Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа


Интернет - проект "BSM-pravo"

 

 

Федеральный арбитражный суд
Дальневосточного округа

 
Председатель Елизаров Виктор Александрович
Адрес: 680000, Хабаровск, Пушкина, 45
Телефон: (4212) 30-2254
Факс: (4212) 31-3765
fasdvo@email.kht.ru
http://www.fasdvo.ru

В рассылке «Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа» размещаются материалы судебной практики по делам, рассмотренным кассационной инстанцией
У Вас возникли вопросы? >>>> пишите

В настоящем выпуске рассылки Вашему вниманию предлагаются материалы судебной практики

новости >> консультации >> практика >> новости >> консультации >> практика >>
 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции

от 06 сентября 2005 года

Дело N Ф03-А51/05-1/2548

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 06 сентября 2005 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 13.04.2005, постановление от 23.05.2005 по делу N А51-687/2005-13-3 Арбитражного суда Приморского края по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к Администрации муниципального образования г. Владивостока, Администрации Приморского края, Финансовому департаменту Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 14112 руб. 70 коп.

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации муниципального образования г. Владивостока, Администрации Приморского края, Финансовому департаменту Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 14112 руб. 70 коп. расходов, связанных с предоставлением с 01.01.2003 по 01.12.2004 гражданам льгот по оплате потребленной электроэнергии, предусмотренных федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Решением суда от 13.04.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.05.2005, требования истца удовлетворены путем взыскания указанной суммы с Минфина РФ за счет казны Российской Федерации.

Законность судебных актов проверяется в порядке ст. 274, 284 АПК РФ по кассационной жалобе Минфина РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, в которой предлагается их отменить.

Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 утвержден Порядок предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", который устанавливает, что расходование предоставленных субсидий осуществляется органами соцзащиты населения субъектов РФ, муниципальных образований и другими получателями бюджетных средств на выплату денежных компенсаций инвалидам.

Кроме того, заявитель ссылается на неправильное применение ст. 10 ФЗ "О ветеранах", предусматривающей предоставление льгот за счет средств бюджетов субъекта РФ и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.

Со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 Минфин РФ приводит доводы о том, что государственные полномочия Российской Федерации по финансированию льгот на коммунальные услуги переданы на муниципальный уровень, и, таким образом, соответствующие полномочия Российской Федерации прекращены.

Кроме того, по мнению Минфина РФ, истец не доказал наличие условий, при которых могут быть удовлетворены требования о взыскании убытков в соответствии со статьями 15, 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.

В судебном заседании кассационной инстанции представитель истца доводы жалобы отклонил по мотивам, изложенным в отзыве.

Представители других лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания кассационной жалобы, в судебное заседание не явились.

Как установлено судом, истец на основании федеральных законов "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и во исполнение договоров от 03.11.2003 N 065-1264/03, от 30.10.2003 N 065-1275/03, заключенных с
Администрацией г. Владивостока, за счет собственных средств предоставлял с 01.01.2003 по 01.12.2004 гражданам, имеющим на это право, 50-процентную скидку при оплате коммунальных услуг.

В связи с невозмещением истцу государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления его расходов в сумме 14112,70 руб., связанных с предоставлением льгот ветеранам и инвалидам, заявлены настоящие исковые требования.

Статьей 10 ФЗ "О ветеранах" в редакции от 02.01.2000 N 40-ФЗ в качестве источника финансирования расходов по реализации льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам назван бюджет субъекта РФ, расходы которого учитываются при взаиморасчетах с федеральным бюджетом в порядке межбюджетных отношений и имеют целевое назначение.

При этом порядок возмещения указанных расходов утверждается Правительством РФ. Однако Правительством РФ не определен порядок возмещения расходов бюджета субъекта РФ на реализацию льгот по рассматриваемому Закону.

Право на получение скидки при оплате жилищно-коммунальных не ниже 50% услуг имеют инвалиды всех категорий и семьи, имеющие детей-инвалидов, согласно ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24.11.1995 N 181-ФЗ.

Источник финансирования данных льгот настоящий Закон не определил.

Постановлением Правительства РФ N 901 от 27.07.1996 (п. 16), изданным во исполнение указанного Закона, предусмотрено, что льготы возмещаются в порядке, установленном субъектом РФ и органами местного самоуправления.

Указанное Постановление также не называет источник финансирования этих льгот.

Вместе с тем Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы без предоставления источников финансирования.

Суд, рассматривая спор, на основании ФЗ "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в РФ" сделал правомерный вывод о том, что источником финансирования рассматриваемых льгот является федеральный бюджет, что соответствует ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999, предусматривающему, что обязательства по социальной защите населения, установленные федеральными законами, есть реализация полномочий РФ в области социальной защиты, и финансирование на реализацию этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.

При этом согласно статьям 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта РФ из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.

Как установлено судом, финансовые средства на реализацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ФЗ "О ветеранах", из федерального бюджета в бюджет Приморского края целевым назначением не передавались как не утвержденные федеральными законами "О федеральном бюджете на 2003 год", "О федеральном бюджете на 2004 год".

Наряду с этим статьей 27 Закона Приморского края "О краевом бюджете на 2003 год" от 21.01.2003 N 31-КЗ и статьей 24 Закона Приморского края "О краевом бюджете на 2004 год" в составе расходов бюджета Приморского края предусмотрено финансирование муниципальных образований на выполнение ими государственных полномочий по реализации ФЗ "О ветеранах" в части предоставления льгот по оплате коммунальных услуг, в том числе муниципальному образованию г. Владивосток в сумме 96562 тыс. руб. и 119216 тыс. руб. соответственно.

Вместе с тем объем переданных из краевого бюджета муниципальному образованию субвенций на рассматриваемые цели не покрывает расходы предприятий, предоставивших коммунальные услуги.

Судом установлено, что в спорный период расходы по предоставлению льгот, установленных ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", утверждены Приморскому краю в ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" в сумме 267349 тыс. руб., в том числе МО г. Владивосток - 52129 тыс. руб. В ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" выделено субсидий в сумме 368303 тыс. руб., в том числе МО г. Владивосток - 40904 тыс. руб.

Доказательств нецелевого использования средств федерального бюджета не представлено.

Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Приморский край финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанных федеральных законов, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет г. Владивостока, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 14112,70 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.

Все доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде обеих инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка. Новых доводов, имеющих существенное значение для данного спора, в жалобе не приводится.

Поскольку решение и постановление суда приняты с соблюдением норм материального и норм процессуального права, оснований для их отмены либо изменения и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 13.04.2005, постановление от 23.05.2005 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-678/05-13-3 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.


 

 


(при использовании материалов рассылки ссылка на нее обязательна)


Интернет - проект "BSM-pravo"

редактор выпуска Сергей БАСТРЫГИН
bsm-pravo@rambler.ru



В избранное