Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Все о таможне.

  Все выпуски  

Все о таможне. Выпуск 86.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Все о таможне от "Виртуальной таможни"

Выпуск # 86 от 20 июня 2002 года


Приглашаем Вас принять участие в обсуждении проекта
Главная страница - Ссылки - Таможенный форум - Таможенный чат - Голосование

Новости Российской таможни:

Импорт России в январе-апреле 2002 года возрос, по данным ГТК, по сравнению с аналогичным периодом 2001 года на 9.3% до $13.27 млрд.

Импорт России в январе-марте 2002 года возрос по сравнению с аналогичным периодом 2001 года на 9.3% до $13.27 млрд., в том числе из стран дальнего зарубежья - на 23.2% до $10.26 млрд., из стран СНГ - снизился на 21.1% до $3.01 млрд. Об этом свидетельствуют данные Государственного таможенного комитета РФ (ГТК).

Рост импорта из стран дальнего зарубежья за 4 месяца текущего года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года был обусловлен высокими темпами закупок продовольственных товаров и сырья для их производства. Так, по сравнению с январем-апрелем 2001 года увеличился импорт свежемороженого мяса - на 44% до 271.5 тыс. т, мяса птицы - на 21.5% до 413.8 тыс. т, свежемороженой рыбы - на 5.9% до 160.1 тыс. т, сливочного масла - в 2.3 раза до 40.1 тыс. т, цитрусовых - на 28.4% до 293.8 тыс. т, подсолнечного масла - на 74.8% до 28 тыс. т, шоколадных изделий - на 10.4%, алкогольных и безалкогольных напитков - на 23.7% до $75.5 млн. Из промышленных товаров опережающими темпами вырос импорт текстильной и трикотажной одежды - в 2.6 раза до $117.4 млн., кожаной обуви - в 2 раза $33.2 млн. и химических средств защиты растений - на 27% до 9.4 тыс. т.

Снижение импорта из стран СНГ за рассматриваемый период, объясняется в сообщении комитета, является следствием развития следующих тенденций в экономике страны: увеличение потребления высококачественных и высокотехнологичных товаров по мере повышения жизненного уровня населения и постепенное замещение импорта отечественными товарами. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года импорт машин и оборудования увеличился на 12.8% до $843.5 млн., антибиотиков - в 6.8 раза до $0.2 млн., химических средств защиты растений - в 4.6 раза до 0.3 тыс. т, автомобилей легковых - на 59% до $22.8 млн., хлопка - на 16.5%, мебели - на 5.8%, шоколадных изделий - на 36.7%, алкогольных и безалкогольных напитков - на 28.2% до $104.7 млн. Вместе с тем, сократились закупки в этих странах сухого и сгущенного молока в 2.6 раза до 8.5 тыс. т, сливочного масла - в 2.5 раза до 6 тыс. т, чая - на 35.8% до 1.1 тыс. т, сигарет - в 81 раз, нефтепродуктов - в 9 раз до 11.4 тыс. т, бензина автомобильного - в 5.7 раза до 7.8 тыс. т, че рных металлов - в 2 раза до $129.9 млн., стальных труб - в 3 раза до 103.7 тыс. т, зерновых культур - в 2.3 раза до $18.3 млн. "AK&M"

Экспорт России в январе-апреле 2002 года снизился, по данным ГТК, по сравнению с аналогичным периодом 2001 года на 8.3% - до $30.18 млрд.

Экспорт России в январе-марте 2002 года снизился по сравнению с аналогичным периодом 2001 года на 8.3% - до $30.18 млрд., в том числе в страны дальнего зарубежья - на 9% до $25.79 млрд., в страны СНГ - на 4.1%, до $4.3 млрд. Об этом свидетельствуют данные Государственного таможенного комитета РФ (ГТК). На снижение объема экспорта в страны дальнего зарубежья, говорится в сообщении комитета, в январе-апреле 2002 года по сравнению с январем-апрелем 2001 года оказало влияние снижение средних экспортных цен на нефть - на 12%, газ - на 24%, нефтепродукты - на 22%, дизельное топливо - на 24%, каменный уголь - на 4%, целлюлозы - на 13%. Падение цен не было скомпенсировано увеличением физических объемов поставок сырой нефти на 7% до 46.55 млн. т, природного газа - на 4% до 47.8 млрд. куб. м., нефтепродуктов - на 20% до 21.5 млн. т, дизельного топлива - на 17% до 9.27 млн. т, мазута - на 27% до 9.7 млн. т, целлюлозы - на 5% до 611.9 тыс. т. Кроме того, сократился стоимостной экспорт автобензина, - на 31% до $157.1 млн., ферросплавов - на 11% до $58.2 млн., аммиака - на 57% до $47.6 млн., реактивного топлива - на 58%, железной руды - на 19% до $34.5 млн., метанола - на 73% до $12.8 млн., минеральных удобрений - на 14%. Экспорт машиностроительной продукции сохранился на прежнем уровне. Вырос стоимостной экспорт г рузовых и легковых автомобилей - соответственно в 2 раза до $46.7 млн. и на 33% до $63.7 млн., никеля - в 1.7 раза до $705.5 млн., каменного угля - на 24% до $361.5 млн., круглого леса - на 22% до $586 млн., чугуна - на 13% до $103.4 млн., фосфатов кальция - на 7% до $36.3 млн., проката из железа и нелегированной стали - на 5%."AK&M"

Альфа-банк начал эмиссию Таможенных карт

Альфа-банк начал эмиссию Таможенных карт, сообщила пресс-служба банка. Таможенная микропроцессорная карта предназначена для оплаты таможенных пошлин, налогов, сборов, пеней, штрафов и других выплат, взимание которых возложено на таможенные органы, а также для идентификации плательщиков-участников ВЭД. Карта является инструментом доступа к счету плательщика таможенных платежей и средством для составления расчетных документов, подлежащих оплате за счет плательщика. Клиенту также будет предложена Акцизная таможенная карта, которая дополнительно позволит осуществлять оплату акцизных таможенных платежей. Карты будут приниматься к оплате на 47 таможнях и 135 таможенных постах, оборудованных платежными терминалами системы "Таможенная карта". Альфа-банк имеет статус Principal Member в платежных системах VISA с 1996 года и Europay с 1994 года. Банк также является сублицензиатом Diners Club с 1999 года. Банк обслуживает карты через собственный процессинговый центр. По основным показателям деятельности на российском рынке пластиковых карт Альфа-банк входит в тройку ведущих российских банков. Объем эмиссии банка превышает 250 тыс международных пластиковых карт. По оборотам безналичного эквайринга Альфа-банк занимает 14 проц российского рынка. В 2001 году Альфа-банк начал распространение предоплаченной карты VISA TravelMoney, а также выпуск элитных карт Diners Club и Eurocard/MasterCard Platinum. /ПРАЙМ-ТАСС/

Курятина поедет в Россию по новым правилам

Новые правила, контролирующие импорт в Россию мяса птицы из США, могут быть выработаны к концу июня после нескольких месяцев переговоров между Вашингтоном и Москвой, сообщило в среду министерство сельского хозяйства США. Россия ввела запрет на импорт всех видов мяса птицы из США в марте этого года после обнаружения в нескольких партиях сальмонеллы, а также из-за использования антибиотиков при выращивании птицы. Запрет вызвал недовольство американской администрации, так как Россия является крупнейшим импортером мяса птицы из США, а ежегодный объем импорта превышает $600 млн. Несмотря на то что запрет на ввоз мяса птицы был снят 15 апреля, объем импорта не был полностью восстановлен и специалисты из обеих стран обсуждали новые правила контроля над качеством мяса птицы. На прошлой неделе представители США и России обсуждали куриную проблему в рамках продовольственного саммита ООН в Риме. Министерство сельского хозяйства США надеется, что правительства России и США примут в ближайшее время новые ветеринарные сертификаты, регулирующие импорт мяса птицы. Вскоре в Москву отправится американская делегация с надеждой завершить переговоры, сообщило министерство. Однако торговый спор вокруг окорочков между Россией и США продолжается. Ричард Лобб, представитель Национального совета бройлерного птицеводства США, обвинил во вторник власти России в том, что они делают все, чтобы дискредитировать их продукт в глазах российских потребителей. Reuters

ГТК РФ о контроле таможенной стоимости некоторых товаров

8 июня 2002 г. в Российской газете опубликован приказ ГТК России от 29.04.2002 г. # 430 «О контроле таможенной стоимости товаров отдельной категории». Он вступит в силу через 30 дней после опубликования. Данный приказ подготовлен в развитие приказа от 28 ноября 2001 г. # 1132 «Об особенностях таможенного оформления и таможенного контроля товаров отдельной категории». Речь в нем шла о совершенствовании процедур таможенного оформления и контроля при импорте бытовой техники и электроники. Новый приказ ГТК России призван ускорить и упростить процедуру ввоза перечисленных в приложении к нему товаров (28 позиций, среди которых холодильники, электроинструменты, телефоны, магнитофоны, радио- и телеприемники, фотокамеры и т. д.) в части контроля таможенной стоимости. Теперь тяжесть этого контроля переносится с этапа таможенного оформления (то есть, фактического ввоза) на предварительный (до ввоза товаров на территорию РФ) и последующий (после выпуска товаров в свободное обращение) этапы. Другими словами, товары, перечисленные в перечне, выпускаются в свободное обращение по заявленной декларантом величине таможенной стоимости, а таможенный орган не требует предоставить дополнительные сведения и документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость. При этом от импортера требуется выполнение ряда условий. Во-первых, речь идет о товарах, в отношении которых организация-производитель или уполномоченная им другая организация совершает первую продажу от собственного имени. Во-вторых, в отношении этих товаров должна быть уплачена полная сумма таможенных платежей, рассчитанных исходя из стоимости, заявленной декларантом. В-третьих, все сведения относительно таможенной стоимости должны быть подкреплены счетом-фактурой организации-производителя, экспортной таможенной декларацией страны вывоза и рядом других документов, перечисленных в приложении к приказу. Воспользоваться таким порядком контроля таможенной стоимости смогут российские организации, являющиеся официальными дилерами иностранных компаний-производителей, не имевшие в течение последнего года нарушений таможенного и налогового законодательства. Пресс-служба ГТК РФ


Новости Таможенного союза и стран СНГ.

С июля Белоруссия должна ввести новый импортный таможенный тариф

С 1 июля Белоруссия должна ввести новый импортный таможенный тариф. Об этом сообщил на пресс-конференции в Бресте, где проходит заседание Коллегии таможенного комитета Союзного государства, его председатель глава Государственного таможенного комитета РФ Михаил Ванин. Он сообщил, что по итогам переговоров с белорусской стороной с 1 июля будет принято решение о том, что Белоруссия перейдет на унифицированные импортные тарифы. По существу, как считают эксперты, это означает, что в России с Белоруссией будут действовать те же тарифы на импортные товары, которые действуют в РФ. Таким образом, считают белорусские и российские таможенники, будет завершено формирование единого таможенного пространства. РИА "Новости"

Украина и Россия могут подписать договор о свободной торговле в Харькове 20-21 июня - торгпред

Вероятность подписания соглашения о свободной торговле между Россией и Украиной на седьмом заседании смешанной украинско-российской межгосударственной комиссии по сотрудничеству в Харькове 20-21 июня очень велика. Об этом заявил в Киеве торговый представитель России на Украине Игорь Кореев на открытии "Российско-украинского инвестиционно-коммерческого центра". "Это означает торговлю без ограничений, что может увеличить товарооборот между странами в 4-5 раз", - подчеркнул И.Кореев. Торговый представитель напомнил, что товарооборот между странами составляет около $13 млрд., и Украина является третьим по величине торговым партнером России. ИНТЕРФАКС-УКРАИНА

К концу 2002 года россияне будут ездить на Украину по загранпаспортам

К концу 2002 года россиянам, чтобы попасть на Украину, потребуются загранпаспорта. Соответственно, и граждане Украины не смогут въехать в Россию без аналогичного документа. Новые правила, по мнению консульских служб МИД России и Украины, помогут бороться с нелегальной миграцией: по данным социологов, нелегалов с Украины в одной Москве проживает больше 100 тысяч. Сколько незарегистрированных русских живет в Киеве - никому не ведомо. "Профиль # 23"

В Калининград - по латвийской визе

Еще один сюрприз ждет жителей России, направляющихся по железной дороге (самый "обкатанный" способ - на поезде Санкт-Петербург - Калининград). С 11 июня для подобного путешествия необходимо оформлять транзитные визы в посольстве либо генконсульстве Латвии, по территории которой следует поезд. Раньше визу можно было получить непосредственно в поезде. Единственный свободный от формальностей железнодорожный путь в обход Латвии (по территории Белоруссии и Литвы) также в скором времени прикроется, поскольку через год "лояльная" пока к России Литва вступит в ЕС, и, следовательно потребует введения виз. "Профиль # 23"


Информация в прессе

Россия - это много Гонконгов

Европейцы предлагают России отпустить Калининград в "свободное плавание" и тем самым решить проблемы региона. Москва не хочет запускать процесс развала страны, но пока не знает, как противостоять нажиму Евросоюза

Россия и Евросоюз, только недавно объявившие о "стратегическом партнерстве", близки к серьезному столкновению. Не только дипломатическому - не исключены варианты экономического и политического давления друг на друга. При этом повод на первый взгляд кажется совершенно несерьезным.

Это не договор по противоракетной обороне, не антидемпинговые пошлины на нашу сталь и не взращенные на гормонах куриные ноги. Причиной ожесточенного спора между Москвой и Брюсселем стал всего-навсего вопрос о введении виз для российских граждан, которые после 2004 года (когда Польша и страны Балтики предположительно вступят в ЕС) захотят на поезде или автомобиле отправиться из России в Калининград и наоборот. Европейцы также собираются контролировать все грузопотоки, циркулирующие между областью и "большой землей". Наше же предложение о создании так называемых транзитных коридоров (которые могут пройти через территорию Литвы и Польши), не подконтрольных европейским властям, Брюссель отметает прямо с порога.

Почему "транзитный вопрос" оказался столь чувствительным для обеих сторон? Европейцы утверждают, что их волнует распространение преступности, СПИДа и нелегальная иммиграция. Москва делает упор на соблюдение прав человека. Однако реально накал страстей объясняется совсем другими мотивами. Вопрос в том, останется ли Калининград в составе России и, что еще более важно, будет ли создан прецедент отделения от РФ "русского" региона. Ведь именно к этому, по логике вещей, должна привести реализация политики ЕС в отношении Калининграда.

В Кремле, судя по всему, понимают, что ставки высоки. После нескольких месяцев "особо близких" отношений с Западом, подписаний различных договоров и пактов будет очень неприятно получить от Европы откровенный удар ниже пояса. Особенно в свете того, что многие в России считают прозападную политику крайне недальновидной. Кроме того, стратегический проигрыш Калининграда неизбежно нанесет ущерб международному авторитету России. Начавшаяся вокруг анклава игра - это своеобразный тест для Владимира Путина и его новой внешнеполитической доктрины, проверка нашей способности строить равноправные отношения с Западом не только в тех случаях, когда речь идет о "борьбе с международным терроризмом".

Дипломатический марафон

Россия и Евросоюз последние две недели, без преувеличения, только и делали, что обсуждали проблему Калининграда. Причем с конца мая, когда в Москве состоялся саммит Россия-ЕС, до середины июня - проведения в Санкт- Петербурге форума Совета государств Балтийского моря - градус дискуссии постоянно повышался. Инициатором откровенного разговора выступила российская сторона в лице Владимира Путина. И Евросоюз, ранее представлявший эту проблему как обычную формальность в двусторонних отношениях, реагировал необычайно жестко. За гладкими юридическими формулировками отчетливо проступили некие стратегические интересы Европы. Стало очевидно, что "калининградский узел" в ближайшие месяцы станет самым актуальным вопросом в наших отношениях с Западом.

Начиналось все достаточно мирно. Накануне майского визита в Москву главы Еврокомиссии Романо Проди пресс-служба президента РФ распространила заявление, где констатировала "отсутствие практических шагов со стороны ЕС для решения проблемы Калининградского региона". Проди ответил в обычном для брюссельских чиновников духе - вежливо, но бессмысленно: "Евросоюз прилагает максимум энергии с тем, чтобы сделать максимально свободным передвижение между Калининградом и граничащими государствами". То есть решил уйти от дискуссии и оставить все как есть. Однако Путин эту демагогию в качестве аргумента не принял, поставив вопрос ребром. Калининградская проблема, заявил он на пресс-конференции, "будет проверкой качества стратегического партнерства России и ЕС".

Судя по всему, Брюссель решил показать Москве, что, несмотря на вмешательство самого российского президента, никаких переговоров о сохранении "особых" связей между "большой" Россией и ее эксклавом не будет. Именно этим можно объяснить резкую отповедь по поводу возможного транзитного коридора со стороны президента Польши Александра Квасьневского, который побывал в российской столице через неделю после Проди. "Это возвращает нас к временам перед второй мировой войной, которая началась с требования гитлеровской Германии предоставить ей свободный доступ к Гданьску через Польшу", - заявил Квасьневский, недвусмысленно упомянув в одном контексте Третий рейх и путинскую Россию. Путин, однако, тоже не остался в долгу. На встрече с главами правительств стран Балтийского региона в Санкт-Петербурге 10 июня он завершил свою речь по поводу Калининграда весьма неоднозначной фразой: "В любом случае мы никому не дадим разрывать суверенность Российской Федерации". Зал, где заседали главы кабинетов стран Балтики, Польши, Германии и Северной Европы, ответил ему понимающим молчанием.

Вариант Гонконга

Когда речь идет о прениях России и ЕС по поводу Калининграда, необходимо понимать, что транзитный вопрос - лишь часть стратегии Евросоюза, специально разработанной Еврокомиссией в отношении российского анклава. К реализации данной стратегии, озаглавленной "ЕС и Калининград", брюссельские чиновники приступили, согласно высшей директиве, 15 января 2001 года. Сам документ, расписанный более чем на двадцати страницах, полон терминов типа "кооперация", "сотрудничество", "углубление", "развитие". Однако, как признаются в неформальных разговорах высокопоставленные работники Еврокомиссии, конечная цель - превратить Калининград в "европейский Гонконг". Формально входя в состав Российской Федерации, он должен получить особый международный статус, который позволит Евросоюзу не чувствовать себя "чужим" в этом регионе.

В ЕС считают, что все связанные с Калининградом проблемы - транзит, экономическое отставание региона от соседних Литвы и Польши, преступность и прочее - гораздо эффективнее будут решаться в том случае, если область станет практически самостоятельным субъектом международных отношений. Во- первых, жители области уже не будут рассматриваться как "пятая колонна России в тылу ЕС". А во-вторых, Европа сможет помогать области напрямую, а не через Москву, которая в плане распределения финансовой помощи не вызывает доверия у еврочиновников. Россия же, считают в Брюсселе, самостоятельно никогда ничего для региона не сделает, поэтому он постоянно будет "угрожать" своей отсталостью более развитым еврососедям.

С подобной постановкой вопроса согласен, например, главный эксперт по России влиятельного Германского общества внешней политики (Берлин) Александр Рар. "В Брюсселе есть достаточно денег, чтобы за несколько лет поставить этот регион на ноги, - сказал он 'Эксперту'. - Но Евросоюз никогда не станет делать это через Москву. Он хочет вкладывать по адресу, стратегически, развивая область с учетом своих нужд". С другой стороны, по мнению г-на Рара, "никто не может гарантировать, что лет через пять регион не выйдет из-под контроля Москвы, тем более что все к этому идет". "Мало кто об этом говорит, но все думают, - продолжает Александр Рар. - Нищая область, отделенная от России несколькими государствами, захочет приобщиться к европейскому благополучию. Поэтому, чтобы политически удержать регион в составе РФ, Москве нужно будет перешагнуть через те представления, которые сегодня существуют". Что конкретно нужно сделать? "Провести в жизнь идею Сергея Шахрая - он уже предлагал ее Путину - и создать предпосылки для того, чтобы Калининградская область вступила в ЕС. То есть Россия как бы вступит в ЕС одной своей областью. Эту идею приветствуют и в ЕС, и в Германии".

Отказ предоставить России транзитные коридоры, ограничив людской и товарный потоки между "материком" и эксклавом, - логичный шаг к тому, чтобы превратить Калининград в "европейский Гонконг". Особенно учитывая тот факт, что одновременно Еврокомиссия намерена сохранить упрощенный выезд калининградцев в Литву, Польшу, а значит, и во всю еврозону. Следующим пунктом станет прекращение поставок электроэнергии из Литвы, потому что там по настоянию ЕС будет закрыта атомная электростанция и в балтийской стране попросту не будет излишков. Взамен европейцы предлагают подключить Калининград к польским электросетям, отказавшись от завершения строительства собственной ТЭЦ, которая, правда, может быть введена в эксплуатацию лишь в 2005 году.

Зачем европейцам столь необходимо абсорбировать и обустраивать Калининград? Неужели ЕС не хватит прибалтов, румын и поляков, которые уже выстроились в очередь за субсидиями Брюсселя? Помимо чисто тактических преимуществ - дешевая рабочая сила, крупный порт и т. д. - ЕС необходимо иметь "безопасные тылы". Неконтролируемый анклав всегда может дать немало поводов для беспокойства - от организованной преступности до провоцирования территориальных разногласий между Россией и, например, Литвой. Есть и еще один момент - прецедент. Дело в том, что многие российские регионы выглядят для ЕС гораздо привлекательнее, чем, например, Словения или Болгария.

Во время своего майского визита в Москву Романо Проди обмолвился, что вступление в ЕС такой огромной страны, как Россия, невозможно. Но это вовсе не означает, что в Евросоюз не могут принять отдельные "передовые" регионы Российской Федерации. Калининград просто может стать самым первым из них. "Одна из идей, которая слышна сегодня в кулуарах, заключается в том, что Россия будет вступать в ЕС постепенно, - говорит Александр Рар. - Трудно представить реальные границы. Возможно, азиатская часть будет жить под одним законом, а европейская часть России по другим. Почему бы и нет? Северо-Запад, Петербург всегда были чем-то особенным. Эта часть России в рамках регионального сотрудничества с ЕС может интегрироваться в определенные структуры. Это первый шаг вступления в ЕС. В дальнейшем, когда в России придет к власти другое поколение, которое будет мыслить не государственными категориями, а общеевропейскими, как это сейчас начинают делать политики Восточной Европы, когда они начнут понимать, что Европа, может быть, даже важнее построения национальной государственности на своей территории, - тогда вопрос Калининграда отпадет сам собой".

Калининград почти созрел

У самих калининградцев планы Евросоюза вызывают противоречивые чувства. С одной стороны, перспектива оказаться отрезанными от "большой земли" выглядит сегодня достаточно тревожной. С другой - все, что обещает Европа, очень заманчиво. И последние настроения, по мере того как уходит "советское поколение", становятся преобладающими. Так, сегодня в Калининграде 80% молодых людей ни разу не были в России, зато уже успели не один раз посетить соседние европейские страны. Да и тянет ли их на "большую Родину", которая замкнулась на своих внутренних проблемах? Именно на голоса молодых калининградцев рассчитывает президент местного союза предпринимателей и председатель Балтийской республиканской партии Сергей Пасько, который начал подготовку референдума по созданию "Республики Балтия". Правда, республика эта формально будет входить в Россию. Но при этом Пасько считает, что "каждый калининградец должен после 2003 года иметь двойное гражданство - российское и Евросоюза, чтобы жить не хуже, чем поляки и литовцы". По задумкам Пасько и его многочисленных единомышленников, у "Республики Балтия" должен быть избранный сроком на семь лет и независимый от Москвы президент. Понятно, что у г-на Пасько есть соображения и о том, кто должен стать этим президентом.

Правда, пока руководство области открыто сепаратистов не поддерживает. Но уже признает тот факт, что отражать напор со стороны Евросоюза становится все труднее. "В транзитном вопросе мы полностью полагаемся на Москву и президента Путина. Наших собственных ресурсов здесь явно недостаточно, - сказал 'Эксперту' председатель областной думы Калининградской области Владимир Никитин. - Думаю, что идет прощупывание. Грубо говоря - сдаст Россия Калининградскую область или не сдаст". Конечно, в рассуждениях сепаратистов есть своя логика. Фактически вступив в ЕС, жители области действительно могут поправить свое финансовое положение, а у Москвы не будет болеть голова о том, как обогреть и накормить калининградцев. При этом над правительственными зданиями в Калининграде по-прежнему будет развеваться российский триколор. Поэтому ключевой вопрос - нужен ли Калининград в качестве полноценно контролируемой области самой России? Решать его надо здесь, в Москве. Ведь, в конце концов, глупо утверждать, что территория принадлежит самим калининградцам, которые заселили его всего полвека назад.

Побочный эффект

Когда речь заходит о "варианте Гонконга", необходимо четко понимать, каковы будут последствия. Причем не столько для области, сколько для России в целом. А затем уже принимать соответствующее решение.

Прежде всего нужно честно сказать: если с Европейским союзом ничего страшного не произойдет, в более отдаленной перспективе, через пятнадцать- двадцать лет, даже формальный контроль над областью будет утрачен. Ведь сравнение с Гонконгом звучит весьма двусмысленно. Британцы через "двойственный" статус Гонконга возвращали его Китаю - значит, мы как раз и должны выступить в роли Великобритании, оформив для области "переходный период". И если для КНР создание специального административного района является механизмом постепенного поглощения территории, то в случае находящейся в фазе упадка России подобный эксперимент не что иное, как запуск процесса постепенной утраты своей области. Его сложно будет повернуть вспять даже при оптимистичных для России сценариях развития экономики и военно-политического потенциала. Возможные претенденты на область известны. Различные немецкие организации, такие как Акция "Германский Кенигсберг", Акция помощи Восточной Пруссии и Германский народный союз, постепенно интегрируются в жизнь города и региона. К примеру, одно из направлений их деятельности - поддержка этнических немцев, перебирающихся в Калининград из "большой России". Так что где-нибудь в 2020 году преемники г- на Пасько вполне смогут провести референдум по вопросу "Хотите ли вы, чтобы суверенная республика Балтия вернулась в состав Германии?". "В Калининграде действует много немецких неправительственных организаций, - сказал 'Эксперту' Хайнц Тиммерман, заведующий отделом России в Немецком институте международной политики и безопасности. - Область может выстроить тесные связи с немецкими регионами, например со Шлезвиг-Гольштейном".

То есть, не отдавая на востоке японцам Курилы и воюя в Чечне, мы можем отказаться на Западе от огромного куска территории, который формально никто пока не просит. Нелогично. Европейцы, конечно, не так прямолинейны, как японцы или генерал Масхадов. Но сути дела это не меняет. Поглощение Европой Калининграда станет первым прецедентом отделения от Российской Федерации территории - да еще населенной преимущественно русскими. Возможно, что в Брюсселе назовут это "прием в ЕС по частям". На обычном языке это называется по-другому - развал страны. (Конечно, если нам нужна эта страна. Вполне можно половину интегрировать в Евросоюз, о второй половине попросить позаботиться китайцев и решить таким образом вечный вопрос - азиаты мы или европейцы.) С другой стороны, даже если не думать о долгосрочных последствиях, с "уходом" области, а значит, с потерей важнейшей военно-морской базы и незамерзающего порта Россия потеряет рычаг военного, политического и экономического влияния на Европу (опять-таки если такой рычаг нам еще нужен).

И еще кое-что. Столь откровенные уступки Европе очень быстро скажутся на наших попытках вернуться в клуб "великих держав" через сближение с Западом. С одной стороны, если Москва не сможет заставить Брюссель вести равноправный диалог и настоять на приемлемом для себя варианте решения проблемы, то в дальнейшем отношения РФ и ЕС будут строиться исключительно по уже ставшей привычной для еврочиновников формуле: "Россия должна проявить гибкость". С другой - то, как будет развязан калининградский узел, во многом определит отношение США к России, поскольку здесь решится, является ли Москва самостоятельным игроком или она необратимо превращается в периферию Европы. Ведь Америке, как это ни парадоксально звучит, для реализации собственных целей нужна сегодня более сильная Россия.

Контригра

Есть ли шансы, что мы сможем что-то противопоставить напору Евросоюза и не уйти из Калининграда? Подкрепить чем-то обещание "не допустить разрыва суверенности Российской Федерации"? Первый вариант - активный дипломатический контрнажим. На прошлой неделе председатель Госдумы Геннадий Селезнев заявил, что Россия не ратифицирует договор о границе с Литвой, пока не будет решен вопрос о статусе Калининградской области. А не урегулированные границы формально могут воспрепятствовать присоединению Литвы к ЕС и НАТО.

Здесь, кстати, есть над чем поработать. Когда согласно Пакту Молотова- Риббентропа Литва была присоединена к СССР, от восточной Польши ей достался город Вильно (сегодня столица Вильнюс) и Виленская область общей площадью 6650 квадратных километров и с населением 460 тысяч человек, из которых литовцами являлись только 100 тысяч. Вдобавок в 1940 году Литве был передан ряд белорусских территорий, а годом позднее Москва за 7,5 млн долларов золотом выкупила у Германии так называемый Сувалкский выступ, часть прилегавшей к Литве оккупированной Польши. Учитывая тот факт, что Литва отвергает правомерность Пакта Молотова-Риббентропа, Россия теоретически вполне могла бы предъявить свои претензии на все вышеперечисленные территории, которые упрощают создание "коридора" между Белоруссией и эксклавом. Конечно, вероятность расчленения Литвы выглядит фантастикой. Но "старые долги" усиливают переговорную позицию России. Не случайно Литва уже заявляет о том, что не возражает против транзитных коридоров, но, мол, такова воля Брюсселя. Так что договаривайтесь с ними сами. Путин уже начал, пытаясь, правда, склонить на свою сторону не непробиваемых еврочиновников, а своих коллег- лидеров. "Сейчас Путин по вопросу Калининграда занимается секретной дипломатией, скорее всего со Шредером", - говорит Александр Рар из Германского общества внешней политики. Конечно, у Путина помимо личных отношений не так уже много возможностей "надавить" на европейцев. Но по двум вопросам Европа действительно относится к России очень серьезно. Это отношения в треугольнике Россия-США-ЕС, а также вопрос о поставках российских энергоносителей в европейские страны в ближайшие десять-пятнадцать лет: без дополнительных и очень существенных поставок газа из России экономика ЕС в 2015-2020 годах может просто встать (или же придется переходить на другие виды топлива). Но новые долгосрочные контракты, которые предотвратят эту ситуацию, нужно подписывать прямо сейчас.

Есть и более жесткие варианты тактического противодействия. "Можно занять аналогично жесткую позицию по транзиту, - считает глава Калининградской думы Владимир Никитин. - Они ведь говорят, что весь товар при следовании из Калининграда в Россию и обратно должен тщательно проверяться. Это гибельно для экономики региона. Время пребывания в пути растет, конкурентоспособность наших товаров на российском рынке снижается. Поэтому мы можем ввести аналогичные фронтальные таможенные проверки для всех грузов, следующих через территорию России - например, из Финляндии в Эстонию или из Европы в Финляндию и Скандинавию через Санкт-Петербург". Не исключает г-н Никитин и демонстрации силы. "В конце концов Россия - это очень мощное военное государство, - говорит он. - Если она разместит в Калининграде солидную военную группировку, оснащенную самым современным оружием, это очень не понравится Евросоюзу. Если ЕС так безапелляционно действует в отношении жителей России, то усиление военной группировки в регионе может их отрезвить. Россия все-таки не страна третьего мира, чтобы с ней так разговаривать". С 1991 года количество военнослужащих в области сократилось с 200 до 18 тысяч, и ЕС настаивает на полной демилитаризации анклава.

Что потом

Впрочем, все эта тактическая игра не стоит свеч, пока в Москве не найдут для региона некую стратегическую цель, придающую ему смысл существования в составе России. Первый, самый очевидный, - немного развить мысль Бориса Никитина, опять превратив Калининград в укрепрайон, своего рода "кулак в тылу Евросоюза". Другой возможный план сохранения Калининграда в долгосрочной перспективе - план "большой офшор", цель которого превратить область в региональный офшорный, финансовый и технологический центр. Принципиально эта задача вполне решаема, а набор мер стандартен: низкие налоги, гибкое трудовое законодательство, возможно, особый миграционный режим для привлекаемых иностранных высоко- и низкоквалифицированных работников (почему бы для повышения прибыльности местных производств не рассмотреть вариант привлечения китайских работников, как в свое время СССР приглашал вьетнамцев или корейцев?). "Создать особую или свободную экономическую зону. Сделать ее инвестиционно привлекательной для того, чтобы она развивалась быстрее основной части России. Тем самым уменьшится контраст между уровнем жизни в Калининграде и Польше, Литве", - сказал "Эксперту" депутат Госдумы, координатор комитета "Россия в объединенной Европе" Владимир Рыжков. Чтобы не изобретать велосипед, стоит обратить внимание на опыт Ирландии, которая за девяностые годы сделала гигантский скачок в своем развитии, обогнав, например, по подушевому ВВП бывшую метрополию - Великобританию - благодаря развитию офшорного бизнеса и привлечению иностранных финансовых и технологических компаний. Конечно, в случае Калининграда ситуация в чем-то хуже, чем была в свое время у Ирландии (хотя бы потому, что Ирландия член ЕС, а ирландцы говорят по- английски). Однако проанализировать опыт этой страны, а возможно, и предложить кому-то из занимавшихся "перестройкой" Ирландии специалистов реализовать аналогичную программу в Калининграде вполне можно попробовать. Пример Ирландии наглядно демонстрирует, что отсталость страны или территории легко может быть превращена в преимущество. Если не бояться ставить перед собой большие цели.

Ольга Власова
В подготовке статьи принимали участие
Павел Быков, Олег Леонов и
Михаил Чернов Журнал "Эксперт" # 23

Неустойчивые анклавы

История свидетельствует о том, что территориальные анклавы рано или поздно "сливаются" с территорией усиливающегося соседнего государства. Так, формальным поводом для начала второй мировой войны в 1939 году стала судьба немецкого анклава Данциг на территории Польши. Согласно Версальскому мирному договору, который подвел итог первой мировой, к Польше отходили обширные территории Восточной Пруссии, а крупный немецкий порт Данциг объявлялся "вольным городом". Право свободного доступа в Данциг имели как поляки, так и немцы, причем последние пользовались коридором по территории Польши. После прихода к власти Адольфа Гитлера в 1933 году тема утраченных земель, на которых "немцы терпят унижение от низшей расы", стала козырной картой в планах нацистского реванша. 1 сентября 1939 года немецкие войска вступили на территорию Польши. После поражения гитлеровской Германии прусский Данциг стал польским Гданьском. Немецкое население было депортировано. Мирный пример разрешения проблемы анклава - договоренность между Великобританией и Китаем о передаче Гонконга. В 1899 году Великобритания и Китай заключили договор об аренде Гонконга в течение столетия. В конце 70-х годов британцы очень болезненно восприняли тот факт, что КНР начала требовать вернуть ей "британский анклав". Переговоры затянулись на несколько лет. Однако экономическое и политическое усиление Китая способствовало тому, чтобы Гонконг все-таки был возвращен китайцам в срок. Интересно, что доживают свой век даже относительно "безопасные" анклавы, как, например, британский Гибралтар в Испании. На протяжении нескольких столетий британского правления Гибралтар имел огромное стратегическое значение. Благодаря колонии британцы контролировали Гибралтарский пролив, соединяющий Средиземное море с Атлантикой. Испания между тем никогда не оставляла попыток вернуть утраченную территорию. В настоящее время стратегическая значимость Гибралтара сошла на нет. Между Мадридом и Лондоном идут сложнейшие переговоры. Британцы в принципе готовы отдать Гибралтар Испании. Однако жители колонии настолько верны метрополии, что не хотят возвращения Гибралтара под юрисдикцию Мадрида - хотя покупки предпочитают делать в более дешевой Испании.

Михаил Чернов
Журнал "Экперт" # 23


Уважаемые подписчики!
Мы будем Вам очень признательны, если Вы примете участие в нашем очередном опросе:
Сфера Вашей деятельности?
СВХ
Компания - таможенный брокер
Коммерческий склад
Таможенные органы
Налоговые органы
Транспортная компания
Компания - участник ВЭД
Студент
Частное лицо
Другое
Результаты

Заранее всем спасибо!
Принимайте участие в других наших опросах: http://www.vch.ru/vote/.

Нормативные документы

Новые документы:

ПРИКАЗ ГТК РФ от 4 июня 2002 г. N 572 «O контроле за доставкой автотранспортных средств, ввозимых физическими лицами в Российскую Федерацию транзитом через республику Белоруссия»

Настоящий Порядок применяется при доставке под таможенным контролем между российскими и белорусскими таможенными органами транспортных средств, включенных в группу 87 ТН ВЭД, перемещаемых физическими лицами в упрощенном, льготном порядке, и перевозчиками транспортных средств являются непосредственно владельцы, следующие на указанных транспортных средствах, либо иные физические лица, уполномоченные владельцами в любых формах на доставку транспортных средств.

ПИСЬМО ГТК РФ от 4 июня 2002 г. N 01-06/22062 «О регистрации транспортных средств»

Не производить регистрацию и выдачу удостоверения ввоза транспортного средства установленного образца в отношении транспортных средств, временно ввозимых через общую границу Российской Федерации с Республикой Белоруссия лицами, постоянно проживающими в Республике Белоруссия.

ПИСЬМО ГТК РФ от 4 июня 2002 г. N 01-06/21983 «О признании недействующим письма ГТК России от 17.12.1998 n 01-15/26668»

Признать недействующим письмо ГТК России от 17.12.1998 N 01-15/26668 "О хранении в морских и речных портах товаров, помещенных таможенными органами под таможенный режим экспорта, до их фактического вывоза морским или речным транспортом за пределы таможенной территории Российской Федерации".

Приказ ГТК от 31.05.2002 # 553 «О ставках вывозных таможенных пошлин»

Применять ставки вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, согласно приложению к настоящему Приказу.

Распоряжение ЦТУ РФ 46 от 05.06.02 «О внесении изменений в распоряжение Управления от 05.02.2002 N 8»

Изложить перечень товаров, подлежащих дополнительному таможенному контролю, поименованных в приложении 1 к распоряжению Управления от 05.02.2002 N 8, в соответствии с приложением к настоящему распоряжению.

ПРИКАЗ ГТК РФ от 6 июня 2002 г. N 588 «Об упорядочении правовой базы по вопросам ведения таможенной статистики и совершенствования информационных технологий»

Признать утратившими силу следующие правовые акты ГТК России

ПИСЬМО ГТК РФ от 4 июня 2002 г. N 01-06/22063 «О таможенной стоимости отдельных товаров, классифицируемых в товарной позиции 7607 ТН ВЭД россии»

ГТК России направляет информацию, которую необходимо использовать при осуществлении контроля таможенной стоимости при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров, классифицируемых в товарной позиции 7607.

ПИСЬМО ГТК РФ от 4 июня 2002 г. N 01-06/21982 «О реализации технологической схемы, определяющей порядок таможенного контроля товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом в грузовом сообщении по транзитным участкам железных дорог Российской Федерации и республики Казахстан»

Государственный таможенный комитет Российской Федерации совместно с Таможенным комитетом Министерства государственных доходов Республики Казахстан 29.04.2002 утвердил Технологическую схему таможенного контроля российскими и казахстанскими таможенными органами товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом в грузовом сообщении, следующих из Российской Федерации в Российскую Федерацию через территорию Республики Казахстан и из Республики Казахстан в Республику Казахстан через территорию Российской Федерации.

ТЕЛЕФОНОГРАММА ГТК РФ от 5 июня 2002 г. N ТФ-12673

СЧИТАТЬ МЕСТОМ ДОСТАВКИ И ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ ТОВАРОВ (АВТОМОБИЛИ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ, КЛАССИФИЦИРУЕМЫЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТН ВЭД РОССИИ В ТОВАРНОЙ ПОЗИЦИИ 8704) МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ ПОСТ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АКЦИЗНОЙ ТАМОЖНИ.

ТЕЛЕФОНОГРАММА ГТК РФ от 4 июня 2002 г. N ТФ-12665

СЧИТАТЬ МЕСТОМ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ ТОВАРОВ, УКАЗАННЫХ В ПРИКАЗЕ ГТК РОССИИ ОТ 23.10.2001 N 1012 И ПОСТУПАЮЩИХ В АДРЕС ОАО "КОНДИТЕРСКИЙ КОНЦЕРН БАБАЕВСКИЙ", НОВОСЛОБОДСКИЙ ТАМОЖЕННЫЙ ПОСТ МОСКОВСКОЙ СЕВЕРНОЙ ТАМОЖНИ

ТЕЛЕФОНОГРАММА ГТК РФ от 4 июня 2002 г. N ТФ-12657

РАЗРЕШИТЬ ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ТОВАРОВ, КЛАССИФИЦИРУЕМЫХ ПО ТН ВЭД РОССИИ В ТОВАРНОЙ ПОЗИЦИИ 9402 И ОТНОСЯЩИХСЯ К МЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНИКЕ ИЛИ ИЗДЕЛИЯМ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ, НА КОТОРЫЕ МИНЗДРАВОМ РОССИИ ВЫДАНЫ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ РЕГИСТРАЦИОННЫЕ УДОСТОВЕРЕНИЯ, В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ ПО МЕСТУ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ТАМОЖЕННОГО БРОКЕРА.

Приказ ГТК РФ от 20.05.02 N 481 «О распоряжении ГТК России от 03.07.2001 N 702-р»

Считать утратившим силу пункты 3 и 4 Порядка уплаты таможенных платежей при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов временно ввозимых (вывозимых) товаров, приведенных в приложении 1 к распоряжению ГТК России от 03.07.2001 # 702-р «О некоторых вопросах применения таможенного режима временного ввоза (вывоза) товаров»


Главная страница - Ссылки - Таможенный форум - Таможенный чат - Голосование

"Виртуальная таможня": http://www.vch.ru/
По вопросам рассылки: webmaster@emctc.ru
Тел./факс: (095) 925-58-49.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное