Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 03.01.2014


Вопросы и ответы

 

В "Конструктор договоров" добавлены новые договоры

В "Конструктор договоров", инструмент создания проектов договоров и их экспертизы в КонсультантПлюс, включены новые виды договоров:
- субподряда;
- оказания платных образовательных услуг (услуг по обучению);
- государственный (муниципальный) контракт на поставку товаров;
- государственный (муниципальный) контракт на оказание услуг.

Теперь в Конструкторе представлены 25 видов договоров.

Подробнее

Консультации по бухучету и налогообложению от 03.01.2014

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Каширская Е.В.

Вопрос:

Об уплате налога на имущество организаций при прекращении договора простого товарищества в 2013 г. и разделе между участниками общего имущества (движимого и недвижимого), произведенного (приобретенного) в результате их совместной деятельности.

Ответ:

В соответствии с п. 1 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378, 378.1 Кодекса.

На основании пп. 8 п. 4 ст. 374 Кодекса не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 г. в качестве основных средств.

Таким образом, объектом налогообложения по налогу на имущество организаций признается движимое имущество, учтенное в бухгалтерском учете в составе основных средств по состоянию на 1 января 2013 г., а также н! едвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Особенности определения налоговой базы в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) определены ст. 377 Кодекса, на основании которой участники договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) исчисляют и уплачивают налог на имущество организаций самостоятельно с учетом условий договора на основании сведений, представляемых лицом, ведущим учет общего имущества товарищей.

На основании п. 1 ст. 377 Кодекса налоговая база в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) определяется исходя из остаточной стоимости признаваемого объектом налогообложения имущества, внесенного налогоплательщиком по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), а также исходя из остаточной стоимости иного признаваемого объектом налогообложения имущ! ества, приобретенного и (или) созданного в процессе совместной деятельности, составляющего общее имущество товарищей, учитываемого на отдельном балансе товарищества участником договора товарищества, ведущим общие дела. Каждый участник договора простого товарищества производит исчисление и уплату налога в отношении признаваемого объектом налогообложения имущества, переданного им в совместную деятельность. В отношении имущества, приобретенного и (или) созданного в процессе совместной деятельности, исчисление и уплата налога производятся участниками договора товарищества пропорционально стоимости их вклада в общее дело.

Лицо, ведущее учет общего имущества товарищей, обязано для целей налогообложения сообщать не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, каждому налогоплательщику - участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) сведения об остаточной стоимости имущества, составляющего общее имущество товарищей, на 1-е число каждого месяца соответствующего отчетного периода и о доле каждого уч! астника в общем имуществе товарищей (п. 2 ст. 377 Кодекса).

Согласно п. 10 Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 20/03 "Информация об участии в совместной деятельности", утвержденного Приказом Минфина России от 24.11.2003 N 105н, ведение бухгалтерского учета хозяйственных операций, связанных с выполнением договора, осуществляется каждым участником в общеустановленном порядке с учетом правил, установленных Положением по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" ПБУ 12/2010.

Пунктом 11 ПБУ 20/03 установлено, что данные об участии в совместной деятельности в части активов, обязательств, доходов и расходов у каждого участника формируют показатели бухгалтерской отчетности путем построчного суммирования аналогичных показателей.

Исходя из положений пп. "г" п. 22 ПБУ 20/03 организацией, являющейся участником договора о совместной деятельности, в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию стоимость активов, относящихся к совместной деятельности, включая ст! оимость движимого и недвижимого имущества, внесенного участником по дог овору простого товарищества (договору о совместной деятельности) и приобретенного и (или) созданного в процессе совместной деятельности, составляющего общее имущество товарищей.

С учетом изложенного при прекращении договора простого товарищества в 2013 г. и разделе между участниками общего имущества (основных средств), произведенного (приобретенного) в результате их совместной деятельности, в отношении указанного имущества (в том числе движимого имущества) налог на имущество организаций уплачивается каждым участником в общеустановленном порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 27 сентября 2013 г. N 03-05-05-01/40174

Вопрос:

О налогообложении НДС реализации важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники отечественного и зарубежного производства на территории РФ.

Ответ:

В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается реализация на территории Российской Федерации важнейшей и жизненно-необходимой медицинской техники отечественного и зарубежного производства по Перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации. Перечень такой техники с указанием кодов по классификации ОК 005-93 (ОКП) утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 N 19.

Пунктом 1 Примечаний к указанному Перечню предусмотрено, что к перечисленной в данном Перечне медицинской технике относится медицинская техника отечественного и зарубежного производства, имеющая регистрационное удостоверение, выданное в установленном Минздравом России порядке.

Согласно пп. 5.5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 323, полномочия! по осуществлению государственной регистрации медицинских изделий возложены на данный федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Минздрава России.

Таким образом, освобождение от налога на добавленную стоимость при реализации медицинской техники применяется при наличии регистрационного удостоверения, выданного в установленном порядке с указанием кодов ОКП, предусмотренных Перечнем, утвержденным указанным Постановлением Правительства Российской Федерации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 20 сентября 2013 г. N 03-07-07/38972

Вопрос:

Об определении налоговой базы по НДС при получении субсидий из федерального бюджета управляющими компаниями особых экономических зон.

Ответ:

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 162 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы денежных средств, полученных в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

В связи с этим денежные средства, не связанные с оплатой товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, в налоговую базу не включаются.

Согласно п. 2 Правил предоставления в 2013 г. субсидий из федерального бюджета управляющим компаниям особых экономических зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 524, субсидии управляющим компаниям предоставляются на возмещение затрат, связанных с содержанием объектов энергетической инфраструктуры, транспортной инфраструктуры и дорожного хозяйства, таможенной инфраструктуры,! объектов коммунальной инфраструктуры, объектов гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, объектов благоустройства и социальной инфраструктуры, созданных в соответствии с соглашением о создании особой экономической зоны, а также затрат, связанных с выполнением работ (оказанием услуг), осуществляемых в целях реализации соглашений об управлении особой экономической зоной.

Таким образом, денежные средства в виде субсидий, получаемые на возмещение затрат по приобретению товаров (работ, услуг), в налоговую базу не включаются, поскольку указанные денежные средства не связаны с оплатой реализуемых товаров (работ, услуг). При этом следует отметить, что в случае оплаты указанных товаров (работ, услуг) за счет средств, выделенных из федерального бюджета, суммы налога на добавленную стоимость вычету не подлежат, поскольку принятие к вычету (возмещению) налога, оплаченного за счет средств федерального бюджета, приведет к повторному возмещению налога из бюджета. Поэтому суммы ! налога на добавленную стоимость, ранее принятые к вычету по таким товарам (работам, услугам), следует восстановить на основании пп. 6 п. 3 ст. 170 Кодекса.

В случае если субсидии получены организацией в качестве оплаты реализуемых этой организацией товаров (работ, услуг), то налог на добавленную стоимость в отношении таких субсидий исчисляется в общеустановленном порядке. При этом суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг) производственного назначения, принимаются к вычету в общеустановленном порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 18 сентября 2013 г. N 03-07-11/38616

Вопрос:

Организация по цене более 2 млрд руб. приобрела 100% доли в уставном капитале ООО. В собственности ООО находился расположенный на территории России земельный участок, стоимость которого в налоговом учете ООО составляла около 1 млрд руб. (более 99% от общей стоимости (остаточной стоимости) имущества ООО).

Организация как единственный участник приняла решение о ликвидации ООО. После расчетов с кредиторами земельный участок в соответствии с гражданским законодательством перешел в собственность организации. Рыночная стоимость участка на момент его передачи организации составляла около 2 млрд руб., что подтверждено отчетом независимого оценщика.

В настоящее время организация является застройщиком и осуществляет строительство многоквартирного жилого дома на данном участке. Строительство ведется с привлечением средств дольщиков на основании Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных об! ъектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" с заключением договоров участия в долевом строительстве. После завершения строительства и получения разрешения на ввод дома в эксплуатацию квартиры будут передаваться дольщикам по актам приема-передачи для оформления в собственность.

На основании ст. 36 ЖК РФ с момента государственной регистрации права собственности на квартиру к собственнику переходит также доля в праве собственности на общее имущество многоквартирного дома, в том числе на земельный участок, на котором расположен данный дом.

Условиями договоров предусмотрена компенсация затрат застройщика на организацию строительства, включая приобретение земельного участка.

В данной ситуации затратами организации на приобретение земельного участка являются расходы, понесенные при приобретении доли в уставном капитале ООО, пропорционально доле стоимости земельного участка в налоговом учете ООО на дату прио! бретения организацией доли в уставном капитале ООО.

По окончании строительства организация зарегистрирует право собственности на те квартиры в построенном доме, в отношении которых не будут заключены договоры участия в долевом строительстве. Затем организация планирует продавать данные квартиры по договорам купли-продажи.

1. Возникает ли у организации доход, облагаемый налогом на прибыль, при получении земельного участка в результате ликвидации ООО?

2. Вправе ли организация при исчислении налога на прибыль учесть расходы на приобретение доли в уставном капитале ООО в составе затрат на строительство, возмещаемых участниками долевого строительства?

3. По какой стоимости в целях налога на прибыль принимается доля в праве собственности на земельный участок, пропорциональная общей площади квартир, право собственности на которые зарегистрирует организация?

4. Вправе ли организация при продаже квартир учитывать стоимость земельного участка в расхо дах по налогу на прибыль?

Ответ:

1. В соответствии с п. 2 ст. 277 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при ликвидации общества с ограниченной ответственностью и распределении его имущества доходы налогоплательщика-участника определяются исходя из рыночной цены получаемого им имущества (имущественных прав) на момент получения данного имущества за вычетом фактически оплаченной (вне зависимости от формы оплаты) этим участником стоимости доли.

Таким образом, если рыночная стоимость имущества на момент получения участником не превышает оплаченные расходы участника на приобретение доли, то дохода, облагаемого налогом на прибыль организаций, не возникает.

2. В соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 Кодекса к средствам целевого финансирования, не учитываемым в составе доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, относится имущество, полученное в виде аккумулированных на счетах организации-застройщика средств дольщиков и (или) инвесторов.

Налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Расходы, произведенные в рамках целевого финансирования, в составе расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются.

Согласно ст. 18 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" денежные средства, уплачиваемые участниками долевого строительства по договору, подлежат использованию застройщиком только для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в частности, в целях в! озмещения затрат на приобретение, в том числе оформление, права собственности или права аренды, права субаренды на земельные участки, на которых осуществляется строительство (создание) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Если застройщик получил земельный участок в собственность в результате ликвидации общества с ограниченной ответственностью, единственным участником которого являлся застройщик, то затратами на приобретение земельного участка для застройщика, будут в том числе расходы, понесенные им при приобретении доли в уставном капитале указанного общества.

Согласно ст. ст. 36, 37 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорционал ьна размеру общей площади указанного помещения.

Таким образом, ! в случае возмещения затрат застройщика на приобретение долей в уставном капитале общества, в результате ликвидации которого в собственность застройщика был передан земельный участок, используемый для строительства многоквартирного жилого дома, данные затраты в части, пропорциональной доле участников долевого строительства, заключивших с застройщиком договоры участия в долевом строительстве, в праве собственности на земельный участок, являются для застройщика расходами, произведенными в рамках целевого финансирования (как затраты на приобретение земельного участка). В связи с этим указанные затраты не учитываются застройщиком в целях налогообложения прибыли.

3. Учитывая установленный ст. 277 Кодекса порядок оценки стоимости распределяемого ликвидируемым обществом имущества, налогоплательщик вправе принять указанное имущество (в т.ч. земельный участок) к налоговому учету по стоимости, равной рыночной стоимости имущества на дату его получения.

В том случае, если ! на земельном участке построен жилой дом, на строительство которого заст ройщик привлекал денежные средства участников долевого строительства в порядке, установленном Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", то к налоговому учету застройщик принимает долю в праве собственности на земельный участок пропорционально размеру общей площади помещений, право собственности на которые зарегистрировано за застройщиком.

4. Согласно ст. 38 Кодекса товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 268 Кодекса при реализации прочего имущества (за исключением ценных бумаг, продукции собственного производства, покупных товаров) налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на цену приобретения (создания) этого имущества, а также на сумму расходов, указанных в абз. 2 п. 2 ст. 254 Кодекса.

При реализ! ации застройщиком по договору купли-продажи квартир в построенном им многоквартирном доме с переходом права собственности на указанные квартиры покупателю переходит и право собственности на соответствующую часть земельного участка, на котором расположен данный дом.

Учитывая изложенное, при реализации застройщиком квартиры в построенном им многоквартирном доме доходы от реализации указанной квартиры уменьшаются на определенную по данным налогового учета застройщика стоимость доли в праве собственности на земельный участок, на котором расположен данный дом, размер которой пропорционален общей площади квартиры.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 августа 2013 г. N 03-03-06/1/32297

Вопрос:

О применении налогового вычета по НДС, если счет-фактура выставлен в одном налоговом периоде, а получен в другом налоговом периоде.

Ответ:

Согласно п. 2 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1137, счета-фактуры, полученные от продавцов и зарегистрированные в ч. 2 журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, регистрируются в книге покупок по мере возникновения права на налоговые вычеты в порядке, установленном ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Положениями указанной статьи Кодекса предусмотрено, что вычеты налога на добавленную стоимость производятся только при наличии счетов- фактур.

Таким образом, в случае если счет-фактура выставлен продавцом в одном налоговом периоде, а получен покупателем в следующем налоговом периоде, то вычет суммы налога следует производить в том налоговом периоде, в котором счет-фактура фактически получен.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 июля 2013 г. N 03-07-14/26426

Вопрос:

О налогообложении НДС компенсации за спецодежду, удерживаемой из зарплаты работников при их увольнении в связи с оставлением у них спецодежды.

Ответ:

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) операции по реализации товаров на территории Российской Федерации признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Согласно п. 1 ст. 39 Кодекса к реализации товаров относится передача права собственности на товары на возмездной основе.

Таким образом, если работником по согласованию с организацией спецодежда не возвращается, то право собственности на спецодежду переходит к работнику. Поэтому такую передачу права собственности на спецодежду для целей применения налога на добавленную стоимость следует рассматривать как операцию по реализации спецодежды, подлежащую налогообложению этим налогом в общеустановленном порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 июля 2013 г. N 03-07-11/26420

Вопрос:

Об исчислении земельного налога при отсутствии кадастровой стоимости земельного участка на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Ответ:

В соответствии с п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговым кодексом не предусмотрены особенности определения налоговой базы в случае изменения характеристик земельного участка в течение налогового периода.

В связи с этим налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, если не произошло изменения результатов государственной кадастровой оценки земель вследствие исправления технических ошибок или судебного решения.

В то же время Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 06.11.2012 N 7701/12 ! указал, что отсутствие в гл. 31 Налогового кодекса нормы, регулирующей определение налоговой базы по земельному налогу при изменении вида разрешенного использования земельных участков, не препятствует налогоплательщику исчислять земельный налог с учетом кадастровой стоимости, рассчитанной за соответствующий период исходя из измененного вида разрешенного использования.

Согласно п. 13 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случае, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей налогообложения применяется нормативная цена земли.

Необходимость применения нормативной цены земли при отсутствии кадастровой стоимости земельного участка для целей исчисления земельного налога подтверждается судебной практикой (п. 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54).

Таким образом, учитывая положения п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской! Федерации, а также п. 13 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, в случае отсутствия сведений о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, в целях установления налоговой базы по земельному налогу в данном налоговом периоде применяется нормативная цена земли, если она утверждена в установленном порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 19 июня 2013 г. N 03-05-06-02/22924

Вопрос:

О налогообложении налогом на прибыль денежных средств, полученных ТСЖ, ЖСК из бюджета на капитальный ремонт многоквартирных домов, а также отчислений членов ТСЖ на формирование резерва на проведение ремонта общего имущества.

Ответ:

В соответствии с п. 1 ст. 248 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходы организаций подразделяются на доходы от реализации и внереализационные доходы.

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы, указаны в ст. 251 Кодекса.

Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде средств бюджетов, выделяемых осуществляющим управление многоквартирными домами товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах, на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

Таким образом, денежные средства, полученные товариществами собственников жил! ья, жилищными, жилищно-строительными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями из бюджета на капитальный ремонт многоквартирных домов в рамках реализации указанного Федерального закона, не включаются в налоговую базу по налогу.

Средства ТСЖ состоят, в частности, из обязательных платежей, вступительных и иных взносов членов товарищества (ст. 151 Жилищного кодекса РФ).

На основании пп. 1 п. 2 ст. 251 Кодекса к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, отчисления на формирование в установленном ст. 324 Кодекса порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые ! производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.

Таким образом, товарищество собственников жилья при определении налоговой базы не учитывает отчисления на формирование резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья его членами.

При этом согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 Кодекса к средствам целевого финансирования относится имущество в виде средств собственников помещений в многоквартирных домах, поступающих на счета осуществляющих управление многоквартирными домами товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций на финансирование проведения ремонта, капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 3 июня 2013 г. N 03-03-! 06/4/200113

Вопрос:

Об учете страховой медицинской организацией - участником ОМС процентов, начисленных банком на остаток денежных средств на расчетном счете, для целей налога на прибыль.

Ответ:

Согласно п. 6 ст. 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам.

В соответствии с п. 1 ст. 294.1 НК РФ к доходам страховых медицинских организаций - участников обязательного медицинского страхования, осуществляющих обязательное медицинское страхование, кроме доходов, предусмотренных ст. ст. 249 и 250 НК РФ, относятся в том числе средства, перечисляемые территориальными фондами обязательного медицинского страхования в соответствии с договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования и предназначенные на расходы на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию, и средства, являющиеся вознаграждением за выполнение действий, предусмотренных указанным договором.

Таким образом, доход стра! ховой медицинской организации в виде процентов, начисленных банком на остаток денежных средств, находящихся на расчетном счете страховой медицинской организации, подлежит отражению в составе доходов, учитываемых для целей налогообложения.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 ноября 2013 г. N 03-03-06/3/50730

Вопрос:

Об учете банком в доходах по налогу на прибыль санкций за нарушение условий кредитного договора.

Ответ:

В соответствии с п. 6 ст. 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе внереализационных доходов.

Особенности определения доходов банков в виде процентов установлены ст. 290 НК РФ.

Пунктом 6 ст. 271 НК РФ установлено, что при применении метода начисления по договорам займа и иным аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги), срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, в целях гл. 25 НК РФ доход признается полученным и включается в состав соответствующих доходов на конец месяца соответствующего отчетного периода.

В соответствии с п. 1 ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается о! пределенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.01.1999 N 5635/98, повышенные проценты, взыскиваемые за нарушение заемщиком тех или иных условий кредитного договора, в той части, которая превышает процент, установленный договором за пользование кредитом, являются санкциями.

Доходы в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм возмещения убытков (ущерба) учитываются в составе внереализационных доходов на основании п. 3 ст. 250 НК РФ и признаются в налоговом учете на дату их признания должником либо дату вступления в законную силу решения суда (пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Таким образом, доход в виде санкций за нару! шение условий кредитного договора для целей налогообложения налогом на прибыль организаций учитывается в составе внереализационных доходов в соответствии с п. 3 ст. 250 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 ноября 2013 г. N 03-03-06/2/50749

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2014 ЗАО КонсультантПлюс
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

Выпуски за другие дни

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


В избранное