Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Виртуальный юридический кабинет


главная

образцы

консультации

библиотека

рассылки

услуги

статьи

гостевая книга

новости

контакты

ссылки

"жизнь после смерти"

"мобильник"

Виртуальный юридический кабинет
Номер выпуска рассылки: 125
Дата выпуска рассылки: 2006-10-09


Интернет - проект "BSM-pravo"

 

 

Виртуальный юридический кабинет
 
В рассылке «Виртуальный юридический кабинет» размещаются новости законодательства Российской Федерации, консультации по вопросам в сфере семейного, таможенного, гражданского права и.д., статьи ведущих юристов по проблемам применения отдельных положений законодательства.


У Вас возникли вопросы? >>> bsm-pravo@ rambler.ru

 

В настоящей рассылке Вашему вниманию предлагаются следующие материалы

консультации >> практика >> обзоры>> консультации >> практика >> обзоры>>
 
Утвержден
постановлением Президиума
Верховного Суда
Российской Федерации
от 10 августа 2005 г.

 

ОБЗОР
СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ
ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗА ВТОРОЙ КВАРТАЛ 2005 ГОДА

 

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

Процессуальные вопросы

Вопрос 1: Правомерно ли возложение на истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины в соответствии с действующим законодательством (иск подан в защиту прав потребителя), обязанности уплатить государственную пошлину в случае, если при рассмотрении дела в первой инстанции удовлетворены требования истца, а при дальнейшем пересмотре дела вынесено решение в пользу ответчика?

Ответ: Статьей 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации определен перечень граждан и организаций, освобожденных от уплаты государственной пошлины.
Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, возложение на истца, освобожденного, в соответствии с действующим законодательством, от уплаты государственной пошлины, обязанности ее уплатить, в случае если при рассмотрении дела в первой инстанции удовлетворены требования истца, а при дальнейшем пересмотре дела вынесено решение в пользу ответчика, неправомерно.

Вопрос 2: Можно ли на стадии исполнения судебных постановлений, при решении вопроса о надлежащем извещении должника и иных лиц, участвующих в исполнительном производстве, руководствоваться положениями главы 10 ГПК РФ, которая устанавливает формы и порядок извещения лиц, участвующих в судебном разбирательстве?

Ответ: Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не содержит нормы, которая устанавливала бы порядок надлежащего извещения лиц, участвующих в исполнительном производстве. При этом стадия исполнения судебных решений является завершающей стадией гражданского процесса.
Форма и порядок извещения лиц, участвующих в судебном разбирательстве, предусмотрены главой 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 1 ГПК РФ в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи (далее также - суд) применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона).
Исходя из изложенного и учитывая положения части 4 статьи 1 ГПК РФ, на стадии исполнения судебных постановлений при решении вопроса о формах и порядке надлежащего извещения должника и иных лиц, участвующих в исполнительном производстве, можно руководствоваться положениями главы 10 ГПК РФ, которая устанавливает формы и порядок извещения лиц, участвующих в судебном разбирательстве.

Вопросы применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Вопрос 3: Можно ли возбудить дело об административном правонарушении в случае вынесения постановления о прекращении уголовного дела, если ранее было принято решение о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с возбуждением по данному факту уголовного дела?
С какого момента следует исчислять сроки давности привлечения к административной ответственности по делу об административном правонарушении в случае прекращения уголовного дела?


Ответ: В случае прекращения уголовного дела наличие в действиях лица признаков административного правонарушения может служить основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении.
При этом необходимо учитывать сроки давности привлечения к административной ответственности, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, по истечении которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
Часть 4 статьи 4.5 КоАП РФ предусматривает, что в случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.
Днем принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела следует считать дату вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, а в случае прекращения уголовного дела - день вынесения постановления о его прекращении.
При исчислении сроков давности привлечения к административной ответственности в случае вынесения постановления о прекращении уголовного дела, если ранее принималось решение о прекращении производства по делу об административном правонарушении, необходимо засчитывать время с момента совершения правонарушения до момента возбуждения уголовного дела.
При повторном возбуждении дела об административном правонарушении постановление о прекращении производства по первоначально возбужденному делу об административном правонарушении должно быть отменено и производство по делу возобновлено, при этом сроки давности, предусмотренные статьей 4.5 КоАП РФ, должны исчисляться с момента совершения административного правонарушения.

Вопрос 4: В каком порядке надлежит рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если ставится вопрос о назначении такого вида административного наказания, как административный арест?

Ответ: Согласно части 2 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неповиновение гражданина (за исключением осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в уголовно-исполнительном учреждении, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и содержащихся под стражей в иных учреждениях) законному распоряжению или требованию сотрудника органов уголовно-исполнительной системы, военнослужащего либо другого лица при исполнении ими обязанностей по обеспечению безопасности и охране этих учреждений, поддержанию в них установленного режима, охране и конвоированию осужденных (подозреваемых, обвиняемых) влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.
В соответствии с частью 1 статьи 23.4 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 19.3 КоАП РФ, рассматривают органы и учреждения уголовно-исполнительной системы.
Вместе с тем такой вид административного наказания, как административный арест, в соответствии с частью 1 статьи 3.9 КоАП РФ назначается судьей.
Следовательно, органы и учреждения уголовно-исполнительной системы не могут назначать административный арест.
Судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями, перечисленными в части 1 статьи 23.1 КоАП РФ, и могут рассматривать дела, предусмотренные статьями, перечисленными в части 2 статьи 23.1 КоАП РФ (в случае передачи им дела органом или должностным лицом).
Часть 2 статьи 19.3 КоАП РФ в этом перечне отсутствует, следовательно, дела данной категории не могут быть переданы на рассмотрение судье до внесения соответствующих изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отсюда следует, что и наказание в виде административного ареста при применении части 2 статьи 19.3 КоАП РФ до внесения соответствующих изменений в названный Кодекс не может быть назначено.

Вопрос 5: Каким образом должен взыскиваться административный штраф, наложенный за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, без составления протокола?

Ответ: Согласно части 1 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае, если при совершении административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере, не превышающем одного минимального размера оплаты труда, а при нарушении таможенных правил - в размере, не превышающем десяти минимальных размеров оплаты труда, протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения оформляется предупреждение либо налагается и взимается административный штраф. В случае совершения административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ, постановление о наложении административного штрафа оформляется в порядке, предусмотренном статьей 32.3 указанного Кодекса, а административный штраф взимается в порядке, предусмотренном статьей 32.2 КоАП РФ.
Часть 2 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что в случае, если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание либо отказывается от уплаты административного штрафа на месте совершения административного правонарушения, составляется протокол об административном правонарушении.
Таким образом, статья 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закрепляет специальные правила и основания упрощенного производства без составления протокола об административных правонарушениях.
Следовательно, на месте совершения административного правонарушения соответствующим должностным лицом, назначившим наказание, выдается постановление-квитанция установленного в соответствии с частью 1 статьи 32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях образца лицу, совершившему административное правонарушение, предусмотренное главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание за которое предусмотрено в виде административного штрафа в размере, не превышающем одного минимального размера оплаты труда, при условии, если он не оспаривает наличие события административного правонарушения и назначенное ему административное наказание, а также не отказывается от уплаты административного штрафа.
Административный штраф, наложенный за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должен быть уплачен в банк или иную кредитную организацию лицом, привлеченным к административной ответственности, в сроки, предусмотренные частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случае невыполнения обязанности по уплате административного штрафа должностное лицо, наложившее это наказание, обращает к принудительному исполнению вынесенное им постановление-квитанцию, которое является исполнительным документом в смысле пункта 6 статьи 7 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и основанием для взыскания в установленном законом порядке.

Вопрос 6: Возможен ли пересмотр решения судьи областного суда, которым смягчена административная ответственность, установленная постановлением судьи районного суда по делу об административном правонарушении за нарушение таможенного законодательства, после истечения годичного срока привлечения к административной ответственности, если это решение вынесено в нарушение норм материального права?

Ответ: В силу статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, в том числе за нарушение таможенного законодательства, не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
После истечения этого срока согласно статье 24.5 и пункту 3 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вопрос об ответственности за совершение административного правонарушения обсуждаться не может, так как это ухудшает положение лица, в отношении которого ведется производство.
Таким образом, пересмотр решения судьи областного суда, которым смягчена административная ответственность, установленная постановлением судьи районного суда по делу об административном правонарушении за нарушение таможенного законодательства, после истечения годичного срока привлечения к административной ответственности, даже если это решение вынесено в нарушение норм материального права, невозможен.

Вопрос 7: Как оформляется решение об отказе в рассмотрении протеста прокурора, внесенного в порядке надзора на решение судьи по делу об административном правонарушении, если ранее по этому делу аналогичный протест оставлен без удовлетворения постановлением заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации?

Ответ: Согласно пункту 2 статьи 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протест прокурора на решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается в порядке, установленном статьями 30.4 - 30.8 Кодекса.
Таким образом, по результатам рассмотрения протеста прокурора на решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из решений, перечисленных в пункте 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поэтому, в случае оставления без удовлетворения постановлением заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации протеста прокурора, внесенного в порядке надзора на решение судьи по делу об административном правонарушении, последующее решение об отказе в рассмотрении вновь поступившего протеста, поскольку оно будет приниматься тем же должностным лицом, может быть оформлено в виде письма.

Вопрос 8: Может ли быть привлечено к административной ответственности лицо за действие (бездействие), если по этому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лица имеется постановление о прекращении уголовного дела в связи с примирением сторон?

Ответ: Статьей 25 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 76 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность прекращения уголовного дела и освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением сторон.
Уголовное дело возбуждается в случае виновно совершенного общественно опасного деяния, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, под угрозой уголовного наказания.
Прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон по своей правовой сути означает отсутствие у потерпевшего каких-либо требований к обвиняемому, но не означает отсутствия в действиях обвиняемого состава преступления.
Так как уголовно наказуемое деяние отличается от административного правонарушения степенью общественной опасности, при прекращении уголовного дела в связи с примирением сторон лицо не может быть привлечено к административной ответственности по этому же факту совершения противоправных действий, поскольку совершенное им деяние административным правонарушением не является.
В то же время, если в действиях лица содержится состав административного правонарушения, не связанный с уголовно наказуемым деянием, по факту совершения которого состоялось примирение сторон, лицо может быть привлечено к административной ответственности.

Вопрос 9: Может ли иностранный гражданин быть привлечен к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 18.10 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в случае осуществления им трудовой деятельности на основании устного заверения работодателя о том, что на данного работника получено разрешение на работу?

Ответ: Частью 2 статьи 18.10 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (в редакции от 25 октября 2004 года) предусмотрена административная ответственность за осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 26 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в редакции от 2 ноября 2004 года) разрешение на работу - это документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 13 того же Закона работодатель, пригласивший иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, обязан обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу.
Порядок выдачи разрешения на работу и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на работу, закреплен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2002 года N 941, которым утверждено Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу.
В соответствии с пунктами 5 и 6 названного Положения работодателю вменяется в обязанность получение в территориальном органе внутренних дел для каждого иностранного работника разрешения на работу и обязанность передать разрешение на работу иностранному работнику, на имя которого оно оформлено, до начала его трудовой деятельности на территории Российской Федерации (пункт 21 Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу).
Вместе с тем иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации только при наличии разрешения на работу (пункт 4 статьи 13 Закона).
Таким образом, обязанности работодателя обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу корреспондирует обязанность иностранного гражданина осуществлять трудовую деятельность только после получения такого разрешения.
Следовательно, иностранный гражданин в случае осуществления им трудовой деятельности на основании устного заверения работодателя о том, что на этого гражданина получено разрешение на работу, может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 18.10 КоАП РФ.

Вопрос 10: Какие органы в связи с упразднением федеральных органов налоговой полиции уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях?

Ответ: До 30 июня 2003 года дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции), могли рассматривать:
- федеральные органы налоговой полиции (статья 23.6 КоАП РФ);
- органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (статья 23.49 КоАП РФ);
- органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (статья 23.50 КоАП РФ).
Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ в связи с упразднением Федеральной налоговой полиции статья 23.6 КоАП РФ была признана утратившей силу.
Вместе с тем этим же Федеральным законом N 86-ФЗ были внесены изменения в статью 23.3 КоАП РФ, которыми право рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, предоставлено органам внутренних дел.
Таким образом, рассматривать указанные дела в соответствии с действующим законодательством уполномочены следующие органы:
- органы внутренних дел (статья 23.3 КоАП РФ);
- органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (статья 23.49 КоАП РФ);
- органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (статья 23.50 КоАП РФ).

Вопрос 11: Вправе ли прокурор приносить протест на судебные акты, которыми не разрешается дело по существу (например, определение о возвращении дела об административном правонарушении)?

Ответ: В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 25.11 КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.
Согласно статье 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ (в редакции от 5 апреля 2005 года) "О судебной системе Российской Федерации" и части 3 статьи 1 ГПК РФ понятие "судебные постановления" включает в себя судебные приказы, решения суда, определения суда.
Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод о том, что пункт 3 части 1 статьи 25.11 КоАП РФ предоставляет прокурору право приносить протест на судебные акты, которыми не разрешается дело по существу (например, определение о возвращении дела об административном правонарушении).

Вопрос 12: Какие нормы - Жилищного кодекса Российской Федерации или Жилищного кодекса РСФСР - следует применять суду при рассмотрении дел, которые приняты к производству судом до 1 марта 2005 года и до настоящего времени не были рассмотрены по существу?

Ответ: Статьей 1 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что Жилищный кодекс Российской Федерации вводится в действие с 1 марта 2005 года.
По общему правилу вновь принятый правовой акт регулирует только те правоотношения, которые возникают после вступления его в законную силу, если иное не предусмотрено в самом акте.
Часть 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
В соответствии с частью 2 той же статьи действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных данным Кодексом.
Согласно статье 5 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
Исходя из изложенного и учитывая, что к спорным правоотношениям применяются нормы материального права, которые действовали на момент их возникновения, суду при рассмотрении дел, производство по которым возникло до 1 марта 2005 года и которые до настоящего времени не были рассмотрены по существу, следует применять положения Жилищного кодекса РСФСР, если самим Жилищным кодексом Российской Федерации не предусмотрено, что на данные правоотношения следует распространять положения Жилищного кодекса Российской Федерации.

Вопрос 13: В каком порядке могут быть оспорены решения органов местного самоуправления об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях?

Ответ: Часть 3 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что решение об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях может быть обжаловано в судебном порядке.
В соответствии с частью 3 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан.
Исходя из положений статьи 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Статья 247 ГПК РФ содержит общие положения, которые распространяются на все дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе и при оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, и предусматривает, что при наличии спора о праве поданное гражданином заявление должно рассматриваться в порядке искового производства, а не по правилам главы 25 ГПК РФ.
На стадии постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях отсутствует спор о праве на жилое помещение, поскольку жилищные правоотношения еще не возникли, следовательно, данные отношения носят публичный характер, так как гражданин оспаривает действия органа местного самоуправления.
Исходя из изложенного решения органов местного самоуправления об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях могут быть оспорены в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ.

Вопрос 14: Можно ли применять положения статьи 108 ЖК РСФСР, которая предусматривала наличие льгот для определенных категорий граждан при выселении из служебного помещения, после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, если право на льготу возникло у гражданина до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации?

Ответ: Статья 108 ЖК РСФСР устанавливала льготы для определенных категорий граждан при выселении из служебного помещения.
Статья 103 ЖК РФ значительно сократила перечень лиц, которые не могут быть выселены из служебного жилого помещения без предоставления иного жилого помещения. В частности, данная льгота теперь не распространяется на лиц, проработавших на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им жилое служебное помещение, не менее 10 лет, и иные категории граждан.
Часть 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что акты жилищного законодательства применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, его положения применяются в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
Из вышеизложенного следует, что в том случае, если у лица возникло право на льготу по основаниям, предусмотренным ст. 108 ЖК РФ, то оно сохраняется и после введения в действие нового Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом отсутствие в статье 103 ЖК РФ указания на данную категорию граждан не является основанием для лишения их прав на льготы, которые были приобретены ими по нормам ЖК РСФСР, поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации может применяться только к тем правоотношениям, которые возникли после введения его в действие.
Следовательно, если к моменту введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации у лица при наличии оснований, указанных в статье 108 ЖК РФ, возникло право на льготы, предусмотренные данной нормой, то к спорным правоотношениям можно применять положения ст. 108 ЖК РСФСР и после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации; если же лицо до 1 марта 2005 года не приобрело право на льготы, предусмотренные этой статьей, то на него положения данной нормы не распространяются.

Вопросы пенсионного, материального обеспечения и алиментные обязательства лиц, проходивших военную службу и службу в органах внутренних дел

Вопрос 15: Подлежат ли пересмотру пенсии лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел в период с 1 февраля 1993 года по 30 июня 1996 года в связи с увеличением минимального размера оплаты труда, установленного законодательством на основании положения статьи 43 и пункта "а" статьи 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей" в редакции, действовавшей до 1 июля 1996 года?
Подлежат ли пересмотру пенсии лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, которые обратились с требованиями о перерасчете пенсии в 2005 году в связи с увеличением минимального размера оплаты труда, за период с 1993 года, если ответчиком заявлено требование о пропуске срока давности для обращения в суд?


Ответ: Статья 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года (в первоначальной редакции) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей" предусматривала, что денежное довольствие, не превышающее 10-кратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации, учитывалось при исчислении пенсии полностью, а остальная его часть - в размере 50 процентов.
Федеральным законом от 28 ноября 1995 года N 186-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей" были внесены изменения, в соответствии с которыми названная норма была исключена (закон вступил в силу с 1 июля 1996 года).
Исходя из этого граждане, которые получали пенсию в период с 1 февраля 1993 года по 30 июня 1996 года, оказались в худшем положении по сравнению с лицами, которые обратились за назначением пенсии после 1 июля 1996 года, поскольку на протяжении всего указанного периода пенсия им выплачивалась в заниженном размере, так как при повышении минимального размера оплаты труда, если размер денежного довольствия становился ниже, чем 10-кратный размер МРОТ, перерасчет пенсии не производился.
Следовательно, с того момента, когда при очередном повышении минимального размера оплаты труда 10-кратный размер МРОТ стал превышать сумму денежного довольствия, рассчитанного для исчисления пенсии, пенсия подлежала перерасчету исходя из полной суммы денежного довольствия.
Учитывая, что перерасчет пенсии является обязанностью государственного органа, производящего выплату пенсии, и не требует специального обращения пенсионера, то в соответствии со статьей 58 указанного выше Закона сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, подлежит выплате за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Исходя из изложенного пенсии лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, подлежат перерасчету за период с 1 февраля 1993 года по 30 июня 1996 года в связи с увеличением установленного законодательством минимального размера оплаты труда с того момента, когда при очередном повышении минимального размера оплаты труда 10-кратный размер МРОТ стал превышать сумму денежного довольствия, рассчитанного для исчисления пенсии.

Вопрос 16: Как определяется стаж, требуемый для предоставления дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения, предусмотренного Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" (в редакции от 8 октября 2002 года)?

Ответ: Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года (в редакции от 8 октября 2002 года) N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" предусмотрено дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение, в частности для граждан, которым трудовая пенсия по старости назначена в соответствии с подпунктами 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при осуществлении ими деятельности в организации ядерного оружейного комплекса (Перечень видов деятельности утвержден вышеназванным Указом).
Назначение данного обеспечения производится в порядке, определяемом Положением об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, при выходе их на трудовую пенсию, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2001 года (в редакции от 15 ноября 2002 года) N 145.
Часть вторая пункта 2 Положения содержит требование о том, что в стаж, учитываемый при назначении гражданам дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения, засчитываются только периоды осуществления ими видов деятельности, предусмотренных вышеуказанным Перечнем.
В силу подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" гражданам для назначения пенсии досрочно необходимо иметь стаж работ не менее половины требуемого по Списку N 1 - мужчинам - 5 лет, женщинам - 3 года 9 месяцев; по Списку N 2 - мужчинам - 6 лет 3 месяца, женщинам - 5 лет.
Поэтому если граждане проработали менее половины требуемого стажа, то пенсия в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года им не назначается.
Учитывая данное обстоятельство и исходя из смысла пункта 2 Указа Президента от 23 августа 2000 года N 1563 и части второй пункта 2 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2001 года (в редакции от 15 ноября 2002 года) N 145, для назначения дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам требуется иметь продолжительность стажа на видах деятельности, предусмотренных Перечнем, не менее половины требуемого для назначения пенсии по Списку N 1 - мужчинам - 5 лет, женщинам - 3 года 9 месяцев; по Списку N 2 - мужчинам - 6 лет 3 месяца, женщинам - 5 лет.

Вопрос 17: Подлежат ли удержанию алименты на несовершеннолетних детей с сумм денежных компенсаций, выплачиваемых военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел взамен продовольственного пайка?

Ответ: Согласно статье 82 Семейного кодекса Российской Федерации виды заработка и (или) иного дохода, которые получают родители в рублях и (или) иностранной валюте и из которых производится удержание алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей, определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 года N 841 утвержден Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей.
Согласно подпункту "и" пункта 1 Перечня (в редакции от 6 февраля 2004 года) удержание алиментов на содержание совершеннолетних детей производится с суммы, равной стоимости выдаваемого (оплачиваемого) питания, кроме лечебно-профилактического питания, выдаваемого в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 указанного Перечня удержание алиментов производится с денежного довольствия (содержания), получаемого военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел и другими приравненными к ним категориями лиц, в том числе:
а) с военнослужащих - с оклада по воинской должности, оклада по воинскому званию, ежемесячных и иных надбавок (доплат) и других дополнительных выплат денежного довольствия, имеющих постоянный характер;
б) с сотрудников органов внутренних дел - с оклада по штатной должности, оклада по специальному званию, процентных надбавок (доплат) за выслугу лет, ученую степень и ученое звание, и других денежных выплат, имеющих постоянный характер.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 30 июня 2002 года N 78-ФЗ (в редакции от 29 декабря 2004 года) "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)", которым установлено денежное довольствие, в частности, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудникам ежемесячно выплачивается денежная продовольственная компенсация в размере, определяемом Правительством Российской Федерации, но не ниже размера денежной компенсации, выплачиваемой взамен продовольственного пайка, устанавливаемого для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
Выплата компенсации взамен продовольственного пайка военнослужащим также носит постоянный характер.
Таким образом, основываясь на содержании подпункта "и" пункта 1 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, а также на том, что выплата компенсации взамен продовольственного пайка военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел носит постоянный характер, алименты с сумм указанных компенсаций подлежат удержанию.

Иные правовые вопросы

Вопрос 18: К реальному ущербу или упущенной выгоде относится утрата товарной стоимости транспортного средства и подлежит ли она взысканию со страховой организации по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств?

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Утрата товарной стоимости представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автомобиля и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта.
Из вышеизложенного следует, что утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу наряду со стоимостью ремонта и запасных частей автомобиля, поскольку уменьшение его потребительской стоимости нарушает права владельца транспортного средства. Данное нарушенное право может быть восстановлено путем выплаты денежной компенсации. Владелец вправе заявлять требования о взыскании такой компенсации, так как его права нарушены самим фактом дорожно-транспортного происшествия.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 25 апреля 2002 года "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 года были утверждены Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Согласно подпункту "а" пункта 60 вышеназванных Правил при причинении вреда имуществу потерпевшего возмещению в пределах страховой суммы подлежит реальный ущерб.
Таким образом, поскольку утрата товарной стоимости транспортного средства относится к реальному ущербу, она подлежит взысканию со страховой организации по договору обязательного страхования гражданской ответственности в переделах страховой суммы, установленной Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". В случае, если страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, разница между страховым возмещением и фактическим размером ущерба может быть взыскана в силу статей 1064 и 1072 ГК РФ с причинителя вреда.

Вопрос 19: Вправе ли суды удовлетворять требования граждан - владельцев целевых расчетных чеков с правом приобретения легковых автомобилей марки "ВАЗ" в 1992 году, погашенных путем выплаты владельцам чеков частичной компенсации, предусмотренной соответствующим нормативным актом, который действовал на момент исполнения обязательства, о выплате дополнительной компенсации в виде разницы между стоимостью автомобиля, указанного в чеке, и полученной денежной компенсацией?

Ответ: В соответствии со статьями 309, 407, 408 и 409 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона; надлежащее исполнение прекращает обязательство; если должник выдал кредитору в удостоверение обязательства долговой документ, то кредитор, принимая исполнение, должен вернуть этот документ, нахождение долгового обязательства у должника удостоверяет, пока не доказано иное, прекращение обязательства.
Граждане - владельцы расчетных целевых чеков, получив денежную компенсацию за автомобиль в размере, установленном соответствующим нормативным актом, который действовал на момент исполнения обязательства, согласились с предлагаемым порядком погашения государственной задолженности перед ними, передав ценные бумаги отделению Сбербанка России. Тем самым они добровольно согласились с изменением условий договора и воспользовались предложением о прекращении перед ними обязательства путем выплаты определенной компенсации, в связи с чем утратили право на ценную бумагу.
В соответствии со статьей 817 Гражданского кодекса Российской Федерации только наличие целевого расчетного чека у владельца предоставляет ему право требования соответствующих выплат.
Следовательно, суды не вправе удовлетворять требования граждан - владельцев целевых расчетных чеков с правом приобретения легковых автомобилей марки "ВАЗ" в 1992 году, погашенных путем выплаты владельцам чеков частичной компенсации, предусмотренной соответствующим нормативно-правовым актом, который действовал на момент исполнения обязательства, о выплате дополнительной компенсации в виде разницы между стоимостью автомобиля, указанного в чеке, и полученной денежной компенсацией.


Рекомендуемые рассылки
«Скорая правовая помощь» Данная рассылка позволит Вам решить Ваши проблемы в области права (получение гражданства, таможенное оформление товаров, получение наследства, урегулирование семейных споров, возмещение ущерба от ДТП и многое другое). Ведение рубрики "Вопросы-Ответы". Cтатьи по проблемам права.
«Федеральный арбитражный суд Центрального округа» В данной рассылке представлены наиболее интересные материалы судебной практики по арбитражным делам (по всем категориям споров), являвшихся предметом рассмотрения кассационной инстанции.
«Федеральный арбитражный суд Московского округа» В данной рассылке представлены наиболее интересные материалы судебной практики по арбитражным делам (по всем категориям споров), являвшихся предметом рассмотрения кассационной инстанции.
«Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа» В данной рассылке представлены наиболее интересные материалы судебной практики по арбитражным делам (по всем категориям споров), являвшихся предметом рассмотрения кассационной инстанции.
«Виртуальный юридический кабинет» В рассылке «Виртуальный юридический кабинет» размещаются новости законодательства Российской Федерации, консультации по вопросам в сфере семейного, таможенного, гражданского права и.д., статьи ведущих юристов по проблемам применения отдельных положений законодательства
«Лучший анекдот дня» Веселые истории, анекдоты, приколы про юристов, от юристов.
Многие считают юристов скучными людьми, погруженными в изучение огромного количества документов. Это утверждение не совсем верно. Наступает момент, когда, оторвавшись от вороха бумаг, юрист поднимает голову и говорит все, что он думает о жизни.
В рассылке содержатся анекдоты от юристов, про юристов, веселые приколы из жизни юристов и не только и многое, многое другое.
Скучать не придется.

 


(при использовании материалов рассылки ссылка на нее обязательна)


Интернет - проект "BSM-pravo"

редактор выпуска Сергей БАСТРЫГИН
bsm-pravo@rambler.ru



В избранное