Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Все о таможне.

  Все выпуски  

Все о таможне. Выпуск 309


Все о таможне от "Виртуальной таможни"

Выпуск # 309 от 11 мая 2007 года


Главная страница - Ссылки - Таможенный форум - Таможенный чат - Голосование

Вы можете разместить наши новости на Вашем сайте

Новости таможни:

Hа таможенных пунктах Псковской области введут технологию предварительного информирования о товаре.

Hа пунктах пропуска приграничных территорий Псковской области будут использовать технологию предварительного информирования о товарах, следующих через границу, сообщает пресс-служба СЗТУ. По мнению сотрудников таможни, эта технология станет одним из факторов, обеспечивающих увеличение пропускной способности пунктов пропуска. "В настоящее время остро стоит проблема несоответствия пропускной способности многосторонних пунктов пропуска (МАПП) объему транспортных потоков, из-за которой образуются очереди на границе. Это, в первую очередь, техническое состояние многих МАПП, которое не соответствует значительно возросшей нагрузке", - сказали в таможне.Такая система уже применяется на пунктах пропуска приграничных Кингисеппского и Выборгского муниципальных районов Ленинградской области. "Практика показывает, что применяемые новшества реально способствуют решению существующих проблемэ, уточнили в СЗТУ. Кроме того, опираясь на опыт Ленобласти, специалисты СЗТУ планируют оснастить в текущем году мобильными инспекционно-досмотровыми комплексами (ИДК) пункты пропуска Архангельской, Багратионовской, Балтийской, Калининградской, Hеманской и Псковской таможен, а также оборудовать МАПП комплектами автомобильных весов. В планах дальнейшего обустройства государственной границы, проходящей на территории Ленобласти - строительство моста через Hарву, оптимизация структуры и штатной численности приграничных таможенных постов, сообщает Псковский ЦДИ.

Агентство бизнес новостей; 02.05.07

Пошлины на автобусы

Вступило в силу Постановление Правительства РФ 129 от 26.02.07. "О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении отдельных видов моторных транспортных средств, бывших в эксплуатации" ...>>> .

Изменения, касаются подсубпозиций моторных транспортных средств, предназначенных для перевозки 10 человек или более, включая водителя, бывших в эксплуатации.

Так, из товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации исключены следующие подсубпозиции: 8702 10 199 9 (прочие автобусы с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия дизелем или полудизелем), предназначенные для перевозки более 120 человек, включая водителя, с рабочим объемом цилиндров двигателя более 2500 см3); 8702 90 199 9 (прочие автобусы с поршневым двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием, предназначенные для перевозки более 120 человек, включая водителя, с рабочим объемом цилиндров двигателя более 2800 см3).

Вместе с тем в Товарную номенклатуру включены следующие субпозиции: 8702 10 199 2 (автобусы с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия дизелем или полудизелем, предназначенные для перевозки более 120 человек, включая водителя, с момента выпуска которых прошло более 5 лет, но не более 7 лет); 8702 10 199 8 (прочие автобусы с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия дизелем или полудизелем, предназначенные для перевозки более 120 человек); 8702 90 199 2 (автобусы с поршневым двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием, предназначенные для перевозки 120 человек или более, включая водителя, с момента выпуска которых прошло более 5 лет, но не более 7 лет); 8702 90 199 8 (прочие автобусы с поршневым двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием, предназначенные для перевозки 120 человек или более).

Кроме того, сроком на 9 месяцев утверждены ставки ввозных таможенных пошлин в отношении указанных видов товаров: для автобусов, с момента выпуска которых прошло более 5 лет, но не более 7 лет - 0,7 евро за 1 см3 объема двигателя; для прочих - 20.

Гарант

Более 60 шведских автобусов ввезены в Ростов-на-Дону с нарушениями

Поставки пассажирских автобусов из Швеции в адрес 13 ростовских фирм осуществлялись на протяжении нескольких лет. Как сообщает пресс-служба Южного таможенного управления, в результате проверки выяснилось, что автобусы ввезены с существенным занижением таможенной стоимости – на 10,5 миллионов рублей. А сумма НДС, подлежащая доначислению, составляет около 2 миллионов рублей.

Эхо Ростова

Коррупционеров в таможенной сфере задержали сотрудники ФСБ

20 апреля 2007 года в центре Барнаула сотрудники УФСБ России по Алтайскому краю совместно с подразделением собственной безопасности Алтайской таможни и УБОП ГУВД края при получении взятки - 290 тысяч рублей - задержали сотрудника брокерской фирмы, оказывающей услуги по подготовке документов, необходимых для таможенного оформления.

Выяснилось, что задержанный действовал совместно с должностными лицами таможенных органов, вымогая деньги у предпринимателя. Деятельность этой группы пресечена.

Уже 28 апреля прокуратурой Алтайского края возбуждены уголовные дела в отношении трех лиц, ведется следствие, сообщает группа общественных связей УФСБ РФ по Алтайскому краю.

ИА "Атмосфера" asfera.info 03.05.07

Государство готово к решительным мерам по прекращению тотального вывоза необработанной древесины

Призывы к тому, чтобы наладить в стране глубокую переработку древесины и радикально изменить экспортную политику в отношении леса, звучали как заклинание не один год. И вот, наконец, правительство начало предпринимать реальные и, скажем прямо, решительные шаги для того, чтобы это случилось.

До сих пор мы отправляли на экспорт в необработанном виде около 50 миллионов кубометров древесины в год, что составляет 40 процентов мирового рынка необработанной хвойной древесины и примерно 27 процентов всего объема лесозаготовки в стране. В частности, половина финской целлюлозно-бумажной промышленности работает на российском сырье. При этом экспортные таможенные пошлины на необработанную древесину у нас самые низкие в мире.

Такое положение, понятно, никак не может стимулировать отечественных экспортеров предпринимать усилия для создания и развития перерабатывающих производств.

Долгое время правительство только грозило, что поднимет пошлины на кругляк. Наконец решение принято: уже с июля этого года ставки пошлин увеличатся в два с половиной раза и дальше - больше.

В марте этого года на заседании комитета по лесному хозяйству ФАО ООН руководитель Рослесхоза Валерий Рощупкин предупредил зарубежных партнеров: дешевой древесины от России больше не ждите. "Мы не видим ничего позитивного в том, что Россия лидирует в экспорте необработанной древесины, поскольку вся добавленная стоимость остается за рубежом, у переработчиков. Такая ситуация нас больше не устраивает, - заявил Валерий Рощупкин. - Да, в сегменте экономики, связанном с заготовкой и экспортом древесины, оперируют несколько тысяч компаний, там созданы сотни тысяч рабочих мест. Кроме того, данное решение затрагивает интересы наших многолетних зарубежных партнеров. При всех этих обстоятельствах принятое решение полностью соответствует нашим национальным интересам, международным нормам и правилам ВТО. И оно необратимо".

Однако таможенная политика - лишь один из элементов перестройки отрасли. Сегодня в стране ощущается острая нехватка перерабатывающих мощностей. В девяностые годы новые целлюлозно-бумажные комбинаты в России практически не строились. Понятно, что без серьезных инвестиций разговоры о глубокой лесопереработке так и останутся разговорами. По экспертным оценкам, потребность в инвестициях в лесопромышленный комплекс составляет 2,5-3 миллиарда долларов. Фактически на сегодняшний день они составляют чуть более 1 миллиарда.

Как и откуда можно было бы привлечь капитал? По мнению министра природных ресурсов Юрия Трутнева, сейчас, когда наши европейские соседи и другие страны начинают испытывать дефицит лесоматериалов и этот дефицит со временем будет только нарастать, мы можем диктовать свои условия, побуждать иностранные компании открывать новые производства на территории России. Уже сегодня большой интерес к подобным проектам проявляет, например, Китай.

Недавно минпромэнерго предложило ряд мер по стимулированию развития ЛПК. В частности, предлагается частично освобождать арендаторов от арендной платы на период освоения лесного участка и реализации инвестпроекта, компенсировать затраты на строительство лесных дорог за счет снижения арендной платы. Эти предложения с пониманием встречены в МПР. А вот идея освободить инвесторов от уплаты таможенных пошлин на экспорт необработанной древесины поддержки в ресурсном ведомстве не нашла.

Справка "РГ"

Сегодня ставка экспортной пошлины на круглый лес составляет 6,5 процента от таможенной стоимости, но не менее 4 евро за кубо- метр.

С июля 2007 года ставка поднимется до 20 процентов, но не менее 10 евро за кубометр;

с апреля 2008 года - 25 процентов, но не менее 15 евро за кубометр;

c января 2009 года - 80 процентов, но не менее 50 евро за кубометр.

Российская газета 04.05.07

Красноярская таможня считает, что управление создает преимущества “Ростэку”

Красноярская таможня обратилась с жалобой в УФАС на вышестоящий орган. Заявитель утверждает, что Сибирское таможенное управление создает преимущества государственному брокеру “Ростэк”.

ФГУП “Ростэк” учреждено Федеральной таможенной службой. Его основные функции — оказание услуг в области таможенного оформления, временного хранения и обслуживание таможенной инфраструктуры. По данным Сибирского таможенного управления (СТУ), экспорт СФО в 2006 г. составил $31,9 млрд, импорт — $5,034 млрд.

Таможенный брокер “Транс Логистик Консалт” и Красноярская таможня в конце марта пожаловались в УФАС по Красноярскому краю на создание СТУ преимуществ для таможенного брокера “Ростэк” и ограничение конкуренции, сообщил “Ведомостям” замруководителя антимонопольного ведомства Олег Харченко. “Сейчас мы запрашиваем дополнительную информацию о ситуации и в течение мая примем решение по делу, — сказал он. — Но уже можно говорить, что в действиях СТУ есть признаки нарушения закона “О защите конкуренции”. Выяснилось, рассказал Харченко, что есть письменные указания СТУ Красноярской таможне, в частности, содействовать участию “Ростэка” в обеспечении условий развития материально-технической базы таможенных органов в зоне действия СТУ, а также “совершенствовать взаимное сотрудничество в околотаможенной сфере”.

Жалобу в ФАС от Красноярской таможни направил начальник отдела собственной безопасности Сергей Кошпаренко. В ней он сообщил, что к конкурсам таможни на обслуживание околотаможенной инфраструктуры в 2007 г. не были по формальным основаниям допущены брокеры-претенденты, за исключением “Ростэка”. Квалификационные требования при отборе контрагента были изменены с целью скрытого предоставления преимущества “Ростэку”, считает заявитель.

В числе не допущенных к конкурсу был и федеральный брокер “Транс Логистик Консалт”. С Кошпаренко вчера связаться не удалось, а гендиректор “Транс Логистик Консалт” Александр Магера отказался от комментариев.

Пресс-секретарь СТУ Елена Андреева не стала комментировать отношения с “Ростэком”, сказав, что запросов из УФАС по этому делу в СТУ не поступало. А сотрудник “Ростэка”, пожелавший остаться неназванным, признал, что компания занимает доминирующие позиции в ряде регионов России и заключает большую часть контрактов на обслуживание околотаможенной инфраструктуры. “Это затратные проекты, и ими не многие интересуются”, — пояснил собеседник.

По словам начальника управления по контролю и надзору на транспорте и в области связи ФАС Константина Сеничкина, жалобы на преференции в отношении “Ростэка” пока не встречались в практике ведомства. Он отмечает, что впервые в своей работе сталкивается с тем, что сотрудники таможни жалуются на вышестоящее управление в регулирующий орган.

На рынке России три основных брокера — “СВТС-брокер”, “Ростэк” и “Национальный таможенный брокер”, однако никому из игроков рынка таможня не отдает предпочтения, уверен замгендиректора “СВТС-брокер” Вячеслав Садовников. Тем не менее он признал, что в Сибирском регионе компания более года назад приостановила работу из-за недостаточного для окупаемости филиала объема услуг.

Тайга.info; 07.05.07

Установлен новый порядок действия фитосанитарных сертификатов на лес

Фитосанитарные сертификаты, выданные на древесину и лесоматериалы, будут действовать 14 дней (для стран СНГ и 15 дней для других стран) с момента выдачи до пересечения государственной границы. Об этом сегодня на заседании консультативного совета по работе с участниками внешнеэкономической деятельности при Иркутской таможне рассказала заместитель начальника таможни Татьяна Панкова.

Она рассказала, что постановление Россельхоза было подписано 19 июля 2006 года, но доведено до сведения Иркутской таможни только в конце апреля этого года, поэтому это положение начало применяться также с конца апреля.

По словам Татьяны Панковой, раньше требовалось, чтобы фитосанитарные сертификаты были действительными только на момент таможенного оформления, а продолжительность следования до пересечения государственной границы значения не имела, и случаев остановки леса из-за отсутствия сертификатов не было.

Новые требования, по мнению лесоэкспортеров, осложнят экспорт леса в Европу, так как время доставки древесины может занять около месяца.

i38.ru 07.05.07

Таможня ужесточила правила провоза багажа из Китая

В начале мая Дальневосточное таможенное управление ужесточило контроль за багажом туристов, выезжающих из Китая. Раньше кроме «законных» 35 килограммов вещей можно было взять небольшую сумку ручной клади. Теперь же на весы отправляют абсолютно весь багаж, даже дамские сумочки.

- Разрешая не взвешивать ручную кладь, сотрудники таможни, по сути, нарушали правила, - говорят в пресс-службе ДВТУ. - Теперь на это обратили внимание. В 35 разрешенных килограммов включают абсолютно все перевозимые вещи.

Приморцы уже пострадали от нововведения. Ведь многие турфирмы предлагают дешевые экономтуры с условием, что «помогайки» смогут привезти пять килограммов вещей для себя. Теперь эту лавочку прикрыли, поэтому, решая ехать в Китай по дешевке, на много покупок не рассчитывайте. Если на таможне обнаружат, что у вас перевес, придется доплатить 30 процентов от таможенной стоимости товара (того, что свыше 35 кг), но не меньше четырех евро за килограмм по курсу Центробанка.

КП - Дальний Восток; 08.05.07

Более 150 тысяч кубометров круглого леса было экспортировано с применением электронного поштучного учета

Более 150 тысяч кубометров круглого леса было оформлено на Иркутской таможне с применением электронного поштучного учета. Об этом сегодня на заседании консультативного совета по работе с участниками внешнеэкономической деятельности при Иркутской таможне сообщил начальник таможни Сергей Поляков.

Напомним, что эксперимент начался в зоне действия Иркутской таможни с 1 декабря 2005 года. Решение о применении упрощенного порядка декларирования круглого леса принимается с учетом наличия у участника ВЭД системы электронного поштучного учета. Сергей Поляков отметил, что в настоящее время доля лесоэкспортеров, принявших участие в эксперименте составляет 9,8% от общего количества участников ВЭД (173).

Начальник Иркутской таможни заметил, что за период проведения эксперимента не было выявлено ни одного административного правонарушения в отношении маркированных лесоматериалов. К недостаткам он отнес дороговизну оборудования и бирок. Кроме того, сам процесс электронной маркировки является трудоемким.

По мнению начальника Иркутского таможенного поста Андрея Новосельцева, после введения с 1 июля этого года «заградительных» таможенных пошли на экспорт круглого леса, электронная поштучная маркировка круглого леса будет не нужна, но таможенным органам придется искать новые пути контроля за экспортом пиломатериалов.

i38.ru 08.05.07

В результате прокурорской проверки возбуждено третье уголовное дело о «забытой» контрабанде

На Сахалине транспортной прокуратурой в ходе проверки работы таможни возбуждено очередное уголовное дело по факту контрабанды. В отношении сотрудников таможни, которым было известно о преступлении еще с декабря 2006 года, ведется доследственная проверка.

Как сообщили РИА PrimaMedia в пресс-службе областной прокуратуры, еще в декабре в российских территориальных водах сахалинские пограничники задержали рыболовное судно с 21 тонной контрабандного морского ежа. Стоимость контрафакта составила 900 тысяч рублей.

В ходе проверки работы Сахалинской таможни, проводимой областной транспортной прокуратурой, установлено, что сотрудники таможни не возбудили по данному факту уголовного дела, ограничившись лишь привлечением капитана судна к административной ответственности.

В отношении должностных лиц таможни ведется доследственная проверка, по факту контрабанды (часть 1 статьи 188 УК РФ) возбуждено уголовное дело.

Данное уголовное дело является третьим, возбужденным по результатам проверок деятельности Сахалинской таможни. Ранее транспортным прокурором по аналогичному факту контрабанды и злоупотребления должностными полномочиями были возбуждены уголовные дела в отношении начальника Отдела собственной безопасности Сахалинской таможни Александра ЛОМОВЦЕВА.

Расследование уголовных дел продолжается.

ИА PrimaMedia primamedia.ru 08.05.07

На товар "пылесосы" требуется представление сертификата соответствия

Письмом ФТС РФ 06-73/16073 от 28.04.07 ...>>> указано, что для целей таможенного оформления на товар "пылесосы" товарной позиции 8508 ТН ВЭД России требуется представление сертификата соответствия.

Разъяснено, что до внесения изменений классификационных кодов ТН ВЭД России в Список товаров, для которых требуется подтверждение проведения обязательной сертификации при выпуске на таможенную территорию России, доведенный Письмом ФТС РФ от 19.12.2006 N 06-73/44906, ...>>> необходимо руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 839 "О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки, и в отношении комплектующих изделий и ряда сырьевых товаров для производства авиационных двигателей" ...>>>.

Консультант 08.05.07

Привычка проверять

Десять лет назад был создан Московский акцизный таможенный пост - первый акцизный в России. С тех пор он успел преобразоваться в таможню, которая побывала в подчинении Государственного таможенного комитета, затем – Центрального таможенного управления (ЦТУ), а в сентябре прошлого года напрямую переподчинена Федеральной таможенной службе.

Суть замысла - централизовать управление таможенным оформлением категории подакцизных товаров в одном месте для того, чтобы к ним существовал единый подход. К подакцизным товарам относится алкогольная продукция, а также многие другие товары: автомобили, моторные масла, парфюмерия и косметика, табачные изделия и многое другое. И ко всем им единый подход. «Закон един для всех», - заявил в интервью «Газете» руководитель ЦАТ Владислав Заславский.

«На самом деле однозначно сказать, сколько стоит товар, достаточно сложно, - рассказывает г-н Заславский. - Можно представить любые оправдательные документы, можно запрашивать контрагентов из другой страны и т.д. Нас, например, может смутить французское вино, декларируемое по $1 за бутылку. И мы прилагаем все усилия, чтобы поднять его стоимость до объективной стоимости. Однако организация, ввозящая это вино, могла перейти в Брянскую таможню и представить тот же комплект документов».

Чтобы такого не происходило, компетенция таможен Центрального федерального округа по оформлению подакцизных товаров с 1 января 2007 года была прекращена. Вместо этого было создано три акцизных таможенных поста в Брянской, Владимирской и Калужской областях, которые теперь все подчиняются ЦАТ. Участники ВЭД в ЦФО, специализирующиеся на подакцизных товарах, теперь работают в едином пространстве Центральной акцизной таможни.

Следующий этап - Санкт-Петербург и Северо-Западный округ. С 1 июня 2007 года акцизная таможня в Петербурге прекращает свое существование и становится акцизным постом в составе ЦАТ. Причем объемы оформления товаров не претерпевают изменений.

Однако в других федеральных округах реорганизацию пока не проводят. «Сейчас ЦАТ оформляет около 95% маркированного алкоголя, еще 4% оформляется в Петербурге. А с 1 июня в ведении ЦАТ будет находиться 99% импортного алкоголя», - говорит Владислав Заславский.

По информации г-на Заславского с серым импортом подакцизного алкоголя сталкиваться приходится редко. Единственно чем грешат алкогольщики – это занижение стоимости товара. Все остальное жестко контролируется через марки, систему ЕГАИС и т.д. «Что касается стоимости, то мы в ближайшее время планируем провести крупномасштабную акцию совместно со странами-контрагентами, чтобы выяснить истинные цены ввозимого в Россию вина. В первую очередь речь идет о винах, сопоставимых с молдавскими, т.е. винами низшего ценового сегмента. Теперь это направление заняли болгарские вина. Вероятность того, что там занижена таможенная стоимость, существует. Однако те документы, которые представляются для таможенного оформления, как правило, трудно подвергнуть сомнению. Но мы будем пытаться решить эту проблему», - заявил Заславский.

В конце интервью руководитель ЦАТ дал комментарии о недавно обнародованном письме ФТС, в котором говорилось о порядке определения натуральности вин. Впрочем, письмо в последствии было отозвано: «Существуют два ГОСТа и один федеральный закон, в которых есть определения натуральности вина. И в них есть разночтения. Единственный выход - заключение эксперта. И это не только фискальный вопрос, но еще и вопрос безопасности здоровья граждан. А потому необходимо дать четкое единообразное определение натуральности вина. ФТС России пыталась это сделать самостоятельно своим письмом, указав, что в случае, если к вину добавлено сброженное виноградное сусло, оно является ненатуральным. Сейчас письмо отменено, но проблема остается. Решить ее может, наверное, только правительство».

Alconews.ru 10.05.07

Россия вводит ограничения на ввоз рисовой крупы из Индии

Как сообщает РБК, в конце февраля в ходе инспекции индийской системы обеспечения безопасности рисовой крупы, экспортируемой в Россию, был выявлен ряд недостатков. Россельхознадзор предложил индийской стороне принять меры по предотвращению поставок в РФ опасной продукции и предупредил о возможности введения мер ограничительного характера, вплоть до полного запрета на ввоз риса из Индии.

РЖД-Партнер; 02.05.07


Информация в прессе

Полосатый рейд

Первый вице-премьер Сергей Иванов призвал "отделить таможню от коммерции". Экспортеры и импортеры восприняли это как желание государства избавиться от брокеров, которые помогают им оформлять документы. Если правительство действительно отважится монополизировать рынок околотаможенных услуг, коррупции меньше не станет, просто посредники перейдут на нелегальное положение.

В анекдотах про взяточников чаще, чем таможенники, фигурируют разве что гаишники и налоговики. Власть тоже, конечно, в курсе насчет приграничной коррупции. В апреле прошлого года Владимир Путин заявил, что "пора покончить с экономическим экстазом, в котором слились таможня и бизнес". Не совсем официальный термин "экстаз" целый год был самым популярным в ФТС: о высшем пике наслаждения вспоминали на каждом значимом мероприятии. Но дальше слов дело не пошло, и уже в нынешнем апреле к этой теме на совместной коллегии Минтранса и ФТС обратился Сергей Иванов.

Вице-премьер пошел дальше своего начальника и конкретизировал, что именно неплохо бы ликвидировать: "Прежде всего я имею в виду так называемые околотаможенные услуги, когда фирма-посредник предлагает оплачиваемые услуги по организации сопровождения грузов при прохождении пунктов пропуска".

Как признаются участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД), сейчас пересечь таможенный пост без помощи наемных специалистов действительно практически невозможно. При этом одни посредники помогают придерживаться закона, а другие -- его обходить.

Таможня по-белому

Расценки на квалифицированную помощь при пересечении границы могут показаться не такими уж высокими. Например, чтобы ввезти фуру древесины из Германии в Москву, нужно заплатить 130 тыс. руб. за перевозку, 2 тыс. руб. за получение акта фитосанитарной проверки и 1,5 тыс. руб. за оформление грузовой таможенной декларации. Еще 1,6 тыс. руб. придется отдать на складе временного хранения, где груз пребывает, пока идет оформление, а если оно затянется -- еще по 600-700 руб. за сутки стоянки. Но, учитывая объемы внешней торговли, итоговые суммы получаются впечатляющими. По оценкам Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), рынок околотаможенных услуг в России -- это $3 - 4 млрд. Всего же в России помогают оформлять, перевозить и хранить импортные товары до 1500 коммерческих компаний.

Несмотря на существенный оборот, этот рынок по сравнению с развитыми странами у нас имеет очень короткую историю. Все началось с постановления Совета министров СССР от 7 марта 1989 года #203 "О мерах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности". Именно в этом документе впервые прозвучали непривычные для советского уха словосочетания "участник внешнеэкономических связей" и "декларирование товаров". Государство тогда отказалось от монополии на внешнюю торговлю, которая до того осуществлялась только под контролем Министерства внешней торговли.

Чтобы контролировать частные компании, которые пошли на открывшийся рынок, государство позаимствовало на Западе форму и название основного документа внешней торговли -- грузовую таможенную декларацию (ГТД). Тогда и появились первые структуры, которые помогали заполнять непривычные бумаги и перевозить грузы через границу. Сначала их называли просто экспедиторами или спецэкспортерами. Действительно, "первоброкеры" были, как правило, прямыми наследниками профильных госструктур и даже носили их названия: "Союзвнештранс", "Союзтранзит" или фрахтовый агент "Трансрейл", отколовшийся от МПС. Таможенными брокерами -- по аналогии с Западом -- их стали называть в начале 90-х.

Первые три года этот рынок развивался медленно: с 1989 по 1991 год было выдано всего 62 свидетельства, но уже в 1992-1994 годах количество официальных фирм увеличилось до 384, а затем таможенная служба начала регистрировать более 100 новых компаний-посредников ежеквартально.

Один белый, другой серый

Сейчас деятельность легальной части этого бизнеса основана на принятом в 2004 году Таможенном кодексе. Согласно документу, все компании в отрасли разделены по своей специфике. Таможенные брокеры занимаются оформлением документов и уплатой пошлин, перевозчики перемещают грузы, а владельцы складов временного хранения (СВХ) предоставляют свои площади для хранения товара до его окончательного оформления. Заниматься этими видами деятельности коммерческие компании могут только после внесения их в реестры ФТС. В реестре таможенных брокеров, например, сегодня 404 компании.

Попасть в реестр -- не единственное условие для работы. Компании еще должны подтвердить свою благонадежность с помощью финансового обеспечения. Таможенные брокеры обязаны предоставить финансовое обеспечение на 50 млн руб., перевозчики -- на 20 млн руб., СВХ -- на 2,5 млн руб. плюс 300-1000 руб. за 1 кв. м полезной площади. В качестве обеспечения выступают денежный или товарный залог, банковские гарантии или поручительство третьей стороны. Удобнее всего, а потому и наиболее популярно поручительство: оно не требует большого количества свободных активов и стоит значительно дешевле банковской гарантии. Главными поручителями и заодно брокерами на отечественном рынке являются компании ООО "Таможенная карта", Национальная ассоциация таможенных брокеров (НАТБ) и Фонд социальной поддержки сотрудников и ветеранов таможенной службы (С.В.Т.С.). Эти организации контролируют существенную долю рынка околотаможенных услуг. Скажем, С.В.Т.С. оценивает свою долю в 6%.

По оценке ООО "Национальный таможенный брокер" (НТБ), без услуг посредников обходятся компании, перевозящие через границу около половины от всего объема грузов (в штате у них есть свои специалисты по оформлению). Таможенные брокеры, действующие на основании официального свидетельства ФТС, обслуживают, как правило, крупные западные компании и помогают оформлять 30% от общего объема перемещаемых грузов. Оставшиеся приблизительно 20% приграничных услуг приходятся на долю серых и черных брокеров, главный лозунг которых -- оформление любой ценой.

Нелегальные схемы

"Как правило, черные и серые брокеры оформляют грузы за подписью и печатью клиента: в случае, если преступная схема будет раскрыта, отвечать будет не брокер, а заказчик, подписавший документы",-- говорит гендиректор "Таможенного холдинга 'Группы ТАРГО'" Татьяна Круглова. "Услуги черных брокеров обычно пользуются спросом у тех участников ВЭД, которые пытаются сэкономить на таможенных пошлинах и налогах, а также обойти запреты и ограничения путем осуществления незаконных операций",-- поясняет генеральный директор НТБ Илья Козлов.

Когда участники ВЭД говорят об услугах серых или черных брокеров, то, как правило, имеют в виду недостоверное декларирование, когда под видом, например, пылесосов в страну ввозится другая техника. Такая практика иной раз дает ФТС изумительную статистику. Согласно официальным данным, в 2006 году в Россию было ввезено пылесосов и микроволновых печей на 14% больше, чем поступило в продажу: после пересечения границы вся эта техника будто исчезла. "Это так называемые товары прикрытия: под видом пылесосов в страну ввозят, например, более дорогие ноутбуки",-- объясняет глава Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Александр Онищук.

Черные же брокеры занимаются чистой контрабандой, используя своих людей на таможне. К услугам таких компаний, как правило, прибегают фирмы, ориентированные на разовые поставки. По данным АСМАП, совокупные платежи компаниям, предоставляющим незаконные услуги, в России составляют около $1 млрд.

Однако у руководства страны вопросы вызывает деятельность даже самых крупных брокеров. В 2006 году Генпрокуратура вдруг обнаружила, что здания некоторых таможен принадлежат коммерческим структурам, а еще там нередко располагаются фирмы, занимающиеся растаможкой. Особенно тесное сотрудничество у ФТС с "Ростэком" и С.В.Т.С. На сайте "Ростэка" прямо сказано, что на его долю приходится более 60% ежегодных капиталовложений, выделяемых на проектирование и строительство объектов таможенной инфраструктуры. Впрочем, руководство ФТС утверждает, что при растаможке товаров преференций у этих структур нет.

Да и закон напрямую не запрещает коммерческим структурам владеть таможенными объектами. Красноречива прошлогодняя статистика МЭРТа: из 413 пропускных пунктов более трети находятся на балансе различных коммерческих структур ОАО РЖД и Минтранса, а 13 пунктов вообще принадлежат частникам, формально ни с какими ведомствами не связанным. И за год ситуация не изменилась. Ведь даже если наводить порядок только в этой части, то есть перевести все пункты под крыло государства, то на переоборудование каждого потребуется $50-70 млн. Такие траты в бюджете не предусмотрены, да власть еще и не объяснила, как именно будет наводить порядок. Сценарии возможны как радикальные, так и "ползучие".

Монополия на таможню

Самый жесткий вариант таможенного переустройства -- государственная монополия на околотаможенные услуги. Такой сценарий, впрочем, может осуществляться по-разному. "Есть три варианта развития событий. Первый: государство самостоятельно построит сети офисов и склады временного хранения. Второй: выкупить у коммерческих структур все по рыночной цене. Третий: коммерческие структуры передадут в собственность государству на его условиях те помещения, которые сейчас занимает таможня",-- говорит Илья Козлов из компании НТБ. Какие понадобятся бюджетные вливания при любом варианте монополизации рынка -- оценивать никто не берется.

"На Северо-Западе сейчас нет ни одного СВХ, принадлежащего государству. Выкуп собственности у коммерческих структур, владеющих таможенными терминалами, повлечет значительные бюджетные затраты. Да и вряд ли государству целесообразно брать на себя обязанности, осуществляемые профессиональными участниками",-- говорит руководитель таможенной практики компании Dla Piper Вильгельмина Шавшина. Стоимость современного СВХ площадью от 3 тыс. кв. м эксперты оценивают в $20 млн. А только на территории Москвы и Московской области работают 16 таких складов.

Еще один вариант развития событий на совместной коллегии ФТС и Минтранса предложил представитель Международной ассоциации перевозчиков Рафик Сулейманов. Речь идет о передаче функций таможенного сопровождения его ассоциации, то есть о создании на рынке контролируемого государством, но формально независимого монополиста. Впрочем, если чиновники все-таки отважатся на подобный шаг, все эксперты предрекают многократное увеличение числа черных брокеров.

"Посредники все равно будут, потому что их деятельность востребована рынком,-- уверена Татьяна Круглова из 'Группы ТАРГО'.-- Если ликвидировать институт врачей, им на смену придут знахарки. Людей кто-то должен лечить. Пусть лучше это делают профессионалы. В интересах государства -- способствовать обелению бизнеса, а не загонять его в тень".

Впрочем, "игра в монополию" вряд ли будет начата в ближайшее время, полагает эксперт по ВЭД компании СТМ Валерий Глыздов. Да и вообще не факт, что правительство ратует именно за это. "Сергей Иванов высказался не за запрещение коммерческим структурам заниматься услугами, связанными с таможенным оформлением грузов, он говорил о том, что целый ряд коммерческих структур поддерживают так называемые серые потоки грузов через границы,-- полагает Илья Козлов.-- Вот их деятельность, безусловно, должна пресекаться государством". Однако если полная монополия -- перспектива отдаленная, то уже в этом году игроков на околотаможенном рынке может стать гораздо меньше.

По праву сильных

С февраля этого года в ФТС ведутся разговоры об увеличении суммы обеспечения для таможенных брокеров. Факт проработки такой идеи подтверждал заместитель главы ФТС Владимир Малинин. ФТС пока не сообщает точных размеров финансового обеспечения, но объясняет, зачем это надо. "Товары становятся более дорогими, растут размеры таможенных платежей -- и обеспечение тоже должно расти",-- заявили в ФТС.

Крупные участники рынка поддерживают эту идею. "Увеличение обеспечения вполне резонно, потому что растет стоимость ввозимых грузов, и брокер, который оформляет грузы, должен нести адекватную ответственность за возможные нарушения в работе,-- говорит Илья Козлов.-- Повышение барьера -- это фильтр от недобросовестных фирм-однодневок".

Впрочем, его оптимизм разделяют не все. "Речь идет об увеличении ответственности брокера перед государством. Но она будет распространяться только на ту категорию деклараций, на которых стоит печать брокера, и обходить те декларации, которые были как бы оформлены экспортерами и импортерами самостоятельно, а на самом деле -- наверняка с помощью черных посредников",-- говорит Татьяна Круглова.

"Размер обеспечения, на мой взгляд, и так достаточно велик. Его рост осложнит деятельность брокеров, работающих в рамках законодательства. Они будут вынуждены поднять тарифы, и клиенты уйдут к теневикам, на которых изменения никак не отразятся",-- резюмирует председатель совета директоров компании "Партнер Логистик" Александр Северилов.

Увеличение стоимости таможенных услуг наверняка приведет к неприятным последствиям не только для бизнеса. "Если ФТС поднимет обеспечение на 20-30%, то импортные товары неизбежно подорожают где-то на 5%",-- прогнозирует Валерий Глыздов.

Для улучшения перевозки-хранения-растаможки, полагают эксперты, существуют более элегантные решения, чем монополизация рынка или завинчивание финансовых гаек.

После выпуска

Одна из высказанных Сергеем Ивановым идей -- досматривать грузы не на таможенных постах, а уже внутри страны на складах. А чтобы фуры не "заблудились" по дороге, -- оснащать их маячками типа ГЛОНАСС, позволяющими отслеживать передвижение грузовиков по территории страны. "Если фура свернет не в том направлении, применить к перевозчику миллионные разорительные штрафы",-- объяснил таможенникам необходимость маячков бывший министр обороны. Тот факт, что система ГЛОНАСС заработает, по самым оптимистическим прогнозам, лишь в 2009 году, вице-премьера не смущает.

Существует и более реалистический план. В ФТС прорабатывается идея о делении всех импортеров на две группы.

"В первую группу попадут компании, регулярно осуществляющие поставки. Во вторую -- случайные участники ВЭД,-- заявила начальник отдела проверок лиц, осуществляющих оптовую и розничную торговлю товарами иностранного производства, управления таможенной инспекции ФТС Марина Лякишева.-- ФТС будет проверять первую группу компаний после выпуска товара, причем выборочно". Случайных участников, естественно, проверять планируется по полной.

Освобождая "благонадежных" от тщательного досмотра на границе и при выпуске товаров, ФТС собирается усилить их проверку внутри страны. Готовятся поправки в Таможенный кодекс, которые дадут ФТС право проверять компании в течение трех лет после выпуска товаров (сейчас -- один год). По мнению ФТС, это должно снизить роль брокеров как таковую и уменьшить объемы серого импорта -- государство сможет искать и изымать его не только при пересечении границы. На практике это может выглядеть так. В магазин приходит таможенная инспекция и сверяет серийные номера пылесосов с базой ввезенных образцов: если они там не значатся, значит, на полках -- контрабанда.

Эта схема, конечно, вовсе не является идеальным оружием против коррупции. С одной стороны, встает вопрос, как отбирать проверенных: у нас, как известно, крупнейшими серыми импортерами подчас оказываются ведущие компании. С другой стороны, сами экспортеры и импортеры замечают, что, возможно, лучше уж один раз отмучиться на таможне по общим правилам, чем потом три года жить в ожидании внезапной таможенной инспекции своих розничных магазинов.

Сходятся все в одном: проблема слияния коммерции и таможни не имеет простых решений. По словам председателя совета директоров компании "Партнер Логистик" Александра Северилова, необходимо изучать не только зарубежные, но и отечественные наработки. Господин Северилов приводит в пример свою фирму, разработавшую технологию предварительного информирования: она предусматривает подготовку грузов, сбор и предоставление информации о них в таможенные органы до ввоза товаров в Россию. Затраты времени на оформление в этом случае сокращаются на порядок.

По словам депутата Госдумы Надежды Азаровой, сейчас готовится сразу три законопроекта о внесении поправок в Таможенный кодекс: о пересечении госграницы транспортом, об изменении в части основных понятий кодекса и, наконец, о контрафакте и упрощенной системе оформления импорта. Работа над ними, впрочем,-- в самом начале. Участники рынка надеются, что государство не будет изобретать велосипед: в США и Европе, к слову, таможенные брокеры действуют уже более столетия, и их деятельность как-то удается держать под контролем.

Коммерсантъ-Деньги; 07.05.07


- На Запад Терминале открылся новый Пост Ветеринарного и Фитосанитарного контроля

Нормативные документы

Телетайпограмма ФТС РФ от 18.04.07. NТФ-719, О постановлении Правительства РФ от 10.04.07 N 215 ...>>>
Приказ ФТС РФ от 29.03.07. N382, О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых воздушным транспортом ...>>>
Приказ ФТС РФ от 27.03.07. N370, Об установлении компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении товаров определенного вида, перемещаемых физическими лицами...>>>
Письмо СЗТУ от 05.12.06. N12-01-14/25784, О направлении информации...>>>
Письмо СЗТУ от 25.01.07. N06-03-17/1845ф, О направлении списка фирм-перевозчиков...>>>
Письмо СЗТУ от 08.02.07. N06-03-17/3198ф, О направлении списка фирм-перевозчиков...>>>
Постановление Правительство РФ от 30.04.07 N257, О временной ставке ввозной таможенной пошлины в отношении алмазов промышленных необработанных...>>>
Распоряжение ФТС РФ от 12.04.07 N112-р, Об освобождении от НДС товаров, ввозимых ООО «ОРТО-ЛЮКС»...>>>
Письмо ФТС РФ от 17.04.07 N15-155/14252, О представлении информации...>>>
Приказ ФТС РФ от 13.04.07 N470, Об утверждении Инструкции по аккредитации поверочных органов ...>>>
Письмо ФТС РФ от 12.04.07. N13-15/13717, О направлении разъяснений ...>>>
Письмо ФТС РФ от 18.04.07. N01-06/14513, Об усилении контроля порядка взыскания таможенных пошлин, налогов...>>>
Приказ ФТС РФ от 24.04.07. N518, О внесении изменений в Реестр таможенных перевозчиков...>>>
Приказ ФТС РФ от 27.04.07 N542, О внесении изменений в приказ ФТС России от 4 апреля 2007 г. № 430...>>>
Приказ ФТС РФ от 25.04.07 N526, О внесении изменений в приказ ФТС России от 12 января 2007 г. № 12...>>>
Приказ ФТС РФ от 25.04.07 N533, О признании утратившими силу некоторых правовых актов...>>>
Приказ ФТС РФ от 25.04.07 N534, О внесении изменений в Реестр таможенных перевозчиков...>>>
Приказ ФТС РФ от 25.04.07 N535, О внесении изменений и дополнений в приказ ФТС России от 29 сентября 2004 г. № 80...>>>
Письмо ФТС РФ от 13.04.07 N04-16/13903, О таможенном оформлении международных почтовых отправлений...>>>
Письмо ФТС РФ от 17.04.07 N05-13/14253, О превышении максимальной суммы одновременно действующих банковских гарантий...>>>
Письмо ФТС РФ от 17.04.07 N05-11/14254, О зачете авансовых платежей...>>>
Письмо ФТС РФ от 23.04.07. N01-06/15085, О порядке использования сведений, содержащихся в сертификатах соответствия, «Одобрениях типа транспортного средства» и «Заключениях о соответствии шасси предъявляемым требованиям»...>>>
Письмо ФТС РФ от 23.04.07. N15-13/15094, Об опубликовании и вступлении в силу нормативных правовых актов ФТС России...>>>
Приказ ФТС РФ от 24.04.07. N523, Об утверждении инструкции о порядке истребования сведений, подготовки и исполнения поручений, запросов по делам об административных правонарушениях...>>>
Распоряжение ФТС РФ от 19.04.07. N118-р, Об информационном взаимодействии Федеральной таможенной службы и Федеральной антимонопольной службы...>>>
Приказ ФТС РФ от 28.04.06. N549, О внесении изменения в приказ ГТК России от 23 мая 1996 г. № 315...>>>
Телетайпограмма ФТС РФ от 20.04.07. NТФ-741, О постановлении Правительства РФ от 14 апреля 2007 года N 226...>>>
Письмо ФТС РФ от 04.04.07. N06-68/12512, О приостановлении исчисления срока принятия мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, обозначенных товарным знаком "KELT"...>>>
Письмо ФТС РФ от 09.04.07. N06-68/13066, О внесении изменений в письмо ГТК России от 17.08.2004 № 07-58/29786...>>>
Поручение МЭРиТ РФ Минторг, Минэкономразвития от 03.05.07. N, О ставке ввозной таможенной пошлины на сахар-сырец (в июне 2007 г.)...>>>
Приказ ФТС РФ от 28.04.07 N549, О внесении изменения в приказ ГТК России от 23 мая 1996 г. № 315...>>>
Письмо ФТС РФ от 25.04.07 N01-06/15538, О постановлениях Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2007 г. № 225 и от 14 апреля 2007 г. № 226...>>>
Постановление Правительства РФ от 05.05.07. N263, О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации и в постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2005 г. # 732...>>>
Письмо ФТС РФ от 28.04.07 N06-73/16073, О вопросах обеспечения соблюдения ограничений при выпуске на таможенную территорию товаров, подлежащих обязательной сертификации...>>>
Телетайпограмма ФТС РФ от 03.05.07. NТФ-864, О вступлении в силу Постановления Правительства РФ от 24.04.2007 N 244...>>>
Распоряжение ФТС РФ от 24.04.07. N122-р, Об установлении специальных упрощенных процедур таможенного оформления в отношении открытого акционерного общества «Агропромышленное объединение «Аврора»...>>>
Приказ ЦТУ от 26.04.07. N188, О выдаче ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» свидетельства о включении в Реестр таможенных перевозчиков...>>>
Приказ ФТС РФ от 19.04.07. N486, О создании рабочей группы по разработке и применению системы управления рисками...>>>
Письмо ФТС РФ от 09.04.07. N06-53/13069, О сертификатах происхождения товаров формы "А", выдаваемых в Республике Сербии...>>>
Письмо ФТС РФ от 10.04.07. N01-06/13388, О товарах, перемещаемых железнодорожным транспортом в багажных вагонах...>>>
Приказ СЗАТ от 26.03.07. N67, Об утверждении графика приема граждан руководством таможни и таможенных постов Северо-Западной акцизной таможни...>>>
Распоряжение ФТС РФ от 17.04.07. N116 - р , Об установлении специальной упрошенной процедуры таможенного оформления в отношении общества с ограниченной ответственностью «Промстройматериалы»...>>>
Приказ Минсельхоза РФ от 14.03.07. N163, Об организации работ по выдаче фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов...>>>
Постановление Правительства РФ от 24.04.07. N244, Об утверждении перечня кодов товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, ввоз которых на таможенную территорию Российской Федерации с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2008 г. включительно освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость при осуществлении его сельскохозяйственными товаропроизводителями, отвечающими критериям, предусмотренным пунктом 2 статьи 3462 Налогового кодекса Российской Федерации, и российскими организациями, занимающимися лизинговой деятельностью, с последующей поставкой их сельскохозяйственным товаропроизводителям, отвечающим критериям, предусмотренным пунктом 2 статьи 3462 Налогового кодекса Российской Федерации ...>>>
Приказ МЭРиТ РФ от 04.04.07. N112, О признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 18 октября 2005 Г. № 263 "О порядке таможенного оформления сахара белого и сахаросодержащих продуктов, ввозимых на территорию Российской Федерации из Республики Белоруссия"...>>>
Приказ ФТС РФ от 19.04.07 N495, О внесении изменений в приказ ФТС Росснн от 6 февраля 2007 г. № 167...>>>
Приказ ФТС РФ от 19.04.07 N485, Об отзыве свидетельств о включении в Реестр таможенных брокеров (представителен)...>>>
Письмо ФТС РФ от 19.04.07 N03-275/14773, О постановлении Правительства Российской Федерации отЗ марта 2007 г. № 136...>>>
Письмо ФТС РФ от 19.04.07 N03-275/14772, О постановлении Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. № 171...>>>
Приказ ФТС РФ от 23.04.07. N511, О внесении изменений в приказ ГТК России от 25 декабри 2003 г. № 1539...>>>
Приказ ФТС РФ от 23.04.07. N507, О дополнении Реестра таможенных перевозчиков...>>>
Письмо ФТС РФ от 23.04.07. N01-06/15087, О постановлении Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2007 г. № 217...>>>
Письмо ФТС РФ от 23.04.07. N01-06/15086, О постановлении Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2007 г. № 215...>>>
Телетайпограмма ФТС РФ от 20.04.07 NТФ-740, О вступлении в силу постановления Правительства РФ от 14.04.2007 N 225...>>>
Письмо ФТС РФ от 09.04.07. N06-73/13063, О дополнении к письму ФТС России от 23.03.2007 N 06-73/10688...>>>
Телетайпограмма ФТС РФ от 20.04.07 NТФ-737, О применении пункта 71 приказа ГТК РФ от 28.12.2000 N 1230...>>>

Главная страница - Ссылки - Таможенный форум - Таможенный чат - Голосование

"Виртуальная таможня": http://www.vch.ru/
По вопросам рассылки: webmaster@emctc.ru
Тел./факс: (095) 503-67-17.

В избранное