Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: правовые новости Выпуск от 11.12.2007


КонсультантПлюс

Правовые новости. Коротко о важном

Выпуск от 11.12.2007


Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться


КонсультантПлюс: "горячие" документы

∙ ФИНАНСЫ

ПРОДЛЕН СРОК ДЕЙСТВИЯ ЛЬГОТНЫХ НАЛОГОВЫХ СТАВОК ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

Внесены изменения в статью 2.1 Федерального закона от 6 августа 2001 года N 110-ФЗ, которой предусмотрены пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения в виде ЕСХН, по деятельности, связанной с реализацией произведенной (а также произведенной и переработанной) ими сельскохозяйственной продукции. Так, срок действия налоговой ставки в размере 0 процентов продлен на 2008 год; в размере 6 процентов на 2009 - 2010 годы; в размере 12 процентов на 2011 - 2012 годы, в размере 18 процентов на 2013 - 2015 годы (Федеральный закон от 29.11.2007 N 280-ФЗ).

В НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ ВНЕСЕНЫ УТОЧНЯЮЩИЕ ПОПРАВКИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА УСТРАНЕНИЕ НЕСООТВЕТСТВИЯ ЕГО ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ НОРМАМ И ОПРЕДЕЛЕНИЯМ БЮДЖЕТНОГО КОДЕКСА РФ

В частности, из положений Налогового кодекса РФ, исключены такие понятия, как "бюджетополучатель", "смета доходов и расходов", которые отсутствуют в Бюджетном кодексе РФ. Кроме того, в статью 217 Налогового кодекса РФ вводится пункт 36, согласно которому будут подлежать освобождению от налогообложения НДФЛ суммы выплат, предоставленные за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов на приобретение и строительство жилого помещения. Следует отметить, что ранее Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 216-ФЗ предусматривалось установление такой льготы. Теперь соответствующее положение из Федерального закона от 24 июля 2007 года N 216 исключено. Действие указанной льготы будет распространяться на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года (Федеральный закон от 29.11.2007 N 284-ФЗ).

ЗНАЧИТЕЛЬНО СНИЖЕНЫ СТАВКИ СБОРА ЗА ДОБЫЧУ (ВЫЛОВ) ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ КРАБОВ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО БАССЕЙНА

В новой редакции изложены положения пунктов 4 и 5 статьи 333.1 Налогового кодекса РФ, устанавливающие ставки сборов за пользование объектами водных биоресурсов. Снижение ставок коснулось тех видов водных биоресурсов, промысел которых связан с высокими затратами на их добычу. В частности, снижена ставка сбора за добычу (вылов) в Дальневосточном бассейне: со 100 000 до 35 000 рублей за тонну за вылов краба камчатского западного побережья Камчатки и краба синего; с 3500 до 200 рублей за тонну за вылов креветки углохвостой; с 1000 до 500 рублей за тонну за вылов кальмара. Одновременно повышены ставки сбора на пользующиеся спросом, высоколиквидные биоресурсы. Так, за вылов в Северном бассейне креветки северной будет взиматься сбор в размере 3000 рублей за тонну, креветки шримс-медвежонок - 2000 рублей за тонну. Увеличена с 3000 до 7000 рублей за тонну ставка сбора за добычу белухи. Кроме того, уточнено понятие "градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации". Определены критерии отнесения организаций к рыбохозяйственным организациям (Федеральный закон от 29.11.2007 N 285-ФЗ).

ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЗАИМНОГО СТРАХОВАНИЯ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ РЕГЛАМЕНТИРОВАН ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ "О ВЗАИМНОМ СТРАХОВАНИИ"

Этот Закон, принятый в соответствии с Гражданским кодексом РФ, установил порядок создания обществ взаимного страхования, управления ими и осуществления страхования имущественных интересов своих членов. Еще один федеральный закон, принятый одновременно с Федеральным законом "О взаимном страховании", внес изменения в другие законодательные акты, регулирующие вопросы страховой деятельности, установив, в частности, порядок лицензирования деятельности по взаимному страхованию и ликвидации общества взаимного страхования в связи с отзывом выданной ему лицензии (Федеральные законы от 29.11.2007 N 286-ФЗ и N 287-ФЗ).

РАСШИРЕН ПЕРЕЧЕНЬ КАТЕГОРИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ИМЕЮЩИХ ПРАВО НА УЧАСТИЕ В НАКОПИТЕЛЬНО-ИПОТЕЧНОЙ СИСТЕМЕ ЖИЛИЩНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Соответствующие дополнения внесены в Федеральный закон "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих". Одновременно, в зависимости от категории военнослужащих, установлен и порядок их включения в реестр участников. Кроме того, внесенными изменениями предусмотрена возможность использования средств целевых жилищных займов, в частности, для участия в долевом строительстве жилья, для оплаты расходов, связанных с подбором и оформлением жилых помещений, оплатой услуг оценщика. Согласно дополнениям, внесенным в Налоговый кодекс РФ, во-первых, освобождены от налогообложения НДФЛ суммы дохода от инвестирования, использованные в соответствии с названным выше Законом для приобретения (строительства) жилых помещений участниками накопительно-ипотечной системы, а во-вторых, суммы дохода от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, предназначенных для распределения по именным накопительным счетам участников накопительно-ипотечной системы, включены в перечень доходов, не подлежащих налогообложению налогом на прибыль организаций (Федеральный закон от 04.12.2007 N 324-ФЗ).

УСТАНОВЛЕНЫ ТРЕБОВАНИЯ, ПРИ СОБЛЮДЕНИИ КОТОРЫХ БАНК ИМЕЕТ ПРАВО НА ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВО ВКЛАДЫ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Согласно дополнениям, внесенным в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности"; право на привлечение во вклады денежных средств физических лиц может быть предоставлено вновь регистрируемому банку либо банку, с даты государственной регистрации которого прошло менее двух лет, при условии, если: размер уставного капитала вновь регистрируемого банка либо размер собственных средств (капитала) действующего банка составляет величину не менее суммы рублевого эквивалента 100 миллионов евро; банк соблюдает установленную нормативным актом Банка России обязанность раскрывать неограниченному кругу лиц информацию о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления банка. Федеральный закон, которым предусмотрены названные изменения, вступит в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования (Федеральный закон ОТ 04.12.2007 N 325-ФЗ).

УКАЗАНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДОПОЛНЕНЫ НОВЫМИ ЦЕЛЕВЫМИ СТАТЬЯМИ

Раздел IV Указаний дополнен, в частности, такими целевыми статьями, как: "097 00 00 Фонд "Русский мир", по которой отражаются расходы, связанные с поддержкой программ изучения русского языка за рубежом; "099 00 00 Государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", по которой отражаются расходы, связанные с имущественным взносом Российской Федерации в данную государственную корпорацию. Указанные расходы пополнили и перечень видов расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ в разделе V Указаний. Кроме того, в данный раздел включены, в частности, следующие виды расходов: 105 Разработка типового проекта медицинского центра по оказанию специализированной медицинской помощи в области акушерства, гинекологии и неонаталогии (перинатальных центров); 106 Разработка и реализация комплекса мер по оказанию государственной поддержки детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; 109 Дотация бюджету Чеченской Республики; 117 Субсидия бюджету Сахалинской области на ликвидацию последствий землетрясения. Изменения введены в действие с 18 октября 2007 года (Приказ Минфина РФ от 18.10.2007 N 92н; Приказ Минфина РФ от 27.11.2007 N 117н).

ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ИСЧИСЛЕНИЯ ЕНВД УСТАНОВЛЕН НА 2008 ГОД КОЭФФИЦИЕНТ-ДЕФЛЯТОР К1, РАВНЫЙ 1,081

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 25.12.2002 N 1834-р Минэкономразвития России ежегодно, не позднее 20 ноября, публикует в "Российской газете" согласованный с Минфином России коэффициент-дефлятор на следующий год. Данный коэффициент применяется для корректировки базовой доходности, установленной по определенному виду предпринимательской деятельности, при расчете налоговой базы по единому налогу на вмененный доход (Приказ Минэкономразвития РФ от 19.11.2007 N 401; зарегистрирован в Минюсте РФ 30.11.2007 N 10582).

∙ ЭКОНОМИКА

ДИФФЕРЕНЦИРОВАНЫ СРОКИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ В ПОЛЬЗОВАНИЕ УЧАСТКОВ НЕДР ДЛЯ ГЕОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ

В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон "О недрах", до 10 лет увеличен срок пользования недрами для геологического изучения при проведении работ по изучению участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа РФ. Увеличение срока направлено на создание наиболее благоприятных условий для проведения работ по геологическому изучению названных участков недр с учетом природно-климатических особенностей. Во всех остальных случаях геологического изучения недр срок предоставления в пользование участков недр остался прежним и составляет 5 лет (Федеральный закон от 01.12.2007 N 295-ФЗ).

ПРОИЗВОДСТВО ЭТИЛОВОГО СПИРТА БЕЗ ПОЛНОЙ ПЕРЕРАБОТКИ И (ИЛИ) УТИЛИЗАЦИИ БАРДЫ - ОСНОВНОГО ОТХОДА СПИРТОВОГО ПРОИЗВОДСТВА - ДОПУСКАЕТСЯ ДО 1 ЯНВАРЯ 2009 ГОДА

Положения Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", которые допускают производство этилового спирта только при условии полной переработки и (или) утилизации барды, должны были вступить в силу с 1 января 2008 года. При этом невыполнение данного требования после указанной даты могло явиться основанием для приостановления действия лицензии на производство этилового спирта. Однако срок вступления в силу указанных норм перенесен с 1 января 2008 года на 1 января 2009 года (Федеральный закон от 01.12.2007 N 301-ФЗ).

ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО СПИРТА, АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ"

В соответствии со статьей 8 указанного Закона основное технологическое оборудование для производства, а также оборудование для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должны быть оснащены техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота данной продукции в ЕГАИС. Внесенными в Закон изменениями установлено, что указанные требования не будут распространяться на учет объема закупки, хранения и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением учета объема закупки, хранения и поставки в организациях, осуществляющих производство на территории РФ и (или) ввоз на территорию РФ алкогольной и спиртосодержащей продукции. Изменения вступят в силу 1 января 2008 года (Федеральный закон от 01.12.2007 N 302-ФЗ).

В ЗАКОН "О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ) КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ" ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ПОРЯДКА ОТКРЫТИЯ СЧЕТОВ В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ПРИЗНАННОЙ БАНКРОТОМ

В соответствии со статьей 50.31 названного Закона в зависимости от видов иностранной валюты, имеющихся у кредитной организации, признанной банкротом, конкурсный управляющий может использовать необходимое количество счетов в иностранной валюте, открываемых в других кредитных организациях в установленном Банком России порядке. До внесения изменений перечень кредитных организаций, в которых могут быть открыты такие счета, должен был утверждаться Правительством РФ. Теперь указанное требование отменено (Федеральный закон от 01.12.2007 N 303-ФЗ).

ПЕРЕВОЗОЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОКАЗАНИИ УСЛУГ ПО ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКЕ ПАССАЖИРА, МОГУТ ОФОРМЛЯТЬСЯ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ (ЭЛЕКТРОННЫМ ПЕРЕВОЗОЧНЫМ ДОКУМЕНТОМ)

Согласно внесенным в Воздушный кодекс РФ изменениям билет, багажная квитанция, а также иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, могут быть оформлены в электронном виде (электронными перевозочными документами) с размещением информации об условиях договора воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок. При этом установлено, что пассажир вправе потребовать, а перевозчик или действующее на основании договора с перевозчиком лицо при заключении договора перевозки или регистрации пассажира обязаны выдать пассажиру заверенную выписку, содержащую условия соответствующего договора воздушной перевозки (Федеральный закон от 01.12.2007 N 314-ФЗ).

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ БУДЕТ СПОСОБСТВОВАТЬ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ

В соответствии с принятым Федеральным законом "О саморегулируемых организациях" основными задачами саморегулируемых организаций являются самостоятельная разработка и установление по собственной инициативе стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для членов этих организаций, а также контроль за их соблюдением. В целях выполнения этих задач саморегулируемые организации вправе устанавливать требования к членству в организации, применять меры дисциплинарного воздействия к своим членам, образовывать третейские суды для разрешения споров между членами организации, а также между ними и потребителями их товаров, работ и услуг, организовывать профессиональное обучение работников членов организации и сертификацию произведенных членами организации товаров, работ и услуг, представлять интересы членов организации в их отношениях с органами государственной власти и местного самоуправления, оспаривать акты государственных органов и органов местного самоуправления, в т.ч. в судах. Саморегулируемые организации обязаны обеспечивать информационную открытость своей деятельности (Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ).

ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОРЯДОК РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТАРИФНОЙ КВОТЫ

Согласно статье 36 Закона РФ от 21 мая 1993 года N 5003-1 "О таможенном тарифе" предоставление льгот по Таможенному тарифу РФ допускается, в частности, в виде установления тарифных квот на преференциальный ввоз сельскохозяйственных товаров, аналоги которых производятся (добываются, выращиваются) в РФ. В настоящее время доли тарифной квоты распределяются между импортерами по результатам конкурсов (аукционов) или пропорционально объему ввоза ими на таможенную территорию РФ товара, происходящего из иностранного государства, в предыдущем календарном году. Однако, в последнем случае, это приводило к тому, что в целях увеличения своей доли при распределении квоты на следующий календарный год импортеры максимизировали ввоз сельскохозяйственной продукции в текущем году, причем вне зависимости от рыночной конъюнктуры. Тем самым нарушались интересы отечественных товаропроизводителей, поскольку избыточное предложение приводило к снижению цен. В соответствии с изменениями, внесенными в статью 36 Закона РФ от 21 мая 1993 года N 5003-1 "О таможенном тарифе", базовым периодом для распределения тарифной квоты устанавливается не предыдущий календарный год, а период, определяемый Правительством РФ. Федеральный закон вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (Федеральный закон от 03.12.2007 N 321-ФЗ).

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО УПОЛНОМОЧЕНО ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ВСЕ ВИДЫ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

Данное решение принято Правительством на основании статьи 5 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". Напомним, что ранее аналогичные решения (см. Постановления Правительства РФ от 30.12.2006 N 856, 10.04.2006 N 203 и от 20.12.2004 N 813) были приняты Правительством РФ в отношении Министерства иностранных дел РФ, Министерства обороны РФ и Службы внешней разведки РФ (Постановление Правительства РФ от 26.11.2007 N 803).

СНИЖЕНА СТАВКА ТАМОЖЕННОЙ ПОШЛИНЫ НА ВЫВОЗ СЕРЫ СЫРОЙ

С 1 января 2008 года вывоз с территории РФ за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе серы сырой или нерафинированной (код ТН ВЭД России 2503 00 100 0) будет осуществляться по ставке вывозной таможенной пошлины в размере, равном нулю. В настоящее время ставка пошлины составляет 6,5 процента от таможенной стоимости (Постановление Правительства РФ от 30.11.2007 N 818).

∙ СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

УВЕЛИЧЕНЫ ТРУДОВЫЕ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ И ПО ИНВАЛИДНОСТИ, ВЫПЛАЧИВАЕМЫЕ ЛИЦАМ, РАБОТАВШИМ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" дополнен отдельными нормами, устанавливающими повышенные размеры базовых частей трудовых пенсий по старости и по инвалидности, выплачиваемых лицам, работавшим в районах Крайнего Севера, а также в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Так, в частности, лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 2340 рублей в месяц, а по инвалидности, в зависимости от степени ограничения трудоспособности, в размере 4680 рублей в месяц - при III степени ограничения трудоспособности, 2340 рублей в месяц - при II степени, 1170 рублей в месяц - при I степени. В отношении лиц, работавших как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления размера базовой части трудовой пенсии по старости и трудовой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Указанные нормы вступают в силу с 1 января 2008 года. С 1 августа 2008 года вступают в силу нормы, в соответствии с которыми базовые части трудовых пенсий по старости и по инвалидности, выплачиваемых указанным лицам, будут увеличены еще раз (Федеральный закон от 01.12.2007 N 312-ФЗ).

ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РФ УСТАНОВЛЕНА МИНИМАЛЬНАЯ И МАКСИМАЛЬНАЯ ВЕЛИЧИНА ПОСОБИЯ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ НА 2008 ГОД

Минимальная величина пособия по безработице будет составлять 770 рублей, а максимальная величина пособия по безработице - 3080 рублей (Постановление Правительства РФ от 01.12.2007 N 834).

∙ ГОСУДАРСТВО

ОПЕРАЦИЯМ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННЫХ ПУБЛИЧНЫХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ БУДЕТ УДЕЛЯТЬСЯ ПОВЫШЕННОЕ ВНИМАНИЕ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ТАКИЕ ОПЕРАЦИИ

В Федеральный закон от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" внесены изменения, направленные на установление контроля за операциями с денежными средствами или иным имуществом иностранных публичных должностных лиц. В частности, установлено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе, обязаны: принимать меры по выявлению среди физических лиц, находящихся или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц; принимать на обслуживание указанных лиц только на основании письменного решения руководителя; уделять повышенное внимание операциям с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемым иностранными публичными должностными лицами, их супругами, близкими родственниками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными или от имени указанных лиц. Кроме того, определено, что безналичные расчеты и переводы денежных средств без открытия счета (исключая, в частности, расчеты с бюджетами всех уровней, оплату коммунальных услуг и услуг связи, членские взносы) должны сопровождаться на всех этапах их проведения информацией о плательщике и номере его счета (при его наличии) путем указания такой информации в расчетном документе или иным способом. Федеральный закон вступает в силу с 15 января 2008 года (Федеральный закон от 28.11.2007 N 275-ФЗ).

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ" НЕ БУДЕТ РАСПРОСТРАНЯТЬСЯ НА ТОВАРИЩЕСТВА СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ, САДОВОДЧЕСКИЕ, ОГОРОДНИЧЕСКИЕ И ДАЧНЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ГРАЖДАН

Соответствующая оговорка включена в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" с целью освободить товарищества собственников жилья, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан от сложного порядка регистрации и ведения отчетности, установленного этим Законом для некоммерческих организаций. Федеральный закон "О некоммерческих организациях" уже содержал оговорку о том, что его действие не распространяется на потребительские кооперативы (Федеральный закон от 29.11.2007 N 278-ФЗ).

ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОН РФ "О ТРАНСПЛАНТАЦИИ ОРГАНОВ И (ИЛИ) ТКАНЕЙ ЧЕЛОВЕКА"

Изменения направлены на унификацию наименований в тексте данного Закона федерального органа исполнительной власти в сфере здравоохранения. Слова "Министерство здравоохранения Российской Федерации" в части первой статьи 2, в статье 5 и в части второй статьи 9 заменены на "федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития", что позволяет в дальнейшем вносить изменения в законодательство вне зависимости от изменения наименования федерального органа в сфере здравоохранения (Федеральный закон от 29.11.2007 N 279-ФЗ).

В ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РФ ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ПЕРЕХОДА ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ВЫМОРОЧНОЕ ИМУЩЕСТВО

Согласно действующей редакции статьи 1151 ГК РФ выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации. В соответствии с внесенными в ГК РФ изменениями выморочное имущество в виде расположенного на территории РФ жилого помещения будет переходить в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено, а если оно расположено в Москве или Санкт-Петербурге - в собственность этих субъектов Федерации. Такие жилые помещения будут включаться в соответствующий жилищный фонд социального использования. Изменения распространяются на выморочные жилые помещения, если свидетельство о праве на наследство не выдано до дня вступления в силу Закона, вносящего данные изменения, - до 15 декабря 2007 года (Федеральный закон от 29.11.2007 N 281-ФЗ).

СОЗДАНЫ ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОФИЦИАЛЬНОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО УЧЕТА

Принятый Закон, в частности, определяет понятие и принципы официального статистического учета и системы государственной статистики, а также устанавливает обязанность респондентов (в том числе юридических лиц и граждан) безвозмездно предоставлять первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации. Данные, содержащие сведения, составляющие государственную и коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц при условии их обязательного обезличивания, и другая информация, доступ к которой ограничен федеральными законами, предоставляются в соответствии с законодательством РФ об этих категориях информации ограниченного доступа (Федеральный закон от 29.11.2007 N 282-ФЗ).

В ПОЛОЖЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ЭКСПОРТНОМ КОНТРОЛЕ" ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ

В частности, установлено, что действие Закона распространяется на внешнеэкономическую деятельность в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы не только при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, но также и при подготовке и (или) совершении террористических актов. В прежней редакции Закона лицензированию подлежали внешнеэкономические операции, предусматривающие передачу контролируемых товаров и технологий иностранному лицу. Теперь же лицензированию подлежит не только передача контролируемых товаров и технологий (в том числе прав на них) иностранным лицам, но и ввоз отдельных видов контролируемых товаров и технологий на таможенную территорию РФ в случаях, если это необходимо для обеспечения безопасности государства или выполнения международных обязательств РФ. Номенклатура контролируемых товаров и технологий, ввоз которых подлежит лицензированию, устанавливается Правительством РФ. Лицензии будут выдаваться специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2008 года (Федеральный закон от 29.11.2007 N 283-ФЗ).

СВЕДЕНИЯ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ, МОГУТ БЫТЬ ПЕРЕДАНЫ МЕЖДУНАРОДНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ В УСТАНОВЛЕННОМ ПОРЯДКЕ

Постоянно расширяющееся участие Российской Федерации в различных международных организациях, в частности, Организации Северо-Атлантического Договора (НАТО), Шанхайской организации сотрудничества и других, приводит к необходимости урегулирования процесса передачи таким структурам сведений, составляющих государственную тайну. При этом в прежней редакции Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне" возможность передачи таких сведений предусматривалась только в отношении государств. В этой связи в Закон внесены изменения, согласно которым сведения, составляющие государственную тайну, могут быть переданы не только другим государствам, но и международным организациям. При этом, как и ранее, решение о передаче таких сведений будет приниматься Правительством РФ при наличии положительного экспертного заключения межведомственной комиссии по защите государственной тайны (Федеральный закон от 01.12.2007 N 294-ФЗ).

ЛИЦАМ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ПРИНЯТЫ В ГРАЖДАНСТВО РФ В УПРОЩЕННОМ ПОРЯДКЕ, НЕОБХОДИМО ЗАЯВИТЬ О СВОЕМ ЖЕЛАНИИ ПРИНЯТЬ РОССИЙСКОЕ ГРАЖДАНСТВО ДО 1 ЯНВАРЯ 2009 ГОДА

В Федеральный закон от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" внесены изменения, согласно которым иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в РФ из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в РФ по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в РФ или вид на жительство, могут быть приняты в российское гражданство в упрощенном порядке, если они до 1 января 2009 года заявят о своем желании приобрести гражданство РФ. Ранее о своем желании приобрести гражданство РФ необходимо было заявить до 1 января 2008 года (Федеральный закон от 01.12.2007 N 296-ФЗ).

ОБЩИНЫ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ ОТНЕСЕНЫ К НЕКОММЕРЧЕСКИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ

Такое дополнение внесено в Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". Также введенной в названный Закон новой статьей 6.1 установлено, что общинами малочисленных народов признаются формы самоорганизации лиц, относящихся к коренным малочисленным народам РФ и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам, в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры. Предусмотрено, что община малочисленных народов вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям ее создания, а члены общины имеют право на получение части ее имущества или компенсации стоимости такой части при выходе из общины либо при ее ликвидации. Определение правового статуса общин малочисленных народов как юридических лиц позволит общинам выступать полноправными участниками гражданских и иных правоотношений (Федеральный закон от 01.12.2007 N 300-ФЗ).

ХОД РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ РАЗРЕШЕНО ФИКСИРОВАТЬ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ АУДИОЗАПИСИ

Статья 24.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечивающая открытость рассмотрения дел об административных правонарушениях, дополнена новым положением, согласно которому лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, и граждане, присутствующие при открытом рассмотрении дела об административном правонарушении, имеют право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход рассмотрения дела об административном правонарушении. Фотосъемка, видеозапись, трансляция открытого рассмотрения дела об административном правонарушении по радио и телевидению допускаются с разрешения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. Указанные дополнения будут способствовать повышению уровня защиты прав граждан в сфере производства по делам об административных правонарушениях, а также обеспечению гласности при рассмотрении дел об административных правонарушениях (Федеральный закон от 01.12.2007 N 304-ФЗ).

В ЗАКОН ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЗАЩИТУ ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

В частности, установлен размер страховой выплаты за причинение вреда жизни потерпевшего, который составит 135 тысяч рублей лицам, имеющим право в соответствии с гражданским законодательством на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего (кормильца), и не более 25 тысяч рублей на возмещение расходов на погребение - лицам, понесшим эти расходы. В целях упрощения процедуры получения потерпевшим страховой выплаты устанавливается право потерпевшего предъявить требование о возмещении вреда, причиненного его имуществу, непосредственно страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность потерпевшего. Такое право может быть реализовано в случае наличия одновременно следующих обстоятельств: в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу и дорожно-транспортное происшествие произошло с участием двух транспортных средств, гражданская ответственность которых была застрахована. Определены условия, при которых владельцы транспортных средств могут оформить документы о дорожно-транспортном происшествии без участия сотрудников милиции. Вводится мера ответственности страховщика в виде уплаты потерпевшему неустойки (пени) за несвоевременное осуществление страховой выплаты. Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2008 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 июля 2008 года, с 1 декабря 2008 года и с 1 января 2009 года (Федеральный закон от 01.12.2007 N 306-ФЗ).

ОБЪЕДИНЕНИЯМ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРАВО УЧАСТВОВАТЬ В РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Согласно изменениям, внесенным в Федеральные законы "Об образовании" и "Об объединениях работодателей", такое участие может выражаться, например, в разработке федеральных государственных образовательных стандартов и разработке федеральных государственных требований к дополнительным профессиональным образовательным программам, в формировании перечней направлений подготовки (специальностей) профессионального образования, в государственной аккредитации образовательных учреждений профессионального образования. Порядок участия объединений работодателей в данной области государственной политики будет определен Правительством РФ (Федеральный закон от 01.12.2007 N 307-ФЗ).

ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Изменениями, внесенными в Федеральные законы "Об образовании", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и "О науке и государственной научно-технической политике", определены цели и формы интеграции высшего и послевузовского профессионального образования и науки. В частности, интеграция может осуществляться путем создания на базе вузов научными организациями лабораторий, осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность, а также посредством создания вузами на базе научных организаций кафедр, осуществляющих образовательный процесс. В систему образования включены научные организации. Научные организации наделены правом по договору предоставлять образовательным учреждениям высшего профессионального образования в пользование движимое и недвижимое имущество. В свою очередь, вузы смогут предоставлять принадлежащее им имущество в пользование научным организациям (в этом случае помимо договора требуется согласие учредителя учебного заведения). Установлено, что между такими государственными некоммерческими организациями указанные отношения могут осуществляться на безвозмездной основе (Федеральный закон от 01.12.2007 N 308-ФЗ).

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ, ИМЕЮЩИЕ ТРЕХКОМПОНЕНТНУЮ СТРУКТУРУ, ЗАМЕНЕНЫ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

Действующие государственные образовательные стандарты, состоящие из трех компонентов (федеральный, национально-региональный и компонент образовательного учреждения), не позволяют учитывать особенности формирования образовательных программ для всех уровней (ступеней) образования. Изменениями, внесенными в Закон РФ "Об образовании", вводится понятие "федеральные государственные образовательные стандарты" (ФГОС), под которыми понимается совокупность требований, обязательных при реализации образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию, основных образовательных программ: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. ФГОС включает в себя требования к структуре основных образовательных программ, условиям их реализации, а также результатам освоения основных образовательных программ. ФГОС утверждаются не реже одного раза в десять лет. Определено, что ФГОС, а также устанавливаемые в соответствии с законом образовательные стандарты и требования являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования. Прием на обучение в соответствии с действующими государственными образовательными стандартами в образовательных учреждениях (имеющих государственную аккредитацию) прекращается 31 августа 2009 года (Федеральный закон от 01.12.2007 N 309-ФЗ).

ПРИНЯТ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН, РЕГУЛИРУЮЩИЙ ОТНОШЕНИЯ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В СВЯЗИ С ОРГАНИЗАЦИЕЙ И ПРОВЕДЕНИЕМ ОЛИМПИЙСКИХ ЗИМНИХ ИГР В ГОРОДЕ СОЧИ

Законом определены сроки проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр, правовое положение, функции и права Оргкомитета "Сочи 2014". Установлены особенности осуществления отдельных видов деятельности и обеспечения безопасности в период организации и проведения Игр, включающие в себя, в частности, правила использования олимпийской символики и размещения рекламы, порядок въезда, выезда и пребывания на территории РФ иностранных граждан в связи с организацией и проведением Игр, особенности осуществления иностранными рабочими трудовой деятельности. Отдельная глава посвящена вопросам регулирования градостроительных и земельных отношений, порядку резервирования и изъятия земель для государственных или муниципальных нужд, особенностям предоставления земельных участков для строительства олимпийских объектов. Также соответствующие изменения внесены в отдельные законодательные акты РФ, в частности, Закон РФ от 21 мая 1993 года N 5003-1 "О таможенном тарифе", Федеральный закон от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", часть вторую Налогового кодекса РФ, Федеральный закон от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации". Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 января 2008 года (Федеральный закон от 01.12.2007 N 310-ФЗ).

РАСШИРЕН КРУГ ЛИЦ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПРЕИМУЩЕСТВЕННЫМ ПРАВОМ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ, РЕАЛИЗУЮЩИЕ ВОЕННЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

В настоящее время преимущественным правом при зачислении в военные училища либо правом выбора при призыве на военную службу вида и рода войск Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов обладают, в том числе, граждане, которым в установленном порядке присвоены первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладному виду спорта. В то же время граждане, имеющие спортивный разряд кандидата в мастера спорта, который является высшим спортивным разрядом, такими правами не обладают. В этой связи в Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" внесены изменения, согласно которым граждане, имеющие спортивный разряд кандидата в мастера спорта, смогут воспользоваться преимущественным правом на поступление в высшие учебные заведения, реализующие военные профессиональные образовательные программы (военно-учебные заведения). Соответствующие изменения внесены также в Закон РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" и Федеральный закон от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (Федеральный закон от 01.12.2007 N 313-ФЗ).

ОПРЕДЕЛЕНО ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "РОСАТОМ"

Цель создания Корпорации - проведение государственной политики, осуществление нормативно-правового регулирования, оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в области использования атомной энергии, безопасное функционирование организаций атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов, обеспечение ядерной и радиационной безопасности, нераспространение ядерных материалов и технологий, развитие атомной науки, техники и профессионального образования, осуществление международного сотрудничества в этой области. Установлены полномочия и функции Корпорации, определено имущество Корпорации, предусмотрено создание Корпорацией специальных резервных фондов. Урегулированы вопросы управления Корпорацией, ее отчетности, а также реорганизации и ликвидации. Корпорация объединит предприятия атомной энергетики и промышленности и обеспечит организационное, управленческое и технологическое единство атомной отрасли (Федеральный закон от 01.12.2007 N 317-ФЗ).

В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "РОСАТОМ" ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ

Изменения направлены на уточнение отдельных норм ряда федеральных законов и устранение противоречий между их нормами и положениями нового закона. Изменения внесены в Законы РФ "О закрытом административно-территориальном образовании", "О государственной тайне", в часть первую Гражданского кодекса РФ, в Уголовный кодекс РФ, в Федеральные законы "О международных договорах Российской Федерации", "Об использовании атомной энергии", "Об акционерных обществах", "О государственном оборонном заказе", "О ведомственной охране", "Об экспортном контроле", "О лицензировании отдельных видов деятельности", "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", "О приватизации государственного и муниципального имущества", "О несостоятельности (банкротстве)" и ряд других федеральных законов (Федеральный закон от 01.12.2007 N 318-ФЗ).

ПРИОСТАНОВЛЕНО ДЕЙСТВИЕ НОРМЫ, ОБЯЗЫВАЮЩЕЙ АДВОКАТОВ СТРАХОВАТЬ РИСК СВОЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИМУЩЕСТВЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Норма, обязывающая адвокатов страховать риск своей профессиональной имущественной ответственности, содержится в подпункте 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". При этом в соответствии со статьей 19 этого Закона адвокат осуществляет страхование риска своей профессиональной имущественной ответственности за нарушение условий заключенного с доверителем соглашения об оказании юридической помощи в соответствии с федеральным законом. В связи с тем, что до настоящего времени такой закон не принят, действие подпункта 6 пункта 1 статьи 7 Закона "Об адвокатской деятельности..." приостановлено до дня вступления в силу федерального закона, регулирующего вопросы обязательного страхования профессиональной ответственности адвокатов (Федеральный закон от 03.12.2007 N 320-ФЗ).

РЕШЕНИЕ О ПРОИЗВОДСТВЕ ВЫЕМКИ ЗАЛОЖЕННОЙ ИЛИ СДАННОЙ НА ХРАНЕНИЕ В ЛОМБАРД ВЕЩИ ПРАВОМОЧЕН ПРИНИМАТЬ ТОЛЬКО СУД

В Уголовно-процессуальный кодекс РФ внесены изменения, согласно которым выемка вещей, заложенных или сданных на хранение в ломбард, должна производиться только на основании судебного решения. В исключительных случаях, когда производство выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи не терпит отлагательства, указанные следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя без получения судебного решения, но с обязательным уведомлением судьи и прокурора в течение 24 часов с момента начала производства следственного действия. Также установлено, что о производстве выемки заемщик или поклажедатель должны быть уведомлены в трехдневный срок (Федеральный закон от 03.12.2007 N 322-ФЗ).

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ ПАССАЖИРОВ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ БУДУТ ПЕРЕДАВАТЬСЯ В АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ БАЗЫ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ О ПАССАЖИРАХ

Такое изменение вносится в ст. 85.1 Воздушного кодекса РФ. Предусмотрено, что при международных воздушных перевозках перевозчики обеспечивают передачу персональных данных пассажиров также в уполномоченные органы иностранных государств, в соответствии с международными договорами Российской Федерации или законодательством иностранных государств вылета, назначения или транзита. Правительству РФ поручено разработать соответствующий порядок. Изменение направлено на повышение эффективности деятельности правоохранительных органов по обеспечению авиационной безопасности, улучшению взаимодействия с компетентными органами зарубежных стран и выполнению международных обязательств Российской Федерации. Закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования (Федеральный закон от 04.12.2007 N 326-ФЗ).

ОТДЕЛЬНЫМ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ МОЖЕТ БЫТЬ ПРОДЛЕН СРОК ПРЕБЫВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В Федеральный закон от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" внесено дополнение, согласно которому военнослужащим вооруженных сил иностранных государств, въезжающим в РФ в целях реализации международных договоров РФ и (или) решений органов государственной власти РФ в области военно-технического сотрудничества, и членам их семей разрешается продление срока пребывания в РФ путем выдачи многократной визы на срок действия внешнеторгового контракта, зарегистрированного в установленном порядке, но не более чем на пять лет. В настоящее время для указанной категории иностранных граждан предусмотрена возможность выдачи служебных виз на срок до одного года. Таким образом, в случае служебной необходимости длительного нахождения и проживания на территории РФ у военнослужащих и членов их семей возникала необходимость ежегодного переоформления служебных виз с обязательным выездом за пределы РФ. Кроме того, в перечень основных понятий, используемых в Федеральном законе от 19 июля 1998 года N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" включено понятие "иностранные заказчики", которые представляют собой уполномоченные органы иностранных государств, иностранные субъекты военно-технического сотрудничества, а также международные организации, представляющие интересы иностранных государств (Федеральный закон от 04.12.2007 N 327-ФЗ).

В РЯД ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ РФ ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ ПО ВОПРОСУ ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ И ЛИЦАМИ, ИМЕЮЩИМИ ДВОЙНОЕ ГРАЖДАНСТВО

Согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон от 3 апреля 1995 года N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности", сотрудниками органов федеральной службы безопасности могут быть только граждане РФ, не имеющие гражданства (подданства) иностранного государства. Аналогичные изменения внесены также в Федеральный закон от 27 мая 1996 года N 57-ФЗ "О государственной охране", то есть теперь установлено, что федеральные органы государственной охраны могут комплектоваться военнослужащими и гражданским персоналом из числа граждан РФ, не имеющих гражданства (подданства) иностранного государства. Кроме того, ряд изменений внесен в Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". Определено, что лица, имеющие гражданство (подданство) иностранного государства, не могут исполнять военную службу, в частности, во внутренних войсках МВД РФ, в войсках гражданской обороны, Службе внешней разведки РФ, федеральном органе специальной связи и информации, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ и других органах. Прекращение гражданства РФ или приобретение гражданства (подданства) иностранного государства будет являться основанием для увольнения военнослужащего с военной службы (Федеральный закон от 04.12.2007 N 328-ФЗ).

ОТНОШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА БУДУТ РЕГУЛИРОВАТЬСЯ НОВЫМ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ

Закон устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта с учетом изменений, произошедших с момента принятия действующего в настоящее время Федерального закона от 29 апреля 1999 года N 80-ФЗ. В частности, существенно расширен понятийный аппарат. Впервые вводятся такие понятия, как военно-прикладные и служебно-прикладные виды спорта, массовый спорт, национальные виды спорта, общероссийская спортивная федерация, спорт высших достижений. Установлено, что к субъектам физической культуры и спорта в РФ теперь, в частности, относятся, Паралимпийский комитет РФ, Сурдлимпийский комитет РФ, Специальная олимпиада России, профессиональные союзы в области физической культуры и спорта, граждане, занимающиеся физической культурой, спортивные команды, спортивные судьи, тренеры. Определено, что спортивные федерации могут быть местными, региональными и общероссийскими, при этом установлено, что по одному виду спорта на территории РФ в качестве общероссийской может быть аккредитована только одна спортивная федерация. Аналогичное правило действует и в отношении региональных спортивных федераций. Разграничены полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта. Федеральный закон вступает в силу с 30 марта 2008 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 января 2009 года и с 1 января 2010 года (Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ).

УСИЛЕНА ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АВИАПЕРЕВОЗЧИКОВ ЗА ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА ЖИЗНИ ИЛИ ЗДОРОВЬЮ ПАССАЖИРОВ, А ТАКЖЕ ЗА УТРАТУ, НЕДОСТАЧУ, ПОРЧУ БАГАЖА И ВЕЩЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ ПРИ ПАССАЖИРАХ

Существенные изменения и дополнения внесены в положения Воздушного кодекса РФ, связанные с причинением вреда пассажирам при авиаперевозке. Повышена страховая защита авиапассажиров. Так, за вред, причиненный жизни пассажира воздушного судна, размер страховой суммы будет составлять не менее чем два миллиона двадцать пять тысяч рублей на каждого пассажира воздушного судна, а за вред, причиненный здоровью пассажира, размер страховой суммы составит не менее чем два миллиона рублей на каждого пассажира. Напомним, что в настоящее время размер вреда в случае смерти пассажира определяется как доля заработка умершего, которую получали или имели право получать его родственники на свое содержание при его жизни, что, как правило, составляет незначительную сумму. Принятый Закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования, за исключением подпункта "в" пункта 1 статьи 1 (определяет ответственность перевозчика за вред, причиненный при воздушной перевозке здоровью пассажира воздушного судна), который вступает в силу с 1 января 2010 года (Федеральный закон от 04.12.2007 N 331-ФЗ).

СОВЕРШЕНСТВУЕТСЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральная аэронавигационная служба, созданная Указом Президента РФ от 05.09.2005 N 1049, является специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование, контроль и надзор в сфере использования воздушного пространства РФ. Передача полномочий по государственному регулированию использования воздушного пространства в компетенцию этой службы от уполномоченных органов в области обороны и гражданской авиации потребовала внесения изменений в ряд статей Воздушного кодекса РФ. В текст соответствующих статей включены формулировки об образованном уполномоченном органе в области использования воздушного пространства. В новой редакции изложена статья 69 Воздушного кодекса РФ, в которой раскрывается содержание понятия аэронавигационного обслуживания. Уточнена и дополнена ст. 88 Воздушного кодекса РФ в связи с созданием единой системы авиационно-космического поиска и спасения (Федеральный закон от 04.12.2007 N 332-ФЗ).

ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ РАЗРАБОТАЛО МЕРЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЮ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Определен порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и в организациях. Установлены основные мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задач гражданской обороны, связанных с обучением, оповещением и эвакуацией населения, предоставлением убежищ и средств индивидуальной защиты, обеспечением маскировки, проведением аварийно-спасательных работ, обеспечением пострадавших, борьбой с пожарами, и других задач (Постановление Правительства РФ от 26.11.2007 N 804).

УТВЕРЖДЕН ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, ПРИЛАГАЕМЫХ К ЗАЯВЛЕНИЮ О ПРИОБРЕТЕНИИ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК, КОТОРЫЙ НАХОДИТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И НА КОТОРОМ РАСПОЛОЖЕНЫ ЗДАНИЯ, СТРОЕНИЯ, СООРУЖЕНИЯ

Перечень, установленный Минэкономразвития РФ, является исчерпывающим и включает в себя семь позиций. Следует отметить, что в соответствии с п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных утвержденным перечнем (Приказ Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370).


Подпишитесь: рассылки от КонсультантПлюс

Получайте самую свежую и актуальную информацию, которая идеально соответствует вашим интересам!

Выбрать материалы, нужные именно вам, можно в каталоге рассылок.

Перейти в каталог рассылок



Все права защищены © 2007 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное