Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Все о таможне.

  Все выпуски  

Все о таможне. выпуск от 30.01.20



Главная страница - Новости таможни - Новости ВЭД - Новости логистики - Новости ЕврАзЭС

Новости таможни

В 2019 году сибирский лес экспортировался в 56 стран мира

В 2019 году экспортные операции по вывозу лесоматериалов в регионе деятельности Сибирского таможенного управления (СТУ) осуществили 1034 участника внешнеэкономической деятельности (уменьшение по сравнению с 2018 годом на 4,5%).

Экспорт лесоматериалов в 2019 году составил 2 млрд 641 млн 100 тысяч долларов США (17,4% от общего стоимостного объёма экспорта по региону) и по сравнению с 2018 годом уменьшился на 0,9%.

13% от общего стоимостного объёма экспорта лесоматериалов составили поставки лесоматериалов необработанных, 87% - лесоматериалов обработанных.

Поставки на экспорт лесоматериалов необработанных, задекларированных в таможенных органах СТУ, составили 3 555 тыс. м3 на 344 млн долларов США (по сравнению с 2018 годом снижение в физическом объеме на 24,1%, в стоимостном объёме - на 23,3%), лесоматериалов обработанных – 18 089 тыс. м3 на 2 млрд 296 млн долларов США (увеличение в физическом и стоимостном объёмах на 5,3% и 3,7%).

Экспорт лесоматериалов осуществлялся в 56 стран дальнего и ближнего зарубежья. 93,5% стоимостного объёма экспорта лесоматериалов заняли поставки в страны дальнего зарубежья (прежде всего в Китай, Японию, Германию, Египет), 6,5% - в страны СНГ (в основном в Узбекистан).

По сравнению с 2018 годом стоимостной объём экспорта лесоматериалов в страны дальнего зарубежья сократился на 0,6%, в страны СНГ – на 4,3% и составил 2 млрд 469 млн 700 тысяч долларов США и 212 млн 600 тысяч долларов США соответственно.

Карельская таможня: о преимуществах реализации технологии автоматизированного выпуска электронных транзитных деклараций

Федеральной таможенной службой проводятся мероприятия по внедрению автоматической регистрации электронных транзитных деклараций (ЭТД). Эта технология позволяет значительно сократить время регистрации транзитной декларации. При этом исключается влияние человеческого фактора на продолжительность принятия решения, что создаёт более комфортные условия для участника внешнеэкономической деятельности.

Для применения технологии автоматической регистрации ЭТД декларанту необходимо обеспечить полноту и корректность заявляемых сведений и исключить случаи некорректного заполнения ЭТД, указания полных и достоверных сведений об ИНН, КПП, ОГРН декларанта (принципала) и перевозчика, в случае если это российские лица (в том числе в 50 графе ЭТД).

В 44 графе ЭТД – сведения об идентификаторах всех документов, размещенных в электронном архиве документов декларанта.

По ЭТД, успешно прошедшим проверку критериев соблюдения условий автоматической регистрации, в автоматическом режиме будет выполняться проверка критериев соблюдений условий автоматического выпуска, что значительно сокращает время помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.

С 18 ноября в регионе деятельности Карельской таможни в качестве пилотной зоны для реализации технологии автоматизированного выпуска электронных транзитных деклараций включен отдел таможенного оформления и таможенного контроля № 2 т/п МАПП Вяртсиля (10227142).

Краснинский таможенный пост Смоленской таможни – лучший коллектив внутреннего таможенного поста в ЦТУ

В Центральном таможенном управлении подвели итоги конкурса на лучший коллектив таможенных органов Управления.

По итогам конкурса в номинации "Лучший коллектив внутреннего таможенного поста" Краснинский таможенный пост занял первое место среди внутренних таможенных постов Управления по итогам работы за 2019 год.

История Краснинского таможенного поста начинается с 2011 года. В настоящее время в состав поста входят три отдела, два из них расположены в Краснинском районе, а один - в Руднянском. По основным итогам деятельности Краснинский пост достиг весомых результатов.

Одним из главных показателей результативности деятельности является исполнение контрольного задания по перечислению доходов в федеральный бюджет. За минувший год Краснинский таможенный пост перечислил в федеральный бюджет более 9 млрд 43 млн рублей, что на 9,26 % превышает контрольное значение показателя.

В 2019 году постом оформлено 10,5 тыс. деклараций на товары, осуществлен прием 1003 транспортных средств, следующих под сопровождением охранных организаций Республики Белоруссия (АППГ - 615), из них товарных партий по книжкам МДП – 123 (АППГ - 63), по транзитным декларациям – 880 (АППГ - 552).

За прошлый год постом возбуждено 205 дел об административных правонарушениях (АППГ – 77 дел об АП), из них по контрабандообразующим статьям (статьи 16.1, 16.2 КоАП России) - 16 дел.

Руководство таможенного поста ведет активную работу по развитию взаимодействия между таможенным органом и участниками ВЭД. Проводятся совещания, на которых обсуждаются проблемные вопросы, возникающие при совершении таможенных операций и пути их решения.

В ФТС России состоялся торжественный прием для участников Московского международного клуба таможенных атташе

24 января 2020 года в ФТС России состоялся торжественный прием для участников Московского международного клуба таможенных атташе по случаю Международного дня таможенника.

Во встрече приняли участие дипломаты из Венгрии, Германии, Индии, Италии, Казахстана, Киргизии, Китая, Молдавии, Таджикистана, Турции, Нидерландов, Норвегии, Польши и Южной Осетии, а также представители ФТС России в иностранных государствах и ветераны таможенной службы.

С приветственным словом выступил руководитель ФТС России Владимир Булавин. Он подвел основные итоги работы по линии международного таможенного сотрудничества за прошедший год и поблагодарил коллег за открытость и готовность к конструктивному взаимодействию.

Так, в 2019 году была проведена масштабная работа по взаимному признанию статуса УЭО. Новый импульс получили проекты «Зеленых коридоров» с Китаем и Турцией.

Владимир Булавин: «На сегодняшний день мы поддерживаем контакты с более чем 100 иностранными таможенными администрациями. Обмениваемся опытом, реализуем совместные проекты и делимся лучшими практиками в сфере таможенного администрирования. Уверен, что такой конструктивный подход является залогом успешного выполнения поставленных перед нашими службами задач».

В преддверии заседания Клуба таможенные атташе смогли наглядно ознакомиться с работой одного из электронных таможенных органов – Центра электронного декларирования Московской областной таможни, и оценить применяемые российской таможней современные технологии.

В завершении мероприятия Владимир Булавин вручил таможенным атташе медали ФТС России за вклад в развитие и укрепление международного таможенного сотрудничества.

СПРАВОЧНО:

ФТС России поддерживает контакты более чем со 100 иностранными таможенными администрациями. В 2019 году договорно-правовая база была дополнена 23 документами и сегодня насчитывает 326 международных договоров и меморандумов, заключенных с 71 государством.

В настоящее время функционирует 23 Представительства ФТС России; за рубежом работают более 100 сотрудников российских таможенных органов.

В октябре 2019 года Представитель ФТС России направлен в Узбекистан, в декабре – в Нидерланды. Расширено Представительство в Китае: Представитель ФТС России направлен в Шанхай.

Мурманская таможня: укрепляя деловое сотрудничество

В прошлом году мурманские таможенники приняли участие в 19 международных встречах с коллегами из Финляндии в рамках погранкомиссарских встреч на территории пунктов пропуска, а также участвовали в «Дне логистики», встретившись с делегатами Российско-Германской Внешнеторговой палаты в рамках их визита в Мурманскую область. В Мурманске состоялись две российско-финляндские встречи на уровне ФТС России и Северо-Западного таможенного управления.

На таможенном посту МАПП Борисоглебск состоялась очередная российско-норвежская встреча руководителей приграничных таможенных органов. Многосторонний автомобильный пункт пропуска Борисоглебск - единственный на сухопутной границе России и Норвегии. Дважды в год представители таможенных ведомств этих сопредельных государств встречаются для обсуждения актуальных вопросов.

С российской стороны в рабочей встрече принимали участие руководитель представительства ФТС России в Финляндии Виталий Пешков, представители Северо-Западного таможенного управления, и.о. руководителя Мурманской таможни Тимур Каримов, и.о. начальника таможенного поста МАПП Борисоглебск Александр Владимиров. С норвежской стороны - представитель таможенного Директората Норвегии (г. Осло) Таня Данневиг, директор Северного таможенного региона Норвегии Атле Йоакимсен, начальник сектора в Киркенесе Раймонд Вэлитало, начальник офиса в Стуркуге Туре Йохансен.

Коллеги двух стран обсудили динамику пассажиро и транспортного потоков в сопредельных пунктах пропуска, загруженности в будние и праздничные дни, а также в периоды проведения спортивных, культурно-массовых мероприятий на приграничных территориях; национальные законодательные новеллы; структурные изменения в ведомствах; перспективные направления дальнейшего развития таможенного делового сотрудничества.

Российская сторона проинформировала иностранных коллег о введении с февраля текущего года новой формы пассажирской таможенной декларации и введении требования подтверждения законности получения денежных средств при перемещении в любых денежных инструментах физическими лицами через границу суммы более 100 тысяч долларов США, также напомнила о снятии с мая прошлого года ограничений на вывоз из России физическими лицами алкогольной и табачной продукции.

Представители норвежского таможенного ведомства также рассказали о структурных изменениях и привели статистические данные о случаях ввоза в Норвегию запрещённых товаров, например, холодного оружия (ножи) или таких табачных изделий как STEEK (используются в электронных устройствах IQOS), ввоз и употребление которых на территории Норвегии запрещены.

Обе стороны отмечают довольно ровную ситуацию на российско-норвежском участке сухопутной границы благодаря проведению с обеих сторон превентивной работы по предотвращению и профилактике правонарушений. Коллеги двух стран отметили обоюдную заинтересованность в деловом сотрудничестве и открытость к разным его формам, что помогает эффективно работать таможенным службам по обе стороны границы.

Порядок и условия хранения коньячных дистиллятов на складах временного хранения

Северо-Кавказское таможенное управление информирует, что деятельность по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, установленных пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ) подлежит лицензированию.

Под оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа.

В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона № 171-ФЗ лицензии выдаются, в том числе на осуществление деятельности по хранению этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.

Учитывая положения пункта 1 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ, коньячный дистиллят относится к этиловому спирту, соответственно деятельность по его хранению также подлежит лицензированию.

Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ установлен запрет на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий.

Просим учесть вышеуказанные требования при осуществлении деятельности по временному хранению коньячных дистиллятов, либо при планировании поставок такой продукции.

В Балтийской таможне проводится активная работа по профилактике коррупции

В Балтийской таможне на постоянной основе ведется работа по укреплению служебной дисциплины и по предупреждению фактов склонения должностных лиц Балтийской таможни к совершению коррупционных правонарушений, формированию у должностных лиц законопослушания, верности служебному долгу, исполнительности, высоких профессиональных качеств, нетерпимого отношения к коррупционным проявлениям.

При выработке комплексных мер, направленных профилактику дисциплинарных проступков в таможне ведется аналитическая работа по изучению причин и условий возникновения нарушений служебной дисциплины, подготавливаются ежеквартальные обзоры состояния служебной дисциплины и соблюдения законодательства о противодействии коррупции в таможне, которые направляются на все таможенные посты и структурные подразделения для доведения до должностных лиц.

На постоянной основе оказывается методическая помощь руководителям структурных подразделений таможни по организации индивидуально-воспитательной и предупредительно-профилактической работы, направленной на противодействие коррупции и укрепление служебной дисциплины.

- Основной и приоритетной формой профилактики нарушений служебной дисциплины является проведение служебных проверок, - говорит начальник отдела инспектирования и профилактики правонарушений Балтийской таможни Наталия Килимник. - В целях выявления фактов, обстоятельств, причин совершения должностными лицами дисциплинарных проступков в 2019 году в Балтийской таможне проведено 216 служебных проверок, по результатам которых к должностным лицам Балтийской таможни применено 220 дисциплинарных взысканий.

Важной составляющей антикоррупционной деятельности в таможне является работа комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов (аттестационных комиссий). В 2019 году в Балтийской таможне проведено 37 заседаний комиссий, на которых рассмотрен 191 вопрос возможного несоблюдения должностными лицами таможни требований к служебному поведению, возможного возникновения конфликта интересов, а также несоблюдения обязанностей и ограничений, связанных с прохождением государственной службы.

В 2019 году проведено 16 проверок в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065.

В 2019 году за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, к 13 должностным лицам таможни применены взыскания, из них 3 уволены со службы в связи с утратой доверия, 6 должностных лиц получили выговор и 4 - замечание.

Организовано осуществление тренировок и тестирования должностных лиц Балтийской таможни по направлениям деятельности в системе «Инфо-контроль». В часы профессиональной учебы до должностных лиц таможни доведены специальные обзоры по дисциплине и уголовным делам в отношении должностных лиц таможенных органов, организовано повторное изучение антикоррупционного законодательства.

Проводится работа по дополнительному разъяснению подчиненным должностным лицам при увольнении со службы в таможенных органах требований законодательства Российской Федерации в части ограничений, налагаемых на граждан, замещавших должности государственной службы, при заключении ими трудовых договоров с коммерческими или некоммерческими организациями, после увольнения со службы.

Кроме того, в 2019 году в Балтийской таможне было проведено социологическое исследование среди должностных лиц с целью оценки уровня коррупции и эффективности проводимых антикоррупционных мероприятий.

В административных зданиях таможни и таможенных постов размещены информационные стенды по профилактике и противодействию коррупции, на которых постоянно актуализируются материалы о работе комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, о телефоне доверия, об изменениях в законодательстве Российской Федерации по данным вопросам.

Организация пропускного и внутриобъектового режимом, порядок размещения должностных лиц, осуществляющих совершение таможенных операций и таможенный контроль, минимизируют личные контакты с участниками внешнеэкономической деятельности, таможенными представителями.

Справка: телефон доверия Балтийской таможни - (812) 640 37 02. Граждане могут передать по телефону доверия информацию о коррупционных проявлениях со стороны должностных лиц таможенных органов, о нарушениях порядка совершения таможенных процедур и прохождения таможенного контроля, о недостойном поведении таможенников при исполнении служебных обязанностей, высказать предложения о мерах по совершенствованию деятельности таможенных органов. Телефон доверия работает круглосуточно.

Подразделения таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России в 2019 году выявили ущерб на сумму более 26 млрд рублей

В 2019 году подразделения таможенного контроля после выпуска товаров (в том числе совместно с иными государственными органами) выявили экономический ущерб, причиненный участниками ВЭД и реализаторами товаров на внутреннем рынке (в результате нарушения лицами обязательных требований и норм законодательства) на сумму 26,2 млрд руб. (в 2018 году – 17,3 млрд рублей). Из незаконного оборота изъято 622 тонны товаров, уничтожено 529 тонн товаров.

Нарушения выявлены в деятельности 1652 лиц. По результатам контроля возбуждено 6975 дел об АП и 383 уголовных дела (в 2018 году 5737 дел об АП и 287 уголовных дел).

Проведена работа по снижению административной нагрузки на бизнес: количество таможенных проверок сократилось на 17% (с 2717 в 2018 году до 2248 в 2019 году). Средняя экономическая эффективность одной таможенной проверки почти в 2 раза превысила значение прошлого года и составила 7,7 млн руб.

Мобильные группы ФТС России в 2019 году проверили более 80 тыс. транспортных средств, из которых по 7 тыс. обнаружены нарушения. В результате предотвращен незаконный ввоз 106 тыс. тонн запрещенных товаров (что в 1,5 раза превышает показатель 2018 года), в том числе почти 4 тыс. тонн санкционной продукции.

На территорию сопредельных государств возвращено более 93 тыс. тонн товаров, уничтожено более 6,5 тыс. тонн, задержано и изъято более 5,2 тыс. тонн. В отношении перевозчиков возбуждено 1334 дела об АП и 72 уголовных дела.

В 2019 году по направлению контроля за соблюдением требований законодательства об обязательной маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками проведено 351 проверочное мероприятие. Из незаконного оборота изъято более 930 кг товаров, конфисковано товаров на сумму более 1 млрд руб., возбуждено 74 дела об АП и 10 уголовных дел.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

Выявленный в 2019 году ущерб, причиненный в результате нарушения лицами обязательных требований и норм законодательства (26,2 млрд руб.), включает:

- сумму доначисленных таможенных платежей, утилизационных сборов, пеней, наложенных штрафов в размере 17,2 млрд рублей (11,9 млрд рублей за 2018 год);

- стоимость конфискованных товаров в размере 1,1 млрд рублей (за 2018 год – 0,1 млрд рублей);

- иными государственными органами на основании материалов таможенных проверок доначислено платежей, наложено штрафов 7,9 млрд рублей (за 2018 год – 5,2 млрд рублей).

СПРАВКА:

Подразделения таможенного контроля после выпуска товаров (ТКПВТ) осуществляют контроль по следующим основным направлениям:

1) контроль в отношении лиц, осуществляющих ВЭД;

2) пресечение незаконного оборота товаров;

3) предотвращение незаконного ввоза товаров (мобильные группы).

В 2019 году структура подразделений ТКПВТ была преобразована согласно данным направлениям.

В составе ФТС России функционируют 35 мобильных групп, работающих вблизи российско-белорусского, российско-казахстанского, российско-грузинского, российско-азербайджанского участков государственной границы Российской Федерации.

В 2019 году в работе мобильных групп наряду с беспилотной авиацией Росгвардии стала использоваться вертолетная техника ФТС России.

Президентом Российской Федерации поддержаны предложения по расширению зоны полномочий таможенных органов по самостоятельной остановке транспортных средств с 25 субъектов на всю территорию Российской Федерации, а также по нанесению на автомобили мобильных групп специальных цветографических схем, использованию световых и звуковых сигналов.

Севастопольская таможня провела рабочую встречу с участниками ВЭД

29 января в Севастопольской таможне состоялась рабочая встреча с участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Заседание проходило с участием и.о. начальника Севастопольской таможни Виктории Кобец, и.о заместителя начальника таможни Галины Соничевой, начальника отдела таможенных процедур и таможенного контроля Юрия Волощенко, начальника таможенного поста Бухта Камышовая Александра Акименко и представителями виноградарских предприятий региона – участниками свободной экономической зоны.

Привлекательность работы в СЭЗ для предприятий аграрного сектора подтверждается постоянным ростом активности их внешнеэкономической деятельности. Так, в период с 2015 по 2019 год севастопольские сельскохозяйственные предприятия, занимающиеся возделыванием винограда, ввезли для собственных производственных нужд более 3,8 млн. саженцев, в том числе в 2019 году – 1,2 млн.

Основной темой встречи стали особенности совершения таможенных операций в отношении «живого» товара, как при ввозе саженцев, так и при завершении таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

Специалисты Севастопольской таможни проинформировали виноградарей о положениях нормативных документов Евразийского экономического союза, позволяющих наиболее эффективно использовать процедуру свободной таможенной зоны при производстве сельскохозяйственной продукции.

В рамках мероприятия рассмотрен вопрос совершения таможенных операций в отношении ввозимых саженцев винограда, а также актуальные для сельхозпроизводителей вопросы функционирования зон таможенного контроля и проведения хозяйственных операций в них.

Представители виноградарских предприятий отметили высокий уровень взаимодействия с таможней, позволяющий оперативно разрешать возникающие проблемные вопросы.

Временный ввоз на контроле

 Итоги работы Калининградской областной таможни по контролю за временно ввезенными иностранными автомобилями в 2019 году

В 2019 году на территорию Калининградской области временно ввезено 562 886 иностранных транспортных средств для личного пользования – практически столько же, сколько в 2018 году. В настоящее время на контроле Калининградской областной таможни находится 25 автомобилей в связи с невывозом в установленные таможенным органом сроки. Это составляет 0,004 % от общего числа транспортных средств данной категории.

Таможня возбудила 29 дел об административных правонарушенияхпо фактам невывоза транспортных средств (ч. 1 ст. 16.18 КоАП РФ) и одно дело в связи с незаконными операциями с временно ввезенными транспортными средствами (ч. 2 ст.16.24 КоАП РФ). 14 автомобилей имели регистрационные знаки Литовской Республики, 11 – Республики Польша.По одному транспортному средству вовремя не вывезли граждане Германии, Великобритании, Латвии и Украины.

Изъято 9 иностранных автомобилей.

Справка:Иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную

территорию Евразийского экономического союза с освобождением от уплаты таможенных платежей транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год. За нарушение срока временного ввоза транспортных средств для личного пользования предусмотрена административная ответственность.

 

Правительство утвердило список стран с упрощенным въездом через Владивосток

Правительством Российской Федерации внесены изменения в перечень государств, для граждан которых устанавливается упрощённый порядок въезда в Россию через пункты пропуска свободного порта Владивосток.

Изменения утвердил новый премьер-министр РФ Михаил Мишустин.

Таким образом, упрощенный порядок будет действовать для граждан Австрии, Андорры, Бахрейна, Бельгии, Болгарии, Ватикана, Венгрии, Германии, Греции, Дании, Индии, Индонезии, Ирана, Ирландии, Исландии, Испании, Италии, а также Катара, Кипра, Китая (включая Тайвань) и КНДР.

Добавляется, что для граждан Кувейта, Латвии, Литвы, Лихтенштейна, Люксембурга, Малайзии, Мальты, Мексики, Монако, Нидерландов, Норвегии, Омана, Польши, Португалии, Румынии, Сан-Марино, Саудовской Аравии, Северной Македонии, Сербии, Сингапура, Словакии, Словении, Турции, Филиппин, Финляндии, Франции, Хорватии, Чехии, Швейцарии, а также Швеции, Эстонии и Японии будет также действовать упрощенный порядок въезда.

Свободный порт Владивосток — территория с особыми режимами таможенного, налогового, инвестиционного и смежного регулирования в соответствии с федеральным законом от 13.07.2015 г. «О Свободном порте Владивосток».

Федеральный закон о Свободном порте Владивосток вступил в силу в октябре 2015 года. Сначала особый режим распространялся на 15 муниципалитетов Приморского края, включая столицу региона. В 2016 году, по поручению президента России Владимира Путина, режим порто-франко был распространен на ключевые гавани Дальнего Востока: в Хабаровском крае (Ванинский муниципальный район), Сахалинской области (Корсаковский городской округ), Камчатском крае (Петропавловск-Камчатский), Чукотском автономном округе (Певек), Приморском крае (Лазовский муниципальный район). В июле 2018 года режим Свободного порта распространен на Советско-Гаванский муниципальный район Хабаровского края.

Налоговые льготы для резидентов Свободного порта:

  • 7,6% - общий размер страховых взносов на 10 лет, при получении статуса резидента в течение 3-х лет после принятия закона;
  • 5% - налог на прибыль (0% в федеральный бюджет и не более 5% в региональный);
  • 0% - налог на землю в течение 5 лет;
  • 0% - налог на имущество в течение 5 лет и 0,5% последующие 5 лет;
  • 10 дней - ускоренная процедура возмещения НДС.

 

Центробанк констатировал падение российского экспорта на 8%

Экспорт из России в четвёртом квартале 2019 года упал на 8% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Соответствующие данные приведены в специальном отчёте, размещённом на сайте Центрального банка (ЦБ) России.

Сокращение экспорта вызвано падением цен на энергоносители, также некоторые металлы оставались ниже прошлогоднего уровня в условиях сдержанного роста мировой экономики. В частности, объем экспорта нефти и нефтепродуктов в стоимостном выражении уменьшился на 14% в четвёртом квартале при снижении цены нефти марки Urals более чем на 7%. Экспорт газа в стоимостном выражении сократился на 25%.

Также снижение произошло и в других сегментах российского экспорта. Так, объём ненефтегазового экспорта товаров в четвёртом квартале 2019 года уменьшился в ценовом выражении на 3%.

Россия сможет экспортировать молочную продукцию в Тайвань

Россия получила право на экспорт молочной, рыбной и яичной продукции в Тайвань и ряд других стран, сообщила пресс-служба Россельхознадзора.

В ведомстве пояснили, что согласованы ветеринарные сертификаты на экспорт из России в Тайвань, а также в Пэнху, Цзинмэнь и Мацзу рыбной продукции, молока и молочной продукции, столовых яиц и яичной продукции.

Отмечается, что поставки этой продукции возможны при условии соблюдения положения о системной проверке импортируемых в Тайвань продуктов питания.

Матвиенко призывает ликвидировать автомобильные очереди на границе РФ

Российские пограничные пункты пропуска нужно привести в порядок и решить проблему очередей, заявила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.

"Конечно же, проблем очень много, и одна из них — это очередь. И до сих пор не обустроены как следует наши пункты пропуска — просто стыдно. С Финляндии ли, с Прибалтики проезжают, а с нашей стороны дикие очереди. С нашей стороны пункты пропуска — какие-то временные сарайчики, а там выстроены современные здания, функциональные, с условиями для работы", — сказала Матвиенко на заседании Совета Федерации, в котором принимал участие глава Федеральной таможенной службы Владимир Булавин.

По ее словам, пункты пропуска не относятся к ответственности таможни.

"За пункты пропуска у нас сейчас отвечает Министерство транспорта, если я не ошибаюсь. Но конечно, и пограничникам, и таможенникам надо эти вопросы остро поднимать. Надо создать такие условия, чтобы у нас не было очередей, чтобы у нас были условия для таможенников, чтобы у нас была суперсовременная инфраструктура для информационного декларирования, контроля и так далее", — сказала Матвиенко.

Она призвала Булавина занимать более активную позицию в этом вопросе. 

 


- Новости логистики от создателей Виртуальной таможни

Информация в прессе

Таможня по пунктам

Глава ФТС Владимир Булавин о "дроблении" посылок, контрабанде, коррупции и "умных" пунктах пропуска.

С 1 января беспошлинный порог ввоза интернет-посылок из зарубежных магазинов снизился с 500 евро в месяц до 200 евро и 31 кг за каждую посылку. О том, как это может отразиться на объеме посылок и динамике сборов таможенных платежей, о старте онлайн-обмена данными о стоимости товаров с Китаем, о появлении в России интеллектуальных пунктов пропуска и создании поисковика, который будет выявлять подозрительные таможенные операции и действия инспекторов, на "Деловом завтраке" в "Российской газете" рассказал глава Федеральной таможенной службы Владимир Булавин.

Владимир Иванович, повлияло ли очередное снижение беспошлинного порога ввоза интернет-посылок на их объем и на динамику сборов таможенных платежей? Чего можно ожидать по итогам года?

Владимир Булавин: Давать прогнозы на 2020 год пока преждевременно. В 2019 году, после снижения порога с 1000 евро до 500 евро, таможенные платежи выросли, поскольку увеличилось количество "платных" посылок: с 56,8 тыс. в 2018 году до 234,1 тыс. в 2019 году, то есть в 5 раз.

Платежи достигли 895,6 млн рублей. Это в 3 раза больше, чем годом ранее. При этом нужно понимать, что свыше 95% всех перемещаемых международных почтовых отправлений в рамках интернет-торговли находятся в сегменте от 20 евро и ниже.

В 2019 году также произошло снижение общего объема интернет-торговли. Если в 2018 году, по данным "Почты России", было 350 млн посылок, то в 2019-м - 340 млн.

По нашим расчетам, в результате снижения порога с 1 января 2020 года до 200 евро должно произойти сопоставимое увеличение общего объема таможенных платежей. Но это приблизительная оценка, потому что началось "дробление" посылок, чтобы подогнать их стоимость под новый порог.

Как таможенники определяют, для личных нужд предназначен товар в интернет-посылке или для последующей продажи?

Владимир Булавин: У нас все таможенные процедуры в основном оцифрованы. Поэтому мы можем легко поднять историю того или иного получателя интернет-посылок - в каком количестве они к нему поступают, откуда, какая номенклатура товаров, и сделать вывод, для личного пользования заказываются товары или это коммерческая партия.

Но история поднимается не в каждом случае?

Владимир Булавин: Конечно, не в каждом. Мы используем риск-ориентированный подход. Он действует при администрировании всех товарных партий, не только посылок в интернет-торговле.

Риск-ориентированный подход применяется и к участникам внешнеэкономической деятельности. Мы смотрим количество перемещенных за последние два года товарных партий: насколько тот или иной участник был законопослушен в плане соблюдения таможенного законодательства, возникали ли к нему вопросы и какие. По итогам оценки участники внешнеэкономической деятельности распределяются по секторам: с минимальным, средним и высоким уровнем риска.

По итогам 2019 года у нас было 110 тысяч декларантов. Из них 10,5 тысячи попали в категорию с низким уровнем риска, еще почти столько же - с высоким. Все остальные - это сектор со средним уровнем риска.

ФТС близка к началу автоматического обмена информацией о таможенной стоимости товаров с китайскими коллегами. Когда он может стартовать?

Владимир Булавин: Вопрос таможенной стоимости остается основной "точкой напряжения" между таможенными органами и декларантами. Мы уже достаточно много сделали для снижения конфликтного потенциала в таможенной сфере: за последние 3 года количество исков со стороны участников внешнеэкономической деятельности к ФТС сократилось почти в 3 раза. Количество судебных споров, разрешенных в пользу таможни, увеличилось с 39% до 54%. Но именно по таможенной стоимости сохраняются разногласия.

Законодатель не дал однозначного подхода к определению таможенной стоимости, и это своеобразная лазейка для недобросовестного бизнеса. Получение от наших партнеров из китайской таможенной администрации достоверных данных о таможенной стоимости позволит решить этот вопрос. Не будет споров, так как мы будем получать ту таможенную стоимость, по которой товар действительно вывезен из Китая. Сейчас мы (и суды, кстати, тоже), в первую очередь, ориентируемся на инвойс - договор, по которому вывозится товар. Но это ненадежный источник информации о таможенной стоимости.

Базовый протокол об экспериментальном обмене информацией во взаимной торговле мы подписали с китайскими коллегами в 2007 году. Сегодня определены 4 пункта пропуска на российско-китайской границе (2 железнодорожных и 2 автомобильных: Забайкальск - Маньчжурия и Пограничный - Суйфэньхэ), а также группы товаров, по которым мы уже в этом году в порядке эксперимента будем в онлайн-режиме обмениваться информацией о таможенной стоимости, количестве, весе, коде ТН ВЭД. Полученные сведения будем использовать в системе управления рисками. Это позволит оперативно выявлять и пресекать случаи занижения таможенной стоимости и, как следствие, неуплату таможенных платежей.

Вопрос для нас принципиален, потому что он напрямую связан с наполнением бюджета страны.

О каких товарах идет речь?

Владимир Булавин: На первом этапе обмен будет обеспечен в отношении товаров с высоким риском заявления недостоверных сведений.

Как Дальневосточная таможня адаптируется к растущим объемам взаимной торговли России и Китая?

Владимир Булавин: Мы реализовали на Дальнем Востоке проект "одного окна" и взяли на себя дополнительные функции Россельхознадзора. Но пока, правда, только в плане документальных проверок. То есть, если нужно привлекать специалистов других ведомств, мы их привлекаем. На Дальнем Востоке самая главная проблема - это несоответствие обустройства наших и китайских пунктов пропуска. У китайских коллег инфраструктура гораздо более мощная.

Как ФТС участвует в борьбе с незаконным вывозом леса-кругляка в Китай?

Владимир Булавин: Я догадываюсь, чем навеян этот вопрос. Недавно прозвучала критика со стороны Счетной палаты, что у нас чуть ли не целые составы с лесом уходят мимо таможни за рубеж. Мы пока такими данными не располагаем. Будем работать со Счетной палатой, чтобы внести ясность.

В ФТС разрабатывают поисковик, который будет отслеживать весь процесс таможенного декларирования и реагировать на подозрительные операции

В информационных системах ФТС и РЖД обеспечена полная прослеживаемость перемещения товара через границу. Причем данные этих информационных систем имеют юридически значимый характер. Но, скажем, существуют передаточные ведомости между нашей и китайской железнодорожными компаниями. Этот документ заверяется нашим таможенным инспектором, и в нем проставлен вес, номер контейнера и номер декларации. Поэтому очень легко сопоставить, что задекларировано и что перемещено.

Для нас формула простая: законно вырубил - законно вывези. Когда в таможню представляют лес на оформление, мы должны куда-то обратиться и получить ответ, законно он был вырублен или нет. И здесь есть ряд нюансов. Сейчас законность вырубки или законность происхождения того леса, который мы оформляем, определяется по декларациям сделок с древесиной. Декларант должен предоставить в декларации всю цепочку происхождения леса или лесоматериалов.

Одновременно эти данные должны присутствовать в "ЕГАИС Лес" (государственная информационная система учета древесины. - "РГ"). Наш выпускающий инспектор делает запрос в систему, получает подтверждение, есть там эти записи или нет.

На наш взгляд, эта процедура несовершенна. Поэтому мы предложили Рослесхозу дополнить систему информацией, которую мы получаем: сведениями об объемах, отправителе, номенклатуре. Это позволит более эффективно контролировать перемещение леса.

Как налажен учет товаров, которые перемещаются в рамках взаимной торговли со странами ЕАЭС? Есть ли там проблемы?

Владимир Булавин: Для учета товаров, перемещаемых в рамках взаимной торговли со странами ЕАЭС, существуют статистические формы. Достаточно сказать, что из 150 тысяч возбужденных в 2019 году дел об административных правонарушениях почти четверть (38 тысяч) возбуждалась в связи с неправильным или несвоевременным представлением таких форм. Из-за различий в ставках НДС, размеров акциза есть сложности. Например, из-за того, что акциз на табачные изделия и сигареты в Беларуси в полтора раза меньше акциза в России, у бизнеса возникает соблазн этим воспользоваться.

Маржа с одной фуры, как утверждают наши белорусские коллеги, огромна. Отсюда лжетранзит, лжеэкспорт. Не случайно на высшем уровне принято решение об оснащении транзитных грузовых автомобилей, которые везут товары через территорию России, навигационными пломбами, которые позволяли бы отслеживать путь движения автомобиля.

Мы провели успешный эксперимент с нашими казахстанскими коллегами: испытали отечественную навигационную пломбу. В целом она себя положительно зарекомендовала: можно отследить, где автомобиль остановился, насколько он отклонился от заявленного маршрута, когда прибыл в пункт пропуска. Сейчас есть соответствующее постановление правительства. Надеемся, что тем самым сможем исключить лжетранзит.

Мы каждый год получаем от наших казахстанских коллег информацию о том, что на территории Казахстана было осуществлено закрытие транзита без прибытия самого товара. То есть документы привезли, транзит закрыли, а транспортное средство территорию России не покинуло. Но вся беда в том, что эту информацию мы получаем с опозданием, и уже мало что можно предпринять. Этот процесс нужно пресечь. Все необходимые средства для того, чтобы отследить транзит, в настоящее время есть.

Российские таможенники уже с этого года начнут в онлайн-режиме обмениваться данными о таможенной стоимости товаров с китайскими коллегами

Для решения подобных проблем существует формат ОКТС - объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного союза. На этой площадке нам удалось снять уже многие вопросы, и мы продолжаем это делать. В частности, вырабатываем единую политику по созданию систем управления рисками, по определению стоимостных индикаторов. Стремимся к тому, чтобы процесс оформления во всех странах ЕАЭС был действительно единообразным.

Обменивается ли ФТС информацией с украинскими коллегами?

Владимир Булавин: Информационный обмен с коллегами на Украине минимален. Хотя на отдельные наши запросы ответы мы получаем.

Всех, кто ездит через автомобильные пункты пропуска, волнуют очереди. Что вы делаете для решения этой проблемы?

Владимир Булавин: Проблема очередей связана с проектной пропускной способностью пунктов пропуска. Решение простое: нужны новые пункты пропуска с большей пропускной способностью и с лучшей технической оснащенностью. Если говорить о технической составляющей, то, например, мы заложили в Стратегию развития таможенной службы до 2030 года проект по созданию интеллектуального пункта пропуска.

Информационной основой такого пункта пропуска станет единая цифровая платформа, которой будут пользоваться все контролирующие органы. Плюс туда же мы планируем завести всю информацию с наших технических средств контроля: радиационного контроля, весогабаритных измерений, считывания номеров машин, диспетчеризации очереди. Это означает, что если по той или иной товарной партии нет рисков, то пункт пропуска она будет проходить безостановочно.

Также мы дали свои предложения по технической реконструкции 37 пунктов пропуска на наиболее напряженных направлениях. В первую очередь это, конечно, Финляндия, Европа в целом и по отдельным направлениям - Китай. Они вошли в национальный проект "Международная кооперация и экспорт".

Что касается перемещения физлиц, то если вместо одной полосы создать две, очередь пойдет в два раза быстрее. Но нужно отметить, что строительство пунктов пропуска - это не функционал таможни.

Действующие пункты пропуска уже располагают несколькими полосами, но часто работает только одна. И из-за этого выстраивается довольно длинная очередь.

Владимир Булавин: Возможно, такие факты есть, отрицать не стану. Но, как правило, туристический наплыв бывает перед рождественскими каникулами, перед праздниками, когда много выходных. Все эти направления нам известны, мы стараемся в это время увеличить количество должностных лиц, которые задействованы в пункте пропуска.

Новая стратегия развития ФТС до 2030 года предполагает создание высокотехнологичной таможни. Что это такое, если говорить простыми словами?

Владимир Булавин: Для понимания того, что мы заложили в Стратегию-2030, коротко скажу о том, что происходит сейчас. В первую очередь, это реформирование таможенного оформления в целом. За 25 лет существования российской таможни ситуация сложилась таким образом, что все таможенное оформление происходило на частных площадях. При этом и сами таможенные посты располагались на частных площадях: таких мест таможенного оформления было порядка 670.

Влияние владельцев складов временного хранения на процесс таможенного оформления было явно непропорционально официальным отношениям. Поэтому было принято решение, во-первых, сосредоточить все таможенное оформление на государственных площадях, и таких мест таможенного оформления сделать всего 16. То есть 16 центров электронного декларирования. Этот процесс мы начали в конце 2018 года. На сегодняшний день создано 12 центров. В 2020 году мы создадим еще 4 в составе электронных таможен: на Дальнем Востоке - в городе Артем близ Владивостока, на юге - в Ростове-на-Дону, на северо-западе - в Санкт-Петербурге, а также в Москве.

Таким образом, практически весь декларационный массив будет оформляться в центрах электронного декларирования.

Что можно сказать о результатах работы тех центров электронного декларирования, которые уже действуют?

Владимир Булавин: Во-первых, существенно повысился уровень управляемости процессом таможенного оформления. Во-вторых, удалось снять проблему, когда однородные товары в разных таможенных органах оформлялись по-разному. Мы пришли к единообразию таможенного оформления. В-третьих, повысилась независимость наших должностных лиц в принятии решений по тем или иным декларациям. То есть мы разорвали личный контакт декларантов и нашего выпускающего инспектора и тем самым существенным образом снизили коррупционные риски.

По нашей оценке, там, где центры электронного декларирования работали в течение года, увеличились таможенные платежи, что, собственно, было одной из главных целей всех изменений. Это та база, с которой мы переходим к новой стратегии развития таможенной службы.

Кстати, переход на новую систему таможенного оформления позволил автоматизировать таможенные процедуры. В 2019 году в автоматическом режиме зарегистрировано более половины всего декларационного массива - более 2,8 млн деклараций (в 2018 году - более 1,8 млн), автоматически выпущено более 643 тыс. деклараций (в 2018 году - около 324 тыс. деклараций).

Время автоматической регистрации составляет 2 минуты, на автоматический выпуск уходит в среднем еще 3 минуты. Таким образом, в целом на оформление безрисковых товарных партий уходит не больше 5 минут. Все это без участия человека, быстро, но самое главное - объективно. Мы этот процесс будем совершенствовать и дальше.

Насыщение таможенной среды "цифрой" обязательно приведет к большей прозрачности таможенной сферы и к большему доверию. И не только между таможней и декларантами, а к большему доверию и между таможенными администрациями разных стран мира.

Я думаю, что в сфере международного сотрудничества мы идем к однократности проведения таможенного контроля и к признанию результатов этого контроля всеми таможенными администрациями, через которые будет перемещаться тот или иной товар. Этот подход, на мой взгляд, неизбежен.

Что нужно для того, чтобы такая система заработала?

Владимир Булавин: Мы уже сейчас, используя открытые ресурсы, можем проследить перемещение того или иного контейнера. Где его загружали, чем загружали, сколько он шел до Европы, где его перегрузили в Европе, где он задержался, где могли быть несанкционированные вскрытия... Нужно больше доверия между таможенными администрациями разных стран.

В порядке эксперимента уже наработали значительный материал по признанию результатов таможенного контроля с китайскими и финскими коллегами. В 2019 году подписали дорожные карты о взаимном признании уполномоченных экономических операторов с Южной Кореей, Китаем, Турцией (статус уполномоченного оператора дает организации возможность пользоваться упрощенным порядком оформления грузов при пересечении границ государств. - Прим. ред).

Правда, пока у нас уполномоченных экономических операторов не так много, но полагаем, что переход к оценке товарных партий в режиме онлайн (сейчас товарные партии оцениваются в зависимости от уровня риска участника участника внешнеэкономической деятельности. Все товарные партии уполномоченных экономических операторов автоматически попадают в низкую категорию риска. - Прим. ред.) будет дополнительным стимулом для многих декларантов получить статус уполномоченного экономического оператора.

Создавая интеллектуальную цифровую таможню, вы учитываете риск того, что электроника может сбоить?

Владимир Булавин: Конечно. Подразделениям ФТС России поставлена задача отработать алгоритмы на случай сбоя, чтобы все знали, что делать и как себя вести.

Вопрос действительно серьезный. Когда было около 700 распределенных по стране мест таможенного оформления и один в силу каких-то обстоятельств выходил из строя, то все остальные продолжали работать. Если мы сосредоточиваем все в 16 центрах электронного декларирования, то необходимо повысить устойчивость информационных систем практически в 50 раз.

Здесь выход один. Нужны "зеркальные копии" всех информационных систем, которые позволяют провести перезапуск в случае отказа. У нас они есть.

За последние два года нам удалось существенно сократить количество нештатных ситуаций (сбоев информационных систем). Все они, кстати, фиксируются в электронных декларациях. То есть если декларация находится на оформлении и произошел сбой информационных систем, в ней автоматически проставляется отметка об этом. Это позволяет вести статистику отказов работы системы.

В декабре 2019 года, например, удалось в масштабах всей страны свести количество таких деклараций всего к шести - в сотни раз ниже показателей прошлых лет.

Мы приступили к строительству центра обработки данных в Твери. Планируемая дата запуска - конец 2023 года. Сейчас пока пользуемся тем, что есть. В рамках национального проекта "Цифровая экономика" нам будут выделены площади в "Ростелекоме" для хранения там "зеркальных копий" наших систем.

Расскажите, пожалуйста, о промежуточных результатах эксперимента с электронным Tax Free.

Владимир Булавин: Процесс пока не является электронным на 100 процентов, потому что вместе с электронным чеком оформляется и бумажный, но во второй половине 2020 года планируется задействовать все ресурсы для перевода этой системы полностью в электронный вид.

Под эту систему уже разработана нормативная база. В целом с момента старта проекта по введению системы Tax Free оформлено уже свыше 100 тыс. чеков. Товарооборот (по данным Минпромторга России) составил около 17 млрд рублей, туристам возвращено порядка 1,9 млрд рублей.

Вы упомянули о том, что у китайцев более современные пункты пропуска, чем у нас. Расскажите, как соотносятся зарплаты китайских и российских таможенников?

Владимир Булавин: У нас есть три категории работающих. Есть должностные лица, которые находятся на федеральной государственной гражданской службе - их 34 тысячи. Еще 14 тысяч человек - это сотрудники на таможенной службе, то есть "под погонами". Все остальные относятся к третьей категории - работников. Всего численность составляет порядка 61 тысячи человек.

В отношении почти 12 тысяч федеральных государственных служащих, которые работают в пунктах пропуска и в составе мобильных групп, принято решение об их переводе на таможенную службу. Соответствующее постановление правительства мы подготовили, оно проходит согласование. Таким образом, у нас будет 26 тысяч сотрудников "под погонами", 22 тысячи - на федеральной государственной гражданской службе и остальные - работники.

Средняя зарплата госслужащих составляет около 38 тысяч рублей. У сотрудников - около 57 тысяч рублей. Если мы будем сравнивать должностных лиц таможенной службы Китая и сотрудников наших таможенных органов, то зарплаты примерно на одном уровне. Если же брать наших должностных лиц на федеральной государственной гражданской службе - в Китае на аналогичных должностях заработная плата (с учетом компенсационных выплат и премий) будет в среднем на 20-25% выше.

Однако у нас будут изменения. Мы провели переоценку функционала наших выпускающих инспекторов: в течение дня такой сотрудник совершает несколько десятков юридически значимых действий, за которые несет серьезную ответственность. Держать его на зарплате 38 тысяч рублей не очень разумно. Поэтому принято решение поднять зарплату в первую очередь выпускающим инспекторам. Это уже делается за счет нашего фонда материального стимулирования.

Если попытаться сравнить ФТС с таможенными администрациями других стран, на каком месте будет наша?

Владимир Булавин: Мы поддерживаем контакты с более чем 100 таможенными администрациями во всем мире. С 71 администрацией у нас есть базовые соглашения о взаимодействии и помощи в таможенной сфере. И теперь уже в 21 стране у нас свои представительства или представители. Поэтому весь международный опыт организации таможенного дела мы отслеживаем и хорошо им владеем. Могу сказать, что в нашем понимании складывающегося положения дел таможенная служба России выглядит вполне достойно.

На одном из форумов была панельная дискуссия, модератором которой выступал представитель бизнеса. Он в порядке эксперимента организовал интерактивное голосование по выставлению оценки деятельности таможенных органов страны. Участники, к нашему удовлетворению, пришли к выводу, что Федеральная таможенная служба находится где-то в первой двадцатке лидеров.

Детали

Таможенники каждый день сталкиваются с удивительными вещами, когда под видом одних товаров пытаются провезти другие или вообще переместить что-то скрытно. Какой случай из вашей практики поразил вас больше всего?

Владимир Булавин: Поразить можно или объемами, или какой-то экзотикой. С точки зрения объемов: у нас один достаточно состоятельный человек отправлял свою семью за рубеж. Так вот, к моменту их возвращения мы получили достаточно подробную информацию от наших немецких коллег о том, что там было закуплено, в каких объемах. Поэтому только таможенных платежей насчитали свыше 50 млн рублей.

Одним из наиболее экзотических стал эпизод, когда через границу пытались переместить пару амурских тигров.

Часто ли пытаются провезти наркотики?

Владимир Булавин: Наркотики - достаточно острая тема. В 2019 году мы изъяли почти 12,5 тонны различных веществ. Это половина всех наркотиков, которые проходят в качестве вещественных доказательств по всем уголовным делам, возбужденным всеми правоохранительными органами страны. Изъяты большие партии марокканского гашиша, латиноамериканского кокаина, афганского героина. Все это перемещается в тайниках промышленного производства: в полостях контейнеров, в бензобаках с двойным дном. Нарушители бывают крайне изобретательны.

Важный вопрос

Владимир Иванович, вы говорили, что мер, предпринимаемых для борьбы с коррупцией, недостаточно. Какие еще требуются?

Владимир Булавин: Нам нужны такие структурные преобразования, которые не позволят человеку совершать какие-либо коррупционные деяния. Отмечу, что мы последовательно проводим политику по выстраиванию "бесконтактных" отношений с бизнесом.

Мы с вами уже говорили про насыщенность "цифрой" таможенной сферы. Даже нынешний уровень развития таких технологий позволяет идентифицировать как неправомерные действия декларанта, так и неправомерные действия должностных лиц таможни. То есть все эти действия уже оставляют свой электронный след. Важно, чтобы он был своевременно идентифицирован.

У нас есть центр оперативного мониторинга - в ближайшие два года мы планируем его существенно укрупнить. Он станет независимой структурой в центральном аппарате и будет обеспечивать все функциональные и главные управления. В него будут встроены поисковые системы, которые позволят нам видеть весь процесс таможенного декларирования и реагировать на любые подозрительные операции.

Финансы

Каков прогноз по перечислению ФТС средств в бюджет в 2020 году и какое задание вам дали?

Владимир Булавин: Пока прогнозное задание на 2020 год - 5 трлн 343 млрд рублей. Это несколько меньше, чем в 2019 году, потому что ежегодно за счет налогового маневра уменьшается экспортная составляющая перечислений.

В 2019 году сумма доходов федерального бюджета от уплаты таможенных и иных платежей составила 5 трлн 729 млрд рублей. Мы перевыполнили контрольное задание на 1,6%. 


Новости логистики

Rail Cargo Logistics – RUS повысил эффективность контейнерных перевозок в 2019 году за счет внутрироссийской логистики

По итогам 2019 года общий объем контейнерных перевозок Rail Cargo Logistics – RUS показал позитивную динамику в экспортном, импортном, внутрироссийском направлениях и составил более 35 тыс. ДФЭ.

На экспортные перевозки пришлось 16 тыс. ДФЭ (рост +20% к 2019 году), импортные – 10 тыс. ДФЭ (рост +42% к 2019 году), новое направление внутрироссийских перевозок – 7 тыс. ДФЭ и 2 тыс. ДФЭ на другие отправки. В 2019 году продолжили развиваться сборныеперевозки грузов (LCL), которые выросли почти в 4,5 раза по сравнению с 2019 годом – их объем в импортных контейнерных отправках составил более 20 тыс. м3.

Для отправок использовался арендованный у надежных собственников подвижной состав: фитинговые платформы, полувагоны, крытые вагоны, цистерны и зерновозы.

В портфель услуг Rail Cargo Logistics – RUS добавился новый контейнерный маршрут Сиань – Будапешт. В конце года был отправлен тестовый поезд из Нанкина в Ворсино, в 2020 году этот сервис выйдет на регулярную еженедельную основу.

В рамках сотрудничества Rail Cargo Logistics – RUS с АО «Российский экспортный центр» и Транспортной группой FESCO в 2019 году стратегическим направлением развития стали экспортные перевозки грузов в контейнерах из регионов Сибири в Китай для повышения объемов российского экспорта и снижения дисбаланса грузопотоков импорт-экспорт.

С целью повышения эффективности бизнеса был запущен внутрироссийский сервис. В течение года еженедельно со станции Селятино Московской области отправлялись контейнерные поезда в Красноярск и Иркутск. Это позволило логистическому оператору обеспечить свои экспортные отправки оборудованием и сократить его простои. Сервис активно расширял географию экспортных отправок – контейнерные поезда также отправлялись из Братска, Усть-Илимска, Чунояра, Лесосибирска, Селенги и др. населенных пунктов Сибири в Китай.

В 2019 году Rail Cargo Logistics – RUS повышал эффективность своих сервисов, в том числе за счет поэтапного перехода к цифровым технологиям в организации железнодорожных перевозок в транзитном и экспортно-импортном сообщениях. Напомним, в марте 2019 года Rail Cargo Austria AG подписала с ООО «Цифровая логистика» меморандум о сотрудничестве, подразумевающий разработку единой цифровой транспортно-логистической платформы и внедрении электронного документооборота для развития транзитного потенциала трансграничных железнодорожных перевозок грузов.

«Результаты нашей работы в 2019 году подтверждают правильность выбранного курса на развитие экспортных перевозок. Нам удалось минимизировать простои оборудования за счет налаживания внутрироссийской логистики, найти заинтересованных клиентов в экспортных отправках, расширить номенклатуру грузов, – рассказал директор Rail Cargo Logistics-RUS Александр Баскаков. – Сейчас мы работаем над расширением географии перевозок как из России, так из Китая для того, чтобы предложить нашим клиентам наиболее удобный и быстрый сервис. В наших планах на текущий год  повысить объем контейнерных перевозок компании примерно на 15% при прогнозе роста рынка перевозок по направлению Китай-Европа-Китай на 7% за 2020 год. Безусловно, для достижения этой цели мы будем развивать и новые сервисы, например, перевозку наливных грузов во флекситанках. Тестовые перевозки мы уже провели и теперь дело за налаживанием более четкого механизма отправок».

Рынок складской недвижимости Петербурга входит в цикл максимального ввода

 На начало 2020 года рынок качественной складской недвижимости Санкт-Петербурга входит в цикл максимального ввода.

К такому выводу пришли аналитики компании IPG.Estate, подготовившие обзор тенденций и состояния рынка по итогам 2019 года.

По данным экспертов, на начало 2020 года общий объем складского рынка Петербурга составляет 2,99 млн. кв. м.

Объем ввода качественных складских площадей по итогам 2019 года составил 76 000 кв.м. Темпы роста рынка продолжают показывать негативные рекорды: на начало 2020 года зафиксирован минимальный объем качественного спекулятивного ввода с 2011 года.

Спрос на качественные складские комплексы остается стабильно высоким: за год общая сумма заключённых сделок по аренде складских комплексов составила более 140 000 кв. м.

Кроме этого, был заключен ряд сделок формата build-to-suit суммарной площадью порядка 220 000 кв. м.

Суммарный уровень вакантных площадей демонстрирует умеренное снижение. На начало 2020 года свободными остаются 2,1% от общего объема качественных производственно-складских помещений.

При этом активность девелоперов по запуску спекулятивных проектов резко возросла, поэтому в ближайшее время ожидается стабилизация уровня предложения относительно спроса и стабилизацию уровня арендных ставок.

Компания «Русич» заявила о выходе на рынок Петербурга и строительстве спекулятивного складского комплекса площадью 50 тыс. кв. м в 2020 году в СК «А Плюс Парк Шушары».

Холдинг «Адамант» заявил о строительстве в 2020 году логистического комплекса площадью 45 тыс. кв. м в Осиновой Роще.

PNK Group построит для «Марвел Логистика» и Maersk складские комплексы общей площадью 74,5 тыс. кв.м в «PNK Парк Софийская КАД».

Логопарк «Осиновая Роща» приступил к реализации спекулятивного складского комплекса площадью 50 тыс. кв.м на севере города.

Тариф щадящий

С 1 февраля плата за проезд большегрузов по федеральным трассам составит 2,20 рубля за километр.

Тариф государственной системы «Платон» будет проиндексирован на 16 копеек в первый день февраля, напомнили «Известиям» в Минтрансе России и Росавтодоре. Индексация тарифа взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого грузовиками массой свыше 12 т дорогам федерального значения (за исключением платных участков), происходит поэтапно, в течение трех лет. Благодаря госсистеме повысилась прозрачность рынка грузоперевозок, приведены в порядок проблемные дороги и мосты.

Мягкая цена

Согласно изначальному плану, стоимость проезда должна составлять 3,73 рубля. Этот тариф установили по распоряжению правительства еще в июне 2013 года, за два года до запуска системы. Однако автовладельцам пошли навстречу и снизили плату до 1,53 рубля за километр после старта «Платона» в ноябре 2015 года. За четыре года функционирования системы тариф ни разу не индексировался. В прошлом году российское правительство приняло решение индексировать тариф постепенно в течение трех лет на размер накопленной инфляции с 2015 по 2019 год.

Первый этап состоялся в прошлом июле: индексация применилась, исходя из фактического изменения индекса потребительских цен с 15 ноября 2015-го (с момента запуска госсистемы) по февраль 2017 года включительно. Исходя из этого, размер платы составил 2,04 рубля за один километр пути, пройденного по указанным автомобильным дорогам.

С 1 февраля будет применяться индексация, исходя из фактического изменения индекса потребительских цен с 15 ноября 2015 года по февраль 2019-го включительно. Учитывая уже опубликованные статистические данные Росстата за указанный период, размер платы составит 2,20 рубля.

Размер платы в более поздние периоды подлежит определению с учетом появления информации Росстата о фактическом изменении индекса потребительских цен за указанные в постановлении периоды.

— В отличие от одномоментной индексации сразу на полный размер накопленной инфляции, такое повышение позволит снизить нагрузку на предпринимателей и обеспечит плавность изменения инфраструктурного тарифа, — рассказал «Известиям» генеральный директор ООО «РТИТС» (компания — оператор госсистемы «Платон») Антон Замков.

По его словам, это самая низкая такса среди аналогичных систем в Европе. Например, в Австрии ставка доходит до $0,49 (30,13 рубля), в Белоруссии — $0,16 (9,84 рубля). Сейчас в госсистеме «Платон» зарегистрировано 1,3 млн транспортных средств.

Польза от платы

Помимо ремонта дорог и мостов государственная система «Платон» повышает прозрачность рынка грузоперевозок и является источником юридически значимой информации для государства, считает генеральный директор ООО «РТИТС» Антон Замков.

— Она позволила получать фактические данные о загрузке дорог и интенсивности движения, расчет фактически пройденного километража транспортных средств из 70 стран мира. Также в автоматическом режиме предоставляется информация в Федеральную налоговую службу, Федеральную таможенную службу и Министерство внутренних дел, — подчеркнул Антон Замков.

По его словам, оператор системы регулярно получает благодарности от правоохранительных органов за предоставление фактически подтвержденных данных (с комплексов фото- и видеофиксации) о передвижении большегрузов по всей территории страны.

Он также добавил, что «Платон» превратился в цифровую платформу транспортной инфраструктуры, на базе которой можно реализовать достаточно много сервисов и государственных проектов.

— Нами создана с нуля и обслуживается масштабная цифровая инфраструктура государственной системы «Платон», которая позволила государству получить фактические данные о количестве реально работающих грузоперевозчиков в стране и структуре рынка. Например, мы выяснили, что наибольшая доля грузовых автомобилей от общего количества транспортных средств сосредоточена на трассах М5 «Урал», М7 «Волга», а также на кольцевых дорогах вокруг Москвы — А107 и А108, — пояснил собеседник «Известий».

Для анализа и хранения информации был построен единый центр обработки данных (ЦОД) в Твери. Ежедневно здесь обрабатывается более 300 млн запросов к базе данных по киберзащищенным каналам передачи данных.

Кроме того, «Платон» создал информационную систему передвижения транспорта на дорогах. Оценить ее смогли, когда в России проходил ЧМ-2018. Систему использовали для обеспечения безопасности передвижения автобусов с иностранными болельщиками.

Более 1,5 тыс. автобусов зарубежных перевозчиков из 27 стран были оборудованы бортовыми устройствами государственной системы «Платон» меньше чем за неделю. Благодаря этому надзорные органы в режиме онлайн могли видеть информацию о маршрутах автобусов и странах их происхождения, а водители могли сообщить о происшествии на дороге нажатием одной кнопки.

— Вообще, рамки «Платона» видят все транспортные средства, которые через них проходят, — рассказал вице-президент Российского автотранспортного союза Валерий Алексеев.

Другим косвенным эффектом от платы за тонну, по его мнению, стало то, что на междугородние маршруты начали отправлять полностью загруженные транспортные средства.

— Оказалось, что выгоднее использовать полную грузоподъемность машины, так как у каждого перевозчика появились затраты на оплату каждого километра по межгороду, и эти затраты ложились на каждый килограмм перевезенного груза. Чтобы перевозка была наиболее эффективной, с рейсов убрали автомобили с низкой грузоподъемностью, — пояснил Валерий Алексеев.

Собеседник «Известий» также рассказал, что с помощью «Платона» в этом году должны выяснить, где ездят пассажирские автобусы и чем на дорогах занимаются их водители, не получившие лицензии в прошлом году.

— После лицензирования всех транспортных средств, перевозящих пассажиров, выяснили, что 400 тыс. автобусов, зарегистрированных в ГИБДД, не лицензировали. Для определения, где они ездят и перевозят ли водители сами себя или все-таки пассажиров, привлекут систему «Платон», — отметил вице-президент Российского автотранспортного союза.

В пресс-службе ООО «РТИТС» данную информацию не подтвердили. Там сообщили, что для проработки нововведений необходимы решение и соответствующий запрос Минтранса России, который на данный момент в компанию не поступал.

Работающая инфраструктура госсистемы «Платон» может пригодиться и для создаваемой государственной автоматизированной системы весогабаритного контроля (АСВГК). В рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» до 2024 года на федеральных трассах заработают 387 пунктов. АСВГК, по мнению перевозчиков и экспертов, повысит безопасность дорожного движения и срок службы дорог. У «Платона» уже установлено почти 500 рамок фотофиксации по всей территории страны, которые обеспечивают проверку регистрации грузовика в реестре системы и внесение платы в счет возмещения вреда.

— Создание системы, интегрированной с инфраструктурой «Платона», обеспечит для государства значительную экономию бюджетных средств, — уточнила Светлана Воронцова, первый заместитель директора ООО «Транспортная интеграция», подготовившего исследование для Росавтодора по возможной интеграции двух федеральных систем.

С технической точки зрения такая интеграция возможна и целесообразна. При этом будут решены задачи сохранности автодорог и компенсации нанесенного дорожной сети вреда от проезда тяжелых грузовиков, добавила Светлана Воронцова.

СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»

Государственная система «Платон» (сокращенно от «Плата за тонны») разработана для взимания платы с большегрузного транспорта, чья масса превышает 12 т, который наносит серьезный ущерб асфальтному покрытию. Все собранные средства поступают в федеральный бюджет и расходуются на ремонт дорожного полотна.

В аэропорту Казани откроют транспортный узел для авиационных грузоперевозок из Европы

В аэропорту Казани откроют транспортный узел для авиационных грузоперевозок из Европы и Азии. Совместный проект идет сейчас с российской грузовой авиакомпанией ЭйрБриджКарго. Об этом сообщил сегодня министр транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Ленар Сафин.

22 и 23 января в Казань прибыли первые грузовые рейсы из Германии и Бельгии, которые направились дальше в Гонконг. В аэропорту «Казань» были совершены техническая посадка для дозаправки воздушного судна и смена экипажа, сообщает Миндортранс РТ.

ЭйрБриджКарго» входит в Группу компаний «Волга-Днепр» — одного из мировых лидеров грузовых авиаперевозок. Также министр сообщил сегодня, что из Казани планируют открыть авиарейсы в Нур-Султан, Мюнхен и Тель-Авив.

В Химках завершилось строительство нового складского комплекса

В городе Химки завершилось строительство складского комплекса. Объект располагается на Вашутинском шоссе. Общая площадь постройки 13,3 тысяч квадратных метров.

Начальник Главстройнадзора Московской области Артур Гарибян отметил, что объекту выдано соответствующее заключение проектной документации. Комплекс разделен на две части, которые в свою очередь делятся на зону хранения, зону технических и технологических помещений, а также бытовую территорию.



Главная страница - Новости таможни - Новости ВЭД - Новости логистики - Новости ЕврАзЭС

"Виртуальная таможня": http://www.vch.ru/

В избранное