Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: правовые новости Выпуск от 16.11.2010


КонсультантПлюс Правовые новости. Коротко о важном
Выпуск от 16.11.2010

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 НОВШЕСТВА ДЛЯ ЮРИСТОВ В КОНСУЛЬТАНТПЛЮС

"Путеводитель по договорной работе": важная информация для составления договоров, особенности условий договора для каждой стороны, оценка рисков. Подробнее на putevoditel.consultant.ru

"Вопросы-ответы для юриста": консультации по спорным и сложным вопросам, не имеющим однозначного или очевидного решения.

Новый банк "Суды общей юрисдикции": акты судов общей юрисдикции регионов РФ, включая Москву и Санкт-Петербург.


∙ ФИНАНСЫ

Федеральный закон от 03.11.2010 N 278-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов"

Внесены коррективы в основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов

В частности, согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон от 2 декабря 2009 года N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", основные характеристики федерального бюджета на 2010 год определены исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 45 175,0 млрд. рублей (ранее - 44 957,0 млрд. рублей) и уровня инфляции, не превышающего 8,0 процента (ранее - 7,0 процента) (декабрь 2010 года к декабрю 2009 года). Прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета теперь составляет 7 874 951 608,0 тыс. рублей (ранее - 7 783 778 395,8 тыс. рублей); общий объем расходов федерального бюджета - 10 256 419 940,1 тыс. рублей (ранее - 10 212 419 940,1 тыс. рублей); верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2011 года утвержден в сумме 3 499 198 864,6 тыс. рублей (в прежней редакции - 3 726 717 464,0 тыс. рублей); дефицит федерального бюджета составит 2 381 468 332,1 тыс.! рублей (ранее - 2 428 641 544,3 тыс. рублей). Кроме того, изменения и дополнения внесены также в отдельные статьи и приложения к Федеральному закону N 308-ФЗ.

Федеральный закон от 03.11.2010 N 285-ФЗ
"О внесении изменений в статью 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 45 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"

Уточнен порядок совершения внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций

Установлено, в частности, что в случае осуществления налогоплательщиком внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций, при осуществлении которых товары не ввозятся на территорию РФ, налогоплательщик, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов, представляет в налоговые органы документы (их копии), предусмотренные условиями операции, подтверждающие получение им этих товаров за пределами территории РФ (на ее территории) и их оприходование.

При осуществлении внешнеторговых бартерных сделок товары, получаемые российскими лицами по таким сделкам за пределами территории РФ, могут быть реализованы российскими лицами без ввоза этих товаров на территорию РФ при условии, что: фактическое получение указанных товаров должно быть подтверждено документами, предусмотренными условиями внешнеторговой бартерной сделки; российские лица не позднее чем в течение одного года со дня фактического получения указанных товаров обязаны обеспечить их реализацию и в срок, предусмотренный условиями сделки по реализации этих товаров, обеспечить зачисление на свои счета в уполномоченных банках всех денежных средств, полученных от их реализации, или получение платежных средств.

Федеральный закон от 03.11.2010 N 287-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 76 и 86 части первой Налогового кодекса Российской Федерации"

Сведения об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, должны быть сообщены банком в электронном виде в течение трех дней после дня получения решения налогового органа

Согласно действующей редакции пункта 5 статьи 76 Налогового кодекса РФ банк обязан сообщить в налоговый орган об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, не позднее следующего дня после дня получения решения этого налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

Исполнение требований, содержащихся в указанных актах и запросах, сопровождается рядом определенных последовательных действий сотрудников банков, требующих временных затрат, в связи с чем при оформлении справок об остатках на счетах клиентов банки сталкиваются со значительными трудностями по соблюдению установленного срока.

В этой связи внесено изменение в пункт 5 статьи 76 НК РФ, предусматривающее продление срока предоставления банком в налоговый орган информации об остатках денежных средств налогоплательщика при приостановлении операций по этому счету до трех дней.

Кроме того, изменениями, внесенными в статью 86 НК РФ, предусмотрено, что выдавать налоговым органам справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей), а также сообщать об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации (индивидуального предпринимателя) банки теперь обязаны в течение трех дней, а не пяти, как было установлено ранее.

Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 03.11.2010 N 291-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В связи с участием России в деятельности Международного валютного фонда уточнены функции Министерства финансов РФ и Банка России

Соответствующие изменения внесены в Федеральный закон от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации", в Постановление Верховного Совета РФ от 22 мая 1992 года N 2815-1 "О вступлении Российской Федерации в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития", а также в Налоговый кодекс РФ.

В частности, установлено, что Минфин РФ представляет Российскую Федерацию в Совете управляющих Фонда и осуществляет голосование от имени Российской Федерации по вопросам, требующим решения Совета управляющих Фонда. Представители Минфина РФ при голосовании в Фонде по вопросам, затрагивающим компетенцию Центрального банка РФ, голосуют в соответствии с позицией, предварительно согласованной с Центральным банком РФ. Центральный банк РФ за счет своих средств осуществляет операции и сделки, предусмотренные Соглашением Фонда и договорами с Фондом.

Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории РФ депозитарных услуг, оказываемых депозитарием средств Международного валютного фонда, Международного банка реконструкции и развития и Международной ассоциации развития в рамках статей заключенных Соглашений (депозитарием средств Фонда, Банка и Ассоциации в валюте РФ является Банк России).

Предусмотрено, что на основании соглашения ЦБ РФ с Минфином РФ, которое должно быть заключено в течение 60 дней со дня вступления в силу данного Федерального закона, Банк России на возмездной основе принимает на себя долговые обязательства Российской Федерации перед Фондом и требования Российской Федерации к Фонду (включая квоту РФ).

Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, за исключением изменений, внесенных в Налоговый кодекс РФ, которые вступают в силу со дня официального опубликования Закона.

Приказ Росфинмониторинга от 14.09.2010 N 242
"О внесении изменений и дополнений в Рекомендации по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок, утвержденные Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 8 мая 2009 г. N 103"

Расширен перечень основных признаков необычных сделок, которые рекомендуется учитывать при разработке правил внутреннего контроля организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций)

По согласованию с Минфином РФ к признакам необычных сделок, в частности, отнесено: предоставление займа или займов на сумму, равную или превышающую 600 000 рублей, опекуну или иному лицу, являющемуся законным представителем (в том числе действующему на основании доверенности) члена (пайщика) кредитного потребительского кооператива; заключение с одним членом (пайщиком) кредитного потребительского кооператива нескольких договоров личных сбережений (займов) в течение трех месяцев на сумму, равную или превышающую 600 000 рублей; осуществление операции с государственными или муниципальными ценными бумагами на сумму, равную или превышающую 600 000 рублей; заключение в течение небольшого периода времени на имя одного пайщика нескольких краткосрочных договоров, даже если сумма договора меньше суммы, эквивалентной 600 000 рублей, с последующим досрочным расторжением договоров.

Приказ ФНС РФ от 05.10.2010 N ММВ-7-11/479@
"Об утверждении формы налогового уведомления"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.11.2010 N 18916.

Утверждена новая, объединенная форма налогового уведомления по транспортному и земельному налогу, а также налогу на имущество физических лиц

Налоговое уведомление теперь формируется сразу по трем налогам, в зависимости от наличия у налогоплательщика соответствующих объектов налогообложения: по транспортному, земельному, а также налогу на имущество физических лиц. Ранее по каждому из этих налогов имелась отдельная форма и существовала отдельная рассылка.

Внесены некоторые изменения, касающиеся отображения информации в уведомлении. В частности, расчет и перерасчет каждого налога теперь приводятся в одной таблице.

Если уведомление вручается налогоплательщику лично, он расписывается в отрывном корешке (содержащем его Ф.И.О., адрес и сумму налога к уплате), который остается в налоговых органах.

Признан утратившим силу Приказ ФНС РФ от 31.10.2005 N САЭ-3-21/551@ "Об утверждении форм налоговых уведомлений".

Письмо ФНС РФ от 02.11.2010 N ШС-37-3/14713@
"О сроках подачи заявлений о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога и упрощенную систему налогообложения"

ФНС РФ напоминает, что налогоплательщик, не подавший заявление о переходе на УСН или ЕСХН в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, не вправе применять данные налоговые режимы с этой даты

Вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель для перехода на УСН и ЕСХН обязан подать соответствующее заявление в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе. В таком случае с этой даты он считается перешедшим на уплату соответствующего налогового режима в текущем налоговом периоде. Если налогоплательщик этого не сделал, он не вправе применять данные режимы с даты постановки на учет, то есть по умолчанию они становятся налогоплательщиками общего режима налогообложения. При этом налоговые органы по утвержденной форме направляют такому лицу сообщение о невозможности рассмотрения заявления о переходе на ЕСХН или УСН.

Сообщение по установленной форме также направляется налогоплательщику в случае обнаружения налоговыми органами нарушения им условий и требований применения ЕСХН или УСН.

Письмо ФНС РФ от 02.11.2010 N ШС-37-3/14720@
"Об учете доходов от реализации основных средств при применении единого сельскохозяйственного налога"

Выручка от реализации основных средств и материалов включается налогоплательщиками ЕСХН в общий доход от реализации товаров (работ, услуг)

В связи с поступающими запросами об учете доходов от реализации основных средств при применении системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, ФНС РФ сообщено следующее.

Согласно статье 249 НК РФ выручка от реализации товаров (работ, услуг), а также имущественных прав признается доходом от реализации. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Такая позиция согласуется с мнением Минфина РФ, изложенным в письмах от 09.11.2009 N 03-03-06/1/731 и от 15.06.2009 N 03-11-06/1/22.

∙ ЭКОНОМИКА

Федеральный закон от 03.11.2010 N 279-ФЗ
"О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года"

Россия присоединилась к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции)

Киотская конвенция является универсальным международно-правовым актом, регулирующим широкий спектр таможенных вопросов.

Данный шаг является необходимым этапом на пути вступления России во Всемирную торговую организацию.

Федеральный закон от 03.11.2010 N 292-ФЗ
"О внесении изменений в статью 84.2 Федерального закона "Об акционерных обществах"

Уточнены условия приобретения более 30 процентов акций акционерного общества

В соответствии с Федеральным законом "Об акционерных обществах" лицо, приобретшее более 30 процентов акций открытого акционерного общества, предоставляющих право голоса, обязано направить владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг.

Закон содержит перечень случаев, при которых требование о направление указанной публичной оферты не применяется. В дополнение этого перечня установлено, что требование о направлении публичной оферты не применяется также в случаях: а) приобретения акций в результате их внесения Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества, владельцем более 50 процентов обыкновенных акций которого является или становится в результате внесения такого вклада Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование; б) приобретения акций, вносимых в оплату размещаемых путем закрытой подписки дополнительных акций открытого акционерного общества, включенного в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Президентом РФ.

Распоряжение Правительства РФ от 29.10.2010 N 1912-р

Расширен перечень видов хозяйственной и иной деятельности, которые могут осуществляться в пределах пунктов пропуска через государственную границу РФ

Установлено, в частности, что в пределах автомобильных, железнодорожных, пешеходных пунктов пропуска, в числе прочего, может осуществляться деятельность по организации общественного питания. В перечень видов деятельности, которые могут осуществляться в пределах воздушных пунктов пропуска через государственную границу РФ, включено оказание услуг комнаты матери и ребенка.

Приказ Минсельхоза РФ от 12.10.2010 N 347
"О размере платы в 2011 году за услуги по хранению зерна интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.11.2010 N 18884.

На 2011 год плата за услуги по хранению зерна интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции установлена в размере не более 66 рублей 50 копеек за тонну хранимого зерна в месяц

Согласно Правилам осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 3 августа 2001 года N 580, государственным агентом, отобранным на конкурсной основе Минсельхозом РФ, осуществляется, в числе прочего, размещение запасов интервенционного фонда и организация их количественной и качественной сохранности. Расходы, связанные с хранением, страхованием интервенционного фонда компенсируются за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год на финансирование мероприятий по проведению интервенций.

Приказ Минпромторга РФ от 20.10.2010 N 912
"О дополнении Перечня моделей и производителей новых автотранспортных средств российского производства, подлежащих продаже со скидкой в рамках эксперимента по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, утвержденного Приказом Минпромторга России от 14 января 2010 г. N 9"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.11.2010 N 18907.

В эксперименте по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации будут участвовать еще 3 модели автомобилей

В Перечень моделей и производителей новых автотранспортных средств российского производства, подлежащих продаже со скидкой в рамках эксперимента по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию автотранспортных средств, утвержденный Приказом Минпромторга РФ от 14.01.2010 N 9, включены модели Mitsubishi Outlander, Peugeot 4007, Citroen C-Crosser, выпускаемые ООО "ПСМА Рус".

Напомним, что названный Перечень включает модели следующих производителей, в частности: ОАО "АВТОВАЗ", ОАО "УАЗ", ОАО "ИЖАВТО", ООО "Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус", ООО "Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия", ООО "Дженерал Моторз Авто", ЗАО "Форд Мотор Компани", ОАО "АВТОФРАМОС".

Решение Комиссии Таможенного союза от 14.10.2010 N 421
"О структуре и форматах электронных копий таможенных деклараций"

С 1 января 2011 вступят в силу единые форматы электронных копий таможенных деклараций

Комиссией Таможенного союза утверждены: структуры и форматы электронных копий декларации на товары и транзитной декларации, корректировки декларации на товары, а также структуры и форматы электронной копии транзитной декларации, в качестве которой используется книжка МДП с прилагаемыми к ней транспортными (перевозочными) и коммерческими документами для применения в Российской Федерации и Республике Казахстан.

До 1 июля 2011 года предусмотрен переходный период, в течение которого допускается применение структур и форматов электронных копий таможенных деклараций, установленных национальным законодательством государств - членов Таможенного союза.

Решение Комиссии Таможенного союза от 14.10.2010 N 436
"О внесении изменений в Единый таможенный тариф Таможенного союза в отношении нефти сырой"

Установлены ставки ввозных таможенных пошлин в отношении нефти сырой

Согласно изменениям, внесенным в Единый таможенный тариф Таможенного союза, по ставкам ввозных таможенных пошлин в размере 5 процентов от таможенной стоимости будет осуществляться ввоз нефти сырой (код ТН ВЭД ТС 2709 00 900 3) и нефтепродуктов сырых прочих (код ТН ВЭД ТС 2709 00 900 7).

Приказ ФТС РФ от 06.09.2010 N 1640
"О сертификатах Кимберлийского процесса и сертификатах вывоза необработанных природных алмазов"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 10.11.2010 N 18918.

Таможенные органы будут обращать особое внимание на происхождение необработанных природных алмазов

При таможенном декларировании необработанных природных алмазов, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза и вывозимых с таможенной территории Таможенного союза, таможенными органами будет осуществляться проверка обязательного наличия сертификата Кимберлийского процесса (при ввозе) и сертификата вывоза (при вывозе), подтверждающих, что вывозимая или ввозимая партия необработанных природных алмазов не содержит алмазов, происходящих из зон конфликтов.

Таможенным органам предписано обеспечить контроль за возвратом в страну вывоза ввезенных партий необработанных природных алмазов при их таможенном декларировании без сертификата Кимберлийского процесса либо с нарушениями требований международной схемы сертификации Кимберлийского процесса (при наличии соответствующей записи в акте государственного контроля) в соответствии с таможенной процедурой реэкспорта при условии наличия в таможенной декларации сведений о стране назначения, совпадающих со сведениями о стране отправления при ввозе в транспортных (перевозочных) или коммерческих документах.

(Кимберлийский процесс получил свое название от южноафриканского города Кимберли, где в мае 2000 года при участии представителей правительств стран - производителей и потребителей необработанных алмазов, а также торговых, ограночных компаний и ряда неправительственных организаций прошла первая международная конференция по борьбе с "конфликтными" алмазами. Эта инициатива получила поддержку ООН, что выразилось в принятии ряда резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, призывающих к исключению "конфликтных" алмазов из международного торгового оборота.

Основная задача Кимберлийского процесса - противодействие проникновению на мировой рынок так называемых "кровавых" алмазов, нелегально добытых и направляемых на финансирование региональных конфликтов и международных террористических группировок. Согласно условиям этого международного договора все алмазы должны сопровождаться сертификатами, свидетельствующими о том, что камень был добыт вне зоны военных действий).

<Информационное сообщение> ФТС РФ

ФТС РФ напоминает таможенным брокерам, таможенным перевозчикам, владельцам СВХ и таможенных складов о необходимости обращения в таможенный орган для включения их в соответствующие реестры

В соответствии с частью 1 статьи 367 Таможенного кодекса Таможенного союза, вступившего в силу с 1 июля 2010 года, таможенные брокеры (представители) в Российской Федерации, таможенные перевозчики, владельцы складов временного хранения, таможенных складов, созданные до вступления в силу ТК ТС, вправе осуществлять деятельность в сфере таможенного дела в течение 6 месяцев со дня вступления в силу ТК ТС, то есть до 1 января 2011 года.

ФТС РФ сообщает, что в настоящее время таможенными органами проводится работа по включению таможенных брокеров (представителей) в Российской Федерации, таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, таможенных складов в соответствующие реестры на условиях, установленных ТК ТС. Если организации не обратятся в таможенный орган и не будут включены до 31 декабря 2010 года в соответствующие реестры на условиях, установленных ТК ТС, их деятельность в сфере таможенного дела 1 января 2011 года будет прекращена.

∙ ГОСУДАРСТВО

Федеральный конституционный закон от 03.11.2010 N 6-ФКЗ
"О внесении изменения в статью 18 Федерального конституционного закона "О военном положении"

В Закон "О военном положении" внесены изменения, связанные с новой структурой военных комиссариатов

Изменяемый Закон содержит положение, согласно которому граждане, находящиеся на территории, на которой введено военное положение, обязаны являться по вызову в военные комиссариаты, на территориях которых указанные граждане проживают.

В соответствии с новой структурой военных комиссариатов на территории субъекта РФ осуществляет свою деятельность только один военный комиссариат, а военкоматы более мелких территориальных образований включены в его структуру как отделы по соответствующей территории.

В связи с этим в Законе вместо понятия "военные комиссариаты районов, городов без районного деления, иных муниципальных (административно-территориальных) образований" используется понятие "военный комиссариат".

Федеральный конституционный закон от 03.11.2010 N 7-ФКЗ
"О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации"

Внесены изменения в организацию Конституционного Суда РФ и порядок рассмотрения им дел

Из Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской федерации" исключены все нормы, устанавливающие возможность рассмотрения дел не только в едином ("пленарном") заседании Суда, но и в заседаниях его палат, и нормы, регулирующие комплектование палат и организацию их работы.

Установлена возможность разрешения Конституционным Судом РФ отдельных категорий дел без проведения слушаний. Без проведения слушаний Конституционный Суд РФ может разрешать дела о соответствии Конституции РФ перечисленных в законе о Конституционном Суде РФ высших нормативных правовых актов, т.е. федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, не вступивших в силу международных договоров и т.д. (кроме федерального конституционного закона, федерального закона, конституции республики, устава края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа), проверять по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционность закона, примененного в конкретном деле, проверять по запросам судов конституционность закона, подлежащего применению в конкретном деле, если придет к выводу о том, что оспариваемые заявителем положения аналогичны нормам, ранее признанным не! соответствующими Конституции РФ постановлениями Конституционного Суда РФ, сохраняющими силу, либо вытекают из них, а также что оспариваемая заявителем норма, ранее уже признанная неконституционной постановлением Конституционного Суда РФ, сохраняющим силу, применена судом в конкретном деле, а подтверждение Конституционным Судом РФ неконституционности нормы необходимо для устранения фактов нарушений конституционных прав и свобод граждан в правоприменительной практике.

Дело не подлежит разрешению без проведения слушания, если письменное ходатайство с возражением против применения такой процедуры подано Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ, органом государственной власти субъекта РФ - в случае, когда предполагается разбирательство дела о соответствии принятого соответствующим органом нормативного правового акта Конституции РФ, или если ходатайство подано заявителем - в случае, когда проведение слушаний необходимо для обеспечения его прав.

В Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской федерации" внесен и ряд других изменений.

Уточнен порядок подачи в Конституционный Суд РФ запросов о конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в т.ч. судебном, - установлено, что граждане вправе обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение их прав законом, примененном в деле, а суды - с запросом о соответствии Конституции РФ закона, подлежащего применению в деле.

Исключена норма, устанавливающая, что вопрос о досрочном освобождении от должности Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда РФ может быть поставлен по инициативе не менее чем пяти судей. Установлено также, что на Председателя Конституционного Суда РФ не распространяется установленный предельный возраст пребывания в должности судьи. Кроме этого, в частности, установлен порядок присвоения судье Конституционного Суда РФ квалификационного класса.

Федеральный конституционный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 03.11.2010 N 280-ФЗ
"О внесении изменений в статью 12.1 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"

Подписан закон, направленный на совершенствование механизма специальных железнодорожных перевозок осужденных и лиц, заключенных под стражу

Закон РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" дополнен положениями, устанавливающими новый порядок содействия федеральных органов исполнительной власти, перевозчиков, осуществляющих перевозки железнодорожным транспортом общего пользования, специальным подразделениям уголовно-исполнительной системы по конвоированию в выполнении возложенных на них задач. В частности, установлено, что перевозчики, осуществляющие перевозки железнодорожным транспортом общего пользования, будут заключать с федеральным органом уголовно-исполнительной системы договоры о специальных железнодорожных перевозках осужденных и лиц, заключенных под стражу. Федеральный орган исполнительной власти, к компетенции которого относятся вопросы организации специальных железнодорожных перевозок осужденных и лиц, заключенных под стражу, будет организовывать такие перевозки указанных лиц в специальных вагонах и осуществлять их эксплуатацию на основании сводного гра! фика движения поездов.

Ранее специальные вагоны для перевозки осужденных и лиц, заключенных под стражу, предоставлялись в аренду учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в порядке, установленном Правительством РФ.

Федеральный закон от 03.11.2010 N 281-ФЗ
"О внесении изменений в статью 9 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"

Ростовская область исключена из списка субъектов Российской Федерации, на территории которых могут быть расположены игорные зоны

Кроме того, изменениями, внесенными в Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", исключена норма, предусматривающая, что решение о ликвидации игорной зоны не может быть принято Правительством РФ до истечения десяти лет с даты ее создания.

Федеральный закон от 03.11.2010 N 286-ФЗ
"О признании утратившей силу части 6 статьи 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

Уточнен порядок правового регулирования права муниципальной собственности

Признана утратившей силу норма Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которой особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учета муниципального имущества должны были быть установлены федеральным законом. Ранее Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ в упомянутый Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" была введена часть 5 статьи 51, в соответствии с которой органы местного самоуправления должны вести реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Федеральный закон от 03.11.2010 N 288-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Платные участки автомобильных дорог получили дальнейшую законодательную регламентацию

Федеральным законом от 17.07.2009 N 145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон) включено понятие "автомобильная дорога, содержащая платный участок", а также уточнена глава данного Закона, определяющая порядок использования автомобильных дорог, содержащих платные участки. Вместе с тем в настоящее время полномочия органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления включают возможность принятия решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования соответственно федерального, регионального (межмуниципального) и местного значения, но не участков этих дорог. С принятием рассматриваемого Федерального закона! указанная неопределенность устранена.

Кроме того, согласно изменениям в Закон в единый государственный реестр автомобильных дорог будут вноситься помимо прочих также данные об используемых на платной основе участках автомобильной дороги. Также регламентировано право пользователей в отношении платных участков автомобильных дорог.

Федеральный закон от 03.11.2010 N 289-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 14 и 15 Федерального закона "О политических партиях"

Уточнен порядок и сроки опубликования основных положений программы политической партии при ее создании

Согласно новому порядку основные положения программы политической партии публикуются в "Российской газете" после ее государственной регистрации, а не после проведения учредительного съезда, как это было предусмотрено ранее.

Срок представления этих положений в "Российскую газету" уменьшен и составляет 15 дней (ранее - месяц) с даты такой регистрации. Срок их опубликования "Российской газетой" так же уменьшен до 15 дней (ранее - месяц) с даты представления этих положений.

Федеральный закон от 03.11.2010 N 290-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"

Снижен размер обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе на право заключения государственного (муниципального) контракта для субъектов малого предпринимательства

В соответствии с поправками, внесенными в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", при размещении заказов у субъектов малого предпринимательства размер обеспечения заявки на участие в конкурсе (аукционе или открытом аукционе в электронной форме) на право заключить государственный или муниципальный контракт не может превышать два процента начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).

Для других хозяйствующих субъектов размер обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе не изменился - не более пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).

По мнению законодателя, снижение предельного размера обеспечения заявки на участие в торгах будет способствовать более активному участию субъектов малого предпринимательства в государственных и муниципальных закупках через упрощение доступа к процедурам размещения заказов.

Федеральный закон от 08.11.2010 N 293-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования"

Усилены меры государственного контроля и надзора в сфере образования

Основные изменения с этой целью внесены в Закон РФ "Об образовании".

Подробно регламентировано лицензирование образовательной деятельности. Установлено, что положение о лицензировании образовательной деятельности утверждается Правительством РФ, но при этом и в Закон РФ "Об образовании" включены многочисленные нормы, устанавливающие лицензионные требования и процедуру лицензирования. Более подробно регламентирован также порядок государственной аккредитации образовательных учреждений, целями которой являются подтверждение соответствия качества образования по образовательным программам, реализуемым образовательным учреждением, федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям, и установление, в определенных случаях, государственного статуса образовательного учреждения.

Установлены положения, дополняющие порядок осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства об образовании и государственного контроля качества образования, главным образом определяющие процедуры выдачи и исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений.

Установлены обязанность и порядок ведения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, федерального реестра документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях, в целях информационно-технологического обеспечения проверки подлинности таких документов. Установлен также порядок подтверждения документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях путем проставления на них апостиля.

На образовательные учреждения возложена обязанность создания и ведения своих сайтов в сети "Интернет", и определен перечень размещаемой на сайте информации.

Соответствующие изменения внесены также и в Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Изменения, касающиеся порядка финансирования деятельности образовательных учреждений, размеров пошлин за выдачу документов, связанных с процедурами лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, ответственности за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без лицензии, внесены также в Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Закон вступает в силу с 1 января 2011 года. Установлен порядок переоформления лицензий на осуществление образовательной деятельности и свидетельств о государственной аккредитации образовательных учреждений, выданных до дня вступления Закона в силу.

Постановление Правительства РФ от 29.10.2010 N 870
"Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления"

Установлены требования к безопасности сетей газораспределения и газопотребления

Действие утвержденного Технического регламента распространяется на сеть газораспределения и сеть газопотребления, а также на связанные с ними процессы проектирования (включая инженерные изыскания), строительства, реконструкции, монтажа, эксплуатации (включая техническое обслуживание и текущий ремонт), капитального ремонта, консервации и ликвидации. Требования технического регламента не распространяются на сеть газопотребления жилых зданий. Установлено, что применение технического регламента возможно только после проведения идентификации объекта технического регулирования, проводимой по следующим существенным признакам: назначение; состав объектов, входящих в сети газораспределения и газопотребления; давление природного газа согласно величинам, определенным техническим регламентом. Определены общие требования к сетям газораспределения и газопотребления, а также формы осуществления оценки соответствия.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований, установленных техническим регламентом, будет осуществлять Ростехнадзор.

Технический регламент вступает в силу по истечении 12 месяцев со дня официального опубликования Постановления.

Приказ ФСБ РФ от 02.11.2010 N 544
"Об объявлении органами федеральной службы безопасности официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению органов Федеральной службы безопасности"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.11.2010 N 18902.

Определен порядок объявления органами ФСБ РФ официального предостережения

Федеральным законом "О федеральной службе безопасности" (в редакции от 27.07.2010) установлено, что в целях предупреждения совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено к ведению органов федеральной службы безопасности, при наличии достаточных и предварительно подтвержденных сведений о действиях физического лица, создающих условия для совершения указанных преступлений, и при отсутствии оснований для его привлечения к уголовной ответственности органы федеральной службы безопасности, предварительно уведомив об этом прокурора, могут объявлять этому лицу обязательное для исполнения официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения таких преступлений.

В соответствии с Законом утвержден порядок объявления указанного официального предостережения, в т.ч. более конкретно сформулированы основания для объявления предостережения, которыми определены следующие действия физического лица, создающие условия для совершения преступлений: проявляющие вовне (словесно, письменно или иным образом) намерения совершить определенное преступление при отсутствии признаков приготовления к преступлению или покушения на преступление; образующие приготовление к преступлению небольшой и средней тяжести либо непосредственно направленные на совершение таких преступлений при отсутствии признаков покушения.

Официальное предостережение может объявляться неоднократно, в случае получения повторных или новых сведений о совершении данным лицом действий, создающих условия для совершения преступления.

Определены процедуры подготовки (согласования и оформления) и объявления официального предостережения, в частности установлено, что предостережение может направляться по почте заказным письмом с уведомлением о вручении или вручаться лично физическому лицу, в т.ч. в присутствии приглашенных представителей государственных органов, организаций или общественности. До направления или вручения официального предостережения уполномоченный руководитель уведомляет об этом соответствующего надзирающего прокурора по факсимильной связи с последующим направлением уведомления по почте.

Утверждены также перечень категорий руководителей органов федеральной службы безопасности, уполномоченных объявлять официальные предостережения, форма официального предостережения и форма уведомления, направляемого прокурору.


 Бесплатная демонстрация системы КонсультантПлюс

Как быстро найти документ или получить ответ на вопрос по законодательству?

Установите и попробуйте бесплатную демонстрационную версию справочной правовой системы КонсультантПлюс.

 



Все права защищены © 2010 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное