Сахалинская таможня предлагает участникам ВЭД воспользоваться упрощенными процедурами таможенного оформления
Сахалинская таможня предлагает участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) воспользоваться специальными упрощенными таможенными процедурами таможенного оформления. Они утверждены приказом №1657 Федеральной таможенной службы в конце прошлого года. Участники ВЭД могут временно размещать на своих складах товары до уплаты таможенных сборов.
Также до прибытия нескольких партий иностранных товаров они заранее могут подать неполную периодическую таможенную декларацию. На товары, перемещаемые в течение определенного количества времени и размещаемые на складе заявителя может подаваться одна периодическая декларация.
Выпуск товаров может быть осуществлен до подачи декларации. Эти режимы не освобождают от уплаты таможенных пошлин и сборов, но значительно экономят время прохождения товаров таможенной очистки, и, в конечном счете, снижают затраты импортеров. Желающие воспользоваться одной или несколькими упрощенными процедурами могут подать заявление в Федеральную таможенную службу. При этом на них накладываются обязательства ежеквартального отчета в таможню о финансовой деятельности своей организации, сообщил пресс-секретарь
Сахалинской таможни Юрий Гуршал.
ИА SAKH.COM; 25.06.09
Таможня проиграла дело о параллельном импорте
Таможня обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью к административной ответственности за правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.10 КоАП РФ.
Основанием для обращения послужило следующее.
В ходе проверки, проведенной сотрудниками ЦОТ по заявлению ЗАО, было установлено, что общество оформило товар - лимонад различных сортов с маркировкой "LORINA". В соответствии со свидетельством на товарный знак "Лорина" его правообладателем на территории Российской Федерации является ЗАО. В Центральную оперативную таможню поступило заявление генерального директора ЗАО о том, что права использования товарного знака владелец никому не передавал. Из поступившего письма патентного поверенного Г. таможней было установлено,
что обозначение "LORINA" на товаре является сходным до степени смешения с товарным знаком принадлежащем ЗАО.
Решением Арбитражного суда в удовлетворении заявленных требований таможни было отказано. При этом суд исходил из отсутствия события административного правонарушения.
Таможня обратилась с кассационной жалобой, в которой в обоснование своих требований приводит довод о том, что ООО не предприняло всех мер, направленных на соблюдение прав третьих лиц на объекты интеллектуальной собственности, поэтому имелись все необходимые основания для привлечения общества к административной ответственности.
ФАС МО оставил вынесенное по делу решение без изменения, указав следующее.
Под незаконным использованием товарного знака понимаются действия по размещению товарного знака на товарах и (или) их последующий ввоз на территорию РФ в совокупности. Данная норма направлена на обеспечение защиты от ввоза контрафактных товаров, индивидуализированных без разрешения правообладателя. Поэтому ввоз на территорию РФ товаров, индивидуализированных самим правообладателем, не является нарушением прав правообладателя.
Как видно из материалов административного дела, обществом ввезен на территорию РФ оригинальный товар - лимонад французского производителя "Lorina", который выпускается во Франции с 1985 года; в реестре Роспатента "международные товарные знаки за 1978 - 2008 г. с указанием России", имеется данный товарный знак за N 710929 от 1999.03.19 с расширением на Россию, владельцем которого значится компания "Etablissements Geyer Freres".
Суд, рассматривая данный спор, с учетом применения норм международного, гражданского, административного законодательства обоснованно высказался о том, что таможенным органом при расследовании административного правонарушения не было достоверно установлено наличие сходства до степени смешения товарного знака ЗАО с этикеткой лимонада ООО, так как в материалах административного дела имеются различные документы с противоречивыми выводами, которые были сделаны без применения специальной методики для определения сходства
до степени смешения.
Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу о том, что таможенным органом не доказано и материалами административного дела не подтверждено, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено статьей 14.10 КоАП РФ, поскольку основным элементом объективной стороны данного противоправного действия является наличие предмета - контрафактной продукции, а в данном же случае ввезен товар, произведенный самим правообладателем. Таможенным органом не доказано,
что ввезенный товар является контрафактным (Постановление ФАС МО от 28 мая 2009 г. N КА-А40/4570-09).
"эж-ЮРИСТ"; 25.06.09
Претворяя Концепцию в жизнь
В июне в рамках реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, в зоне деятельности Смоленской таможни начал работу новый склад временного хранения (СВХ) открытого типа, сообщает Пресс-служба ФТС РФ. Владелец СВХ ООО «Альфа Транс», являющийся одновременно и брокером, включен в реестр владельцев СВХ.
Склад располагается в 6 км от автодороги «Брест-Москва» в районе д. Стабна, в нем имеются помещения для таможни и брокеров площадью 270 кв. м, ВОЛС со скоростью передачи 2 Мб/сек., позволяющей осуществлять электронное декларирование. Здесь же приступил к работе созданный в апреле отдел таможенного оформления и таможенного контроля №2 Заднепровского таможенного поста. К концу года планируется ежемесячно оформлять до 1500 грузовых таможенных деклараций в месяц.
В настоящее время ведется строительство второго СВХ общей площадью 1,5 га, в котором предусмотрено административное здание модульного типа общей площадью 540 кв. м, пандус для проведения досмотров, наличие ВОЛС со скоростью передачи 1 Мб/сек для обеспечения возможности электронного декларирования. Смоленской таможней в Центральное таможенное управление подано предложение о создании в этом СВХ акцизного подразделения для оформления и выдачи паспортов транспортного средства.
Есть ряд и других идей и предложений. Но чтобы претворить в жизнь намеченное Смоленской таможне вместе с администрацией области и заинтересованными участниками ВЭД предстоит сделать еще очень многое. Предстоит решить вопросы модернизации пунктов принятия уведомлений, внедрения новых информационных технологий таможенного оформления товаров и транспортных средств, строительства новых СВХ, дальнейшего развития таможенной инфраструктуры. Все это позволит не только создать новые рабочие места, увеличить налогооблагаемую
базу, но и привлечь дополнительные инвестиции в область.
VCH.RU ; 25.06.09
Россия повышает таможенные пошлины, вытесняя дешевый импорт
Дешевый импорт правительство вытесняет с рынка высокими таможенными пошлинами. Решением России свернуть переговоры по вступлению в ВТО в связи с созданием Таможенного союза с Казахстаном и Белоруссией и снять ограничения по защите внутреннего рынка воспользовались лоббисты. Минсельхоз заявил о повышении ставок ввозных таможенных пошлин на отдельные виды сыров. Эксперты уверены: следует ожидать принятия протекционистских решений и по другим группам товаров.
«Независимая газета» приводит мнение ведущего эксперта Института конъюнктуры аграрного рынка Евгения Иванова, который считает, что на самом деле Москве надоели бесконечные придирки и все новые условия, выставляемые России со стороны ВТО, а потому она сняла с себя решение этого вопроса как минимум на ближайшие 10–15 лет. Все последние годы процесс вступления в ВТО вынуждал правительство принимать во многом невыгодные для отечественной экономики решения: «Теперь же у нас руки развязаны. Мы можем делать все необходимое
по защите внутреннего рынка, поскольку у стран – членов ВТО теперь нет управы на Россию». Эксперт не исключает, что в ближайшее время ввозные пошлины могут быть повышены и на другие товары, как продовольственные, так и непродовольственные, чтобы повысить конкурентоспособность российских предприятий и поднять уровень самообеспечения внутреннего рынка: «Все упирается в активность отраслевых союзов». Однако российский потребитель в любом случае ощутит результаты этой борьбы на своем кармане: «Цены могут подняться».
С таким выводом согласен заведующий сектором аграрных отношений Института экономики РАН Борис Фрумкин, утверждающий, что вслед за повышением ввозных пошлин на импортный сыр неизбежно последует удорожание сыров отечественного производства («Москва накажет ВТО рублем»).
«Новые известия» в статье «Эффект дырки» замечают, что изменение пошлин подавалось именно как оказание содействия отечественному производителю. Как подчеркнула министр сельского хозяйства Елена Скрынник, это станет действенной мерой поддержки российских сыроделов и будет способствовать укреплению продовольственной безопасности страны. Однако, пишет издание, российские сыроделы начали увеличивать производство и до новых пошлин. Они немногие, кому кризис в чем-то помог. За январь-февраль импорт сыра в Россию снизился
на 4,5 тыс. тонн. Внутреннее производство сыров за этот же период выросло на 4,1 тыс. тонн.
Zagolovki.ru; 25.06.09
«Телефон доверия» Челябинской таможни.
В целях совершенствования деятельности таможенной службы Российской Федерации, оперативного реагирования на факты нарушений таможенного контроля, пресечения коррупции, в Челябинской таможне работает «телефон доверия».
Челябинская таможня призывает всех граждан, имеющих какие-либо сведения о фактах угрозы совершения терактов на таможенных объектах и физического насилия в отношении таможенников, нарушения таможенного законодательства, в том числе злоупотребления со стороны сотрудников постов, незамедлительно сообщать по «телефону доверия». Он работает в круглосуточном режиме. По каждому поступившему сигналу в обязательном порядке проводится проверка. Таможня гарантирует конфиденциальность представленных сведений.
Телефон доверия Челябинской таможни – (351) 793 08 39, Уральского таможенного управления (343) 359-53-85.
CHELport.RU; 25.06.09
С 15 июля с. г. каждый ввезенный в Россию подержанный автомобиль будет обязан пройти фитосанитарный карантин.
Соответствующее распоряжение издано Россельхознадзором и Федеральной таможенной службой, сообщает газета "Время новостей".
В перечень товаров, ввоз которых осуществляется на основании импортного карантинного разрешения, наряду с сушеными грибами, желудями, льном-сырцом и зеленым чаем попали транспортные средства, бывшие в употреблении, — легковые и грузовые машины различных классов и автобусы.
В заявлении Россельхознадзора поясняется, почему импортные подержанные автомобили оказались под подозрением: "В 2007 и 2008 годах при проведении досмотра выявлено 4290 единиц техники с обнаружениями биологических материалов и почвы, насекомых в живом и мертвом виде. Зарегистрировано 14 случаев обнаружения опасных карантинных объектов — азиатской хлопковой совки, американской белой бабочки, непарного шелкопряда, японского жука". Все вышеупомянутые насекомые, подчеркивают в ведомстве, являются особо опасными вредителями
для сельхозрастений и лесных пород.
Проходить процедуру получения сертификата придется всем, кто ввезет машину в РФ после 15 июля. Для этого необходимо будет обратиться в территориальное управление Россельхознадзора по месту ввоза товара. "По результатам проведенного государственного карантинного фитосанитарного контроля составляется акт, в котором отражаются результаты проверки", — сообщают представители ведомства.
Примечательно, что санитарно-ветеринарное ведомство уже вмешивалось в бизнес по ввозу подержанных машин. В августе 2008 года управление Россельхознадзора по Приморскому краю на некоторое время категорически запретило производить разгрузку судов в портах в темное время суток. Тогда было заявлено, что в подержанных японских иномарках, ввозимых через Приморье, обнаружилось очень много бабочек и яйцекладок непарного шелкопряда.
Autonews 25.06.09
Единые санитарные нормы могут появиться в Таможенном союзе к 1 января 2010 года
В Таможенном союзе Беларуси, России и Казахстана с 1 января 2010 года возможно появление единых санитарных, ветеринарных и фитосанитарных норм на продукцию. Об этом сообщил сегодня по итогам прошедшего в Москве заседания комиссии Таможенного союза вице-премьер Беларуси Андрей Кобяков.
На заседании обсуждался комплекс мер по обеспечению свободного обращения продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия в Таможенном союзе и созданию единой системы санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля на его внешней границе, сообщает БЕЛТА.
По словам Андрея Кобякова, были уточнены сроки вступления в силу этого комплекса мер с тем, чтобы «не было никаких санитарных и таможенных конфликтов» после начала деятельности Таможенного союза.
Белорусские новости; 25.06.09
Россия закрывает шесть автомобильных пунктов пропуска на границе с Латвией
Правительство России приняло решение закрыть 6 международных автомобильных пунктов (МАПП) пропуска в Псковской области на границе с Латвией.
Соответствующее постановление (N839-P) было подписано 22 июня. Согласно документу, с 1 августа прекращает работу МАПП Лямоны, Манухново, Могили, Пундури, Пурвмала и Унтино. Как пояснили в Северо-Западном таможенном управлении (СЗТУ), данное постановление подписано в рамках реорганизации Себежской и Великолукской таможен и создания на их базе единой Себежской таможни.
Газета.Ru; 25.06.09
ОАО «РЖД» создало Центр по таможенной деятельности
ОАО «РЖД» в рамках реформы корпоративного управления создало Центр по таможенной деятельности. Он будет оказывать таможенные услуги при перевозке грузов в международном сообщении по российским железным дорогам. Ранее этим занималось управление по таможенно-брокерской деятельности ОАО «РЖД».
«Гудок», 26.06.2009
ФТС может сократить норму беспошлинного ввоза и вывоза товаров
Федеральная таможенная служба (ФТС) предлагает снизить предельную планку стоимости товаров, которые физические лица могут ввозить и вывозить из РФ беспошлинно, с нынешних 65 тыс. до 20 тыс. руб. (то есть с $2,1 тыс. до $650). Также документ предлагает предоставить правительству право устанавливать перечень товаров, в отношении которых вообще не предоставляется освобождение по уплате пошлин, даже для личного пользования. Эти предложения содержатся в проекте поправок в Таможенный кодекс (ТК),
опубликованном вчера ФТС.
Как пишет сегодня газета «Коммерсантъ», эксперты уверены, что подобная мера не поможет сделать отечественную продукцию более конкурентоспособной, зато создаст новые проблемы среднему классу, привыкшему ездить на шопинг за рубеж.
Как говорится в пояснительной записке ФТС, «это позволит таможне противодействовать ввозу в РФ коммерческих партий товаров под видом товаров для личных нужд. Ущерб от таких действий «связан как с непоступлением значительных объемов таможенных платежей в бюджет и с подрывом конкурентоспособности российских производителей, так и с вовлечением значительного числа социально незащищенных граждан РФ в теневой бизнес».
Кроме того, поправками предлагается исключить из ТК норму, согласно которой предусматривается возможность предоставления полного освобождения от уплаты пошлин наследуемого имущества. В пояснительной записке говорится, что введение нормы связано со «сложностью установления подлинности документов на ввозимые полученные в наследство автомобили».
Экономисты видят в новшествах от ФТС протекционизм и попытку переориентировать граждан на внутренний рынок, отмечает «Ъ». Последний публичный этап войны ФТС с физлицами относился именно к «низкокачественному импорту» и челночному бизнесу и более всего коснулся Дальнего Востока: Дальневосточное таможенное управление (ДВТУ) в конце 2008 – начале 2009 года активно боролось с «помогайками» (туристами, которым обеспечивали дешевые поездки в обмен на беспошлинный ввоз ими товаров из КНР), возбуждая уголовные дела
по факту ввоза туристами «коммерческих партий товаров под видом предметов для личного пользования». Тогда представители дальневосточной туриндустрии отмечали, что в связи с усилением таможенного контроля физлиц «с декабря поток приморских туристов сократился почти на 70%", и выражали опасения, что под таможенный пресс попадут и законопослушные туристы.
Тогдашний руководитель ДВТУ Игорь Власенко советовал добросовестным туристам перед поездкой делать копии паспортов или свидетельств о рождении всех членов семьи, чтобы при пересечении границы можно было «доказать некоммерческую цель ввоза товаров», а также сохранять чеки на все покупки. В случае принятия поправок в ТК эти советы могут пригодиться гораздо большему числу граждан, выезжающих и возвращающихся из-за границы.
Эксперты отмечают, что «основной негатив от новшества почувствует средний класс».
«У нас очень развиты шопинг-туры. Можно сказать одно – это однозначно создаст больший потенциал для коррупции на таможне», – утверждают они.
РИА Новый Регион; 26.06.09
На российско-финской границе стали тщательнее досматривать туристов
Российские туристы, недавно посетившие нашего «северного соседа», заметили нововведения на пропускном пункте Брусничное-Нуйямаа.
В частности, сообщается, что ввоз алкоголя и мяса в Россию в том случае, если срок пребывания в Финляндии составлял менее трех дней, теперь невозможен. Магазин duty-free работал только для тех, кто въезжает в Финляндию. Туристы отмечают, что их автомобили подверглись более тщательному досмотру, чем это происходит обычно. Один из сотрудников таможни, пожелавший остаться неизвестным, сказал, что эти меры будут действовать в течение 1-2 месяцев.
По словам заместителя начальника поста «Брусничное» Сергея Лянина, процедура таможенного досмотра проходит в обычном режиме в соответствии с существующими правилами, и никаких дополнительных мер не вводилось.
Отметим, что пропускной пункт «Брусничное» является одним из основных пограничных переходов для тех, кто едет в Финляндию из Санкт-Петербурга.
Prian.ru; 26.06.09
В Карелии состоялся семинар-совещание руководителей кадровых подразделений таможенных органов СЗТУ
Накануне первой годовщины образования Карельской таможни (1 июля) в Петрозаводске состоялся семинар-совещание руководителей кадровых подразделений таможенных органов Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ), сообщает Пресс-служба ФТС РФ.
Участники семинара-совещания обсудили множество проблем, возникающих в работе с кадрами: спортивная и языковая подготовка таможенников СЗТУ, формирование планов работы и внедрение программных средств, состояние служебной дисциплины и борьба с коррупцией, и другие. Много внимания было уделено теме кадровой работы при реализации Концепции переноса таможенного оформления в места, приближенные к государственной границе.
Карельская таможня поделилась опытом по профессиональному ориентированию и отбору кандидатов в Российскую таможенную академию, организации патриотического воспитания, а также по проведению конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы. «Конкурсная работа в Карельской таможне ведется на высоком уровне, - сказал заместитель начальника СЗТУ-начальник кадровой службы Константин Кудрявцев. – Здесь четко организованы конкурсы, документация подготовлена качественно, и, хотя есть отдельные
шероховатости, Карельская таможня – одна из лучших в СЗТУ по этому направлению работы».
- В таможенных органах республики прошли масштабные организационно-штатные мероприятия после объединения с первого июля прошлого года трех карельских таможен – Сортавальской, Петрозаводской и Костомукшской – в единую Карельскую. Поэтому наш опыт – организационный, документационный, судебный - интересен для всех таможен СЗТУ, - подчеркнул начальник Карельской таможни Алексей Накрошаев.
На сегодняшний день на Северо-Западе расположено 120 таможенных постов, 17 таможен, в которых работают более 12 тысяч человек.
VCH.RU ; 26.06.09
ФТС хочет запретить пересечение границы РФ транспорту без ОСАГО
Федеральная таможенная служба предлагает внести изменения в статью 32 закона об ОСАГО в части установления запрета на въезд на территорию РФ и выезд с территории РФ транспортных средств (ТС), владельцы которых не исполнили обязанность по страхованию своей гражданской ответственности. Соответствующий законопроект опубликован на сайте службы.
В пояснительной записке отмечается, что контроль за исполнением владельцами ТС установленной законом об ОСАГО обязанности по страхованию своей гражданской ответственности при въезде транспортных средств в РФ и выезде в другие государства, в которых применяются международные системы страхования, возложен на таможенные органы. Однако законодательством не установлен запрет на въезд и выезд с/на территорию Российской Федерации ТС, владельцы которых не исполнили обязанность по страхованию своей гражданской ответственности.
Таким образом, положения статьи 32 федерального закона недостаточны для реализации таможенными органами своих полномочий, считают в ФТС.
Помимо установления соответствующего запрета ФТС предлагает внести в закон об ОСАГО положения по взаимодействию таможенных органов с пограничными органами по принятию мер, необходимых для незамедлительного выезда транспортного средства, владельцем которого обязанность по страхованию своей гражданской ответственности не исполнена, с территории пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Ведомости; 26.06.09
Обувь поддержали нулевыми ставками
Правительство РФ распорядилось установить на постоянной основе нулевые ставки пошлин на импорт отдельного вида сырья, используемого в кожевенном производстве. Соответствующее постановление опубликовано на сайте правительства РФ. Документ вступает в силу с 26 июня.
Льготные ставки пошлин установлены, в частности, на органические и синтетические дубильные вещества, отделочные средства, средства для ускорения крашения и фиксации красителей. Первый раз решение об обнулении было принято в августе 2008 года, до этого по большинству товарных позиций пошлина составляла 5%.
Личные Деньги; 26.06.09
В Центральном таможенном управлении состоялось выездное заседание коллегии ФТС России
26 июня Центральном таможенном управлении (ЦТУ) состоялось выездное заседание коллегии Федеральной таможенной службы (ФТС России). В работе коллегии приняли участие руководитель ФТС России Андрей Бельянинов, статс-секретарь – заместитель руководителя Константин Чайка, заместители руководителя ФТС России: Татьяна Голендеева и Игорь Завражнов, начальники и представители структурных подразделений центрального аппарата ФТС России, руководители региональных таможенных управлений, начальники таможен
прямого подчинения, начальник Российской таможенной академии, генеральный директор и представители ФГУП «РОСТЭК», руководители представительств таможенной службы Российской Федерации за рубежом.
Один из вопросов коллегии был посвящен итогам реализации Концепции оптимизации структуры и местонахождения таможенных органов ЦТУ, расположенных в Москве и Московской области. О проделанной работе, возникших проблемах и найденных путях их решения доложил начальник Центрального таможенного управления Сергей Прусов.
Он отметил, что сложившееся в 1990-е годы размещение таможенной инфраструктуры в Москве, ее территориальное местоположение носило хаотичный характер. К 2009 году места нахождения большинства таможенных постов уже не соответствовали складывающейся транспортной логистики мегаполиса, а имеющаяся складская инфраструктура необходимым техническим характеристикам и современным складским логистическим технологиям. Оптимизация количества таможенных органов в Москве предусматривала вывод из города таможенного оформления
товаров, перемещаемых автомобильным видом транспорта, смещение его в другие регионы, в том числе и в приграничные.
Решение задачи по оптимизации структуры и местонахождения таможенных органов, расположенных в Москве и Московской области, позволило осуществить вывод из Москвы таможенного оформления товаров, поступающих автомобильным транспортом и оптимизировать количество мест нахождения таможенных постов в Москве и Московской области.
Сергей Николаевич Прусов уделил значительное внимание сложным вопросам, с которыми Управление столкнулось при проведении мероприятий по выводу таможенного оформления из Москвы. Они могут возникнуть и при дальнейшей реализации положений Концепции, не только в ЦТУ, но и в других региональных таможенных управлениях.
Проблемой общего характера он назвал практически одновременную ликвидацию одной и реорганизацию трех московских таможен. Это повлекло за собой необходимость проведения большого количества мероприятий по различным направлениям деятельности таможенных органов. Потребовалась напряженная работа должностных лиц Управления и особенно подчиненных таможенных органов, чтобы обеспечить в установленные сроки и на должном уровне выполнение задач, связанных как с повседневной деятельностью, так и реорганизацией таможен.
Особенно остро встал вопрос своевременного оформления скоропортящихся товаров.
Учитывая значимость данной категории товаров, остроту проблемы, Управлением во взаимодействии с ФТС России и Роспотребнадзором в срочном порядке был предпринят комплекс мер, направленных на стабилизацию сложившейся ситуации, за счет увеличения количества мест таможенного оформления и организации равномерного распределения грузопотоков между ними.
Также Сергей Николаевич изложил вопросы правового и кадрового характера, которые пришлось решать Управлению при реализации Концепции оптимизации структуры и местонахождения таможенных органов ЦТУ, расположенных в Москве и Московской области.
Несмотря на сложности, регион деятельности Центрального таможенного управления наиболее подготовлен для первоочередного внедрения Концепции. Во-первых, Центральный федеральный округ имеет общие границы только со странами – бывшими республиками СССР. Пятью приграничными таможнями контролируется таможенная граница с Украиной - в пределах 1279 км и административная граница с Республикой Беларусь - 886 км. Здесь функционируют 32 пункта пропуска (18 - автомобильных, 8 - железнодорожных и 6 воздушных), 11 пунктов
принятия уведомлений на российско-белорусской границе, установлены 103 места пересечения жителями приграничных районов российско-украинской границы. Во-вторых, Центральный регион имеет наибольшую плотность населения в приграничных областях и наиболее развит в промышленном плане, и, как следствие, имеет самые большие товаропотоки. В приграничных областях уже учтено требование сегодняшнего дня – многие учебные заведения включили подготовку специалистов в области таможенного дела в учебную программу.
Выступление начальника Брянской таможни Дмитрия Жукова «О ходе реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближённых к государственной границе Российской Федерации, в части развития таможенной и околотаможенной инфраструктуры в регионе деятельности Брянской таможни» наглядно продемонстрировало открывающиеся перспективы развития и укрепления экономики приграничных регионов России. Также он подробно рассказал о созданной рабочей группе при администрации Брянской области,
встречах и совещаниях, на которых были рассмотрены вопросы создания оптимальной сети приграничных таможенно-логистических терминалов, объектов социальной сферы.
Помимо обсуждения вопросов повестки дня, в ходе заседания коллегии были вручены ведомственные награды руководителям и сотрудникам региональных таможенных управлений. Также гости Управления смогли ознакомиться с презентацией, посвященной ключевым моментам жизни ЦТУ и с макетом нового многостороннего автомобильного пункта пропуска «Крупец» Курской таможни, строительство которого завершилось на днях.
Пресс-служба ЦТУ 26.06.09
Проведение таможенными органами контроля таможенной стоимости при декларировании товаров
При принятии таможенным органом решения о необходимости корректировки заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, таможенную стоимость определяет декларант или таможенный орган в соответствии с порядком, определенном в ст. 323 НК РФ.
Об этом Письмо Минфина РФ от 15.01.2009 N 03-10-09/6.
Таможенная стоимость товаров определяется декларантом на основании положений разд. III и IV Закона Российской Федерации ''О таможенном тарифе'' (далее - Закон) и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров.
В соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации контроль таможенной стоимости при декларировании товаров осуществляется таможенным органом в том числе путем оценки достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости с использованием системы управления рисками. В частности, для этих целей используются соответствующие стоимостные (ценовые) показатели, содержащиеся в правовых актах таможенных органов. Существенное отличие указанной декларантом величины таможенной стоимости от этих показателей
является признаком возможной недостоверности представленных при декларировании сведений и может служить основанием для принятия решения об уточнении заявленной таможенной стоимости, однако не является достаточным основанием для принятия решения о ее корректировке ( Письмо ФТС России от 09.02.2005 N 01-06/4153). Таким образом, учитывая вышеизложенное, указанные показатели не могут применяться для определения таможенной стоимости товаров.
По результатам контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган принимает решение либо о принятии заявленной таможенной стоимости товаров в соответствии с п. 3 ст. 323 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) либо о ее корректировке.
Так, в случае если таможенным органом обнаружено, что при декларировании товаров заявлены недостоверные сведения, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, таможенный орган в соответствии с п. 2 ст. 153 Кодекса незамедлительно направляет декларанту требование осуществить корректировку таких сведений и пересчитать размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов.
При принятии таможенным органом решения о необходимости корректировки заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, таможенную стоимость определяет декларант или таможенный орган в соответствии с порядком, определенном в ст. 323 Кодекса, по методам, установленным Законом .
Если же при проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные при декларировании товаров сведения, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган на основании положений п. 3 ст. 153 Кодекса проводит дополнительную проверку любым способом, предусмотренным таможенным законодательством.
В этом случае выпуск товаров осуществляется таможенным органом при условии обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены по результатам проведения вышеуказанной проверки.
Одновременно специалисты Минфина информируют, что в соответствии с п. 1 ст. 46 Кодекса решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц могут быть обжалованы в таможенные органы и (или) в суд, арбитражный суд.
Субсчет.ру; 29.06.09
Новый пункт пропуска в Чернышевском откроется в июле
Автомобильный пункт пропуска «Чернышевское» планируют открыть 18 июля. Об этом стало известно на выездном совещании представителей Ассоциации международных перевозок с таможенными и пограничными службами. Эта встреча состоялась на новом погранпереходе.
Стоянка-накопитель, та, что в километре от литовско-российской границы, сегодня, говорят дальнобойщики, пустая. В очереди всего около двухсот машин. По расчетам водителя Сергея, а в этом бизнесе он более 7 лет, груз в Калининград будет доставлен не раньше, чем к утру следующего дня. Но это на неделе. Уже к выходным скорость прохождения границы будет совсем другая.
Сергей, дальнобойщик, говорит: «Здесь уже с пятницы постоянно перед накопителем километровая очередь. Если приехать в это время, домой можно попасть только ночью в понедельник. И то если попадешь, и ничего не меняется».
День простоя дальнобойщику обходится как минимум в тысячу рублей. Если учесть, что в этом бизнесе в регионе работает три тысячи человек, а в месяц каждый из них может простоять не меньше 10 дней - по самым грубым подсчетам простой на границе будет стоить 3 миллиона рублей. В год еще больше. Получается, что с пробкой на границе никакая винная по цене не сравнится. А оплачивают эту пробку потребители.
Причин такой скорости, как объясняют в региональном отделении управления автодорожного надзора, несколько. Первая - водитель не смог вовремя оформить все необходимые документы для провоза груза через границу. Вторая и третья - нарушение весовых и габаритных параметров.
Сегодня максимально допустимая масса транспортных средств при проезде по федеральным дорогам России составляет 38 тонн, а максимальная нагрузка на ось – 10 тонн. В Европе соответственно 40 и 11,5 тонн. Вот и получается, что при грузоперевозках в Россию водителям надо либо недогружать автомобиль, что совсем не выгодно, либо оформлять спецразрешения.
Любовь Фазилова, начальник управления государственного автодорожного надзора по Калининградской области, сообщила: «Спецразрешения оформляются в Москве. Это 10-15 суток. У нас мы можем оформлять в течение 3 дней. Мы очень надеемся, что если эти функции будут переданы нам, это позволит существенно сократить очереди на границе».
Ситуацию с автомобильными пробками на границе, как считают пограничные службы и сами автоперевозчики, должен изменить новый пропускной пункт – Чернышевское. Действующий переход был построен как временный 17 лет назад. Понятно, что старая инфраструктура не справляется с современными темпами роста грузопотока.
Проектная мощность нового перехода в 5 раз больше действующего. Это 1500 автомобилей в сутки. Из них - 300 грузовых. По мнению автоперевозчиков, повышению скорости перехода большегрузных машин способствовала бы и оптимизация контроля транспортных средств. Леонид Степанюк, председатель регионального совета ассоциации международных автомобильных перевозок: «Все заранее декларируется, и практически исключается любая возможность контрабанды наличия, и неточное оформление. Это все делается заранее, штрих кодируется.
Предъявляется таможеннику, он распечатывает декларацию. 2 минуты и водитель уехал».
Эту же схему асмаповцы хотят предложить и на новом пункте пропуска в Чернышевском. Он должен начать работу уже в середине июля.
ГТРК Калининград; 29.06.09
На СВХ ЗАО «Смарт Лоджистик Групп» созданы посты ветеринарного и фитосанитарного контроля
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) и Управление по г. Москве и Московской области издали Приказ № 262 от 26 июня 2009 года «О внесении изменений в Перечень постов ветеринарного и фитосанитарного контроля на территории г. Москвы и Московской области, осуществляющих таможенное оформление поднадзорной и подкарантинной продукции».
В данном Приказе, в частности, определены новые места по размещению Поста ветеринарного контроля и Поста фитосанитарного контроля по адресу: СВХ ЗАО «Смарт Лоджистик Групп», МО, г.Домодедово, мкрн. Северный ул. Логистическая, д. 1/14.
ЗАО «Смарт Лоджистик Групп» - www.slg.ru, является крупнейшим оператором ПЛК «Северное Домодедово» с площадью склада класса «А» - 85.000 м.кв., в том числе офисных помещений до 7.000 м.кв., разветвленной транспортной ж/д и автомобильной инфраструктурой, информационными коммуникациями Интернет и многоканальными цифровыми телефонными линиями. Специалисты ЗАО «Смарт Лоджистик Групп» в течение 11 лет ведут Интернет сайт «Виртуальная таможня» - www.vch.ru , для информирования участников ВЭД и специалистов в области
внешней торговли и таможенного дела.
3 марта 2009 года ЗАО «Смарт Лоджистик Групп» получило Свидетельство о внесении в реестр владельцев СВХ №10127/100042 с полезным объемом помещений в 6199,09 м. куб. и открытой площадкой СВХ на 30 автофургонов. Зона таможенного контроля оборудована ДРМ «Янтарь - 2СН», на складе имеется сертифицированная радиотелевизионная установка Hi-Scan 145180.
Пресс служба ЗАО «Смарт Лоджистик Групп» 10 июня 2009 г. www.slg.ru office@slg.ru +7 495 781-000-7
С 1 июля 2009 года повышаются ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые с территории РФ за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе
Постановлением Правительства от 26.06.2009 N 536 повышаются ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые с территории РФ за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе
В частности, ставка пошлины для нефти сырой составит 212,6 доллара США за 1000 кг (в настоящее время - 152,8 доллара США за 1000 кг). Вывоз топлива жидкого, масел, отработанных нефтепродуктов будет осуществляться по ставке таможенной пошлины в размере 83,8 доллара США за 1000 кг (сейчас - 62,1 доллара США за 1000 кг). С 115,2 доллара США до 155,5 доллара США за 1000 кг повышена ставка пошлины на легкие и средние дистилляты, газойли, бензол, толуол, ксилолы. Ставки пошлин на пропан, бутаны, этилен, пропилен,
бутилен и бутадиен, прочие сжиженные газы остались на прежнем уровне, то есть равными нулю.
VCH.RU; 29.06.09
Таможенники отказались проверять каждый импортированный мобильник
Федеральная таможенная служба (ФТС) выпустила внутреннее распоряжение, предписывающее сократить объемы досмотра ввозимых в Россию сотовых телефонов. Об этом пишет газета "Ведомости" со ссылкой на представителей Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК). Ранее из-за ужесточения досмотра на таможне скопились сотни тысяч новых мобильников.
По данным "Ведомостей", теперь таможенники проверяют не все сотовые телефоны, а только каждый пятый. Эта норма распространяется только на новые декларации - скопившиеся на таможне за прошлую неделю мобильники до сих пор находятся на складах.
Напомним, что новые правила досмотра сотовых телефонов вступили во второй половине июня: таможенников обязали проверять все мобильники на соответствие техническим характеристикам. Из-за этого работа замедлилась, а производители сотовых телефонов начали жаловаться на задержку крупных партий на миллионы долларов. При этом производители вынуждены были оплачивать простой на таможне самостоятельно.
В ФТС отмечали, что новые правила ввоза мобильников необходимы для повышения собираемости платежей. По данным таможенников, импортеры могли проводить дорогие телефоны под видом дешевых. После возникновения очередей на таможне в ФТС объявили, что из-за жалоб производителей готовы рассмотреть возможность возвращения к старой схеме поставок.
Еще несколько лет назад большинство сотовых телефонов ввозилось в Россию по "серым схемам". С 2005 года, когда началось дело о контрабанде сотовых телефонов, поток "серого импорта" значительно сократился.
Lenta.ru; 30.06.09
В рядах таможенников не должно быть места коррупционным проявлениям
В настоящее время большое значение придается борьбе с коррупционными проявлениями в таможенных органах. В связи с этим ФТС России разработана и реализуется программа “Борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах на период 2007-2009 г.г.”.
В Бурятской таможне проводится большая работа в данном направлении. В рамках реализации программы в целях усиления борьбы с коррупционными преступлениями в таможенной сфере, устранения условий, способствующих проникновению криминальных элементов в таможенные органы, стабилизации кадрового потенциала и сокращения текучести кадров, снижения числа нарушений служебной дисциплины в таможне создана комиссия по противодействию коррупции, должностным злоупотреблениям и нарушениям служебной дисциплины.
Работа комиссии осуществляется по плану. На постоянной основе до должностных лиц таможни доводится опыт правоприменительной практики по фактам преступлений, связанных с коррупционными деяниями в таможенном деле, проводится работа по определению наиболее уязвимых, с точки зрения злоупотреблений, участков таможенного оформления и таможенного контроля, по отдельному плану осуществляется комплекс мероприятий по изучению морально-психологического климата и оздоровлению обстановки в структурных подразделениях таможни.
Таможенники участвуют во встречах с представителями местных органов власти, участниками внешнеэкономической деятельности по обсуждению путей противодействию коррупции. Проводится совместная работа и с Бурятской транспортной прокуратурой.
Отделом собственной безопасности постоянно проводится работа на предмет установления фактов недобросовестного исполнения таможенного законодательства. Однако, несмотря на проводимую профилактическую работу, на сегодняшний день сотрудниками собственной безопасности Бурятской таможни выявлено три факта преступлений, имеющих коррупционную составляющую, по которым возбуждены уголовные дела Бурятской транспортной прокуратурой и ведется предварительное следствие.
Напоминаем, что в таможне круглосуточно действует «телефон доверия» позвонив по номеру (3012) 23-55-74 можно сообщить о неправомерных действиях, о фактах преступления в области таможенного дела, нетактичном поведении со стороны должностных лиц таможенных органов. Безопасность, анонимность и конфиденциальность сообщений гарантируется.
Светлана Сафро, специалист по связям с общественностью Бурятской таможни
С 26 июня 2009 года ставки ввозных таможенных пошлин в размере, равном нулю, в отношении отдельных видов химических материалов для кожевенной промышленности будут применяться на постоянной основе
В соответсвии с Постановлением Правительства РФ № 533 от 25.06.09 c 26 июня 2009 года ставки ввозных таможенных пошлин в размере, равном нулю, в отношении отдельных видов химических материалов для кожевенной промышленности будут применяться на постоянной основе.
Ранее Постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 года N 614 ставки ввозных таможенных пошлин в размере, равном нулю, на отдельные виды химических материалов для кожевенной промышленности, включенных, в частности, в товарные позиции 3201, 3202, 3204 ТН ВЭД РФ, были утверждены сроком на 9 месяцев.
VCH.RU 30.06.09
Разъяснен порядок лицензирования ввоза и вывоза лекарственных и сильнодействующих веществ
В письме ФТС России от 30.04.2009 № 1457/19635 «О направлении информации» разъяснен порядок лицензирования ввоза и вывоза лекарственных и сильнодействующих веществ.
Письмо ФТС России более чем лаконично. В нем сообщается, что в соответствии с письмом Минпромторга России от 29.04.2009 № АД4246/07 письмо ФТС России от 14.04.2009 № 1457/16272 в отношении лекарственных средств и сильнодействующих веществ не применяется. Что же это означает?
В письме ФТС России от 14.04.2009 № 1457/16272 «О лицензировании товаров» сообщается, что при изменении суммы контракта в период действия лицензии (ввозвывоз лекарственных и сильнодействующих веществ лицензируется) участнику ВЭД необходимо получить новую лицензию.
Именно это требование и отменено рассматриваемым письмом. Разъяснений по данному поводу нет. Но, согласитесь, когда участники ВЭД освобождаются от какихлибо формальностей, причины подобных послаблений мало кого волнуют.
Экономика и жизнь 30.06.09
Сертификат соответствия: устроит и копия
В письме ФТС России от 28.05.2009 № 1482/24214 разъяснен порядок представления сертификатов соответствия для целей таможенного оформления.
Сертификат соответствия необходим не только на таможне, но и для последующей реализации ввезенного товара. Правда, таможня нередко требует оригинал сертификата, и участнику ВЭД приходится получать новый сертификат. Правомерны ли действия таможни?
В указанном письме ФТС России разъяснила, что в отношении сертификатов соответствия действует п. 7 ст. 63 Таможенного кодекса РФ, согласно которому документы, необходимые для таможенного оформления, представляются в виде оригиналов либо копий, заверенных лицом, представившим их, декларантом или уполномоченными органами, выдавшими такие документы, либо заверенных нотариально. При представлении копий названных документов, заверенных лицом, представившим их, или декларантом, таможенный орган в случае необходимости
проверяет соответствие копий оригиналам, после чего последние возвращаются лицу, представившему их. Оставлять сертификат таможне совсем необязательно.
Экономика и жизнь 26.06.09
Правительство РФ обнулило пошлину на листы для облицовки мебели из тропических пород толщиной не более 1 мм
Правительство РФ утвердило на постоянной основе нулевую ставку импортной таможенной пошлины на листы для облицовки мебели из тропических пород древесины толщиной не более 1 мм (код ТН ВЭД 4408 39 310 0), об этом Lesprom Network стало известно из сообщения "Прайм-Тасс".
Соответствующее постановление от 26 июня N537 вступает в силу 25 июля 2009 г.
Lesprom Network; 30.06.09
В Архангельской области количество таможенных постов будет сохранено
Сокращение таможенных постов не коснутся Архангельской области, а вот в Карелии, где экспорт леса-кругляка более значителен, количество постов может быть сокращено. Об этом ИА REGNUM Новости сообщили в представительстве Архангельской области в Москве.
По информации представительства, планирующиеся изменения в Таможенном кодексе по сокращению количества таможенных постов не коснутся Архангельской области. Речь идет о законопроекте "О внесении изменений в статьи 69 и 119 Таможенного кодекса Российской Федерации", принятом в первом чтении Государственной Думой РФ. Цель законопроекта - усилить контроль государства за экспортом древесины, в том числе путем сокращения числа таможенных пунктов пропуска. Проект постановления Правительства РФ,определяющий конкретные
меры по реализации будущего закона, в настоящее время проходит согласование в федеральных ведомствах.
Как пояснил вице-губернатор Архангельской области, руководитель областного представительства при правительстве РФ Александр Мирелли, имеющиеся в Архангельской области пункты предполагается оснастить дополнительными техническими возможностями для досмотра лесоматериалов. В области в настоящее время существует девять таможенных пунктов пропуска: аэропорт Архангельск, Поморский, Новодвинский, Северодвинский, Онежский, Плесецкий, Вельский, Коряжемский, Ненецкий. Через большинство из них осуществляется отгрузка лесопродукции.
ИА REGNUM; 30.06.09
Челноков достанут даже на почте
Федеральная таможенная служба опубликовала на своем сайте около десятка подготовленных ею поправок в Таможенный кодекс.
В проекте закона "О внесении изменений в Таможенный кодекс (в части уточнения порядка перемещения через таможенную границу товаров физическими лицами)" его разработчики предлагают снизить беспошлинный порог с действующих 65 000 до 20 000 руб. Еще один законопроект предлагает снизить стоимость посылок, за которые не надо платить пошлину, с 10 000 до 5000 руб. Поправки необходимы, чтобы отсечь челноков, прокомментировал эту ситуацию анонимный сотрудник ФТС.
Золотой Рог; 01.07.09
В Хабаровске таможенную декларацию можно подать в электронном виде
Как сообщили РИА "Дейта" в пресс-службе ДВТУ, в рамках реализации Концепции развития таможенных органов Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства РФ № 2225-р от 14.12.2005, в настоящее время все более активно в таможенном деле продолжается внедрение электронного декларирования. Это процесс, который предусматривает предоставление декларантом таможенному органу всех сведений о товарах и транспортных средствах, подлежащих таможенному оформлению, в электронном виде. Об этом представителям
прессы рассказали исполняющий обязанности первого заместителя начальника Хабаровской таможни по таможенному контролю Юрий Продан и исполняющий обязанности начальника Хабаровского таможенного поста Евгений КУШНАРЕНКО. О механизме виртуальной процедуры подачи декларации, адресатах приема заявки на использование электронного декларирования, требованиях, выдвигаемых к юридическим лицам для применения такого способа подачи грузовой таможенной декларации и о других технических аспектах, рассказал участникам начальник
отдела телекоммуникаций и системотехнического обеспечения Николай СТЕПАНОВ.
В Хабаровской таможне электронное декларирование осуществляется на Хабаровском таможенном посту. Первая электронная грузовая таможенная декларация (ЭГТД) была оформлена 26 мая 2006 года. За 2006 и 2007 год поступило 34 электронных документа, в 2008 году оформлена 151 ЭГТД. Уже с начала 2009 года эта цифра составила 130 ЭГТД.
Предпочитая действовать по старинке, многие участники
внешнеэкономической деятельности не проявляют активности в этом направлении. В настоящий момент электронное декларирование используют только 28 участников ВЭД, действующих в зоне деятельности Хабаровской таможни. Хотя преимущество его применения очевидно, оно заключается в том, что эта безбумажная технология позволяет упростить и ускорить таможенное оформление, минимизировать накладные расходы, а также практически полностью исключит так называемый «человеческий фактор» при принятии решений.
Дейта.ру; 01.07.09
МАПП Торфяновка на российско-финской границе будет реконструирован
Международный автомобильный пункт пропуска (МАПП) Торфяновка на российско-финской границе подвергнется реконструкции: будет достроена новая полоса движения для грузового автотранспорта и расширено пассажирское направление. С финской стороны в 2010 году планируется ввести в действие стоянку на 1000 мест для грузового транспорта. Об этом шла речь на встрече руководителей пограничных и таможенных служб России и Финляндии, которая состоялась 30 июня 2009 года в Выборге (Россия).
Как сообщает сегодня пресс-служба Северо-Западного таможенного управления, российскую таможенную службу на встрече представляли начальник СЗТУ генерал-лейтенант таможенной службы Михаил Прокофьев, начальник Выборгской таможни генерал-майор таможенной службы Николай Косяченко.
Обсуждая работу таможенного поста МАПП Торфяновка, стороны пришли к выводу, что главная проблема данного пункта пропуска – сильный рост грузового движения, создающий очереди грузовиков.
Также особое внимание также было уделено вопросу развития проекта по осуществлению скоростного пассажирского сообщения между Санкт-Петербургом и Хельсинки. Участники встречи обсудили, какие необходимо предпринять меры для скорейшей реализации данного проекта. Так с российской стороны планируется обустроить пункты пропуска на железнодорожных станциях Бусловская, Выборг и на Финляндском вокзале в Санкт-Петербурге.
При подведении итогов начальник СЗТУ Михаил Прокофьев особо подчеркнул, что тесное взаимодействие между российско-финляндскими пограничными и таможенными службами можно назвать эталоном продуктивного сотрудничества.
Portnews; 01.07.09
Информация в прессе
Цифра недели: 20 000 руб.
За ввоз гражданами товаров, стоящих дороже 20 000 руб., нужно взимать пошлину, убеждены в ФТС, любой, кто покупает на большую сумму, — челнок. Действующий для беспошлинного ввоза лимит в 65 000 руб. чиновники службы считают слишком высоким. Решили бюджет помочь наполнить, ироничен чиновник Минфина.
Путешественники, которые покупали вещи для себя, а не на продажу и закон не нарушают, не пострадают, обещают таможенники. Но сами они букву закона в борьбе с челноками соблюдают не дословно, вернее, добавляют в него свои буквы. Правительство требует платить пошлину, если товары стоят дороже 65 000 руб. и весят более 35 кг. В приказе ФТС к союзу «и» добавлен «или», так что инспектора могут потребовать пошлину и с одной-единственной вещи. Учитывая же предложения ФТС и девальвацию, пошлина будет грозить практически
любому путешественнику, особенно если он летает за границу чаще раза в месяц. Кроме пошлины, возможно, придется оплатить еще и хранение вещей на таможенном складе.
Такие поправки в Таможенный кодекс могут породить многокилометровые очереди в аэропортах — и не только на прилете, но и на вылете. Юристы, увидев предложения таможенников, уже советуют декларировать свои вещи при выезде из России, чтобы не пришлось платить за них по возвращении домой. Таможенникам тогда придется весь багаж идентифицировать, а на обратном пути проверить. В аэропортах выстроятся очереди, но ФТС эти риски не оценивает. Зато служба прекрасно понимает, что многие туристы предпочтут избежать утомительной
процедуры, сделав подарок таможеннику. Именно поэтому проект поправок ФТС опубликовала в числе актов, предусматривающих проведение независимой экспертизы на коррупциогенность.
Не рассчитывают в ФТС и на соблюдение закона путешественниками. Всегда можно спороть ярлыки с новых вещей, рекомендует сотрудник службы, так уже поступают некоторые на рейсах из Милана.
Сформулировать отличительные признаки челнока чиновники пытаются с середины 1990-х. 12 лет назад, когда появились очередные правила беспошлинного ввоза, автор писал репортаж из «Шереметьево». И тогда таможенник на вопрос, как он отличает челнока от туриста, ответил — на глаз: «Лучше нет детектора, чем рука инспектора». Самый надежный способ и сегодня, смеется чиновник ФТС, критерии тут не помогут.
Ведомости; 01.07.09
Таможня подобрела к мобильникам
Желание ФТС подзаработать на импортных пошлинах улетучилось за неделю.
Проблема со ввозом мобильных телефонов, кажется, разрешилась: сегодня глава Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов заявил, что ФТС смягчила режим ввоза мобильных телефонов в Россию, совсем недавно до предела ужесточенный – таможенники взялись досматривать каждый везенный аппарат. В ФТС не сочли нужным пояснить, в чем именно выразилось это смягчение. Но если верить ведущему аналитику Mobile Review Group Эльдару Муртазину, накануне встречавшемуся с представителями таможни, ФТС попросту вернулась к прежнему
выборочному режиму досмотра мобильных телефонов. Поставщики мобильных телефонов, утверждает представитель Nokia Виктория Еремина, никаких изменений пока не почувствовали. Как и ритейлеры. «Надеемся, что ситуация разрешится в ближайшие дни, иначе последствия могут быть необратимыми. В том числе это скажется и на повышении цен на 25 – 30%", – прогнозирует президент «Евросети» Александр Малис. На самом деле – вряд ли: рынок просто будет чувствовать некоторые последствия таможенных строгостей еще две-три недели,
ведь отправленные в последние дни на стопроцентный досмотр партии все-таки будут проверены полностью.
ПОД КОЛПАКОМ
Внезапное введение новых правил и не менее внезапная их отмена порождают вопрос: что это было? Таможня ответа давать не желает, участники рынка разводят руками. Рост «серого» импорта, на который ссылается в своем официальном заявлении Бельянинов? Вряд ли. Эпоха «серого» рынка – в прошлом, вместе с многочисленными посредниками, которые занимались ввозом телефонов самых известных марок. Сейчас мобильники импортируют сами производители, и сложно представить себе, чтобы мобильные гранды вроде Nokia, Samsung и Motorola
вдруг решили бы рискнуть своей репутацией ради получения небольшой выгоды. «Предположить, что они ввозят товар вчерную – за пределами здравого смысла», – говорит Малис.
Бельянинов пообещал, что добросовестные импортеры не будут ущемлены по сравнению с теми компаниями, которые «пытаются ловить рыбку в мутной воде». Способ отделить ангцев от козлищ у ФТС действительно имеется – это система управления рисками – компьютерная программа, по принципу действия схожая с банковским скорингом. На входе таможенной системы – код товара по номенклатуре, его стоимость, страна происхождения, наименование организации-импортера, на выходе – режим «растаможки» проверяемой партии. Систему можно
настроить так, чтобы товары крупных и известных импортеров проверялись по минимуму или не досматривались вовсе, а более мелких фирм – проверялись более глубоко, вплоть до полной проверки каждой единицы товара. Как и произошло с мобильными телефонами – таможенники добавили в систему новую инструкцию, которая предписывала досматривать все партии всех импортеров. То есть, по сути, отказались от оценки риска нелегальности импорта, приняв этот риск, по умолчанию, за 100%.
ОЧЕВИДНАЯ ЖЕРТВА
Зачем? Скорее всего, из ложно понятого стимула борьбы с «серым» импортом. Причины тревожиться есть: глава ЦБ Сергей Игнатьев в конце прошлой недели признал, что доля «серого» импорта, в августе прошлого года сократившаяся до 8%, к маю этого года выросла до 13%. К тому же, объемы экспорта в настоящее время сократились на 40% по сравнению с докризисным временем. Из-за девальвации падает и импорт. И хотя все понимают, что причина сокращения таможенных платежей – объективная, это совсем не мешает ФТС работать над
повышением собираемости пошлин.
По данным Slon.ru, сейчас таможня ужесточает правила проверки многих видов товаров. А уж обратить особое внимание на мобильные телефоны таможенникам сам бог велел: стоимость разных моделей отличается друг от друга на порядки, технически провезти дорогие трубки под видом дешевых не представляет особого труда. К тому же, еще несколько лет назад «серые» поставки здесь были нормой, и имидж ненадежного товара за мобильниками еще сохранился. Результат, правда, вышел «не очень»: скорость проверки трубок осталась той
же самой, объемы упали на порядок, в той же пропорции должны были сократиться и таможенные платежи. Участники рынка взвыли: в и так непростой ситуации они могли в считанные недели остаться без товара.
За что боролись? По данным Муртазина, в июне этого года в Россию должно было быть ввезено около 2,4 млн трубок, средняя оптовая цена которых составляет $180. При базовой ставке импортной пошлины 5%, от их «растаможки» государство должно было получить $21,6 млн. И это максимальная оценка. Меж тем, еще прошлым летом правительство готово было дарить эти деньги производителям – тогда было принято решение на девять месяцев освободить ввозимые мобильные телефоны от импортных пошлин. Сейчас – никаких больше подарков
от государства.