Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 26.07.2013


Вопросы и ответы

 

Простой и быстрый поиск в КонсультантПлюс

Найти всю необходимую информацию по своему вопросу в КонсультантПлюс очень просто. Поиск в КонсультантПлюс учитывает профессиональную лексику, распространенные сокращения (например, упрощенка, больничный, УСНО) и дает точный и надежный результат. Вы получаете только актуальную и проверенную информацию! 

Подробнее

Консультации по бухучету и налогообложению от 26.07.2013

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Каширская Е.В.

Вопрос:

Вправе ли организации, осуществляющие производство хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения, применять ПСН?

Ответ:

В соответствии с п. 1 ст. 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) патентная система налогообложения устанавливается Кодексом, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и применяется на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

Применение патентной системы налогообложения Кодексом предусмотрено только для индивидуальных предпринимателей. Организации не вправе применять патентную систему налогообложения.

Перечень видов деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, установлен п. 2 ст. 346.43 Кодекса.

Согласно пп. 21 п. 2 ст. 346.43 Кодекса патентная система налогообложения может применяться в отношении прочих услуг производственного характера, к которым относятся: услуги по переработке сельскохозяйственных продуктов и даров леса, в том числе по помолу зерна, обдирке круп, переработке маслосемян, изготовлению и копчению колбас, переработке картофеля, переработке давальческой мытой шерсти на трикотажную пряжу, выделке шкур животных, расчесу шерсти, стрижке домашних животных, ремонту и изготовлению бондарной посуды и гончарных изделий, защите садов, огородов и зеленых насаждений от вредителей и болезней; изготовление валяной обуви; изготовление сельскохозяйственного инвентаря из материала заказчика; граверные работы по металлу, стеклу, фарфору, дереву, керамике; изготовление и ремонт деревянных лодок; ремонт игрушек; ремонт туристского снаряжения и инвентаря; услуги по вспашке огородов и распиловке дров; услуги по ремонту и изготовлению очковой оптики; изготовление и печатание визитных карточек и пригласительных билетов на семейные торжества; переплетные, брошюровочные, окантовочные, картонажные работы; зарядка газовых баллончиков для сифонов, замена элементов питания в электронных часах и других приборах.

Производство хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения в вышеуказанный перечень прочих услуг производственного характера не включено.

Исходя из этого индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения, не вправе применять патентную систему налогообложения.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 4 июля 2013 г. N 03-11-10/25814

Вопрос:

Вправе ли налоговый орган в соответствии со ст. 76 НК РФ приостановить расходные операции по счетам налогоплательщика-организации в банке, если в представленной декларации по земельному налогу указан неверный КПП?

Ответ:

Согласно п. 3 ст. 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) решение о приостановлении операций налогоплательщика- организации по счетам в банке может приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение десяти дней по истечении установленного срока для представления такой декларации.

Административным регламентом Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденным Приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н, урегулированы административные процедуры по приему налоговых деклараций, а также основания для отказа в их приеме (п. 28), в том числе в случае представления налоговой декларации в налоговый орган, в компетенцию которого не входит ее прием.

Как следует из рассматриваемого вопроса и пояснений к нему, налоговая декларация по земельному налогу, в которой неправильно указан КПП налогоплательщика, представлена на бумажном носителе по почте в налоговый орган, в компетенцию которого входит прием этой налоговой декларации.

В этом случае указанная ошибка не является основанием для отказа в приеме налоговой декларации и приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке в соответствии с п. 3 ст. 76 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 4 июля 2013 г. N 03-02-07/1/25589

Вопрос:

Работник организации - иностранный гражданин уволился 31 января 2013 г. На момент увольнения являлся налоговым резидентом РФ. При окончательном расчете работника НДФЛ удержан по ставке 13%.

В организации в июне 2013 г. планируется выплата премии по итогам 2012 г.

По какой ставке необходимо исчислить и удержать НДФЛ с премии, если на момент выплаты пребывание на территории РФ иностранным гражданином документально не подтверждено с 1 февраля 2013 г.?

Ответ:

Как указывается в рассматриваемом вопросе, бывшему сотруднику организации - иностранному гражданину, который на момент увольнения 31.01.2013 являлся резидентом Российской Федерации, в июне 2013 г. выплачена премия по итогам работы за 2012 г. На момент выплаты премии пребывание на территории Российской Федерации иностранным гражданином документально не подтверждено.

В соответствии с п. 1 ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Пунктом 2 ст. 207 Кодекса установлено, что налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

В случае если срок нахождения физического лица на территории Российской Федерации за 12 месяцев, предшествующих дате выплаты премии (в данном случае июнь 2013 г.), будет составлять более 183 дней, данный иностранный гражданин будет являться налоговым резидентом Российской Федерации и его доходы от источников в Российской Федерации, полученные от российской организации, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13 процентов.

Если физическое лицо на дату получения премии не будет признаваться налоговым резидентом Российской Федерации, в том числе в связи с отсутствием документов, подтверждающих его фактическое нахождение в Российской Федерации в течение 183 дней, то его доходы от источников в Российской Федерации подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 30 процентов в соответствии с положением п. 3 ст. 224 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 3 июля 2013 г. N 03-04-06/25406

Вопрос:

Организация с 11.07.2012 в отношении одного из видов своей деятельности (услуг автосервиса) применяет систему налогообложения в виде ЕНВД.

Расходы организации, применяющей ОСН и систему налогообложения в виде ЕНВД, при невозможности их разделения определяются пропорционально доле доходов организации от деятельности, переведенной на уплату ЕНВД, в ее общем доходе по всем видам деятельности.

Каким образом распределяются общехозяйственные расходы, если организация уплачивает налог на прибыль и применяет систему налогообложения в виде ЕНВД не с начала календарного года: исходя из выручки, рассчитанной нарастающим итогом с начала календарного года, или в процентном отношении от выручки, полученной с момента применения системы налогообложения в виде ЕНВД?

Какое количество работников организация должна указывать в налоговых декларациях по ЕНВД: всю численность работников или только численность работников, занятых в деятельности, облагаемой ЕНВД?

Ответ:

Статьей 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности применяется по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении видов предпринимательской деятельности, определенных в п. 2 ст. 346.26 Кодекса.

Подпунктом 3 п. 2 ст. 346.26 Кодекса определено, что на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности могут переводиться налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств.

В соответствии с п. 7 ст. 346.26 Кодекса налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности, иные виды предпринимательской деятельности, исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными Кодексом.

Согласно п. 9 ст. 274 Кодекса налогоплательщики, переведенные по отдельным видам деятельности на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с гл. 26.3 Кодекса, ведут раздельный учет доходов и расходов по разным налоговым режимам. В случае невозможности разделения расходов при исчислении налоговой базы по налогам, исчисляемым по разным налоговым режимам, эти расходы распределяются пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных при применении указанных налоговых режимов.

При этом необходимо иметь в виду следующее.

Налогоплательщиками, применяющими общий режим налогообложения, при определении объекта налогообложения доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав учитываются в соответствии со ст. 249 Кодекса, а внереализационные доходы - в соответствии со ст. 250 Кодекса. Не учитываются доходы, перечисленные в ст. 251 Кодекса.

Организации по видам предпринимательской деятельности, переведенным на уплату единого налога на вмененный доход, не освобождены от ведения бухгалтерского учета.

При совмещении различных режимов налогообложения организациям, являющимся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, рекомендуется определять доходы по видам предпринимательской деятельности, переведенным на уплату указанного налога, на основании данных бухгалтерского учета с учетом положений ст. ст. 249, 250 и 251 Кодекса.

В связи с тем что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций доходы определяются нарастающим итогом с начала года (п. 7 ст. 274 Кодекса), доходы по видам предпринимательской деятельности, переведенным на уплату единого налога на вмененный доход в порядке, указанном выше, также целесообразно определять нарастающим итогом с начала года.

Поскольку организация начала осуществлять новый вид деятельности, облагаемый единым налогом на вмененный доход, с июля 2012 г., то распределение общехозяйственных расходов между видами деятельности также следует производить с июля 2012 г. При этом доходы, получаемые в рамках общего режима налогообложения, в целях распределения общехозяйственных расходов между видами деятельности также следует учитывать с июля 2012 г., в котором произошло совмещение двух налоговых режимов.

Пунктом 3 ст. 346.29 Кодекса определено, что для исчисления суммы единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сфере оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств используется физический показатель "количество работников, включая индивидуального предпринимателя".

Статьей 346.27 Кодекса установлено, что под количеством работников понимается средняя за каждый календарный месяц налогового периода численность работающих с учетом всех работников, в том числе работающих по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско- правового характера.

В соответствии с п. 7 ст. 346.26 Кодекса налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств и иную предпринимательскую деятельность, должны вести раздельный учет работников, занятых в предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, и работников, занятых в иных видах деятельности, облагаемых в соответствии с иными режимами налогообложения.

Если в предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, и в иной предпринимательской деятельности участвуют одни и те же работники, то есть раздельный учет работников по видам деятельности обеспечить невозможно, то при исчислении единого налога на вмененный доход учитывается общая численность работников по всем видам деятельности, включая индивидуального предпринимателя.

Порядок распределения численности работников административно-управленческого и общехозяйственного персонала при осуществлении нескольких видов предпринимательской деятельности, по одному из которых уплачивается единый налог на вмененный доход и в качестве физического показателя используется "количество работников, включая индивидуального предпринимателя", Кодексом не определен.

В связи с этим при оказании услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, облагаемых единым налогом на вмененный доход, и при осуществлении предпринимательской деятельности, налогообложение которой осуществляется в рамках иного (например, общего) режима налогообложения, для расчета суммы единого налога на вмененный доход следует учитывать общее количество работников, занятых оказанием данных услуг, включая численность работников административно-управленческого и общехозяйственного персонала.

Рассчитываемая в установленном порядке численность работников, занятых предпринимательской деятельностью, облагаемой единым налогом на вмененный доход, указывается в декларации по данному налогу по строкам 050 - 070 в каждом месяце налогового периода.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 2 июля 2013 г. N 03-11-06/3/25138

Вопрос:

В собственности ООО имеются транспортные средства. Некоторые из них зарегистрированы на обособленное подразделение, которое не имеет отдельного расчетного счета и выделенного баланса. Данные транспортные средства сданы ООО в аренду, и обособленное подразделение не использует их в своей деятельности.

Учитывается ли остаточная стоимость транспортных средств, зарегистрированных на обособленное подразделение, но сданных ООО в аренду, при определении доли налога на прибыль, приходящейся на это подразделение?

Ответ:

Особенности исчисления и уплаты налога налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения, установлены ст. 288 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 288 НК РФ уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику.

Указанные удельный вес среднесписочной численности работников и удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества определяются исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств указанных организаций и их обособленных подразделений за отчетный (налоговый) период.

При этом с учетом вышеизложенного амортизируемое имущество учитывается при определении удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества того обособленного подразделения, в котором это имущество фактически используется для получения дохода, вне зависимости от того, на балансе какого подразделения оно учитывается.

Необходимым показателем для определения доли прибыли обособленного подразделения является удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества обособленного подразделения в остаточной стоимости этого имущества в целом по организации.

Остаточная стоимость основных средств, числящихся в составе амортизируемого имущества, за отчетный (налоговый) период характеризуется показателем средней (среднегодовой) остаточной стоимости основных средств, относящихся к амортизируемому имуществу.

Средняя (среднегодовая) остаточная стоимость основных средств за отчетный (налоговый) период определяется аналогично порядку, изложенному в п. 4 ст. 376 НК РФ.

Таким образом, средняя (среднегодовая) остаточная стоимость амортизируемых основных средств рассчитывается в целом по налогоплательщику и отдельно по обособленному подразделению. На основании этих данных определяется удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества обособленного подразделения.

Согласно п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом в целях исчисления налога на прибыль признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.

Учитывая изложенное, при расчете средней остаточной стоимости амортизируемого имущества, приходящегося на долю обособленного подразделения, учитывается амортизируемое имущество, используемое обособленным подразделением для осуществления деятельности и находящееся в собственности организации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 2 июля 2013 г. N 03-03-06/1/25274

Вопрос:

О принятии к вычету сумм НДС на основании счетов-фактур, не подписанных главным бухгалтером в связи с отсутствием такой должности в штате организации-поставщика.

Ответ:

В соответствии с п. 2 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету при выполнении требований, установленных п. п. 5, 5.1 и 6 данной статьи.

Пунктом 6 указанной статьи Кодекса установлено, что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.

Согласно абз. 2 п. 2 ст. 169 Кодекса ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 2 июля 2013 г. N 03-07-09/25296

Вопрос:

Организация применяет УСН с объектом налогообложения "доходы".

Организация считает, что при исчислении доходов в целях определения возможности применения УСН (п. 4 ст. 346.13 НК РФ) учитываются доходы, фактически полученные налогоплательщиком в налоговом (отчетном) периоде. При этом суммы, начисленные контрагентам в налоговом (отчетном) периоде, но фактически не полученные, не должны учитываться в доходах до момента их оплаты.

Правомерна ли позиция организации?

Ответ:

В соответствии с п. 4 ст. 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и пп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 Кодекса, превысили 60 млн руб., такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущено указанное превышение.

Согласно п. 1 ст. 346.15 Кодекса налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитываются доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Кодекса.

Статьей 249 Кодекса установлено, что доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

При этом выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

В соответствии с п. 1 ст. 346.17 Кодекса в целях гл. 26.2 Кодекса датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).

В связи с этим в целях применения положений п. 4 ст. 346.13 Кодекса учитываются доходы, фактически поступившие налогоплательщику за отчетный (налоговый) период.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 1 июля 2013 г. N 03-11-06/2/24984

Вопрос:

Согласно п. 5 ст. 346.45 НК РФ патент выдается по выбору индивидуального предпринимателя на период от одного до двенадцати месяцев включительно в пределах календарного года.

Пунктом 4 ст. 346.45 НК РФ перечислены основания для отказа налоговым органом в выдаче ИП патента.

Исходя из вышеизложенного налоговый орган не вправе отказать в выдаче патента ИП в связи с применением ИП УСН при осуществлении предпринимательской деятельности.

Вправе ли ИП в течение календарного года перейти с УСН на ПСН?

Ответ:

Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) не содержит запрета на совмещение налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения. В этой связи индивидуальный предприниматель - налогоплательщик упрощенной системы налогообложения вправе в течение календарного года перейти на патентную систему налогообложения по отдельным видам предпринимательской деятельности, в отношении которых она введена законом субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 346.23 Кодекса налогоплательщики - индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, представляют по итогам налогового периода (календарного года) налоговую декларацию в налоговый орган по месту жительства. Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением патентной системы налогообложения, не представляется (ст. 346.52 Кодекса).

Таким образом, если индивидуальный предприниматель - налогоплательщик упрощенной системы налогообложения в течение календарного года переходит на патентную систему налогообложения, то есть совмещает два указанных специальных налоговых режима, он обязан представить налоговую декларацию по упрощенной системе налогообложения, в которой доходы определяются без учета доходов от предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется патентная система налогообложения.

При этом в соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 346.13 и абз. 5 п. 6 ст. 346.45 Кодекса, в случае если налогоплательщик применяет одновременно патентную систему налогообложения и упрощенную систему налогообложения, при определении величины доходов от реализации для целей соблюдения ограничения, установленного указанными пунктами, учитываются доходы по обоим указанным специальным налоговым режимам.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 1 июля 2013 г. N 03-11-12/24977

Вопрос:

Индивидуальный предприниматель (далее - ИП) получил патент на период с 1 февраля 2013 г. по 31 декабря 2013 г. В срок до 25 февраля 2013 г. ИП уплатил 1/3 стоимости патента, а до 30 ноября 2013 г. ИП необходимо уплатить 2/3 стоимости патента. С 1 августа 2013 г. ИП планирует расширить торговые площади, одновременно увеличив численность наемных работников. Таким образом, в течение налогового периода ИП допустит несоответствие требованию, установленному п. 5 ст. 346.43 НК РФ, и утратит право на применение ПСН.

Может ли ИП перейти с ПСН на систему налогообложения в виде ЕНВД с 1 августа 2013 г. ? Если да, необходимо ли уплатить 2/3 стоимости патента?

Ответ:

Согласно п. 2 ст. 346.44 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) переход на патентную систему налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения индивидуальными предпринимателями осуществляется добровольно в порядке, установленном гл. 26.5 Кодекса. При применении патентной системы налогообложения индивидуальный предприниматель вправе привлекать наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера. При этом средняя численность наемных работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не должна превышать за налоговый период 15 человек по всем видам предпринимательской деятельности, осуществляемым индивидуальным предпринимателем (п. 5 ст. 346.43 Кодекса).

Подпунктом 2 п. 6 ст. 346.45 Кодекса установлено, что налогоплательщик считается утратившим право на применение патентной системы налогообложения и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, на который ему был выдан патент, в случае, если в течение налогового периода налогоплательщиком было допущено несоответствие требованию, установленному п. 5 ст. 346.43 Кодекса.

Таким образом, в том случае, если индивидуальный предприниматель получил патент на период с 1 февраля 2013 г. по 31 декабря 2013 г., но в течение данного налогового периода им было допущено вышеуказанное несоответствие, данный индивидуальный предприниматель считается утратившим право на применение патентной системы налогообложения и перешедшим на общий режим налогообложения с 1 февраля 2013 г.

При этом в соответствии с п. 8 ст. 346.45 Кодекса индивидуальный предприниматель обязан заявить в налоговый орган об утрате права на применение патентной системы налогообложения по основаниям, указанным в п. 6 ст. 346.45 Кодекса, и о переходе на общий режим налогообложения в течение 10 календарных дней со дня наступления обстоятельства, являющегося основанием для утраты права на применение патентной системы налогообложения.

Согласно п. 7 ст. 346.45 Кодекса суммы налогов, подлежащие уплате в соответствии с общим режимом налогообложения за период, в котором индивидуальный предприниматель утратил право на применение патентной системы налогообложения, исчисляются и уплачиваются индивидуальным предпринимателем в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Указанный индивидуальный предприниматель не уплачивает пени в случае несвоевременной уплаты авансовых платежей по налогам, подлежащим уплате в соответствии с общим режимом налогообложения в течение того периода, на который был выдан патент.

Сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая уплате за налоговый период, в котором индивидуальный предприниматель утратил право на применение патентной системы налогообложения в соответствии с п. 6 ст. 346.45 Кодекса, уменьшается на сумму налога, уплаченного в связи с применением патентной системы налогообложения.

Таким образом, если индивидуальный предприниматель утратил право на применение патентной системы налогообложения по основанию, предусмотренному п. 6 ст. 346.45 Кодекса, такой предприниматель за период, в котором им применялась патентная система налогообложения, обязан уплатить налоги в рамках общего режима налогообложения, от которых он был освобожден в соответствии с п. п. 10 и 11 ст. 346.43 Кодекса. При этом индивидуальный предприниматель вправе перейти на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого применялась патентная система налогообложения, после снятия с учета в качестве налогоплательщика патентной системы налогообложения, произведенного в порядке, установленном п. 8 ст. 346.45 и п. 3 ст. 346.46 Кодекса, при условии соблюдения ограничений, предусмотренных гл. 26.3 Кодекса.

Организации или индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на уплату единого налога на вмененный доход, подают в налоговые органы в течение пяти дней со дня начала применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности заявление о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика данного налога (п. 3 ст. 346.28 Кодекса).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 1 июля 2013 г. N 03-11-11/24969

Вопрос:

ООО заключило с ОАО трехлетний контракт на исполнение работ по государственному оборонному заказу по сервисному обслуживанию самолетов.

Указанным контрактом предусмотрено выполнение работ в три этапа:

- работы в 2011 г. должны быть выполнены и сданы до 15.11.2011;

- работы в 2012 г. должны быть выполнены и сданы до 15.11.2012;

- работы в 2013 г. должны быть выполнены и сданы до 15.11.2013.

На каждый год согласовывается перечень работ по сервисному обслуживанию самолетов (спецификация), в котором есть сноски и некоторые виды работ могут выполняться в течение 2 лет. Так, спецификацией на 2012 г. предусмотрено, что одна часть работ должна быть сдана в 2012 г. (до 15.11.2012), а вторая часть - в 2013 г., но не позже 15.11.2013.

ООО в целях исчисления налога на прибыль применяет метод начисления.

В связи с тем что предусмотрена поэтапная сдача работ, ООО в учетной политике для целей налогообложения определило следующий порядок учета доходов и расходов:

- доход от реализации работ признается при сдаче каждого этапа работ;

- прямые расходы признаются в том в отчетном (налоговом) периоде, в котором сдан соответствующий этап работы (то есть по мере реализации работы, в стоимости которой они учтены);

- косвенные расходы полностью признаются в том в отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы произведены (то есть в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода).

Правомерен ли такой порядок признания доходов и расходов от выполнения работ для целей налога на прибыль, если условиями заключенных договоров предусмотрена их поэтапная сдача?

Ответ:

Абзацем 2 п. 2 ст. 271 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что по производствам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом в случае, если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг), доход от реализации указанных работ (услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с принципом формирования расходов по указанным работам (услугам).

Согласно п. 3 ст. 271 Кодекса датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемая в соответствии с п. 1 ст. 39 Кодекса. В этой связи указанная дата определяется на момент перехода права собственности по результатам выполненных работ.

Таким образом, на основании п. 3 ст. 271 Кодекса в случае выполнения работ на основании договора, предусматривающего поэтапную сдачу работ заказчику, организация-исполнитель определяет доход от реализации таких работ по договору на соответствующие даты сдачи заказчику этапов выполненных работ в размере их договорной стоимости.

При этом отнесение возникших расходов к расходам текущего отчетного (налогового) периода осуществляется налогоплательщиком в общеустановленном порядке, то есть при методе начисления в соответствии со ст. ст. 272, 318 Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 318 Кодекса расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые и косвенные.

Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

К прямым расходам могут быть отнесены, в частности:

материальные затраты, определяемые в соответствии с пп. 1 и 4 п. 1 ст. 254 Кодекса;

расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;

суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.

К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 Кодекса, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

Пунктом 2 ст. 318 Кодекса предусмотрено, что прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со ст. 319 Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 319 Кодекса в случае, если отнести прямые расходы к конкретному производственному процессу по изготовлению данного вида продукции (работ, услуг) невозможно, налогоплательщик в своей учетной политике для целей налогообложения самостоятельно определяет механизм распределения указанных расходов с применением экономически обоснованных показателей.

При этом сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных Кодексом. В аналогичном порядке включаются в расходы текущего периода внереализационные расходы.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 28 июня 2013 г. N 03-03-06/1/24632

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2013 ЗАО КонсультантПлюс
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

Выпуски за другие дни

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


В избранное