Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Все о таможне.

  Все выпуски  

Все о таможне. выпуск от 16.01.20



Главная страница - Новости таможни - Новости ВЭД - Новости логистики - Новости ЕврАзЭС

Новости таможни

Перемещаемые крупные суммы денег необходимо подтверждать документально

С четвертого февраля 2020 года вступает в силу решение Коллегии Евразийской экономической комиссии, которое предусматривает представление физическими лицами одновременно с пассажирской таможенной декларацией документов, подтверждающих происхождение наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, при единовременном ввозе на таможенную территорию ЕАЭС или единовременном вывозе с таможенной территории ЕАЭС одним лицом наличных денежных средств или денежных инструментов в сумме, превышающей 100 тысяч долларов США.

Представляемые документы должны подтверждать сведения о происхождении наличных денежных средств, заявленных в пассажирской таможенной декларации, например: документы, оформляемые кредитными организациями при совершении конверсионных операций, снятии денежных средств со счета, получении кредита и другие документы, подтверждающие совершение гражданско-правовых сделок (наследство, дарение и другие).

В случае непредставления соответствующих документов, перемещение наличных денежных средств через границу ЕАЭС не допускается.

Ростовская таможня признана лучшей на юге по итогам работы в 2019 году

По итогам работы в 2019 году Ростовская таможня заняла первое место в номинации «Лучший коллектив пограничной таможни» в рамках ежегодного конкурса на лучший коллектив таможенных органов Южного таможенного управления.

Также по итогам конкурса два таможенных поста Ростовской таможни вошли в число призеров. В номинации «Лучший коллектив внутреннего таможенного поста» третье место получил Ростовский таможенный пост (ЦЭД). В номинации «Лучший коллектив таможенного поста в отличном от автомобильного пункте пропуска (морском (речном), железнодорожном, воздушном)» третьим стал таможенный пост Аэропорт Ростов-на-Дону (Платов).

Ростовская таможня является одной из крупнейших таможен Юга России.

В 2019 году в федеральный бюджет перечислено 28,58 млрд рублей.

За указанный период выпущено более 97 тысяч деклараций на товары, что превышает аналогичный показатель предыдущего года на 3%.

Внешнеторговые операции в регионе деятельности таможни осуществляли 3 204 участника ВЭД. Стоимостные объемы внешнеторговых операций составили 8,6 млрд долл. США, физические – 20,5 млн тонн. В основе экспорта – пшеница, кукуруза и ячмень, подсолнечное масло, полуфабрикаты из железа и чугуна. Основа импорта – механическое оборудование, речные суда, уголь каменный и кокс нефтяной.

В 2019 году должностными лицами таможни возбуждено 3 355 дел об административных правонарушениях и 25 уголовных дел.

Значительное внимание уделялось защите прав на объекты интеллектуальной собственности: более 1,7 млн единиц продукции с признаками контрафактности выявлено должностными лицами Ростовской таможни.

Для быстрого и качественного совершения таможенных процедур и таможенного контроля в отношении всех пересекающих границу грузов таможня успешно реализует технологию электронного транзита, автоматической регистрации и автоматического выпуска деклараций на товары, использует для совершения таможенных операций при прибытии/убытии водных судов комплекс программных средств «Портал Морской порт». На высоком уровне находится оснащение таможни техническими средствами таможенного контроля.

Достигнутые Ростовской таможней показатели – результат профессиональной работы должностных лиц, а также эффективного взаимодействия между таможней, участниками ВЭД и иными контролирующими органами.

Пассажиры высокоскоростного поезда «Аллегро» и поезда «Лев Толстой» положительно отзываются о работе таможенников

Выборгский железнодорожный таможенный пост Выборгской таможни многие годы удерживает позиции передового таможенного органа.

Таможенный пост успешно внедряет новые технологии, которые заложены в Конвенции об облегчении условий пересечения границ при международной железнодорожной перевозке пассажиров, багажа, товаробагажа от 22 февраля 2019 года (https://mintrans.ru/press-center/news/9294). Эта Конвенция разработана для облегчения и ускорения пересечения границы при осуществлении международных железнодорожных перевозок пассажиров, багажа, товаробагажа при сохранении эффективности проведения государственного контроля.

Служебная деятельность должностных лиц всегда наполнена интенсивной работой, которая направлена на решение важных и сложных задач организационного, технического, кадрового обеспечения, становления и развития одного из старейших таможенных постов Северо-Западного федерального округа. Таможенники ни на минуту не упускают из виду главное свое предназначение – защищать национальные интересы, обеспечивать экономическую безопасность страны, пресекать контрабанду, бороться с нарушениями таможенных правил на вверенных рубежах.

На начало декабря 2019 года коллективом Выборгского железнодорожного таможенного поста осуществлен та¬моженный контроль в отношении более 596 тысяч пассажиров, что на 3% больше, чем в 2018 году (581 тысяча), совершены таможенные операции в отношении 188 легковых автомобилей, перемещаемых в вагоне-автомобилевозе. Сумма взысканных таможенных платежей составила более 6,2 млн рублей, что на 60 % больше, чем за весь 2018 год (3,9 млн рублей). По результатам таможенного контро¬ля выявлено 115 административных правонарушений (АП). Сумма штрафов по делам об АП составила более 2,6 млн рублей, что в 2 раза больше, чем в 2018 году (1,3 млн рублей).

Таможенная служба всегда на виду. Отношение к представителям ведомства разное – кто-то критикует, кто-то относится нейтрально, а кто-то уважает и относится с пониманием к работе.

Учитывая близкое расположение с Финляндской Республикой, большинство граждан и жителей Ленинградской области хотя бы раз в жизни пересекали границу Российской Федерации и имеют общее представление о работе таможенника. Приятно отметить, что среди них есть люди, которые выражают не только свое недовольство, но и проявляют свою доброжелательность и доверие к представителям таможни.

В этом году должностные лица Выборгского железнодорожного таможенного поста неоднократно получали благодарности за доброжелательное отношение и проявленный профессионализм от пассажиров поезда «Лев Толстой» и высокоскоростного поезда «Аллегро», в том числе и от лиц, в отношении которых были возбуждены дела об АП. В адрес таможенников направлено одиннадцать благодарственных отзывов за безукоризненное исполнение служебных обязанностей, грамотность, доброжелательность и отзывчивость. Десять отзывов написаны в «Журнал отзывов, заявлений и предложений о работе должностных лиц поста». Один отзыв напрямую направлен на официальный сайт ФТС России в раздел обращений граждан:

- Выражаю огромную благодарность сотрудникам Дарье Михальченковой и Светлане Пышнограевой за отзывчивость, чуткость, понимание, объективность, вежливость, знание законов, четкое определение ответственности, умение объяснить права и обязанности граждан, пересекающих границу Российской Федерации, при этом ничем не обидеть, ни оскорбить, а наоборот, поддержать и успокоить!!! Большое спасибо! Знакомство наше состоялось 16 мая 2019 года на скоростном поезде «Аллегро», следовавшем Хельсинки - Санкт-Петербург (оригинальность текста сохранена).

Один из отзывов 3 декабря 2019 года написала нарушительница при получении товара, задержанного в рамках административного правонарушения. Беря во внимание стрессовые ситуации, в которых находятся пассажиры при выявлении в их действиях/бездействиях нарушений, они благодарны за вежливое отношение, понимание и грамотность должностных лиц таможенного поста.

Также отрадно было получить положительный отзыв о работе от пассажира поезда «Аллегро». Мужчина оставил запись в журнале 9 декабря 2019 года после проведенных таможенных операций и таможенного контроля в отношении перемещаемых им товаров по карнету АТА (упрощённый таможенный документ, применяется для процедуры временного ввоза отдельных категорий товаров).

В 2019 году за добросовестность и инициативу при исполнении служебных обязанностей, за значимые достижения в оперативно-служебной деятельности, за активное участие в общественной, культурной и спортивной жизни Выборгской таможни, должностные лица таможенного поста были поощрены вышестоящим руководством 210 раз.

С 1 января 2020 года вводится автоматическое лицензирование для отдельных видов стальных труб

Новые правила действуют для таких товаров, как трубы обсадные, трубы сварные, трубы бесшовные, трубы насосно – компрессорные сварные или бесшовные, трубы бурильные.

Теперь для помещения данного товара под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления требуется разрешение на импорт, которое декларант получает в Минпромторге России и подает в таможню. Таможенники ставят документ на контроль.

Разрешение должно быть оформлено в соответствии с Инструкцией об оформлении разрешения на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.11.2014 № 199.

Рабочее совещание с представителями АСМАП по СЗФО и представителями международных перевозчиков

На базе Выборгской таможни состоялось рабочее совещание с участием руководства таможенного органа, в котором приняли участие представители Филиала Администрации Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) по Северо-Западному федеральному округу (СЗФО) и руководители организаций международных автоперевозчиков.

На рабочей встрече обсужден широкий круг вопросов, касающихся деятельности таможенных перевозчиков при перемещении товаров в рамках внешнеторгового оборота, озвучены статистические показатели совершения таможенных операций.

Представителями таможни даны разъяснения по интересующим перевозчиков вопросам действующего законодательства, доведена информация о предстоящих изменениях в деятельности Выборгской таможни в связи с ее преобразованием в таможню фактического контроля.

Подводя итоги встречи начальник Выборгской таможни Александр Ястребов информировал представителей перевозчиков о готовности таможни оперативно рассматривать вопросы, возникающие при совершении таможенных операций.

Участники рабочей встречи отметили важность взаимодействия в формате рабочих встреч, а также выразили надежду на продолжение диалога.

ФТС за 2019 год снизила перечисления в бюджет на 5,5%

Федеральная таможенная служба (ФТС) России по итогам 2019 года перечислила в федеральный бюджет 5,729 трлн рублей, что на 5,51% меньше, чем годом ранее. Об этом сообщила пресс-служба ведомства.

В декабре 2019 года объем перечислений составил 554,15 млрд рублей, что на 15,23% меньше уровня соответствующего месяца 2018 года.

За 2018 год ФТС перечислила в бюджет 6,063 трлн рублей, что на 32,5% превысило показатель предыдущего года.

Вместе с тем Федеральная таможенная служба по итогам 2019 года перевыполнила прогнозное задание по перечислению средств в федеральный бюджет РФ. Ранее глава ведомства Владимир Булавин заявлял, что ФТС России выполнит прогнозное задание по перечислению в бюджет РФ в 2019 году 5 трлн 639 млрд рублей. По его словам, задание было несколько скорректировано в меньшую сторону по сравнению с предыдущим годом.

Санкт-Петербургская таможня: о возможности подачи физическими лицами пассажирской таможенной декларации в электронном виде

Санкт-Петербургская таможня информирует, что при перемещении товаров для личного пользования в сопровождаемом, несопровождаемом багаже или доставляемых перевозчиком физическими лицами возможна подача пассажирской таможенной декларации в электронном виде.

Информационный сервис «Подача пассажирской таможенной декларации» предоставляет возможность через «Личный кабинет участника ВЭД» обеспечить информационное взаимодействие декларанта – физического лица и таможенного органа в целях совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования.

Для осуществления электронного декларирования товаров для личного пользования в информационном сервисе «Подача пассажирской таможенной декларации» декларантам – физическим лицам необходимо выполнить следующие этапы:

Заполнить и сохранить электронную форму пассажирской таможенной декларации;

Отправить информацию в автоматизированную систему таможенных органов. После регистрации в адрес декларанта направляется уникальный идентификационный номер (УИН);

Предъявить УИН в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации.

С 1 февраля 2020 года в СТУ начнёт работать «горячая линия» для уполномоченных экономических операторов

С 1 февраля 2020 года в Сибирском таможенном управлении начнёт работу «горячая линия» по вопросам приёма заявлений о включении в реестр уполномоченных экономических операторов (УЭО) в электронном виде.

Все заинтересованные лица смогут обратиться в СТУ по телефону (383) 319 92 21 либо по адресу электронной почтыueo_hotline_10600000@stu.customs.ru.

Режим работы «горячей линии»:

  • понедельник - четверг с 9:00 до 17:00 (перерыв на обед с 13:00 до 13:50);
  • пятница с 9:00 до 16:00 (перерыв на обед с 13:00 до 13:50).

Подготовка ответов на поступившие обращения будет осуществляться в течение одного рабочего дня, следующего за днем регистрации обращения, но не позднее 2 часов до окончания рабочего дня, следующего за днем регистрации обращения.

Справка: Действующим таможенным законодательством ЕАЭС предусмотрена возможность подачи Свидетельства о включении в реестр УЭО в электронном виде. В таком случае свидетельство также выдаётся в виде электронного документа. С 16 декабря 2019 года ФТС России в тестовом режиме начала принимать заявления о включении в реестр УЭО в электронном виде. В обычном режиме приём заявлений о включении в реестр УЭО в виде электронных документов начнётся уже с 1 января 2020 года

Оформлять уголь в порту Находка будет Дальневосточный энергетический таможенный пост

С 18 января 2020 года Находкинская таможня прекращает совершать таможенные операции в отношении морских судов, экспортирующих уголь в порту Находка. Данная компетенция передается Дальневосточному энергетическому таможенному посту (ДвЭТП) Центральной энергетической таможни.

Передача оформления угля в порту Находка ДвЭТП связана с концентрацией совершения таможенных операций и осуществления таможенного контроля в отношении энергоносителей специализированным таможенным органом.

В порту Восточный оформление угля остается в компетенции Находкинской таможни.

Справка. В 2019 году через пункты пропуска, расположенные в регионе деятельности Находкинской таможни, вывезено 48 млн тонн угля.

В компетенцию ДвЭТП входит выдача разрешения на погрузку, прибытие или убытие морских судов, перевозящих товары 27 группу Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (топливо, уголь, торф, кокс, нефть и нефтепродукты и др.). Декларирует энергоносители Центр электронного декларирования Центральной энергетической таможни в Москве. 

В России вступил в силу запрет на ввоз морепродуктов из Китая

С 9 января вступил в силу запрет Россельхознадзора на ввоз морепродуктов из Китая. Под ограничения попали угорь, осетр, тилапия, форель, креветки. Предприятия КНР в декабре прошлого года не прошли проверку российских инспекторов. Производителей подозревают в нарушении правил безопасности на фабриках. Например, часть сырья хранилась на заводах с 2013 года. В некоторых образцах нашли ртуть, кадмий и мышьяк. В Россельхозе подчеркивают: запрет временный и продлится, пока Китай не устранит все нарушения. 

Домодедово запустил сервис онлайн-декларирования

В аэропорту Домодедово появилась возможность онлайн-декларирования товаров и валюты для физических лиц. Об этом проинформировали в пресс-службе воздушной гавани.

"Московский аэропорт Домодедово представил платформу онлайн-декларирования товаров и валюты для физических лиц, пересекающих таможенную границу Российской Федерации", – говорится в сообщении.

Отмечается, что отказ от бумажных форм упростит процедуру оформления товаров и валюты, что будет крайне удобным для пользователей.

Действовать это будет следующим образом: во время прохождения таможенного контроля пассажир должен сообщить сотрудникам номер электронной декларации для того, чтобы ее проверили.

Уточняется, что заполнить электронный документ можно на сайте аэропорта Домодедово.

Ранее сообщалось, что в Домодедово начнут тестировать новую систему досмотра. Электроника с помощью нейронных технологий будет оценивать, насколько взрывоопасно то или иное вещество в клади.

Товарооборот России и Китая превысил $110 млрд в 2019 году

Товарооборот между Россией и КНР в 2019 году увеличился на 3,4%, до $110,75 млрд. Об этом сообщило во вторник Главное таможенное управление Китая.

Как следует из опубликованных данных, объем экспорта в РФ за соответствующий период вырос на 3,6% и составил около $49,7 млрд. Импорт российских товаров и услуг в КНР увеличился на 3,2% - до $61,05 млрд.

Только за декабрь объем торговли двух стран превысил $10,42 млрд. Положительное сальдо России составило $657,4 млн.

Товарооборот между РФ и Китаем по итогам 2016 года вырос на 2,2% в годовом исчислении и достиг $69,52 млрд. В 2017 году этот показатель увеличился на 20,8%, до $84,07 млрд, в 2018 году - на 27,1%, превысив $107 млрд.

РФ приостанавливает ввоз лизина для кормовых целей из США

Россельхознадзор приостанавливает с 20 января ввоз лизина для кормовых целей из США на территорию РФ, сообщается на сайте ведомства.

Отмечается, что Россельхознадзор неоднократно информировал американскую сторону о необходимости проведения инспекции американских предприятий по производству лизина, которые осуществляют поставки кормовой добавки на территорию РФ, однако так и не получили ответа от США, что расценивается ведомством как отказ от инспекции.

"Учитывая изложенное, в соответствии с законодательством ЕАЭС с 20 января 2020 года ввоз лизина на территорию Российской Федерации, произведенного двумя американскими предприятиями, будет приостановлен", - говорится в сообщении.

Пошлина на экспорт нефти из РФ с 1 февраля повысится на $1,3

Экспортная пошлина на нефть в РФ с 1 февраля 2020 года составит $78,5 за тонну. Об этом следует из расчетов Минфина.

Средняя цена нефти Urals за период мониторинга с 15 декабря по 14 января составила $65,42711 за баррель, или $477,6 за тонну.

Пошлина на высоковязкую нефть понизится до $7,8 с $7,7.

Льготная ставка пошлины на нефть Восточной Сибири, каспийских месторождений и Приразломного месторождения в связи с новой формулой расчета, принятой в рамках налогового маневра в нефтяной отрасли, останется на нулевом уровне.

Пошлина на светлые нефтепродукты и масла повысится до $23,5 с $23,1 за тонну, на темные - до $78,5 с $77,2 за тонну.Пошлина на экспорт товарного бензина повысится до $23,5 с $23,1 за тонну, прямогонного (нафта) - до $43,1 с $42,4 за тонну, передает "Интерфакс".

Пошлина на сжиженный газ вновь понизится до нуля (с января 2019 года была нулевой, в январе 2020 года стала $3,8). Пошлина на кокс повысится до $5,1 с $5 за тонну. 


- Новости логистики от создателей Виртуальной таможни

Информация в прессе

В зерне всходит квота

На его экспорт могут ввести ограничения.

Во второй половине сезона в России могут ввести квоту на экспорт зерна, которая ограничит поставки за пределы стран ЕАЭС в 20 млн тонн. В Минсельхозе ранее обещали включать подобные механизмы только при «острой необходимости».

Подготовлен проект постановления о введении нетарифной квоты на экспорт зерна. Копия текста документа есть у “Ъ”.

Ограничения касаются пшеницы, ячменя, кукурузы и пр., за исключением ряда семян, и не распространяются на страны ЕАЭС.

Объем нетарифной квоты до 30 июня текущего года (конца текущего сезона) — 20 млн тонн. Контролировать выборку квоты должна Федеральная таможенная служба. Планируемый срок вступления постановления в силу — 1 января, сказано в документе.

Минсельхоз опубликовал уведомление о подготовке проекта постановления правительства о введении временного количественного ограничения на экспорт зерна из России в понедельник вечером. Подробности в сообщении не приводились.

В декабре 2019 года глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев говорил в интервью “Ъ”, что в России могут быть разработаны различные механизмы возможного ограничения экспорта зерна. «Это не должны быть механизмы, которые бы работали все время: они, на наш взгляд, могли бы включаться только при острой необходимости, исходя из рыночной ситуации. И, по сути дела, регламентировать и предусматривать запрет на вывоз свыше определенного лимита наших общих экспортных возможностей»,— говорил господин Патрушев (см. “Ъ” от 13 декабря). Сегодня в РФ также есть экспортная пошлина на вывоз пшеницы, которая пока обнулена.

Почему растут цены на пшеницу

Как сообщал Минсельхоз, с начала сезона Россия экспортировала 22,8 млн тонн зерна, включая 19,7 млн тонн пшеницы. Год к году показатели сократились на 17% и 15% соответственно. «Центр агроаналитики» министерства ожидает активизации поставок в январе—июне 2020 года на фоне роста конкурентоспособности российской пшеницы. По итогам сезона Минсельхоз ожидает экспорт зерна на уровне 45 млн тонн, пшеницы — 36 млн тонн. Таким образом, исходя из прогнозов министерства, до конца сезона Россия должна экспортировать еще около 22,2 млн тонн зерна, включая 16,3 млн тонн пшеницы.

Директор «Совэкона» Андрей Сизов сомневается, что инициатива вызовет заметную реакцию на российском и мировом зерновых рынках, так как предполагаемая квота вряд ли будет выбрана.

Текущий прогноз «Совэкона» предполагает экспорт зерна из РФ в этом сезоне в 42,8 млн тонн, включая 33,1 млн тонн пшеницы и оценки видимо еще будут снижены, указывает он. Кроме того, добавляет эксперт, участники рынка уже в целом устали от новостей о возможных ограничениях экспорта зерна из России, которые появлялись в течение всего прошлого сезона. Но, не исключает он, кратковременные колебания котировок на пшеницу на мировых рынках все-таки возможны.

Важнее, подчеркивает Андрей Сизов, что подобная квота явно противоречит нормам и духу ВТО, потому ее принятие может быть непростым процессом. Если же ограничения будут введены, это станет однозначно негативным сигналом для всего сектора и российского зернового рынка, предупреждает он: «Пусть сегодня речь не идет о жестких мерах, но где гарантия, что так будет и в будущем». 

Бесплатный транзит

Бизнес пытается использовать преимущества торговли в ЕАЭС для ухода от таможенных пошлин.

В прошлом году Уральское таможенное управление (УТУ) возбудило в отношении участников внешнеэкономической деятельности 93 уголовных дела. В 21 случае речь шла о невозврате валютной выручки, в десяти - о товарной контрабанде, в 51-м - о вывозе и ввозе запрещенной и стратегически важной продукции.

Особо беспокоят таможенников нелегальные схемы, которые пытается применять российский бизнес с партнерами по ЕАЭС. К примеру, значительная часть контрабанды касалась незаконного вывоза леса по договорам между российскими и казахстанскими предпринимателями. На самом деле это фиктивные документы, подписанные, чтобы не декларировать поставки и не платить пошлины, - сырье переправляется в третьи страны. В свою очередь, в Россию пытались нелегально ввезти транспортные средства и оборудование, фрукты и овощи.

Виной тому вовсе не протяженность границы с Казахстаном, хотя в зоне ответственности УТУ довольно большой участок - 1,6 тысячи километров, и не халатность сотрудников пунктов пропуска.

- Зачастую товары поступают по поддельным документам либо выданным с нарушениями. Недавно утилизировали несколько машин груш якобы из Киргизии, хотя там сорт "конференция" не выращивается в промышленных масштабах. Удалось найти на упаковке маркировку Бельгии. Всего за год было уничтожено 206 тонн санкционной продукции, странами происхождения которой заявляли Казахстан и Киргизию, - рассказывает начальник УТУ Максим Чмора.

Также много нарушений связано с невозвратом валютной выручки. Примечательно, что сами таможенники поддерживают идею декриминализации этой статьи Уголовного кодекса (законопроект находится на рассмотрении в Госдуме).

- Мы зачастую сталкиваемся с тем, что все юрлица, участвующие в операции по выводу валюты, были созданы специально под нее, и теперь их не найти. Этот состав преступления очень сложен для доказательства, тем более что товар по таким контрактам может поставляться и через 0,5-1 год после перевода средств. Государству нужно создать упреждающий механизм, - полагает Максим Чмора.

Кстати

С 1 января с 4 до 2 евро снизилась таможенная пошлина для физлиц, получающих из-за рубежа товары стоимостью более 200 евро и весом свыше 31 килограмма. По оценкам УТУ, на кошельке потребителей и входящем трафике это вряд ли скажется: средняя стоимость одного обрабатываемого пакета - 22 евро, то есть в десять раз меньше лимита. Хотя лимит снизился с 500 до 200 евро в месяц, заказы можно делать несколько раз, а не однократно, как раньше. Сегодня екатеринбургский почтовый хаб считается третьим в стране по объему - за прошлый год здесь обработали 70 миллионов посылок. Более 90 процентов из них - покупки граждан в китайских интернет-магазинах. 

 


Новости логистики

Почему логистика в России развивается крайне медленно

Сферу доставки грузов ждут сильные изменения в 2020 году.

В 2019 году рынок логистических услуг в России развивался довольно медленно, но стабильно. Это связано с тем, что рост мировой экономики в целом замедляется, поэтому каких-то прорывных показателей ожидать не следовало. Падение доли импорта на протяжении последних двух лет, неопределённость на фоне выхода Великобритании из Европейского союза и другие факторы не создают предпосылок для улучшения ситуации на рынке.

Но стоит отметить, что экспортные потоки всё-таки постепенно начинают увеличиваться. Здесь, безусловно, немаловажную роль сыграли государственные субсидии, а также поддержка Российского экспортного центра (РЭЦ). Что касается локального сектора, то увеличение ставки НДС до 20% с начала 2019-го вынудило бизнес перестраивать свои внутренние процессы, чтобы удержать позиции в новых рыночных условиях.

Татьяна Гончаренко директор российского представительства группы компаний AsstrA

Делая прогноз объёма рынка следующего года, я думаю, что серьёзного увеличения не предвидится. На данный момент наблюдается небольшой прирост к объёму: 3–5% к уровню 2018-го, не более.

К основному фактору, имевшему наибольшее значение в этом году, можно отнести рост ставки НДС, ведь данное событие оказало значительное влияние на рынок. Оно повлекло за собой усложнение процесса международных перевозок и нехватку провозных возможностей (транспортных разрешений для автомобильных поставок, как следствие — диверсификация потоков основных поставщиков).

Нехватка количества разрешений для основных участников рынка на перевозку была зафиксирована уже в начале III квартала, сейчас ведутся переговоры по увеличению квот, поясняет Гончаренко. Подобные ситуации повторяются по несколько раз в год на протяжении двух-трёх лет, они стали уже практически традиционными. Обычно в таких случаях меняется маршрут или осуществляется переход на другие виды транспорта (морской, железнодорожный, схема с перегрузкой на транзитных складах и т.д.).

Говоря об актуальных экономических тенденциях, нужно отметить активное развитие импортозамещения, которое способствует совершенствованию внутрироссийских перевозок. Мировой тренд — освоение «Нового шёлкового пути», стабильный рост контейнерных перевозок из Китая.

Также глобальным трендом можно считать продолжающийся процесс автоматизации и цифровизации логистики. Это связано в том числе и с ростом издержек в отрасли: рынок низкомаржинальный, поэтому логистические компании вынуждены использовать современные технологии и автоматизацию процессов, чтобы увеличить свою рентабельность, — сказала Гончаренко.

Между тем, анализируя развитие логистического рынка в России в этом году, не стоит оставлять без внимания тему баланса спроса и предложения в сфере складской недвижимости. Данный сегмент в настоящее время сбалансирован как на международном, так и на локальном рынке, а каких-то серьёзных структурных изменений не наблюдается.

По оценке операционного директора логистической компании «Точка-Точка» Максима Алексеева, в 2019 году рынок транспортно-логистических услуг вырос в рамках прогнозируемого коридора — на 3–5% по отношению к показателям 2018-го. Он отметил, что основная доля пришлась на наземные перевозки (без учёта трубопровода) — более 80% от общего внутреннего грузооборота.

Максим Алексеев операционный директор логистической компании «Точка-Точка»

Ключевым драйвером традиционно стали автомобильные доставки, которые в совокупности составили 70% от всего оборота. Объём перевозок морским, речным и авиатранспортом тоже вырос, но в целом незначительно. Практически стагнирующий авто- и ж/д грузооборот в натуральном выражении продемонстрировал существенный рост, причём в сегменте LTL (перевозок сборных грузов) показатель рекордно высокий — примерно 7%. По результатам исследования M.A. Research, в стоимостном выражении транспортный рынок достиг отметки 872 млрд рублей.

Вместе с тем сезонно скорректированный индекс IHS Markit PMI обрабатывающих отраслей России, который отслеживает общую конъюнктуру рынка, показал худшее значение с мая 2009 года. Ключевым фактором такого снижения стали отмена новых заказов и падение объёмов производства к середине IV квартала 2019-го. Последнее связано как с ослабленным внутренним спросом, так и с невысоким спросом со стороны иностранных контрагентов. Нестабильность потребительской активности привела к оптимизации производства. Это повлекло за собой рост безработицы примерно на 5%.

Увеличение спроса в сфере услуг, в том числе транспортно-логистических, в IV квартале текущего года обеспечивается, прежде всего, за счёт предоставления скидок поставщиками. Аналитики IHS ожидают существенного замедления производства, а также падения спроса в I квартале 2020 года за счёт высокого наблюдаемого уровня инфляции и снижения покупательной способности населения. Поэтому рынок транспорта и логистики как одного из ключевых индикаторов состояния экономики государства не ждёт впечатляющий рост в 2020 году, считает Алексеев.

Более того, относительно 2019-го в наступающем году прогнозный рост отрасли в денежном эквиваленте вряд ли будет выше 1–1,5%. Причин тому много, помимо перечисленного выше, летом планируется повышение тарифов в системе «Платон»; отложенный эффект от увеличения НДС и акциза, вылившийся в бюджетировании на 2020 год большими затратами на горюче-смазочные материалы (ГСМ) и материально-техническое обеспечение в транспортном цехе в целом; плоская шкала штрафов, заложенная в основу фискального сервиса АСВГК (автоматизированная система весогабаритного контроля); возможное принятие нового федерального закона об автомобильных перевозках и введение реестра перевозчиков; снижение доли импорта.

Основными драйверами возможного развития рынка грузоперевозок в России в 2020 году, по мнению эксперта, являются: увеличение расстояния перевозки до пяти тысяч километров и доли сборных грузоперевозок в общей грузовой базе; рост грузовой базы за счёт новых клиентов из сфер торговли и строительства; доступный тариф аутсорсинга транспорта и складских операций в структуре затрат ретейла, электронной торговли, сельском хозяйстве; адресная господдержка рынка новой грузовой техники; завершённые и новые инфраструктурные проекты, связанные с развитием дорожно-транспортной инфраструктуры; реструктурирование логистических потоков и инфраструктуры посредством децентрализации логистики в крупные центры сосредоточения потребления, центры федеральных округов.

В свою очередь директор по развитию бизнеса FM Logistic Владимир Серебряков считает, что 2019-й в логистике был годом консолидации.

Владимир Серебряков директор по развитию бизнеса FM Logistic

Отсутствие экономического роста и сложное положение в потребительском секторе экономики выдвинули на первый план такие факторы, как возможность экономии на масштабе бизнеса и синергетический потенциал. Поэтому наиболее крупные и успешные игроки логистического рынка укрепляли свои позиции и увеличивали рыночную долю как за счёт органического роста, так и за счёт поглощения менее успешных конкурентов.

Кроме того, отчётливо усилился спрос на эффективные решения, позволяющие обеспечивать бесперебойное снабжение магазинов формата «у дома» полным ассортиментом представленной на полке продукции. Этому способствовали постепенный рост сегмента и поэтапное увеличение рыночной доли, в первую очередь за счёт гипермаркетов. Также продолжилось увеличение количества логистических решений для электронной торговли, стимулом для которого стала активизация сразу нескольких крупных маркетплейсов.

По его мнению, 2020 год, скорее всего, не принесёт сюрпризов. Все факторы, влияющие на отрасль логистики в 2019 году, сохранят свою значимость. Соответственно, можно ожидать дальнейшего развития тех же трендов и тенденций, усиленных всеобщим стремлением к сокращению затрат.

В беседе с NEWS.ru генеральный директор логистической компании «Даксер» Антон Марюхта подчеркнул, что основной тенденцией в логистике в 2020 году будет развитие электронных платформ-консолидаторов, которые предлагают перевозчикам снижение стоимости лизинга, гарантированные загрузки на кругорейсы, быструю оплату счетов за услуги и т.д.

Антон Марюхта генеральный директор логистической компании «Даксер»

Очевидно, что рынок большегрузных перевозок ожидают изменения, аналогичные тем, которые произошли на рынке такси после появления Uber, Gett, «Яндекс.Такси» и т.д. Клиенты, для которых основным приоритетом является самая низкая цена услуг (массовые грузы), в значительной мере перейдут на обслуживание своих грузопотоков через электронные платформы. Это, скорее всего, приведёт к уходу с рынка тех логистических компаний, которые ориентировались на перевозки комплектных массовых грузов.

Площадь складов индивидуального хранения в Москве выросла на 14% за год

Общая площадь складов формата self-storage в Москве по итогам 2019 года достигла почти 181 тыс. кв.м, превысив на 14% показатель годом ранее, сообщает компания Knight Frank.

В минувшем году общая площадь складов формата self-storage в Москве достигла 180 991 кв. м, продемонстрировав 14-процентный рост в годовой динамике (158 745 кв.м в 2018 году), отмечают эксперты.

По их данным, по итогам 2019 года на рынке складов индивидуального хранения Москвы насчитывается 70 объектов, что на 13% больше показателя за прошлый год (62 склада). Дополнительно организовано 117 площадок для складов контейнерного хранения, их прирост составил 4% (112 объектов в прошлом году).

При наличии уже существующих складских помещений индивидуального хранения на рынок вышло еще 13 новых объектов формата self-storage, в прошлом году только девять. Сейчас в сегменте насчитывается 26 компаний, ТОП-10 которых занимают 65,5% рынка по площади.

При этом средний уровень заполняемости складов индивидуального хранения в Москве упал на 6 п.п., составив 84%, а средний срок аренды за год уменьшился на 7% с 8,5 до 7,9 месяцев.

Наибольшим спросом склады формата self-storage традиционно пользуются у физических лиц, их доля составила 76,6% (81,5% в прошлом году), а юридических лиц - 23,4% (18,5%).

В этом году средние ставки аренды в Москве на помещения self-storage колеблются в пределах от 1 511 до 1 952 рублей за кв.м в месяц в зависимости от местоположения, качества и количества услуг, предоставляемых оператором, годом ранее - 1 580 до 1 885 рублей за кв.м в месяц.

"Учитывая популярность данного формата в Европе и США, а также по мере развития данного сегмента и увеличения информированности потребителей о данной услуге, мы видим большой потенциал в развитии данного сегмента не только в Москве, но и в крупных городах Подмосковья, а также других регионах России. Однако сдерживающим фактором развития по-прежнему является ряд строгих требований к расположению подобных объектов, например, в относительной близости от жилых массивов и метро. В свою очередь, количество ликвидных площадок, подходящих для размещения складов self-storage весьма ограничено", - прокомментировал директор департамента складской и индустриальной недвижимости Knight Frank Константин Фомиченко.

РЖД сообщили о росте отгрузки товаров на экспорт через морские порты

Погрузка товаров на экспорт на сети железных дорог в адрес морских портов 2019 году возросла на 3,6 процента к уровню 2018 года, сообщили в компании "Российские железные дороги".

Всего за прошлый год на экспорт отгружено 308,8 миллиона тонн товаров. На 50,2 процента это уголь. Также 26,8 процента всех грузов приходится на нефть, 7,1 процента - на черные металлы, 6,8 процента - на удобрения.

В порты Северо-Запада по итогам прошлого года отправлено около 131,1 миллиона тонн грузов. Рост к уровню 2018 года составил 3,4 процента. В юные порты отгружено 76 миллионов тонн товаров, рост составил 1 процент. В порты Дальнего Востока по железной дороге отправлено 101,7 миллиона тонн грузов, на 5,8 процента больше, чем в 2018 году, уточнили в РЖД.

Соевый экспресс

Первая партия отечественных соевых бобов прибыла из европейской части России в Китай по железной дороге

Вчера на станцию Алашанькоу в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР прибыла первая партия соевых бобов, выращенных на территории Саратовской области. Продукция ГК «Русагро» общим весом 250 тонн, погруженная в десять 20-футовых контейнеров, была отправлена 25 декабря со станции Анисовка (Саратовский регион Приволжской дороги). В пункт назначения поезд проследовал через территорию Казахстана.

Клиентом перевозки выступил продовольственный холдинг КНР COFCO Group. Собственное предприятие холдинга находится в 30 км от станции Алашанькоу.

Организацией перевозки сои занимался Саратовский филиал «РЖД Логистики». Также были задействованы Приволжская дирекция по управлению терминально-складским комплексом и Приволжский территориальный центр фирменного транспортного обслуживания.

Отправка организована в рамках специализированного сервиса «Агроэкспресс», предполагающего доставку отечественных продуктов питания в Китай с помощью ускоренных контейнерных поездов. Сервис позволяет сократить сроки доставки российских продовольственных грузов, а также снизить транспортные расходы отечественных экспортёров благодаря выстроенной экспортно-импортной логистике.

«Процесс полностью контролируется с момента приезда гружёной машины на станцию отправления до прибытия контейнеров в Китай. Мы также взяли на себя погрузочно-разгрузочные работы и экспедирование по территории Казахстана. Мы круглосуточно находимся на связи и готовы ответить на любой вопрос, связанный с перевозкой», – говорит директор филиала АО «РЖД Логистика» в Саратове Вера Вторыгина.

«Отправка контейнеров с соей в КНР стала для нас новым направлением работы. Приоритеты наших клиентов – высококачественный сервис и приемлемая стоимость транспортных услуг. Мы смогли подготовить наиболее выгодное для заказчика предложение и рассчитываем на долгосрочное сотрудничество в сфере международных перевозок», – говорит начальник Приволжского центра фирменного транспортного обслуживания Андрей Цык.

Какие перспективы у складского рынка Петербурга

По прогнозам компании «Ориентир», до конца текущего года девелоперы построят порядка 280 тыс. кв. м складской недвижимости в Санкт-Петербурге. Устойчивый спрос на готовые склады сохранится, а бума нового строительства в ближайшие 1,5 года не предвидится.

По итогам 2019 года общее предложение качественной складской недвижимости Санкт-Петербурга составляет более 3 млн кв. м, в том числе, около 2,1 млн кв. м - склады класса А, согласно данным экспертов компании «Ориентир». При этом объемы нового ввода остаются сравнительно низкими - за год было введено около 120 тыс. кв. м, что соответствует средним показателям последних пяти лет. Наиболее низкие показатели ввода фиксировались в 2017-2018 гг., когда объемы нового строительства не превышали 100 тыс. кв. м.

Увеличение ввода ожидается в 2020 году. По прогнозам компании «Ориентир», до конца текущего года девелоперы построят порядка 280 тыс. кв. м, при этом прирост будет в основном за счет реализации проектов под клиента (BTS). Такие проекты составят более половины от всего нового ввода. Спекулятивное строительство в 2019 году составило порядка 70% от совокупного объема ввода, и около 85 тыс. кв. м в абсолютном выражении.

Ставка аренды качественных складских помещений в Петербурге продолжает умеренный рост. Сейчас средняя ставка на склады класса А варьируется от 4000 до 4200 руб. за 1 кв. м в год без НДС и операционных расходов. Доля вакантных площадей в абсолютном выражении составляет менее 100 тыс. кв. м в основном за счет мелкой нарезки менее 10 тыс. кв. м.

В этом году эксперты компании «Ориентир» наблюдают постепенное смещение интереса ключевых потребителей складских площадей из Москвы в другие регионы России. В ключевых с точки зрения логистики городах растут как общие объемы сделок, так и их величина. В Петербурге наблюдается постепенный рост запросов со стороны онлайн-ритейла, крупные сделки в этом сегменте можно ожидать уже в следующем году. Также интернет-торговля дала импульс к развитию логистических компаний. По оценкам экспертов, спрос со стороны таких игроков составил около 45%. В этом году активизировались масштабные логистические проекты, такие как «Почта России» и «Сбер-Логистика».

Индикаторы рынка в 2019 году говорили о том, что Петербург перспективен для инвестиций, как в новое строительство, так и в покупку существующих объектов. Этот тренд сохранится и в 2020. Устойчивый спрос на готовые склады позволяет собственникам диктовать коммерческие условия, а, судя по заявленным на сегодняшний день проектам, бума нового строительства в ближайшие 1,5 года не предвидится.

«Крупные игроки традиционного ритейла переросли имеющиеся у них в регионе распределительные центры, потребуются новые качественные площади, - комментирует Андрей Постников, генеральный директор «Ориентир». – Кроме того, крупные объемы складских помещений потребуются операторам онлайн-торговли. Зная специфику и потребности e-commerce, перспективным выглядит предложение по строительству комплексов под клиента в стратегических локациях с хорошей транспортной доступностью – в районах Выборгского и Московского шоссе. В ближайшее время там будут востребованы подготовленные земельные участки для строительства «под ключ». Кроме того, у ритейлеров будут пользоваться спросом участки с непосредственным доступом на КАД, обеспечивающим хорошее сообщение с Петербургом».

Путин: полноценное грузовое сообщение по Крымскому мосту начнется с 1 июля

 Президент России Владимир Путин сообщил, что полноценное грузовое движение по Крымскому мосту будет открыто с 1 июля 2020 года.

"С 1 июля в регулярном режиме будут осуществляться железнодорожные перевозки товаров [по Крымскому мосту]", - сказал глава государства на совещании по вопросам социально-экономического развития Крыма и Севастополя.

"Основная проблема, о которой говорят люди, это нормализация цен на товары первой необходимости - продукты питания, топливо, строительные материалы. Открытие регулярного железнодорожного сообщения должно позитивно сказаться на снабжении крымского рынка, его насыщении качественными и доступными товарами", - указал глава государства. Президент добавил, что особенно рассчитывает на этот эффект после запуска регулярного железнодорожного движения товарных поездов по Крымскому мосту.

Путин констатировал, что в строительстве магистральной инфраструктуры была задана высокая планка. "Нужно поднимать до этого же уровня и ее региональную составляющую", - сказал он. Глава государства также обратился к участникам совещания с указанием развивать логистику, не допуская монополизма и поддерживая высокий уровень конкуренции. По его словам, это позволит открывать новые места для торговли.

"Я прошу вас, уважаемые коллеги, сделать это быстро, без всяких административных проволочек и в целом использовать механизмы, которые, в первую очередь, устроят людей и, конечно, будут эффективны для бизнеса", - заключил он.

Ритейлеры увеличили площадь занимаемых складов в Московской области

По итогам 2019 года доля ритейлеров среди конечных потребителей складов в Подмосковье выросла до 31%, составив 3,6 млн «квадратов», сообщает международная консалтинговая компания в области недвижимости, CBRE.

Лидерами в структуре занимаемых складских помещений по товарным группам выступают продуктовые сети. С 2013 года по 2019 год занимаемые продуктовым ритейлом площади увеличились в 2,3 раза.

Второе место отдано логистических операторам, на их долю приходится 22%. За шесть лет занимаемые логистическими операторами площади увеличились с 1,6 млн. кв. м до 2,6 млн. кв. м.

Третье место в структуре занимаемых складских площадей у дистрибьютеров с 15% или 1,8 млн. кв. м.

На четвертом месте основных потребителей складов производители, повысившие качество занимаемых ими складов (12% или 1,4 млн кв. м), уточняется в исследовании. 


Главная страница - Новости таможни - Новости ВЭД - Новости логистики - Новости ЕврАзЭС

"Виртуальная таможня": http://www.vch.ru/

В избранное