Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: правовые новости Выпуск от 06.12.2011


КонсультантПлюс Правовые новости. Коротко о важном
Выпуск от 06.12.2011

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 КонсультантПлюс: "горячие" документы

Проект Федерального закона "О государственной регистрации транспортных средств в РФ"


∙ ФИНАНСЫ

Федеральный закон от 28.11.2011 N 338-ФЗ
"О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Установлены новые ставки акцизов на подакцизные товары на период с 1 января 2012 года по 31 декабря 2014 года

Кроме того, освобождены от обложения акцизами операции по передаче в структуре организации произведенных дистиллятов (в т.ч. винного, коньячного, кальвадосного, вискового) для выдержки и купажирования в целях дальнейшего производства (розлива) этой организацией алкогольной продукции.

Помимо этого, скорректированы положения, предусматривающие особенности освобождения от обложения акцизами операций по реализации подакцизных товаров, в части, касающейся порядка представления банковской гарантии (пункт 2 статьи 184 НК РФ).

Введены положения, обязывающие размещать информацию о максимальных розничных ценах на табачные изделия (указанную в уведомлениях, поступающих в налоговые (таможенные) органы) в информационной системе общего пользования уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Также уточнены положения, касающиеся уплаты НДФЛ и НДПИ.

НДФЛ: к доходам, не подлежащим налогообложению отнесены единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам и определены условия такого освобождения.

НДПИ: уточнены ставки налога при добыче газового конденсата, а также газа горючего. Определен порядок уменьшения суммы налога, исчисленной при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, на сумму налогового вычета в связи с добычей нефти на участках недр в границах Республики Татарстан или Республики Башкортостан.

Федеральный закон от 28.11.2011 N 339-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Уточнены законодательные нормы, содержащие положения о порядке применения преференций, предусмотренных для участников проекта "Сколково"

Так, в частности, организации, освобожденные от обязанности ведения бухгалтерского учета (т.е. воспользовавшиеся правом вести учет доходов и расходов в порядке, предусмотренном для налогоплательщиков, применяющих УСН), обязаны вести учет основных средств и нематериальных активов в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета.

Кроме того, право участников проекта "Сколково" на освобождение от обязанности налогоплательщика налога на прибыль, а также право на применение пониженных тарифов страховых взносов во внебюджетные фонды поставлено в зависимость от совокупного размера прибыли, который не должен превышать 300 миллионов рублей.

Закон вступает в силу со дня его подписания. Действие отдельных его положений распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.

Федеральный закон от 30.11.2011 N 350-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"

Уточнены условия и порядок предоставления финансовой поддержки субъектам РФ в целях реформирования жилищно-коммунального хозяйства

Установлено, что субъекты РФ вправе подавать заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства не позднее 1 июня 2012 года.

Финансовая поддержка субъектам РФ на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда, выполнившим определенные условия, оказывается при подаче заявок до 1 апреля 2012 года.

Уточнены требования к срокам реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, в части этапов и объемов реализации.

Определен порядок перераспределения в 2012 году остатков средств неиспользованных лимитов предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, установленных субъектам РФ.

Федеральный закон от 30.11.2011 N 369-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"

Установлен порядок организации работ и финансового обеспечения мероприятий по созданию единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения

Установлено, в частности, что часть средств на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ будет направляться на создание единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.

Помимо этого, в частности, изменениями, внесенными в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации": уточнен механизм осуществления взаиморасчетов за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, где они застрахованы; определен порядок расходования остатков средств, образовавшихся в бюджетах субъектов Российской Федерации в результате их неполного использования в 2011 - 2012 годах.

Федеральный закон от 30.11.2011 N 370-ФЗ
"О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"

Утвержден бюджет ФФОМС на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годов

Бюджет Фонда на указанный период спланирован бездефицитным. То есть доходная и расходная части бюджета запланированы в равных объемах и составят в 2012 году 891,7 млрд. рублей, в 2013 году - 1 034,4 млрд. рублей, в 2014 году - 1 188,5 млрд. рублей.

Федеральный закон от 30.11.2011 N 372-ФЗ
"О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"

Утвержден бюджет ФСС РФ на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов

Прогнозируемый объем доходов Фонда в 2012 году определен в сумме 579 558,43 млн. рублей, расходов - 577 218,43 млн. рублей. Таким образом, профицит бюджета составит 2 340,00 млн. рублей.

Аналогичные показатели на 2013 год установлены в размере 618 853,06 и 613 353,14 млн. рублей (профицит 5 499,92 млн. рублей); на 2014 год - соответственно 667 509,06 и 658 623,99 млн. рублей (профицит - 8 885,07 млн. рублей).

Федеральный закон от 30.11.2011 N 373-ФЗ
"О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"

Утвержден бюджет Пенсионного фонда РФ на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов

Бюджет Фонда на период 2012 - 2014 годов сформирован без дефицита.

В 2012 году поступления в доходную часть бюджета планируются в сумме 5 696,86 млрд. рублей, расходы в сумме 5 407,31 млрд. рублей (профицит - 289,55 млрд. рублей).

Прогнозные основные характеристики бюджета на 2013 год утверждены соответственно в суммах 6 280,07 и 5 948,08 млрд. рублей (профицит 331,99 млрд. рублей).

В 2014 году доходы бюджета планируются в сумме 6 938,64 и расходы в сумме 6 567,61 млрд. рублей (профицит - 371,03 млрд. рублей).

Приказ ФНС РФ от 12.10.2011 N ММВ-7-5/642@
"Об утверждении Порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Федеральной налоговой службы, оказываемые им сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.11.2011 N 22354.

Размер платы за услуги, оказанные организациями, подведомственными ФНС РФ, может определяться на основе сметы (калькуляции затрат), согласованной с физическим или юридическим лицом

Согласно утвержденному ФНС РФ "Порядку определения платы для физических и юридических лиц..." указанным выше образом определяется плата за услуги (работы), выполнение которых носит разовый (нестандартный) характер.

В общем же случае размер платы за услуги таких организаций (оказываемые сверх установленного государственного задания) определяется на основании, в частности, установленных тарифов на соответствующие платные услуги, анализа фактических затрат на оказание платных услуг (работ), прогнозной информации о динамике изменения уровня цен (тарифов), анализа объема спроса на аналогичные услуги (работы).

Письмо ФНС РФ от 24.11.2011 N ЕД-4-3/19695@
"О порядке учета в целях налогообложения прибыли нематериальных активов стоимостью менее 40000 рублей"

Нематериальные активы признаются амортизируемым имуществом при условии, что срок их использования составляет более 12 месяцев и первоначальная стоимость превышает 40000 рублей

Данный вывод ФНС РФ сделан на основании положений пункта 1 статьи 256 НК РФ, предусматривающего виды объектов гражданских прав, рассматриваемых в качестве амортизируемого имущества, а также условия признания имущества амортизируемым.

<Письмо> ФНС РФ от 24.11.2011 N ЕД-4-3/19704@
"О порядке заполнения налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары"

Разъяснены правила отражения в налоговой декларации по акцизам налоговой базы по нефтепродуктам

Сообщается, в частности, что сумма акциза по нефтепродуктам в первичных документах, транспортных документах и счетах-фактурах рассчитывается исходя из данных об объемах отгруженных (переданных) нефтепродуктов, учет которых ведется с точностью до килограмма (т.е. с точностью до третьего знака после запятой).

Чтобы исключить возможные расхождения, предлагается в налоговой декларации отражать:

- сумму акциза, рассчитанную в результате умножения налоговой ставки и фактического объема реализованных нефтепродуктов в тоннах (т.е. с точностью до третьего знака);

- налоговую базу по нефтепродуктам указывать с точностью до второго знака после запятой, но без округления (т.е. при фактическом объеме 1000,456 в декларации указывать 1000,45).

∙ ЭКОНОМИКА

Федеральный закон от 28.11.2011 N 335-ФЗ
"Об инвестиционном товариществе"

С 1 января 2012 года вступает в силу Закон, регулирующий особенности договора простого товарищества, заключаемого для осуществления совместной инвестиционной деятельности (договора инвестиционного товарищества)

По договору инвестиционного товарищества двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и осуществлять совместную инвестиционную деятельность без образования юридического лица для извлечения прибыли.

В договоре товарищи участвуют в пределах и объеме, установленных Гражданским кодексом РФ, данным Законом и договором, при этом один или несколько товарищей осуществляют от имени остальных ведение общих дел товарищей (управляющие товарищи). Каждый товарищ обязан внести вклад в общее дело.

Договор инвестиционного товарищества подлежит нотариальному удостоверению.

В Законе регламентированы, в том числе:

права и обязанности товарищей, условия договора, срок действия договора, порядок его изменения и расторжения по требованию товарища;

порядок определения доли каждого товарища в общем имуществе товарищей;

порядок ведения общих дел товарищей;

ответственность товарищей по общим обязательствам;

порядок прекращения договора.

По мнению законодателя, конструкция договора инвестиционного товарищества заключает в себе положительные свойства существующих в ГК РФ договоров простого товарищества и товарищества на вере, в которых устранены пробелы существующего законодательства, а также препятствия и ограничения, сдерживающие их использование в качестве института коллективных инвестиций в экономику Российской Федерации.

Федеральный закон от 28.11.2011 N 336-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об инвестиционном товариществе"

Обязанность по уплате налога на прибыль организаций и НДФЛ, возникающую в связи с участием в договоре инвестиционного товарищества, каждый налогоплательщик исполняет самостоятельно, а в отношении иных налогов и сборов такая обязанность возлагается на управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета

В связи с принятием Федерального закона "Об инвестиционном товариществе" внесены изменения в отдельные законодательные акты, в том числе в части первую и вторую Налогового кодекса РФ.

В частности:

предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 40 тысяч рублей (80 тысяч рублей за то же деяние, совершенное умышленно) за предоставление в налоговый орган управляющим товарищем расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения;

устанавливаются особенности определения налоговой базы по доходам, полученным участниками инвестиционного товарищества, и налоговые вычеты при переносе на будущие периоды убытков от участия в инвестиционном товариществе;

статья 1041 Гражданского кодекса РФ дополнена пунктом 3, в соответствии с которым особенности договора простого товарищества, заключаемого для осуществления совместной инвестиционной деятельности (инвестиционного товарищества), устанавливаются Федеральным законом "Об инвестиционном товариществе";

в статью 69 Федерального закона "Об исполнительном производстве" внесено уточнение, согласно которому при выделе доли товарища в общем имуществе товарищей по долгам участника договора, взыскание не может быть обращено на денежные средства, составляющие доли других участников договора инвестиционного товарищества в общем имуществе товарищей и находящиеся на счете инвестиционного товарищества для осуществления операций по договору.

Закон вступает в силу с 1 января 2012 года, за исключением отдельных положений.

Федеральный закон от 30.11.2011 N 346-ФЗ
"О внесении изменений в статью 17 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Уточнен порядок оценки некоторых видов имущества

В частности, установлено, что:

в случае причинения убытков, ущерба акционерному обществу, его акционерам, а также третьим лицам в результате совершения сделки по цене (денежной оценке) имущества, цене размещения или цене выкупа эмиссионных ценных бумаг общества вследствие определения такой цены (денежной оценки) в размере, равном итоговой величине рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке, эти убытки, ущерб подлежат возмещению в порядке, установленном законодательством об оценочной деятельности;

стоимость строений, насаждений, посевов и сельскохозяйственных животных, утраченных гражданами, эвакуированными или переселенными из Чернобыльской зоны, определяется в соответствии с федеральными стандартами оценки, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности (в настоящее время - Минэкономразвития РФ). Ранее было установлено, что указанные стандарты оценки утверждаются Правительством РФ;

в состав комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости не будет включаться представитель саморегулируемой организации оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Постановление Правительства РФ от 24.11.2011 N 970
"Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе"

С 1 декабря 2011 года изменяются ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров из нефти, вывозимые с территории РФ за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе

В частности, ставка пошлины для нефти сырой (здесь и далее - ставка вывозной таможенной пошлины в долларах США за 1000 кг) составит 406,6 доллара США против 393 долларов США, установленных с 1 ноября 2011 года. Вывоз топлива жидкого, масел, отработанных нефтепродуктов будет осуществляться по ставке таможенной пошлины в размере 268,3 доллара США (сейчас - 259,3 доллара США). С 259,3 до 268,3 доллара США повышена ставка пошлины на легкие и средние дистилляты, газойли, бензол, толуол, ксилолы. Ставка пошлины на пропан, бутаны, этилен, пропилен, бутилен и бутадиен, прочие сжиженные газы составит 221,8 доллара США (в настоящее время - 236,5 доллара США). На бензин товарный и бензин прямогонный ставка пошлины установлена в размере 365,9 доллара США (с 1 ноября - 353,7 доллара США).

∙ СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Федеральный закон от 30.11.2011 N 349-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Уточнен порядок содействия жилищному строительству с использованием земель, находящихся в собственности Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства

Установлено, что в целях обеспечения жильем федеральных государственных гражданских служащих, военнослужащих, ученых и преподавателей, работающих в федеральных научных и образовательных учреждениях, земельные участки указанного Фонда передаются в безвозмездное срочное пользование только жилищно-строительным кооперативам. Ранее было установлено, что в целях обеспечения жильем перечисленных категорий граждан могли создаваться также жилищные накопительные и иные специализированные потребительские кооперативы.

Предоставление земельных участков указанным и иным жилищно-строительным кооперативам, создаваемым в соответствии с федеральными законами, для строительства многоквартирных домов экономического класса, отнесено к полномочиям, переданным Российской Федерацией субъектам РФ.

Кроме этого, в частности, регламентированы процедуры подготовки ходатайств о предоставлении земельных участков Фонда для жилищно-строительных кооперативов, создаваемых из числа работников образования, здравоохранения и культуры субъектов РФ или муниципальных образований. Установлено, что соответствующие категории граждан определяются органами государственной власти субъектов РФ; эти же органы обращаются в Фонд с ходатайством о предоставлении земельного участка. Списки работников муниципальных учреждений образования, здравоохранения и культуры, имеющих право быть принятыми в кооператив, подготавливаются органами местного самоуправления и утверждаются органами государственной власти субъектов РФ.

Федеральный закон от 30.11.2011 N 351-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"

Лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, должны пройти соответствующую психолого-педагогическую и правовую подготовку по программе и в порядке, которые утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ

Иностранными гражданами, лицами без гражданства или гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, которые желают принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей и являющегося гражданином РФ, могут быть представлены документы о прохождении соответствующей подготовки на территории государства, в котором они постоянно проживают.

В случае, если иностранные граждане, лица без гражданства или граждане РФ, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, которые желают принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, не прошли соответствующую подготовку на территории иностранного государства, в котором они постоянно проживают, указанная подготовка проводится на территории Российской Федерации.

Документ о прохождении в установленном порядке подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, должен будет прилагаться, в числе прочих документов, к заявлению об усыновлении, за исключением случаев подачи заявления об усыновлении ребенка отчимом или мачехой, близкими родственниками ребенка, лицами, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено.

Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2012 года.

Заявления об усыновлении, не рассмотренные на день вступления в силу данного Федерального закона, рассматриваются в соответствии с правилами, действовавшими на день подачи указанных заявлений в суд.

Федеральный закон от 30.11.2011 N 353-ФЗ
"О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"

Лица, принимаемые на подземные работы, не должны иметь медицинские противопоказания и должны удовлетворять квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ

Трудовой кодекс РФ дополнен новой главой 51.1, в которой установлены особенности регулирования труда работников, занятых на подземных работах.

Установлено, что прием на подземные работы производится после обязательного медицинского осмотра (обследования). Работники обязаны проходить медицинские осмотры (обследования) в начале рабочего дня (смены), а также в течение или в конце рабочего дня (смены).

Предусмотрен перечень случаев, при которых работодатель обязан отстранить работника от подземных работ, в том числе в случаях несоблюдения работником требований безопасности, неприменения средств индивидуальной защиты.

Также установлены дополнительные обязанности работодателя при организации и проведении подземных работ.

Кроме того, предусмотрено, что Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры (обследования) в начале рабочего дня (смены), а также в течение или в конце рабочего дня (смены). Время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований) включается в рабочее время.

Федеральный закон вступает в силу по истечении ста двадцати дней после дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 30.11.2011 N 354-ФЗ
"О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения"

Тариф страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения установлен в размере 18 864,6 рубля

Установлено также, что в субъекте РФ тариф страхового взноса рассчитывается как произведение данного тарифа, коэффициента дифференциации (предусмотрены приложением к Закону), а также ежегодно устанавливаемого коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг.

Определен также порядок определения размера страховых взносов на период 2012 - 2014 годов. В частности, установлено, что при определении размера страховых взносов к тарифу страхового взноса (18 864,6 рубля) применяются коэффициенты: в 2012 году - 0,7913, в 2013 - 2014 годах - 0,9000.

Федеральный закон от 30.11.2011 N 355-ФЗ
"О внесении изменений в статью 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

Ежегодная денежная компенсация инвалидам расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников устанавливается в размере 17 420 рублей

Размер ежегодной денежной компенсации названных расходов увеличивается (индексируется) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и на плановый период с учетом уровня инфляции (потребительских цен).

Решение об увеличении (индексации) указанной ежегодной денежной компенсации, а также порядок ее выплаты определяется Правительством РФ.

Федеральный закон от 30.11.2011 N 356-ФЗ
"О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"

В 2012 году и в плановом периоде 2013 и 2014 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний будут уплачиваться по ранее установленным тарифам

Размер страховых тарифов и порядок их уплаты установлены Федеральным законом от 22.12.2005 N 179-ФЗ "О страховых тарифах...".

Федеральный закон от 30.11.2011 N 357-ФЗ
"О нормативе финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, на 2012 год"

До 604 рублей увеличился в 2012 году норматив финансовых затрат в месяц на одного гражданина по обеспечению лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами питания льготных категорий граждан

В 2011 году данный норматив составлял 570 рублей. Исходя из устанавливаемых ежегодно нормативов рассчитывается объем субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов РФ на осуществление полномочий по обеспечению граждан в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) указанными средствами.

Федеральный закон от 30.11.2011 N 358-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" и Федеральный закон "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации"

Средства пенсионных накоплений из негосударственного пенсионного фонда, прекратившего свою деятельность, должны передаваться Пенсионным фондом РФ в расширенный инвестиционный портфель государственной управляющей компании

Соответствующими дополнениями, внесенными в некоторые законодательные акты по вопросам пенсионного обеспечения, урегулирован вопрос о порядке и сроках передачи средств пенсионных накоплений, поступивших в Пенсионный фонд РФ из негосударственных пенсионных фондов, у которых аннулирована лицензия или признанных банкротом.

Федеральный закон от 30.11.2011 N 359-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений"

В законодательство РФ внесены изменения, связанные с принятием нового закона о выплате пенсионных накоплений

Так, в частности, изменениями, внесенными в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах", предусматривается обязанность фондов определять в страховых правилах и договорах об обязательном пенсионном страховании порядок назначения и выплаты накопительной части трудовой пенсии, формировать выплатной резерв для осуществления выплаты, производить корректировку ее размера в связи с инвестированием соответствующих средств.

В Налоговый кодекс РФ внесены поправки в части освобождения от налогообложения доходов физических лиц в виде единовременных выплат, а также срочных пенсионных выплат, финансируемых за счет средств пенсионных накоплений.

Новыми нормами дополнен Федеральный закон "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", регламентирующими вопросы инвестирования средств выплатного резерва.

Поправками, внесенными в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", уточняется терминология закона, порядок финансового обеспечения выплаты трудовых пенсий, а также порядок назначения накопительной части трудовой пенсии по старости.

Федеральный закон от 30.11.2011 N 360-ФЗ
"О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений"

Установлены организационные, правовые и финансово-экономические основы финансирования выплат накопительной части трудовой пенсии, единовременных выплат, а также накопительной пенсии за счет средств пенсионных накоплений

Принятым Законом определены, в частности:

- виды выплат, финансируемых за счет средств пенсионных накоплений (единовременная выплата, срочная пенсионная выплата, накопительная часть трудовой пенсии по старости, выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам);

- порядок формирования выплатного резерва Пенсионного фонда РФ, а также выплатного резерва негосударственного пенсионного фонда (в т.ч. определены средства, подлежащие включению в резерв);

- особенности учета средств выплатного резерва, а также порядок их инвестирования;

- порядок корректировки размера накопительной части трудовой пенсии по старости и срочной пенсионной выплаты по результатам инвестирования соответствующих средств.

Закон вступает в силу с 1 июля 2012 года, за исключением отдельных его положений, для которых установлен более ранний срок.

Федеральный закон от 30.11.2011 N 361-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Социальные выплаты безработным гражданам будут осуществляться субъектами РФ

Осуществление выплат пособий по безработице, стипендий в период профессиональной переподготовки, материальной помощи и досрочных пенсий отнесено к полномочию Российской Федерации, переданному субъектам РФ. Финансовое обеспечение указанного полномочия будет осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета, порядок расходования которых подробно регламентирован.

В то же время осуществление мероприятий по содействию занятости населения (регистрация безработных граждан, разработка и реализации региональных программ содействия занятости населения, профессиональная подготовка и переподготовка безработных граждан, надзор и контроль в данной сфере и т.д.) отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ и к расходным обязательствам субъектов РФ.

В законодательные акты РФ внесены и другие изменения, касающиеся полномочий Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, в т.ч. бюджетных прав и обязанностей.

Так, в частности, с Российской Федерации снята обязанность по софинансированию мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий (обеспечение социальной поддержки указанных лиц является расходным обязательством субъектов РФ).

Суммы штрафов за нарушение законодательства о безопасности дорожного движения будут зачисляться в бюджеты субъектов РФ по нормативу 100 процентов.

Определен перечень вопросов, касающихся изменения административных границ, образования представительного органа поселения, введения и использования средств самообложения, упразднения поселения, которые могут решаться сходом граждан.

Федеральный закон от 30.11.2011 N 363-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Уточнены положения российского законодательства, касающиеся опеки и попечительства, ренты, а также индексации алиментов и размера возмещенного вреда

Установлено, в частности, что:

- опекун и попечитель, без предварительного разрешения органов опеки и попечительства, могут расходовать денежные средства подопечного на его содержание в пределах прожиточного минимума на душу населения в целом по России;

- пожизненная (с бесплатным отчуждением имущества) и постоянная рента в расчете на месяц не должна быть менее прожиточного минимума на душу населения в регионе по месту нахождения имущества, являющегося предметом договора ренты;

- алименты подлежат индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, устанавливаемой а субъекте РФ по месту жительства лица, получающего алименты; суммы возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, также подлежат индексации, пропорционально росту прожиточного минимума в регионе.

Постановление Правительства РФ от 24.11.2011 N 974
"О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2012 г."

В 2012 году предельная величина выплат работнику, с которой начисляются взносы во внебюджетные фонды, составит 512000 рублей

Предельная величина базы для начисления страховых взносов, установленная частью 4 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ "О страховых взносах..." (415 000 рублей), подлежит ежегодной индексации с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации.

С учетом коэффициента роста заработной платы 1,1048 база для начисления страховых взносов в 2012 году не должна превышать 512000 рублей.

Постановление Конституционного Суда РФ от 22.11.2011 N 25-П
"Постановление по делу о проверке конституционности положений части 4 статьи 31, пункта 6 части 1 статьи 33 и статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки В.Ю.Боровик"

Государственным гражданским служащим - одиноким матерям, воспитывающим ребенка в возрасте до 14 лет, должны предоставляться государственные гарантии, аналогичные предоставляемым на военной или правоохранительной службе

Конституционный Суд РФ признал взаимосвязанные положения части 4 статьи 31, пункта 6 части 1 статьи 33 и статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования ими допускается увольнение с государственной гражданской службы одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 14 лет, в связи с сокращением замещаемой должности по инициативе представителя нанимателя.

Конституционный Суд РФ, в частности, указал, что лишение проходящих государственную гражданскую службу одиноких матерей, воспитывающих детей в возрасте до 14 лет, государственной защиты, которая в случае увольнения по инициативе представителя нанимателя гарантируется действующим законодательством женщинам - государственным служащим, проходящим военную или правоохранительную службу, равно как и тем женщинам, которые осуществляют трудовую деятельность по трудовому договору, недопустимо, поскольку в нарушение конституционных принципов равенства, справедливости и соразмерности не имеет разумного и объективного оправдания и не основано на особенностях государственной гражданской службы.

∙ ГОСУДАРСТВО

Федеральный закон от 28.11.2011 N 337-ФЗ
"О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

С 1 января 2013 года эксплуатация зданий и сооружений должна будет осуществляться в соответствии с требованиями, аналогичными требованиям, предъявляемым к объектам капитального строительства

Градостроительный кодекс РФ дополнен новой главой, вступающей в силу с 1 января 2013 года, устанавливающей основные требования к эксплуатации зданий и сооружений, в т.ч. обязанности лиц, ответственных за их эксплуатацию. Также с указанной даты вступят в силу нормы, определяющие полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов в части контроля за соблюдением правил эксплуатации зданий и сооружений.

С 1 апреля 2012 года вступят в силу новые нормы Градостроительного кодекса РФ, уточняющие основания и порядок осуществления государственной и негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, в частности, порядок аттестации физических лиц на право подготовки экспертных заключений и аккредитации юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы.

С 1 июля 2013 года вступят в силу нормы, устанавливающие вместо субсидиарной солидарную ответственность членов саморегулируемых организаций в сфере строительной деятельности за вред, причиненный некачественным проектированием и строительством.

В Градостроительный кодекс РФ и ряд законодательных актов внесены и некоторые другие изменения, касающиеся, главным образом, перечня объектов, организация и проведение государственной экспертизы проектной документации которых возложена на органы государственной власти РФ.

Закон, за исключением указанных положений, вступает в силу со дня его официального опубликования. В отношении деятельности по проведению экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий установлены переходные положения.

Федеральный закон от 30.11.2011 N 340-ФЗ
"О внесении изменений в статью 54 Федерального закона "О полиции"

Срок передачи из МВД РФ во ФСИН РФ функции конвоирования задержанных лиц и лиц, заключенных под стражу, из следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы продлен до 1 января 2013 года

В соответствии со статьей 54 Федерального закона "О полиции" полиция продолжает выполнять обязанности по конвоированию задержанных лиц и лиц, заключенных под стражу, из следственных изоляторов до передачи этих обязанностей соответствующим органам и организациям, но не позднее 1 января 2012 года.

Изменениями, внесенными в статью 54 Федерального закона "О полиции", предусматривается продолжение выполнения полицией соответствующих задач по конвоированию до 1 января 2013 года.

Федеральный закон от 30.11.2011 N 341-ФЗ
"О внесении изменения в статью 26 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах"

Установление порядка изготовления и распределения специальных бланков рецептов для назначения наркотических средств или психотропных веществ отнесено к полномочиям Минздравсоцразвития РФ по согласованию с ФСКН РФ

Данная поправка внесена в пункт 2 статьи 26 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах".

В настоящее время федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ устанавливается порядок регистрации, учета и хранения, правила оформления рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ.

Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ
"О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

На законодательном уровне урегулированы правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел

Федеральным законом определены:

принципы службы в органах внутренних дел;

должности в органах внутренних дел, специальные звания;

правовое положение (статус) сотрудника, его права и обязанности;

ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел;

порядок поступления на службу и заключения контракта о прохождении службы в органах внутренних дел;

меры служебной дисциплины;

служебное время и время отдыха сотрудника;

гарантии социальной защиты сотрудника;

порядок прекращения службы в органах внутренних дел.

В связи с принятием Закона внесены уточнения в Федеральный закон "О полиции", Федеральный закон "О техническом осмотре транспортных средств..." и Федеральный закон "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В отношении сотрудников органов внутренних дел не применяется Постановление Верховного Совета РФ от 23.12.1992 N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации", за исключением отдельных положений, применяемых к некоторым категориям сотрудников до 31 декабря 2012 года включительно.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 года, за исключением отдельных положений.

Федеральный закон от 30.11.2011 N 343-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе"

В законодательство, связанное с вопросами прохождения альтернативной гражданской службы, введено понятие "прекращение альтернативной гражданской службы"

Установлено, что альтернативная гражданская служба прекращается:

в связи с увольнением гражданина с альтернативной гражданской службы;

в связи со смертью (гибелью), с признанием в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, умершим.

Гражданин подлежит увольнению с альтернативной гражданской службы в следующих случаях:

по истечении срока альтернативной гражданской службы;

в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе или ограниченно годным к военной службе;

в связи с осуществлением им полномочий члена СФ ФС РФ, высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), а также в связи с избранием его депутатом ГД ФС РФ, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутатом представительного органа местного самоуправления, главой муниципального образования и осуществлением им указанных полномочий на постоянной основе;

в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении гражданину наказания в виде лишения свободы.

Установлено, что граждане при прохождении альтернативной гражданской службы проходят медицинское освидетельствование и подлежат постановке на воинский учет, который осуществляется по месту их пребывания.

Окончанием альтернативной гражданской службы гражданина будет считаться день прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином при прекращении альтернативной гражданской службы.

Федеральный закон от 30.11.2011 N 344-ФЗ
"О внесении изменения в статью 11 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации"

Внесены уточнения в отдельные положения Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации", касающиеся осуществления пограничного контроля

Изменениями, внесенными в часть пятую статьи 11 Закона, исключаются положения, касающиеся содержания пограничного контроля.

Кроме того, исключено положение, определяющее, что перечень иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через государственную границу, устанавливается Правительством РФ.

Федеральный закон от 30.11.2011 N 345-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 10 и 13 Федерального закона "О пожарной безопасности" в связи с принятием Федерального закона "О добровольной пожарной охране"

Устранены противоречия в законодательстве, возникшие в связи с принятием Федерального закона "О добровольной пожарной охране"

В частности, внесены изменения в статью 10 Федерального закона "О пожарной безопасности" в связи с тем, что в Федеральном законе "О добровольной пожарной охране" дан расширенный перечень источников финансового и материально-технического обеспечения деятельности добровольной пожарной охраны, а в статье 10 Федерального закона "О пожарной безопасности" был прописан только один источник финансирования такой деятельности.

Изменения в статью 13 Федерального закона "О пожарной безопасности" обусловлены тем, что понятие "добровольная пожарная охрана", изложенное в базовом Федеральном законе "О добровольной пожарной охране", отличалось от определения понятия "добровольная пожарная охрана", данного в Федеральном законе "О пожарной безопасности".

Федеральный закон от 30.11.2011 N 347-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях регулирования безопасности в области использования атомной энергии"

Правительство РФ будет устанавливать порядок осуществления аккредитации в области использования атомной энергии

Законом определены:

принципы и задачи правового регулирования в области использования атомной энергии;

федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии;

полномочия Правительства РФ в области использования атомной энергии;

виды деятельности в области использования атомной энергии, подлежащие лицензированию;

порядок проведения периодической оценки безопасности ядерной установки, пункта хранения;

особенности регулирования деятельности с использованием радиационных источников, содержащих в своем составе радионуклидные источники.

Установлено, что государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии предусматривает деятельность соответствующих федеральных органов исполнительной власти и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", направленную, в том числе, на осуществление аккредитации, стандартизации, оценки соответствия.

В сферу действия Федерального закона "Об использовании атомной энергии" включено закрытие пунктов захоронения радиоактивных отходов, проведение экспертизы безопасности объектов использования атомной энергии или видов деятельности в области использования атомной энергии.

В связи с принятием Закона внесены изменения, в частности, в:

Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";

Федеральный закон от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений";

Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

Усилена административная ответственность за нарушение правил использования атомной энергии и учета ядерных материалов и радиоактивных веществ.

Невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере безопасности при использовании атомной энергии, повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Федеральный закон от 30.11.2011 N 348-ФЗ
"О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"

Расширен перечень полномочий федеральных органов государственной власти в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия

В указанный перечень включено установление порядка аттестации специалистов в области сохранения объектов культурного наследия (за исключением спасательных археологических полевых работ), в области реставрации иных культурных ценностей, аттестация специалистов в соответствии с таким порядком.

Федеральный закон от 30.11.2011 N 352-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 219 и 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства"

Порядок финансового обеспечения государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, будет аналогичен порядку, предусмотренному для финансового обеспечения оперативно-розыскной деятельности

По мнению законодателя, внесенные изменения должны способствовать максимальному обеспечению конфиденциальности сведений, связанных с реализацией в отношении защищаемых лиц мер безопасности, а также оперативности в решении федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными применять меры безопасности, соответствующих организационных вопросов.

Федеральный закон от 30.11.2011 N 362-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Уточнены полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере регулирования финансовых рынков и страховой деятельности

Ряд указанных полномочий, в частности определение перечня документов, обязательных для хранения страховщиками, перечня документов, подтверждающих выполнение требований к уставному капиталу страховщика, определение порядка подтверждения квалификации актуариев, и т.д., переданы органу страхового надзора (в настоящее время - ФСФР РФ); ранее эти полномочия были предоставлены федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности (в настоящее время - Минфин РФ).

Определение иностранных финансовых активов некоторых видов, в которые могут быть инвестированы средства пенсионных накоплений, Минфин РФ уполномочен определять без согласования с ФСФР РФ.

Из полномочий федерального органа, осуществляющего государственное регулирование деятельности в области пенсионного страхования (в настоящее время - Минздравсоцразвития РФ), исключено участие в установлении правил бухгалтерского учета и отчетности негосударственных пенсионных фондов.

Правительство РФ уполномочено определять федеральные органы исполнительной власти, которые, в свою очередь, вправе устанавливать порядок определения стоимости чистых активов производственного кооператива, государственного или муниципального предприятия и жилищного накопительного кооператива.

Федеральный закон от 30.11.2011 N 364-ФЗ
"О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Определен порядок предоставления в пользование участков недр местного значения

К участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие месторождения общераспространенных полезных ископаемых, и участки недр, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Перечень участков недр местного значения определяется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.

Принятие решений о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр местного значения, решений о составе и порядке работы конкурсных или аукционных комиссий, а также определение порядка и условий проведения таких конкурсов или аукционов осуществляются органом государственной власти соответствующего субъекта РФ.

Установление факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых осуществляется комиссией, создаваемой органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ, в состав которой включаются представители федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа.

Федеральный закон от 30.11.2011 N 365-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Принят Закон, направленный на совершенствование правового регулирования в сфере создания и развития особых экономических зон на территории Российской Федерации

В Законе, в частности:

уточнены основные понятия (особая экономическая зона, управляющая компания, кластер);

определены цели создания особых экономических зон, порядок создания и прекращения существования особых экономических зон, полномочия органов управления особыми экономическими зонами;

установлены функции управляющей компании;

уточнено понятие резидента особой экономической зоны;

определены особенности установления сервитутов в границах особой экономической зоны для строительства или эксплуатации объектов инфраструктуры особых экономических зон.

В связи с принятием Закона внесены изменения, в том числе в:

Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях";

часть вторую Налогового кодекса РФ;

Земельный кодекс РФ;

Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";

Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Установлен переходный период в течение одного года со дня вступления в силу Федерального закона. В переходный период допускается продление срока существования особых экономических зон, созданных до дня вступления в силу Федерального закона.

Закон вступает в силу с 1 января 2012 года, за исключением отдельных положений.

Федеральный закон от 01.12.2011 N 375-ФЗ
"О внесении изменения в статью 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"

С 1 января 2012 года граждане, получающие послевузовское профессиональное образование по очной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования, будут иметь право на отсрочку от призыва на военную службу независимо от того, имеют ли такие образовательные учреждения государственную аккредитацию по программам послевузовского профессионального образования

При этом граждане, которые получат отсрочку от призыва на военную службу до вступления Закона в силу, будут ею пользоваться весь период обучения.

Федеральный закон от 01.12.2011 N 376-ФЗ
"О внесении изменения в статью 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"

С 1 января 2013 года граждане, получающие послевузовское профессиональное образование по очной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования, будут иметь право на отсрочку от призыва на военную службу только в случае, если такие образовательные учреждения имеют государственную аккредитацию по программам послевузовского профессионального образования

При этом граждане, которые получат отсрочку от призыва на военную службу до вступления Закона в силу, будут ею пользоваться весь период обучения.



Все права защищены © 2011 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное