Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Юрист - предпринимателю. Разговор на одном языке.


   ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ЧЕСТНОГО БИЗНЕСА  
   События   Услуги   Семинары  Отзывы  Статьи  
  

Что может случиться с теми, кто не использует свои товарные знаки?

Задумывались ли Вы о том, что может случиться с теми организациями, которые зарегистрировали товарный знак, но по тем или иным причинам не использовали его в течение определенного периода?  Скорее всего, нет, потому что российская правовая действительность такова, что «пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Тема этого выпуска будет посвящена особенностям юридической защиты прав на интеллектуальную собственность, в частности, тем случаям, когда такая защита ограничивается (причем на законодательном уровне), и рассмотрим, к чему это может привести.

 Зарегистрировал – используй!

          С юридической точки зрения регистрация товарного знака предполагает, в том числе, и обязанность  правообладателя (т.е. той организации, которая этот знак зарегистрировала) использовать его теми способами, которые перечислены в  п.2 ст.1484 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ). Это вытекает из того, что тем же Гражданским кодексом РФ предусмотрено наступление последствий за неиспользование товарного знака (п.1 ст. 1486 ГК РФ). Давайте разберемся, какие «действия по использованию» нужно совершить и в чем выражаются негативные последствия.

Итак, в соответствии с п.2 ст.1484 ГК РФ под использованием товарного знака следует понимать его размещение:

1) на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;

2) при выполнении работ, оказании услуг;

3) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот, т.е. их реализацией;

4) в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;

5) в сети «Интернет», в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

А в п.2 ст.1486 ГК РФ говорится также и об использовании товарного знака с изменением его отдельных элементов, не влияющим на его различительную способность и не ограничивающим его охрану.

При этом к тем, кто обязан использовать товарный знак, относятся:

1) сам правообладатель;

2) лицо, которому такое право предоставлено на основании лицензионного договора;

3) другое лицо, осуществляющее использование под контролем правообладателя.

О негативных последствиях говорится в п.1 ст.1486 ГК РФ и они заключаются в досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в отношении всех товаров или части товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован. При этом под прекращением правовой охраны понимается прекращение исключительного права (п.4 ст.1486 ГК РФ). Основанием же является неиспользование товарного знака непрерывно в течение любых 3-х лет после его государственной регистрации.

Таким образом,  любое заинтересованное лицо может подать заявление о досрочном прекращении правовой охраны в Палату по патентным спорам по истечении указанных 3-х лет. В данном случае заинтересованными лицами, как правило, являются компании-конкуренты, которые узнали о том, что тот или иной знак не используется, и решили «воспользоваться ситуацией». Но следует иметь в виду, что прежде чем обратиться в Палату по патентным спорам, видится целесообразным предложить организации, которая товарный знак не использует, заключить с ней договор об отчуждении исключительного права или лицензионный договор.  Суть первого договора заключается в том, что право на товарный знак полностью переходит новому обладателю, а в случае заключения лицензионного договора лицензиат наделяется правом использовать товарный знак в тех пределах и теми способами, которые этим договором предусмотрены. Важно заключить именно один из этих договоров и вот почему. Приведем пример из судебной практики. В 2002 году предприниматель Гиви Икаев зарегистрировал в Роспатенте товарный знак «Одиссей». После этого он подписал с производителем, ООО «АТК», договор простого товарищества на совместную деятельность для производства и продвижения алкогольной продукции под маркой «Одиссей». При этом предприниматель не заключал с ООО «АТК» лицензионный договор на использование товарного знака, и, соответственно, не регистрировал договор в Роспатенте. По этой причине Роспатент в феврале 2009 года аннулировал свидетельство на товарный знак, обосновав свое решение тем, что в течение 5 лет товарный знак «Одиссей» не использовался (см. примечание*). Тогда г-н Икаев обратился в Арбитражный суд Москвы, который поддержал позицию предпринимателя. Однако аппеляционный суд отменил решение Арбитражного суда, а президиум Высшего Арбитражного Суда оставил это решение в силе.

Стоит отметить, что при решении вопроса о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака, вследствие его неиспользования, могут быть приняты во внимание представленные правообладателем доказательства того, что товарный знак не использовался по независящим от него обстоятельствам. Такими обстоятельствами могут выступить, в частности, длительное строительство завода по выпуску товаров, несвоевременное начало реализации товаров по вине третьих лиц и т.д. Эти так называемые «уважительные причины неиспользования товарного знака» законодательно не закреплены, но могут быть  признаны таковыми в самом судебном заседании, то есть всегда этот вопрос остается на усмотрение суда.

Таким образом, использование товарного знака после его государственной регистрации является не только правомочием, как думают многие, но и прямой обязанностью правообладателя. Поэтому нужно внимательно следить за тем, как используются знаки в вашей организации, иначе придется «иметь судебное дело» с заинтересованными конкурентами.

       * Примечание. Данное решение было принято в соответствии с п.3 ст. 22 Закона Российской Федерации от 23.09.1992 № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», который на настоящий момент утратил силу, но применяется к отношениям, возникшим до принятия ч.4 Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона от 18.12.2006 №231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»).


Если у Вас есть вопросы юридического характера, связанные с ведением бизнеса - присылайте их.

Если Вы знаете бизнесмена, которому могут быть полезны наши советы - пожалуйста, перешлите ему этот выпуск рассылки.

Мы всегда рады помочь вести честный и юридически корректный бизнес.

Компания "Юрвест"

Юридическая поддержка честного бизнеса.

+7(495)739-0-749

Web: http://www.jurvest.ru

e-mail: info@jurvest.ru

 


  Если у Вас есть вопросы юридического характера, связанные с ведением бизнеса - присылайте их.
  Если Вы знаете бизнесмена, которому могут быть полезны наши советы - пожалуйста, перешлите ему этот выпуск рассылки.
  Мы всегда рады помочь вести честный и юридически корректный бизнес.
   События   Директор   Услуги  Отзывы   Семинары  Партнеры   Статьи    Полезное  Вакансии   Контакты 
   Офис «Крылатское»: м. Крылатское, ул. Осенняя, д.23, офис 522 тел/факс +7 (495) 739-0-749 (многоканальный)
   © 2009 ООО «Юрвест». Все авторские права защищены законом.

В избранное