховщиков в течение 5 рабочих дней с даты поступления заявки утверждает ее либо уведомляет организацию о невозможности ее утверждения с указанием причины.

Профессиональное объединение страховщиков формирует заявку на передачу бланков по утвержденной форме исходя из 105- процентной пропускной способности пунктов техосмотра, содержащихся в утвержденных заявках, которая направляется в территориальный орган МВД РФ.

Территориальный орган МВД РФ на основании заявки осуществляет безвозмездную передачу бланков организациям по акту приема-передачи.

Напомним, что в течение двух лет после дня вступления в силу Федерального закона "О техническом осмотре транспортных средств..." технический осмотр может проводиться по выбору владельца транспортного средства в местах, в которых с 1 января 2012 года до 1 января 2014 года полицией проводится технический осмотр транспортных средств или в пунктах технического осмотра операторами технического осмотра.



Все права защищены © 2011 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное