Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Эффективные технологии поиска работы" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Декабрь 2004 → | ||||||
1
|
2
|
4
|
5
|
|||
---|---|---|---|---|---|---|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
|
28
|
31
|
Статистика
-1 за неделю
Юридическая электронная газета для бизнеса "Стратегия"
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Электронная юридическая газета для бизнеса
"СТРАТЕГИЯ"
3 декабря 2004 г.
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ:
- Аттестация - способ повысить квалификацию сотрудников и способ уволить.
- Гражданско-правовой договор или трудовой?
- Книги для Вашего бизнеса "Все по кадрам" и "Договоры-конструкторы в пользу нашей стороны" на сайте (для руководителя).
АТТЕСТАЦИЯ – СПОСОБ ПОВЫСИТЬ КВАЛИФИКАЦИЮ СОТРУДНИКОВ И СПОСОБ УВОЛИТЬ.
Каждый руководитель сегодня чувствует на себе кадровый голод. Остро больным становится вопрос поиска квалифицированного персонала. Нередко стечение обстоятельств вынуждает взять работника, не полностью отвечающего требования вакансии. В процессе работы становится очевидным, что с порученным участком он не справится, а его «работа» бьет фирме по карману. Иногда Вы берете работников по хорошим рекомендациям, по безукоризненным резюме, а итог тот же – не тянут.
Так что сегодня актуально звучат два вопроса. Первый: как формировать квалифицированный трудовой коллектив, поддерживать должный уровень квалификации, а при необходимости «перетасовывать» кадровый состав. Второй вопрос вытекает из первого: как уволить низкоквалифицированных работников правильно и не боясь нагоняя от судов и трудинспекции. Практика неизменно свидетельствует, что на первый вопрос ответ управленческий – грамотные руководство, подбор персонала, обучение плюс регулярная аттестация. На второй вопрос ответ юридический – предусмотрительное оформление на работу плюс аттестация. Пользуясь летним застоем в работе, многие руководители занялись сейчас внутренней работой, вот и наша статья в русле благоустройства внутренних дел фирмы.
Аттестация как проверка квалификации работников один из важнейших инструментов формирования профессионального коллектива работников на Вашем предприятии. Однозначно можно сказать, что в фирмах, где проводятся регулярные аттестации, работники, представляя их возможные положительные и отрицательные последствия, начинают профессионально подтягиваться и конкурировать. Руководители фирм, в которых введена аттестация, заверяют, что она в отдельные месяцы повышает эффективность работы коллектива более, чем вдвое. Результаты аттестации позволяют руководителю делать весьма необходимые для развития фирмы выводы и правильно принимать существенные решения: выявлять слабых и сильных специалистов, увольнять неквалифицированных, переводить кого-то на более высокую или низкую должность, повышать зарплату, премировать, посылать на курсы повышения квалификации. Результаты аттестации могут быть использованы для планирования штатной перестановки работников, ликвидации и реорганизации некоторых структурных подразделений, возможности открытия новых направлений деятельности. И для работников аттестация - не страшилка, а социальная справедливость и стимул к саморазвитию и повышению качества работы.
Если Вы решите ввести у себя аттестацию, сделать это надо будет юридически правильно. Тем более, что и увольнять Вы будете по итогам аттестации. А уволенные – популяция неизменно жалующаяся во всякие инспекции и суды. Поэтому грамотно поставьте аттестацию, и обиженные не навредят фирме. Вообще, жизнь уже сто раз доказывала, что юридическая кропотливость стоит не настолько дорого и по времени и по средствам, насколько дорогими оказываются последствия пренебрежения ею.
Трудовое законодательство плохо регулирует вопросы аттестации работников. С одной стороны, законодательные пустоты – плохо, не знаешь, что делать.
Согласно п.3 ст. 81 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. Согласно ст. 179 ТК РФ при сокращении численности или штата работников организации преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией (прим.: здесь квалификацию тоже следует проверить аттестацией). А как ее проводить? Об этом закон молчит. Для некоторых случаев устанавливается обязательная аттестация, например, для педагогических работников, для руководителей федеральных государтсвенных унитарных предприятий. Их аттестация хоть как-то регулируется. А в отношении остальных работников вопросы аттестации законом не освещены. С другой стороны, неурегулированность – хорошо, ведь на разрешение работодателя остается целый блок вопросов, относительно вольное поле для самодеятельности.
Если Вы вводите аттестацию в своей организации по собственной инициативе, главное здесь – все сделать правильно, с учетом тех немногих положений закона, которые имеются, и с учетом существующих наработок юридической и судебной практики, чтобы потом ни трудинспекция, ни суд не восстановили Вашего разгильдяя, и не обязали оплатить ему вынужденный прогул. Мы постараемся обобщить названные положения и наработки и дать четкие рекомендации.
Для аттестации необходимо грамотно и правильно сделать две вещи:
1. Составить и утвердить внутреннее Положение об аттестации.
2. Оформить процедуру аттестации и последствия ее проведения для работников.
Здесь рождается один юридический положительный для Вас момент - если обязанность работников проходить аттестацию предусмотрена в организации ее локальным актом (Положением об аттестации), то для работников она становится обязательной, и отказаться от нее они не вправе. А коль откажутся, то цепочка очевидна: дисциплинарное взыскание и увольнение за «неоднократное неисполнение». Только обязательно ознакамливайте работников с Положением под расписку, чтобы, этот момент юридически «работал».
Анализ действующего законодательства и накопленный нами опыт позволяет рекомендовать включение в локаьный акт об аттестации следующих положений.
1) Установите плановые и внеплановые аттестации. Для плановых (2-4 раза в год) Вы составляете и вешаете график, и работники, представляя последствия, начинают профессионально подтягиваться и конкурировать. Это замечательно сказывается на итогах работы фирмы – Вашего взлелеянного детища. И, как советуют, бывалые, следите, чтобы плановые аттестации не скатывались в разряд «а-а, все пройдем, куда денемся». Кстати, полезно ко дню плановой аттестации опубликовать объявление в разделе «требуются на работу» и подсобрать резюме потенциальных сменщиков. Внеплановые аттестации предусмотрите на случай систематического невыполнения работником своих трудовых обязанностей, на случай возможного повышения специалиста в должности или увеличения зарплаты.
2) Категории работников, которые подлежат аттестации, и не подлежат аттестации. Кстати, учитывайте, что некоторых работников нельзя уволить по итогам аттестации. На их защите стоят некоторые положения закона и судебная практика. Так, недопустимо увольнение по мотивам недостаточной квалификации работников, не имеющих необходимого производственного опыта, в связи с непродолжительностью трудового стажа, отсутствия специального образования, если оно по закону не является обязательным условием при заключении трудового договора, увольнение беременных. Увольнение рабочих или служащих из числа молодежи как «не соответствующих» недопустимо, если опять же будет установлено, что работник не мог овладеть техникой производства из-за отсутствия достаточного опыта и навыков в труде либо не в состоянии справиться с порученной ему работой в связи с непродолжительностью трудового стажа. Поэтому, имеет смысл подумать еще при приеме таких работников: «а стоит ли принимать их?» Так что в Положении об аттестации к числу лиц, не подлежащих аттестации, Вам придется отнести: лиц, занимающих должность менее года, беременных женщин, молодых специалистов (в течение года после окончания учебного заведения).
3) Сроки:
- уведомления об аттестации (обычно за две недели),
- проведения аттестации.
- срок, в течение которого в отношении работника могут быть приняты какие-то меры по результатам аттестации (именно об этом чаще всего забывают упомянуть в Положении, и как показывает практика, последствия забывчивости печальны)
4) Методы, с помощью которых будут оцениваться квалификация и профессионализм работников: рассмотрение отчета работника о проделанной работе за такой-то период, отзыва непорседственного руководителя, планов работы и др., собеседование, вопросы комиссии – ответы аттестуемых в устной или письменной форме, выполнение аттестационных заданий (интересно, что есть руководители распоряжаются давать для подготовки к аттестации такие задания, которые и уровень работника показывают, и для работы фирмы полезны).
5) Критерии оценки профессионализма (по уровню знаний + уровню работоспособности + результатам работы). Причем, если цель аттестации – проверка соответствия работника занимаемой должности, то Вы вправе задавать ему вопросы в рамках его должностных обязанностей. Если цель – повышение в должности, то, естественно, вопросы выйдут за рамки должностных обязанностей, например, при переводе бухгалтера на должность главбуха.
6) Формирование и состав аттестационной комиссии. В ее состав могут входить руководители подразделений, сотрудники, имеющие высокую квалификацию, «внешние» профессионалы, при наличии профсоюзов, их представители входят обязательно, при отсутствии – представители коллектива или совета работников. Если Вы при аттестации преследуете помимо прочих и цель кадровой перестановки, то в состав комиссии включите профессионального психолога - Вам пригодятся его рекомендации.
7) Порядок проведения аттестации: издание приказа об аттестации, ознакомление с ним под роспись всех заинтересованных лиц, предоставление работником определенных документов, характеризующих работу, ведение протокола заседания аттестационной комиссии. По результатам аттестации комиссией заполняется аттестационный лист, где даются рекомендации: «занимаемой должности соответствует», «занимаемой должности не соответствует», присваивается разряд и др.
В описанном порядке проводите аттестацию. Материалы аттестации передаются в отдел кадров и хранятся в личном деле работника, а второй экземпляр аттестационного листа выдается работнику на руки.
И еще одна горсть юридических мелочей, позволяющих увольнять неаттестованных без неприятных последствий в будущем. Чтобы уволить по итогам аттестации – нужно с результатами аттестации ознакомить работника под роспись (например, на протоколе аттестационной комиссии, в аттестационном листе). Уволить можно по рассматриваемому основанию, если невозможно перевести работника с его согласия на другую работу. Поэтому предложите «не соответствующему» работнику имеющиеся вакансии. И предложение и отказ работника от вакансий должно быть оформлено письменно (!), чтобы в дальнейшем у работодателя было документальное подтверждение процедуры увольнения. После этого можно издавать приказ о расторжении трудового договора, и знакомить с ним работника под расписку.
Документы, которые должны быть для увольнения по основанию «недостаточной квалификации»:
- утвержденное Положение об аттестации, с которым работник ознакомлен по расписку,
- уведомление о сроке аттестации, диапазоне вопросов и заданий (под расписку)
- протокол аттестационной комиссии
- аттестационный лист
- письменное ознакомление работника с результатами аттестации
- письменное предложение увольняемому работнику других соответствующих его уровню вакансий, его письменный отказ
- приказ о расторжении трудового договора с подписью работника об ознакомлении
Как видите, все сложное состоит их простых составляющих.
Мы привели весьма подробное руководство к действию. Однако, если Вы намерены пользоваться таким инструментом управления и увольнения, как аттестация, все равно рекомендуем всегда согласовывать нюансы каждого конкретного случая с Вашим юристом.
Гражданско-правовой договор или трудовой?
*Отличия* Выгода* Опасности* Последствия* Защитные формулировки*
33 удовольствия от ГПД.
Гражданско-правовой договор (ГПД) однозначно выгоднее трудового. Не спроста работодатели стремятся заключать именно первый, как удачную альтернативу обременительному трудовому. Смотрите, трудовой договор тянет за собой удручающий хвост обязанностей для работодателя:
- обеспечить работой или оплатить время простоя;
- предоставить через шесть месяцев оплачиваемый отпуск или выплатить компенсацию при увольнении;
- оплачивать больничные;
- своевременно выплачивать заработную плату;
- расторгать договор только по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом РФ и т.д.
А ГПД не влечет таких «неприятностей». Кроме того, у него есть небольшие фискальные преимущества. С вознаграждения по ГПД не платят страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (если только обязанность начислять их прямо не оговорена условиями договора). На эти вознаграждения не нужно начислять единый социальный налог в части, которая уплачивается в ФСС РФ.
Кнут за съеденный пряник.
Наверное, работодатели, читающие нашу статью, уже непреодолимо захотели «закамуфлировать» все трудовые договоры своих тружеников под гражданско-правовые. Рано. У нас есть разбивающий мечты рассказ о Кодексе РФ об административных правонарушениях. В нем установлена ответственность за нарушение трудового законодательства в виде штрафа размером от 5 до 50 МРОТ за каждое нарушение. Данная санкция непременно будет применена к работодателю, если трудинспекция или суд признает все его ГПД обыкновенными трудовыми договорами. Выявив эти факты, инспекция труда потребует от работодателя восстановления нарушенных прав работников. Например, нужно будет выплатить отпускные, командировочные, оплатить больничные и т.д.
Если в организации значительную часть постоянно работающих составляют "договорники", к проверке могут быть привлечены специалисты ФСС России. В таком случае будут проверены все ГПД за трехлетний период. При обнаружении завуалированных трудовых отношений, с организации будут взысканы недоимка и пени по страховым взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Кроме того, материалы передадут в налоговую инспекцию, чтобы та взыскала недоимку и пени по ЕСН, поступающему в ФСС.
Далее. Работодатель рискует и тем, что его ГПД с работником будет признан недействительным в случае если деятельность, которая поручается исполнителю, требует обязательного лицензирования или сертификации. Нередко такие трагедии приключаются со страховыми компаниями, строительными, транспортными организациями. Некоторые организации, принимающие на работу иностранных граждан (в том числе граждан СНГ), заключают с ними ГПД, тем самым они пытаются избежать оформления в миграционных органах необходимых разрешительных документов. Однако, даже заключив ГПД, организация должна оформить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы и индивидуальное разрешение на работу иностранца.
Ответственность возможна и для работника. Например, работник заключил ГПД и из месяца в месяц, то есть систематически, получал в кассе предприятия доход от оказания определенных услуг или выполнения работ. Налицо все признаки незаконной (без государственной регистрации) предпринимательской деятельности со всеми вытекающими последствиями. В этом случае работнику грозит административная и уголовная (по ст.171 УК РФ) ответственность. Кроме того, свои претензии ему может предъявить налоговая инспекция. Ведь используемое в налоговом законодательстве понятие индивидуального предпринимателя шире применяемого в гражданском праве термина "предприниматель без образования юридического лица" (ПБОЮЛ). Статьей 11 НК РФ установлено, что физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей, тем не менее несут все их обязанности. Они должны сдавать налоговые декларации, платить все взимаемые с предпринимателей налоги и т.д.
Шанс.
Но не нужно совсем отказываться от дельной мысли заключения ГПД, и не спешите всех заходящих к Вам в офис с молотком или иным рабочим инструментам лихорадочно вписывать в штатное расписание. В действительности есть случаи, когда заключение ГПД возможно. Нужно только знать, чем конкретно отличаются два рассматриваемых договора. А дальше ситуация проясняется: можно или нельзя.
Похожие отношения часто закрепляются трудовым договором или такими ГПД как договоры возмездного оказания услуг, договоры подряда или агентские договоры. Как вытекает из ст. 15. Трудового кодекса РФ, трудовые отношения отличаются от гражданско-правовых тем, что для первых свойственно подчинение работника правилам трудового распорядка, выполнение внутренней трудовой функции организации (под трудовой функцией понимается любая работа по определенной специальности, квалификации, должности), ежемесячная оплата труда. Также для трудовых отношений характерно личное выполнение работником работы. В гражданских правоотношениях личное участие не обязательно возможно, например, привлечение субподрядчика. Гражданские отношения носят, как правило, «разовый-заказной» характер, трудовые – длящийся.
Формулировки трудового договора |
Формулировки гражданско-правового договора |
«Работник обязуется соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию, правила техники безопасности» |
«Исполнитель обязуется за свой риск выполнить работу, указанную в пункте __ настоящего договора. При этом время выполнения работы определяется Исполнителем самостоятельно в рамках срока настоящего договора» |
«Работник принимается на работу в качестве столяра … в столярный цех ООО «Мебельная мастерская» для выполнения следующих трудовых функций: изготовление ……» |
«Подрядчик обязуется выполнить следующую работу по настоящему договору: изготовить из материалов Заказчика (Подрядчика) шесть офисных столов по проекту Заказчика, …… в срок с 5 мая 2003г. до 8 июня 2003г.» «Подрядчик вправе с письменного согласия Заказчика, привлекать к выполнению работ, указанных в п. ____ настоящего договора, субподрядчика.» |
Работодатель обязуется выплачивать работнику оклад в размере _____ рублей ежемесячно. Заработная плата выплачивается 2 и 17 числа каждого месяца. |
«Заказчик обязуется принять и оплатить работу Подрядчика в течение 3 дней после подписания сторонами акта приема выполненных работ… Стоимость работ по настоящему договору составляет ______ рублей» |
Если отношения, связывающие Вашу организацию и гражданина, можно облечь в формулировки правой колонки, то скорей всего, с трудинспектором и налоговой у Вас проблем не возникнет. Это «обезопасывающие» формулировки.
А вот если в Вашем ГПД прозвучат фразы вроде «Заказчик ежемесячно выплачивает Исполнителю сумму _______», «Исполнитель обязуется выполнять работу, указанную в п. ____ настоящего договора, на территории предприятия Заказчика, ежедневно с 9.00 до 18.00», «Исполнитель обязуется выполнить работу лично, без привлечения третьих лиц», «Заказчик вправе в любой момент проверить ход работы, а Исполнитель обязуется выполнять распоряжения Заказчика, касающиеся выполнения работы, в период действия настоящего договора» - такие формулировки вызовут пристальное внимание контролирующих лиц, ибо каждая из них намекает на признаки трудовых отношений: зарплата, соблюдение правил трудового распорядка, личное участие, административное подчинение. И ни в коем случае в ГПД не называйте Исполнителя (Подрядчика) Работником.
Так что, если Вы решаете вопрос о выводе части сотрудников на гражданско-правовые отношения (допустим, они не заняты на работе ежедневно, привлекаются эпизодически на какие-то горячие работы, или по мере появления заказов), то:
1) определите, можно ли отнести Ваши отношения с работником к гражданско-правовым;
2) если да, то подберите максимально безопасные формулировки договора, свидетельствующие, что он явно не трудовой и содержит все признаки, прямо противоположные названным в ст. 15 ТК РФ. Конечно, при сомнениях лучше всего обратиться к специалисту в этой области.
КНИГИ для Вашего бизнеса.
На рынке изобилие деловой литературы. А сколько новинок!
И даже на этом фоне наше предложение читателям будет более чем оригинальным и практически ценным. Миссия всех наших разработок – полностью обеспечить конкретный юридический участок работы всем необходимым методическим материалом: консультативным, нормативным, универсальными формами документов, учитывающими интересы потребителя и подходящими под большинство практических ситуаций.
"ВСЕ ПО КАДРАМ". Практическая энциклопедия.
В книге «Все по кадрам» собрано воедино все, что необходимо организации или индивидуальному предпринимателю по кадровой работе, собрано воедино. Одних только форм документов более 100.
- Пошаговые процедуры кадровых операций,
- Практические консультации по самым актуальным вопросам кадровой работы,
- Удобные сводные таблицы (по составу документов для увольнений, по срокам и др.),
- Формы универсальных юридических документов по кадрам,
- Формы кадровой первичной документации, унифицированные и неунифицированные,
- Образцы заполнения документов,
- Законодательство.
Словом, Книга позволяет оперативно и грамотно вести кадровую работу, в том числе ориентировать ее в пользу работодателя или собственно компании, позволяет быстро без лишних ошибок и потерь времени на курсы осваивать кадры новичкам, решать сложные задачи без потерь средств на юристов, оперативно готовиться к проверкам трудинспекции. Все формы документов разработаны, как универсальные и подходят для подавляющего большинства к непосредственному использованию, содержат конструкторы условий. Этим отличается в лучшую сторону от справочных правовых систем и других изданий, где в накопительном порядке собраны формы под частные случаи. Формы документов и материалы разработаны с учетом современной практики, позиции трудинспекции и судов, с законными условиями в пользу работодателя и порядка в фирме.
"ДОГОВОРЫ-КОНСТРУКТОРЫ В ПОЛЬЗУ НАШЕЙ СТОРОНЫ"
С CD-ДИСКОМ
- Купля-продажа, поставка, комиссия, мена, аренда, подряд, услуги
- Формы под каждый вид договора:
Договор-конструктор с раскладкой многочисленных вариантов условий - Вы выбираете нужные условия и получаете готовый договор.
Договоры в пользу каждой из сторон (Поставщика, Подрядчика, Арендатора и т.д.)
Формы сопутствующих документов допсоглашений, актов, приложений, протоколов разногласий, претензий.
Юридический куратор.
Мы разработали серию универсальных форм договоров с возможностью выбора многочисленных вариантов условий. Оказалось весьма удобно предприятиям, не имеющим в штате юриста, из наших договоров составлять для себя типовые, просто выбирая нужные варианты и удаляя неподходящие. Покупателям комплекта «Договоры конструкторы в пользу нашей стороны» больше не придется рыться в бесчисленных справочниках, содержащих сотни условий, но на индивидуальные случаи, не придется при отсутствии юридических знаний создавать Франкенштейна из кусочков разных договоров. Также в свою разработку мы включили договоры в пользу каждой из сторон: поставщика и покупателя, подрядчика и заказчика и т.д., и сопутствующие документы (приложения, акты, допсоглашения).
ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ И РАЗВИТИЯ ВАШЕМУ БИЗНЕСУ!
ГАЗЕТА "СТРАТЕГИЯ"
Электронная газета "СТРАТЕГИЯ" издается Волгоградской Консалтинговой компанией "Стратегия". Вопросы по содержанию и в номер: uristy_volgograd@bk.ru. Волгоград, приемная - ул. Островского,4, тел. 98-98-99, 38-53-56, для sms - 8-9272-57-99-96. Редактор: Ливена С.В. Распространение и работа с регионами - Григорьян Тигран tig76@rambler.ru. Подписка - Фуреева Елена, Тырсенко Елена.
http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/ |
Подписан адрес: Код этой рассылки: law.russia.advice.gok |
Отписаться |
В избранное | ||