Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: правовые новости Выпуск от 09.08.2011


КонсультантПлюс Правовые новости. Коротко о важном
Выпуск от 09.08.2011

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 КонсультантПлюс: "горячие" документы

<Письмо> ФСС РФ от 05.08.2011 N 14-03-11/05-8545 <О заполнении листка нетрудоспособности, утв. Приказом Минздрасоцразвития РФ от 26.04.2011 N 347н>


∙ ФИНАНСЫ

Постановление Конституционного Суда РФ от 20.07.2011 N 20-П
"По делу о проверке конституционности Положений пункта 4 статьи 93.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 5 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных актов Российской Федерации" и статьи 116 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год" в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"

Положения бюджетного законодательства о неприменении общего срока исковой давности в отношении требований Российской Федерации, возникших в связи с предоставлением бюджетных кредитов, признаны не противоречащими Конституции РФ

Признавая конституционность оспариваемых законоположений, Суд указал, что установленное федеральным законодателем специальное регулирование сроков исковой давности применительно к указанным требованиям обусловлено особым характером данной категории правоотношений, предметом которых являются публичные финансы, выделяемые, в частности, для поддержки отраслей экономики, отнесенных к приоритетам государственной социально-экономической политики.

Конституционный Суд РФ отметил в то же время, что полная отмена сроков исковой давности или закрепление в законе чрезмерно длительных сроков исковой давности неизбежно приведет к возникновению процессуальных трудностей, обусловленных в том числе утратой ответчиком доказательств.

В этой связи в решении содержится указание на необходимость установления конкретного временного предела для предусмотренного федеральным законодателем увеличенного срока исковой давности.

Решение ВАС РФ от 28.07.2011 N ВАС-8096/11

ВАС РФ признал неправомерным введение в действие новой формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций начиная с отчетности за 2010 год

Новая форма налоговой декларации, ее формат в электронном виде и порядок заполнения декларации утверждены Приказом ФНС РФ от 15.12.2010 N ММВ-7-3/730@. На основании пункта 2 Приказа он применяется начиная с представления отчетности за налоговый период 2010 года.

Суд, принимая во внимание, что данным Приказом для налогоплательщиков закреплена обязанность по представлению налоговой декларации по новой форме, а также предусмотрена необходимость раскрытия дополнительных сведений о доходах и расходах налогоплательщика в приложении N 4 (отсутствовавшего ранее), счел введение в действие Приказа с приданием ему обратной силы нарушающим порядок, установленный налоговым законодательством.

Поскольку Приказ был опубликован 18 февраля 2011 года, судом сделан вывод о том, что его действие должно распространяться на декларирование, представляемое за отчетные (налоговые) периоды, окончившиеся после 28 февраля 2011 года.

Отметим, что заявителем оспаривалось также упомянутое выше приложение N 4, возлагающее на налогоплательщиков дополнительную обязанность по предоставлению сведений, в т.ч. не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Однако суд не нашел противоречий между указанным приложением и установленным главой 25 НК РФ порядком ведения налогового учета. Суд пояснил, что налоговый учет осуществляется не только для целей формирования сведений, необходимых для исчисления налога, но и для обеспечения достоверной информацией о хозяйственной деятельности налогоплательщика для целей осуществления налогового контроля.

Письмо Минфина РФ от 22.07.2011 N 03-02-07/1-180
<О сроках сдачи деклараций>

Минфин РФ дает разъяснения относительно сроков подачи декларации, с учетом изменений в графике работы налоговых инспекций

Такие изменения могут, в частности, предполагать наличие "рабочих" суббот. По мнению Минфина РФ, в случае, когда крайний срок подачи декларации выпадает на субботу, в которую налоговая инспекция работает, окончанием такого срока все же будет считаться ближайший следующий рабочий день.

<Письмо> ФНС РФ от 21.07.2011 N ЕД-4-3/11867@
"О порядке применения единого сельскохозяйственного налога"

Доходы от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции участником договора простого товарищества могут учитываться при определении права применения ЕСХН

Минфином РФ ранее давались разъяснения, согласно которым доходы, распределяемые в пользу налогоплательщика в соответствии с договором простого товарищества, относятся к внереализационным доходам, которые при определении статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя для целей исчисления ЕСХН не учитываются.

Однако в Постановлении Президиума ВАС РФ сформулирована иная точка зрения: право на применение данного специального налогового режима связывается, прежде всего, с видом осуществляемой налогоплательщиком деятельности, а не с тем, к какой категории относятся доходы, полученные от этой деятельности, для целей налогового учета. Таким образом, доход, полученный от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной в рамках совместной деятельности, по мнению суда, может быть учтен им при разрешении вопроса о праве применения ЕСХН.

С учетом данного обстоятельства, в письме Минфина РФ, доведенном до сведения налоговых органов, сообщается о том, что при определении доли дохода от реализации сельскохозяйственной продукции для целей применения ЕСХН доходы, полученные в рамках договора о совместной деятельности, могут учитываться при условии, что в соответствии с таким договором осуществляется исключительно производство и реализация сельхозпродукции. Если же производство и реализация сельхозпродукции не является основной или преобладающей деятельностью в рамках договора простого товарищества, то такие доходы не должны учитываться при определении права применения ЕСХН.

Письмо ФНС РФ от 01.08.2011 N ЕД-4-3/12378@
"Об обложении акцизом этилового (и коньячного) спирта, реализуемого производителям алкогольной и подакцизной спиртосодержащей продукции"

Если покупателем до дня отгрузки ему этилового или коньячного спирта не представлено извещение об уплате авансового платежа акциза, продавец - производитель спиртов обязан начислить сумму акциза и предъявить ее к оплате покупателю

С 1 августа 2011 года вступает в действие новый порядок взимания акцизов в отношении этилового и коньячного спирта, произведенного на территории РФ: реализация спиртов осуществляется с применением ставки акциза в размере 0 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре, - при их реализации организациям - производителям алкогольной продукции, уплачивающим авансовый платеж акциза. В случае реализации спиртов организациям, не уплачивающим авансовый платеж по акцизу, должна применяться ставка акциза в размере 34 руб.

ФНС РФ указала, что предъявление извещения об уплате авансового платежа акциза после отгрузки спирта покупателю не является основанием для пересчета акциза по ставке ноль процентов. При этом предъявленная продавцом сумма акциза относится покупателем на стоимость приобретенного спирта (пункт 2 статьи 199, пункт 2 статьи 200 НК РФ).

В письме ФНС РФ обращено внимание налоговых органов на необходимость отказа в проставлении отметки на извещениях об уплате авансового платежа акциза, в случае неправильного исчисления указанной в них суммы.

∙ ЭКОНОМИКА

Приказ Минсельхоза РФ от 08.07.2011 N 230
"О размере платы в 2012 году за услуги по хранению зерна интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.07.2011 N 21479

В 2012 году размер платы за услуги по хранению зерна интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции составит не более 66,5 рублей за тонну в месяц

Размер платы за услуги по хранению такой продукции определяется ежегодно Минсельхозом РФ по согласованию с ФСТ РФ.

Решение Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 711
"О едином знаке обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза"

Определены порядок, правила применения, форма и размеры единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза

В соответствии с утвержденным Положением единый знак обращения свидетельствует о том, что продукция, маркированная им, прошла все установленные в технических регламентах Таможенного союза процедуры оценки (подтверждения) соответствия и соответствует требованиям всех распространяющихся на данную продукцию технических регламентов Таможенного союза.

Изображение единого знака обращения продукции (EAC Евразийское соответствие - Eurasian Conformity) представляет собой сочетание трех стилизованных букв "E", "A" и "C", графически исполненных с применением прямых углов, имеющих одинаковые высоту и ширину, составляющих точные пропорции квадрата на светлом или на контрастном фоне.

Изготовители (поставщики) продукции имеют право маркирования ее единым знаком обращения, если продукция прошла все установленные соответствующим техническим регламентом Таможенного союза процедуры оценки (подтверждения) соответствия на территории любой из Сторон, что подтверждено документами, предусмотренными для соответствующих форм оценки соответствия в Таможенном союзе.

Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 N 51
"О рассмотрении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей"

ВАС РФ разъяснил применение норм Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в делах о банкротстве индивидуальных предпринимателей

В постановлении изложено содержание и разъяснена взаимосвязь статей указанного закона, а также АПК РФ, устанавливающих основания для признания индивидуального предпринимателя банкротом и регулирующих процедуры подачи в арбитражный суд соответствующего заявления, разъяснен смысл законодательных норм, определяющих кредиторов, правомочных предъявлять требование о признании индивидуального предпринимателя банкротом, и норм, определяющих процедуры банкротства, которые могут применяться к индивидуальному предпринимателю.

Разъяснены законодательные нормы, регулирующие процедуры наблюдения и конкурсного производства в отношении индивидуального предпринимателя, в т.ч. даны рекомендации по определению связанной с процедурой наблюдения оптимальной даты заседания суда по рассмотрению дела о банкротстве индивидуального предпринимателя, подробно разъяснены нормы, регулирующие арест имущества должника, в частности, жилых помещений, а также имущества супругов должников. Обращено внимание на правомочие суда определять необходимость проведения собрания кредиторов для принятия решения о признании должника банкротом.

Разъяснено применение норм закона о банкротстве в отношении требований к индивидуальному предпринимателю-должнику по делу о банкротстве, не связанных с предпринимательской деятельностью.

В постановлении отмечены и разъяснены также нормы, регулирующие проведение торгов по продаже имущества должника - индивидуального предпринимателя (главным образом - порядок перечисления покупателями задатка), назначение вознаграждения временному управляющему, а также, в частности, сроки возможной повторной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

Постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2011 N 54
"О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем"

ВАС РФ разъяснил применение норм Гражданского кодекса РФ в отношении договоров, связанных с недвижимостью, предполагаемой к созданию или приобретению в будущем

Разъяснено значение наличия или отсутствия права собственности продавца на создаваемое или приобретаемое в будущем недвижимое имущество на момент заключения договора (отсутствие у продавца в момент заключения договора права собственности на имущество само по себе не является основанием для признания такого договора недействительным). Разъяснены также, в частности, возможность индивидуализации объектов недвижимости не только в тексте договора, но и в дополнительных документах (например в акте приема-передачи), и вопросы, необходимые к выяснению при рассмотрении споров, связанных с неисполнением договора купли-продажи будущей недвижимой вещи.

Обращено внимание на обстоятельства, которые следует учитывать при разграничении таких договоров, связанных с недвижимостью, как купля-продажа, подряд и простое товарищество. Разъяснены вопросы, имеющие значение для действительной квалификации договора, поименованного как предварительный, и обращено внимание на особенности заключения договора купли-продажи будущего жилого помещения. В постановлении особо отмечено, что утвержденные им разъяснения не подлежат применению при рассмотрении споров, связанных с созданием недвижимого имущества по закону о долевом участии в строительстве.

∙ СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Постановление Конституционного Суда РФ от 20.07.2011 N 21-П
"По делу о проверке конституционности части третьей статьи 29 Закона Российской Федерации "О милиции" в связи с жалобой гражданина К.А. Охотникова"

Все сотрудники милиции, получившие телесные повреждения в связи со служебной деятельностью и уволенные со службы в связи с невозможностью дальнейшего прохождения службы по состоянию здоровья, имеют право на получение единовременного пособия

Конституционный суд РФ признал часть третью статьи 29 Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой в системе действовавшего правового регулирования она не предполагала выплату единовременного пособия сотрудникам милиции, получившим телесные повреждения в связи с осуществлением служебной деятельности, признанным годными к прохождению военной службы с незначительными ограничениями (категория "Б") и уволенным со службы по пункту "з" части 7 статьи 19 Закона РФ "О милиции" - по ограниченному состоянию здоровья на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе и о невозможности по состоянию здоровья исполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе.

Кроме того, Конституционный Суд РФ указал, что законодатель вправе осуществить дифференциацию размеров единовременного пособия, выплачиваемого лицам, уволенным со службы ввиду невозможности дальнейшего ее прохождения, с учетом различной тяжести телесных повреждений, полученных при исполнении обязанностей службы в милиции, и следовательно, различной степени утраты способности к прохождению службы лицами, уволенными со службы по пункту "з" части 7 статьи 19 Закона РФ "О милиции" ввиду признания их годными к прохождению военной службы с незначительными ограничениями (категория "Б"), и лицами, уволенными по тому же основанию ввиду признания их ограниченно годными к военной службе (категория "В").

∙ ГОСУДАРСТВО

Постановление Правительства РФ от 28.07.2011 N 630
"О внесении изменений в Положение о Федеральной службе по тарифам"

Полномочия Федеральной службы по тарифам уточнены в связи с изменениями в регулировании сферы электроэнергетики и теплоснабжения

Установлено, что Федеральная служба по тарифам утверждает методические указания по расчету тарифов в сфере теплоснабжения, устанавливает единую систему классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих и теплосетевых организаций, устанавливает для них систему отчетности о применении тарифов. ФСТ РФ уполномочена рассматривать разногласия по вопросам тарифов между нижестоящими органами регулирования, теплоснабжающими, теплосетевыми организациями и потребителями, осуществлять контроль за обоснованностью установления и изменения тарифов в сфере теплоснабжения, определять правила предоставления информации, связанной с государственным регулированием тарифов в указанной сфере.

В электроэнергетике ФСТ РФ предоставлено полномочие по регулированию тарифов на электроэнергию (мощность), поставляемую производителями гарантирующим поставщикам, к числу покупателей которых относится население, а также поставляемую производителями отдельным субъектам оптового рынка, для которых Правительством РФ установлены особенности функционирования оптового и розничного рынков электроэнергии. Уточнено полномочие ФСТ РФ по установлению предельных уровней тарифов на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии (ФСТ РФ вправе осуществлять это полномочие в отношении источников тепловой энергии с генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более).

ФСТ РФ вправе устанавливать надбавки к ценам на электроэнергию, производимую на основе возобновляемых источников энергии, а также производимую субъектами оптового рынка, генерирующее оборудование которых расположено на территориях субъектов РФ, не имеющих общей административной границы.

ФСТ РФ предоставлено также полномочие по определению порядка согласования решений органов исполнительной власти субъектов РФ, касающихся перехода к регулированию тарифов в электроэнергетике с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала, а также продления срока действия долгосрочного периода регулирования. Кроме этого, в частности, к функциям ФСТ РФ отнесено осуществление контроля за соблюдением субъектами оптового и розничного рынков электроэнергии стандартов раскрытия информации по вопросам тарифов.

Постановление Правительства РФ от 29.07.2011 N 633
"Об экспертизе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"

Министерству экономического развития РФ поручено выявлять нормативные правовые акты министерств и ведомств, необоснованно затрудняющие ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности

Соответствующая экспертиза нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти будет проводиться Минэкономразвития РФ в том числе и на основании письменных обращений представителей предпринимательского сообщества.

В случае выявления в указанных актах положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, Минэкономразвития РФ вносит в Минюст РФ предложения об отмене или изменении нормативного правового акта или его части. Минюст РФ, в свою очередь, вносит представление об отмене или изменении акта в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, а в случае неисполнения такого представления вносит предложение об отмене или изменении акта в Правительство РФ.

Минэкономразвития РФ также обязано направлять в Правительственную комиссию по проведению административной реформы предложения по внесению изменений в законы, акты Президента РФ и Правительства РФ, на основе и во исполнение которых изданы нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, необоснованно затрудняющие ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности.

<Информация> Роспотребнадзора
"Защита прав потребителей дистанционной торговли"

Продавец, осуществляющий обработку персональных данных своих покупателей, обязан принять необходимые меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним

Сообщается, что продавец, осуществляющий обработку персональных данных своих покупателей, обязан принять необходимые организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий (ст. 19 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", п. 16 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 N 612).

В случае невыполнения данного обязательства продавец несет гражданско-правовую ответственность перед потребителем на общих основаниях в соответствии со ст. 24 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".

Предъявить требования, связанные с возмещением имущественного или морального вреда, причиненного вследствие нарушения требований по обработке персональных данных, может любой покупатель, чьи персональные данные находятся в свободном доступе, как заключивший договор, так и оставивший соответствующую заявку продавцу.

Основанием для предъявления требований о возмещении вреда, причиненного личности и имуществу гражданина, являются соответствующие положения ст. ст. 13, 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" и главы 59 Гражданского кодекса РФ.

Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 N 52
"О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам"

В связи с изменениями, внесенными в Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Пленумом ВАС РФ подготовлены разъяснения по вопросам единообразного применения судами норм Кодекса, касающихся пересмотра судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам

Согласно изменениям, внесенным в АПК РФ Федеральным законом от 23.12.2010 N 379-ФЗ, в частности, основания пересмотра судебных актов разделены на новые и вновь открывшиеся обстоятельства, установлен перечень таких обстоятельств, уточнен порядок подачи заявлений в связи с указанными обстоятельствами.

В связи с этим в Постановлении Пленума ВАС РФ содержатся разъяснения по вопросам пересмотра судебных актов по таким, в частности, обстоятельствам, как:

- отмена судебного акта или постановления иного органа, послуживших основанием для принятия судебного акта по данному делу;

- признание недействительной сделки, повлекшей принятие незаконного или необоснованного судебного акта;

- признание Конституционным Судом РФ не соответствующим Конституции РФ закона, примененного в конкретном деле, а также решения Европейского Суда по правам человека;

- изменение в постановлении Пленума ВАС РФ или в постановлении Президиума ВАС РФ практики применения правовой нормы.

Признаны утратившими силу Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.10.1998 N 17, от 12.03.2007 N 17, от 14.02.2008 N 14 по вопросам, касающимся применения АПК РФ при пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов.



Все права защищены © 2011 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное