Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Как заработать миллион?" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
|
Но если сегодня ситуация такая, что и белорусское руководство, и подавляющее большинство населения дорожит суверенитетом, давайте будем искать такие формы. Но ведь при любой форме объединения, возьмите даже такую достаточно либеральную форму, как в Евросоюзе, все равно создаются какие-то наднациональные органы, все равно происходит передача частично суверенитета в эти наднациональные структуры. Нужно найти оптимальный вариант взаимодействия и движения по этому пути. Мы за обсуждение любых – приемлемых, повторяю, – вариантов создания Союзного государства, приемлемых для белорусской стороны. Важно только, чтобы это не привело к какому-то хаосу внутри наших стран. Я, знаете, вспоминаю
просто период противостояния между союзным парламентом в конце
Или, например, общая валюта. Очень важный фактор единения, во всяком случае, в экономической сфере. Если что-то вызывает озабоченность, не будем спешить, давайте подумаем. Но мы бы двигались в этом направлении, мы – за. C.ДВОРЯНИНОВА (интернет-издание «Нуклеа.ру»): Недавно Вам и Президенту Бушу был представлен доклад межведомственной рабочей группы высокого уровня (Бодман – Кириенко) по вопросам сотрудничества в области ядерной безопасности. Как Вы оцениваете итоги реализации этого сотрудничества со времени, может быть, братиславской встречи и далее? И какие наиболее значимые мероприятия Вы могли бы назвать на ближайшую перспективу, которые планируются в этой области сотрудничества? В.ПУТИН: Одна из главных озабоченностей, которая звучит и с нашей стороны, и от наших американских партнеров, лежит в сфере нераспространения оружия массового уничтожения, прежде всего. И мы находимся в достаточно сложной ситуации, при которой многие страны мира хотят, намерены и планируют развитие ядерной энергетики. Здесь существует очень тонкая грань между развитием ядерной энергетики и проблемами нераспространения, потому что трудно очень проконтролировать уровень обогащения урана до боевого топлива, до боевого состояния. И поэтому практически мы параллельно выступили с одной и той же инициативой, она немножко по-разному оформлена, но смысл-то в принципе один и тот же – это создание сети международных центров по обогащению с равным демократическим доступом всех стран, которые хотят развивать ядерную энергетику, при том что эти ядерные центры по обогащению возьмут на себя, видимо, и обязанность утилизации отработавшего топлива, ядерных отходов. Мы двигаемся по этому направлению, и не только с Соединенными Штатами. Как известно, у нас состоялись соответствующие договоренности с Казахстаном. Президент Казахстана очень положительно отреагировал на нашу инициативу. Мы создаем совместные предприятия по этому направлению. И приглашаем к этой работе все заинтересованные страны. Н.МЕЛИКОВА («Независимая газета»): Добрый день. Владимир Владимирович, Вас много сегодня спрашивали о партиях. И мне хотелось бы еще один Вам такой вопрос задать. Вы назвали борьбу между «Справедливой» и «Единой Россией» правильной. А считаете ли Вы целесообразным, чтобы эти партии на президентских выборах выдвинули кандидатами в президенты членов своих партий или людей, представляющих эти партии? Еще у меня один вопрос,
скорее уточнение. Встречаясь с нами в Шанхае, Вы сказали или, может быть,
пошутили, что создадите оппозиционную партию и, может быть, ее возглавите. Если
это не шутка или, наоборот, если это шутка, то кем Вы видите себя после
В.ПУТИН: Вы меня затюкали просто – кем я себя вижу? Человеком я себя вижу, прежде всего. Что касается возможности выдвижения политическими партиями кандидатов на должность Президента, то такая возможность законодательством предусмотрена. Ничего здесь не вижу необычного. Может быть и самовыдвижение, может быть кандидат от партий, представленных в парламенте, не представленных в парламенте. Там просто разная процедура доведения этого кандидата до самой предвыборной кампании по существу. Но все возможно. Если это произойдет – что же, значит, предвыборная кампания будет развиваться по этому сценарию. Если они договорятся до чего-то другого, как-то объединят свои усилия, то это тоже возможный вариант. Может быть, и неплохо. Все будет зависеть от них. А.ЦИОЛИАС («Мегачэнел», Греция): Владимир Владимирович, Вы не упомянули наш маленький трубопровод из Бургаса в Александропулис. Вы знаете, пятнадцать лет мы слышим про этот провод. Хотели бы услышать Ваше мнение, будет наконец-то он построен (нам обещали, что до конца декабря будет соглашение, – сейчас говорят, в феврале будет протокол)? Или постоянно кто-то будет мешать? И кто мешает? Вы знаете, кто-то говорит, даже нас предупреждают, что не надо строить: у нас будут постоянные трения с Россией, как с Украиной и Белоруссией. И одно уточнение, связанное со строительством нефтепровода. Я понял, что Вы до конца Вашего срока не собираетесь уходить, но... (Оживление в зале.) Нет, вы поймете, вы поймете. Но я прочитал такое резкое мнение, что Вы сидите на чемоданах и собираетесь убежать. Это мнение, по-моему, шахматиста Каспарова. Так ли? Будет ли этот нефтепровод построен при Вашем присутствии в России или нет? В.ПУТИН: Я занимался в свое время борьбой дзюдо, а не легкой атлетикой, бежать никуда не собираюсь. (Смех.) Что касается нефтепровода Бургас–Александропулис, я действительно о нем ничего не сказал, потому что его нет. Есть только разговоры вокруг этого проекта. Мы поддерживаем этот проект. И мы считаем, что для потребителей наших углеводородов в Европе это важный и один из приоритетных проектов, именно для потребителей в Европе. Мы все-таки должны уходить от какого-то монополизма на транзит, но если наши греческие и болгарские партнеры не смогут решить тот комплекс проблем, которые находятся на их стороне, то мы вынуждены просто будем увеличивать транзитные возможности через территории других стран. Почему мне кажется, что в этом нефтепроводе заинтересована не только Россия, Болгария и Греция? Потому что мы и наши партнеры в регионе Каспийского моря – поставщики, а основные потребители находятся в Западной Европе. А Болгария и Греция – члены Евросоюза. И поэтому Евросоюз, на мой взгляд, должен быть кровно заинтересован в реализации этого проекта. Вместо этого мы видим там непрекращающуюся возню. Вы уж на меня, ради Бога, не сердитесь и извините, но это какая-то возня, которая не соответствует национальным интересам и интересам национальных экономик ни Болгарии, ни Греции. Если этот трубопровод будет построен по территории другой страны, то он уже не будет построен никогда, поскольку объем нефти, который предполагается для этого маршрута, не будет пополнен пока ничем. Это будет на годы тогда. Болгария и Греция утратят такую возможность – стать транзитной страной углеводородов из России, из региона Каспийского моря в Европу. На мой взгляд, это настолько очевидно, что нужно как можно быстрее прийти к приемлемым соглашениям. Мы эти предложения сформулировали. У меня такое впечатление, что работа не только в Греции, но, слава Богу, и в Болгарии, заканчивается. Надеюсь, что это произойдет в ближайшее время. В.КУЗЬМИН («Российская газета»): Владимир Владимирович, хотелось бы вернуться к отдельным планам наших международных партнеров. США выступили с предложением построить в Польше и в Чехии системы ПРО и РЛС, и вроде бы Украина рассматривается в качестве такого плацдарма. Вы всегда выступали за рациональное и разумное распределение развития вооружений в мире. Судя по ответу на вопрос финской коллеги, эту инициативу США Вы тоже не считаете, наверное, разумной и рациональной. Не думаете ли Вы, что эта некая ответная реакция, ответный ход на восстановление нашей собственной военной мощи, чего и мы не скрываем, и признают в остальном мире. И на наши действия на международном рынке вооружений, чем тоже не очень довольны в США, были прецеденты, даже накладывали санкции на наши компании? Спасибо. В.ПУТИН: Санкции
продолжают накладывать: все накладывают и накладывают. И мы считаем, что это
проявление недобросовестной конкуренции. Да, действительно, мы сейчас заняли
очень серьезную нишу на рынке вооружений и намерены наращивать свои усилия по
этому направлению. Это нормальная конкурентная борьба на мировых рынках. Чего
здесь необычного? Планы Соединенных Штатов по развертыванию системы
противоракетной обороны никак не связаны с ростом военной мощи Российской
Федерации, потому что они были анонсированы еще задолго до того, как мы начали
эту мощь демонстрировать. И вообще должен сказать (я же приводил эти цифры,
по-моему, в Послании), у нас расходы на оборону в
Мы уже сейчас имеем системы преодоления противоракетной обороны. Новый «Тополь-М», как вы знаете, оснащен такими системами. Но этим мы не ограничиваемся, у нас будут системы совершенно нового поколения, на которые разрабатываемые и развертываемые системы ПРО не будут иметь никакого влияния, это просто совершенно другая система. Потому что ПРО рассчитана на баллистические ракеты, а мы говорим про совершенно другие системы стратегического оружия, которые, как я уже говорил, будут действовать на гиперзвуке, будут менять свою траекторию, как по высоте, так и по направлению движения. И системы ПРО здесь просто бессильны – это просто другая история. Но наши специалисты, наши военные специалисты, не считают, что разворачиваемые системы ПРО в странах Восточной Европы нацелены на предотвращение угрозы, исходящей, скажем, со стороны Ирана либо каких-то террористов. Как соотносятся террористы и баллистическое оружие? Причем оно здесь? Что, у террористов есть баллистическое оружие, что ли? А траектории полетов ракет, которые могут запускаться, скажем, с иранской территории, тоже хорошо известны. Да у них и баллистических ракет нет, у них ракеты средней дальности. Сколько их там сейчас, я уже не помню, – две тысячи, что ли, или две тысячи четыреста? Поэтому нам кажутся такие аргументы несостоятельными. И это, конечно, имеет к нам прямое отношение и, разумеется, будет вызывать соответствующую реакцию. Как я уже сказал, эта реакция будет асимметричней, но в высшей степени и эффективной. Н.ЕВСЕЕВА (телекомпания «Ахтуба-ТВ», Волгоград): Владимир Владимирович, волгоградские ветераны, возмущенные решением эстонского парламента о демонтаже памятника воинам-освободителям, вышли с предложением перезахоронить останки советских воинов на священной Сталинградской земле, которая умеет чтить память павших воинов. Городские власти и областные власти это решение поддержали, но конечное слово в этом сложном политическом вопросе за Вами. Может быть, я забегаю вперед, не дожидаясь официального обращения к Вам, но, пользуясь случаем, хочу знать Ваше мнение по поводу возможного перезахоронения на Мамаевом кургане, если эстонские власти все-таки решаться на демонтаж памятника. Спасибо. В.ПУТИН: Свое отношение этому я уже высказал. Я считаю, что это абсолютно недальновидная политика, ультранационалистическая, не учитывающая ни проблем, связанных с борьбой с нацизмом, не учитывающая сегодняшних реалий. Во многих странах Европы памятники воинам, которые освободили Европу от нацизма, не просто стоят, не просто за ними ухаживают – а даже, знаете, мне стыдно об этом сказать, за ними ухаживают даже подчас лучше (в Германии в том числе), чем мы сами внутри России. Кстати, я согласен с теми нашими ветеранами – а такие тоже есть, – которые говорят о том, что надо бы обратить внимание и на немецкие захоронения здесь. Но это ветеранские организации между собой решают, и мы будем поддерживать их в этом взаимодействии между европейскими ветеранскими организациями. Что касается возможного перезахоронения, то вы знаете, ведь в странах Прибалтики тоже проживают ветераны Великой Отечественной войны, их тоже нужно спросить, правильно ли это, что мы эту память о совместной борьбе с нацизмом будем переносить на нашу территорию. Но если дойдет до сноса памятника, то мы готовы предложить сегодняшнему эстонскому руководству перезахоронение этих священных останков наших воинов и перезахоронить их на территории Российской Федерации. Е.ИБРАГИМОВА (ИА «МиР. Москва и регионы»): Вопрос, конечно, того самого насущного национального приоритетного проекта «Доступное жилье», который Вы назвали наиболее проблемным из всех других национальных проектов. Что самое проблемное Вы видите? С учетом того, что мы все понимаем, что регионы привыкли получать дотации определенные, привыкли к помощи федерального центра, тяжело перестраиваться. Что им все-таки ждать? Ждать ли помощи, каких-то преференций новых, которые, может быть, Правительство России им предоставит, или же рассчитывать на собственные силы и способности глав субъектов Федерации в привлечении инвестиций в регионы? Спасибо. В.ПУТИН: Здесь нужно объединение усилий как федерального центра, так и регионов. Мы очень подробно говорили об этом на недавней встрече в рамках президиума Госсовета в Казани. Здесь нужно поддержать ТСЖ, убрать, в конце концов, ненужное налоговое бремя на них, избавить их от необоснованных объемов ремонтных работ. Нужно развивать инфраструктуру, прежде всего инженерную инфраструктуру. Нужно, конечно, выделять дополнительные ресурсы на это. Нужно поддерживать компании, которые берутся за возведение объектов инфраструктуры. Но это должна быть совместная работа. И здесь, как раз в этом смысле, очень важно определить и на региональном уровне приоритеты развития своих территорий. Посмотрите на то, что происходит по направлениям капитального строительства, что это за капитальное строительство, куда вкладываются деньги. Посмотрите на доходную и расходную части бюджета. Здесь в принципе все решения приняты, нужно только действовать. В значительной степени это касается и разбюрокрачивания получения земельных участков, мы об этом тоже говорили. Нужно работать. В общем, несмотря на то
что это проект наиболее сложный, я в начале беседы говорил, что, по сути,
являемся свидетелями начала строительного бума. В два раза увеличилось
количество вводимого жилья: с
Р.АГАЕВ (Информационное агентство «Тренд», Баку, Азербайджан): Салям алейкум, господин Президент! В.ПУТИН: Алейкум ассалям! Р.АГАЕВ: Владимир Владимирович, намерена ли Москва предпринять более действенные шаги по окончательной ликвидации агрессии Армении против Азербайджана и помочь своему стратегическому партнеру Азербайджану в решении главной проблемы, связанной с гуманитарной катастрофой? Это возвращение около миллиона беженцев и вынужденных переселенцев в свои родные края, которые ныне находятся под оккупацией Армении. И второй вопрос: в чем политическая и экономическая мотивировка содержания российских военных баз в Армении? Спасибо. В.ПУТИН: Вы знаете, что российские военные базы – это то, что осталось еще со времен Советского Союза. Это места постоянного расквартирования соответствующих военных подразделений еще Советского Союза. И в тех бывших республиках Советского Союза, руководство которых посчитало возможным оставить там наши воинские подразделения, мы это и сделали. Это касается не только
Армении, это касается, например, Таджикистана. Там
В этой связи хотел бы подчеркнуть и особо отметить: военная российская база в Армении не направлена против каких бы то ни было стран в регионе, в том числе против интересов Азербайджана. Я вспоминаю нашу дискуссию с Михаилом Николаевичем [Саакашвили] в период обострения событий в Аджарии, когда он мне сказал: «Мы боимся, что ваши военные там будут какие-то закулисные действия проводить. Это будет мешать нам выстраивать соответствующие необходимые отношения, выстраивать политику в Аджарии». Я ему сказал: «Этого не будет, Вы увидите». И потом он мне подтвердил, сказал: «Да, спасибо, мы видели, что военные никак не вмешивались в происходящие события». То же самое касается и нашей базы в Армении. Что же касается урегулирования в целом – сложный вопрос. И мы стараемся помочь азербайджанской и армянской сторонам найти приемлемые как для одной, так и для другой стороны решения. Но это должны быть ваши решения. Мы не можем никому навязывать никаких способов выхода из сложившейся ситуации. Потому что если мы только попробуем это сделать, если навяжем какое-то решение, мы, может быть, навека испортим отношения либо с армянским, либо с азербайджанским народом. Не надо на нас перекладывать эту проблему. Вы должны сами найти приемлемый вариант выхода из этой ситуации. А если уже абстрагироваться от очень серьезных вопросов, то нас, конечно, огорчает то, что мы наблюдаем в районе Агдама. Потому что мы рассматривали вопрос недоброкачественной алкогольной продукции, а, как известно, портвейн из Агдама был всегда одним из недорогих и весьма распространенных легких алкогольных напитков на территории Советского Союза. Пусть хоть кто-нибудь восстановит – либо армяне, либо азербайджанцы. Пусть вместе сделают. Пусть это будет общий проект. Нам нужно заканчивать. Пожалуйста, про реальный сектор, это важный вопрос. Что Вы конкретно хотите услышать? В.АГЕЕВ: Добрый день. Меня зовут Виталий Агеев. Я представляю приложение к журналу «Эксперт» – «Оборудование». Мы о нефтянке, о всей
энергетике поговорили, немножко о машиностроении – вы затронули вначале, про
объединенную авиационную корпорацию намекали. А станкостроение, приборостроение
промышленного объема? Это до
В.ПУТИН: Очень важный
вопрос, очень важный. Я говорил о позитивных изменениях, они есть и в реальном,
как Вы сказали, секторе экономики. Но они там гораздо более скромные. Если в
строительном секторе
Что Правительство делает в последнее время – об этом я тоже уже вскользь упоминал. Принимаются решения по настраиванию налоговой системы и изменению таможенного законодательства и практики, нормативной базы, с тем чтобы обеспечить переоснащение основных фондов. Это очень важная задача. Многие отрасли экономики, многие предприятия отреагировали на те действия, которые были осуществлены Правительством в последние годы. Это целенаправленные действия, может быть не всегда достаточные. Но на что бы я хотел обратить внимание сейчас? Только вчера разговаривал по этому поводу с Министром экономического развития, с Председателем Правительства – есть возможность в ходе прямого диалога снять еще имеющиеся барьеры для обновления производственной базы. Нужно это делать прямо сейчас, потому что в условиях благоприятной внешнеэкономической среды это самый подходящий момент, и он не может продолжаться вечно. Мы с вами это понимаем. Я думаю, что он еще достаточно долго будет продолжаться, но не всегда. Поэтому нужно сейчас это делать немедленно. У нас в связи со старой
производственной базой пока достаточно вяло – не вяло, но хотелось бы лучших
темпов роста производительности труда, – у нас будет
А.КУФТИНА (телекомпания
«Кремль», Нижний Новгород): Владимир Владимирович, сейчас рассматривают вопрос
о поднятии уровня Чебоксарского водохранилища с
В.ПУТИН: Да, как ни странно, я действительно знаю, что там происходит. Вопрос этот действительно очень важный. Существуют две опции, две возможности решения этой проблемы. Нужно поднимать уровень воды, нужно обеспечить судоходство на отдельных участках реки и нужно решить проблемы энергетики. То, о чем Вы сказали, является важным фактором в принятии окончательно решения. Это прежде всего, конечно, экология. Это вопрос, который мы неоднократно обсуждали с губернатором и с членами Правительства. Окончательное решение должно быть принято в диалоге между губернатором и Правительством, и сейчас действительно это находится в стадии рассмотрения. Я не хочу предвосхищать этих окончательных решений. Они должны быть тщательно проработаны с региональными руководителями и с ведущими ведомствами Правительства Российской Федерации. А.ГРОМОВ: Коллеги, давайте мы не будем пользоваться силой голосовых связок, они у каждого разные. В.ПУТИН: Где армянские журналисты? Давайте. Потому что у нас азербайджанцы задавали вопрос. Если армян пропустить – это будет политически неверно. Г.БОТОЯН (газета «Авангард»): Спасибо. Уже третий раз Вы мне предлагаете задать вопрос, третий раз, спасибо. В.ПУТИН: Флюиды какие-то. Г.БОТОЯН: Ваша оценка армяно-российских отношений, я имею в виду вопросы политический и экономический? И второй вопрос: какое крупное вложение собираетесь сделать в Армении? И как Вы относитесь к армянскому народу? Спасибо большое. В.ПУТИН: Отношение с армянским народом у нас самые наилучшие. У нас отношения развиваются по всем направлениям, и в сфере политики, и в экономике, и в сфере безопасности, потому что Армения является членом ОДКБ [Организации Договора о коллективной безопасности]. А что касается крупных вложений, то это вложения в сферу энергетики. Как известно, мы перешли с Арменией на рыночное ценообразование, но часть цены до рыночной отметки покрывается ликвидной собственностью, и мы принимаем участие в строительстве газопровода из Ирана, мы принимаем участие в энергетических сетях на территории Армении, мы принимаем участие в гидроэнергетике. Но этого недостаточно, конечно. Президент Армении, когда был недавно с рабочим визитом в Сочи, ставил несколько вопросов. Этого касается и бриллиантовой отрасли, это касается производства товаров второго передела. Мы реализуем программу, связанную с зачетом долга ликвидными активами, и намерены реанимировать те предприятия, которые достались соответствующим российским компаниям. В общем, вы знаете, у нас практически по всем направлениям самым активным образом развиваются отношения. Мне даже трудно найти какую-то отрасль, где у нас были бы сегодня неразрешимые проблемы. Хотя, когда мы вели диалог по энергетике, он тоже давался нелегко, но мы все-таки нашли приемлемые для обеих сторон решения. ВОПРОС: Очень много говорили сегодня о приоритетах российской экономики, в то же время об обновлении промышленных фондов на предприятиях. Дальневосточный вопрос, проблема дальневосточной экономики. Очень много и губернаторами Сибири и Дальнего Востока, и нашими депутатами, и руководителями промышленных предприятий говорится о том, что по бросовым ценам за рубеж, в Китай в частности, вывозится лес-кругляк, вывозится металлолом, что создает определенные сложности для развития нашей дальневосточной промышленности и дает определенные дивиденды развитию промышленных предприятий Азиатско-Тихоокеанского региона. Если этот вопрос всем очевиден, что нужно повышать пошлины, это даст возможность развивать промышленность на Дальнем Востоке, вливать туда дополнительные инвестиции, почему это не делается на государственном уровне? В.ПУТИН: Я согласен с Вами в том, что мало сделано на государственном уровне для того, чтобы переработка имеющегося у нас сырья осуществлялась на российской территории. Это касается и рыбы: нужно, конечно, создавать береговые перерабатывающие комплексы. Это касается древесины, это касается другого сырья. Но меня тоже немножко удивляло, почему Правительство до сих пор, несмотря на мои настойчивые указания, скажем, по древесине, затягивало с решением этих вопросов. Сейчас в целом решения подготовлены. Мы не можем их делать по регионам – они должны распространяться на всех наших контрагентов и партнеров. Поэтому до сих пор это так и не принималось. Но сигнал для рынка должен быть сформулирован. Все наши партнеры должны понять, что есть какой-то переходный период, но после него нужно переносить производство, если они хотят пользоваться этим сырьем, – в существенных объемах нужно переносить на территорию Российской Федерации. Примерно то же самое мы сделали в сфере машиностроения, автомобильного машиностроения. Ну и посмотрите, что происходит? Практически все мировые производители приходят на российскую территорию, даже корректируют сейчас первоначальные планы производства легковой автомобильной техники на территории России. Я рассчитываю очень, что то же самое произойдет и в Дальневосточном регионе. Липецк, пожалуйста. ВОПРОС: Добрый день. Спасибо большое, Владимир Владимирович, за то, что дали возможность. Нам еще не удавалось ни разу задать Вам лично напрямую вопрос. Вопрос об экономическом развитии. Сегодня в Липецкой области создаются, наряду с федеральными экономическими зонами, региональные зоны: уже создаются агропромышленного, промышленно-производственного типа, туристско-рекреационного типа. Как Вы относитесь к их созданию, и чем федеральный центр может помочь в этом регионам? В.ПУТИН: Я не понял, как я отношусь к ... АВТОР ВОПРОСА: К созданию не только федеральных особых экономических зон, а именно регионального типа? В.ПУТИН: Что характеризует эти особые экономические зоны – либо рекреационные, либо производственные, научно-технические? Что их характеризует? Это особый административный, таможенный и налоговый режим, и, как правило, речь идет о всех этих составляющих федерального характера. Если региональные власти готовы последовать примеру федерального центра и предоставить соответствующий режим исходя из той сферы ответственности, в которой они работают, речь идет о возможных преференциях в рамках действующего законодательства, которые лежат в сфере компетенции региона. Но почему нет? Я бы все-таки полагал, что целесообразно согласовывать это с Правительством, чтобы мы действовали в едином ключе и по единым правилам, вот что самое главное. А в целом это неплохо. Главное только, мы не можем пойти по созданию этих «черных офшорных дыр» на территории Российской Федерации, но это и невозможно сделать на региональном уровне без использования федеральных возможностей, а это у нас уже пройденный этап. Е.ФИЛАТОВА (информационно-аналитический ресурс «Ваш личный Интернет»): Существующая в нашей стране система оказания психологической помощи недостаточно эффективна и не в полной мере использует современные технические достижения, что вполне отражается в постоянном росте количества депрессий и суицида. В связи с этим вопрос: рассматривается ли на государственном уровне возможность создания интернет-службы психологической помощи населению? В.ПУТИН: Вы затронули весьма важную тему, хотя по количеству суицидов, слава Богу, Россия не на первом месте – но проблема существует, и она такая острая довольно. У нас, к сожалению, слабо поставлена эта служба вообще. И то, что мы должны двигаться в этом направлении, это правда. И надеюсь, что Ваш вопрос подтолкнет соответствующие административные структуры, прежде всего это, конечно, касается Правительства и министерства здравоохранения, к движению по этому направлению. А.ЛЕБЕДЕВ («Народная инициатива»): Добрый день, Владимир Владимирович! Я хотел бы задать вопрос, который касается очень многих, имеются в виду студенты. После того как изменились сроки срочной службы, вновь возникла на местах, скажем так, самодеятельность, когда идут угрозы призывникам, их родителям, и, самое главное, что самое опасное, речь идет о студентах, находящихся в середине обучения, III–IV курс. Им говорят: «Мы вас заберем, и учиться вы будете после того, как отслужите в армии». Объясните, пожалуйста, пользуясь случаем, действительно ли отменяются все отсрочки – или что-то все-таки остается, и людям дадут доучиться до конца? В.ПУТИН: Вы знаете, нужно внимательно посмотреть принятые решения и, пользуясь вашими возможностями, возможностями СМИ, о них просто подробно рассказать, там все прописано. Никого из тех, кто учится, никто в армию забирать не будет. Конечно, отменен ряд
отсрочек по некоторым позициям, но далеко не все. И понятно, почему это
сделано. Потому что мы перешли на полтора года службы в этом году и с
ВОПРОС (Гостелерадио Исламской Республики Иран): Уважаемый Владимир Владимирович! Извините, Вы, конечно, уже устали, но у нас такой вопрос: как Вы собираетесь работать с западными коллегами, с тем чтобы убедить их приступить к решению так называемой иранской ядерной проблемы исключительно мирными способами и в ходе переговорного процесса? Спасибо. В.ПУТИН: Мы собираемся работать как с западноевропейскими партнерами, так и с американскими, но и с иранскими тоже. Мы надеемся, что поездка, которая была совершена в Иран совсем недавно Секретарем Совета Безопасности Российской Федерации господином Ивановым, поможет сближению наших позиций и сможет убедить наших иранских партнеров принять такие решения, которые бы оздоровили ситуацию, которые бы разблокировали отношения между Ираном и МАГАТЭ, которые бы убрали любые подозрения международного сообщества о якобы имеющихся у Ирана планах создания ядерного оружия. Как вы знаете, мы сотрудничаем с Ираном в сфере использования атома в мирных целях, строим атомную электростанцию в Бушере. Мы и дальше намерены реализовывать эту программу. У нас сотрудничество с иранской стороной развивается по очень многим направлениям деятельности, в том числе и в военно-технической сфере. Мы полагаем, что иранский народ имеет право на доступ к современным технологиям, в том числе и ядерным технологиям, но нужно найти такой вариант развития атомной отрасли, который бы полностью гарантировал Ирану, с одной стороны, доступ, а с другой стороны, снял бы всякие озабоченности международного сообщества. Такие варианты есть, господин эль-Барадей предлагает эти варианты. Думаю, что нам нужно вместе в этом направлении активно поработать. Е.ДЕРЕВЦОВА
(Государственная телерадиокомпания «Кузбасс»): Привет Вам от шахтеров Кузбасса.
Они в прошлом году добыли более
В.ПУТИН: Ценовая
политика и тарифная политика, которая проводилась до сих пор, – здесь не нужно
искать никаких врагов – это экономическая политика государства: когда тарифы на
газ гораздо ниже рыночных цен, то так и будет дальше, как Вы сейчас сказали. Но
принятые Правительством решения, с тем чтобы выровнять эти тарифы, как раз и
направлены на то, чтобы сбалансировать энергетику страны, как раз направлены на
то, чтобы побудить основных, прежде всего промышленных, потребителей к экономии
энергии вообще, направлены на то, чтобы сделать нашу экономику в целом более
конкурентоспособной и более защищенной от возможных каких бы то ни было
катаклизмов. Уверен, что если мы будем действовать аккуратно, защищая интересы
бытовых потребителей, – а я уже о формах и моделях такой защиты говорил, –
когда мы речь ведем о гражданах, то это будет выходить далеко за рамки
ВОПРОС: Владимир Владимирович, спасибо большое. Посчастливилось родиться в Армении. В Центральной России мы на третьей пресс-конференции удостаиваемся слова второй раз. Благодаря Вашей поддержке на территории Липецкой области активно идет реализация проекта особых экономических зон. Уже в мае текущего года на территории особой экономической зоны промышленного типа «Липецк» будут вводиться сразу несколько новых заводов. Пользуясь случаем, хотел бы пригласить Вас на это мероприятие. А вопрос у нас, у липчан, такой... В.ПУТИН: Так я же там был, по-моему. ВОПРОС: Липецкая область является донором федерального бюджета. По существу, это курица, которая несет «золотые яйца» для него. Однако отношение к регионам-донорам на сегодняшний день на федеральном уровне таково, что, с одной стороны, их становится все меньше и меньше, а с другой стороны, они не могут себе позволить зачастую того, на что способны дотационные края и области. Вопрос: Ваше отношение к регионам-донорам, будет ли что меняться в отношении к ним на федеральном уровне? И хотелось бы узнать из Ваших уст, принимается ли Вами приглашение посетить Липецкую область при открытии первых заводов первой экономической зоны России? Спасибо. В.ПУТИН: Спасибо Вам большое за приглашение. Самое главное – это не мои визиты, а самое главное, чтобы все, что намечено, было сделано. И я буду стремиться к тому, чтобы действительно все, что намечено, было реализовано. Что касается Вашего вопроса по поводу отношения к донорам. Вы правильно сказали, что это курица, которая несет «золотые яйца». Вместе с тем здесь много представителей регионов, которые являются дотационными. И у них наверняка и, по-моему, уже даже звучали вопросы о том, как федеральный центр планирует оказывать им поддержку. Я хочу обратить Ваше внимание, что производительные силы еще со времен Советского Союза размещались по единому плану, но все-таки не всегда это было обосновано, и не вина граждан России, которые живут в дотационных регионах, что они там оказались. Не они же привели к такому состоянию. Поэтому мы вынуждены выравнивать и бюджетную обеспеченность, вынуждены выравнивать инвестиции, создавать там рабочие места, иначе это положение сохранится вечно, а мы с вами в этом не заинтересованы. И это делается через федеральный бюджет. Такая задача решается через федеральные целевые программы. Есть и еще один инструмент, который был изобретен не нами, но нами начал применяться, – это Инвестиционный фонд. Кстати, мы те средства, которые идут в Стабилизационный фонд, фактически частично отщипываем сейчас и направляем в Инвестиционный фонд для развития инфраструктур территорий Российской Федерации. Конечно, мы должны думать о стимулах для регионов-доноров, мы не должны убивать эти стимулы, и это, конечно, дело Министерства финансов, Министерства экономического развития, Министерства регионального развития. Что же касается Липецкой области и других: вот Вы сказали, что часто не удается справляться с выполнением своих обязательств при реализации совместных с федеральным центром программ. Наверное, такие сложности есть. Но я не знаю состояния доходной и расходной части липецкого бюджета. Вы посмотрите повнимательнее доходную и расходную часть, сколько денег идет на капитальное строительство. Посмотрите, потом Громову пришлите свои данные. И я почти не сомневаюсь, что мы обнаружим там рост расходов на капитальные цели, на цели капитального строительства. Что это означает? Это означает, что депутаты регионального собрания, губернатор должны определиться с приоритетами: что важнее для Липецкой области – реализовывать общенациональные программы, в том числе и по национальным проектам, и решать социальные проблемы сегодня – либо важнее тратить деньги на капитальное строительство? Надо посмотреть, что это за объекты капитального строительства. Я повторяю, я не знаю этого, но мне думается, что я на правильном пути. Посмотрите. ВОПРОС (Санкт-Петербург): Большое спасибо. У меня вопрос не по Питеру, а по всей стране. Касается он ЖКХ и частного бизнеса. Один из аспектов реформы ЖКХ – привести частный бизнес в этот сектор, в том числе в управление жилым фондом. К сожалению, сегодня в России не более ста компаний, которые работают на этом рынке. Дело в том, что муниципалы создают свои компании, и на тендерах эти компании получают дома и работают, а частный бизнес с рынка «выдавливается». Возможно ли вмешательство федерального центра в эту ситуацию? В.ПУТИН: Возможно в рамках компетенции федерального центра, но значительная доля ответственности и основная доля ответственности все-таки лежит на муниципальных органах власти и управления и отчасти на региональных – имея в виду влияние региональных органов власти на муниципальный уровень, я уже упоминал об этом. Только что мы были в Татарстане. Там просто прекрасный пример, как организовано ЖКХ в республике. Это современные информационные технологии, уровень обслуживания населения, разбюрокрачивание и демонополизация рынка. Но это должны сделать местные власти. С.ГАЛБАЦОВ (газета
«Демократия», Чеченская Республика): В Чеченской Республике более
В.ПУТИН: Прежде всего хочу отметить, что действующему Правительству, Председателю Правительства Чеченской Республики очень много удалось сделать за последнее время. Я внимательно смотрел за тем, как работает действующее Правительство в Чечне. Должен сказать, что даже неожиданно было то, что сейчас там происходит. Это мобилизация граждан, проживающих в Чечне, это очевидное стремление к конфессиональному миру, к восстановлению порядка, дисциплины, законности, к возрождению экономики. И есть просто видимые результаты этой работы. Но, конечно, сделать можно и нужно еще очень много. У нас есть соответствующие программы по развитию производительных сил. Должен сказать, что Чечня сегодня из федерального бюджета получает больше, чем другие субъекты Российской Федерации, в том числе и на Северном Кавказе. Такой объем мы намерены сохранить и в будущем. Сейчас не буду детализировать, просто это не будет всем интересно (я знаю, это и кирпичный завод, и цемент, и прочее, прочее). Что признано и целесообразным, и согласовано с федеральным центром, то будем поддерживать. Д.ЕМЕЛЬЯНОВА («Правда Севера», Архангельск): Уважаемый Владимир Владимирович! Мэр Архангельска выдвигается в кандидаты на пост Президента Российской Федерации на ближайших выборах. В.ПУТИН: Поздравляю. Д.ЕМЕЛЬЯНОВА: Он уже провел несколько пресс-конференций в Москве, где рассказывал о своей программе, в частности о нацпроекте «Борьба с бедностью». Но сразу после этого на родине его стали все чаще и чаще вызывать в прокуратуру, причем проверяется все, даже аттестат школьный. В.ПУТИН: Он станет президентом, задаст им трепку тогда. (Смех в зале.) Д.ЕМЕЛЬЯНОВА: Можно я закончу? В.ПУТИН: Можно. Д.ЕМЕЛЬЯНОВА: И администрация области тоже негативно высказалась по поводу президентских амбиций мэра. Скажите, пожалуйста, как Вы относитесь к самовыдвиженцам на пост Президента на уровне мэров городов, и почему в связи с этими заявлениями Донского возникло натуральное давление на него в области? В.ПУТИН: Думаю, что это связано не с его самовыдвижением, а, скорее всего, с его отношениями с губернатором. А такая проблема взаимоотношений между муниципальным уровнем управления и региональным существует не только в Архангельске. Но думаю, что люди, облеченные властью на таком уровне, должны прежде всего думать об интересах граждан, которые проживают на этой территории и которые доверили им управление территорией, на которой они живут. Э.БИЛЕВСКАЯ («Наша версия на Мурмане»): Спасибо огромное, Владимир Владимирович. Как Вы знаете, осенью «Газпром» объявил о том, что будет единственным недропользователем Штокмановского месторождения, но после этого начались новые переговоры, то есть новый виток переговоров с нашими западными партнерами, в частности «Статойл» и «Гидро» даже решили объединиться, чтобы соответствовать участию в этом проекте. Хотелось бы узнать, каковы эти новые условия и не говорит ли это о том, что все-таки разработка нефтяного месторождения откладывается на какой-то другой период, на более поздний период? И еще хотелось бы
узнать: в прошлом году Вы сказали, что, возможно, не возглавите «Газпром». А
придумали, чем хотите, чем будете заниматься после
В.ПУТИН: Спасибо большое. Как Вас зовут? Э.БИЛЕВСКАЯ: Элина. В.ПУТИН: Хорошо. (Смех в зале. Аплодисменты.) Вы меня приглашаете в личном качестве либо от имени мурманчан? Э.БИЛЕВСКАЯ: И в личном, и от имени мурманчан. (Смех в зале.) В.ПУТИН: Спасибо. А теперь, если серьезно, Штокман: Штокмановское месторождение относится к уникальным, это одно из крупных месторождений сегодня в мире. «Газпром» действительно объявил о том, что будет единственным недропользователем. Так оно и будет, но это не значит, что «Газпром» отказывается от сотрудничества при реализации проекта. Это значит, что «Газпром» оставляет за собой право привлечь в том или ином качестве иностранных партнеров в качестве операторов проекта, в качестве консультантов и так далее. Там много всяких возможных вариантов. Это касается обеих составляющих этого проекта – добычи газа и превращения его в так называемый трубный газ, в том числе поставка по дну Балтийского моря основным потребителям в Европу, и сжижение газа. От этого «Газпром» тоже не отказался. Объемы таковы, что они позволяют работать и по одному, и по другому направлениям, тем более что это даст нам возможность варьировать ресурсами и объемами. Не думаю, что «Статойл» и «Гидро» объединились специально только для того, чтобы участвовать в этом проекте. Это отражает тенденции в мировом секторе экономики, которые связаны с укрупнением компаний. Собственно говоря, мы тоже идем по этому пути. Думаю, что это правильно. В какие сроки «Газпром» определится со своими иностранными партнерами и в каком качестве кого он будет привлекать, это дело самого «Газпрома». Знаю, что «Газпром» прорабатывает возможность приглашения иностранных партнеров к участию и в проекте по сжижению и по добыче на шельфе Баренцева моря, потому что добыча в этих достаточно суровых условиях дело непростое, требует знаний, навыков, наличия технологий. Это все есть у некоторых наших иностранных партнеров. Конечно, норвежские партнеры имеют все шансы быть приглашенными в этот проект. Повторяю еще раз, в конечном итоге это дело компании. С.ЗВЕРЕВА (Астраханская ГТРК «Лотос»): Владимир Владимирович, в последнее время все заявления на федеральном уровне, которые касаются борьбы с браконьерством на Каспии, мне кажется, носят все-таки декларативный характер. Вот этот законопроект (с его инициативой выступили астраханцы), который предусматривает наведение порядка и стабилизацию в рыбодобывающей отрасли: там от создания единой контролирующей структуры до уничтожения конфиската, – он так где-то и пропал в недрах Правительства. В.ПУТИН: Согласен. С.ЗВЕРЕВА: Что-то будет делаться в этом направлении? Когда-нибудь мы наведем порядок? В.ПУТИН: Недра Правительства так же глубоки, как и нефтегазовые недра Российской Федерации, там действительно иногда кое-что пропадает. Но я Вас уверяю, этот закон не пропадет, хотя я говорю об этом уже года два. Это только говорит о силе и финансовой поддержке тех людей, которые блокируют принятие соответствующих решений. Я поддерживаю предложение астраханцев и обещаю Вам, что доведем это до конца. А.СИЛАЕВ («Вечерний Красноярск»): Можно я отвлеку от серьезных тем? И такой наивный вопрос: Владимир Владимирович, можете ли Вы кого-либо назвать своим другом? Если да, то кто этот человек, кто эти люди? В.ПУТИН: Адреса и явки хотите получить? (Смех.) У меня, конечно, есть друзья личные. Это, как правило, люди из моего студенческого времени, из детства, мои коллеги по прошлым видам деятельности: и в органах безопасности, и в мэрии Петербурга. Как у любого человека есть небольшой, но все-таки такой круг общения, я им очень дорожу. С.ЦЫГАНОВА (газета «Импульс», город Зеленогорск Красноярского края): Владимир Владимирович, в России начинается строительство сразу нескольких атомных электростанций, в том числе на Севере сооружается первая в мире плавучая станция. Между тем в Сибири находится несколько атомных объектов, и в то же время начинается новая волна широкомасштабного освоения этой территории. Скажите, пожалуйста, будет ли строиться там АЭС? В.ПУТИН: Я поручил Правительству подготовить план размещения генерирующих мощностей в стране, в том числе касающийся и атомной энергетики. Вы наверняка знаете, что приняты соответствующие решения по финансированию. Они носят масштабный характер. И, конечно, Сибирь – одно из приоритетных мест реализации этих проектов. В Томске, допустим, есть соответствующие предприятия, есть кадры (для примера просто говорю), есть потребности в наращивании энергетических возможностей. Мы прекрасно понимаем – и об этом тоже уже много раз говорили, – что отсутствие необходимых энергетических мощностей становится препятствием для развития экономики страны. Мы уже столкнулись с этим в Москве, в Петербурге, в Западной Сибири. Но с учетом планов освоения Восточной Сибири, планов развития Дальнего Востока, конечно, без атомной энергетики нам не обойтись. Вопрос, где и в какие сроки будут возводиться соответствующие объекты. Это дело Правительства, соответствующих ведомств, и решения должны приниматься в диалоге с руководителями субъектов Российской Федерации. Т.СТАВНИЧНАЯ («Саров»): Наш город, где Вы, кстати, были, известен, с одной стороны, как город науки и обороны, с другой стороны, как один из центров православия. В связи с этим вопрос: с точки зрения Президента России, каково место православия в будущем этой самой страны? И второй вопрос: какова стратегия в ядерной и военной отраслях? В.ПУТИН: Обе темы близко связаны между собой, потому что и традиционные конфессии Российской Федерации, и ядерный щит России являются теми составляющими, которые укрепляют российскую государственность, создают необходимые предпосылки для обеспечения внутренней и внешней безопасности страны. Из этого можно сделать ясный вывод о том, как государство должно относиться – и сегодня, и в будущем – и к тому, и к другому. Большое спасибо вам за внимание. |
В избранное | ||